ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 167.7+378 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10025
Изменение граней рациональности современного субъекта института образования
Усложнение динамики изменений общественных отношений как особенности современного социального развития существенным образом трансформирует сущностные характеристики как социальных структур института семьи, власти, образования, так и атрибутивных характеристик отдельных элементов социума — человека. Данная статья посвящена проблеме выявления современных характеристик и особенностей рациональности, в том числе профессиональной, современного субъекта института образования. В сравнительном анализе современных философских и педагогических разработок прослежено изменение понимания статуса рационального в характеристиках современного носителя общественных отношений. Рассмотрена роль образовательного пространства, современной системы образования, представляющей динамическую структуру и отражающую значимые изменения в коммуникационном поле в трансформации основных характеристик носителя общественных отношений. Разработана специальная методология, включающая структурный, системный подходы, принцип единства исторического и логического, законы диалектики, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, дающая возможность конкретизировать статус социального субъекта как многовариантного социального элемента, как субъекта образования и субъекта рынка трудовых ресурсов. Определены основные области исследования рациональности современного субъекта и выделены главные факторы, трансформирующие характер рациональности
Как цитировать статью: Ахметзянова М. П., Кузнецова Н. В. Изменение граней рациональности современного субъекта института образования // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 75-87.
М. П. Ахметзянова
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова
E-Mail: [email protected]
Marina P. Akhmetzyanova
PhD (Philosophy), Associate professor of the Chair of philosophy, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia
Н.В. Кузнецова
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова
E-mail: [email protected]
Nina V. Kuznetsova
PhD (Education), Associate professor, Associate professor of the Chair of management, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia
обучаемого в высшей школе. Раскрыты основные элементы новой профессиональной рациональности, включающие в себя не только область логического, критического, но и такие иррациональные компоненты, как профессиональная интуиция и креативность. Сформулированы риски сознательного отношения современного человека к миру и обоснована роль системы образования в минимизации негативных тенденций нового типа взаимодействия. Результаты исследования могут быть применены в образовательной деятельности для повышения эффективности процессов обучения.
Ключевые слова: рациональность, образование, субъект, институт образования.
Введение
Современное социальное развитие все более наглядно проявляет общую объективную онтологическую закономерность изменчивости: чем полней раскрывается сущность предмета, тем разнообразней становятся формы ее существования. В отличие от естественных процессов социальные движения в предельном основании всегда имеют единую основу. Они, так или иначе, сходятся в главной точке пересечения: в самом человеке. В этом аспекте наблюдаемые процессы нарастания глобальной интеграции, разветвление коммуникационных потоков — это логические грани раскрытия в мир такого феномена, как «человечество». Но вместе с тем следует признать, что современная социальная практика принципиально отлична от предыдущих периодов. На фоне привычных форм социальных отношений и взаимодействий в культуре происходит рождение новых институтов, инновационных экзистенциальных характеристик деятельности человека. Это существенным образом сказывается на процессах рефлексии. Так, в обыденной жизни наблюдаема переоценка ценностей, что детерминирует смену общих ориентиров социальной активности человека. В науке нарастает тенденция к детализации сущностных характеристик, что наблюдается в доминантах процессов углубления знания о сущности. В результате рациональность начинает строиться по принципу алгоритма соединения компонентов технического устройства и косвенным образом вступает в противоречие с идеалами постнеклассической науки. В обратном влиянии на обыденную жизнь наука начинает продуцировать из себя новые «онаученные» мифы, например, о рисках или, напротив, неограниченных возможностях искусственного интеллекта. Отсутствие
устойчивого основания в повседневности в результате неустойчивости аксиологической сферы и агрессивное внедрение в ее течение «технической» мифологии способно качественно менять условия состояния всей социальной сферы. Чаще всего это состояние сегодня характеризуется в негативных оценках. Вместе с тем негативная форма сознательного фактора социального закона деструктивна в формах его действия, так как сам закон является диалектическим механизмом взаимодействия сознательной воли и объективной закономерности. Получается герменевтическое повторение конфликтных ситуаций в практике социума, когда единичный конфликт через продуцирование новых конфликтных ситуаций не получает разрешения и просто возвращается к себе. Для разрыва сложившейся негативной практики необходимо от корректировки следствий перейти к поиску продуцирующих ситуацию причин.
Постановка проблемы
Эффективность развития любого общества напрямую зависит от уровня активности его субъектов. Наибольшую ответственность за трансформации субъектного фактора несет институт образования [1]. Такая причина лежит в основании социальных коммуникаций, следовательно, напрямую связана с трансформациями самого носителя этих коммуникаций. Субъект культуры, отражая и продуцируя новые формы, начинает конфликтовать с косностью социальных институтов. Являясь устойчивым социальным институтом и имея динамическую природу, система образования призвана должным образом регулировать распределительные отношения [9]. Следствием становится нарушение гармонии общественных взаимосвязей. В результате в аспектах теоретического анализа складывается проблемная ситуация, требующая междисциплинарного исследования. Наиболее конфликтна ситуация в сфере образования, так как данный институт культуры зеркально вбирает в себя специфику когнитивных способностей современного человека, включая процессы рефлексии. Одновременно в философской теории и в гуманитарных науках рационализация традиционно рассматривается в качестве сущностной родовой характеристики разумности человека. Такая ситуация позволяет предположить, что исследование граней трансформации рациональности современного субъекта позволит оптимизировать решение конфликтных ситуаций в социальной сфере. Одновременно будет происходить превращение трудовой деятельности
в образ жизни в виде максимальной синхронизации индивидуальных способностей и характера труда.
Целью данной статьи является определение основных характеристик рационального аспекта ориентации в мире носителя общественных отношений. В соответствии с данной целью социальный субъект конкретизирован в двух статусах — как субъект системы образования и как потенциальный элемент рынка трудовых ресурсов. Отсюда основной задачей определена минимизация рисков процессов подготовки будущих специалистов как игроков экономического рынка.
В достижении данной цели и при решении сформулированной задачи использованы следующие теоретические разработки современной социально-философской и педагогической теории. Рациональность как свойство человека, определяющее специфику его взаимодействия со средой, в отечественной философской и педагогической мысли традиционно рассматривается в области проблем научного знания, составляя в значительной степени основу современных вариантов теории игр [6]. В последнее время в этом направлении вновь актуализируется интерес к соотношению рациональности и многообразия неклассических логик. В частности, большой интерес представляет гипотеза соотношения паранепротиворечивой логики и рационального мышления как инновационного основания философии образования [8]. Доказательно обосновывается, что базисом рациональности могут быть не только классическая, но и неклассические логики, в частности, различные варианты паранепротиворечивой логики, а также временная и релевантная логики, логика со строгой импликацией и логика изменения. Следует отметить, что исследования сути некоторых из названных неклассических логик, их особенностей чаще всего предпринимались с целью определения возможности их использования в естественных и социальных науках и образовании. Вместе с тем обращение к проблемам рациональности требует учета всего философского опыта в разработке данной проблемы. Среди академической теоретической мысли в аспекте обозначенной проблемы представляют интерес работы М. Вебера с акцентом на роли рациональности как способа расчета средств по достижению выбранных целей, исследования адаптивного момента рациональности человека Л. Витгенштейна, анализ рациональности в процедуре градации вариантов выбора у Р. Карнапа.
Методология и методы исследования
В соответствии с поставленной целью в качестве объекта данного исследования определены существенные характеристики и активно деятельностный срез включенности современного социального субъекта в социум. Непосредственным предметом данного исследования выбрана рациональность как главная сущностная характеристика будущего специалиста экономического рынка, подготовку которого осуществляет система высшей школы. В применении метода от абстрактного к конкретному исходным теоретическим основанием исследования рациональности субъекта образования выбрана целостность гносеологических и социальных характеристик. В выделении факторов, главным образом трансформирующих такой феномен, как профессиональная рациональность, использован структурный подход. Это повышает эффективность использования процедур анализа и синтеза элементов педагогического и социального знания. Современный институт образования представляет собой единство педагогической теории, практики и эксперимента, что требует применения элементов системного подхода в решении поставленной задачи. В соответствии с ним субъект образования представлен как многовариативный социальный элемент. Выявленные риски развития навыка рационального осмысления мира у субъектов современной системы образования определены в системе альтернативных решений.
Результаты исследования
В решении обозначенной проблемы на основе теоретического анализа были определены следующие области исследования рациональности современного субъекта института образования: влияние на ее характер трансформации системы актуальных ценностей, прагматизации сознательности субъекта, процессов его непрерывного погружения в информационные и коммуникационные потоки. В соответствии с этим в каждой из областей доказательно выделены главные факторы, трансформирующие характер рациональности обучаемого в высшей школе специалиста.
Фактор 1: снижение ценности академического знания в фундаменте профессиональной компетентности будущего специалиста.
Рациональность социального субъекта, безусловно, детерминируется спецификой эпохи, в которой протекает его активность. Ее опредмечен-ные формы — знания и навыки, которые реализует и продуцирует субъ-
ект, отражают реальные экономические отношения, прежде всего, через конкретные структуры института образования. Социальная практика и сегодня полностью подтверждает данный аспект марксистской теории: базис действительно существенно влияет на надстройку. Однако современное социальное развитие также наглядно демонстрирует зависимость специфики рациональности от иерархической системы ценностей [5].
Аксиологическая составляющая культуры всегда наиболее подвижна, так как аккумулирует в себе оценочные стороны деятельности человека. Активность субъектного фактора современного социального развития разворачивается в пересечении двух противоположных объективных тенденций: глобализации, которая стремится нивелировать любые различия, и нарастании индивидуализации, что сохраняет уникальность каждого носителя общественных отношений. Вследствие измененной социальной среды меняется рынок трудовых ресурсов, что закономерно ставит новые задачи перед институтом образования. Происходит смена парадигмы образовательного процесса: новые образовательные стандарты высшей школы ориентированы не на получение знания, а на формирование комплекса компетенций. Нарастает сегмент индивидуальных траекторий обучения. Но помимо трансформации формы деятельности социальных институтов происходит существенное изменение содержания. Онтологически социальное содержание любого института или феномена в конечном счете детерминируется содержанием субъекта как носителя всех социальных коммуникаций. Поэтому логично предположить, что действительным основанием происходящего является принципиально новое понимание человеком собственной разумности. В частности, современная эпоха устойчиво ставит под сомнение безраздельное господство рациональности в постижении мира. При этом рациональность почти напрямую отождествляется с объемом и качеством научного знания. Объективные процессы в самой науке — смена характера проникновения в сущность, междисциплинарность исследований — объявляют «научный» разум неполным, с необходимостью требующим философского, общекультурного дополнения в попытках получения адекватного знания о мире, направленного на приближение к реальному процессу познания в целом, а также к реальным обучению и образованию [3; 4]. Как следствие, на практике в образовательных отношениях принципиально меняется понимание субъекта и объекта в образовании.
Субъект-объектные связи образовательного процесса могут быть
определены в двух срезах. Первый традиционный, когда субъект определяется через субъективность, а объект — как сфера накопленного соответствующего опыта в культуре, подлежащая усвоению, и второй — как форма субъект-субъектных отношений: обучаемый предстает как некий объект образования. Между этими границами возможно выделение еще целого ряда уровней субъект-объектных отношений в системе образования, и все они имеют тенденцию видоизменяться сегодня. Но во всех случаях обнаруживается одна общая закономерность: рациональная составляющая этих отношений у современного субъекта направлена не вовне, а ориентирована на процессы рефлексии. Другими словами, рациональность как способ постижения мира более не опредмечивается в некотором академическом багаже, а становится средством превращения объективного мира во внутреннюю субъективность человека. Из практики научной рациональности эта закономерность распространяется в практику образования как основной формы подготовки специалистов нового типа. Теперь ожидаемая профессиональная компетентность предполагает не только овладение определенным объемом знания и навыков, но и развитую профессиональную интуицию и креативность. Рациональность такого специалиста в качестве объективной платформы обязательно учитывает особенности виртуальной реальности, искусственного интеллекта. Условно можно констатировать, что социальная практика догоняет теоретические прогнозы. В частности, профессиональная рациональность как основание профессиональной деятельности специалиста с необходимостью включает не только логическую составляющую и связанные с ней определенные операции расчета, но и способность перехода от одних норм к другим на основании некоторой единой универсальной процедуры объяснения [7].
Фактор 2: доминанта прагматических характеристик рациональности будущего специалиста.
Снижение ценности академического знания сопровождается усилением прагматических характеристик, существенно влияющих на эффективность рациональности. В системе высшего образования начинает складываться новый критерий — качество skills. Последнее рассматривается не просто как навык или умение, а как некоторый универсальный синтез пользы и знания. Именно skills сегодня включают в себя взаимодействие внутренней и внешней среды. Доказательством служит SWOT-анализ востребованности качеств новых специалистов в общих
тенденциях развития рынка трудовых ресурсов. Слабые и сильные стороны внешнего и внутреннего проявления социальной среды напрямую коррелируются с характеристиками социального субъекта. И в этих процессах обнаруживают себя трансформации профессиональной рациональности будущего работника. Безусловно, в закономерностях рынка потенциальных трудовых ресурсов strengths — это формируемая через систему компетенций нарастающая мобильность специалиста в сфере деятельности, определяемая потребностью экономики данного региона. Обратной стороной становится отражение этой же мобильности в процессе развития видов отчуждения. На смену исторически обусловленному традиционному отчуждению деятельности от субъекта приходит отчуждение субъекта от деятельности. Деятельность как бы опережает специалиста и в этом аспекте неизбежно лишает его свободы, что составляет weaknesses.
Такая ситуация детерминирует необходимость адаптации компе-тентностной парадигмы подготовки специалистов в высшей школе. Дело в том, что изначально, при введении новых федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего образования акцентирование на доминанте компетенций над знаниями в процессах обучения предполагало развитие рациональности будущего специалиста как некоторой деятельностной установки [2]. Предполагаемая система формируемых гибких skills отражает это требование и отвечает требованиям глобальной мировой экономической среды. Однако глобально общее экономических процессов проявляется в конкретных региональных экономиках, которые, отражая общие тенденции изменений рынка экономики и рынка занятости, жестко регламентируют поле предлагаемых вакансий, детерминированных этими изменениями. Простая профессиональная гибкость skills не способна преодолеть этот социальный дисбаланс. Социальная практика получает негативный опыт в виде оттока активной части человеческого капитала из регионов при одновременном переполнении рынка трудовых ресурсов центра. Начинают формироваться риски скрытой безработицы, а в сфере образования снижается степень эффективности подготовки специалиста. Выходом может стать ориентация на единство генерации знания, образующего базу skills, с формированием реального навыка управления ими. В целях повышения инвестиционной привлекательности сферы образования процесс развития профессиональной рациональности
должен определяться единством hard и soft skills. Конкретным инструментарием, позволяющим будущему специалисту в анализе непосредственной практической потребности социальной структуры мобильно адаптировать свои умения, становится навык критического мышления. Именно оно способно стать центром новой профессиональной рациональности, суть которой должна состоять в умении подниматься над противоречиями, тем самым выделяя в проблемной ситуации реальную проблему. Определение специалистом действительной проблемы любой профессиональной сферы сегодня предполагает снятие узко профессионального анализа несоответствия имеющихся способов удовлетворения социальной потребности и возникшей потребности, не вписывающейся в систему прежних, с обязательной адаптацией этого знания к потребностям общества в целом. Другими словами, навык рационального осмысления профессиональной сферы деятельности с необходимостью должен включать в себя умение определять степень включенности как самого субъекта, так и объекта деятельности в структуру социальных отношений.
Фактор 3: детерминация профессиональной рациональности трансформациями умений оперирования с информацией.
Современная стадия социального развития может быть охарактеризована как общество разных видов коммуникации. Отсюда ценность рационального осмысления субъектом закономерностей функционирования экономического рынка и эффективность встраивания в существующие производственные отношения напрямую определяется способностью к выработке инновационной идеи в анализе имеющейся информации. Поэтому формируемая у будущего специалиста рациональность зависит от универсальности процедур модификации получаемой им информации. В аспекте рациональности основные риски подготовки будущего профессионала детерминируются нарушением логики обратного синтеза. Рациональность, апробированная сформированными компетенциями, ориентирована на анализ отдельных частей проблемной ситуации. Другими словами, ориентация на компетенции, а не на знания вырабатывает у будущего специалиста навык детальной фрагментации проблемы для понимания пути ее решения. Но лишение проблемы целостности не позволяет рационально сформулировать ее суть, в результате чего постановка тактических задач становится неопределенной. Если данная процедура становится доминантой, сопровождаясь отсутствием рефлек-
сии, то может развиться риск замены стратегических целей развития тактическими. Измененная форма рациональности, таким образом, приводит к тому, что в сфере профессиональной деятельности данное поведение субъекта образования с большой долей вероятности будет оценено как непрофессионализм.
Реальным механизмом сдерживания негативных последствий таких рисков является формирование нового типа профессиональной рациональности, ориентированной не на анализ имеющегося знания, а на конструирование нового. Критериями состояния рациональности должно стать владение специалистами стратегиями активного учения. Реальным способом развития профессиональной рациональности нового типа, в частности, выступает проектное обучение. Данная форма позволяет измерять интеллектуальные показатели специалистов, в том числе определять роль рефлексии в рациональном моделировании имеющейся ситуации.
Об изменении характера рациональности как формы оперирования информацией свидетельствуют и инновационные способы инкультурации современного социального субъекта. Например, активное вытеснение традиционной процедуры чтения погружением в буктрейлеры позволяет допустить, что новейшие медиатехнологии сегодня способны существенно влиять на характер рациональности современного социального субъекта. В частности, профессиональная рациональность вырастает в синтезе вербальных и аудиовизуальных элементов.
Заключение
Современное социальное развитие характеризуется усложнением общественных связей, что детерминирует появление социального субъекта нового типа, который может быть охарактеризован как коммуникативный. Постоянное поглощение субъекта информационным полем социума не только существенным образом меняет отношение самого человека к собственной разумности, но и объективно трансформирует механизмы и характер его рациональности. Одновременно превращение информационных и коммуникационных потоков в реальную силу общественного развития формирует потребность общества в сознательном формировании профессиональной рациональности нового типа.
Проведенное исследование убеждает в том, что такая рациональность с необходимостью включает в себя иррациональные элементы, среди
которых немаловажную роль играют профессиональная интуиция, креативность в оценивании ситуации. Переход высшей школы от приоритета академического знания в область формирования компетенций убеждает в том, что отождествление рациональности с навыком логического анализа существенно снижает ее ценность и в современных условиях сводит на нет эффективность рационального осмысления проблемы в профессиональной деятельности. Изменение общего характера деятельности современного человека позволяет условно охарактеризовать новый вид рациональности как фестивальный. Последнее акцентирует, что специалист в профессиональной сфере не является автономной единицей, а образует своеобразный кегль плавления образовательных программ, социальных проектов, конкурсов и так далее.
Профессиональная рациональность как показатель качества специалиста условно может быть охарактеризована как техногенная. Можно констатировать, что социальная практика демонстрирует поворот рациональности от «episteme» в область «techne». При этом следует признать, что эффективность профессиональной рациональности в современных условиях должна определяться единством hard и soft skills. В данном исследовании механизмом подлинного профессионального рационального осмысления проблемных ситуаций определен навык критического мышления. Развитие последнего неразрывно связано с развитием навыков рефлексии, которая устойчиво претендует на статус существенного свойства профессиональной рациональности.
Одновременно следует признать, что и измененная социальная среда, и трансформации рациональности формируют риски сознательного отношения современного человека к миру. Данное исследование особо отмечает значимость института образования в процессах их минимизации. В частности, риск замены целостности мировосприятия фрагментарностью система высшей школы может предотвратить через специально разработанную систему универсализации процедур модификации получаемой субъектом информации. При этом высшая школа сегодня должна обязательно учитывать измененные механизмы инкультурации будущих специалистов.
В целом, проведенное исследование доказательно показывает, что рациональность современного специалиста, подготовку которого ведет система высшего образования, существенно трансформирована. Соответственно, учет выявленных закономерностей способен суще-
ственно повысить эффективность процессов обучения. Очевидно, что наиболее эффективен будет навык профессиональной рациональности, который позволит будущему специалисту в решении конкретных проблем профессиональной деятельности формализировать реальность с учетом особенностей виртуальной действительности и технологий цифровизации экономических процессов.
Литература
1. Жилина В. А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59-65.
2. Касавин И. Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования / под ред. В. С. Швырева, Б. И. Пружинина. М.: ИФ РАН, 1995. С. 187-208.
3. МикешинаЛ. А. Субъект образования в контексте современной философии познания // Ценности и смыслы. 2016. № 4 (44). С. 10-21.
4. Микешина Л. А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
5. Патнэм Х. Разум,истинаиистория/пер.сангл.Т. А. Дмитриева,М.В. Лебедева. М.: Праксис, 2002. 296 с.
6. Попов В. В., Агафонова Т. П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.
7. Хюбнер К. Критика научного разума / пер. с нем. И. Т. Касавина. М.: ИФРАН; Бонн: Интер Национес, 1994. 326 с.
8. Яшин Б.Л. Рациональность и неклассические логики // Проблемы современного образования. 2018. № 1. С. 32-47.
9. Dimensions of Russian Education. М.: Center for Sociological Research, 2015. 644 p.
CHANGING THE ASPECTS OF RATIONALITY OF THE MODERN SUBJECT OF THE INSTITUTE OF EDUCATION
The complexity of the dynamics of changes in social relations as a feature of modern social development significantly transforms the essential characteristics of both the social structures of the institution of family, power, education, and the attribute characteristics of individual elements of society — a person. This article is devoted to the problem of identifying modern characteristics and features of rationality, including professional, of the modern subject of the Institute of education. The change in the understanding of the status of rational in the characteristics of the modern carrier of social relations is traced in the comparative analysis of modern philosophical and pedagogical developments. The article considers the role of the educational
space, a modern educational system that represents a dynamic structure and reflects significant changes in the communication field in the transformation of the main characteristics of the carrier of social relations. A special methodology was developed that includes structural, systemic approaches, unity of historical and logical, the laws of dialectics, the method of ascent from the abstract to the concrete, method of analysis and synthesis, enabling them to specify the status of the social subject as a multivariate social element, as a subject of education and the subject of the labour market. The main areas of research on the rationality of the modern subject are defined and the main factors that transform the character of the rationality of the student in higher school are highlighted. The main elements of the new professional rationality are revealed, including not only the field of logical and critical, but also such irrational components as professional intuition and creativity. The risks of a modern person's conscious attitude to the world are formulated and there is substantiated the role of the education system in minimizing the negative trends of a new type of interaction. The results of the research can be applied in educational activities to improve the effectiveness of learning processes.
Keywords: rationality, education, subject, institute of education.
References
• Dimensions of Russian Education. M.: Center for Sociological Research, 2015. 644 p.
• Hyubner K. Kritika nauchnogo razuma / per. s nem. I. T. Kasavin. M.: IFRAN; Bonn: Inter Naciones, 1994. 326 s. [In Rus].
• Kasavin I. T. O situaciyah problematizacii racional'nosti // Racional'nost' kak predmet filosofskogo issledovaniya / pod red. V. S. SHvyreva, B. I. Pruzhinina. M.: IF RAN, 1995. S. 187-208. [In Rus].
• Mikeshina L. A. Filosofiya nauki: Sovremennaya epistemologiya. Nauchnoe znanie v dina-mike kul'tury. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: ucheb. posobie. M.: Progress-Tradiciya: MPSI: Flinta, 2005. 464 s. [In Rus].
• Mikeshina L. A. Sub"ekt obrazovaniya v kontekste sovremennoj filosofii poznaniya // Cennosti i smysly. 2016. № 4 (44). S. 10-21. [In Rus].
• Patnem H. Razum, istina i istoriya/ per. s angl. T. A. Dmitrieva, M. V. Lebedeva. M.: Praksis, 2002. 296 s. [In Rus].
• Popov V. V., Agafonova T. P. Nauchnaya racional'nost' i racional'nost' v nauke // Filosofiya prava. 2012. № 5 (54). S. 86-90. [In Rus].
• Yashin B. L. Racional'nost' i neklassicheskie logiki // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2018. № 1. S. 32-47. [In Rus].
• Zhilina V. A. Kriticheskaya refleksiya kak klyuchevaya sostavlyayushchaya sovremennogo obrazovaniya // Voprosy filosofii. 2018. № 6. S. 59-65. [In Rus].