Научная статья на тему 'Изменение формы правления в России в ходе первой русской революции: предпосылки, сущность, последствия'

Изменение формы правления в России в ходе первой русской революции: предпосылки, сущность, последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5957
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕРЖАВИЕ / АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ / С.Ю. ВИТТЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головастова Юлия Александровна, Видова Татьяна Александровна

В статье рассмотрены события первой русской революции 1905-1905 годов, которые привели к смене формы правления в России: абсолютная монархия сменилась конституционной. Дается оценка внутриполитической ситуации в России и отмечается роль С.Ю. Витте как одного из ведущих государственных деятелей в деле политического обновления страны. Делается вывод о переходном характере формы конституционной монархии в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение формы правления в России в ходе первой русской революции: предпосылки, сущность, последствия»

УДК 340

Головастова Юлия Александровна

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин, филиал Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Рязани UGolovastova@yandex.ru

Видова Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых и гуманитарных дисциплин, филиал Московского университета имени С.Ю. Витте в г. Рязани tatyanabron@yandex.ru

Изменение формы

правления в россии в ходе первой русской революции: предпосылки, сущность, последствия

Yulia A. Golovastova

Candidate of Law Sciences, Manager of Department of Legal and Humanitarian Disciplines, Branch of the Moscow University name of S.Yu. Witte in Ryazan UGolovastova@yandex.ru

Tatyana A. Vidova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Legal and Humanitarian disciplines, Branch of the Moscow University name of S.Yu. Witte in Ryazan tatyanabron@yandex.ru

Changing the form

of government in russia during the first russian revolution: prerequisites, essence, consequences

Аннотация. В статье рассмотрены события первой русской революции 1905-1905 годов, которые привели к смене формы правления в России: абсолютная монархия сменилась конституционной. Дается оценка внутриполитической ситуации в России и отмечается роль С.Ю. Витте как одного из ведущих государственных деятелей в деле политического обновления страны. Делается вывод о переходном характере формы конституционной монархии в истории России.

Ключевые слова: самодержавие, абсолютная монархия, конституционная монархия, революция 1905-1907 гг., С.Ю. Витте.

Annotation. The article deals with the events of the first Russian revolution of 1905-1905, which led to a change of the form of government in Russia: absolute monarchy was replaced by constitutional. An assessment of the internal political situation in Russia is given and the role of S. Witte as one of the leading statesmen in the political renewal of the country is analyzed. The conclusion is made about the transitional nature of the form of constitutional monarchy in the history of Russia.

Keywords: autocracy, absolute monarchy, constitutional monarchy, revolution of 1905-1907, S.Yu. Witte.

Государственно-правовые институты России несколько раз радикальным образом были изменены в начале XX века в силу различных исторически значимых факторов. Одним из таких факторов явилась первая русская революция 1905-1907 годов, вызванная целым рядом социально-экономических и военно-политических причин. Она привела в движение все общественные силы страны и объединила их общим неприятием существующего самодержавного государственного строя и стремлением с ним покончить.

Самодержавие на Руси сформировалось в период правления Ивана III и с тех пор на протяжении нескольких веков было присущей нашей стране формой правления. Оно понималось как неподконтрольность государя какой-либо власти, в том числе, иноземной. В XVIII веке в результате реформ Петра I Россия осуществила переход

к абсолютной монархии - высшей стадии монархической формы правления. Абсолютизм (от лат. «неограниченный, безусловный») характеризуется тем, что монарх обладает всей полнотой власти, его воля - единственный источник закона. Монарх правит, опираясь на армию, бюрократический аппарат и полицию.

У русского народ образ «царя-батюшки - помазанника Божьего» всегда находил понимание, несмотря на многие внутриполитические и социально-экономические проблемы страны. Уже в начале XX века крупный государственный деятель С.Ю. Витте писал в своих «Воспоминаниях»: «Понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с

идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих» [2, т. 1, с. 375].

В начале XX века самодержавной монархии в России пришлось испытать ряд потрясений. Нарастание проблем во многих сферах: нерешенность крестьянского вопроса, обострение противоречий между рабочим классом и буржуазией, военное поражение России в русско-японской войне, плачевное состояние финансов, внутриполитические волнения, национальные конфликты - требовали от верховной власти решительных действий. Однако пассивное поведение императора Николая II привело к тому, что все эти кризисные явления сошлись воедино и поставили страну перед лицом революции.

Революция началась 9 января 1905 года, и к осени этого года вся Россия, по словам председателя Комитета министров С.Ю. Витте, находилась «в полном волнении, причем, революция из подполья начинала всюду вырываться наружу; правительство потеряло силу действия, все или бездействовали, или шли врознь, а авторитет действующего режима и его верховного носителя был совершенно затоптан. Смута увеличивалась не по дням, а по часам, революция все грознее и грознее выскакивала на улицу, она завлекала все классы населения» [2, т. 2, с. 561].

Политическая активность всех слоев общества шла по нарастающей, и одним из политических требований, которое впервые прозвучало в общенациональном масштабе, было ограничение или уничтожение самодержавия. В этой ситуации правящие круги пришли к выводу о том, что у самодержавия нет выхода без преобразований, могущих привлечь на сторону власти большинство общественных сил. Не последнюю роль в усилиях правительства достичь компромисса с оппозицией сыграл С.Ю. Витте. Несмотря на то, что практически всю свою жизнь и государственную деятельность он был приверженцем самодержавия и оказался одним из немногих государственных деятелей, понявших необходимость изменения формы правления ради восстановления внутриполитического мира и предотвращения еще больших потрясений.

Впоследствии он писал: «Сохранить самодержавие, когда неограниченный Самодержец многолетними не только несоответственными, но губительными действиями расшатал государство и когда подданные Его не видят более или менее основательных надежд в будущем, особенно трудно в XX веке, когда самосознание народных масс значительно выросло и питается тем, что у нас названо «освободительным движением» [2, т. 2, с. 275].

С.Ю. Витте предпринял энергичные меры к общественному успокоению, допуская, в том числе, введение в России конституции. В качестве председателя Комитета министров он с середины сентября 1905 года принял участие в работе Особого совещания графа Д.М. Сольского, разрабатывавшего проекты государственных пре-

образований, и выступил за создание «сильного кабинета министров.

Вступление революционной борьбы в полосу своего высшего подъема в начале октября 1905 года вынудило С.Ю. Витте заявить Николаю II, что из сложившегося для государства опасного положения есть только 2 выхода: либо подавление революции силой путем установления «неограниченной диктатуры», либо - назначение его на пост премьер-министра для утверждения «конституции и программы преобразований С.Ю. Витте» [2, т. 3, с. 25]: дарование населению гражданских свобод, создание объединенного министерства с привлечением лиц, пользующихся общественным доверием, и проведение ряда социальных реформ.

12 октября царь согласился на создание объединенного министерства, а 14 октября поручил С.Ю. Витте разработать программу действий и проект манифеста, которым Николай II вынужден был сообщить империи о готовящихся реформах. Однако лишь 17 октября, убедившись в том, что идея военной диктатуры не будет поддержана его окружением, император подписал манифест в редакции С.Ю. Витте и его доклад-записку.

Манифест 17 октября 1905 года даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы» и законодательную Думу с привлечением к участию в ней «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав» [4]. Он не принес успокоения стране, наоборот, ускорил поляризацию сил в обществе. Но нельзя отрицать, что он положил начало новому этапу развития России, ознаменовав трансформацию абсолютной монархии в конституционную и становление правового государства.

На следующий день 18 октября С.Ю. Витте представил Николаю II всеподданнейший доклад, в котором поставил первой задачей осуществление основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности - путем «нормальной законодательной разработки». Следующей задачей, по его мнению, являлось установление таких учреждений и законодательных мер, которые гарантировали бы обществу незыблемость дарованных гражданских свобод. Далее, в докладе декларировались принципы невмешательства в выборы и деятельность Государственной думы, реформа Государственного Совета на началах «видного участия в нем выборного элемента» [3, с. 457].

19 октября Николай II подписал указ о создании Совета министров, который получал следующие полномочия: «направление и объединение действий» различных ведомств «по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления» [7, с. 255], осуществление положения Манифеста. Председателем Совета министров был назначен С.Ю. Витте.

Сразу же после назначения С.Ю. Витте занялся реализацией своих предложений. Он настоял на

уходе из правительства наиболее реакционных деятелей власти: обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, министра народного просвещения генерала В. Г. Глазова, министра внутренних дел А. Г. Булыгина, петербургского генерал-губернатора Д.Ф. Трепова и других, - и вступил в переговоры с представителями либеральной общественности об их вхождении в правительство [2, т. 3., с. 68]. Однако попытка привлечь в свой кабинет общественных деятелей либерального толка успеха не получила.

В период наивысшего подъема революции кабинет Витте провел следующие реформы: частичная политическая амнистия, новые правила о печати, некоторое расширение избирательных прав населения. 3 ноября 1905 года был издан манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения», где объявлялось о снижении с 1906 года наполовину и полной отмене с 1907 года крестьянских выкупных платежей.

11 декабря 1905 года появился новый закон о выборах в Государственную думу. Проект был подготовлен чиновником МВД С.Е. Крыжанов-ским по указанию и под руководством С.Ю. Витте и устанавливал куриальную систему выборов.

Однако новый подъем стачечного движения в конце 1905 года, перераставший в ряде мест в вооруженные восстания, привел к тому, что позиция С.Ю. Витте в отношении реформ заметно поправела. Это прослеживается в разработке положений о Государственной думе и Государственном совете, которыми занималось Особое совещание под председательством графа Д.М. Сольского. Если в конце 1905 года С.Ю. Витте не стремился превращать Государственную думу в придаток Государственного совета, то в начале 1906 года он высказался за уравнение в правах обоих этих органов. Причиной стало расставание с надеждой на активную поддержку власти либеральной частью общества [5, с. 131]. В результате, Особое совещание решило поставить Государственный совет «на равную с Думой ступень», но одновременно установило «общее правило»: рассмотрение законопроектов в Думе должно предшествовать их рассмотрению в Совете. Это автоматически превращало последний в верхнюю палату, а Государственную думу -фактически в комиссию по подготовке законопроектов, судьба которых полностью зависела от Государственного совета [1, с. 87].

Исходным положением для решения вопроса об изменениях в составе Совета стало царское указание: избираемым и назначаемым «быть в равном числе». С тем, чтобы обеспечить присутствие наиболее консервативно настроенных слоев общества, Совещание установило для выборных возрастной (не менее 40 лет) и образовательный (не ниже среднего) цензы. Вторая половина членов Государственного совета, в том числе, председатель и вице-председатель, по-прежнему назначались царем.

Принятые Положения получили подтверждение в двух законодательных актах: 20 февраля 1906

года «О переустройстве учреждений Государственного совета» и 23 апреля 1906 года - «Учреждение Государственного совета». Таким образом, реформа обеспечила преимущество Государственному совету в правах с Думой и предотвратила непосредственное противостояние Государственной думы и царя.

С целью ограничения прав Думы при министерстве С.Ю. Витте была разработана новая редакция Основных законов Российской империи. Из полномочий Государственной Думы исключались внешние сношения и управление вооруженными силами. Фиксировалось право монарха издавать указы, касавшиеся устройства государственного управления, охранения безопасности и порядка. Устанавливалось, что Основные законы будут подлежать пересмотру только по инициативе царя.

Статья 87 гласила: «Если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней нам немедленно. Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект, или его не примут Государственная дума или Государственный совет» [8].

Статья 87 Основных законов подготовила плацдарм для проведения в жизнь ряда серьезных законов без одобрения в Государственной Думе. В частности, новый премьер-министр П.А. Столыпин проводил в жизнь свои преобразования именно на ее основе.

С апреля 1906 года начала работу I Государственная дума (27 апреля - 8 июля 1906 г.). Однако ни ее деятельность, ни деятельность последовавшей за ней II Государственной думы (20 февраля -3 июня 1907 г.) не выработали положительного политического опыта сотрудничества с верховной властью и правительством. В свою очередь, власти также склонялись к проведению внутриполитических мероприятий без участия депутатов. Закономерным результатом политики отстранения нового законодательного органа от законотворчества стало принятие нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., который серьезно урезал возможности для представительства в Думе низшим классам, обеспечив преимущество дворянам и крупной буржуазии.

События 3 июня 1907 года получили в исторической литературе название «третьеиюньского государственного переворота» в связи с тем, что Николай II, изменив избирательное законодательство, нарушил «Основные государственные законы». С.Ю. Витте в своих «Воспоминаниях» отмечал: «Переворот этот по существу заключался в том, что новый выборный закон исклю-

чил из Думы народный голос, т.е. голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и послушным: дворянству, чиновничеству и частью послушному купечеству и промышленникам».

В то же время, следует отметить, что конституционные основы государства не были подорваны, парламент и политические партии не были ликвидированы [6, с. 36]. Власть просто создала себе более благоприятные условия для функционирования, приняв закон, в результате действия которого в Думе образовалось бы большинство, способное к законодательной работе, а не политической борьбе. Это ей удалось.

III Государственная дума, избранная по новому закону, проработала полный срок - с 1907 по 1912 год. В нее было внесено более 2,5 тысяч законопроектов, из них 2197 были утверждены царем и стали законами. IV Государственная дума также проработала отпущенный ей срок - с 1912 по 1917 г. Таким образом, если судить по формальному признаку, можно говорить о конструктивной работе законодательной и исполнительной ветвей власти, о превращении Думы в серьезный фактор общественно-политической жизни.

Однако беда высшей власти заключалась в том, что, ориентируясь на «внешнее» благополучие, она забыла о благополучии «внутреннем»: принимаемые законы были по большей части реак-

Литература:

1. Бородин А.П. Реформа Государственного совета 1906 года // Вопросы истории. 1999. № 4-5.

2. Витте С.Ю. Воспоминания : в 3 т. М., 1960.

3. Всеподданнейший доклад статс - секретаря Витте // Первый штурм. (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XX). М., 1990.

4. Высочайший Манифест 17 октября 1905 г. // Первый штурм (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XX). М.,1990.

5. Головастова Ю.А. Государственно-правовые взгляды С.Ю. Витте и их реализация в период первой русской революции 1905-1907 гг. / Ю.А. Головастова, Т.А. Видова // Евразийский юридический журнал. 2019. № 5(132). С. 129132.

6. Земцов Б.Н. Третьеиюньский переворот // История государства и права. 2011. № 14. С. 33-37.

7. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. М., 1989.

8. Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1906.

ционными, а действительно серьезные преобразования не получили воплощения в жизнь. В частности, во главу угла были поставлены попытки укрепить власть, предотвратить последующие революции путем репрессий, ужесточить национальную, особенно антиеврейскую политику, создать благоприятствующие условия иностранным государствам и предпринимателям в экономике.

В результате ни законодательная, ни исполнительная, ни верховная власть не смогли сохранить экономическую независимость страны, не предотвратили втягивание ее в крупнейший военный конфликт, не решили насущные социальные проблемы, и в конечном счете предопределили новое потрясение основ государственного устройства в 1917 году.

Таким образом, установление конституционной монархии в России не принесло общественного успокоения и не стало залогом благополучия страны на долгие годы. Сопротивление правящей верхушки России демократическим процессам, нежелание Николая II проводить глубокие преобразования во внутренней политике не позволили претворить в жизнь конституционные положения Манифеста 1905 года и предопределили недолговечность новой формы правления. Следующим этапом государственного развития России стало падение монархии в результате Февральской революции 1917 года.

Literature:

1. Borodin A.P. Reform of the State Council in 1906 // Questions of history. 1999. № 4-5.

2. Witte S.Yu. Memories : In 3 v-s. M., 1960.

3. The overall report of the State Secretary Witte // First Storm. (History of the Motherland in novels, novellas, documents. Century XX). M. 1990.

4. The Highest Manifesto of October 17, 1905 // First Storm (History of the Fatherland in novels, stories, documents. Century XX). M., 1990.

5. Golovastova Yu.A. State and legal views of S.Yu. Witte and their implementation in the period of the first Russian revolution of 1905-1907 / Yu.A. Golovastova, T.A. Vidova // Eurasian Law Journal. 2019. № 5(132). P. 129-132.

6. Zemtsov B.N. The Third June coup d'état // History of State and Law. 2011. № 14. P. 33-37.

7. IgnatievA.V. S.Yu. Witte is a diplomat. M., 1989.

8. The code of laws of the Russian Empire. V. 1. Part 1. SPb., 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.