УДК 636.598 Г.С. Азаубаева
Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
ИЗМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И КАЧЕСТВА ИНКУБАЦИОННЫХ ЯИЦ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОРОДЫ И ВОЗРАСТА ГУСЫНЬ
Аннотация
В результате проведенных исследований была установлена сила влияния породы и возраста гусынь на защитные функции организма и инкубационное качество яиц.
Ключевые слова: гусыни, породы, возраст, естественная резистентность,качество яиц.
G.S. Azaubaeva
Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev
CHANGE OF NATURAL RESISTANCE AND QUALITY HATCHING EGGS DEPENDING ON THE SPECIES AND AGE OF THE FEMALE GEESE
Annotation
According to our research the power of influence of breed and age of the female geese on the protective functions of the body and the quality of hatching eggs has been found.
Keywords: female geese, species, age, natural resistance, quality of the eggs.
Введение
Формирование и проявление механизмов естественной резистентности происходит под воздействием самых разнообразных факторов, которые являются неспецифическими агентами, и организм птицы реагирует на них соответствующим образом. Некоторые особи быстро приспосабливаются к новым условиям, а другие медленно или вовсе не способны к такому приспособлению. В основе этих реакций лежат биохимические процессы, определяющие весь ход индивидуального развития и существования организма. Знание сущности обменных процессов в организме особенно важно для выявления продуктивных, видовых и породных потенциальных возможностей птицы, а также для направленной работы по регулированию этих процессов [1; 2]. Исследованиями многих авторов установлено существование коррелятивных связей между показателями крови и органов живот-
ных с их продуктивностью, жизнеспособностью. В научной литературе появляются сообщения о влиянии внешней среды на резистентность организма, о поисках связи факторов защиты и продуктивности [3; 4; 5].
Цель и задачи исследований. Целью работы являлось установление степени влияния факторов породы и возраста на проявление защитных сил организма и качество инкубационных яиц у гусынь. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определить уровень естественной резистентности организма гусынь в различные периоды использования; оценить качество инкубационных яиц в течение ряда лет продуктивного использования; установить зависимость резистентности организма и продуктивности от породы и возраста гусынь.
Материал и методы исследований. Исследования по изучению физиологического состояния птицы и качества инкубационныхяиц проводились на гусынях трех пород (шадринской, линдовской и итальянской белой) в ООО Племенной завод «Махалов» Курганской области в течение трех лет продуктивного использования птицы с учетом физиологических периодов (начало, пики конец яйценоскости).
Условия содержания подопытной птицы в каждом опыте были идентичными и соответствовали зоогигие-ническим требованиям. Вся птица, используемая в эксперименте, была клинически здорова. Уровень кормления соответствовал нормам ВНИТИП [6].
Для изучения естественной резистентности у птицы брали кровь из крыловой вены утром до кормления у 5 особей из каждой группы. Фагоцитарная активность определялась по Гостеву; бактерицидная активность сыворотки крови - по Мишелю и Трефферу [7]. Оценка качества яиц, анализ результатов инкубации проводился по методикам ВНИТИП [8; 9; 10].
Полученный в опытах первичный материал обработан с использованием алгоритма двухфакторного дисперсионного комплекса, корреляционного анализа, по критерию Ютьюдента и с учетом рекомендаций Г.Ф. Лакина [11].
Результаты исследований. Оценивая уровень естественной резистентности гусынь различных пород на протяжении трех периодов использования (рис. 1, 2,3), можно отметить, что факторы породы и возраста оказывали значительное влияние на степень защитных сил организма птицы.
Наиболее высокими показатели клеточных факторов естественного иммунитета у гусынь шадринской породы были в первый год использования, минимальными - во второй. В начале каждого продуктивного периода фагоцитарная активность практически не отличалась и была в переделах50-55%. Фагоцитарная активность у гусынь шадринской породы в течение всехтрех лет яйценоскости изменялась одинаковой, то есть к пику яйценоскости отмечался подъем на 12,20; 5,00 и 9,20% с последующим снижением к концу продуктивного периода - на 10,00; 11,80 и 6,20% в первый, второй и третий год соответственно. На фагоцитарную активность гусынь период яйценоскости и возраст влияли практически одинаково 34,88 и
Рис. 1. Фагоцитарная и бактерицидная активность крови гусынь шадринской породы
27,70% (Р < 0,001) соответственно, совместное влияние факторов составило 7,18%.
В изменении бактерицидной активности прослеживалась несколько иная динамика, чем в фагоцитарной. В течение второго и первого года яйценоскости отмечалось увеличение данного показателя к пику на 7,78 и 0,46%, к концу - на 3,40 и 0,67% соответственно. В третий год яйценоскости уровень бактерицидной активности снижался к середине на 9,56% и увеличился в конце на 4,93%. При этом на бактерицидную активность гусынь шадринской породы в боль-
шей степени оказывал влияние возраст 35,11% (Р < 0,01) и совместное действие факторов 14,25% (Р < 0,05). Сила влияния периода яйценоскости была минимальной (2,33%).
Взаимосвязь между фагоцитарной и бактерицидной активностью у шадринской породы также различалась в зависимости от возраста. В первый год яйценоскости связь практически отсутствовала г = 0,10, а во второй и третий была слабой отрицательной г = - 0,25 и - 0,15 соответственно.
У гусынь линдовской породы динамика измене-
но
чО
о'4
45 40 35 30
ГК,
V,
«с
Чй,
—♦— 1 год шщеноскост11%с ** - ■■■ - 2 год яйценоскости ------3 год яйценоскости
с*г
ч>сХ-0 С>£
с*о
Рис. 2. Фагоцитарная и бактерицидная активность крови гусынь линдовской породы
ния фагоцитарной активности была аналогичной шадрин-ской (рис. 2). К пику яйценоскости данный показатель увеличивался на 11,00; 8,00 и 5,00 % и снижался к концу продуктивного периода на 12,80; 10,80 и 4,80 % соответственно в первый, второй и третий год использования гусынь. Минимальная фагоцитарная активность за исследуемые периоды была отмечена в течение второго года яйценоскости. В первый и третий год данный показатель значительно не отличался и составлял в начале продуктивного периода 58,80 и 57,00%, на пике - 69,80 и 62,00%, в конце - 57,00 и 57,20% соответственно. Влияние на фагоцитарную активность возраста достигало 61,21% (Р < 0,001), периода яйценоскости - 20,08% (Р < 0,001). Совместное влияние факторов было незначительным - 2,46%.
Бактерицидная активность сыворотки крови гусынь линдовской породы изменялась в течение первого и второго года яйценоскости в сторону снижения (в отличие от гусынь шадринской, где данный показатель, наоборот, увеличивался): к середине продуктивного периода на 0,20 и 1,54%, к концу - на 5,95 и 1,49% соответственно. Однако следует отметить, что в целом изменения были незначительными. В третий год яйценоскости уровень бактерицидной активности снижался к середине на 11,49% и увеличивался к концу продуктивного периода на 6,82% (что аналогично шадринской породе).
Сила влияния на данный показатель периода яйценоскости и совместного с возрастом действия была небольшой и в среднем составила 7,54%. Более значительное действие оказывал возраст 19,94% (Р < 0,05). Взаимосвязь между активностями в первый год яйценоскости отсутствовала г = 0,09, во второй была слабой отрицательной г = - 0,37 (Р < 0,05), в третий слабой положительной г = 0,20.
Гусыни итальянской белой породы по показателю фагоцитоза в целом повторяли картину шадрин-
ской и линдовской, с небольшими отклонениями (рис. 3). На пике первого года яйценоскости активность фагоцитоза увеличилась на 11,20%, третьего - на 10,60% и уменьшилась в конце соответственно - на 7,20 и 6,40%. В течение второго года яйценоскости данный показатель снижался: в середине на 1,20%, к концу - на 7,20%.
Сила влияния периода яйценоскости и возраста на активность фагоцитоза у гусынь данной породы достигала соответственно 19,05 и 37,76% (Р < 0,001), совместное влияние факторов также было достоверным - 13,05% (Р < 0,01).
Бактерицидная активность гусынь итальянской белой породы в течение всех трех лет яйценоскости была подвержена снижению. В первый год яйценоскости уменьшение данного показателя к середине продуктивного периода составило 2,53%, к концу -1,11 %; во второй год яйценоскости соответственно -на 2,42 и 2,59%. Однако следует отметить, что бактерицидная активность в течение первого и второго года использования снижалась незначительно. В третий год яйценоскости снижение было более значительно и к концу продуктивного периода уровень бактерицидной активности, по сравнению с началом, снизился на 8,25%. В течение всех трех продуктивных периодов второго года яйценоскости был отмечен больший уровень бактерицидной активности: по сравнению с первым на 9,69; 9,80 и 8,32%, с третьей - на 2,14; 7,58 и 5,38% соответственно.
Сила влияния на данный показатель возраста гусынь составила 20,45% (Р < 0,05), периода яйценоскости - 8,20% и совместного действия факторов -1,74%. Связь между фагоцитарной и бактерицидной активностью у гусынь итальянской белой породы была либо слабо отрицательной г = - 0,16 и - 0,34 (первый и третий год яйценоскости соответственно), либо практически полностью отсутствовала г = 0,05 (второй год).
Рис.3. Фагоцитарная и бактерицидная активность крови гусынь итальянской белой породы
Таким образом, при оценке силы влияния на неспецифический иммунитет различных факторов можно отметить, что на фагоцитарную активность гусынь различных пород влияние оказал как период яйценоскости, так и возраст; на бактерицидную - только возраст птицы.
При этом в различные периоды яйценоскости (начало, пик, конец) на активности неоднозначно влияли такие факторы, как порода и возраст гусынь. Так, во все три периода была отмечена высокая сила влияния возраста на фагоцитарную активность, соответственно 23,73; 68,19; 73,85% (Р < 0,001), в то время как порода значительного влияния на данный показатель не оказала (5,78; 0,52 и 4,76%). Совместно данные факторы оказали более заметное влияние только в начале яйценоскости 19,89% (Р < 0,05). В целом на фагоцитарную активность порода влияла на 2,29%, возраст - на 44,04% (Р < 0,001) и совместно - на 3,48%.
В отличие от фагоцитарной активности, на бактерицидную в большей степени оказала влияние порода гусынь, за исключением начала яйценоскости, где сила влияния данного фактора была лишь 9,76% (Р < 0,05), а возраста - 26,75% (Р < 0,001). На пике и в конце продуктивного периода влияние породы достигало 41,34 и 48,48% (Р < 0,001), возраста - 13,00 и 10,96% (Р < 0,01). Совместное действие составляло по трем периодам соответственно 8,30; 5,37 и 4,92%. Степень влияния на бактерицидную активность за весь продуктивный период: породы - 26,88% (Р < 0,001), возраста - 13,98 (Р < 0,001) и совместного действия факторов - 4,58% (Р < 0,05).
То есть фагоцитарная активность в большей сте-
пени зависела от возраста птицы и периода яйценоскости, бактерицидная - от породы. При этом, оценив изменения фагоцитарной и бактерицидной активностей, можно отметить, что в целом у шадринской и итальянской белой пород отмечена слабая отрицательная связь этих показателей г = - 0,28 (Р < 0,01) и - 0,38 (Р < 0,001), а у линдовской - связи не было.
Как уже отмечалось ранее, все яйцо, полученное от гусынь, используется для получения молодняка. Поэтому очень важна степень влияния на комплексную оценку инкубационного яйца таких факторов, как порода и возраст гусынь, а также их совместное действие (рис. 4).
Порода гусынь значительно влияла на такие показатели, как большой и малый диаметр яйца - 52,13 и 38,22% (Р < 0,001) соответственно, масса желтка -48,76 (Р < 0,001), объем яйца - 28,93%. Минимально данный фактор влиял на толщину скорлупы и индекс формы яйца, соответственно на 1,94 и 5,30%.
Наибольшая сила влияния возраста отмечена по таким показателям, как толщина скорлупы - 31,62% (Р < 0,05), малый диаметр яйца - 30,64 (Р < 0,001) и объем яйца - 23,63% (Р < 0,01). На единицы Хау, содержание каротиноидов и плотность яиц сила влияния возраста минимальна - 2,01; 3,99 и 4,55% соответственно. Совместное действие факторов отразилось на плотности яиц - 30,80% (Р < 0,05), массе скорлупы - 18,77, объеме яиц - 17,74 (Р < 0,05), большом и малом диаметре яиц (Р < 0,01) соответственно 17,43 и 15,89%. Практически не повлияло совместное действие факторов на содержание каротиноидов (0,69%).
Таким образом, изучаемые факторы практически
100%-
80%-
60%-
40%-
20%-
0%
Сz
АВ В(возраст) / А (порода)
ш
ч, % \ V V Ч %
чх4 V "" ** *
/1 ^ -Г/.- <х
\ '
Рис. 4. Сила влияния изучаемых факторов на комплексную оценку инкубационных яиц
не влияли на такие показатели, как индекс формы яйца, содержание каротиноидов, единица Хау, масса и толщина скорлупы, где сила влияния неучтенных факторов составила 69,50; 66,96; 65,71; 63,69 и 55,95% соответственно.
Одними из важнейших инкубационных свойств яиц является их оплодотворенность и вывод (рис. 5).
Оплодотворенность яиц у гусынь шадринской и итальянской белой пород с возрастом имела положительную динамику. У гусынь шадринской породы оплодотворенность яиц во второй год яйценоскости увеличилась на 5,91%, в третий - на 1,30%, у итальянской белой соответственно - на 0,80 и 0,82%. У лин-довской породы данный показатель возрастал во второй год яйценоскости на 4,60% и снижался в третий -на 1,21%.
В целом на протяжении всех трех лет использования оплодотворенность яиц была больше у гусынь итальянской белой породы, по сравнению с шадринской и линдовской: в первый год яйценоскости на 6,65 и 6,68%, во второй - на 1,54 и 2,88%, в третий - на 1,06 и 4,91% соответственно.
Сила влияния породы гусынь на оплодотворенность яиц составила 26,08% (Р < 0,01), возраста -37,19% (Р < 0,001) и совместное влияние данных факторов - 8,24%.
Вывод яиц с возрастом имел положительную динамику у гусынь всех пород. Во второй год яйценоскости вывод яиц увеличился: у шадринской на 8,99%, линдовской - на 6,84, итальянской белой - на 4,69%; в третий соответственно - на 3,38; 3,32 и 5,18%. В течение всех трех лет яйценоскости данный показатель был выше у гусынь итальянской белой породы, по сравнению с шадринской на 10,35; 6,05 и 7,85% и с линдовской - на 19,69; 17,54 и 19,40% соответственно.
Сила влияния породы на вывод яиц была очень высокой - 71,01% (Р < 0,001), возраста - 22,25% (Р < 0,001). Совместное влияние породы и возраста было минимальным (0,59%).
На коэффициент корреляции между оплодотво-ренностью и выводом яиц значительно влияла порода гусынь. Взаимосвязь данных показателей у гусынь итальянской белой породы практически отсутствовала г = 0,14, у шадринской и линдовской была высокой, положительной г = 0,87 и 0,83 (Р < 0,001) соответственно.
Изменение показателей отходов инкубации в течение трех лет использования у гусынь различных пород представлено на рис. 6.
В зависимости от возраста количество неоплодо-творенных яиц снижалось у гусынь шадринской и итальянской белой пород: ко второму году яйценоскости на 5,96 и 0,80%, к третьему - на 1,30 и 0,82% соответственно. У гусынь линдовской породы отмечено снижение данного вида отходов во второй год яйценоскости на 4,60% с последующим увеличением к третьему - на 1,20%. За три года яйценоскости число неоплодотворенных яйц у гусынь шадринской породы составило 10,99%, линдовской - 12,73%, итальянской белой - 7,89%.
У гусынь шадринской и итальянской белой пород отмечено снижение в течение использования такого показателя отходов, как «замершее» яйцо: во второй год яйценоскости на 0,70 и 2,73%, в третий - на 4,30 и 1,32% соответственно. У гусынь линдовской породы число яиц с «замершими» гусятами незначительно увеличивалось во второй год яйценоскости на 0,70%, с последующим снижением в третьем на 8,37%.
Количество яиц с «задохликами» было меньше на второй год яйценоскости у гусынь шадринской и линдовской пород, по сравнению с первым на 2,38 и 3,53% и с третьим на 2,49 и 1,75% соответственно. У гусынь итальянской белой породы данный вид отхода инкубации с возрастом уменьшился на 2,82%.
Число яиц с «кровяным кольцом» в течение всего исследуемого периода было незначительно у гусынь всех пород и в среднем за три продуктивных периода составило: у гусынь шадринской породы
%
100 80 60 40 20 0
V 'X X Ч.
%
\
\
>
Ч \ Ч % %
%
%
\
□ 1 год яйценоскости
1 2 год яйценоскости
□ 3 год яйценоскости
Рис. 5. Оплодотворенность и вывод яиц
Рис. 6. Изменение показателей отходов инкубации
1,79%, линдовской - 2,66%, итальянской белой -1,72%. Минимальным видом брака в среднем за три года яйценоскости были «калеки» у гусынь шадринс-кой породы - 0,76%, линдовской - 1,27%, итальянской белой - 0,79%.
В целом, несмотря на изменение числа различных видов отходов инкубации в течение трех лет яйценоскости, общее количество отходов снижалось к третьему году использования: у гусынь шадринской породы на 12,37%, линдовской - 10,16%, итальянской белой - 9,87%. В среднем меньшее количество отходов инкубации было у гусынь итальянской белой породы 19,76%. У гусынь линдовской и шадринской пород данный показатель соответственно был равен 38,63 и 27,84%.
Заключение
В результате исследований было определено, что период яйценоскости и возраст гусынь оказывали значительное влияние на клеточные факторы естественной резистентности, в то время как порода практически не влияла на изменение фагоцитарной активности. В свою очередь на гуморальные факторы естественной резистентности в большей степени повлияли такие факторы, как порода и возраст. В течение продуктивных периодов в различные годы бактерицидная активность была достаточно стабильной.
На оплодотворенность яиц в большей степени влиял возраст гусынь, с возрастом отмечалось увеличение данного показателя, разница между породами была незначительной. На вывод и качество инкубационного яйца оказали влияние как порода, так и возраст. Одновременно с возрастом происходило уменьшение всех видов отходов инкубации вне зависимости от породы.
Таким образом, наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на уровень защитных сил организма и качество инкубационного яйца, является возраст птицы.
Список литературы
1. Бессарабов Б.Ф. Естественная резистентность и
продуктивность птицы // Сучастне птахiвництво. -2010. - №1-2. - С. 12-14.
2. Болотников И.А., Соловьев Ю.В. Гематология птиц. - Л.:
Наука, 1980. - 116 с.
3. Козлова С.В. Проблемы ветеринарной защиты птицепого-
ловья в условиях промышленного птицеводства // Научные исследования - основа модернизации сельскохозяйственного производства: Матер. междунар. науч.-практич. конф. - Тюмень, 2011. - C. 29-30.
4. Аливердиев А.А. Защитные свойства организма. - М.:
Медицина, 1983. - С. 22-23.
5. Будущее отрасли - в союзе с наукой // Птицеводство. -
2008. - № 4. - С. 2-3.
6. Имангулов Ш.А. Рекомендации по кормлению сельскохо-
зяйственной птицы. - Сергиев Посад: ВНИТИП, 1999. -67 с.
7. Осипова Н.А. Лабораторные исследования крови живот-
ных. - Новосибирск, 2003. - 48 с.
8. Дядичкина Л. Ф. Руководство по биологическому контролю
при инкубации яиц сельскохозяйственной птицы: Методические рекомендации. - Сергиев Посад: ВНИ-ТИП, 2006. - 83 с.
9. Проведение исследований по технологии производства
яиц и мяса птицы: Методические рекомендации. -Сергиев Пасад: ВНИТИП, 1994. - 61 с.
10. Методические рекомендации по проведению анатоми-
ческой разделки тушек и органолептической оценки качества мяса и яиц: Методические рекомендации. -Сергиев Пасад: ВНИТИП, 2001. - 26 с.
11. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.