Научная статья на тему 'Изменение эмоционального отношения к деньгам у студентов в экономической игре «Денежный поток»'

Изменение эмоционального отношения к деньгам у студентов в экономической игре «Денежный поток» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ДЕНЬГИ / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕНЬГАМ / ИГРА / ЭКОНОМИКА / СТУДЕНТ / PSYCHOLOGY / MONEY / SOCIAL ATTITUDE / THE ATTITUDE TOWARD MONEY / GAME / ECONOMICS / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семёнов Михаил Юрьевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния участия в экономической игре на социальные монетарные установки студентов. Экономическая игра «Денежный поток» оказывает разнонаправленное влияние на эмоциональное отношение к деньгам в ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the emotional relation to money from students in the economic game «Cash Flow»

In the given article there are results of an empirical study of the effect of the economic game for the attitude toward money. The economic game «Cash Flow» provides multi-directional influence on the emotional relations to money in a situation where little money, and strengthens the negative assessment of the situation a lot of money.

Текст научной работы на тему «Изменение эмоционального отношения к деньгам у студентов в экономической игре «Денежный поток»»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

УДК 159.99

М. Ю. СЕМЁНОВ

Омский государственный технический университет

ИЗМЕНЕНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ У СТУДЕНТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЕ «ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК»_____________________________

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния участия в экономической игре на социальные монетарные установки студентов. Экономическая игра «Денежный поток» оказывает разнонаправленное влияние на эмоциональное отношение к деньгам в ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег.

Ключевые слова: психология, деньги, социальная установка, установки по отношению к деньгам, игра, экономика, студент.

Введение. В данной статье мы рассмотрим результаты эмпирического исследования влияния экономической деловой игры «Денежный поток» на монетарные аттитюды студентов, участвовавших в игре.

По данным исследования «РОМИР Мониторинг», проведенного в марте 2012 года, более 70 % россиян имеют денежные сбережения. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. При этом далеко не у всех получается накопить на важнейшие жизненные цели — жилье, автомобиль, достойное образование. Одна из причин этого заключается в том, что культура индивидуального инвестирования еще только приживается в России.

Экспериментирование в реальном экономическом пространстве с целью формирования новых способов монетарного поведения и изменения установок относительно денег имеет ряд ограничений. Во-первых, это высокий риск потерь при коротких инвестициях, что приводит к стремлению действовать шаблонно, во-вторых, большие затраты времени и высокие требования к волевой регуляции при длительных горизонтах инвестирования, в-третьих, противоречивость социальных норм в отношении оценок эффективности инвестиций: от сохранения имеющегося до кратного увеличения капитала. Следовательно, чтобы изменить отношение человека к деньгам, нам необходимо воссоздать экономическую сферу жизни с как можно более подробным отображением её реалий, при этом позволяющую человеку действовать более раскованно и свободно, чем в жизни, позволяющую быстро изменять свое экономическое поведение и оперативно получать информацию об его эффективности. Желательно, чтобы данная воссозданная ситуация вызывала непосредственный интерес у человека, что сделало бы его работу над изменением отношений наиболее результативной. Такой формой работы может выступать деловая игра. В ходе экономической игры участники создают и разрешают проблемные ситуации, характеризующиеся одновременно игровой условностью и поведенческой и социальной реальностью. Реализация этих условий позволяет создать

условия для изменения установок по отношению к деньгам: от пассивного накопления до активного инвестирования.

Изучение изменения аттитьюдов в социальной психологии связано с теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом [1]. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих аттитьюдов. Смена социальной установки может происходить в результате следующих событий: рассогласованности прошлых убеждений, мнений о своем поведении и новой информацией; в результате принятия решений, сделанных выборов; вследствие убеждающей коммуникации [2]. Все эти феномены происходят в экономической игре, и, следовательно, экономическая игра может выступать в качестве метода трансформации монетарных установок.

Аналогичные исследования выполнялись в нашей стране несколькими психологами. В результате проведенных экспериментов Е. В. Голубева пришла к выводу, что закономерности, полученные в ситуации обращения с «условными» деньгами в экономической игре «Ультиматум», можно переносить на реальные экономические ситуации. Значимое влияние на экономическое поведение участников оказывают условия игры, а также степень риска в конкретной игровой ситуации. Результаты, полученные в исследовании Е. В. Голубевой, позволяют нам судить о продуктивности применения экономической игры для изменения различных компонентов экономического сознания в целом и отношения к деньгам в частности [3]. Однако в исследовании Е. В. Голубевой достигалась иная цель — изучение факторов, влияющих на экономическое поведение в ситуации экономической игры. Кроме того, игра «Ультиматум» является игровой ситуацией, а не полноценной экономической игрой.

В экспериментальном исследовании П. А. Муравьёва [4] ставила задачу изучения возможности формирования, изменения и расширения некоторых специфических особенностей отношения к деньгам

в процессе деловой игры при исполнении различных экономических ролей: предпринимателя, плательщика налогов, покупателя. В исследовании использовалась деловая игра, в которой моделировалась ситуация свободной торговли без установления четко заданных параметров экономической жизни. П. А. Муравьёва отмечает, что участники приобрели более дифференцированное понимание функций денег, научились видеть в деньгах средство помощи другим людям, получили более четкое представление о результатах экономического поведения. В процессе деловой игры у участников появились установки, связанные с позитивным решением финансовых проблем, а также установки к активному участию в экономической сфере жизни взамен негативных эмоций и установок на неудовлетворение таких рациональных потребностей, как путешествия и покупки.

Таким образом, экономические игры могут выступать инструментом трансформации экономических установок, изменяя как представления о роли денег, поведенческие шаблоны инвестиционной деятельности, так и эмоциональное отношение к деньгам.

Мы предполагали, что в экономической игре возможно изменение различных компонентов отношения к деньгам. Учитывая кратковременность воздействия игры, в первую очередь, будут подвержены трансформации наиболее «подвижные» элементы монетарных отношений — эмоциональные компоненты социальной установки в отношении к деньгам.

Организация исследования. Для реализации программы исследования в 2010 — 2011 гг. в Омске было проведено эмпирическое социально-психологическое исследование. Объект исследования: отношение к деньгам. Предмет исследования: изменения отношения к деньгам в процессе игры «Денежный поток». Цель исследования: установить, происходит ли изменение в отношении к деньгам в процессе экономической игры «Денежный поток».

Гипотеза исследования: в результате участия в экономической игре «Денежный поток» у студентов происходит изменение эмоционального компонента социальных монетарных установок.

В соответствии с разрабатываемой нами методологией исследования монетарных отношений [5] отношение к деньгам изучались на уровне абстрактного понятия (деньги вообще), относительно самого испытуемого и в трех различных ситуациях (много денег, достаточно денег, мало денег). Отношение к деньгам исследовалось на уровне монетарных установок.

Для проверки поставленной гипотезы мы использовали метод эксперимента и анкетирования. В эксперименте мы создали условия для участия испытуемых в деловой игре «Денежный поток». Выбор игры был обоснован тем, что она приближена к современным экономическим условиям и учитывает множество параметров экономической сферы жизни человека. Многочисленные книги Роберта Кийосаки и экономическая игра «Денежный поток» позиционируется разработчиками как инструмент изменения отношения людей к деньгам, и призвана стимулировать экономическое инвестиционное мышление. Основная цель игры «Денежный поток» — научить участников управлять своими деньгами, контролировать движение своих денежных средств.

В одной игре участвовало от четырех до шести человек. Испытуемые составили три группы: 20 человек, опрошенных до участия в игре, 20 человек — после участия в игре. Две экспериментальные группы

были созданы для контроля эффекта тестирования. Также была сформирована контрольная группа из 40 человек, которая заполняла анкеты, но не участвовала в экономической игре. В исследовании участвовало 80 человек от 18 до 26 лет, студентов вузов Омска, 71 % девушек и 29 % юношей.

Для оценки изменений в отношении к деньгам мы использовали методику «Ценносто-смысловые отношения к деньгам» Е. А. Махриной [6], которая направлена на исследование эмоционального компонента отношения к деньгам. Испытуемые вспоминали свои переживания, ощущения, чувства по поводу денег в трех жизненных ситуациях (когда мало денег, много денег и достаточно денег) и оценивали частоту возникновения этих эмоций. Испытуемым предлагалось 30 прилагательных, характеризующих эмоции, которые они оценивали по 10-балльной шкале: один балл обозначал минимальную частоту выраженности чувства, 10 — максимальную. Каждое из прилагательных являлось отражением определенной фундаментальной эмоции (по К. Е. Изарду [7]): радость, удивление, интерес, горе, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение и вина. В результате мы получали оценки по 90 параметрам. На основе доминирования сумм бальных оценок делался вывод о том, какая из фундаментальных эмоций характеризует эмоциональный компонент отношения субъектов к деньгам.

Перед игрой ведущий рассказывал о том, кем была создана игра, настраивал игроков на серьезное отношение к процессу. Затем ведущий подробно рассказывал правила игры и помогал участникам заполнить исходные данные в финансовом отчете. Убедившись, что все участники поняли правила и готовы к участию, он начинал игру.

В целом, в ходе игры наблюдалась свободная и одновременно эмоционально напряженная атмосфера. В начале игры участники пребывали в спокойном состоянии, воспринимая правила игры и предстоящие действия как нечто отдаленное и нейтральное по отношению к ним. В процессе игры все участники начинали проявлять все большую активность, ярче выражать свои эмоции, возрастало желание выиграть, стать самым успешным. Ситуации, возникающие в деловой игре, воспринимались практически как реальные, можно говорить о выраженном эмоциональном включении участников в процесс игры. Участники вскрикивали, привставали со своих мест, расстраивались в случае неудач, выражали свое недовольство ситуацией, в которой они оказались, или же, наоборот, радовались успеху.

Результаты исследования. Анализ данных проходил через сравнение оценок трех групп испытуемых. Сопоставление контрольной группы и экспериментальной группы позволяло ответить на вопрос: есть ли различия между участниками игры и типичными студентами. Различия в оценках двух экспериментальных групп давало возможность сделать вывод об изменениях, произошедших в результате участия в игре.

В результате исследования мы отметили изменения в оценке эмоционального отношения к деньгам (табл. 1). Из представленных данных видно, что сам факт участия в игре в целом повышал эмоциональный тон. Это характеризует эмоциональную включенность студентов в экономическую игру и подтверждается данными наблюдения.

Наиболее эмоциональной ситуацией воспринималась та, в которой много денег, наименее эмоциональной — когда денег достаточно.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

Средние оценки эмоционального фона для различных ситуаций и на разных этапах эксперимента

Параметры Без игры До игры После игры Средняя

Ситуация, когда мало денег 10,5 11,6 12,2 11,4

Ситуация, когда достаточно денег 9,6 11 10,4 10,3

Ситуация, когда много денег 11,7 12,5 14,5 12,9

Средняя арифметическая 10,6 11,7 12,4 11,6

Таблица 2

Изменение эмоциональной оценки денег (обобщенные эмоции) в результате участия в экономической игре

Параметры отношения к деньгам Группа до игры Группа после игры Оценка достоверности различий

Хср. о Хср. о 1 Р

Ситуация, когда много денег

Вина 12,55 3,73 16,45 4,78 -2,87 0,01

Ситуация, когда достаточно денег

Стыд 8,75 5,70 5,70 3,63 2,02 0,05

Удивление 13,30 5,78 8,90 4,22 2,75 0,01

Ситуация, когда мало денег

Интерес 15,30 6,68 18,95 6,48 - 1,75 0,09

Страх 14,30 6,33 18,10 7,92 - 1,68 0,10

Вина 14,10 6,98 19,00 6,06 -2,37 0,02

Рассмотрим наиболее выраженные изменения в оценках эмоционального отношения к деньгам в сравнении первой группы (исследованной до участия в игре) со второй (после игры). Для сравнительного анализа мы использовали только те параметры оценивания денег, которые показали статистически значимые отличия по 1-критерию Стьюдента. Выраженные изменения в эмоциональном отношении были зафиксированы по 9 из 90 первичных параметров (10 %). Максимальное количество изменений — по 5 из 30 (17 %) первичным шкалам — проявилось в оценки ситуации «Когда достаточно денег», минимальное — по 2 из 30 (7 %) — в оценки остальных ситуаций. Следовательно, экономическая игра влияет на изменение эмоционального компонента отношения к деньгам.

Ситуация, когда много денег, порождает эмоции радости, интереса, удивления, минимально выражены чувства горя, отвращения и гнева. После игры наблюдается увеличение показателей опасения и тревожности в ситуации большого количества денег. Следовательно, игра оказывает влияние на оценку ситуации, когда много денег: увеличивается внутренне напряжение и снижается пренебрежительное и легкое отношение к этой ситуации.

Ситуация достаточного количества денег характеризуется переживанием радости и интереса. После игры в ситуации достаточного количества денег произошло снижение эмоциональных оценок денег. Уменьшились следующие показатели: удивленный, изумленный, пораженный, с одной стороны, и печальный, смущенный — с другой, что свидетельствует о принятии такой ситуации как обычной, ординарной. Следовательно, игра влияет на оценку ситуации достаточного количества денег в сторону ослабления эмоциональных переживаний.

Ситуация малого количества денег сопровождается более сложным, амбивалентным комплексом переживаний: интереса, горя, вины и страха. В ситуации недостаточного количества денег при оценивании после игры произошло увеличение показателя интереса и тревожности. Следовательно, игра оказывает влияние на оценку такой ситуации: увеличивается интерес и тревожность, можно говорить о понимании большой важности решений в такой ситуации.

Таким образом, экономическая игра влияет на эмоциональное отношение к деньгам, причем эти изменения происходят по-разному для различных ситуаций. Следует обратить внимание, что интерес сопровождает все ситуации, связанные с деньгами, что говорит о значимости данной темы.

В результате обобщения отдельных показателей эмоционального отношения к деньгам мы получили агрегированные результаты, представленные в табл. 2.

В результате обобщенного анализа было обнаружено, что во второй группе (после участия в игре) произошло статистически значимое увеличение показателя чувства вины по сравнению с первой группой (до участия в игре) в ситуации, когда много денег и когда мало денег. Эти данные согласуются с результатами исследований Е. В. Голубевой [8]. Усиление чувства вины можно рассматривать как ожидание негативной оценки окружающими изменение финансового состояния индивида, и как следствие — аутоагресию и интроецированную социальную инги-бицию. Это означает, что изменение финансовой ситуации в сторону улучшения или ухудшения материального положения человека повышает уровень невротизации, оценивается человеком как приносящее вред окружающим или предполагает социальные санкции.

Если ситуация большого количества денег эмоционально сопровождается усилением чувства вины, то ситуация, когда мало денег, ведет опять же к усилению переживания вины, а также страха и интереса, т.е. порождает амбивалентные реакции: негативные переживания вины и страха и позитивный интерес, любопытство. Следовательно, игра оказывает противоречивое влияние на эмоциональную оценку ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег.

В ситуации достаточного количества денег выявлено снижение чувства стыда и удивления у участников после игры. Таким образом, экономическая игра способствует снижению эмоциональных переживаний в ситуации достаточного количества денег, формирует более спокойное отношение к ней.

Для повышения валидности исследования нам было необходимо определить, есть ли отличие в отношении к деньгам в экспериментальной группе (до игры) в сравнении с контрольной. Можно предположить, что участники игры, а ими были только желающие, отличаются от типичных представителей генеральной совокупности повышенным интересом к денежной теме.

Чтобы проверить влияние факта участия в игре, поскольку испытуемые первой группы уже знали о своем участии и готовились к игре, мы провели сравнение показателей эмоционального отношения к деньгам группы до участия в игре с контрольной группой, не участвовавшей в игре. По 9 из 90 показателей (10 %) были обнаружены статистически значимые отличия, причем большинство из них — в отношении ситуации достаточного количества денег. В целом контрольная группа отличалась меньшей выраженностью эмоциональных реакций относительно денег.

У экспериментальной группы (до игры) в сравнении с контрольной в оценке ситуации большого количества денег наблюдается более высокие показатели в переживании чувства печали и уныния относительно денег, в ситуации достаточного количества денег — большая выраженность чувств смущения, вины, изумления, уныния, сконфуженности, стыда и тревоги. Различий в эмоциональных реакциях в отношении деньги в ситуации малого количества денег между контрольной и экспериментальной группой обнаружено не было.

Мы также провели сравнение обобщенных показателей эмоционального отношения к деньгам группы до участия в игре и контрольной группы. В ситуации наличия большого количества денег, у экспериментальной группы выше показатели в переживании эмоции горя по сравнению с контрольной группой. В ситуации наличия достаточного количества денег у экспериментальной группы наблюдаются большие показатели переживания эмоции удивления, стыда и вины по сравнению с контрольной группой. В ситуации малого количества денег у экспериментальной группы отмечаются более высокие показатели в переживании отвращения по сравнению с контрольной группой.

Следовательно, у участников игры в сравнении с участниками контрольной группы выше уровень тревожности в отношении ситуации большого и малого количества денег, участники игры имели признаки негативного отношения к деньгам, выраженной фрустрированности и невротизации в отношении денег.

Выводы. Экономическая игра «Денежный поток» призвана стимулировать экономическое инвестици-

онное мышление, научить участников управлять своими деньгами. Изменение мышления, социальных установок и способов поведения, в первую очередь, отражается в изменении эмоционального компонента социальных установок в отношении денег.

Целью проведенного эксперимента было выяснение, какие изменения происходят у участников экономической игры в отношении денег.

Пожелали принять участие в игре те студенты, у кого выше уровень тревожности и невротизации относительно денег, по крайней мере, перед игрой, в сравнении со студентами, не участвовавшими в игре.

Игра оказывает влияние на эмоциональное отношение к деньгам для разных ситуаций по-разному: в ситуации большого количества денег увеличивается внутреннее напряжение и снижается пренебрежительное отношение; в ситуации малого количества денег увеличивается интерес и тревожность, можно говорить о понимании большой важности решений в такой ситуации; в ситуации достаточного количества денег ослабляются эмоциональные переживания.

Увеличение или уменьшение достаточного, привычного количества денег сопровождается эмоциональными реакциями, причем ухудшение финансовой ситуации вызывает более сильные эмоции, нежели улучшение. Если ситуация большого количества денег эмоционально сопровождается усилением чувства вины, то ситуация, когда мало денег, ведет опять же к усилению переживания вины, а также страха и интереса, т.е. порождает амбивалентные реакции: негативные переживания вины и страха и позитивный интерес, любопытство.

Усиление чувства вины можно рассматривать как прогноз негативной оценки окружающими снижения или увеличения количества денег у человека, и как следствие — аутоагресию и интроецированную социальную ингибицию. Это означает, что изменение финансовой ситуации в сторону улучшения или ухудшения материального положения человека повышает уровень невротизации, оценивается человеком как приносящее вред окружающим или предполагает социальные санкции.

Таким образом, экономическая игра «Денежный поток» оказывает разнонаправленное влияние на эмоциональное отношение к деньгам в ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег. Проанализировав результаты исследования, мы можем подтвердить гипотезу о влиянии игры на изменение эмоционального компонента отношения к деньгам.

Результаты нашего исследования согласуются с выводами, полученными в работах О. С. Дейнеки [9] и Е. В. Голубевой [8].

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия : Теорет. подходы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — М. : Аспект-Пресс, 2001. - 286 с. - ISBN 5-7567-0138-9.

2. Зимбардо, Ф. Социальное влияние = The psychology of attitude change and social influence / Филип Зимбардо, Майкл Ляйппе ; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Фёдоров. — СПб. : Питер, 2000. — 444 с. — ISBN 5-8046-0172-5.

3. Голубева, Е. В. Факторы экономического поведения в ситуациях психологической игры / Е. В. Голубева // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности :

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

тр. IV Междунар. науч. интернет-конф., январь-март 2011 г. / отв. ред. Е. Г. Ефремов и М. Ю. Семёнов. — Киев : Простобук, 2011. - С. 7-15. - КВК 978-966-2661-10-1.

4. Муравьёва, П. А. Содержание экономической роли как детерминанта отношения личности к деньгам / П. А. Муравьёва // Сибирский психологический журнал. — 2010. — № 37. — С. 92-96.

5. Семёнов, М. Ю. Деньги и люди: Психология денег в России : моногр. / М. Ю. Семёнов. - Киев : Простобук, 2011. - 149 с. - КВК 978-966-2661-11-8.

6. Махрина, Е. А. Виды и характеристики ценностносмысловых отношений к деньгам у представителей социономи-ческих профессий : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : защищена 22.05.06 : утв. 18.10.06 / Е. А. Махрина. - Ростов-на-Дону, 2006. - 229 с.

7. Изард, К. Е. Эмоции человека : пер. с англ. / Кэррол Е. Изард ; под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.

8. Голубева, Е. В. Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода / Е. В. Голубева // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность / ОмГТУ. - 2010. -№ 3(88). - С. 136-139.

9. Дейнека, О. С. Экономическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / О. С. Дейнека; С.-Петерб. гос. ун-т. Экон. фак. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 158 с. - КВК 5-28802686-6.

СЕМЁНОВ Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры психологии труда и организационной психологии. Адрес для переписки: ast2@narod.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2012 г.

© М. Ю. Семёнов

УДК 159.964 В. С. КУБАРЕВ

Омский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ, ВЫРАЖЕННОЙ В СЮЖЕТАХ СНОВИДЕНИЙ_________________________________________

В статье представлены результаты психотехнического исследования динамики смысло-образования, происходящей в работе со сновидениями. Статистически подтверждается наличие закономерной динамики, инициированной работой со сновидениями. Эта динамика представляется в качестве психотерапевтического события, которое на себе переживали респонденты, участвующие в исследовании. Выделяются основные структурные компоненты события, и дается их качественное описание. Обозначаются механизмы и фазы смыслообразования, происходящего в сюжетах сновидений.

Ключевые слова: психотехническое исследование, динамика смыслообразования, психотерапевтическое событие.

Настоящее исследование посвящено изучению механизмов смыслобразования, происходящего в работе со сновидениями. Как известно, сновидения представляют собой основной материал, работая с которым психоаналитик помогает своему клиенту осознать его бессознательные конфликты. При этом, по мнению К. Г. Юнга, «если сознание принимает активное участие (в разбирательстве с образами сновидений. — В. К.), переживает каждую ступень процесса и хотя бы смутно понимает ее, то следующий образ всякий раз встает на добытую благодаря этому более высокую ступень — так и возникает целенаправленность» [1, с. 231]. Другими словами, что в процессе психотехнической работы активизируется внутренняя динамика, которая приводит к трансформации существующей смысловой структуры личности. В нашем исследовании мы и попытались реконструировать механизм этой трансформации.

Наше исследование является психотехническим (А. А. Пузырей [2], Ф. Е. Василюк [3]), то есть реконструкция динамики смыслобразования осуществлялась нами внутри психотехнического действия

(работе со сновидениями), выступая неотъемлемым его компонентом, участвующим в самом его осуществлении. В этом плане исследуемая нами динамика является не естественным, но искусственным процессом, производимым самой психотехнической работой, а выделяемые человеком в себе смысловые структуры этой динамики — единицами психотехнического действия.

Общая картина эмпирического исследования выглядела следующим образом: исследовались, во-первых, структура и содержание психотерапевтического события происходящего в процессе психотехнической работы, во-вторых, рефлексивная деятельность осознания, осуществляемая внутри происходящего события и, в-третьих, трансформация превращенных форм сознания индивида, произошедшая вследствие психотерапевтического события. В данной статье мы предлагаем только результаты исследования психотерапевтического события происходящего в процессе психотехнической работы.

Объектом исследования выступили интерпретационные таблицы сюжетов сновидений. Исследование проводилось на материале шести субъектов, прохо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.