Научная статья на тему 'Изменение длины опорно-активных участков движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения'

Изменение длины опорно-активных участков движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА / ДВИЖЕНИЕ / МАТОЖИДАНИЕ / ХОДОВАЯ СИСТЕМА / CATERPILLAR TRACKS / TRACKED VEHICLE / MOVEMENT / EXPECTATION / RUNNING GEAR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Клубничкин Е. Е., Клубничкин В. Е., Башкирцев Ю. В., Крылов В. М.

Гусеничный движитель во многих случаях является наиболее целесообразным по сравнению с колесным движителем в различных почвенно-грунтовых условиях. Возможность применения гусеничного движителя зависит от конкретных производственных условий, применения в лесозаготовительном производстве, открывает пространство для математического моделирования. Данная статья посвящена анализу изменения длины опорно-активных участков движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения. Исследование представляет конкретные результаты, полученные экспериментально: во время движения по профилю пути с единичными, пороговыми, препятствием в оценке свойств маневренности гусеничного шасси и плавности хода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Клубничкин Е. Е., Клубничкин В. Е., Башкирцев Ю. В., Крылов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caterpillar tracks in many cases, is the most appropriate for comparison with the paddle wheels in a variety of soil conditions. The possibility of using caterpillar drive depends on the specific operating conditions, the use in the timber industry, opens space for mathematical modeling. This article analyzes the change in the length of support-active sites mover track Harvester with the loading mode. The study presents results obtained experimentally: while driving on the road with a single profile, threshold, an obstacle in the evaluation of the properties tracked chassis agility and smoothness.

Текст научной работы на тему «Изменение длины опорно-активных участков движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Например, для II категории почвогрунтов при M(qs)=30 МПа и М(9)=10 град. вариации значений 9 и qs в пределах 20 % обеспечивают значения К0)=5 % и KJr)=8 %, что при М(р)=1,5 иМ(г^)=1,08 м устанавливает допустимый диапазон изменения р от 1,42 до 1,58, при этом показатель rs может заполнить диапазон от 1 до 1,17 м. Уместно отметить, что 20 %-ая вариация означает достаточно стабильные условия трелевки. Более существенная вариативность параметров наблюдается при Kv >30 %.

Еще один вывод связан с фактором влияния категории почвогрунта. Чем слабее почвогрунты, тем изменчивость параметров 9 и qs обусловливает более широкие границы допустимых диапазонов изменения показателей р и rs.

Таким образом, разработанная математическая модель [8] и на ее основе полученные в данной работе результаты исследований позволяют определять как проектные значения параметров и показателей трелевки, так и допустимые диапазоны их изменений с целью стабилизации заданных технологических показателей.

Библиографический список

1. Котиков, В.М. Ходовые свойства машин и экология / В.М. Котиков, Я.В. Сладкевич // Лесная пром-сть. - 1990. - № 12. - С. 5.

2. Анисимов, Г.М. Основы минимизации уплотнения почвы трелевочными системами / Г.М. Анисимов, Б.М. Большаков. - СПб.: ЛТА, 1998. - 106 с.

3. Сюнев, В.С. Методика прогнозирования воздействия лесозаготовительных машин на почвогрунты в межсезонные периоды / В.С. Сюнев, Е.И. Рать-кова // Ученые записки ПетрГУ Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - № 6. -С. 70-74.

4. Рудов, С.Е. Снижение отрицательного воздействия на почву трелевочных тракторов на выборочных рубках: дисс. ... канд. техн. наук / С.Е. Рудов.

- Петрозаводск, 2010. - 20 с.

5. Лепилин, Д.В. Оценка влияния поворотов трелевочного трактора на уплотнение почвогрунтов лесосеки: дисс. ... канд. техн. наук / Д.В. Лепилин.

- Петрозаводск, 2011. - 22 с.

6. Григорьев, И.В. Влияние способа трелевки на эксплуатационную эффективность трелевочного трактора: дисс. ... канд. техн. наук / И.В. Григорьев. - СПб., 2000. - 20 с.

7. Иванов, А.В. Совершенствование технологии лесосечных работ для условий труднодоступных лесосек северо-западного региона РФ: дисс. ... канд. техн. наук / А.В. Иванов. - Архангельск, 2011. -20 с.

8. Григорьев, И.В. Математическая модель уплотнения почвы комлями пачки хлыстов при их трелевке / И.В. Григорьев, В.Я. Шапиро, М.Е. Рудов и др. // Ученые записки ПетрГУ Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - № 6. - С. 65-69.

9. Агейкин, А.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители / А.С. Агейкин. - М.: Машиностроение, 1972. - 183 с.

ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИНЫ ОПОРНО-АКТИВНЫХ УЧАСТКОВ

движителя гусеничной лесозаготовительной машины с учетом режимов нагружения

Е.Е. КЛУБНИЧКИН, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,

В.Е. КЛУБНИЧКИН, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,

Ю.В. БАШКИРЦЕВ, доц. каф. колесных и гусеничных машин МГУЛ, канд. техн. наук,

В.М. КРЫЛОВ, гл. конструктор ГНЦЛПК

[email protected], [email protected] По результатам известных исследований нормальные давления лесных агрегатных машин, создаваемые на базе трелевочных ГЛЗМ, намного превышают величину нормальных давлений последних. Проблемой снижения средних значений нормальных давлений движителей ГЛЗМ на лесной грунт заняты многие научные и промышленные

Важнейшими характеристиками, в наибольшей степени определяющими проходимость, сцепные качества и сопротивление движению гусеничной лесозаготовительной машины (ГЛЗМ), являются нормальные давления движителя ГЛЗМ на лесной грунт и закономерность их изменения по длине опорной поверхности движителя.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2013

119

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

L, м

0,50 а)

0,45 0,40

0 2000 4000 6000 Q, кг

L, м

0,60 б)

0,55 0,50 0,45 0,40

0 2000 4000 6000 Q, кг

первого катка ■ в и второго катка ^ третьего катка

■ ■ и щ четвертого катка

-----------пятого катка

шестого катка

Рисунок. Изменение длины опорно-активных участков L движителей гусеничных лесозаготовительных машин с учетом режимов нагружения (а - ЛЗ-5, б - ЛЗ-4)

предприятия. Исследованием возможностей улучшения тягово-сцепных качеств ГЛЗМ за счет изменения параметров опорных поверхностей ходовых аппаратов посвящены, в частности, работы ЦНИИМЭ, AT ОТЗ, МГУЛ. При этом отмечается [1], что для ГЛЗМ резервы снижения нормальных давлений движителя на грунт за счет увеличения длины и ширины опорной поверхности движителя весьма ограничены.

Рассмотрим возможность снижения нормальных давлений за счет внутренних резервов ГЛЗМ, принимая во внимание, что под средним нормальным давлением понимается отношение вертикальных нагрузок к площади опорной поверхности движителя ГЛЗМ, а площадь вычисляется как произведение расстояния между осями крайних опорных катков и ширины гусениц [2].

В известных работах, посвященных воздействию гусеничных машин на грунт, отмечается, что движитель может быть представлен опорно-активными участками (ОАУ),

число которых равно количеству опорных катков. Длина ОАУ зависит как от деформативных качеств поверхностей движения, так и от нагрузок, приходящихся на катки движителя. Так, на бетонную площадку гусеничная машина воздействует грунтозацепами звеньев, на болоте поверхностью движителя по всей опорной длине. Для лесных грунтов (плотностью у = 1,48 - 1,61 г/см3, влажностью W= 14 - 24 %) установлено, что для ГЛЗМ ЛЗ-4 и ЛЗ-5 длина ОАУ равна шагу трех звеньев [3, 4].

В связи с обновлением парка ГЛЗМ отрасли возникает необходимость проведения исследований по характеру изменения длин ОАУ перспективного ГЛЗМ ЛЗ-4. С этой целью были проведены опыты, в ходе которых замерялись нормальные давления движителя ГЛЗМ ЛЗ-4 и ЛЗ-5 на лесной грунт. При замерах нормальных давлений был использован тензопреобразова-тель в виде консольной балки, который устанавливался на звене гусеницы.

Согласно программе экспериментальных исследований, опыты проводились при

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.