[¡К^ззшщЖ
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ежеквартальный научно-практическии журнал
Главный редактор
B. И. Петров, академик РАМН Зам. главного редактора
М. Е. Стаценко, профессор
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
А. Р Бабаева, профессор А. Г. Бебуришвили, профессор
A. А. Воробьев, профессор
C. В. Дмитриенко, профессор
B. В. Жура, доцент
М. Ю. Капитонова, профессор (научный редактор)
C. В. Клаучек, профессор
Н. И. Латышевская, профессор В. Б. Мандриков, профессор И. А. Петрова, профессор
B. И. Сабанов, профессор Л. В. Ткаченко, профессор
C. В. Туркина (ответственный секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А. Б. Зборовский, академик РАМН (Волгоград)
Н. Н. Седова, профессор (Волгоград)
A. А. Спасов, чл.-кор. РАМН (Волгоград)
B. П. Туманов, профессор (Москва)
Г. П. Котельников, академик РАМН (Самара)
П. В. Глыбочко, чл.-кор. РАМН (Москва)
В. А. Батурин, профессор (Ставрополь)
2 (34)
АПРЕЛЬ-ИЮНЬ 2010
vox
AUDITA LATET, LITTERA SCRIPTA MANET
ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЛГМУ
9771994948340
ЛИТЕРАТУРА
1. Анкирская А. С., Муравьева В. В. // Клиническая Микробиология и Антимикробная Химиотерапия. — 2001 — Т. 3, № 2. — С. 190—194.
2. Воропаева Е. А., Афанасьев С. С., Кудрявцева М.
B. и др. //Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. — 2005. — № 3. — С. 65—69.
3. Кира Е. Ф. Бактериальный вагиноз. — СПб.: ООО «Нева-Люкс», 2001. — 364 с.
4. Микроэкология влагалища: коррекция микрофлоры при вагинальных дисбактериозах : учеб. пособие / В. М. Коршунов и др. — М. : ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. — 80 с.
5. Назарова Е. К., Гиммельфарб Е. И., Созаева Л. Г. // Антибиотики и химиотерапия. — 2002. — Т. 47, № 4. —
C. 34—42.
6. Antonio M. A, Hawes S. E, Hillier S. L. // J. Infect. Dis. — 1999. — Vol. 180, № 6. — P. 1950—1956.
7. Zhou X. // Microbilogy. — 2004. — Vol. 150, № 8. — P. 2565—2573.
8. Coolen M. J. L., Post E, Davis C. C., et al. // Appl. Environ. microbiol. — 2005. — Vol. 71, № 12. — P. 8729— 8737.
9. Cross M. L. // FEMS Immunol. Med. Microbiol. — 2002. — Vol. 34, № 4. — P. 245—253.
Контактная информация:
Набережнев Юрий Иванович — к. м. н., старший преподаватель кафедры акушерства и гинекологии Белгородского государственного университета, e-mail: [email protected]
УДК 576.8:577.151.03/.04:546.21]:615.849.11:616-093/-098(045)
ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ КАТАЛАЗЫ БАКТЕРИЙ ПРИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМ ИЗЛУЧЕНИИ НА ЧАСТОТЕ МОЛЕКУЛЯРНОГО СПЕКТРА ПОГЛОЩЕНИЯ И ИЗЛУЧЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО КИСЛОРОДА
Е. А. Пронина, Г. М. Шуб, И. Г. Швиденко
Саратовский государственный медицинский университет
Описана динамика изменения уровня активности каталазы золотистых стафилококков, кишечной и синегной-ной палочек при электромагнитном излучении на частоте молекулярного спектра поглощения и излучения атмосферного кислорода. Выявлено повышение активности фермента у изученных штаммов, наиболее выраженное при 45-минутной экспозиции.
Ключевые слова: каталаза, электромагнитное излучение, Escherichia coli, Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa.
^ANGE OF BACTERIA CATALASE ACTIVITY AT ELECTROMAGNETIC RADIATION AT FREQUENCY OF THE MOLECULAR SPECTRUM OF ABSORPTION AND RADIATION OF ATMOSPHERIC OXYGEN
E. A. Pronina, G. М. Shub, I. G. Shvidenko
Dynamics of change in the level of Staphylococcus aureus, Escherichia coli and Pseudomonas aeruginosa catalase activity is described at E-field radiation at the frequency of atmospheric oxygen molecular spectrum of absorption and radiation. An increase of enzyme activity in the studied cultures is revealed, which was most expressed at a 45-minute exposition.
Key words: catalase, electromagnetic radiation (E-field radiation), Escherichia coli, Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa.
Действие электромагнитного излучения (ЭМИ) миллиметрового диапазона крайневысоких частот (КВЧ) низкой интенсивности активно изучается в последние годы на различных биологических объектах (от бактерий до тканей и органов человека) [3, 7, 10]. Фундаментальной основой функционирования сложных биологических систем являются молекулы-метаболиты, стабильные и строго воспроизводимые молекулярные структуры биосреды. Поэтому детерминированное управление их реакционной способности излучением, совпадающим со спектрами их из-
лучения и поглощения, может направленно регулировать процесс метаболизма в биосреде. Анализ биомедицинских эффектов элекромагнитного излучения (ЭМИ) на частотах молекулярных спектров атмосферных газов-метаболитов (N0, СО, 02, СО2) показывает прямую связь спектров заданного метаболита и его активности в биосреде [1 ].
При облучении молекул энергия КВЧ-излучения расходуется на переходы молекул из одного энергетического состояния в другое. При используемых в медикобиологической практике уровнях мощности
КВЧ — излучения экзогенное воздействие ЭМИ КВЧ приводит к изменению вращательной составляющей полной энергии молекул. При совпадении частоты проводимого облучения с частотой вращения полярных молекул возможна перекачка энергии излучения молекуле, сопровождающаяся увеличением ее вращательной кинетической энергии, что влияет на ее реакционную способность [5].
Известно, что вращательные молекулярные спектры резонансного поглощения и излучения молекул важнейших клеточных метаболитов (NO, O2, СО2) находятся именно в КВЧ-диапазоне [1].
Создание генераторов, работающих на частоте спектров поглощения и излучения биологически активных молекул NO, O2, СО2, открывает новые направления в практическом использовании элетро-магнитных волн.
Важнейшим регулятором биологических процессов в клетках является кислород в его реактивных формах (РФК). Именно РФК рассматривается как одна из систем внутриклеточных и межклеточных мессенджеров. Известно, что при облучении на указанных выше частотах из кислорода образуется его реактивные формы. Можно полагать, что при использовании частот молекулярного спектра поглощения и излучения (МСПИ) кислорода эти процессы будут активизироваться.
Во внешней среде микроорганизмы постоянно подвергаются действию различных неблагоприятных факторов. Главным орудием макроорганизма против бактерий является окислительный или респираторный взрыв.
Утилизация супероксид-аниона и перекиси водорода, образующиеся при фагоцитозе, реализуется бактериями, главным образом посредством ферментов защиты [3, 9]. Одним из таких ферментов является каталаза.
Каталаза — широко распространенный фермент, она находится почти во всех аэробных и факультативно-анаэробных бактерях. Функция каталазы заключается в защите организма от активных кислородсодержащих радикалов и пероксида водорода.
Нами было проведено облучении бактерий ЭМИ КВЧ диапазона с частотами, соответствующими вращательным молекулярным спектрам поглощения и излучения атмосферного кислорода [5].
Ранее нами были опубликованны данные о повышении скорости роста кишечной палочки под воздействием ЭМИ на частоте молекулярного спектра поглощения и излучения атмосферного кислорода [9].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Проведение исследований по изучению влияния ЭМИ на частоте МСПИ атмосферного кислорода (129 ГГц) на каталазную активность бактерий.
Исследования по влиянию электромагнитного излучения на МСПИ атмосферного кислорода на ферменты бактерий проводится впервые.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использован генератор O2 разработанный в Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры.
Для решения поставленной задачи использовался панорамно-спектрометрический комплекс с квазиоптическим трактом, в котором возбуждались электромагнитные КВЧ-колебания, имитирующие структуру МСПИ атмосферного кислорода. [8].
Точное значение заданной частоты определяли в соответствии с международной базой данных молекулярных спектров высокого разрешения HITRAN (созданной с участием космического агентства NASA), с учетом поправок на атмосферное давление и температуру окружающей среды [2].
Объектом исследования были эталонные штаммы Escherichia coli АТСС 25922 (К-12), Staphylococcus aureus АТСС 6538-Р, Pseudomonas aeruginosa АТСС 27853 и по 5 клинических штаммов каждого вида.
Суточные культуры испытуемых микроорганизмов, выращенные на мясо-пептонном агаре, смывали 0,14М NaCl. Концентрацию клеток по оптическому стандарту мутности доводили до 109 микробных тел в 1 мл. По 1,5 мл этой взвеси вносили в пробирки типа «Эппендорф» и подвергали воздействию ЭМИ на частоте МСПИ O2 (129 ГГц) в течение 10, 30, 45 и 60 минут. Контролем служили необлученные культуры.
Активность каталазы определяли колориметрическим методом [4]. Принцип метода основан на способности перекиси водорода образовывать с солями молибдена стойкий окрашенный комплекс. Интенсивность окраски в каждой пробе измеряли на спектрофотометре «СФ-46» (ЛОМО, Россия) при длине волны 410 нм против контрольной пробы.
Активность каталазы рассчитывали по формуле: Е = (А хол — А оп)*УЧЖ,
где:
Е — активность каталазы (мкат/мл);
Ахол и Аоп — экстинкция холостой и опытной
проб;
V — (0,1 мл) объем вносимой пробы;
t — время инкубации (600 сек);
К — коэффициент миллимолярной экстинкции Н2О2 (22,2 * 103 мМ-1*см-1)
За единицу активности каталазы принимают то количество фермента, которое участвует в превращении 1 мкат перекиси водорода за 1 секунду при заданных условиях. Статистическую обработку результатов проводили с применением стандартных методов вариационной статистики [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из представленных данных в табл. видно, что уровень каталазы при облучении ЭМИ на частоте излучения и поглощения молекулярного кислорода в
88
Выпуск 2 (34). 2010
течение 30 минут возрастал на 9 % у эталонного штамм Staphylococcus aureus и на 5 % у клинических штаммов этого вида ; на 14 % у эталонного штамм Escherichia coli и на 8 % — у клинических штаммов; на 5 % у эталонного штамм Pseudomonas aeruginosae и на 8 %- у клинических штаммов. Полученные данные статистически достоверны.
При облучении ЭМИ на частоте молекулярного кислорода в течение 45 минут активность каталазы также увеличивалась по сравнению с контролем и достигала максимального значения у всех штаммов. Возрастала на 17% у эталонного штамма Staphylococcus и на 16 % — у клинических штаммов; на 23 % у эталонного штамма Escherichia coli и на 14 % — у клинических штаммов; на 17 % у эталонного штамма Pseudomonas aeruginosae и на 15 % — у клинических штаммов.
Далее при облучении в течении 60 минут уровень каталазы начинал падать на несколько меньше показателей при 45-минутной экспозиции, но превышал контрольные значения на 12 % у Staphylococcus aureus, на 14 % и 12 % у Escherichia coli и на 12 и 11 % у Pseudomonas aeruginosae.
При облучение в течении 10 мин изменение активности было незначительным и достоверным только для синегнойной палочки.
Динамика изменения активности каталазы при разном времени воздействия ЭМИ МСПИ атмосферного кислорода на различные виды бактерий
10мин 30 мин 45 мин 60 мин Контроль
Музейные штаммы
Escherichia coli АТСС 25922 12,82 14,11 15,3 14,19 12,41
% к контролю 3** 14* 23* 14*
Клинические штаммы Escherichia coli 12,904 13,99 14,75 14,492 12,912
%к контролю 0 8** 14* 12*
Музейные штаммы
Staphylococcus aureus 6538-Р 23,88 25,51 27,4 26,23 23,51
% к контролю 2** 9* 17* 12*
Клинические штаммы Staphylococcus aureus 24,54 25,36 27,932 27,178 24,182
% к контролю 1** 5** 16* 12*
Музейные штаммы
Pseudomonas aeruginosa ATCC 27853 5,55 5,69 6,33 5,98 5,41
% к контролю 3** 5** 17* 11*
Клинические штаммы Pseudomonas aeruginosa 5,382 5,568 5,896 5,722 5,224
% к контролю 5** 8* 15* 11*
* p < 0,05 ** p > 0,05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. При облучении бактериальных взвесей стафилококка, кишечной и синегнойной палочек ЭМИ МСПИ атмосферного кислорода происходит повышение каталазной активности. Данный процесс, изученный при различном времени экспозиции от 10 до 60 мин, развивается постепенно и достигает максимума к 45 мин.
2. Более длительная экспозиция приводит к торможению активности и каталазы. Полученная динамика характерна для всех 3 изученных видов бактерий, хотя они и различаются между собой по уровню исходной активности (наибольшая отмечается у стафилококка, наименьшая у псевдомонад).
ЛИТЕРАТУРА
1. Башаринов А. Е., Тучков Л. Г., Поляков В. М. и др. Измерение радиотепловых и плазменных излучений в СВЧ-диапазоне. — М.: Советское радио, 1968.
2. Бецкий О. В., Креницкий А. П., Майбородин А. В. и др. // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. — 2007. — № 8—9. — С. 27—43.
3. Девятков Н. Д., Голант М. Б., Бецкий О. В. Миллиметровые волны и их роль в процессах жизнедеятельности. — М.: Радио и связь, 1991.
4. Королюк М. А, Иванова Л. И., Майорова И. Г. и др. // Лаб. дело. — 1988. — № 1. — С. 16—19.
5. Креницкий А. П., Майбородин А. В., Бецкий О. В. и др. // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. — 2003. — № 2. — С. 5—11.
6. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990.
7. Лебедева А. Ю. //Миллиметровые волны в биологии и медицине. — 2002. — № 1. — С. 21—24.
8. Майбородин А. В., Креницкий А. П., Тупикин В. Д. и др. // Биомедицинская радиоэлектроника. — 2001. — №8. — С. 35—47.
9. Пронина Е. А, Шуб Г. М., Креницкий А. П. и др. // Доклады Академии наук. — М. — 2004. — Т. 397, № 6. — С. 835—837
10. Тамбиев А. Х. Миллиметровые волны и фотосин-тезирующие организмы / Под ред. Ю. В. Гуляева, А. Х. Там-биева. — М.: Радиотехника, 2003.
11. Grundler W., Kaiser F., Keilmann F. // Naturwissenschaften. — 1992. — Vol. 79. — P. 551—559.
Контактная информация:
Пронина Елена Александровна — к. м. н.,
доцент кафедры микробиологии Саратовского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Стаценко М. Е., Деревянченко М. В., Ксенникова Н. В.
СУТОЧНЫЙ ПРОФИЛЬ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У БОЛЬНЫХ ВТОРИЧНЫМ ХРОНИЧЕСКИМ ПИЕЛОНЕФРИТОМ 41
Фомичев Е. В., Ахмед Салех, Яковлев А. Т., Ефимова Е. В.
КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АТИПИЧНО ТЕКУЩИХ ФЛЕГМОН
ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ 43
Курушина О. В., Рыбак В. А., Барулин А. Е., Саранов А. А.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ 45
Глухов А. А., Иванов В. М.
ЛЕЧЕНИЕ ФЛЕГМОН МЯГКИХ ТКАНЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ ИГИДРОПРЕССИВНЫХТЕХНОЛОГИЙ 47
Деревянко Х. П., Сперанский В. В.
НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НАПРЯЖЕНИЯ 48
Хетагурова Ю. Ю., Винярская И. В., Митиш М. Д.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ЦЕРЕБРАЛЬНУЮ ИШЕМИЮ 52
Тезиков Ю. В., Мельников В. А., Липатов И. С.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВЕДЕНИЮ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 54
Гришин К. Н., Есин В. И., Мустафин Д. Г.
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ЭКСТРАСФИНКТЕРНЫХ СВИЩЕЙ ПРЯМОЙ КИШКИ 56
Фомин С. В.
ОБРАБОТКА КОНТАМИНИРОВАННОЙ РАНЫ РАСТВОРОМ АНТИСЕПТИКА ПРИ АППЕНДЭКТОМИИ ИЗ МИНИ-ДОСТУПА 57
Терентьев Л. А.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ 59
Похачевский А. Л.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО КРИТЕРИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ 60
Орлова В. С., Набережнев Ю. И.
МИКРОБИОЦЕНОЗ ВЛАГАЛИЩА СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА 61
Пронина Е. А, Шуб Г. М., Швиденко И. Г.
ИЗМЕНЕНИЕ АКТИВНОСТИ КАТАЛАЗЫ БАКТЕРИЙ ПРИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМ ИЗЛУЧЕНИИ НА ЧАСТОТЕ МОЛЕКУЛЯРНОГО СПЕКТРА ПОГЛОЩЕНИЯ И ИЗЛУЧЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО КИСЛОРОДА 63
Яровенко Г. В., Навасардян Н. Н., Каторкин С. Е.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ОСЛОЖНЕННЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКОЙ ВЕНОЗНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ 66
Батько А. Б.
АНТАГОНИСТЫ КАЛЬЦИЯ И МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 68
Глыбочко П. В., Свистунов А. А., Морозов Д. А., Морозова О. Л., Долгов Б. В., Напольников Ф. К., Фисун А. В., Максимова А. В. ДИНАМИКА ЦИТОКИНОВ КРОВИ И МОЧИ В ПЕРИОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ У ДЕТЕЙ С ПУЗЫРНО-МОЧЕТОЧНИКОВЫМ РЕФЛЮКСОМ 69
Statsenko IV. Е., Derevyanchenko M. V., Ksennikova N. V.
24-HOUR AMBULATORY BLOOD PRESSURE MONITORING PECULIARITIES AND VARIABILITY OF HEART RATE IN ARTERIAL HYPERTENSION IN PATIENTS WITH SECONDARY CHRONIC PYELONEPHRITIS 41
Fomichev E. V., Ahmed Saleh, Jakovlev A. T., Efimova E. V.
CLINICOIMMUNOLOGICAL FEATURES OF ATYPICAL
MAXILLOFACIAL PHLEGMONS
Kurushina O. V., Rybak V. A, Barulin A. E., Saranov A. A.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CHRONIC PAIN SYNDROMES
Gluhov A. A., Ivanov V. M. TREATMENT OF PHLEGMONS OF SOFT TISSUES USING ENDOSCOPIC AND HYDROPRESSIVE TECHNOLOGIES
Derevyanko Kh. P., Speransky V. V.
DISTURBANCES OF HORMONAL STATUS IN WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE WITH TENSION HEADACHE
Khetagurova Yu. Yu., Vinyarskaya I. V., Mitish M. D. QUALITY OF LIFE OF PREMATURE INFANTS WITH POST-CEREBRAL ISCHEMIA
Tezikov Y. V., Melnikov V. A, Lipatov I. S.
NEW APPROACHES TO MANAGING PREGNANT WOMEN WITH PLACENTAL INSUFFICIENCY
Grishin K. N., Mustafin D. G.
SURGICAL TREATMENT OF EXTRASPHINCTERIC
RECTUM FISTULAS
Fomin S. A.
PROCESSING OF CONTAMINATED SURGICAL WOUND WITH ANTISEPTIC SOLUTION IN APPENDECTOMY THROUGH MINI-ACCESS
Terentiev L. A.
INVALIDS LIFE QUALITY
Pokhatchevski A. L.
DEFINITION OF OBJECTIVE CRITERION OF ENDURANCE FOR DIAGNOSTICS OF HEALTH IN THE HEALTHY
Orlova V. S, Naberezhnev Yu. I.
MICROBIOCENOSIS OF A VAGINA
IN MODERN ALMOST HEALTHY WOMEN OF YOUNG
REPRODUCTIVE AGE
Pronina E. A., Shub G. M., Shvidenko I. G. CHANGE OF BACTERIA CATALASE ACTIVITY AT ELECTROMAGNETIC RADIATION AT FREQUENCY OF THE MOLECULAR SPECTRUM OF ABSORPTION AND RADIATION OF ATMOSPHERIC OXYGEN
Yarovenko G. V., Navasardyan N. N., Katorkin S. E. MODERN WAYS OF TREATING COMPLICATED FORMS OF CHRONIC VENOUS INSUFFICIENCY OF LOWER EXTREMITIES
Batko A. B.
CALCIUM АNTAGONISTS AND UROLITHIASIS: NEW PERSPECTIVES
Glybochko P. V., Svistunov A. A, Morozov D. A,
Morozova O. L., Dolgov B. V., Napolnikov F. K.,
Fisun A. V., Maksimova A. V.
BLOOD AND URINE CYTOKINES DYNAMICS
IN PERIOPERATIVE PERIOD IN CHILDREN
WITH VESICOURETERAL REFLUX
43 45
47
48 52 54
56
57
59
60 61
63
66 68
69
118
Выпуск 2 (34). 2010