Научная статья на тему 'Изменчивость ценностных ориентаций у женщин в разные периоды репродуктивного цикла'

Изменчивость ценностных ориентаций у женщин в разные периоды репродуктивного цикла Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / БЕРЕМЕННОСТЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЦИКЛ / WOMEN / VALUES / PREGNANCY / REPRODUCTIVE CYCLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрицкая Татьяна Владимировна

В статье представлена эмпирическая модель ценностных ориентаций фертильных женщин в разные периоды репродуктивного цикла. Беременность выделена как особый этап в жизни женщины. Внимание обращено на изменения, происходящие с ценностными ориен-тациями беременных женщин в зависимости от срока беременности и структуры их ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скрицкая Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing values in women at different stages of their reproductive cycle

An empirical model of changing values in fertile women during different periods of their reproductive cycle is presented. Pregnancy is recognized as a special time in a woman's life. The author focuses on changes occurring in pregnant women's motivations depending on the term of pregnancy the structure of their values.

Текст научной работы на тему «Изменчивость ценностных ориентаций у женщин в разные периоды репродуктивного цикла»

Т. В. Скрицкая

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ЖЕНЩИН В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЦИКЛА

Целью нашего исследования являлось выявление закономерностей в изменении ценностно-смысловой сферы личности женщины в разные периоды репродуктивного цикла, с основным вниманием на процессе беременности.

В отечественной и западной психологии в последние десятилетия проявляется интерес к исследованиям, посвященным комплексному изучению особенностей психологических реакций беременных женщин. Многие авторы рассматривают беременность как кризисную ситуацию и отмечают, что даже физиологически протекающая беременность сопровождается изменениями психики женщины, реакциями адаптации к беременности [1; 7].

Интерес к структуре ценностей фертильных женщин не случаен, так как именно структура ценностей личности обеспечивает адаптацию человека в социуме, возможность межпоколенной трансляции жизненных целей и норм поведения. Ценности — это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект — объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма развития личности. Как отмечает Б. Г. Ананьев, формирование личности путем интериоризации является освоением определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности [2].

Формирование ценностных ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, так как на социализацию могут стихийно влиять различные обстоятельства жизни, также она может проходить в условиях целенаправленного формирования личности (воспитания).

По мнению Л. А. Коростылевой, становлению брачно-семейных отношений помогают интегральные личностные характеристики партнеров по браку (мотивации, ценностные ориентации), сходство их образа мира, а также соотнесенность их представлений о счастье. Таким образом, семья как социальный институт оказывает влияние на формирование ценностных предпочтений личности [6].

Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности [6; 8].

В современной психологии неоднократно предпринимались попытки системных описаний структуры ценностных ориентаций личности. Интерес вызывает структурно-динамическая модель системы ценностных ориентаций, предложенная М. С. Яницким [13]. В данной концепции структуры ценностей выделяются следующие уровни: адаптация,

© Т. В. Скрицкая, 2010

социализация, индивидуализация. Элементы данной модели нами будут использованы в рамках исследования особенностей системы ценностных ориентаций фертильных женщин.

Ценностные ориентации индивида динамичны. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают влияние на систему ценностей личности. Можно констатировать, что, несмотря на отдельные эмпирические исследования, проблема изменения структуры ценностных ориентаций под влиянием тех или иных обстоятельств недостаточно разработана как отечественными, так и зарубежными психологами.

Необходимо более подробно остановиться на психологической сущности влияния беременности на личность женщины. Мы предлагаем выделять несколько уровней адаптации к беременности: соматический, индивидно-личностный и социальный уровни.

На соматическом уровне адаптации развивающаяся беременность ставит организм женщины в новые условия существования. По мнению Е. А. Волкова,

Н. В. Рымашевского, встречаются разные типы реагирования на беременность: от отсутствия каких-либо психологических проблем (18%) до невротического развития личности (82%), в формировании которого важную роль играют индивидуальные особенности [5].

На индивидно-личностном уровне адаптация рассматривается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью как стадия личностной и половой идентификации. Для многих женщин беременность и деторождение становятся предпосылкой к обретению личностной зрелости и повышению самооценки [цит. по: 11].

Типичную динамику психических проявлений во время беременности отмечает В. Д. Менделевич. Обычно в первые месяцы беременная чувствует себя неуверенно, остается амбивалентной в отношении предстоящего материнства. Во II триместре наблюдается относительное спокойствие в состоянии беременной, осложнения у здоровых женщин — исключение. Основная черта III триместра— «погружение в ребенка». Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60-80% случаев [9].

Социальная адаптация к процессу беременности. Как отмечает Л. А. Дубисская, на состояние здоровья женщин репродуктивного возраста оказывает влияние ряд медикосоциальных и медико-организационных факторов риска, действующих до наступления, во время и после завершения беременности. Наиболее значимы из них: степень социопатизации и социальной незащищенности семьи, социальная неоднородность супружеской пары, изменение семейного положения, производственная, территориальная миграция женщины в период беременности [цит. по: 11].

Б. Д. Карвасарский указывает, что возраст, условия труда и быта, вредные привычки и характер взаимоотношений партнеров являются значимыми психосоциальными факторами, которые могут отрицательно влиять на процесс беременности и могут стать одной из причин возникновения осложнений [цит. по 10].

Количество самопроизвольных прерываний беременности у женщин, не состоявших в браке, в два раза больше, чем у женщин в браке. Фактор «отсутствия брака» связан с возрастом, социальной принадлежностью, повышенными психосоциальными нагрузками, большим количеством незапланированных и нежелательных беременностей [цит. по: 10].

Теоретический анализ исследований показывает, что до настоящего времени проблема беременности рассматривалась с позиций патогенетического подхода. Такой од-

носторонний подход не может обеспечить необходимого снижения осложнений течения беременности, родов и послеродового периода, так как особенности протекания беременности необходимо рассматривать не как болезнь, а как особое психофизиологическое состояние женщины.

Потребность иметь детей — это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в личностной самореализации [12].

Материнские установки являются компонентом мотивационно-потребностной сферы женщины. В настоящее время не обнаружено никакого присущего всем матерям общего поведения, а напротив, обращает на себя внимание чрезмерная изменчивость чувств и поведения в отношении заботы о ребенке в зависимости от культуры. Материнская любовь — это понятие, которое эволюционирует и наполняется в различные эпохи разным содержанием. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится ли в обществе материнство» [цит. по: 11].

Репродуктивные мотивы представляют собой психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей. Репродуктивные мотивы (или мотивы рождаемости) подразделяются на экономические, социальные и психологические.

1. Экономические мотивы рождения детей побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.

2. Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

3. Психологические мотивы — через рождение определенного числа детей достигаются сугубо личностные, внутренние цели личности [12].

У большинства женщин вопрос, почему она хочет иметь детей, вызывает недоумение. С одной стороны, это можно объяснить психологическим фактом, согласно которому мотивы деятельности, как правило, не осознаются [8]. Обнаружение ведущего мотива порождает задачу осознания его женщиной через определение места деторождения и детей в ее системе ценностей. С другой стороны, ответ на этот вопрос кажется однозначным, не имеющим альтернативы. Он подразумевает прежде всего реализацию потребности в чувстве материнства.

По определению, данному Н^еи18сЬ (1945), чувство материнства — это чувство, которое испытывает женщина к ребенку как к беззащитному существу, нуждающемуся в ее помощи и заботе.

И. Ю. Щеглова предлагает положить в основу определения мотивации деторождения следующие критерии:

1) желание любить и заботиться о беспомощном существе, не стремясь извлечь какой-либо выгоды для себя;

2) возможность усыновления в случае бездетности [цит. по: 11].

Э. К. Айламазян высказывает предположение о прогностическом значении мотивации деторождения для исхода беременности и психического здоровья женщины. Значимыми факторами риска развития психических нарушений при угрозе прерывания являются следующие: желание компенсировать смерть ребенка, одиночество, последний шанс материнства, самоутверждение [1].

Таким образом, мотивация деторождения у части женщин является не столько реализацией материнского чувства, сколько способом выхода из субъективно трудной жизненной ситуации (одиночество, невостребованность чувств, отсутствие брака), реализацией потребности быть любимой, в ряде случаев — способом получения социальных льгот. В таких случаях можно говорить об извлечении из рождения ребенка «вторичной выгоды».

По мнению многих авторов, материнство не является состоянием, полностью обеспеченным врожденными механизмами. Это одна из социальных женских ролей, на которую оказывают определяющее влияние существующие на данный момент общественные ценности и нормы [цит. по: 11].

В связи с актуальностью проблемы депопуляции населения России, наше внимание было привлечено к анализу ценностных ориентаций фертильных женщин. Для удобства проведения и анализа результатов эмпирического исследования, были выделены следующие группы: небеременные фертильные женщины, женщины в I, II и III триместрах беременности.

Наше эмпирическое исследование ценностных ориентаций женщин в период беременности ставило целью выявление структуры ценностей женщин в разные периоды репродуктивного цикла. Применялся тест ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированный Д. А. Леонтьевым. В эксперименте приняли участие 158 женщин, средний возраст которых составил 25 лет. 98,3% беременных женщин на момент проведения исследования находились в стационаре. В дальнейшем беременные были разделены на три группы в зависимости от срока беременности.

Применение типологического анализа к иерархии ценностных ориентаций сделало возможным разделение иерархий ценностей на определенные группы (кластеры), что позволило эффективно осуществить анализ результатов эксперимента. В итоге были получены кластерные структуры общего списка ценностей по каждой группе испытуемых (таблица).

Сравнительный анализ кластеров общих списков ценностных ориентаций между всеми группами испытуемых

Группы Кластеры

1 2 3 4

IV Ценности эффективности социального взаимодействия Ценности самоактуализации Отвергаемые и индифферентные ценности

I Самореализация в беременности Отвергаемые и индифферентные ценности

Ценности эмоциональной стабильности Ценности самоактуализации

II Ценности эффективности социального взаимодействия Ценности профессиональной самоактуализации Отвергаемые и индифферентные ценности Отвергаемые и индифферентные ценности

III Традиционные ценности Ценности волевой самоактуализации Реалистичная самоактуализация в новой роли

В IV группе небеременных женщин было выделено три кластера. В первом кластере оказались ценности, отвечающие за целеполагание. Данный кластер был обозначен как «ценности эффективного социального взаимодействия». Второй кластер составили ценности из индифферентных и отвергаемых блоков двух списков. Третий кластер

составили ценности, находящиеся на всех уровнях ценностной структуры личности: адаптации, социализации и самоактуализации. Поскольку основную часть кластера составляют ценности самоактуализации, следовательно, данный кластер обозначен — «ценности самоактуализации».

Следовательно, у небеременных женщин в ценностной структуре личности выделяются две подструктуры ценностей: «ценности эффективного социального взаимодействия» и «ценности самоактуализации». Ценности, относящиеся к уровню адаптации, не выделяются в отдельный кластер, а находятся внутри более крупных ценностных подструктур.

В I группе (I триместр беременности) также было выделено три кластера. В первом кластере оказались разноуровневые ценности, основная масса которых относится к уровню самоактуализации, но здесь же оказались «Здоровье» и «Жизненная мудрость». Следовательно, в первом триместре беременности происходит изменение ценностной структуры личности, поскольку самоактуализация понимается и как реализация в материнстве, а для этого необходимо иметь хорошее здоровье. Поэтому первый кластер будет назван — «самоактуализация».

Второй кластер составили ценности, которые были обозначены как «ценности, отвечающие за эмоциональную стабильность». Третий кластер составили ценности из индифферентных и отвергаемых блоков. По нашему мнению, первый и второй кластеры объединяют ценности, отвечающие за продолжение беременности. Эти кластеры включают в себя ценности всех трех уровней, но, исходя их физиологического состояния женщины, их можно назвать «самореализация в беременности».

В группе женщин во втором триместре беременности (II группа) анализ ценностей позволил выделить четыре кластера. В первом кластере оказались разноуровневые ценности, причем большая часть ценностей данного кластера находится в индифферентных и отвергаемых группах. Данный кластер может быть назван как «социализация».

Второй кластер составляют ценности, характеризующие направленность на социализацию личности, которые можно обозначить как «эмоциональная насыщенность жизни». В третий кластер входят ценности из двух списков, отвечающие за профессиональную самоактуализацию личности. В четвертом кластере находятся ценности, принадлежащие уровням социализации и самоактуализации. Этот кластер можно обозначить как «личностное развитие».

При анализе структуры общего списка ценностных ориентаций во II группе было установлено, что она состоит из четырех кластеров. Первый составляют разноуровневые ценности, отвечающие за «социализацию», второй мы обозначили — «эмоциональная насыщенность жизни», третий — «профессиональная самоактуализация личности» и четвертый—«личностное развитие». В нашей выборке подавляющее большинство женщин находились на стационарном лечении, поэтому именно второй триместр беременности вызывал у них большие психологические сложности, чем у здоровых беременных, не находящихся в стационаре [9].

В общем списке ценностей III группы выделено три кластера. В первый входят ценности всех трех уровней, которые отвечают за «волевой компонент самоактуализации». Второй кластер состоит из ценностей, расположенных на уровнях адаптации и социализации, он может быть обозначен как «традиционные ценности». В третий кластер вошли ценности, обозначенные как «реалистичная самоактуализация в новой роли».

Использование типологического анализа к иерархиям ценностей в каждой экспериментальной группе показало, что, во-первых, в разные периоды репродуктивно-

го цикла выделяется разное количество кластеров в ценностной структуре женщины, и, во-вторых, изменяется состав ценностей в кластерах в разных группах испытуемых.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что у женщин, участвующих в эксперименте, в ценностной структуре личности выделяются две подструктуры ценностей (два уровня организации системы ценностных ориентаций личности [13] — «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации»). Ценности, относящиеся к уровню адаптации, не выделяются в отдельный кластер, а находятся внутри более крупных ценностных подструктур.

Самоактуализация понимается беременной женщиной как реализация себя в материнстве, а для рождения ребенка женщине необходимо иметь хорошее здоровье. Ценности адаптации оказываются тесно связанными со структурами уровней социализации и самоактуализации. По нашему мнению, деление ценностной структуры на три уровня является условным. В результате настоящего исследования удалось доказать, что у женщин в возрасте 18-40 лет в ценностной структуре присутствуют два уровня, которые мы обозначили как «Ценности эффективного социального взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». Для беременных характерно присутствие в подструктуре самоактуализации «самореализации в беременности».

Во всех экспериментальных группах были выделены «Ценности эффективного взаимодействия» и «Ценности самоактуализации». В разных экспериментальных группах изменялось только ценностное наполнение кластеров, а смысловое оставалось неизменным. Выделенные в результате исследования подструктуры мы считаем базовыми в ценностной структуре личности женщины, а самоактуализационный аспект, в виду его существенной значимости, должен быть принят во внимание при рассмотрении представлений о психологических особенностях беременных женщин.

По мнению Б. Д. Парыгина, Д. А. Андреевой и Н. А. Ермоленко, адаптацию и социализацию необходимо рассматривать как единый процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя и биологический компонент [цит. по: 13].

В современных условиях материнство занимает незначимое место в иерархии ценностей определенного количества женщин. Зарубежные и отечественные исследователи единодушно отмечают тенденцию изменения ценностных ориентаций в обществе в сторону гедонизма и индивидуализма. Современная модель личности женщины не включает в себя соответствующую модель материнства.

Беременность и роды являются критическими периодами в жизни женщины и ее ближайшего окружения. С известия о наступлении беременности начинается процесс адаптации к новому физиологическому состоянию и социальному статусу женщины. В это же время происходит перестройка структуры ценностных ориентаций и представлений о мире у будущей матери. К последнему триместру беременности блок значимых терминальных ценностей включает в себя ценности всех трех уровней: адаптации, социализации и самоактуализации. Возможно, процесс беременности, завершающийся рождением ребенка, позволяет женщине достичь состояния внутренней целостности и обрести новые значимые ценностные ориентации.

Практическая работа психолога с беременными женщинами должна отражать специфику их личностного реагирования с учетом срока беременности, учитывать разные соотношения индивидных и личностных характеристик в определении направлений психологической помощи и коррекции в этот период.

1. Айламазян Э. К. К вопросу об эффективности психотерапевтической помощи женщинам с угрозой невынашивания беременности // Материалы XXII научной сессии НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта РАМН / Под ред. проф. Э. К. Айламазяна. СПб., 1993. С. 14-21.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.

3. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.

4. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Психологический журнал. 1993. Т. 14, №5. С. 99-105.

5. Волков А. Е., Рымашевский Н. В. Психологические особенности женщин в динамике физиологической беременности // Современные направления психотерапии и их клиническое применение: Материалы Первой Всероссийской учеб.-практ. конф. по психотерапии. М., 1996.

6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. 292с.

7. Кочнева М. А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. 1990. №3. С. 13-16.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.

9. Менделевич М. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: МЕД пресс, 1998. 592 с.

10. Миронова Т. А. Психофизиологические особенности женщин с невынашиванием беременности: Дис. .. . канд. мед. наук. Курск, 1996. 20 с.

11. Скрицкая Т. В., Дмитриева Н. В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщины в период беременности: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 96 с.

12. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. 2-е изд. М., 2007. 640 с.

13. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.