Научная статья на тему 'Изменчивость морфофункционального статуса человека в отечественной биомедицинской антропологии (сообщение 2)'

Изменчивость морфофункционального статуса человека в отечественной биомедицинской антропологии (сообщение 2) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
519
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Николаев В. Г.

Во втором сообщении описано формирование возрастной и этнической антропологии. Изменчивость свойств фенотипа человека в онтогенетическом цикле связана с возрастом, который является сложной динамической категорией, обладающей разной степенью воздействия на его организм в определенные возрастные периоды. До настоящего времени морфологический подход остается основным в оценке возрастных характеристик человека. Разделение человека на этносы уходит в далекий Каменный век и возникло раньше, чем произошло деление на классы и государства. Сегодня исторически сложившиеся этнические сообщества отличаются значительной изменчивостью, которая складывалась на протяжении человеческой истории под влиянием генетических и средовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменчивость морфофункционального статуса человека в отечественной биомедицинской антропологии (сообщение 2)»

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

© НИКОЛАЕВ В.Г.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БИОМЕДИЦИНСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

(Сообщение 2)

В. Г. Николаев

Красноярская государственный медицинский университет им. проф.В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов.

Резюме. Во втором сообщении описано формирование возрастной и этнической антропологии. Изменчивость свойств фенотипа человека в онтогенетическом цикле связана с возрастом, который является сложной динамической категорией, обладающей разной степенью воздействия на его организм в определенные возрастные периоды. До настоящего времени морфологический подход остается основным в оценке возрастных характеристик человека.

Разделение человека на этносы уходит в далекий Каменный век и возникло раньше, чем произошло деление на классы и государства. Сегодня исторически сложившиеся этнические сообщества отличаются значительной изменчивостью, которая складывалась на протяжении человеческой истории под влиянием генетических и средовых факторов.

Ключевые слова: биомедицинская антропология,

морфофункциональный статус человека.

ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Анализируя современное состояние вопроса об индивидуальном развитии, человека, А.Г. Шедрина [13] пишет, что онтогенез человека до настоящего времени остается недостаточно изученным в последовательной смене возрастных этапов и определяющих их закономерностей. Большинство современных работ по изучению различных сторон онтогенетического развития касаются конкретных возрастных этапов и не охватывают весь жизненный цикл.

Сложность проблемы возрастной периодизации подтверждается отсутствием общепризнанной схемы, которая должна учитывать морфологические, биохимические, иммунологические, психологические, социальные стороны развития и инволюции организма. Наиболее широкое распространение в биологической, медицинской и антропологической науке в ряде стран получила схема периодизации возрастных периодов у человека,

принятая в 1965 году на Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве. Одна из последних попыток периодизации онтогенетического цикла человека была предложена американским антропологом B.Bogin в 1999 году (цит., 11). Выделение стадий возрастных периодов и их трактовка в этой схеме сделана с учетом эволюционной антропологии, а также отличий от животных, в том числе и приматов.

Раздел антропологии, изучающий закономерности роста и развития здоровых людей при различных патологических состояниях, получил название «ауксология человека» (от греческого аихапо - расти).Этот термин, применительно к изучению ростовых процессов у человека, впервые был предложен французским ученым Полем Годеном в 1919 году, однако вошел в научный обиход только после проведения 1-го Международного ауксологического конгресса в 1977 году. В этой, достаточно молодой науке можно выделить три основных направления: 1) изучение закономерностей ростового процесса с использованием его математического описания и моделирования; 2) мониторинг индивидуального роста в связи с

практическими задачами медицины (выявление и терапия ростовых нарушений и др.); 3) популяционные аспекты (эпидемиологические,

экологические, эпохальные и др.) - рост как отражение условий жизни той или иной человеческой популяции [11].

Морфологический подход до настоящего времени остается основным в оценке возрастных характеристик человека. Из всех существующих методов он наиболее прост, доступен и четко отражает критерии возраста. Морфологические методы до настоящего времени позволяют с высокой точностью оценивать такие сложные явления, как рост и развитие, которые включают в себя не только увеличение размеров тела, но также процессы формообразования и дифференцирования тканей. Рост определяется как увеличение размеров тела или его частей за счет увеличения числа клеток (гиперплазия), а также размеров клеток (гипертрофия) и межклеточного вещества (аккреция). Созревание труднее поддается определению по сравнению с ростом. Его оценивают как процесс перехода к зрелому состоянию. Существует значительная индивидуальная изменчивость в сроках созревания как для отдельных органов, систем органов, так и для всего организма. При этом оно отражает темпы и сроки процесса перехода к взрослому состоянию и тесно связано с понятием биологического возраста. Основное различие между ростом и созреванием состоит в том, что рост фокусируется на размерах тела, а созревание - на темпах их достижения, оба эти процесса непрерывно связаны. Описанные процессы (рост и созревание) тесно взаимосвязаны с процессом развития организмов. Развитие включает в себя два основных аспекта: биологический (развитие тканей и органов) в процессе пренатального и постнатального онтогенеза и поведенческий (социальный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения социально-культурного окружения. Описанные процессы ( рост и

созревание) тесно связаны с процессом развития организмов. К основным закономерностям роста и развития относятся такие понятия, как необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие [12].

Обычно у детей для оценки биологического возраста принимают во внимание состояние зубов, сроки прорезывания молочных и время их смены на постоянные. Этот показатель получил название «зубной возраст». Использование рентгенографии позволяет во всех периодах онтогенеза определять костный возраст. У детей устанавливается наличие или отсутствие очагов окостенения, сохранность или закрытие эпифизарных зон роста. У взрослых «костный» возраст определяется по состоянию компактного вещества (его истончению), губчатого вещества (его разряжению и исчезновению трабекул), а также по состоянию рельефа костей (появлению остеофитов).

Половое созревание определяется по времени последовательного появления, а также степени выраженности вторичных половых признаков. Данные признаки используются обычно в перипубертатном возрасте от 7-8 до 16-17 лет, в качестве критерия биологического возраста при проведении массовых антропологических исследований.

Во многих странах отмечено ускорение темпов развития - акселерация ( от лат. слова acceleracio - ускорение). Оно включает в себя более раннее соматическое развитие и физиологическое созревание детей и подростков по сравнению с аналогичными показателями у предыдущих поколений. В современной ауксологии все большее применение находит термин «секулярный тренд» (англ. secular trend - вековая тенденция),

подразумевающий, что наблюдаемые явления характерны в первую очередь для XX века. В русскоязычной научной литературе существует еще один перевод этого термина - эпохальная тенденция, которая отражает морфофункциональные и психологические изменения человека на протяжении более длительного отрезка времени, выходящего за пределы столетия. При такой трактовке под термином «секулярный тренд» понимается не только ускорение развития подрастающего поколения, но и изменения в организме взрослых людей за последние 100-150 лет - это увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, более позднее наступление менопаузы у женщин, сохранение работоспособности в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни и т.д.

Среди причин акселерации Б.А.Никитюк [7] выделял экологобиологический, биосоциальный и социальнобиологический уровни. По его мнению, на экологобиологическом уровне взгляды на акселерацию развития остаются односторонними. Изучается, в основном, эпохальная тенденция, а эпохальная цикличность остается без внимания. По мере развития естественных наук новые явления в природе объясняются как фазы фундаментальных периодических процессов, в основе которых лежит

Солнце. Оно не только питает энергией все, что происходит на Земле, но и задает ритм. Впервые идею о влиянии солнечной активности на жизнь высказал и обосновал в 1916 году А. Л .Чижевский. Позднее В.И.Вернадский [4] развил систему взглядов на жизнь, как космическое явление, согласованное по своему протеканию с Солнцем. В периоды максимума солнечной и геомагнитной активности биология человека изменяется в направлении, противоположном эпохальной тенденции, происходит задержка «поступательного движения»: уменьшается длина тела и вес новорожденных, у людей этих лет рождения позднее наступает половое созревание. Иными словами, годы минимума солнечной активности можно считать началом акселерации, а годы максимума - ретардации. Основной фактор биосоциального уровня - генетический. Его действие наступает при смешении ранее изолированных частей популяции, ведущем к возникновению гетерозиса (у потомков первого поколения происходит активизация жизненных сил организма и ускоряются ростовые процессы).

Совокупность морфофункциональных и психологических процессов, происходящих в организме по завершении активного роста и сокращающих адаптационные возможности человека, обозначается как старение. Еще Гален писал, что старость не болезнь, а особое состояние, пограничное между здоровьем и болезнью. Большинство современных ученых, занимающихся геронтологией, также считают, что старение не болезнь, однако обычно оно развивается на фоне патологии. Его связывают со временем прекращения активного роста и дифференцировки организма, обычно - с третьим десятилетием жизни. Процессы старения, также как и роста, меняют интенсивность своих проявлений, постепенно переходя один в другой. Эти процессы, сохраняя однотипность протекания на протяжении жизни, имеют конституциональные возможности. Так, при эктоморфности соматотипа рост и старение замедлены и пролонгированы во времени, а при эндоморфности, наоборот - ускорены и укорочены [7]. Существенная роль в темпах старения принадлежит наследственным особенностям организма. Долголетие относится к числу наследуемых свойств, так как, по наблюдениям американских ученых 86% 90-110-летних людей имеют долгожителей родителей. Характерен соматотип долгожителя: это чаще всего человек худощавый, с некоторой наклонностью к долихоморфным пропорциям тела.

Рубеж зрелого и пожилого возрастов характеризуется утратой репродуктивных возможностей организма, хотя продукция половых гормонов продолжается и сохраняются все соматические проявления половой принадлежности. Пожилой возраст - время морфофункциональных перестроек организма с временной активизацией механизмов иммунной защиты и связанной с этим яркостью проявлений отдельных заболеваний человека. Старческий возраст и долгожительство - время переходов организма на более экономный режим функционирования.

Происходящие в организме возрастные изменения в процессе старения изучает специальная область медико-биологической науки - геронтология, в

ней выделены три тесно взаимодействующих раздела. Первый - социальная геронтология, использующая статистические данные для изучения продолжительности жизни в зависимости от факторов среды обитания. Она, как общественная дисциплина призвана решать демографические и социально-экономические проблемы старения населения. Второй раздел -медицинская геронтология или гериатрия, это раздел клинической медицины, изучающий особенности заболеваний у людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики. Третий раздел - экспериментальная геронтология- ищет способы и средства замедления процессов старения, продления периода молодости и активной зрелости. Особый раздел биологической науки -сравнительная и эволюционная геронтология, или биология старения, изучает общебиологические закономерности и механизмы старения и длительности жизни в процессе развития животного мира от низших форм к высшим.

ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В настоящее время биологический вид «человек разумный» в антропологической науке определяется как популяции, проживающие в различных климато-географических зонах земного шара. Популяции человека отличаются большой изменчивостью, которая складывалась на протяжении человеческой истории под влиянием генетических и средовых факторов [10].

Совокупности популяций, сложившихся исторически, объединенных генетическими и фенотипическими наследственными признаками, называют расами. В.В.Бунак [3] писал, что человеческие расы - это исторически возникшие на определенных ареалах в разные периоды существования человечества группы людей, обладающих общностью происхождения и некоторой совокупностью морфологических признаков, варьирубющих в пределах, характерных для данной расы. Несколько определений расы определены в работе А.А.Зубова [5]. Расы суть популяции, отличающиеся по частоте некоторых генов, либо потенциально способные обмениваться генами через барьеры (обычно географические), их разделяющие [14]. Раса есть группа, члены которой обладают сходными комбинациями специфических физических характеристик вследствие общего происхождения [15]. Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом [9]. Раса - это большая популяция индивидов, отличающаяся от других рас общим генофондом [16].

Одновременно с представлениями о внутривидовом делении Homo sapiens возникла теория «расизма», провозгласившая постулат, что человечество представлено как «высшими», так и «низшими» расами. Современные антропологи пришли к единому мнению, что анатомические характеристики человека, достигнутые им в ходе эволюции, не обладают

расовыми отличиями. Поэтому в эволюционном отношении все расы равны, как равны и представляющие их люди. Эту мысль четко сформулировал Б.А.Никитюк [8]: «Подчеркнем главное: представители разных рас и народов биологически, психологически и социально равноправны, равноценны. Однако, если раса - результат процесса биологической дифференциации человечества, то этнос - итог социо-культурного объединения людей. Поэтому личность испытывает на себе мощное формирующее воздействие этноса, совокупности присущих ему социальных и культурных правил и установок».

В середине XX века среди зарубежных антропологов возникла концепция нереальности внутривидовых подразделений человечества на расы. Идея претендует на некое «открытие», утверждающее высший гуманизм и окончательную победу над расизмом. А.А.Зубов [5] цитирует высказывание зоолога Беси, приведенное в работе Э.Майра [6]: «Природа производит особей и ничего более, ... виды в природе не существуют. Они являются умозрительными понятиями и ничего более». Эта концепция была основана на базе географического распределения некоторого числа генетических маркеров, не совпадающих с традиционными классификационными схемами. Генетика объявлена «новой антропологией», в отличие от старой - морфологической, которой недоступен непосредственный анализ на генном, молекулярном уровне, а вместо биологического понятия «раса» предлагается использовать термин «этническая группа».

Отечественные антропологи остаются на позиции - раса является объективной биологической реальностью. Под термином «расовые различия» понимаются прежде всего различия по морфологическим фенам-признакам, которые в настоящее время уже биологически нейтральны и не являются серьезным препятствием для полноценной биологической жизни индивида в любой доступной человеку географической среде, а «раса» как биологическая категория - это в значительной степени теоретическая, но не мифическая конструкция человеческого сознания, так как представляет собой на сегодняшний день не только визуально воспринимаемое межпопуляционное разнообразие, но и панойкуменно (космоплитически), разносторонне документированную, статистически подтвержденную морфогенетическую реальность [1].

Обычно расовые исследования используются в антропогенетических исследованиях, помогающих объяснить особенности эволюционных процессов при формировании вида Homo sapiens и многообразие физического облика современного человечества. При проведении антропологических исследований по оценке физического, функционального и психологического статуса человека пользуются понятием «этнос». В литературе сложилось представление об этническом своеобразии характера человека. В.П. Алексеев (2) определяет это следующим образом: «.каждому непредубежденному человеку ясно, например, существование национального

характера - суммы взглядов, привычек, индивидуальных реакций, психологических типов и определенного темперамента, свойственных тому или иному народу». Аналогичное мнение высказывает Б.А.Никитюк [8]: «. национальный характер представляет собой сплав конституциональнопсиходинамических особенностей, личностных добавлений к свойствам темперамента (коррегирующих социально «неприемлемые» его качества), конфессиально обусловленных установок и мировоззренческих позиций и многое другое. Вероятно, он во многом (если не во всем) независим от биологических воздействий расовой принадлежности, но служит производным конституции человека и социокультурных влияний этноса». Все три понятия - «популяция», «раса» и «этнос» в своих определениях имеют общий признак - единство ареала обитания или происхождения, что обеспечивает единообразие генофонда через браки, а культуры - через общение.

Разделение человечества на этносы уходит в далекий Каменный век и возникло раньше, чем произошло деление на классы, государства и города. Этносы могут быть многомиллионными (китайцы) или малыми (тафалары, юкагиры). Этносы не являются популяцией, однако тесно связаны с популяцией.

VARIABILITY OF HUMAN MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL PARAMETERS IN BIOMEDICAL ANTHROPOLOGY IN RUSSIA

V.G. Nicolaev

Krasnoyarsk state medical university named in honor of prof. V.F. Vojno-

Yasenetskij

The second part describes the forming of age-specific and ethnic anthropology. Changeability of human phenotype properties in ontogenetic cycle is connected with the age of man, which represents a really complex dynamic category, due to its different influence on one’s organism during certain age-specific period of human life. The morphological approach remains the main one in the evaluation of human age-specific characteristics. Division of people into ethnic group in The Stone Age had appeared earlier than that into classes and states. Currently, historically existing ethnic groups are characterized by significant unsteadiness, which was developing under the influence of different genetic and environmental factors during all the period of human history.

Литература

1. Аксянова Г.А. Теоретические аспекты расоведения и особенности психологического восприятия физической внешности человека // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы: сб. научн. тр. - 2003.

- С. 37-64.

2. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия. Некоторые теоретические вопросы. - М.: Наука, 1985. - 132 с.

3. Бунак В.В. Антропометрия. - М.: Наркомпрос РСФСР, 1941. - 368 с.

4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1977. - 191 с.

5. Зубов А. А. Миф о нереальности внутривидового разнообразия человечества // Наука о человеке и общество: итоги, проблемы, перспективы: сб. научн. тр. - 2003. - С. 11-22.

6. Майр Э. Принципы зоологической систематики. - М., 1971. - 125 с.

7. Никитюк Б.А. Конституция человека. - М.: ВИНИТИ, 1991. - 146 с.

8. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. - М., 1978. - 396 с.

9. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. - М.: Наука, 1973. -277 с.

10.Харитонов В.М., Ожиглва А.П., Година Е.З. и др. Антропология. - М., 2004. - 318 с.

11.Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: изд-во МГУ, 1991. - 318 с.

12.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 2003.

- 169 с.

13.Dobzhansky T. Mankind evolution / The evolution of human species/ New Haven. - 1962. - 156 c.

14.Hooton E.A. Up from the ape. - NY, 1946. - 94 c.

15.Vogel F., Motulski A.G. Human genetics. Problems and approaches. - Berlin, 1986. - 115 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.