Научная статья на тему 'Изменчивость маневренной полосы движения судна с учетом гидрометеорологических условий'

Изменчивость маневренной полосы движения судна с учетом гидрометеорологических условий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЕВРЕННАЯ ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ СУДОВ / ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / НАВИГАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MANEUVERABLE LANE TRAFFIC OF SHIP / HYDROMETEOROLOGICAL CONDITIONS / NAVIGATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тедонзонг Тадо Эрик

В настоящей статье рассматривается ожидаемая изменчивость маневренней полосы движения судов в районе порта Дуала (Республика Камерун) с целью повышения безопасности судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the analysis and variability maneuver of navigation lane in the port of Douala Cameroon with goal to increase safety of navigation.

Текст научной работы на тему «Изменчивость маневренной полосы движения судна с учетом гидрометеорологических условий»

Выпуск 3

Список литературы

1. Консолидированный текст МК СОЛАС-74 с учетом изменений и дополнений, принятых на 84-й сессии КБМ в мае 2008 г. — СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2008. — 986 с.

2. Geological Survey of Canada [Элеткрон. дан.]. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://gsc. nrcan.gc.ca/geomag/ nmp/ northpole_e.php.

3. Сакеллари Н. А. Навигация: учебник для военно-морского училища. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Госвоениздат, 1933. — 320 с.: ил.

4. Короновский Н. В. Магнитное поле геологического прошлого Земли // Соросовский образовательный журнал. — 1996. — № 6. — С. 65-73.

5. Glatzmaier G. A., Roberts P. H. A three-dimensional self-consistent computer simulation of a geomagnetic field reversal // NATURE. — 1995. — 21 Sept. — Vol. 377.

УДК 629.12.001.2 Т. Э. Тедонзонг,

В настоящей статье рассматривается ожидаемая изменчивость маневренней полосы движения судов в районе порта Дуала (Республика Камерун) с целью повышения безопасности судоходства.

This article presents the analysis and variability maneuver of navigation lane in the port of Douala Cameroon with goal to increase safety of navigation.

Ключевые слова: маневренная полоса движения судов, гидрометеорологическое условие, навигационная безопасность.

Key words: maneuverable lane traffic of ship, hydrometeorological conditions, navigational safety.

аспирант,

СПГУВК

ИЗМЕНЧИВОСТЬ МАНЕВРЕННОИ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ СУДНА С УЧЕТОМ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

VARIABILITY MANEUVERABLE LANE OF A VESSEL TAKING INTO ACCOUNT HYDROMETEOROLOGICAL CONDITIONS

АВИГАЦИОННАЯ безопасность

определяет круг вопросов, которые охватывают необходимые действия

вышения уровня навигационной безопасности судовождения и снижения риска навигационных происшествий является воздействие стохастических факторов, которые формируются изменяющимися навигационно-гидрографическими и гидрометеорологическими условиями в районе порта Дуала.

для обеспечения перехода судна из пункта отхода в пункт прихода с сохранением его целостности как транспортного средства. В системе установленных путей судоходства Республики Камерун сложилась достаточно сложная обстановка с точки зрения обеспечения навигационной безопасности плавания на фарватере. Несомненно, сложные гидрометеорологические факторы могут существенно повлиять на изменение маневренной полосы движения судов. Одним из направлений по-

Если эти изменения будут соизмеримы с допустимой шириной фарватера, то при этом могут возникнуть дополнительные навигационные риски.

Известно, что район плавания порта Дуала является сложным в навигационном отношении, причем сложность района плавания

может быть связана с изменчивостью характеристик фарватера, наличием узкостей, близостью осей фарватера относительно опасных изобат и т. д.

Анализ ГМУ судоходства в районе рекомендованных путей порта Дуала показал, что они в основном благоприятные [4]. Однако в дождливые сезоны возможны появления ветров свыше 4-5 баллов, что может повлиять на увеличение дрейфа судна, а значит, и на увеличение маневренной полосы движения.

Предоставляет интерес получить общую математическую модель возможной изменчивости маневренной полосы под влиянием ветра. Математическая модель маневренной полосы движения описывается выражением

Вм =ЬЦ вт(а + р +у)+.5со8((х + |3 +у)+Р?8тср, (1) где L — длина цилиндрической вставки суд-

на, м;

а — угол ветрового дрейфа, град; в — угол сноса от течения, град; у — угол дрейфа от волнения, град; V — скорость судна, м/с; ф — угол рыскания, град; t — период рыскания судна, с.

Полоса движения зависит от размеров судна (£ В), поэтому в расчетах будут использованы основные характеристики судов, заходящих в порт Дуала (судно типа ро-ро, танкеры и вспомогательное судно).

Известно, что угол дрейфа под воздействием ветра составляет [1]:

7(0,1ігл)2 + *>28іпг„ -0,11 Гл _

(2)

где W — скорость кажущегося ветра, м/с;

^ — скорость судна в узлах; qw — курсовой угол кажущегося ветра; ka — коэффициент дрейфа, град, который, в свою очередь, рассчитывается по приближенной формуле

k

0,168-0,5V Ь

(3)

где 5 — коэффициент общей полноты; d — средняя осадка;

L — длина судна;

Qy — площадь парусности.

Результаты вычислений углов ветрового дрейфа на фарватер порта Дуала приведены в табл. 1.

Таблица 1

qw, град W, м/с 6 8 10 12 6 8 10 12 6 8 10 12

6 8 10

40 4,9 7,3 10,1 13,1 3,1 4,9 6,8 8,9 2,1 3,4 4,9 7,6

70 6,4 9,7 13 16,4 4,2 6,4 8,9 11,4 2,9 4,6 6,4 8,4

130 5,4 8,8 11,3 14,2 3,4 5,4 7,6 9,8 2,3 4 5,5 7,2

Тогда средние значения углов дрейфа для траверзных курсовых углов составят величины, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Ж, м/с 6 8 10 12 6 8 10 12 6 8 10 12

6 8 10

М 5,5 8,3 1,5 4,6 3,4 5,5 7,8 10 2,4 4,1 5,4 7,3

Выпуск 3

Выпуск 3

По формуле (1) и по данным табл. 2 был фарватеру. Результаты расчета представлены

выполнен расчет среднего значения манев- в табл. 3, для удобства пользования скорость

ренной полосы движения (ВМ) на фарватере судна дана в узлах.

порта Дуала при одностороннем движении по

Таблица 3

Скорость судна, узлы Скорость ветра, м/с Среднее значение ширины маневренной полосы движения судна типа танкер, м Среднее значение ширины маневренной полосы движения судна типа ро-ро, м Среднее значение ширины маневренной полосы движения судна типа вспомогательное судно, м

6 6 35,7 59,7 27,3

8 32,1 70,7 30,2

10 48,4 83,1 33,3

12 54,8 94,8 36,3

8 6 33,8 54 27,8

8 38,3 62,4 29,9

10 42,3 71,4 32,3

12 47,9 79,9 34,5

10 6 34,3 52,7 29,4

8 37,9 59,4 31,1

10 40,8 64,6 32,4

12 44,8 72,1 34,4

Из лоции западного побережья Африки для района порта Дуала известно, что в среднем годовом распределении наибольшую повторяемость (28-45 %) имеет скорость ветра 2-2,6 м/с, а среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более, как правило, менее 1 %, лишь в порту Дуала в апреле увеличивается до 2 %. Из этого можно заключить, что среднее квадратическое отклонение

изменчивости скорости ветра можно принять за 2,5 м/с.

Для оценки влияния изменчивости ветра на изменчивость маневренной полосы движения необходимо найти выражение, которое связывает стандартное изменение дрейфа со стандартным изменением скорости ветра [3].

а

(4)

а =

с1а

с11¥

к2 +

,-0,ЧР,

\2

(5)

В табл. 4 представлены расчетные значения стандартных отклонений углов дрейфа.

Таблица 4

W, м/с 6 8 10 12 6 8 10 12 6 8 10 12

СП 6 8 10

2а w 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

а 0,13 0,15 0,16 0,17 0,13 0,15 0,15 0,15 0,12 0,13 0,14 0,15

2а а 0,65 0,75 0,8 0,85 0,65 0,75 0,75 0,75 0,60 0,65 0,7 0,75

На основании полученных результатов математической модели стандартного отклонения маневренной полосы движение под влиянием ветра составляет

В м

(6)

где В м = Ьц со s С - В sin С. (7)

В табл. 5 приведены результаты предельных значений с вероятностью Р = 0,95 отклонения маневренной полосы движения под влиянием ветра (оВ) для разных типов судов.

Таблица 5

Скорость судна, узлы Скорость ветра, м/с Судно типа танкер, м Судно типа ро-ро,м Вспомогательное судно, м

6 6 4,2 7,7 2,0

8 4,7 8,7 2,2

10 5,0 9,2 2,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 4,9 9,6 2,3

8 6 4,8 7,6 2,0

8 4,8 8,9 2,3

10 4,8 8,8 2,3

12 4,7 8,7 2,2

10 6 3,9 7,2 1,8

8 4,2 7,3 2,0

10 4,5 8,3 2,1

12 4,8 8,8 2,2

Таким образом, из табл. 3 и 5 общая математическая модель возможной изменчивости маневренной полосы движения под влиянием ветра имеет вид

В = В ± 2оВ. (8)

ср м В 4 '

На основании табл. 3 и 5 получены общие значения изменчивости средней маневренной полосы движения судов при сложных ГМУ при скоростью судна 8 узлов (табл. 6, рис. 1-3).

Выпуск 3

Выпуск 3

Таблица 6

Скорость судна, узлы Скорость ветра, м/с Судно типа танкер, м Судно типа ро-ро, м Вспомогательное судно, м

6 6 45,6 75,1 31,3

8 41,5 88,1 34,6

10 58,4 101,5 37,9

12 64,6 114 40,9

8 6 43,4 69,2 31,0

8 47,8 80,2 34,5

10 51,9 89 36,9

12 47,3 97,3 38,9

10 6 40,2 67,1 33,0

8 46,3 74 35,1

10 49,8 8,3 36,5

12 53,4 8,8 38,8

Рис. 2. Изменчивость маневра полосы движения для судов типа ро-ро

45 40 35 30 25 20 15 10 5

О 2 4 6 8 10 12 14

скорость ветра

Рис. 3. Изменчивость маневра полосы движения для вспомогательных судов

Таким образом, анализ изменчивого маневра полосы движения фарватера при неблагоприятных гидрометеорологических условиях позволил учитывать навигационные ситуации и принимать правильные решения для маневра. С учетом гарантированной ширины рекомендованного фарватера 60-70 м [5] для

судов типа ро-ро возможно появление опасной ситуации с опасными навигационными изобатами. Поэтому следует рекомендовать внести в систему управления движением порта Дуала ограничения на вход судов типа ро-ро (сила ветра 8-12 м/с).

Список литературы

1. Снопков В. И. Управление судном. — СПб.: Профессионал, 2004.

2. Дмитриев В. И., Григорян В. Л., Катенин В. А. Навигация и лоция. — М.: ИКЦ (Академкнига), 2004.

3. Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике. — М., 1972. — С. 309.

4. Africa pilot. — United Kingdom hydrographic office, 2004. — Vol. 2.

5. Тедонзонг Т. Э. Регрессионная модель опасной изобаты // Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России: Межвуз. науч.-практ. конф. студ. и асп. — СПб.: СПУВК, 2010.

[lQ9 |

Выпуск 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.