Научная статья на тему 'Изменчивость длины язычка у мятликов секции Stenopoa (Poa L. , Poaceae) в Западной Сибири'

Изменчивость длины язычка у мятликов секции Stenopoa (Poa L. , Poaceae) в Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯТЛИК / ИЗМЕНЧИВОСТЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / BLUEGRASS / VARIABILITY / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Олонова Марина Владимировна, Мезина Наталья Сергеевна, Гудкова Полина Дмитриевна

Представлены исследования частот проявления качественного признака длины язычка верхнего листа (4 состояния) у мятликов (Poa L.) секции Stenopoa Dum. на территории Западной Сибири. Установлено, что этот признак имеет диагностическое значение только в мезоморфных и мезоксероморфных группах. У ксеромезоморфных и ксероморфных таксонов этот признак диагностического значения не имеет, что можно объяснить их гибридным происхождением. Вместе с тем длина язычка как качественный признак может служить маркером филогенетических ветвей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of the ligula length among bluegrasses section Stenopoa (Poa L., Poaceae) in Western Siberia

The studies of frequencies of quality character the length of the flag leaf ligule (4 states) within bluegrass (Poa L.) Stenopoa section have been conducted in Western Siberia. It has shown, that this character has a diagnostic value only within mesomorphic and mesoxero-morphic groups; within xeromesomorphuc and xeromorphic groups it has no diagnostic value. It can be caused by their hybrid origin. However, the length of the ligule, as a qualitative character can be used as a marker of lineage.

Текст научной работы на тему «Изменчивость длины язычка у мятликов секции Stenopoa (Poa L. , Poaceae) в Западной Сибири»

Систематические заметки..., 2016. № 114. С. 61-65 DOI: 10.17223/20764103.114.7

УДК 582.542(571.1)

Изменчивость длины язычка у мятликов секции 81гпороа (Роа Ь., Роасеае) в Западной Сибири

М.В. Олонова1, Н.С. Мезина2, П.Д. Гудкова3

Томский государственный университет, Томск, Россия; 1olonova@list.ru; 2n.s.mezina@gmail.com; 3 PDGudkova2017@yandex.ru

Представлены исследования частот проявления качественного признака - длины язычка верхнего листа (4 состояния) у мятликов (Poa L.) секции Stenopoa Dum. на территории Западной Сибири. Установлено, что этот признак имеет диагностическое значение только в мезоморфных и мезоксероморфных группах. У ксеромезоморфных и ксероморфных таксонов этот признак диагностического значения не имеет, что можно объяснить их гибридным происхождением. Вместе с тем длина язычка как качественный признак может служить маркером филогенетических ветвей.

Ключевые слова: мятлик, изменчивость, Западная Сибирь.

В диагностике мятликов секции Stenopoa Dum. основное внимание уделяется таким признакам, как общая высота растения, форма стебля в нижней части (сплюснутая или цилиндрическая), форма пластинки, длина язычка, длина и форма метёлки, длина и форма колосков, опушение оси колоска, наличие или отсутствие пучка длинных извилистых волосков на каллусе нижней цветковой чешуи, характер её поверхности над жилками и между ними (наличие или отсутствие опушения). При этом длина язычка верхнего листа имеет особое значение, выступая в роли качественного признака: как было установлено, этот признак, как никакой другой, слабо взаимосвязан с остальными, очень мало зависит от условий произрастания и подобно качественным признакам в значительной мере обусловлен генетически.

В систематике секции Stenopoa принято различать 5 состояний этого признака длины язычка: менее или равный 1 мм, от 1 до 1.5 мм, от 1.5 до 2 мм, от 2 до 3.5 мм и свыше 3.5 мм (Цвелёв, 1976). Что касается последнего состояния, оно более характерно для восточноазиатских и высокогорных видов Юго-Западного Китая (Zhu et al., 2006). В Западной Сибири оно встречается только у восточноазиатского Poa sphondylodes Trin., одно местонахождение которого было обнаружено на Алтае, в устье р. Чуя (Олонова, 2013). Язычки такой длины иногда встречается у наиболее мощных экземпляров P. palustris L., но в целом на популяционном уровне сохраняется длина 2-2.3 мм (Оло-нова, 2001).

Целью данной работы было исследование длины язычка в разных эколо-го-эволюционных группах мятликов секции Stenopoa для оценки значимости этого признака для систематики.

Материалы и методы

Поскольку в секции Stenopoa границы между видами весьма расплывчаты и значительное число особей трудно отнести с определенностью к какому-то конкретному виду, предварительно изменчивость отдельных признаков обыкновенно рассматривается на уровне эволюционных групп (ступеней). Признак «положение верхнего узла на стебле», отражающий степень ксеро-филизации, был предложен Н.Н. Цвелёвым (1976) для разграничения видов мятликов, относящихся к одному филуму, но стоящих на разных ступенях эволюционного развития. В соответствии с этим признаком виды секции Stenopoa распределялись по 4 ступеням - в I группу вошли мезоморфные растения, верхний узел которых находится в верхней половине стебля (P. nemoralis L., P. palustris, P. insignis Wein); во II группу - растения, верхний узел которых расположен между серединой и нижней третью стебля (P. urssulensis Trin, P. krylovii Reverd.); к III группе отнесены виды, верхний узел которых лежит в верхней половине нижней трети стебля (P. stepposa (Kryl.) Roshev., P. botryoides Trin., P. reverdattoi Roshev.), и наконец, к IV группе - наиболее ксероморфные виды, верхний узел которых расположен в пределах нижней 1/6 стебля, практически при основании (P. attenuata Trin., P. daurica Trin., P. albertii Regel). Виды родства P. glauca Vahl., имеющие предположительно гибридное происхождение, эволюция которых шла в основном в направлении криоморфогенеза, обыкновенно рассматриваются отдельно.

Из I группы было исследовано 87 особей, из II - 39, из III - 111 и из IV -56. За счетную единицу принимался один нормально развитый генеративный побег.

Результаты

В I, мезоморфной, группе на территории Западной Сибири представлены особи как с коротким, до 1 мм, язычком (14 %), так и с длинным, превышающим 2 мм (64 %); 20 и 2 % приходятся на растения с язычками от 1 до 1.5 мм и от 1.5 до 2 мм соответственно. Среди мятликов с коротким, до 1 мм, язычком преобладают особи с опушенной осью колоска, что соответствует морфотипу Poa nemoralis, а среди особей с длинным, превышающим 2 мм, язычком - с голой осью, что соответствует морфотипу P. palustris. Тем не менее на территории Западной Сибири нередки особи, сочетающие короткий язычок и голую ось колоска или, что случается значительно реже, длинный язычок и опушённую ось колоска. Можно предположить, что эти особи имеют гибридное происхождение. 22 % мятликов этой группы, имеющие «промежуточные» размеры язычка, не характерные ни для P. nemoralis, ни для P. palustris, также, видимо, имеют гибридное происхождение. Наиболее

часто они встречаются в южной, горной части Западной Сибири (Алтай, Кузнецкий Алатау).

Во II, ксеромезоморфной, группе численно преобладают образцы с язычком от 1.5 до 2 мм (60 %), 30 % составляют особи с язычком 1 до 1.5 мм. Особей с длинным, свыше 2 мм, язычком было обнаружено всего 10 %, и совсем не нашлось с коротким, менее 1 мм, язычком. Такое распределение с преобладанием особей с длиной язычка, «промежуточной» между длинами язычков P. nemoralis и P. palustris (в совокупности они составляют 90 % исследованных образцов), можно объяснить гибридной природой этой группы: в Западной Сибири она представлена гибридогенным агрегатом P. urssulensis, включающим также слабо морфологически дифференцированный вид Р. krylovii. Следует признать, что в этой группе длина язычка не имеет диагностического значения.

В III, мезоксероморфной, группе отмечается существенное преобладание (66 %) особей с длинным, длиннее 2 мм язычком. Доля особей с «промежуточной» длиной язычка существенно снижается по сравнению со II группой и составляет в целом 14 %, участие особей с длиной язычка от 1 до 1.5 мм и от 1.5 до 2 мм составляет по 7 %. Это объясняется тем, что в Западной Сибири III группа представлена главным образом P. stepposa, стабильным видом, продолжающим филогенетическую линию P. palustris. Особей с коротким, 1 мм и менее, язычком было обнаружено 20 %. Это неожиданно много для Западной Сибири, где отсутствует восточносибирский P. skvortzovii Probat., отличающийся коротким язычком в совокупности с опушённой осью колоска, представляющий предположительно ксероморфный дериват P. nemoralis.

В IV, ксероморфной, группе снова наблюдается преобладание «промежуточной» длины (87 % особей), свидетельствующей о гибридном происхождении большинства особей, 60 % особей имеет язычок от 1 до 1.5 мм, и у 27 % длина язычка от 1.5 до 2 мм. Только 9 % особей имеет язычок более 2 мм, а доля особей с коротким, до 1 мм, язычком составляет 5 %. Несмотря на такую нестабильность этого признака у ксероморфных мятликов, он служит одним из признаков для разграничения P. argunensis Roshev. и P. reverdattoi, который неоднократно отмечался в Горном Алтае. В целом же признак длины язычка не имеет серьёзного таксономического значения в этой группе, поскольку сильно варьирует даже в пределах популяций.

Заключение

Проведённые исследования изменчивости частот рассматриваемого признака длины язычка показали, что у видов разных эволюционно-экологических групп на территории Западной Сибири он имеет разное диагностическое значение. Если в мезоморфной и мезоксероморфной группах длина язычка обнаруживает корреляции с другими признаками, образуя морфотипы видового уровня (P. nemoralis, P. palustris, P. stepposa), и имеет в них некоторое диагностическое значение, то в ксеромезоморфных и ксеро-морфных группах, имеющих предположительно гибридное происхождение,

он не может использоваться как диагностический. Вместе с тем этот признак является вполне надежным филогенетическим маркером.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают признательность кураторам ALTB, KUZ, LE, MO, MW, NS, NSK и TK за возможность работы с коллекциями.

Исследования поддержаны грантами РФФИ (№ 16-04-01605 А, 16-34-00537 мол_а, 16-34-60195 мол_а_дк).

ЛИТЕРАТУРА

Олонова М.В. Популяционное исследование гибридогенных комплексов Poa palustris L. - P. nemoralis L. - P. urssulensis Trin. на юге Западной Сибири // Ботанические исследования Сибири и Казахстана. 2001. Вып. 7. С. 13-33. Олонова М. В. Находка Poa sphondylodes Trin. на территории Сибири // Систематические заметки по материалам Гербария им. П.Н. Крылова Томского государственного университета. 2013. № 107. С. 19-21. Цвелёв Н.Н. Злаки СССР. Л.: Наука, 1976. 788 с.

Zhu G.H., Liu L., Soreng R.J., Olonova M. Poa L. // Flora of China. Beijing; St.-Louis, 2006. Vol. 22. P. 257-309.

Поступила 14.11.2016; принята 13.12.2016

Systematic notes..., 2016, 114: 61-65 DOI: 10.17223/20764103.114.7

Variability of the ligule length among bluegrasses section

Stenopoa (Poa L., Poaceae) in Western Siberia

M.V. Olonova1, N.S. Mezina2, P.D. Gudkova3

Tomsk State University, Tomsk, Russia; 1olonova@list.ru; 2n.s.mezina@gmail.com, 3PDGudkova2017@yandex.ru

Abstract

The studies of frequencies of quality character - the length of the flag leaf ligule (4 states) within bluegrass (Poa L.) Stenopoa section have been conducted in Western Siberia. It has shown, that this character has a diagnostic value only within mesomorphic and mesoxero-morphic groups; within xeromesomorphuc and xeromorphic groups it has no diagnostic value. It can be caused by their hybrid origin. However, the length of the ligule, as a qualitative character can be used as a marker of lineage.

Key words: bluegrass, variability, Western Siberia.

Funding: Supported by Russian Foundation for Basic Research (No 16-04-01605 A 1634-00537 mol_a, 16-34-60195 mol_a_dk).

REFERENCES

Olonova M.V. 2001. A population-based study of hybrid complexes of Poa palustris L. -P. nemoralis L. - P. urssulensis Trin. In the south of Western Siberia. Botanicheskiye issledovaniya Sibiri i Kazakhstana [Botanical investigations of Siberia and Kazakhstan], 7: 13-33. [in Russian].

Olonova M.V. 2013. Finding of the Poa sphondylodes Trin. in Siberia. Sistematicheskie zametki po materialam Gerbariya imeni P.N. Krylova Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Systematic notes on the materials of P.N. Krylov Herbarium of Tomsk State University], 107: 19-21. [in Russian and Latin with English summary].

Tzvelev N.N. 1976. Zlaki SSSR [Poaceae URSS]. Leningrad: Nauka Publ. 788 p. [in Russian].

Zhu G.H., Liu L., Soreng R.J., Olonova M. 2006. Poa L. In: Flora of China. Beijing; St.-Louis, 22: 257-309.

Received 14 November 2016; accepted 13 December 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.