Научная статья на тему 'Изложение учения о Св. Троице с использованием инфографики'

Изложение учения о Св. Троице с использованием инфографики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
инфографика / фрейм / граф-схема / догматическое богословие / учение о троице / методы обучения / infographics / frame / graph-diagram / dogmatic theology / doctrine of Trinity / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Мельников

В статье рассматривается возможность применения средств инфографики в целях повышения системности и целостности теологических знаний студентов. Для этого применяется технология фреймов. Согласно этой технологии в преподавании теологических дисциплин должны использоваться повторяющееся структуры, что обеспечивает понимание студентами структурных и причинно-следственных связей. В качестве структуры фрейма предлагается использовать граф-схему. Благодаря простоте и интуитивной понятности эта модель не требует больших усилий для понимания и запоминания. При этом граф-схема даёт возможность показать структурные связи и динамику развития материала. В качестве примера по использованию указанного метода выбрана тема из курса догматического богословия «Учение о троичности Бога». Сформированы методические рекомендации по использованию инфографики при раскрытии указанной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation of the Doctrine of St. Trinity Using Infographics

The article considers the possibility of using infographics for the consistency and integrity of students’ theological knowledge. The frame technology is for it. The teaching of theological disciplines should get repetitive structures, which ensures to understand structural and causal points. It is important to use a graph scheme as a frame structure. With its simplicity and intuition, this model does not require efforts to understand and remember. In this case, the graph diagram makes it possible to show the structural connection and dynamics of the development of the information. As an example of this method, a topic from the course of dogmatic theology “The Doctrine of the Trinity of God” was. Methodological recommendations on the use of infographics in the disclosure of this topic was formed.

Текст научной работы на тему «Изложение учения о Св. Троице с использованием инфографики»

УДК 372 (82+026)+378.147+231.01+231 (1-11)+257

Священник Евгений Мельников,

и.о. заведующего кафедрой Богословия Екатеринодарской духовной семинарии

Изложение учения о Св. Троице с использованием инфографики

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения средств инфографики в целях повышения системности и целостности теологических знаний студентов. Для этого применяется технология фреймов. Согласно этой технологии в преподавании теологических дисциплин должны использоваться повторяющееся структуры, что обеспечивает понимание студентами структурных и причинно-следственных связей. В качестве структуры фрейма предлагается использовать граф-схему. Благодаря простоте и интуитивной понятности эта модель не требует больших усилий для понимания и запоминания. При этом граф-схема даёт возможность показать структурные связи и динамику развития материала. В качестве примера по использованию указанного метода выбрана тема из курса догматического богословия «Учение о троичности Бога». Сформированы методические рекомендации по использованию инфографики при раскрытии указанной темы.

Ключевые слова: инфографика, фрейм, граф-схема, догматическое богословие, учение о троице, методы обучения.

Хрнзостом: HayHHO-npocBeTHTenbCKHH ^ypHan EKarepHHogapcKoM gyxoBHoM ceMHHapHH. 2022. № 4(4)

UDC 372 (82+026)+378.147+231.01+231 (1-11)+257

Priest Evgeny Melnikov,

The Acting Head of the Department of Theology Yekaterinodar Theological Seminary

Presentation of the Doctrine of St. Trinity Using Infographics

Annotation. The article considers the possibility of using infographics for the consistency and integrity of students' theological knowledge. The frame technology is for it. The teaching of theological disciplines should get repetitive structures, which ensures to understand structural and causal points. It is important to use a graph scheme as a frame structure. With its simplicity and intuition, this model does not require efforts to understand and remember. In this case, the graph diagram makes it possible to show the structural connection and dynamics of the development of the information. As an example of this method, a topic from the course of dogmatic theology "The Doctrine of the Trinity of God" was. Methodological recommendations on the use of infographics in the disclosure of this topic was formed.

Keywords: infographics, frame, graph-diagram, dogmatic theology, doctrine of Trinity, teaching methods.

Задача духовного образования заключается в подготовке всесторонне развитого, образованного, грамотного и нравственно развитого пастыря Церкви Христовой. Эта важнейшая задача постоянно выполняется с учётом тех илииных исторических реалий, в которых существует Церковь1. Однако, можно отметить и тот факт, что в различные периоды истории у этого важного императива имеются свои ограничения.

Не углубляясь в историческую подоплеку этого вопроса, обратимся к особенностям современного периода духовного образования. Прежде всего, стоит упомянуть снизившийся уровень подготовки студенчества в целом, вызванный в том числе и проблемами средней школы. Также важно упомянуть распространение «клипового мышления», которое формируется различными формамисовременных информационных технологий и продуктов.

При этом важно отметить, что несмотря на наличие многочисленных инноваций в различных областях человеческой деятельности, духовное образование остаётся относительно инерционной системой, хотя это не всегда плохо. Однако, это некоторое запаздывание в процессе внедрения и освоения современных технологий особенно ярко диссонирует при сравнении с тем, как этот процесс реализуется в светском образовательном пространстве. Здесь используются различные виды современных образовательных технологий, как связанных с IT, так и имеющихчисто педагогический формат.

Одной из областей духовного образования является литургика. Именно среди преподавателей литургики можновстретить определённую озабоченность этой ситуацией вместе с попытками решения. Педагогическое сообщество, занимающееся этой дисциплиной, активно обсуждает проблемы и перспективы использования современных образовательных технологий2. Однако, узость предметной области, отсутствие широкого обсуждения психолого-педагогического аспекта проблемы создаёт ситуацию уникального исключения, которое, как известно, подтверждает правило.

В образовательных процессах современных духовных школ, к сожалению, несмотря на важные верные исходные установки, всё же доминирует «школа памяти». Сам по себе упор на развитие памяти не имеетнегативного

1 «Задачей реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви является повышение уровня подготовки пастырей, научно-преподавательских кадров, работников в области религиозного образования, социального и молодежного служения, ре-гентов, иконописцев, миссионеров. Этот уровень должен в более полной мере соответство-вать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества» Концеп-ция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви // Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви - портал Патриархия.ги - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1434901.html (дата обращения: 10.10.2021).

2 Специальный проект Учебного комитета «Духовное образование сегодня» // Учебный комитет Русской Православной Церкви. - URL: https://uchkom.info/publikatsii/8464/ (дата об-ращения: 10.10.2021).

аспекта, однако, дело в том, что, согласно взглядам А. А. Ухтомского3, при активном использовании одного участка мозга в остальных наступает процесс торможения. В результате доминированное развитие получает та часть мозга, которая имеет большее использование. Доминирование памяти, согласно учению А. А. Ухтомского, приводит к торможению других участков мозговой активности. Этот процесс негативно сказывается на полноценном развитии студентов духовных школ, которое предполагается изначальными установками Церкви при подготовке будущих пастырей.

Одной из современных образовательных технологий, которая могла бы бытьиспользована ДЛЯ решения указанной проблемы, является инфографи-ка. Хотя вдискуссии по преподаванию литургики обсуждались возможности визуализации, однако, об использовании в преподавании инфографики даже не упоминалось.

Инфографика представляет собой особую образовательную технологию, которая при использовании различных визуальных моделей позволяет дополнить лекционное изложение материала наглядными изображениями, отражающими взаимосвязь изучаемых проблем. Это помогает решить важнейшие психолого-педагогические задачи по полноценному и гармоничному развитию личности.

В частности, речь идёт о развитии системных и целостных теологических знаний студентов. Для решения этой задачи можно вполне эффективно использовать технологию фрейма. Эта технология позволяет при использовании повторяющихся структур иллюстрировать закономерности развития и причинно-следственные связи в изучаемом материале. А в качестве структурной единицы фрейма можно использовать граф-схему как самый простой и интуитивно понятный метод визуализации теологического материала. Стоит сказать, что граф-схемы давно применяются в теологии - от «древа Порфирия» до изложения теории исторического отделения конфессий от Церкви. В этой статье хотелось бы продемонстрировать возможности инфографики в изложении учения о троичности Бога в курсе догматического богословия.

Прежде всего, следует обратить внимание на проблему цикличности материала, содержащего учение о Святой Троице. Зачастую, студенты не могут отличить учение о троичности от учения об ипостасных свойствах. Эта ситуация очень эффективно решается с использованием технологии фреймов. С одной стороны, цикличность материала очень хорошо ложится в фреймовую основу. А, с другой стороны, использование фреймов поможет избежать путаницы в познаниях студентов. На рисунке 1 изображена граф-схема, содержащая блоки церковного учения о Святой Троице.

3 Ухтомский, А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.

41

Рисунок 1. Граф-схема,иллюстрирующаяцерковноеучениеоСвятой Троице.

Здесь отражены три основныепозиции православного учения о Святой Троице:

- троичность;

- равенство издиносущие:

- ипостасны есвойства.

Следующим этапомизучения материала является расврытие каждого из блоков. Ужене этом эааив можно продемонстрировать потенциал метода, раскрыв первый блок (Рисунок 2).

Рисунок 2. Граф-схема,иллюстрирующаяобоснованностьученияотроичности Богавразныхсоставляющих Предания Церкви.

Следующим этапом погружения в изучаемую тему может стать структурирование при помощи граф-схемы материала в Ветхом Завете (Рисунок 3) или в Новом Завете(Рисунок4).

Рисунок 3. Граф-схема,иллюстрирующаяструктуруученияоПресвятой Троице

согласноВетхомуЗавету.

Свидетельства Нового Завета о троичности

Троичность Божественность каждого из Трёх Лиц

Мф.28:19 Божественность Божественность Божественность

Бога-Отца Бога-Сына Бога-духа Святого

Ин.5:7 Жор. 8:6 1Ин. 5:20 Деян. 5:3—4

2 Кор. 13:13

Рисунок 4.Граф-схема, иллюстрирующаяструктуруученияо Пресвятой Троице

согласно НовомуЗавету.

На основе данной граф-схемы (Рисунок 2), можно интенсифицировать творческую работу студентов, задав вопрос либо о том, почему важно обращение к материалу Ветхого Завета, либо в чём важность обращения именно к доникейской письменности в раскрытии учения о троичности Бога.

Если предыдущие граф-схемы отражали структуру материала по содержанию, то блок «Доникейской письменности» (Рисунок 5) отражает структурирование материала по хронологии.

ДОНИКЕИСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Климент Римский

«Послания к коринфянам»

Ерм

«.Пастырь»

II век III век

О О

Ириней Лионский «Против ересей» Кн. 1, гл.10, § 1 Ориген

Тертуллиан «Против Проксея» Гл. 2 Климент Александрийский «Педагог»

Игнатий Богоносец

«Послания»

Св. Дионисий Александрийский

«Против Савелия»

Рисунок5.Граф-схема,иллюстрирующая наличиеникейского учения о Святой Троицы вдоникейскую эпоху.

Использование метода инфографики в преподавании теологического материала позволяет обеспечить его целостность и систематичность. На этом этапе основной акцент несет репродуктивный метод обучения, позволяющий запоминать и воспроизводить изучаемый материал. И здесь использование инфографики даёт превосходящие традиционные методы обучения результаты.

Далее, открываются возможности реализации продуктивного метода. Например, изложив материал согласно рисунку 1, можно рассказать о содержании материала, изображенного на рисунке 2, но не показывать студентам

само изображение (рисунок 2). Студентам же дать задание самим сформировать собственную граф-схему по изложенному материалу. Опыт преподавания показывает, что такой педагогический прием демонстрирует усиление творческой активности студентов.

С другой стороны, у преподавателя есть возможность, изобразив основные смысловые блоки граф-схем с рисунков 3-5, дать задание студентам самим привести примеры, подтверждающие изложенные в граф-схеме положения.

При этом, можно усложнить задачу, выдвинув дополнительное условие для студентов - у каждого студента должен быть свой оригинальный вариант подтверждающих ссылок. Этот прием также способствует развитию внутригруппового взаимодействия.

Таким образом, изложенная в настоящей статье идея о возможностях инфографики в преподавании теологии, проверена практикой на примере преподавания учения о троичности. Использование граф-схем в виде фреймовой структуры способствует развитию системности и целостности теологических знаний студентов. Вместе с тем, использование различных методов обучения даёт возможность обеспечить творческое развитие студента в целом.

Список использованных информационных ресурсов

1. Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви // Патриархия.га - Официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви. - URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1434901.html (дата обращения: 10.10.2021).

2. Учебный комитет Русской Православной Церкви. Духовное образование сегодня: специальный проект Учебного комитета / Учебный комитет Русской Православной Церкви. - URL: https://uchkom.info/publikatsii/8464/ (дата обращения: 10.10.2021).

3. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.