Научная статья на тему 'ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВАРНЫХ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ'

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВАРНЫХ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
КРИОГЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ БАКИ / ЖИДКИЙ ВОДОРОД / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ САМОЛЕТОВ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CRYOGENIC FUEL TANKS / LIQUID HYDROGEN / CIVIL AVIATION / NEW GENERATION OF AIRCRAFT / ADVANCED STRUCTURAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Зинзер А. Е., Снегирева И. В.

В ближайшем будущем наиболее перспективным топливом для самолетов представляется жидкий водород. Преимущество его перед керосином, помимо экологической чистоты состоит в том, что он имеет втрое меньшую плотность, что создает перспективы уменьшения взлетной массы или повышения коммерческой нагрузки. Основные проблемы при размещении жидкого водорода - это в 4 раза больший объем по сравнению с керосином и сверхнизкая температура, что требует использования специальных хорошо изолированных баков, выдерживающих высокое давление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Зинзер А. Е., Снегирева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANUFACTURE OF WELDED CRYOGENIC FUEL TANKS FROM ALUMINUM ALLOYS

In the near future, liquid hydrogen is the most promising fuel for aircraft. Its advantage over kerosene, in addition to environmental cleanliness, is that it has three times less density, which creates prospects for reducing take-off weight or increasing payload. The main problems with the placement of liquid hydrogen is 4 times the volume compared with kerosene and ultra-low temperature, which requires the use of special well-insulated tanks that can withstand high pressure.

Текст научной работы на тему «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВАРНЫХ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ»

УДК 621.721

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВАРНЫХ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ИЗ

АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ

Зинзер А.Е., студент группы 17А(м)КАП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: zinzer-sasha@mail.ru

Снегирева И.В., студент группы 17А(м)КАП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: zinzer-sasha@mail.ru

Научный руководитель: Осипов Е.В., канд. техн. наук, доцент кафедры летательных аппаратов, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В ближайшем будущем наиболее перспективным топливом для самолетов представляется жидкий водород. Преимущество его перед керосином, помимо экологической чистоты состоит в том, что он имеет втрое меньшую плотность, что создает перспективы уменьшения взлетной массы или повышения коммерческой нагрузки. Основные проблемы при размещении жидкого водорода - это в 4 раза больший объем по сравнению с керосином и сверхнизкая температура, что требует использования специальных хорошо изолированных баков, выдерживающих высокое давление.

Ключевые слова: криогенные топливные баки, жидкий водород, гражданская авиация, новое поколение самолетов, перспективные конструкционные материалы.

Водород удовлетворяет многим требованиям, предъявляемым к топливам. Водород дает минимум загрязнения окружающей среды. Высокая массовая теплота сгорания примерно в 2,8 раза превышает теплоту сгорания керосина, его высокая полнота сгорания позволяет повысить эффективность двигателей, уменьшить удельный расход топлива, уменьшить массу и габариты двигателя. Почему же водород не получил до сих пор широкого внедрения? Одна из проблем заключается в технологиях его получения. Пожалуй, единственным эффективным на данный момент способом его получения является электролитический способ - получение из вещества воздействием сильного электрического тока. Но на данный момент, большая часть электричества получается на теплоэлектростанциях, и поэтому возникает вопрос в эффективности применения водородного топлива. Но развитие технологий позволит внедрить в производство электричества такие виды энергии как: атомная энергия, энергия ветра и солнца, что впоследствии должно исправить эти проблемы.

Новое поколение самолетов, работающих на жидком водороде, будет создаваться на базе традиционных типов аэробусов с размещением топливных баков в корпусе фюзеляжа. Конструктивно криогенные топливные баки представляют собой цилиндрические емкости длиной 5-10 метров и диаметром 2-3 метра. Баки состоят из отдельных обечаек, переднего и заднего днищ и системы трубопроводов. Сами обечайки выполняются из вафельных или ребристых панелей с толщиной полотна 1,5-3 мм. Основным способом соединения элементов топливного бака является сварка [1].

Наиболее перспективными конструкционными материалами для топливных баков являются новые деформируемые термоупрочняемые алюминиевые сплавы систем Al-Cu и Al-Cu-Li: 1440, 1450, 1460, 2090, 2091, 8090, Weldalite 049 и др. [2]. Химический состав их приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Химический состав алюминиевых сплавов

Сплав Массовая доля элементов, %

Си Mn Li Zr Sc П Mg Ag,Cr

1201 5,8-6,8 0,200,40 - 0,100,25 - 0,020,10 0,020,05 -

1440 1,2-1,9 0,050,08 1,6-2,3 0,100,20 - 0,020,10 0,601,10 -

1450 2,8-3,2 0,050,08 1,8-2,0 0,100,20 - 0,100,15 0,050,10 -

1460 2,6-3,3 0,050,10 1,9-2,3 0,080,12 0,06-0,1 0,100,15 0,050,10 -

1460-1 5,0-6,5 0,080,10 1,0-1,3 0,080,10 0,12-0,2 0,020,10 0,020,07 —

1460-2 4,0-4,3 0,200,30 1,0-1,2 0,100,16 0,15-0,2 0,040,06 0,020,07 —

1460-3 5,1 0,1 1,2 0,12 0,18 0,05 0,25 -

2090 2,4-3,0 0,050,08 1,9-2,6 0,080,15 - 0,080,12 0,601,30 0,05 &

8090 1,0-1,6 0,080,10 2,2-2,7 0,040,16 - 0,080,12 0,601,30 0,1 Сг

Weldalite 049 4,0-6,3 - 1,1-1,5 0,100,15 - 0,020,05 0,300,50 0,350,5 Ag

При комнатной температуре у этих сплавов ов=500-600 МПа, а о0,2=500-550 МПа; при температуре - 253° С значения ов=670-790 МПа, что в 2-3 раза больше, чем у применяемого в настоящее время алюминиевого сплава АМг6.

Изготовление сварных криогенных топливных баков из алюминиевых сплавов принципиально возможно по двум схемам.

Первая схема: гибка плит в обечайки, контактная стыковая или электронно-лучевая сварка продольных стыковых обечаек; механическая обработка обечаек изнутри для получения вафельного рельефа поверхности; соединение обечаек между собой плавящимся или неплавящимся электродом (в зависимости от толщины стыка); приварка сферических днищ кольцевыми швами и вварка фланцев.

Вторая схема: механическая обработка плоских заготовок из плиты с образованием вафельной гравюры; формирование вафельной панели по контуру обечайки; сборка и сварка сформированных панелей в обечайку продольными швами; сборка-сварка обечаек с обечайками и шпангоутами кольцевыми швами; приварка сферических днищ кольцевыми швами и вварка фланцев [3].

Каждая схема имеет свои преимущества и недостатки. Первая схема отличается высокой трудоемкостью, требует уникального оборудования, но обеспечивает большую геометрическую точность сварных баков. Вторая схема может быть выполнена на универсальном оборудовании, менее трудоемка, но связана с применением специальных приемов для снижения остаточных деформаций после сварки. С теоретической точки зрения первая схема изготовления предпочтительнее, однако, на практике в настоящее время она трудно реализуема. Поэтому все реальные технологические процессы изготовления криогенных топливных баков основаны на второй схеме.

Применительно к криогенным топливным бакам оптимальное сочетание свариваемости, прочностных и пластических свойств обеспечивает алюминиевый сплав 1460-1 с содержанием 5,5 - 6,5% Си и не более 0,07% Mg.

В качестве присадочного материала для сварки сплава 1460-1 рационально использовать проволоку типа Св 1201 с содержанием 6,5 - 7,5% Си.

Прочностные свойства сварных соединений из сплавов типа 1460 при комнатной температуре в 1,3-1,5 раза, а пластические свойства в 2-4 раза ниже, чем у сплавов 1420, 1421, 1570 и т.п. При температуре - 253° С прочностные свойства сплавов типа 1460 на 1035% выше, чем у других алюминиевых сплавов [4].

Наиболее реальна следующая схема изготовления сварных криогенных топливных баков: получение плоских вафельных панелей, формирование и сварка обечаек с продольными швами.

Серийное изготовление криогенных топливных баков для гражданских самолетов целесообразно осуществлять на заводах, имеющих многолетний опыт производства ракет, на участках с высокоточным оборудованием и методами контроля, соответствующими новейшим технологиям. Это будет означать реальную конверсию оборонных заводов, с использованием высококвалифицированных кадров и имеющегося оборудования и площадей [5].

Сказанное позволяет сделать выводы, что водород вызывает большой интерес как альтернатива традиционным видам топлива, несмотря на сложность его получения. Поэтому вопросы по технологии и способам изготовления емкостей для его хранения и транспортировки являются актуальными на сегодняшний день.

Литература

1. Патон, Б.Е. Перспективы применения сварки при создании самолетов нового поколения / Б.Е. Патон, А.Я. Ищенко, К.А. Ющенко // Автоматическая сварка. - 1996. - №6.

- С. 26-27.

2. Гуреева, М.А. Свариваемые алюминиевые сплавы в конструкциях транспортных средств / М.А. Гуреева, О.Е. Грушко, В.В. Овчинников // ФГУП «ВИАМ». - 2008. - С. 6-10.

3. Рязанцев, В.И. Изготовление сварных топливных баков из алюминиевых сплавов / В.И. Рязанцев, В.А. Федосеев // Авиационная промышленность. - 1995. - №7-8. - С. 9-12.

4. Сварка в самолетостроении / Г.А. Кривов, В.Р. Рябов, А.Я. Ищенко, Р.В. Мельников, А.Г. Чаюн // Межотраслевой информационно-издательский выставочный центр.

- 1998. - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.