ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ИЗДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Н.К. Моисеева, д-р экон. наук, профессор,
О.А. Марина, аспирант
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва
В статье рассматриваются особенности взаимодействия научно-производственных комплексов, источники появления трансакционных издержек (ТАИ), принципы и концепция их регулирования для обеспечения конкурентоспособности наукоемкой компании, система моделей управления ТАИ на рынке инновационной продукции
Научно-производственные комплексы (НПК), как сфера зарождения инновационных продуктов, приобретают сегодня особую значимость в системе обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции. Актуальными для инновационной экономики становятся организационные, экономические и финансовые механизмы управления взаимодействиями партнеров по бизнесу. Особого внимания требуют проблемы функционирования и взаимодействия малых предприятий как перспективных форм организации инновационного бизнеса [1].
Как показывает практика, научнопроизводственные центры (как разновидность НПК) являются эффективной формой организации, способствующей постоянному обновлению ассортимента продукции, методов продвижения и организации продаж, позволяющих гибко и динамично реагировать на изменения в конъюнктуре рынка и процессах производства. Специфика функционирования НПЦ требует привлечения капитала сторонних участников, что порождает развитие венчурного финансирования, параллельно с государственным финансированием и самофинансированием.
Наряду с экономическими, существуют и организационные особенности наукоемких предприятий, которые отражаются на структуре их издержек. Исследования показывают, что затраты на разработку новых конструктивно-технологических решений и модернизацию производственных процессов сопровождаются ростом «издержек взаимодействия» как внутри предприятия, так и по отношению к внешним организациям.
Издержки взаимодействия (называемые трансакционными издержками - ТАИ) возникают в связи с необходимостью координации действий между экономическими агентами [2] и включают многие виды затрат предприятия (кроме непосредственных расходов производителя в процессе преобразования сырья в конечный продукт). По мере развития производственных отношений доля этих затрат в экономической деятельности предприятий с годами растет [3].
Одним из малоизученных направлений повышения конкурентоспособности предприятий наукоемкого профиля являются возможности управления трансакционными издержками, возникающими в сфере рыночных отношений. В отличие от производственных затрат, определяемых объемом и технологией
производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами и развитии их взаимодействий. Особенно актуальна эта задача в сфере продаж высокотехнологичной продукции на рынке В2В, когда приходится учитывать функциональную значимость бизнес -процессов, их эффективность и стоимость в условиях изменяющейся внешней среды.
Трансакционные издержки встречаются повсеместно и определяют сущность и формы протекания многих процессов и явлений, сопровождая любую экономическую активность субъектов. В какой роли не выступал бы субъект (в качестве продавца, потребителя, налогоплательщика или чиновника), ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений.
Как показал анализ, в российской практике не учитывается специфика взаимодействия организаций и влияние бизнес-среды на формирование ТАИ, что порождает их неоправданный рост и экономические потери. Существует потребность в разработке нового подхода к развитию отношений предприятий наукоемкого сектора и учету их последствий (в том числе в виде трансакционных издержек).
Целесообразность и возможность воздействия на ТАИ определяются условиями их возникновения и вариантами целевых установок по изменению величины (в зависимости от зон локализации, способов учета и влияния на прибыль компании). Поэтому в составе ТАИ предлагается выделить три группы: те, которые следует сокращать (min), оставлять неизменными (const), оптимизировать (opt).
Как показывают исследования, процесс регулирования ТАИ осложняется в связи с отсутствием их расширенной классификации, несовершенством методов практического учета, отсутствием механизмов регулирования и оптимизации. Для определения обоснованных принципов регулирования ТАИ и возможностей их использования было проведено специальное исследование отечественной и зарубежной литературы, по результатам которого была разработана концепция, опирающаяся на пять принципов (рис.1).
Экономическнедроблемыорганизации^Еоизводства,
3. Результаты внедрения концепции управления ТАИ
Рис. 1. Концепция управления ТАИ наукоемкой компании
Предложенная концепция ориентирована на формирование набора решений для анализа, оценки и регулирования ТАИ (отдельных видов или в комплексе), в зависимости от влияния принципов гармонизации производства и сбыта. По результатам проведенного исследования ключевым фактором построения системы регулирования становится определение целевых ориентиров по видам ТАИ. Для системы регулирования ТАИ с учетом предложенных принципов потребовалась разработка расширенной классификации ТАИ. В качестве критериев распределения издержек взаимодействия на группы были использованы такие как: степень участия в производственном процессе, способ измерения, возможности отражения в документах и т.д. Основываясь на перечисленных критериях, предлагается выделить три группы ТАИ.
Первую группу составляют ТАИ, которые фиксируются в бухгалтерских документах, но напрямую не влияют на прибыль. К их числу были отнесены издержки, возникающие при общении с поставщиками и подрядчиками. Для данной группы целесообразна «минимизация», что подразумевает полное исключение издержек или сведение их к минимуму.
Ко второй группе отнесены издержки, которые напрямую не отражаются в бухгалтерских документах, влияют на процессы внутри фирмы и сказываются на прибыли только косвенно (например, трансакции по написанию, проверке, выпуску и архивации технической документации). Внутрифирменная цепочка взаимодействий оказывает влияние на удовлетворенность потребителей, удобство пользования технической документацией (влияет на лояльность клиентов), и, следовательно, косвенно отражается на доходах НПК. Данный тип издержек трудно избежать, он принят как константа).
Третью группу составиляют трансакционные издержки, которые возникают как внутри предприятия, так и при взаимодействиях с внешними организациями. Они состоят из издержек взаимодействия по процессам, напрямую связанным с увеличением прибыли фирмы (в частности, к ним можно отнести часть издержек НПК, связанные с ростом объемов продаж). Эту, так называемую, «благоприятную» группу издержек следует оптимизировать путем перераспределения средств, полученных от процесса минимизации издержек первой группы. Тогда средства, предназначенные для контактов с потенциальными и реальными клиентами, следует продолжать использовать и даже увеличивать финансирование трансакций, ответственных за повышение объема продаж.
В рамках разработанной концепции (см. рис. 1) для продукции рынка В2В предлагается использование системы моделей управления ТАИ, которая может быть реализована с помощью ряда методических инструментов и моделей, в т. ч. методики диагностики ТАИ на основе учета и анализа ТАИ и модели управления ТАИ, исходя из принципов гармонизации (рис. 2).
При решении задач минимизации ТАИ рекомендуется использование одной или нескольких разработанных в ходе исследования локальных моделей регулирования ТАИ, в зависимости от принадлежности трансакционных издержек к соответствующей группе учета. Наибольшей неопределенностью характеризуются задачи определения издержек первого типа (политизации и оппортунистического поведения). Для таких задач предлагается использовать аксиоматический подход (на основе модели Т. Вердьера [6]).
82 ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2012. № 2
Рис. 2. Модель управления ТАИ на основе принципов гармонизации
Экономические проблемы организации производства
Для сокращения издержек второго типа (к которым относятся издержки поиска информации, ведения переговоров, заключения контрактов, спецификации и защиты прав собственности) рекомендуется использование разработанного в ходе исследования алгоритма поиска партнера по критерию минимизации ТАИ. Издержки третьего типа (измерения и контроля), могут быть минимизированы с помощью предлагаемой методики количественного сокращения трансакций.
При реализации разработанной системы моделей и алгоритмов необходимо учитывать риски и трудозатраты, связанные с рядом предлагаемых управленческих и организационных процедур. Декомпозиция операционных бизнес-процессов компании позволила определить условия согласования действий подразделений снабжения, производства и сбыта и способы снижения ТАИ в целях обеспечения конкурентных позиций фирмы при эффективном взаимодействии составляющих внешней и внутренней среды.
На основе анализа существующих организационных структур промышленных предприятий отрасли и тенденций их развития разработаны предложения по преобразованию взаимодействий в системе «снабжение - производство - сбыт» с учетом функциональных особенностей компаний-партнеров по бизнесу. В отдельные структурные подразделения выделены: департамент по работе с клиентами (куда вошли отдел продаж, отдел обучения клиентов, отдел технической поддержки пользователей), а также департамент маркетинга, РЯ и дизайна.
В соответствии с результатами функционального анализа системы и предложенной схемой организации и распределения работ по реализации основных функций управления ТАИ, были определены возможности совершенствования информационного обеспечения системы, с целью сокращения документооборота и снижения издержек взаимодействия. Проверка работоспособности предлагаемой системы моделей и алгоритмов управления ТАИ в условиях маркетингового взаимодействия проводилась на примере ООО «Инновационно-Внедренческий Центр» и группы компаний «ЭЛВИС».
Внедрение комплекса разработанных предложений привело к сокращению издержек взаимодействия ~ на 15%, что способствовало повышению эффективности и укреплению конкурентных позиций фирмы, росту уровня организованности основных и обеспечивающих процессов, а также укреплению партнерских отношений на основе принципов гармонизации.
Литература
1. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
2. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. ТЕИС, 2002 г.
3. Моисеева Н.К., Рюмин М.Ю., Слушаенко М.В., Будник А.В. Брендинг в управлении маркетинговой активностью, М. Омега-Л, 2003 г.
4. Моисеева Н.К., Малютина О.М., Москлина И.А. Аутсорсинг в развитии делового партнерства. -М.: Финансы и статистика, 2010.
5. http ://www. mirkin. ru/
6. Acemoglu, D. and T. Verdier, The Choice Between Market Failures and Corruption // The American Economic Review 1, 2000.
7. North Douglass C. Economic Performance Through Time // The American Economic Review.June 1994, №3.
® 8-926-574-42-44
Ключевые слова: инновации и модернизация научно-производственных комплексов, издержки взаимодействия, система моделей управления партнерскими отношениями, регулирование трансакционных издержек, организационные условия, экономические последствия.