Жарова Е.Ю., к.б.н. (Брянская государственная сельскохозяйственная академия)
Издаваемые университетами «Обозрения преподавания наук» как исторический источник по истории высшего образования в дореволюционной России
История университетского образования в Российской империи начинается с основания Академии наук и университета при ней. Но университет в полном смысле этого слова появился только в 1755 году в Москве. В последующем были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве, Одессе, Варшаве, Томске, Саратове, Перми. К концу имперского периода существовало всего 11 университетов (не считая Гельсингфорского в Финляндии). На сегодняшний день отечественная историография накопила немало трудов, посвященных как истории университетского и высшего образования в целом, так и истории отдельных университетов и факультетов. Можно назвать работы дореволю-
19 3
ционных авторов С.П. Шевырева , Д.И. Багалея , Е.В. Петухова , Н.П. Загоскина4, М.Ф. Владимирского-Буданова5 по истории Московского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Казанского, Киевского университетов, современных историков Е.А. Вишленковой6, А.Ю. Андреева7 по исто-
о
рии Казанского и Московского университетов, А.Е. Иванова , Ф.А. Петрова9, А.Ю. Андреева10 по истории университетского образования в целом.
Каждое из вышеназванных исследований опирается на обширный круг исторических источников, позволяющий наиболее широко осветить
1 Шевырев С.П. История Императорского Московского университета. 1755-1855. М.: В университетской типографии, 1855.
Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета. В 2-х тт. Харьков: Паровая тип. и литогр. Зильберберг, 1893-1904.
3 Петухов Е.В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, университет за сто лет его существования. В 2-х тт. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1902-1906.
4 Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. В 4-х тт. Казань, 1902-1904.
5 История Императорского университета св. Владимира / Сост. М.Ф. Владимирский-Буданов. Т. 1. Университет в царствование императора Николая Павловича. Киев: В типографии ун-та, 1884.
6 Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis. Два века уни-
верситетской культуры в Казани. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М.: Языки русской культуры, 1999. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX вв. М.: АН СССР, 1991.
9 Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. В 4-х тт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002-2003.
10 Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009.
историю университетского образования в Российской империи. Чаще всего историки ставили целью раскрыть отдельный аспект в истории университетов, что обуславливало и выбор источников. Общим для работ по истории отдельных университетов, особенно дореволюционных авторов, является изучение функционирования университета в качестве государственного учреждения - это и финансовые траты, и характеристика преподавателей, факультетов и кафедр, и важные для конкретного университета события, как принятие нового университетского устава, смена ректора или попечителя. Современные работы по истории университетов отличаются иной парадигмой - рассмотрением университета в качестве некоего пространства (был введен термин «университетское пространство»), в котором сосуществовали и взаимодействовали профессорская и студенческая корпорации.
Каждый вид исторических источников позволяет восстановить определенную сторону жизни университета и может выступать основным в зависимости от предмета и цели исследования. Помимо архивных документов и законодательных источников, зафиксировавших объективное отражение событий университетской истории, важным для воссоздания картины учебного процесса в университетах Российской империи является такой источник, как издававшиеся университетами ежегодно «Обозрения преподавания наук». С одной стороны, «Обозрения», наряду с университетскими отчетами, можно отнести к делопроизводственным материалам, а с другой стороны, они, несомненно, являются периодическими изданиями, в которых отражалась жизнь университета.
Первые «Обозрения» были связаны с Московским университетом и публиковались в качестве «Объявлений о публичных учениях в императорском Московском университете и обеих гимназиях оного». Такое название и соответствующий формат они сохранили до 1805 года, когда на русские университеты, в том числе Московский, был распространен университетский устав 1804 года. До принятия нового устава 1835 года издание называлось «Объявления о публичных учениях в Императорском Московском университете».
Традицию публиковать «Обозрения» восприняли и вновь открывшиеся Казанский и Харьковский университеты. В Казани издание выходило сначала под заглавием «Извещение о публичных преподаваниях», а затем часто меняло названия - «Обозрение преподаваний», «Обозрение публичных преподаваний», «Извещение о преподавании», «Каталог преподаваний», «Расписание преподаваний», «Каталог лекций», пока окончательно не установилось общепринятое название «Обозрение преподавания». «Обозрения» Харьковского университета также не раз меняли названия -«Обозрение публичных чтений», «Объявление публичного преподавания наук», «Обозрение преподавания предметов».
Но независимо от смены названия, суть издаваемых «Обозрений» была одна - публично объявляли обо всех курсах наук, читаемых в университетах. Как дань традиции до принятия устава 1835 года все «Обозрения» печатались на русском и латинском языках, в последующем текст излагался только на русском. Единственным исключением являлся Дерпт-ский, впоследствии Юрьевский, а ныне Тартуский, университет, где «Обозрения» печатались на немецком и русском. Еще одной особенностью именно этого университета было разделенное на полугодия обучение, которое в других русских университетах было введено только после принятия устава 1884 года. Поэтому в Дерпте издавались отдельно «Обозрения» на каждое полугодие. В русских университетах в конце XIX - начале XX века общее издание «Обозрения» на какой-либо академический год лишь формально, внутри издания, было разделено на два полугодия, а в Дерпте публиковались два разных издания.
Аналогично названиям, отличавшимся от университета к университету, разнился и формат изданий. Большинство «Обозрений» содержало в себе перечисление наук, изучаемых на факультетах поименно, когда после имени преподавателя указывались все читаемые им дисциплины с указанием курса и количества часов, а также времени проведения занятий. Этот подход характерен для «старых» университетов - Московского, Харьковского, Казанского, Петербургского (последний, впрочем, в конце XIX века отказался от поименного перечисления преподавателей, перейдя к предметному, т.е. перечислению по кафедрам наук). Другой формой было предметное изложение - от одной кафедры к другой. После названия кафедры указывалось имя профессора, а затем те предметы, которые он будет читать, на каком курсе, когда и сколько часов в неделю. Такая форма изложения была наиболее распространена. В конце XIX века после перечня дисциплин обязательно перечислялась рекомендуемая литература.
Фактически, формат «Обозрений» по каждому университету оставался неизменным до 1917 года, лишь усложняясь и увеличивая объем содержавшейся информации. Например, взяв в руки «Обозрения» Московского университета начала XIX века, мы увидим перечисление профессоров и читаемые ими науки по каждому факультету отдельно. В «Обозрениях» на 1847-48 академический год сохранился тот же внешний вид. Очень мало изменился он и к 1917 году. Здесь мы видим традиционный поименный формат издания. Можно привести пример формата «Обозрения» другого типа - предметного, существовавшего в других университетах, например, в Новороссийском.
Длительное время «Обозрения наук» выпускались для всего университета в целом и содержали в себе несколько отделов для каждого факультета. После принятия устава 1884 года большинство университетов перешло на выпуск отдельных изданий для каждого факультета, сохранив при этом общие выпуски «Обозрений». Варшавский и Юрьевский университе-
ты не выпускали «Обозрений» для каждого из имеющихся факультетов, поскольку на них не распространялся общеуниверситетский устав 1884 года и фактически они оставались под действием, соответственно, уставов 1869 и 1865 гг. «Обозрения» этих университетов вообще отличаются очень сжатым количеством информации.
«Обозрения преподавания наук» наиболее ценны для исследователя университетской истории Российской империи тем, что позволяют последовательно, из года в год, воссоздать картину учебного процесса по каждому факультету. Они отражают сведения о том, какие преподаватели читали тот или иной предмет (многие «Обозрения» в начале или в конце содержат списки всех преподавателей университета), сколько часов в неделю и в какие семестры. Имея эти сведения, можно рассчитать учебную нагрузку дореволюционных студентов и преподавателей. Очень многие «Обозрения» имеют не только имена преподавателей с указанием дисциплин, но и установленные на академический год расписания, занимающие лист формата А3. К сожалению, не все «Обозрения» имели расписания. Например, в «Обозрениях» Дерптского и Варшавского университетов таких расписаний нет. Не каждый год встречаются они в и «Обозрениях» Московского университета. Обязательно присутствует ежегодное расписание по каждому факультету в «Обозрениях» университета Святого Владимира в Киеве, это единственное издание, куда расписания лекций включалось обязательно. Эти «Обозрения» даже имели характерное название -«Обозрение преподавания в университете Святого Владимира с приложением росписания лекций». Практически все выпуски «Обозрений» Петербургского университета имеют расписания лекций по каждому факультету. В «Обозрениях» Харьковского и Новороссийского университетов расписания встречаются не всегда, но обязательно имеется общий план преподавания по семестрам. Такие планы встречаются в «Обозрениях» Московского и Петербургского университетов.
Сведения, отраженные в «Обозрениях наук» помогают воссоздать учебный процесс от университета к университету, увидеть особенности, характерные для каждого университета. А они, безусловно, были. При сравнении «Обозрений» становится заметно, что наиболее «упрощенный» учебный процесс был в Варшавском университете, а самый сложный и многообразный - в Московском. Вообще, Московский университет имел много особенностей, среди которых, например, указание часов проведения занятий - латинскими цифрами - X, XI, XII и т.д., что значило, не в 10-ть, а в 10-м часу, не в 11-ть, а в 11-м часу и так далее.
«Обозрения наук» позволяют наглядно отследить реформы образования, в первую очередь, принятие новых университетских уставов и их влияние на учебный процесс, а также проводившуюся в начале XX века реформу перехода с курсовой на предметную систему обучения. Именно благодаря «Обозрениям наук» можно увидеть, как проходил этот переход
и когда университеты стали возвращаться к более жестким рамкам прохождения учебных курсов, т.е. отходить от заявленной при этой реформе свободе выбора студентами учебных дисциплин, независимо от курса обучения.
Анализ «Обозрений преподавания наук» дает сведения о развитии специализации на факультетах, введении приват-доцентских спецкурсов, характерных для того или иного университета (особенно много их было в Московском и Петербургском университетах), а также дает возможность рассмотреть эволюцию научного знания, благодаря тому, что в «Обозрениях» обязательно печатались руководства, которыми пользовались преподаватели для чтения лекций (в первой половине XIX века), к которым в конце XIX - начале XX века добавляется рекомендованная литература. Первоначально заметно абсолютное преобладание иностранных научных работ, излагаемых студентам. В последующем список меняется, уступая главенствующую роль отечественным исследованиям. Но, в то же время, для студентов продолжают рекомендоваться к изучению передовые труды иностранных ученых.
Несомненным плюсом «Обозрений преподавания наук» для исследователей является наполненность различными сведениями, которые можно почерпнуть при изучении этих исторических источников, а также их доступность. Эти издания хранятся в крупнейших библиотеках - Российской Государственной, Российской Национальной, Государственной публичной исторической, Научной библиотеке Московского университета, библиотеках старейших университетов Российской империи, существующих и поныне.
«Обозрения преподавания наук» могут выступать главным историческим источником для исследователя при воссоздании особенностей учебного процесса в университетах Российской империи, поскольку ни один источник не содержит столько полезных сведений, собранных в одном издании, которое, кроме того, публиковалось ежегодно. Сведения, которые можно почерпнуть в «Обозрениях», частично присутствовали в ежегодных «Отчетах», издаваемых университетами, а также в специализированных научных журналах каждого учебного заведения. Можно назвать эти журналы: «Ученые записки Московского университета», «Ученые записки Юрьевского университета», «Записки Харьковского университета», «Ученые записки Казанского университета», «Университетские известия» университета Святого Владимира, «Записки Новороссийского университета», «Варшавские университетские известия».
Перед началом учебного года в журналах обязательно публиковались сведения о тех предметах, которые будут читаться в академическом году. Но в них, например, нет сведений об особенностях учебного процесса в зависимости от специализации, нет расписаний занятий, нет учебных планов. Безусловно, «Обозрения преподавания наук» наиболее информа-
тивны. Кроме собственно сведений о прохождении студентами учебных курсов в них могли публиковать «Правила для студентов», «Правила о зачете полугодий». Такие «добавления» встречаются в «Обозрениях» Петербургского университета.
Таким образом, издававшиеся всеми университетами Российской империи «Обозрения преподавания наук» в качестве исторического источника позволяют:
1. Отследить изменения учебного процесса в университетах со времени их основания до 1917 года;
9. Получить сведения о читаемых дисциплинах, количестве часов и учебной литературе;
3. Рассчитать учебную нагрузку студентов и преподавателей;
4. Наглядно увидеть расписания занятий в различных университетах;
5. Рассмотреть характерные особенности обучения в каждом университете;
6. Сравнить процесс проведения университетских реформ и их влияние на процесс обучения;
7. Проанализировать развитие специализации, замещение кафедр преподавателями, введение спецкурсов.