Научная статья на тему 'Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ'

Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
317
21
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ»

© 2007 г. П.Н. Бычков

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ДОМА И МЕДИА-ХОЛДИНГИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Начавшийся около десяти лет назад процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще не стабилен. В значительной степени положение усугубляется высокими ценами на все виды материально-технического обеспечения и услуг. Часто появляющиеся новые издания живут непродолжительное время: многие не находят читательской аудитории, многие не выдерживают конкурентной борьбы [1].

Возникновение издательских домов и медиа-холдингов - одна из основных тенденций развития современного российского рынка СМИ. В условиях информационного рынка одиночным изданиям выжить гораздо труднее, чем тем, кото -рые являются частью медиа-объединения. Крупные издательские компании, специализирующиеся на выпуске газет и журналов, сегодня играют приоритетную роль на рынке СМИ, мощные монополии СМИ находятся в особо приоритетном положении в современном экономическом пространстве. Финансово слабые издательства, теле-и радиокомпании, неспособные бороться с процессами концентрации и монополизации, либо превращаются в банкротов, либо становятся собственностью более крупного медиа-владельца.

Концентрация СМИ в России началась в 90-х гг. с появлением первых издательско-производственных объединений (ИПО). Концентрация - это процесс объединения, интеграции собственности на рынке средств массовой информации, который в данный период развития российских СМИ обусловлен появлением издательских домов и медиа-холдингов. По данным Института гуманитарных исследований, затраты на производство изданий, входящих в корпорацию, уменьшаются на 40-60 % [2].

Рынок периодических изданий в России оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами. Каждый из них представляет собой холдинг, т. е. объединение нескольких СМИ вокруг центра -компании, созданной для управления возникшим таким образом конгломератом. Эти холдинги различаются лишь своим составом и типом включенных в них СМИ [3]. Но холдинг - лишь один из видов медиа-объединения, существуют также медиа-группы, тресты, издательские дома.

Сама идея образования издательских домов не нова. Более ста лет назад в России появились та-

кие значительные общенациональные газеты, как «Русское слово» и «Новое время». Газеты обзаводились приложениями, практиковались вторые (дневные) выпуски, что приводило к росту тиражей и улучшало информационное обеспечение. Первые издательские концерны принадлежали А.С. Суворину, И. Д. Сытину и др. [4].

На современном этапе развития журналистики издательские дома появились не только на федеральном уровне, но, что важно, и на региональном. Благодаря этому в развитии региональной прессы наступил новый этап развития: издательские дома выпускали и продолжают выпускать продукцию, соответствующую интересам различных читательских групп; благодаря деятельности издательских домов происходит эффективный процесс сбора и распространения информации, обеспечивающий и гарантирующий экономическую выгоду. «У владельца и руководителей издательского дома появляются более широкие возможности концентрации финансовых средств и их распределения между входящими в его систему изданиями, возмещение потерь, возникающих в редакции одного из них, за счет прибылей, полученных другой редакцией. Руководителям издательского дома легче обеспечивать проведение всеми его изданиями единой информационной политики» [5].

Издательский дом может иметь собственное книжное издательство, типографию и выпускать несколько печатных изданий - газеты, еженедельники, журналы и их приложения, однотипность и общая концептуальная направленность которых облегчают управление «домом», оптимизируют разработку и реализацию общей для всех изданий экономической политики. Превращение издательского дома в медиа-холдинг может произойти в процессе развития при наличии соответствующих задаче финансовых средств.

Пример - информационно-издательская столичная компания «Московские новости». В течение длительного времени в ее состав входили две газеты - одноименный политический еженедельник и англоязычный еженедельник «The Moscow News», спортивный журнал, радиостанция «Максимум» и еще несколько коммерческих структур - «МН-клуб», туристическое агентство и др. Компания стала собственником здания, в котором размещалась и получала немалый доход, сдавая часть его помещений в аренду. Совместно с газетой «The New York Times» она в течение

некоторого времени выпускала печатный русскоязычный дайджест «Нью-Йорк Таймс», публиковавший самые интересные статьи из американской газеты и зарубежную рекламу (в начале 2005 г. этот опыт был использован редакцией газеты «Известия», начавшей выпускать по понедельникам англоязычное приложение «The New York Times» - дайджест со статьями из американского издания). Она успешно продвигалась на пути к созданию информационного холдинга. Это продвижение было прервано финансовым кризисом 1998 г. в России [5].

Стремление создать крупный медиа-холдинг вполне логично. Большое предприятие является более эффективным и, как следствие, более успешным. Диверсификация в любом бизнесе полезна, а в медийном она полезна вдвойне. Сегодня наиболее успешны группы, которые вбирают в себя различные издания или различный бизнес в разных сегментах медиа-рынка. В этой связи весьма эффективны именно издательские дома и медиа-холдинги.

К медиа-холдингам исследователи относят крупные информационно-издательские объединения и телекоммуникационные корпорации. Медиа-холдинг по своей структуре - организованная структура взаимодействующих между собой предприятий с единым управляющим центром.

Освоив столичный рынок, информационные холдинги вышли в регионы России, подчиняя себе местные газеты и журналы, небольшие региональные телерадиокомпании и основывая новые СМИ. На этом пути они встречают конку -ренцию со стороны местного капитала и администрации, которые также начали создавать региональные информационные холдинги. Одним из них в Ростове-на-Дону стал ИД «Издатель», которому удалось навязать свои правила игры столичным конкурентам на региональном медиа-рынке. ИД «Издатель», выросший из специализированной корпоративной газеты, является уникальным медиа-объединением нового формата, которое дополнило ряд сегментов ростовского печатного рынка и заполнило несколько свободных. «Издателем» были представлены СМИ практически для всех категорий читательской аудитории: «Реальный бизнес» - для деловой элиты; «Автоарена» - для автолюбителей; «Градус удовольствия» - для читателей всех возрастов и профессий; «Hi-Home» - концептуальный журнал для желающих знать больше о модных тенденциях в оформлении интерьера.

Однако деятельность региональных издательских домов и медиа-холдингов, как правило, ограничена одной областью или краем. Попытки выйти за пределы своего региона обычно закан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чиваются неудачей. Успешным примером такого медиа-объединения является один из старейших издательских домов Ростовской области ИД «Крестьянин». В его состав входят сельскохозяйственные (фермерские) издания - «Крестьянин», «Деловой Крестьянин», газеты и еженедельники для массовой аудитории, - «Копилка советов», «Аптечка», «Ешь-ка!», «Донской телевик», для молодежи - «Кактус». ИД «Крестьянин» имеет свои представительства - корпункты в Краснодаре и Ставрополе. Там выходят региональные приложения «Крестьянин на Кубани» и «Крестьянин на Ставрополье». 60 % основного тиража газеты «Крестьянин» распространяется на юге России (Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская область, Адыгея, Калмыкия). Причем в Ставрополе «Крестьянин» стал, по существу, второй газетой после «Ставропольской правды» по тиражу и популярности [6].

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации [7].

Холдинг - самая перспективная линия в достижении самодостаточного развития местной прессы. Преимущества издательских домов и медиа-холдингов столь очевидны, что их количе -ство на региональном рынке продолжает расти. Основным источником их доходов является прибыль, получаемая от рекламы и подписных кампаний, что позволяет осуществлять как платное, так и бесплатное распространение, а главное -конкурентоспособность, являющуюся результатом использования общего для всех изданий капитала, что позволяет поддерживать менее удач -ные в коммерческом плане издания за счет более успешных.

Литература

1. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х - 90-е годы). М., 1999. С. 10-11.

2. Пресса России (аналитический обзор). М., 1997. С. 17.

3. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004. С. 45-46.

4. Есин Б.И. История русской журналистики (17031917). М., 2000. С. 39.

5. Гуревич С.М. От издательского дома - к медиахол-дингу. // Медиаскоп. Портал научных исследований СМИ. Факультет журналистики МГУ. http ://www.mediascope.ru

6. Гуревич С. М. От издательского дома - к медиахол-дингу. // Медиаскоп. Портал научных исследова-

ний СМИ. Факультет журналистики МГУ http://www.mediascope.ru 7. ЗАО Издательский дом «Крестьянин» http://www.reason.ru

Журналистика в условиях государственного суверенитета. Якутск, 1992. С. 23.

Ростовский государственный университет

4 декабря 2006 г.