Научная статья на тему 'Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ'

Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
202
11
Поделиться

Текст научной работы на тему «Издательские дома и медиа-холдинги в системе региональных СМИ»

© 2007 г. П.Н. Бычков

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ДОМА И МЕДИА-ХОЛДИНГИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Начавшийся около десяти лет назад процесс реформирования региональной прессы хотя и привел к заметным структурным и количественным изменениям, в целом все еще не стабилен. В значительной степени положение усугубляется высокими ценами на все виды материально-технического обеспечения и услуг. Часто появляющиеся новые издания живут непродолжительное время: многие не находят читательской аудитории, многие не выдерживают конкурентной борьбы [1].

Возникновение издательских домов и медиа-холдингов - одна из основных тенденций развития современного российского рынка СМИ. В условиях информационного рынка одиночным изданиям выжить гораздо труднее, чем тем, кото -рые являются частью медиа-объединения. Крупные издательские компании, специализирующиеся на выпуске газет и журналов, сегодня играют приоритетную роль на рынке СМИ, мощные монополии СМИ находятся в особо приоритетном положении в современном экономическом пространстве. Финансово слабые издательства, теле-и радиокомпании, неспособные бороться с процессами концентрации и монополизации, либо превращаются в банкротов, либо становятся собственностью более крупного медиа-владельца.

Концентрация СМИ в России началась в 90-х гг. с появлением первых издательско-производственных объединений (ИПО). Концентрация - это процесс объединения, интеграции собственности на рынке средств массовой информации, который в данный период развития российских СМИ обусловлен появлением издательских домов и медиа-холдингов. По данным Института гуманитарных исследований, затраты на производство изданий, входящих в корпорацию, уменьшаются на 40-60 % [2].

Рынок периодических изданий в России оказался поделенным между несколькими мощными информационно-издательскими концернами. Каждый из них представляет собой холдинг, т. е. объединение нескольких СМИ вокруг центра -компании, созданной для управления возникшим таким образом конгломератом. Эти холдинги различаются лишь своим составом и типом включенных в них СМИ [3]. Но холдинг - лишь один из видов медиа-объединения, существуют также медиа-группы, тресты, издательские дома.

Сама идея образования издательских домов не нова. Более ста лет назад в России появились та-

кие значительные общенациональные газеты, как «Русское слово» и «Новое время». Газеты обзаводились приложениями, практиковались вторые (дневные) выпуски, что приводило к росту тиражей и улучшало информационное обеспечение. Первые издательские концерны принадлежали А.С. Суворину, И. Д. Сытину и др. [4].

На современном этапе развития журналистики издательские дома появились не только на федеральном уровне, но, что важно, и на региональном. Благодаря этому в развитии региональной прессы наступил новый этап развития: издательские дома выпускали и продолжают выпускать продукцию, соответствующую интересам различных читательских групп; благодаря деятельности издательских домов происходит эффективный процесс сбора и распространения информации, обеспечивающий и гарантирующий экономическую выгоду. «У владельца и руководителей издательского дома появляются более широкие возможности концентрации финансовых средств и их распределения между входящими в его систему изданиями, возмещение потерь, возникающих в редакции одного из них, за счет прибылей, полученных другой редакцией. Руководителям издательского дома легче обеспечивать проведение всеми его изданиями единой информационной политики» [5].

Издательский дом может иметь собственное книжное издательство, типографию и выпускать несколько печатных изданий - газеты, еженедельники, журналы и их приложения, однотипность и общая концептуальная направленность которых облегчают управление «домом», оптимизируют разработку и реализацию общей для всех изданий экономической политики. Превращение издательского дома в медиа-холдинг может произойти в процессе развития при наличии соответствующих задаче финансовых средств.

Пример - информационно-издательская столичная компания «Московские новости». В течение длительного времени в ее состав входили две газеты - одноименный политический еженедельник и англоязычный еженедельник «The Moscow News», спортивный журнал, радиостанция «Максимум» и еще несколько коммерческих структур - «МН-клуб», туристическое агентство и др. Компания стала собственником здания, в котором размещалась и получала немалый доход, сдавая часть его помещений в аренду. Совместно с газетой «The New York Times» она в течение

некоторого времени выпускала печатный русскоязычный дайджест «Нью-Йорк Таймс», публиковавший самые интересные статьи из американской газеты и зарубежную рекламу (в начале 2005 г. этот опыт был использован редакцией газеты «Известия», начавшей выпускать по понедельникам англоязычное приложение «The New York Times» - дайджест со статьями из американского издания). Она успешно продвигалась на пути к созданию информационного холдинга. Это продвижение было прервано финансовым кризисом 1998 г. в России [5].

Стремление создать крупный медиа-холдинг вполне логично. Большое предприятие является более эффективным и, как следствие, более успешным. Диверсификация в любом бизнесе полезна, а в медийном она полезна вдвойне. Сегодня наиболее успешны группы, которые вбирают в себя различные издания или различный бизнес в разных сегментах медиа-рынка. В этой связи весьма эффективны именно издательские дома и медиа-холдинги.

К медиа-холдингам исследователи относят крупные информационно-издательские объединения и телекоммуникационные корпорации. Медиа-холдинг по своей структуре - организованная структура взаимодействующих между собой предприятий с единым управляющим центром.

Освоив столичный рынок, информационные холдинги вышли в регионы России, подчиняя себе местные газеты и журналы, небольшие региональные телерадиокомпании и основывая новые СМИ. На этом пути они встречают конку -ренцию со стороны местного капитала и администрации, которые также начали создавать региональные информационные холдинги. Одним из них в Ростове-на-Дону стал ИД «Издатель», которому удалось навязать свои правила игры столичным конкурентам на региональном медиа-рынке. ИД «Издатель», выросший из специализированной корпоративной газеты, является уникальным медиа-объединением нового формата, которое дополнило ряд сегментов ростовского печатного рынка и заполнило несколько свободных. «Издателем» были представлены СМИ практически для всех категорий читательской аудитории: «Реальный бизнес» - для деловой элиты; «Автоарена» - для автолюбителей; «Градус удовольствия» - для читателей всех возрастов и профессий; «Hi-Home» - концептуальный журнал для желающих знать больше о модных тенденциях в оформлении интерьера.

Однако деятельность региональных издательских домов и медиа-холдингов, как правило, ограничена одной областью или краем. Попытки выйти за пределы своего региона обычно закан-

чиваются неудачей. Успешным примером такого медиа-объединения является один из старейших издательских домов Ростовской области ИД «Крестьянин». В его состав входят сельскохозяйственные (фермерские) издания - «Крестьянин», «Деловой Крестьянин», газеты и еженедельники для массовой аудитории, - «Копилка советов», «Аптечка», «Ешь-ка!», «Донской телевик», для молодежи - «Кактус». ИД «Крестьянин» имеет свои представительства - корпункты в Краснодаре и Ставрополе. Там выходят региональные приложения «Крестьянин на Кубани» и «Крестьянин на Ставрополье». 60 % основного тиража газеты «Крестьянин» распространяется на юге России (Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская область, Адыгея, Калмыкия). Причем в Ставрополе «Крестьянин» стал, по существу, второй газетой после «Ставропольской правды» по тиражу и популярности [6].

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации [7].

Холдинг - самая перспективная линия в достижении самодостаточного развития местной прессы. Преимущества издательских домов и медиа-холдингов столь очевидны, что их количе -ство на региональном рынке продолжает расти. Основным источником их доходов является прибыль, получаемая от рекламы и подписных кампаний, что позволяет осуществлять как платное, так и бесплатное распространение, а главное -конкурентоспособность, являющуюся результатом использования общего для всех изданий капитала, что позволяет поддерживать менее удач -ные в коммерческом плане издания за счет более успешных.

Литература

1. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х - 90-е годы). М., 1999. С. 10-11.

2. Пресса России (аналитический обзор). М., 1997. С. 17.

3. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004. С. 45-46.

4. Есин Б.И. История русской журналистики (17031917). М., 2000. С. 39.

5. Гуревич С.М. От издательского дома - к медиахол-дингу. // Медиаскоп. Портал научных исследований СМИ. Факультет журналистики МГУ. http ://www.mediascope.ru

6. Гуревич С. М. От издательского дома - к медиахол-дингу. // Медиаскоп. Портал научных исследова-

ний СМИ. Факультет журналистики МГУ http://www.mediascope.ru 7. ЗАО Издательский дом «Крестьянин» http://www.reason.ru

Журналистика в условиях государственного суверенитета. Якутск, 1992. С. 23.

Ростовский государственный университет

4 декабря 2006 г.