Научная статья на тему 'Издательская практика военных академий (середина XIX начало XX вв. )'

Издательская практика военных академий (середина XIX начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательская практика военных академий (середина XIX начало XX вв. )»

в 1804 г. - всего - 19 чел., из которых 13 чел. - иностранцы;

в 1805-1809 гг. - всего - 21-26 чел., из которых 14-19 чел. - иностранцы;

в 1810 г. - всего - 24 чел., из которых 7 чел. - иностранцы;

в 1811 г. - всего - 24 чел., из которых 14 чел. - иностранцы;

в 1812 г. - всего 28 чел., из которых 16 чел. - иностранцы;

в 1813 г. - всего - 33 чел., из которых 18 чел. - иностранцы;

в 1814 г. - всего - 32 чел., из которых 16 чел. - иностранцы [3, с.73].

Ещё более удручающую картину в Харьковском университете в первое десятилетие существования представил автор истории этого университета Д.И. Багалей: «...Университет имел 47 преподавателей, в числе которых русских было только 18 человек. .Учёную степень имели лишь 22 человека, т.е. менее половины» [6].

Некоторые из приезжих немцев-про-

фессоров в последующем осели в России, создали свои научные школы и образовали свои династии.

Литература

1. Создание Академического университета в России // Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.

B.Г. Кинелёва. - М., 1995. - С. 49.

2. Милюков П. Университет // Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1902. - Т. 34а. - С. 788.

3. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В.Г. Кинелё-ва. - М., 1995.

4. Петров Ф.А. Немецкие профессора в Мос-

ковском университете. - М., 1997.

5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. - М., 1991. -

C. 207.

6. Багалей Д.И. Краткий очерк истории Харь-

ковского университета за первые сто лет его существования. - Харьков, 1906. -С. 48.

С. ЛЮТОВ, доцент Новосибирский военный институт

Русская военная мысль в середине XIX века находилась под довлеющим влиянием рационалистических прусско-германских доктрин. Характеризуя эту ситуацию, военный историк А.А. Керсновский справедливо отмечал: «... у нас вместо того, чтоб изучать Румянцева и Суворова, стали изучать Мольтке. Была допущена роковая ошибка -русская военная мысль окончательно оставлена в иностранном плену» [1, с.192].

Преодоление засилья иностранных военных концепций возможно было лишь созданием условий для развития национальной военной науки и литературы, для чего

Издательская практика военных академий (середина XIX - начало XX вв.)

необходимо было «первоначально провести нравственную (т.е. умственную) реформу в военном искусстве» [2].

Для такой реформы необходимы были изменения в системе военного образования и совершенствование издательской практики. Это стало возможным в рамках масштабных военных реформ второй половины XIX века, проводившихся под руководством министра Д.А. Милютина, который за личный вклад в развитие науки был отмечен полной Демидовской премией и избранием членом-корреспондентом Академии наук. Его покровительство развитию научного и

Страницы истории

163

литературного творчества среди офицеров позволило исследователям назвать Д.А. -Милютина «родоначальником современной русской военно-научной литературы» [1, с.193].

Главная роль в развитии научных основ национального военного искусства и разработке фундаментальных трудов по военному делу отводилась военным академиям, среди которых ведущее положение по праву занимала Николаевская Генерального штаба академия (с 1909 года - Императорская Николаевская военная академия). Основанная в 1832 году, она приобрела к концу века значение «умственного центра армии». Слава академии прирастала трудами таких видных представителей военной науки, как Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Н.П. Михневич, А.К. Пузыревс-кий, П.А. Гейсман, А.К. Байов и др. Они стали известны не только своими практическими делами, но и научными трудами, заслужившими признание в России и за ее пределами.

Высокий авторитет М.И. Драгомирова в войсках, известность как военного теоретика и практика, незаурядные личные качества позволили привлечь для работы в академии цвет русской военной интеллигенции. Ему удалось создать в профессорской среде творческую обстановку, в которой смог раскрыться исследовательский и литературный талант многих известных впоследствии военных ученых и писателей. Его личное отношение к литературе и чтению красноречиво раскрывается в «Обращении к читателям», напечатанном в одном из номеров «Военного сборника». «По моему мнению, - писал М.И. Драгомиров, - плодотворное чтение заключается не в пассивном запоминании читаемого, а в тех мыслях, которые им возбуждаются в читающем... Каким бы авторитетом писатель ни пользовался, его нужно читать с полным недоверием и с самой внимательной и непрерывной критикой. При этом условии все идет в пользу: говорит ли сочинитель вздор, вы, опровергая его, нападаете на верные мысли; говорит ли дело,

вы, покоряясь ему после борьбы, утверждаетесь в верных мыслях» [3].

Деятельность Г.А. Леера по руководству академией после М.И. Драгомирова часто подвергается критике, но его литературное наследие остается весомым вкладом в отечественную военную науку. Под редакцией Г.А. Леера были изданы такие известные фундаментальные труды, как «Обзор войн России от Петра Великого до наших дней» в 4-х томах (СПб., 1885 - 1896) и «Энциклопедия военных и морских наук» (СПб., 1883 - 1897), которая стала последней многотомной военной энциклопедией в дореволюционной России, изданной полностью. Идейное противоборство двух научных школ, сформировавшихся вокруг М.И. Д-рагомирова и Г.А. Леера, объективно способствовало развитию военной науки.

С 1910 года под редакцией профессора А.К. Байова начал выходить научно-библиографический журнал «Известия Императорской Николаевской военной академии», который быстро завоевал популярность не только у преподавателей и слушателей академии, но и в широких военных кругах.

Расширение издательской деятельности Императорской Николаевской военной академии способствовало превращению ее в высокоавторитетный научный центр, игравший ведущую роль в распространении военных знаний среди офицеров русской армии.

Центром военно-инженерной науки в русской армии была Николаевская инженерная академия, образованная в 1855 году из офицерских классов инженерного училища. Большой вклад в становление академии как научного центра внесли такие известные представители науки, как Д.И. Менделеев, Н.В. Болдырев, А.И. Квист, Г.Е. Па-укер, Ц.А. Кюи, К.И. Величко. В качестве периодического издания использовался «Инженерный журнал», выпускавшийся военно-инженерным ведомством в 18571917 гг.

Разработкой проблем военного права занималась Александровская военно-юри-

дическая академия, в создании которой большую роль сыграл, будучи военным министром, Д.А. Милютин. Издательская практика академии, как и научная деятельность, масштабностью не отличалась. Вместе с тем ряд работ, среди которых «Военное право в России при Петре Великом», «Переход России к Регулярной армии», «Состояние военного права в Западной Европе в эпоху учреждения постоянных войск», опубликованные начальником академии П.О. Бобровским, представляют интерес для исследований истории военного права. В то время как повсеместно обосновывался и подтверждался повседневной войсковой практикой национальный, самобытный, творческий характер военного искусства, П.О. Бобровский развивал теорию неизбежности иностранных заимствований, что распространялось на «вечные» и «неизменные» принципы военного искусства.

Развитие военной науки, академического образования и расширение масштабов издательской деятельности ведущих научных центров создавали возможность для реализации научных устремлений военных ученых, профессоров и преподавателей военных академий, но не могли удовлетворить потребность большой массы армейских офицеров в научном творчестве, в совершенствовании своих военных и общеобразовательных знаний. В воинских частях, расквартированных вдалеке от культурных и научных центров, для этого было одно средство - чтение и самообразование на базе скудных полковых или провинциальных библиотек.

В столичных гарнизонах к концу века стали образовываться военно-научные кружки, в которых читались лекции, обсуждались новинки военной литературы, издававшейся как в России, так и за рубежом. Одним из первых такой кружок возник в декабре 1896 года в Петербурге по инициативе офицеров 2-й гвардейской пехотной дивизии. Успех и популярность кружка послужили предпосылкой для учреждения на его базе военно-научного об-

щества, известного под названием «Общество ревнителей военных знаний». Согласно уставу, главными целями его деятельности являлись: 1) взаимное содействие членов к увеличению их военных и общих знаний, 2) разработка военной науки.

Достижение этих целей предполагалось «устройством сообщений, лекций, прений», а также издательской деятельностью, которая, в свою очередь, выражалась в: «а) издании отчетов о своих заседаниях; б) издании собственного периодического органа; в) издании оригинальных и переводных сочинений членов общества по вопросам, относящимся к военному делу; г) содействии членам - авторам в издании их трудов по тем же вопросам; д) выдаче денежных премий за лучшее сочинение на объявленную обществом тему» [4].

Печатный орган общества выходил 1-2 раза в месяц под названием «Вестник Общества ревнителей военных знаний», редактором которого был Л.В. Евдокимов. Всего вышло 273 номера. С 1906 года стал издаваться «Журнал Общества ревнителей военных знаний»,редакцию которого возглавил Н.Н. Головин. В год выходили четыре книги, всего было издано 30 книг. Публиковались доклады и сообщения, сделанные на собраниях общества, а также оригинальные и переводные статьи, библиографические справки, рецензии на книги русских и зарубежных военных писателей. По отдельным отраслям военного дела издавались непериодические приложения в виде отдельных брошюр. Всего обществом было издано 68 книг общим тиражом около 56 тысяч экземпляров.

В марте 1907 года инициативной группой под руководством известного военного историка, профессора Академии Генерального штаба и одновременно начальника Военно-ученого архива Главного штаба А.З. Мышлаевского было создано Императорское русское военно-историческое общество (ИРВИО). Инициатива военных историков получила поддержку Николая II, принявшего на себя звание почетного пред-

Страницы истории

165

седателя и пожаловавшего обществу наименование Императорского.

Согласно уставу, общество получило право на издание печатного органа, книг и брошюр военно-исторического содержания, а также на устройство библиотек [6].

Печатный орган общества - «Журнал Императорского русского военно-исторического общества» - начал издаваться с 1910 года. Его первым редактором стал П.Н. Симанский. Содержание «Журнала» составляли доклады и сообщения по военно-историческим исследованиям, архивные документы, мемуары и дневники, библиография и хроника событий. За два года вышло 12 книжек «Журнала» общим объемом около 147 печатных листов [7].

Подъем издательской деятельности общества приходился на периоды подготовки к юбилейным датам. Так, в 1909 году к 200-летию Полтавской битвы вышли в свет четыре тома трудов общества по Полтавской операции. К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года были изданы биографические очерки В.В. Жерве «Партизан - поэт Денис Васильевич Давыдов: Очерк его жизни и деятельности,1784-1839», А.С. Ермолова «Алексей Петрович Ермолов, 1777-1861: Биографический очерк», подготовлены четыре тома трудов по Бородинской операции, а также устроен конкурс на написание популярной брошюры об Отечественной войне 1812 года. Первую премию в этом конкурсе получило сочинение «1812 год», автором которого был действительный член общества П.М. Андрианов. Это юбилейное издание было выпущено

невиданным для того времени полуторамил-лионным тиражом [8].

В целом издательская практика военных академий и военно-научных обществ во второй половине XIX - начале ХХ веков явилась эффективным средством распространения научных знаний среди офицеров русской армии. Последовательное наращивание выпуска фундаментальных военно-научных трудов способствовало преодолению зависимости от зарубежных военно-теоретических концепций и упрочению национальных основ военного искусства.

Литература

1. Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х тт. Т. 2. - М., 1993.

2. Астафьев А.А.О современном военном искусстве. Ч. 1. - СПб., 1856. - С. XVIII.

3. Драгомиров М.И. Обращение к читателям // Военный сборник. - 1869. - № 7. -С. 39.

4. Устав «Общества ревнителей военных зна-

ний» // Военный сборник. - 1899. - № 1. - С. 36.

5. Устав Императорского Русского военно-

исторического общества. - СПб., 1908. -С. 5-6.

6. Габаев Г. Русское военно-историческое

общество // Военно-исторический журнал. - 1940. - № 4. - С. 22.

7. Русская военная мысль: конец XIX - нача-

ло XX века / Под ред. П.А. Жилина. - М., 1982. - С. 70.

8. Первые пять лет деятельности Императорского русского военно-исторического общества. 1907-1912. - СПб., 1913. -С. 33.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.