Научная статья на тему 'Издательская деятельность Братства преподобного германа Аляскинского и Валаамского общества Америки'

Издательская деятельность Братства преподобного германа Аляскинского и Валаамского общества Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
604
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность Братства преподобного германа Аляскинского и Валаамского общества Америки»

М.Г. Дымова Издательская деятельность Братства преподобного Германа Аляскинского и Валаамского Общества Америки

Распространение Православия в Америке - одна из важных и интересных страниц в истории Русской Церкви. То, что началось как духовное удовлетворение нужд служащих Российско-Американской компании и миссионерская деятельность среди алеутов и индейцев Америки, привело к серьезной встрече русского духовного наследия с Западом, его религиозной культурой и цивилизацией в своеобразной обстановке Нового Света. Именно так понимал развитие Православной миссии на Американском континенте величайший русский миссионер, просветитель алеутов, апостол Америки святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский1.

Удостовериться в том, что Русское Православие прочно утвердилось на Американской земле, можно даже наглядно, побывав сегодня в больших крупных городах США и Канады и встретив знакомой архитектуры купола русских церквей2.

По официальным данным, сейчас в Америке проживает около 2 млн. православных разных национальностей, разделенных на 18 юрисдикций. Бывшая русская миссионерская епархия, существовавшая в Америке с конца XVIII века, получила в 1970 году от Московской Патриархии официальное признание своей независимости, самоглавенства, т.е. автокефальный статус3.

В силу многолетних идеологических запретов православные издания практически не изучались в СССР. В результате за пределами научного знания оказался целый пласт духовной и культурной жизни России и Русского Зарубежья. В связи с этим издательская деятельность Американской Православной Миссии, осуществлявшаяся на протяжении более двух веков и накопленный опыт распространения Православия через печатное слово, в том числе и среди других народов, представляют немалый интерес для изучения. В статье рассматривается издательская деятельность двух православных миссионерских объединений США.

Православная Миссия с проповедниками-священнослужителями прибыла в русские владения Северной Америки в 1794 году и состояла исключительно из иноков Валаамского монастыря4. Один из них - преподобный Герман Аляскинский, много сделавший для духовно-нравственного просвещения местных народов, прежде всего, примером своей праведной жизни и беспредельной добротой. Он обучал алеутов грамоте, помогал разрешать их споры, защищал от притеснения недобросовестных купцов.

Духовными преемниками первых православных миссионеров Америки стали основанное в 1963 году американское иноческое Братство преподобного Германа Аляскинского и Валаамское общество Америки (1983 г.), возникшие на землях Калифорнии и Аляски и объединяющие монахов и мирян различных православных юрис-дикций с целью миссионерства.

В 1963 году архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (Максимович), позднее прославленный в лике святых (1994 г.), благословил двух иноков - Серафима (Роуз) и Германа (Подмошенского) на труд по созданию Братства в день св. Иова Почаевского, небесного покровителя деятелей книги. С самого начала были выработаны три направления деятельности Братства преподобного Германа Аляскинского:

1) Создание книжного магазина, где продавались бы книги православной тематики, большей частью на английском языке.

2) Издание журнала, целью которого стало бы распространение всей полноты Православия среди англоязычного мира через печатное слово.

3) Основание православного монастыря, или «миссионерской обители» (как назвал его свт. Иоанн), который стал бы и центром издательской деятельности будущего Братства5.

Первый книжный магазин открылся в Сан-Франциско в 1964 году. К концу того же года удалось приобрести мини-типографию, с помощью которой раз в два месяца стал выходить журнал «The Orthodox Word». Святитель Иоанн благословил выход издания и дал ему название. Первые выпуски верстались и печатались вручную, но именно они стали духовным фундаментом журнала, так как в них публиковались творения св. Отцов Церкви, жития святых и разъяснения церковных богослужений, а также материалы церковного и светского характера, которые могли бы заинтересовать читателей6. Журнал «The Orthodox Word» был вдохновителем прославления многих святых, таких, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. преп. Герман Аляскинский, св. блж. Ксения Петербургская, Оптинские старцы, новомученики и исповедники Российские. Для них были напечатаны служебные тексты, посредством чего англоязычный мир первым получил возможность молитвенно обратиться к этим святым7.

В 1967 году удалось приобрести участок земли в незаселенной горной местности Северной Калифорнии. Здесь, в местечке Платина, молитвенный труд иноков совмещался с издательской деятельностью. Были построены необходимые помещения, среди которых первым стал дом для типографии, а в 1970 году был заложен храм.

В 1971 году издательство St. Herman Press опубликовало первый том книги «Хроника жизни архиепископа Иоанна (Максимовича)», а с 1973 года начал регулярно издаваться Церковный календарь8. После выхода в свет книги «The Northern Thebaid» о Валааме (1975г.) в Платину стали приезжать люди, желающие глубже изучить православную монашескую традицию. Среди них были и коренные американцы. В связи с этим была открыта пастырская школа «New Valaam Theological Academy» и начала действовать серия паломнических рейсов на Аляску, к месту упокоения преп. Германа Аляскинского.

К 1982 году Братством было издано 100 выпусков журнала «The Orthodox Word», свыше 20 книг на английском языке и столько же на русском. Книги, изданные Братством, иногда с большим трудом попадали на территорию России, где такие работы, как, например, книга

о. Серафима (Роуз) «Душа после смерти», выходили в «самиздате»9.

В 1983 году, как результат двадцатипятилетних трудов Братства, было основано Валаамское Общество Америки. Оно является миссионерским движением, цель которого - сохранение и распространение православной мудрости вне всяких церковных разделений, для всех юрисдикций, исповедующих Православие во всех странах мира10. Общество оказывает поддержку монашеству, дает понимание смысла православной аскетики, вдохновляет молодое поколение на жизнь как самопожертвование для Бога и ближнего11.

Свыше 40 книжных магазинов Общества сосредоточено в США, Канаде, Австралии, Англии, Нидерландах, Африки и России. Общество имеет свое издательство, готовит лекции о Валааме и по другим темам, оказывает денежную поддержку паломникам, помогает организовывать конференции и ведет недельный богословский курс «Новый Валаам». Президентом общества является игумен Герман (Подмошенский) - настоятель монашеской общины Братства преп. Германа Аляскинского.

Не более 46 лет существует Братство, и около 26 лет - Валаамское Общество Америки, но за это время они успели стать крупными центрами православного миссионерства в современном западном мире.

Продукция, выпускаемая издательскими центрами этих объединений, состоит из книг и периодики. В каталоге-проспекте St. Herman Press классификация изданий приведена следующим образом:

1) Книги, посвященные небесному покровителю Братства и Общества преподобному Герману Аляскинскому.

2) Труды о. Серафима (Роуз).

3) Серия «Little Russian Philokalia» - «Русское Добротолюбие».

4) Серия «Beacons of Sanctity» - Святые, подвижники прошлого и настоящего.

5) Серия, посвященная Оптинским старцам.

6) Книги о цели христианской жизни.

7) Богословские труды.

8) Серия, посвященная святым женам. (Издает скит св. блж. Ксении, Wildwood, женская монашеская община, настоятельница которой, мать Бригитта, - духовная дочь о. Серафима (Роуз).

9) Журналы и ежегодники к ним.

10) Русскоязычные издания12.

Одним из важнейших изданий Братства остается журнал «The Orthodox Word», выходящий раз в два месяца. Цель журнала - представить духовное богатство Православия англоязычному миру. Задача журнала - создание своей читательской аудитории среди американцев, особенно молодежи, почти незнакомой с православной духовной традицией. Следуя изначальной цели, «The Orthodox Word» стремится охватить все стороны Православия. В результате все его выпуски можно объединить в почти 10000-страничную энциклопедию с материалами по богословию, философии, апологетике, истории Церкви, Уставу. Его основные разделы включают: жизнеописания отечественных подвижников благочестия (преимущественно ХХ века), духовные наставления аскетов, толкования на книги Священного Писания, дискуссии по актуальным проблемам современности в свете православного мировоззрения, сведения о новомучениках России и стран Восточной Европы, переводы из редких русских, славянских, греческих и латинских рукописей, страницы духовной поэзии и книжное обозрение. Публикуются материалы о таких известных обителях, как Валаам, Саровская и Оптина пустыни. Журнал имеет одним из своих распространителей Афон, высылается более чем в 50 стран мира. Выходит для православных всех национальностей, для желающих присоединиться к Православию и для неправославных христиан, которые хотят узнать об учении и жизни Православной Церкви13.

С 1973 года Братство издает Церковный календарь. Выходили в свет тематические календари, посвященные святым Америки, недавно канонизированным румынским святым, православным женщинам-писательницам, сербским святым.

Издательство St.Herman Press имеет свой сайт в Интернете http:/ /www.sainthermanpress.com), где любой желающий может ознакомиться с новыми поступлениями, а также просмотреть весь спектр издающейся литературы с возможностью ее заказа по сети.

Валаамское Общество Америки издает два журнала - «Valaam» на английском языке и «Русский Паломник» - на русском.

Журнал «Valaam» публикует материалы о книжных магазинах общества, создании новых братств, о паломничестве в Россию. Во втором выпуске журнала за 1991 год дается обширное практическое

руководство для тех, кто хочет открыть магазин по продаже православной литературы14.

В 1990 году Общество начало издавать журнал «Русский Паломник» специально для России и стран Восточной Европы. Это возрожденный журнал, ранее издававшийся в России (до 1917 г.), один из самых популярных дореволюционных православных журналов. Сбор средств на издание «Русского Паломника» стал одной из важных задач Общества.

Духовно-нравственный иллюстрированный журнал для чтения в семье и школе «Русский Паломник» впервые начал издаваться 1 сентября 1885 года в Санкт-Петербурге. Возглавил журнал видный редактор-издатель А.И. Поповицкий. Журнал практически с первых номеров стал популярным и общедоступным. В первом номере редактор писал: «Мы имеем в виду, дать читателям описания, повествования, очерки из намеченной области, представить им чтение, сколько расширяющее их познание в этой области, столько же назидательное, удовлетворяющее их религиозно-нравственному чувству, и все это поясняя иллюстрациями.. ,»15. Издание очень выгодно отличалось от предыдущих журналов живостью языка, доступностью понимания религиозно-нравственных вопросов широкому кругу читателей. «Русский Паломник» был основан по благословению о. Иоанна Кронштадтского, который не только благословил журнал, но и вошел в его редакцию. Здесь регулярно печатались его материалы и живые, доходящие до сердца каждого, проповеди16. Долгое время главным сотрудником «Русского Паломника» был известный духовный писатель Е. Поселянин (Е. Погожев), позже репрессированный советской властью и расстрелянный в 1931 году.

С ноября 1896 года всю хозяйственно-типографскую деятельность по изданию журнала взял на себя П.П. Сойкин, известный издатель. Журнал очень сильно изменился в лучшую сторону по качеству бумаги, шрифта, иллюстраций.

Издавалось огромное количество бесплатных приложений. При 52 номерах журнала до 1897 года давалось 4 книги приложений, в 1898—1902 гг. - 12 книг, в 1903—1906 - 18, 1907—1909 - 20 книг и, наконец, в 1911 г. - 28 книг17.

В качестве приложений издавались капитальные богословские труды, такие как полное собрание творений свт. Тихона Задонского,

99

свт. Димитрия Ростовского, полные собрания сочинений о. Иоанна Кронштадтского, архиепископа Иннокентия Херсонского и др.

После революции 1917 года журнал был закрыт, а типография уничтожена. Целый железнодорожный состав с выпусками «Русского Паломника» был сожжен.

Около 73 лет журнал был в забвении18.

Усилиями Братства преп. Германа журнал стал возрождаться. Первая попытка осуществить его выпуск произошла в 1971 году. О. Серафим (Роуз), коренной американец, принявший Православие и монашество, мечтал издавать духовный журнал на русском языке. Пройдя трудный путь духовных исканий и видевший, что творится с современной молодежью на Западе, он понимал, что вскоре бунт битников, хиппи и других молодежных направлений захватит и русскоязычную молодежь. Он считал, что до России должен непременно дойти голос тех, кто открыл для себя Православие в Америке. Необходимо передать думающей и ищущей смысл жизни молодежи высоту духовно-нравственных истоков русского народа. Но пока издание такого журнала было материально невозможным.

В 1971 году, получив подшивку дореволюционных выпусков «Русского Паломника» с Афона за много лет и листая журналы, о. Серафим (Роуз) воскликнул «Вот что нужно для России!». Когда ему возразили, сказав, что в России больше нет святых мест, он ответил: «Именно поэтому и нужно воскрешать мысленно святые места и давать образную возможность «паломничать» и вызывать некую святую ностальгию по тому потерянному миру святой Руси, которая в себе содержала православное мироощущение»19.

Братство решило, что издавать журнал нужно по старой орфографии. Был найден такого рода русский шрифт, и при помощи старинного линотипа вышел первый, пока безымянный, выпуск журнала, приуроченный к 5-летию со дня кончины архиепископа Иоанна (Максимовича) и посвященный его жизни и деятельности. Тогда в кругах Русской Зарубежной Церкви не поняли искреннего стремления братии потрудиться для России. Даже название журнала поначалу нельзя было использовать. До кончины О. Серафима (Роуз) этот выпуск был единственным20.

Позднее, когда миссионерская деятельность Братства преп. Германа стала более успешной, издание журнала было решено воз-

обновить. Православные американцы хотели таким образом отблагодарить Русское Православие, полученное ими через преп. Германа Аляскинского21.

Первый номер журнала вышел в 1990 году десятитысячным тиражом и был направлен для распространения в Россию.

Издание выходит и поныне. Оно хорошо иллюстрировано и содержит богатейшие материалы православной тематики. Часто выходят в свет тематические выпуски, например, были изданы номера, посвященные Псково-Печерскому монастырю, пустынножительству. Девятый выпуск журнала за 1994 год посвящен 200-летию Православия в Америке.

Общество также выпустило в свет книги о Царской Семье и материалы конференции православных женщин, проходившей в 1991 году в г. Forestville (Калифорния)22.

В 1993 году Валаамское Общество Америки «открыло в Москве Отделение с целью миссионерской деятельности, свидетельства и распространения знаний о Православной Церкви, споспешествования Московской Патриархии в возрождении духовной жизни в России, возрождения Святой Руси»23. Отделение возглавил Ричард (Фома) Бэттс. Отделение Валаамского общества Америки в России содействует созданию читален и книжных лавок духовной литературы24.

Сегодня общество имеет свой магазин в Москве, а также свое издательство - «Издательский Дом «Русский Паломник», которое хорошо зарекомендовало себя в церковных и светских кругах. Быстро разошлись тиражи первых двух книг на русском языке - «Догматическое богословие» протопресвитера Михаила Помазанского и «Святитель Серафим (Соболев)». Вышла в свет книга о создателе Братства преп. Германа архиепископе Иоанне (Максимовиче), великом русском подвижнике и чудотворце нашего времени. Появились труды о. Серафима (Роуз), не выходившие на русском языке, и книга о епископе Феофане Полтавском, духовном отце Царской Семьи.

Издательский Дом «Русский Паломник» имеет свой сайт: (http:// www.idrp.ru), где широко представлены книги, журналы, аудиовизуальные материалы не только этого издательства, но и других крупных православных издательских центров. Книги снабжены аннотациями, имеющими рекомендательный характер. Хочется отметить некоторые из них. В книге монахини Нектарии (Мак-Лиз) «Дивный

свет. Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание» представлены бесценные материалы, считавшиеся в годы советской власти особо секретными. В этих записях проходит перед нами вся напряженная духовная жизнь императрицы, мы видим ее как верующего и высокообразованного человека, в ее письмах и дневниках проявляется чуткость, тонкость и деликатность ее души, незаурядный ум. Читая записи, можно представить себе, какие книги она читала и изучала, какие авторы по своим духовно-нравственным принципам, мировоззрению были ей особенно близки.

Уникальным произведением по содержанию и литературному изложению является книга воспоминаний «Материнский плач Святой Руси», написанная княгиней Наталией Владимировной Урусовой, ставшей жертвой коммунистического террора 20-х - 30-х годов прошлого столетия. Человек несгибаемой воли и глубоких нравственных принципов, она, пройдя через нечеловеческие испытания, главным из которых стала потеря дорогих ее сердцу детей, сохранила стойкость и мужество, ясность души до конца своих дней. Наталия Владимировна была знакома и встречалась с выдающимися представителями Православия того времени - св. княгиней Елизаветой Феодоровной, св. патриархом Тихоном, митрополитом Иосифом Петроградским и другими. В книге опубликованы стихи, написанные княгиней на протяжении ряда лет25.

Обе книги выдержали несколько изданий на русском языке.

Обширная издательская продукция и хорошо оснащенная база для публикации изданий этих двух миссионерских объединений свидетельствуют о том, что Православие занимает достойное место в истории и современной жизни США. Кроме того, для современной России, ее культуры, немаловажным будет открыть бережно сохраненный вдали от Родины источник знаний о духовно-нравственных основах Православия.

1Григорьев, Д. Русская Православная Миссия в Северной Америке /Д. Григорьев // Журнал Московской Патриархии. - 1990. - №12. - С. 56.

2Петров, В.П. Русское Православие в Америке / В.П. Петров // Этнографическое обозрение. -1994. - №2. - С. 70

3.Григорьев, Д., протоиерей. Указ. соч.

4 Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия): С приложением рукописи иеромонаха Гедеона и переписки материалов для истории Кодьякской мисии, ранее не бывших в печати. - СПб.: Валаамский монастырь, 1900. - С.6.

5Paisia, nun. St. Herman of Alaska Brotherhood. - Igo : Valaam Society of America, 1983. - Р. 6.

6 Там же. - Р.6—7.

7 Damascene, hieromonk. Three decades of «The Orthodox Word» // The Orthodox Word. - 1995. -Vol. 31, № 2—3. P. 79.

8Paisia, nun. St. Herman of Alaska Brotherhood. - Igo: Valaam Society of America, 1983. - Р. 8—9.

9 Там же. м Р.12.

10Валаамское общество Америки // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - № 1—2. -С. 21.

"Американская Православная Миссия // Воронежский епархиальный вестник. - 1992. - № 8. - С.19.

12 Silence and solitude: Mystical literature from the Christian East. - Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1994. - Р.3.

"Damascene, hieromonk. Three decades of «The Orthodox Word» // The Orthodox Word. - 1995. -Vol. 31, № 2-3. - P.74—75, 79—80.

14 Nectaria, nun. «Give them to eat»: Spreading Orthodox literature: How to start a Valaam Society Bookstore // Valaam. - 1991. м №2 - P.3—22.

15Шкуро О.А. Русскому Паломнику 125 лет // Русский Паломник. - 2005. - № 36. - С. 184.

16 Там же. - С.185.

17 Там же.

18 Там же. - С.188.

19 Там же. - С.189—190.

20 Там же. - С.190

21 Там же.

22 Silence and solitude: Mystical literature from the Christian East. - Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1994. - P. 68—69.

23Валаамское общество Америки. Указ.соч. 24Там же.

25Русский Паломник. - 2005. - №36. - С.237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.