Научная статья на тему 'Издания для народа Общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884)'

Издания для народа Общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ / ИЗДАНИЯ ДЛЯ НАРОДА / ЛОРД РЕДСТОК / В.А. ПАШКОВ / М.М. КОРФ / Н.С. ЛЕСКОВ / Ю.Д. ЗАСЕЦКАЯ / ПАШКОВЦЫ / THE SOCIETY FOR THE ENCOURAGEMENT OF SPIRITUAL AND ETHICAL READING / EDITIONS FOR THE PEOPLE / LORD RADSTOCK / V.A. PASHKOV / M.M. KORFF / N.S. LESKOV / JU.D. ZASETSKAYA / PASHKOVITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семигин Валерий Львович

В статье рассматривается история общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884), занимавшегося изданием и распространением книг для народа. Его основали в Петербурге русские аристократы, последователи английского проповедника лорда Редстока (А.П. Бобринский, В.Ф. Гагарина, Ю.Д. Засецкая, М.М. Корф, В.А. Пашков, Е.И. Черткова, Е.И. Шувалова и др.). Автор объясняет, что побудило русских последователей лорда Редстока заняться издательской деятельностью, рассказывает об их первых проектах (публикация переведенных с английского, немецкого и французского языков назидательных рассказов, повестей и религиозных трактатов (1874-1876), журнал «русский рабочий» М.Г. и А.И. Пейкер (1875-1886), антология для детей «Часы досуга» Ю.Д. Засецкой) и о создании В.Ф. Гагариной, М.М. Корфом и В.А. Пашковым просветительского общества, занимавшегося распространением в России книг Священного Писания, выпущенных как Британским Библейским обществом, так и Синодом, изданием и распространением дешевой духовно-нравственной литературы, адресованной «читателям из народа», не только взрослым, но и детям. разбирается структура общества поощрения духовно-нравственного чтения и принципы его деятельности (выборы председателя и его заместителей, принятие в общество новых членов, выбор книг для распространения и правила их публикации, цены на печатную продукцию, открытие книжных складов). Особое внимание уделяется характеристике большого комплекса выпушенной русскими редстокистами литературы (нравоучительные беседы Тихона Задонского, Михаила (десницкого), Д.Л. Муди, аллегорические произведения Дж. Баньяна, повести и рассказы для детей Х. Стреттон, сборники религиозных стихотворений «Любимые стихи» и «радостные песни Сиона» и др.). Приводятся сведения о тиражах и о методах распространения печатной продукции. Кроме того, рассматривается отношение власти, светской и церковной критики к издательской деятельности общества поощрения духовно-нравственного чтения и прослеживается судьба многих книг и брошюр в конце XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Editions for the People from the Society for Encouragement of Spiritual and Ethical Reading (1876-1884)

The article analyses the history of the Society for the Encouragement of Spiritual and Ethical Reading (1876-1884), engaged in publishing and distribution of books for the people. It was founded in St. Petersburg by Russian aristocratic followers of Lord Radstock (including A.P. Bobrinsky, V.F. Gagarina, Ju.D. Zasetskaya, M.M. Korff, V.A. Pashkov, E.I. Chertkova, E.I. Shuvalova etc.). The author explains the reasons for publishing activities of Lord Radstock’s followers and reviews their first projects (publishing didactic stories, narratives and religious treatises translated from English, German and French (1874-1876), magazine Russkii Rabochii by M.G. And A.I. Peyker (1875-1886), a collection for children Chasy Dosuga by Ju.D. Zasetskaya). The next step was foundation of an educational society by V.F. Gagarina, M.M. Korff and V.A. Pashkov. Its task was to disseminate Holy Scripture in Russia printed both by the British Bible Society and by the Synod, to publish and distribute inexpensive spiritual and moral literature for “the general public”, both for adults and children. The article studies the structure of the Society for Encouragement of Spiritual and Ethical Reading and regulations (elections of chair and the deputies, admission of new members, selection of books for distribution and publication rules, prices of printed materials, book storage). There is a focus on the variety of books issued by Russian followers of Radstock (didactic discourse of Tikhon of Zadonsk, Metropolitan Michael (Desnitsky), Dwight L. Moody, allegoric works of John Bunyan, novellas and short stories for children by Hesba Stretton, collections of religious poetry Favourite Poems and Glorious Songs of Zion etc.). The article quotes information on circulation and methods on distributing printed works. It also analyses the attitude of the authorities and secular and ecclesiastical reviewers to the publishing activities of the Society for Encouragement of Spiritual and Ethical Reading and traces the destiny of books and pamphlets in late 19th early 20th century.

Текст научной работы на тему «Издания для народа Общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 6

В.Л. Семигин*

ИЗДАНИЯ ДЛЯ НАРОДА ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ (1876-1884)

V.L. Semigin

EDITIONS FOR THE PEOPLE FROM THE SOCIETY FOR ENCOURAGEMENT OF SPIRITUAL AND ETHICAL

READING (1876-1884)

Аннотация. В статье рассматривается история Общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884), занимавшегося изданием и распространением книг для народа. Его основали в Петербурге русские аристократы, последователи английского проповедника лорда Редстока (А.П. Бобринский, В.Ф. Гагарина, Ю.Д. Засецкая, М.М. Корф, В.А. Пашков, Е.И. Черткова, Е.И. Шувалова и др.). Автор объясняет, что побудило русских последователей лорда редстока заняться издательской деятельностью, рассказывает об их первых проектах (публикация переведенных с английского, немецкого и французского языков назидательных рассказов, повестей и религиозных трактатов (1874-1876), журнал «Русский рабочий» М.Г. и А.И. Пейкер (1875-1886), антология для детей «Часы досуга» Ю.Д. Засецкой) и о создании В.Ф. Гагариной, М.М. Корфом и В.А. Пашковым просветительского общества, занимавшегося распространением в России книг Священного Писания, выпущенных как Британским Библейским обществом, так и Синодом, изданием и распространением дешевой духовно-нравственной литературы, адресованной «читателям из народа», не только взрослым, но и детям. Разбирается структура Общества поощрения духовно-нравственного чтения и принципы его деятельности (выборы председателя и его заместителей, принятие в общество новых членов, выбор книг для распространения и правила их публикации, цены на печатную продукцию, открытие книжных складов). Особое внимание уделяется характеристике большого комплекса выпушенной русскими редстокистами литературы (нравоучительные беседы Тихона Задонского, Михаила (Десницкого), Д.Л. Муди, аллегорические произведения Дж. Баньяна, повести и рассказы для детей Х. Стреттон, сборники религиозных стихотворений «Любимые стихи» и «Радостные песни Сиона» и др.). Приводятся сведения о тиражах и о методах распространения печатной продукции. Кроме того, рассматри-

* Семигин Валерий Львович, кандидат исторических наук, независимый исследователь

Semigin Valerij L'vovich, PhD Candidate in History, Independent Researcher

+7-499-978-15-21; valerysemigin@gmail.com

вается отношение власти, светской и церковной критики к издательской деятельности Общества поощрения духовно-нравственного чтения и прослеживается судьба многих книг и брошюр в конце XIX — начале XX в.

Ключевые слова: Общество поощрения духовно-нравственного чтения, издания для народа, лорд Редсток, В.А. Пашков, М.М. Корф, Н.С. Лесков, Ю.Д. Засецкая, пашковцы.

Abstract. The article analyses the history of the Society for the Encouragement of Spiritual and Ethical Reading (1876-1884), engaged in publishing and distribution of books for the people. It was founded in St. Petersburg by Russian aristocratic followers of Lord Radstock (including A.P. Bobrinsky, V.F. Gagarina, Ju.D. Zasetskaya, M.M. Korff, V.A. Pashkov, E.I. Chertkova, E.I. Shuvalova etc.). The author explains the reasons for publishing activities of Lord Radstock's followers and reviews their first projects (publishing didactic stories, narratives and religious treatises translated from English, German and French (1874-1876), magazine Russkii Rabochii by M.G. And A.I. Peyker (1875-1886), a collection for children Chasy Dosuga by Ju.D. Zasetskaya). The next step was foundation of an educational society by V.F. Gagarina, M.M. Korff and V.A. Pashkov. Its task was to disseminate Holy Scripture in Russia printed both by the British Bible Society and by the Synod, to publish and distribute inexpensive spiritual and moral literature for "the general public", both for adults and children. The article studies the structure of the Society for Encouragement of Spiritual and Ethical Reading and regulations (elections of chair and the deputies, admission of new members, selection of books for distribution and publication rules, prices of printed materials, book storage). There is a focus on the variety of books issued by Russian followers of Radstock (didactic discourse of Tikhon of Zadonsk, Metropolitan Michael (Desnitsky), Dwight L. Moody, allegoric works of John Bunyan, novellas and short stories for children by Hesba Stretton, collections of religious poetry Favourite Poems and Glorious Songs of Zion etc.). The article quotes information on circulation and methods on distributing printed works. It also analyses the attitude of the authorities and secular and ecclesiastical reviewers to the publishing activities of the Society for Encouragement of Spiritual and Ethical Reading and traces the destiny of books and pamphlets in late 19th — early 20th century.

Keywords: The Society for the Encouragement of Spiritual and Ethical Reading, editions for the people, Lord Radstock, V.A. Pashkov, M.M. Korff, N.S.

Leskov, Ju.D. Zasetskaya, The Pashkovites.

* * *

Во второй половине XIX в. власть и общество в России осознали, что народ «желает учиться», «желает читать» и «жаждет духовных, нравственных впечатлений»1. На протяжении многих лет духовные потребности народа удовлетворяли издатели лубочных книг и

1 Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд. СПб., 1895. С. XVIII.

картин, распространявшие свою дешевую продукцию с помощью офеней, крупных и мелких провинциальных книгопродавцев. После отмены крепостного права многие светские и церковные организации стали издавать учебную, художественную и религиозно-нравственную литературу, ориентированную на «низового читателя», прежде всего на крестьянство. Однако из-за высокой цены и непродуманной системы распространения большинство книг не доходило до «читателей из народа».

Издание книг «для грамотного простонародья», утверждал в 1883 г. Л.Н. Толстой, — дело «самое важное в мире, которому только может разумный человек посвятить свои силы»2. Основанное при участии писателя издательство «Посредник» одним из первых сумело добиться в этом деле успеха. Оно заключило договор с крупным производителем лубочной литературы И.Д. Сытиным и стало выпускать рассказы и сказки русских писателей, репродукции с картин художников-передвижников, духовно-нравственную литературу, практические руководства по медицине, домоводству и сельскому хозяйству, пособия для начальных школ и детские книги. Благодаря поддержке И.Д. Сытина книги «Посредника» были сопоставимы по цене с лубочными изданиями. Они печатались массовыми тиражами и распространялись по всей стране. История просветительского издательства «Посредник» (1884-1935) неоднократно привлекала внимание исследователей3. Меньше известно о деятельности Общества поощрения духовно-нравственного чтения (1876-1884), пытавшегося адаптировать в России английский опыт издания и распространения дешевых книг для народа.

История Общества поощрения духовно-нравственного чтения тесно переплетена с историей религиозного инакомыслия в России: с историей движения, возникшего в русской аристократической среде в середине 70-х гг. XIX в. и названного сперва редстокизмом по имени его идейного вдохновителя английского проповедника лорда Редсто-ка, а позднее — пашковщиной по имени одного из деятельных участ-

2 Толстой Л.Н. [Речь о народных изданиях] // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Серия I: Произведения. Т. 25. М., 1937. С. 523.

3 См. напр.: Лебедев В.К. Книгоиздательство «Посредник» и цензура (18851889) // Русская литература. 1968. № 2. С. 163-170; Он же. Из истории сотрудничества книгоиздательства «Посредник» и издательской фирмы «И.Д. Сытин и К°» // Русская литература. 1969. № 2. С. 209-212; Блюм А.В. Издательство «Посредник» и его читатели // История русского читателя. Вып. 3. Л., 1979. С. 62-76; Динерштейн Е.А. И.Д. Сытин. М., 1983. С. 27-48; Новикова Т.Н. «Посредник» и его читатель // Исто-рико-функциональное изучение русской литературы. Л., 1984. С. 103-111; Otto R. Publishing for the People: The firm Posrednik, 1885-1905. New York; London, 1987; А.П. Чехов и издательство «Посредник». Сб. науч. статей. М., 1989; и др.

ников движения полковника в отставке В.А. Пашкова. Впервые лорд Редсток приехал в Петербург в 1874 г. по приглашению переводчицы Ю.Д. Засецкой, дочери поэта Д.В. Давыдова, героя Отечественной войны 1812 г.4 Вопреки закону, запрещавшему организовывать какие-либо собрания без разрешения светской и духовной власти, он стал проводить встречи с верующими в Лютеранской церкви и устраивать чтение Библии и религиозные беседы в аристократических салонах, общаясь со слушателями на английском и французском языках5. Чтение Библии и религиозные беседы начинались и завершались общей молитвой. Избегая вступать в споры о догматах, лорд Редсток проповедовал оправдание человека верою в искупительную смерть Иисуса Христа. Он убеждал людей, что одни только добрые дела не могут приблизить их к вечной жизни6. «В современных христианах, — отмечал дипломат и государственный деятель Ф.Г. Тернер, — к какому бы вероисповеданию они ни принадлежали», лорд Редсток хотел «пробудить» сердце, он мечтал, «чтобы каждый христианин сознательно передал себя Христу»7.

В Петербурге лорд Редсток «прозвучал как колокол, и разбудил многих»8. Последователями английского проповедника стали граф А.П. Бобринский, княгиня В.Ф. Гагарина, княжна М.М. Дондукова-Корсакова, графиня М.И. Игнатьева, калужские помещицы сестры А.С. и К.С. Козляниновы, граф М.М. Корф, княгиня Н.Ф. Ливен, графиня Е.К. Пален, полковник в отставке В.А. Пашков и его жена А.И. Пашкова, учредительница петербургского Екатерининского приюта для девочек-сирот Е.И. Черткова, тамбовский помещик

4 Лесков Н.С. Великосветский раскол: Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток и его последователи // Лесков Н.С. Великосветский раскол: Лорд Редсток и его последователи. Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе. 3-е изд. СПб., 1877. С. 268.

5 Победоносцев К.П. Всеподданнейшая записка обер-прокурора Святейшего Синода императору Александру II (май 1880). — Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 1574. Оп. 2. Д 63. Л. 1; Heier E. Religious Schism in the Russian Aristocracy, 1860-1900: Radstockism and Pashkovism. The Hague, 1970. P. 43; Духовное пробуждение в России: Воспоминания княжны С.П. Ливен. 4-е изд. Корнталь, 1990. С. 12.

6 Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 17, 144; Панов Г. Сектаторские движения в России // Тульские епархиальные ведомости. 15.II. 1877. № 4. С. 134; Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. Т. 2. М., 1984. С. 56; Корф М.М. Мои воспоминания о духовном пробуждении в России в годы 1874-1884 // Каретникова М.С. 400 лет баптизма: История в картинах. 2-е изд. СПб., 2012. С. 141-143.

7 Воспоминания жизни Ф.Г. Тернера: [В 2 ч.]. [Ч. 1]. СПб., 1910. С. 341.

8 Л.Н. Толстой и А.А. Толстая. Переписка (1857-1903). М., 2011. С. 333.

Вас.Н. Чичерин и его жена баронесса Ж.Е. Мейендорф, графиня Е.И. Шувалова. Среди столичной аристократии проповеди лорда Ред-стока стали модным увлечением. Во второй половине 70-х гг. XIX в., как отмечал профессор богословия Харьковского университета Т.И. Буткевич, не быть редстокистом «значило уронить себя в глазах общества и получить название "человека отсталого". Возражать против учения английского лорда в частном доме было бы равносильно нанесению оскорбления хозяйке»9.

В русском обществе по-разному объясняли увлечение аристократии проповедями лорда Редстока. Одни воспринимали английского проповедника как духовного наставника, как человека, в котором «дышит дух святой! дух истины, чистоты» и чувствуется «что-то неземное»10, как «апостола двадцатого века»11. Они шли к нему за утешением. Их привлекали простота, искренность, честность, любовь к истине и глубокая вера лорда Редстока, его умение воздействовать словом на чувства людей и отсутствие у него тщеславия, надменности и корыстолюбия12. Другие видели в Редстоке «модного великосветского проповедника» с шаткими идеями13, легкомысленного лжеапостола, организовавшего молитвенные собрания вне церкви и соблазнявшего православных людей14, эгоистичного «бессмысленного болтуна», создавшего лжехристианское учение, пришедшееся по вкусу «всем лордам и капиталистам»15, мечтателя, оторвавшегося «от фактической религиозной почвы» и вообразившего, что он нашел истинную религию «в своем духе, в своей фантазии»16. Успех проповедей они связывали не только с умением лорда Редстока «пробуждать» сердца людей17, но и с «невежеством» русской аристократии, с избытком у нее «религиозного чувства и религиозного порыва при недостаточной ясности религиозного понимания» и с ее падкостью

9 Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 502.

10 Засецкая Ю.Д. Письмо Н.С. Лескову (14.У1. 1876) // Лесков А.Ы. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. Т. 2. С. 55.

11 Корф М.М. Указ. соч. С. 141.

12 Духовное пробуждение в России. С. 12; Корф М.М. Указ. соч. С. 141.

13 Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 2, 47.

14 Мещерский В.П. Письмо к лорду Редстоку // Мещерский В.П. За великую Россию. Против либерализма. М., 2010. С. 411-414.

15 Животов Н.И. Пашковцы // Животов Н.И. Церковный раскол Петербурга в связи с общероссийским расколом: Очерки. СПб., 1891. С. 21-29.

16 Заметки из жизни церковно-религиозной, отечественной и иностранной // Кишиневские епархиальные ведомости. 1-15.У1. 1876. № 11. С. 384.

17 Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 47; Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 22. Л., 1981. С. 98.

«до всяких новинок»18. Но чаще всего критики английского проповедника говорили об отчужденности аристократии от русского народа и православной церкви19. «Увлечение такими фантазерами, каков лорд Редсток, — утверждал анонимный автор «Кишиневских епархиальных ведомостей», — зависит от недостатка национальных чувств, от отсутствия национального религиозного воспитания. Кто русский человек — душой и обычаем, тот не покинет своей церкви православной, не устранится от участия в богослужении православном. <...>. Истинно русский человек никогда не пойдет <.. .> на молитву к какому-то лорду Редстоку»20.

В Петербурге лорд Редсток не ограничился религиозными беседами в великосветском обществе. Он, намереваясь обратить к Богу каждого, кого встречал на своем пути, коробками покупал синодальное издание Нового Завета и раздавал книги людям на улицах21. В 1876 г. по просьбе Ю.Д. Засецкой лорд Редсток проповедовал среди «бедняков и пролетариев» в ночлежках22. Увлеченные проповедями лорда Редстока, русские аристократы стали проводить в своих салонах религиозные беседы и устраивать чтение Библии. Они ходили по тюрьмам, сиротским и ночлежным приютам и читали Евангелие обездоленным, помогали бедным и больным, и делали это «без всякой напыщенности, с великим самопожертвованием и простотою»23.

Желая приобщить к Слову Божьему как можно больше людей, русские последователи лорда Редстока в 1874-1876 гг. стали издавать и переиздавать небольшие брошюры: переведенные с английского, немецкого и французского языков назидательные рассказы, повести и религиозные трактаты. Адресованные «низовому читателю», не только взрослым, но и детям, брошюры должны были способствовать укреплению христианской нравственности в русском обществе. Как

18 Н.В. Новый апостол в Петербургском большом свете // Христианское чтение. 1874. № 5. С. 121-122; Скворцов Д. Пашковцы в Тверской епархии. С присовокуплением краткого очерка возникновения, истории и учения секты пашковцев. Тверь, 1893. С. 50-51.

19 Победоносцев К.П. Всеподданнейшая записка обер-прокурора Святейшего Синода императору Александру II (май 1880). Л. 3; Терлецкий Г. Секта пашковцев. СПб., 1891. С. 5-8; Буткевич Т.И. Указ. соч. С. 500-501; Достоевский Ф.М. Указ. соч. С. 98-99; Мещерский В.П. Указ. соч. С. 414-415.

20 Заметки из жизни церковно-религиозной, отечественной и иностранной. С. 385, 387.

21 Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 92.

22 Домино. Фельетонные наброски // Модный магазин. 15.У. 1876. № 20. С. 157.

23 Половцов А.А. Дневник Государственного секретаря: В 2 т. Т. 2. М., 2005. С. 352.

правило, они выпускались без указания автора и переводчика24. Русские редстокисты опубликовали рассказ ирландского проповедника Ф.Б. Пауэра25, наставления английских проповедников Дж.Ч. Райля26 и Ч.Г. Сперджена27. По данным петербургского библиографа В.И. Ме-жова, брошюры выпускались тиражами от 1 000 до 102 110 экз. Так, например, в 1874 г. рождественский рассказ «Воробьи всё видели» был выпущен тиражом 1 000 экз., а рассказ «для детей и взрослых» «Искали небо — детьми, нашли его — взрослыми» — в количестве 1 200 экз. В 1876 г. наставление «Что такое христианин?» издали тиражом 102 110 экз. При переизданиях тиражи значительно увеличивались. К примеру, брошюру «Брачная одежда», диалог между священником и прихожанином о евангельской притче, в 1874 г. выпустили в количестве 5 000 экз., а в 1875 г. переиздали тиражом 40 000 экз.28 К ноябрю 1876 г. общий тираж брошюр составлял 795 000 экз.29

Помимо брошюр русские последователи лорда Редстока издали гравюру с цитатами из Библии, подготовленную М.М. Корфом, и иллюстрированную антологию для детей «Часы досуга», составленную Ю.Д. Засецкой. В антологии Ю.Д. Засецкая пыталась соединить занимательность с нравственными назиданиями. Приключенческая повесть «Бесси Уэллс» английской писательницы Миссис Генри Вуд соседствовала в ней с библейской историей о царе Давиде и царе Сауле, стихотворная «Печальная повесть о юном воре», опубликованная без указания автора, — с рассказом князя Святослава Лобанова об осаде польскими войсками Троице-Сергиевской лавры в XVII в. и с вопросами из Ветхого и Нового Завета, составленными по образцу английского еженедельного журнала для семейного чтения «Воскресенье дома», на которые, по мнению составительницы, каждому ребенку следовало отвечать текстами из Библии. Антология была направлена на формирование у ребенка серьезного и уважительного

24 В притоне лондонских воров. СПб., 1874; Взирай на Иисуса. 6-е изд. СПб., 1875; Вынужденная ложь: Повесть. 3-е изд. СПб., 1875; Молишься ли ты? 7-е изд. СПб., [1875]; Христос всё и во всём. [СПб., 1875]; Чему учит Священное Писание? 2-е изд. СПб., 1875; Семь изречений Спасителя. СПб., 1876; и др.

25 [Пауэр Ф.Б.]. Что пользы в детях? СПб., 1875.

26 [Райл Дж.Ч.]. Чада Божии, наследники Его. СПб., 1876.

27 Рай и ад: Извлечение из соч. Спурджона. СПб., 1875; Сети ловца: Мысли из соч. Спурджона. СПб., 1876; Убеди их войти: Проповедь Спурджона. СПб., 1876.

28 Пятое и шестое прибавления к систематическому каталогу русских книг, продающихся в книжном магазине АФ. Базунова. СПб., 1875. С. 46; Третье прибавление к систематической росписи книгам, продающимся в книжных магазинах И.И. Глазунова. СПб., 1882. С. 76, 84, 147.

29 Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб., 2005. С. 127.

отношения к любой религии. «Не смейтесь никогда над религией, — призывала Ю.Д. Засецкая. — Не насмехайтесь над той книгой, которая учит нас жить по воле Божьей, бороться с дурными наклонностями, с терпением выносить горе и оскорбления, с надеждой взирать на загробную жизнь. Никогда не насмехайтесь и над теми, которые, смиренно заботясь о чистоте души своей, прибегают более других к единому для этого средству — молитве. <...>. Не смейтесь, читатели, ни над какой религией. Религия есть выражение нашего поклонения, покорности и любви к нашему Создателю»30.

Многие брошюры, выбранные редстокистами для пропаганды христианских идей, были выпущены петербургским издателем и книгопродавцем И.-Г.-Г. Блиссмером и представлены им на рассмотрение в Особый отдел Ученого комитета Министерства народного просвещения, занимавшийся педагогической и идеологической цензурой учебной, детской и народной литературы. Некоторые из них в начале 1874 г. рецензировал Н.С. Лесков, чиновник Министерства народного просвещения. «Все они, — отмечал писатель, — полны христианского духа и имеют задачею самым простым способом внушить читателю самые добрые советы, ведущие к благополучной жизни на земле и приготовлению своего духа в жизнь, обещанную Спасителем после разрешения духа от тела. Изложение всех этих бесед и повествований, со стороны литературных требований, довольно удовлетворительно, поданы они чисто, опрятно и продаются по такой дешевой цене, которая лучше всего свидетельствует о благородной и достойной всякого содействия наклонности издателя: не спекулировать на морализации народа, а именно служить этому святому делу, как только это возможно. Таких дешевых книжек не выпускало до сих пор ни одно русское общество, основывавшееся с целями распространения грамотности и просвещения, и это нельзя не иметь в виду, особенно при оценке издательской деятельности г. Блиссмера — иностранца по происхождению и, конечно, не члена православной церкви, среди сынов которой столь желательно бы видеть достойное подражание этому иностранцу»31. Брошюры, изданные И.-Г.-Г. Блиссмером, гравюру с цитатами из Библии, подготовленную М.М. Корфом, и антологию для детей «Часы досуга», составленную Ю.Д. Засецкой, Особый отдел Ученого комитета Ми-

30 Ю.Д.З. [Засецкая Ю.Д.]. Последняя страница к читателям // Часы досуга: Чтение для детей. СПб., 1876. С. 101.

31 Рецензии Н.С. Лескова в Журнале Особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения // Лесков Н.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 2016. С. 358.

нистерства народного просвещения рекомендовал использовать в народных школах и библиотеках32.

В 1875 г. последователи лорда Редстока начали выпускать в Петербурге религиозно-нравственный ежемесячный иллюстрированный журнал «Русский рабочий» и распространять его в народных школах, на фабриках и заводах. Печатали журнал сначала в типографии Академии наук, а затем в типографиях В.С. Балашева, К.Д. Кесневиля и А.С. Суворина. Годовая подписка на него стоила 60 коп., пересылка обходилась в 25 коп. Выписавшие 50 и более номеров освобождались от платы за пересылку. Редактировали и издавали журнал председательница Петербургского тюремного комитета М.Г. Пейкер и ее дочь А.И. Пейкер. За образец для подражания они взяли ежемесячный журнал «Британский рабочий», выходивший в Лондоне с 1855 г. и пропагандировавший протестантские идеи. По замыслу издательниц, «Русский рабочий» должен был дать людям полезное чтение и укрепить в них веру в Бога33. Созданный как издание «в свободном истинно христианском духе», журнал не пропагандировал какое-либо конкретное учение и ни с кем не полемизировал34. Вера рассматривалась в нем как основа духовной и социальной жизни личности. Материальное благополучие человека зависело не от его образования, способностей и трудовой деятельности, а от его веры. «Не трудно уповать на Бога, когда запасы наши обильны, сундуки полны и столы накрыты роскошно, — наставлял журнал. — Но когда кошелек пуст, все источники иссякли и в запасе только "горсть муки и склянка масла", уповать на Бога тогда способен только христианин, верою молящийся каждый день о насущном хлебе. Как бы ты ни был беден, брат мой, будь богат верою и получишь остальное»35.

В «Русском рабочем» печатали фрагменты из Библии, выдержки из сочинений Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и Тихона Задонского, переведенные с английского, немецкого и французского языков и адаптированные для понимания русского «низового читателя» материалы о ведении хозяйства, о здоровом образе жизни, о семейных взаимоотношениях и воспитании детей, рассказы и повести о библейских событиях, составленные русскими редстокистами рассказы о Крещении Руси, Александре Невском и М.В. Ломоносове.

32 Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1874. Ч. CLXXIV. Отд. I. С. 131-134; 1875. Ч. CLXXVII. Отд. I. С. 60; 1876. Ч. CLXXXIV. Отд. I. С. 42-43; 1877. Ч. CXCIII. Отд. I. С. 122-123.

33 [От редакции] // Русский рабочий. 1875. № 1. С. 2.

34 Лесков Н.С. Письмо М.Г. Пейкер (21.VI. 1879) // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 10. М., 1958. С. 462; HeierE. Op. cit. P. 73.

35 Уповай на Бога // Русский рабочий. 1875. № 4. С. 16.

Тексты сопровождались рисунками английских, итальянских и французских художников (Дж. Джонстон, Г. Доре, А. Колуччи, Дж. Найт, Дж.Д. Уотсон, У.Дж. Уэбб, Х. Уир, Х. Энелэй и др.), типографские клише которых заказывались в Англии. Благодаря иллюстрациям большого формата журнал приобрел популярность у «читателей из народа»36. «Русский рабочий» разъяснял, как должен жить настоящий христианин, как надо читать Библию и как правильно выбирать книги для чтения. «Бери книжку осторожно, — поучало издание. — Если знаешь человека благочестивого, посоветуйся с ним, и если он тебе скажет, что эта книжка поведет тебя к добру, тогда читай ее; если же нет, то берегись: ужалят тебя змейки ядовитые, а залечить раны будет трудно»37.

К появлению нового журнала, ориентированного на «низового читателя», скептически отнеслись Л.Н. Толстой и Н.С. Лесков. Они опасались, что «русский рабочий» не будет понятен простым людям. «В издании дамами журнала для народа, дамами и думающими и говорящими не по-русски», Л.Н. Толстой увидел «самую странную и забавную шутку». Он утверждал, что издательницы «Русского рабочего» находятся «à cent mille lieues от того, что нужно для народа», от простоты. Рассматривая доступность материалов для понимания простых людей как необходимое условие существования народного журнала, он предлагал «пропускать все статьи через цензуру дворников, извозчиков, черных кухарок». При этом идеологическая направленность издания его мало волновала. Он допускал пропаганду в журнале коммунизма, хлыстовства и протестантизма, полагая, что всё «глупое, неуместное и бездарное» будет отброшено, если писать «совершенно простым и понятным языком»38.

Н.С. Лесков называл журнал «Русский рабочий» «вздорным изданием»39. Для него, в отличие от Толстого, была важна идеологическая направленность издания. Он, мечтавший, чтобы «Библия была в России такою же настольною книгой в каждом бедном и богатом доме, как в Англии», критиковал журнал за чрезмерную

36 Голомбиевский А. В.А. Пашков // Сборник биографий кавалергардов. 18261908. По случаю столетнего юбилея кавалергардского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка / Сост. под ред. С. Панчулидзева: [В 4 т.]. Т. 4. СПб., 1908. С. 173; Чертков В.Г. Письмо Л.Н. Толстому (21.IX. 1884) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Серия III: Письма. Т. 85. М., 1935. С. 103.

37 Змея в книжке // Русский рабочий. 1885. № 6. С. 7.

38 Толстой Л.Н. Письмо Е.И. Менгден (февраль 1875) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Серия III: Письма. Т. 62. М., 1953. С. 143-144.

39 Лесков Н.С. Письмо П.К. Щебальскому (15.I. 1876) // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 10. М., 1958. С. 442.

англоманию, за отход от православия и увлечение протестантизмом. Практически все материалы, «благонамеренные по своему направлению» и «неискусные по исполнению», Н.С. Лесков нашел недостаточно адаптированными для понимания «читателей из народа». Ему казалось, что в них нет жизненной правды, а потому, полагал он, «для простых русских людей они не могут иметь никакой цены». Все они подрывают «доверие к благонамеренной печати» и укореняют «и без того засевшее у простолюдинов убеждение, что "господа про них только вздор пишут"»40. По распоряжению министра народного просвещения и обер-прокурора Синода Д.А. Толстого журнал «Русский рабочий» был передан на рассмотрение в Особый отдел Ученого комитета Министерства народного просвещения. 13 января 1876 г., заслушав негативный отзыв Н.С. Лескова, члены Особого отдела решили, что издание «едва ли будет встречено с сочувствием <.> русскими рабочими людьми», и не сочли возможным одобрить его «в настоящем виде для употребления в народных школах». Но, учитывая добрые намерения редакции журнала, Ученый комитет «признал желательным, чтоб для дальнейшего продолжения издания были привлечены силы, более знакомые с нравами, обычаями и потребностями русских рабочих людей»41.

Не останавливаясь на достигнутом и не обращая внимания на неудачи, русские редстокисты решили организовать в Петербурге общество, которое занималось бы изданием и распространением по всей стране дешевой духовно-нравственной литературы. Идея создать общество, как вспоминал М.М. Корф, принадлежала В.А. Пашкову42. В 1876 г. В.Ф. Гагарина, М.М. Корф, В.А. Пашков и Е.И. Черткова разработали и подали в Министерство внутренних дел проект устава Общества поощрения духовно-нравственного чтения43. По замыслу учредителей, общество должно было состоять из действительных членов и членов-сотрудников. Любой человек, независимо от его социального происхождения, мог вступить в общество. Все вопросы, связанные с деятельностью организации (о принятии новых членов, о

40 Лесков Н.С. Сентиментальное благочестие: Великосветский опыт просто-народн[ого] журн[ала] // Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 309, 322, 324, 358, 360-362.

41 Цит. по: Рейсер С.А. Н.С. Лесков и народная книга // Русская литература. 1990. № 1. С. 188-189.

42 Корф М.М. Указ. соч. С. 173.

43 Записка из дел канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода о вредной для православной церкви деятельности Общества поощрения духовно-нравственного чтения и учредителя сего общества отставного полковника Пашкова. — РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 16.

выборе председателя и его заместителей, секретаря и казначея, о выборе книг для распространения в народе, о переиздании старых книг и о выпуске новых, о ценах на печатную продукцию, об открытии с согласия губернаторов книжных складов в разных уголках страны и о рассылке книг), планировалось решать на общем собрании действительных членов общества большинством голосов. Особо оговаривалось, что общество могло заниматься изданием и распространением лишь книг, брошюр и периодических изданий, одобренных Главным управлением по делам печати и духовной цензурой. На общем собрании для принятия решения о распространении того или иного издания необходимо было заручиться поддержкой минимум десяти действительных членов. Члены-сотрудники приглашались на общие собрания в качестве наблюдателей и права голоса не имели. Членам общества разрешалось самостоятельно заниматься распространением печатной продукции и привлекать к распространению книгонош, готовых «во всякое время, по требованию полицейских властей, предъявлять к досмотру весь запас книг, имеющихся при них как на квартире, где они по прибытии в город или селение остановятся, так и на самом месте продажи — на базарной или ярмарочной площади»44.

Решения общего собрания должны были реализовываться правлением общества, в состав которого входили председатель, четыре его заместителя, секретарь и казначей. Деятельность общества не была направлена на получение прибыли. Она должна была осуществляться за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Кроме того, предполагалось, что председателя общества будет утверждать в звании министр внутренних дел, а все изменения в уставе организации могли быть реализованы только после одобрения общего собрания и утверждения правительством. 4 ноября 1876 г., после согласования с Третьим отделением его императорского величества канцелярии и обер-прокурором Синода Д.А. Толстым, устав общества был утвержден министром внутренних дел А.Е. Тимашевым. На общем собрании Общества поощрения духовно-нравственного чтения В.А. Пашкова избрали председателем, а М.М. Корфа его заме-стителем45. А через некоторое время русские редстокисты добились, чтобы книгоноши общества получили право распространять книги и брошюры в казармах среди низших воинских чинов46.

44 Устав Общества поощрения духовно-нравственного чтения. СПб., 1877. С. 9.

45 Корф М.М. Указ. соч. С. 174.

46 Устав о внутренней службе в пехотных войсках. СПб., 1877. С. 50, 103; Устав о внутренней службе. Составлено для полковых учебных команд и ротных школ пехоты. СПб., 1881. С. 26-27, 39; Устав внутренней службы в кавалерии. СПб., 1889. С. 69, 130.

НА ЛКОПИЛЫЙ

или

СУП ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ.

«Стой, и разумйвай чудныя д4ла Боасщ».

ИЗДАН1Е Н. Р.

,",'■'1 £ ' )У- I . ," ■ ' , '> ■'>\ }М

; V-;'. ; "и-' . 'Ь V ,1|1 • V1;

С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типограф]« Е. А. Б*агосв*тловой, Надеждинская, 39.

1881.

''л'

ЩшШШ

Популярный журнал «Всемирная иллюстрация» приветствовал открытие Общества поощрения духовно-нравственного чтения. «Нет сомнения, — писал анонимный обозреватель, — что такое общество может принести своего рода пользу, но для этого необходимо, чтобы выбор книг был как можно более разнообразен и чтоб из него не были исключены сочинения исторические и касающиеся изучения природы. Познание явлений ее и доблестей предков развивает ум и возвышает нравственность не менее догматических рассказов, и мы желали бы, чтобы вновь учрежденное общество обратило на это

внимание, так как опыт показал, что книги исключительно нравственного содержания расходятся в незначительном количестве или производят мало впечатления; тем более что наши моралисты не отличаются искусством изложения»47. Но рекомендации обозревателя «Всемирной иллюстрации» не были услышаны последователями английского проповедника. Историческая и естественнонаучная тематика их не интересовала.

Следуя утвержденному уставу, общество занялось распространением книг Священного Писания, выпущенных как Британским Библейским обществом, так и Св. Синодом48, изданием и распространением дешевой духовно-нравственной литературы. Считается, что за время своего существования оно выпустило более 200 книг, брошюр, литографированных листов и коллекций карточек с библейскими изречениями49. Брошюры как правило имели на обложке красный или черный штемпель общества с буквами греческого алфавита а и ш в центре и надписью: «Аз есмь начало и конец». Они продавались по цене от У до 20 коп. По ценам брошюры Общества поощрения духовно-нравственного чтения вполне могли конкурировать не только с продукцией светских и церковных организаций, реализуемой по 5-20 коп. за экземпляр, но и с лубочными изданиями, продававшимися по 3 коп. за штуку и 5 коп. за пару50. Низкая цена способствовала быстрому распространению изданий общества в народной среде51. Некоторые брошюры специально предназначались для бесплатной раздачи. На них имелось обозначение — «даровая».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47 [О возникновении Общества поощрения духовно-нравственного чтения] // Всемирная иллюстрация. Т. XVI. 11.XII. 1876. № 25. С. 442.

48 П.В. Новый Завет у пашковцев // Церковные ведомости. 20.XII. 1897. № 51-52. С. 1890; Корф М.М. Указ. соч. С. 138. См. также: Каталог книг Священного Писания на русском и славянском языках, изданных по благословению Св. Синода, распространяемых Обществом поощрения духовно-нравственного чтения. [СПб., 1882]; Каталог книг Священного Писания на русском и славянском языках, изданных по благословению Св. Синода, распространяемых Обществом поощрения духовно-нравственного чтения. [СПб., 1883].

49 Коллекция брошюр, найденная у штундистов // Киевские епархиальные ведомости. 11.III. 1881. № 10. С. 5; Скворцов Д. Указ. соч. С. 75; Пашковцы // Энциклопедический словарь. Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XXIII. СПб., 1898. С. 63; Heier E. Op. cit. P. 118; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2. Ч. 1. М., 1994. С. 137; Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России и Белоруссии (1867-1917). СПб., 1999. С. 149; Федоров В.А. Православная церковь и государство // Очерки русской культуры XIX в.: В 6 т. Т. 2. М., 2000. С. 320; Коррадо Ш. Указ. соч. С. 125.

50 Пругавин А.С. Указ. соч. С. 325, 345.

51 Коллекция брошюр, найденная у штундистов. С. 5; Терлецкий Г. Указ. соч. С. 35; Скворцов Д. Указ. соч. С. 54.

После образования Общества поощрения духовно-нравственного чтения русские последователи лорда Редстока стали издавать, не указывая авторство, собственные сочинения52, опубликовали фрагменты из назиданий Тихона Задонского53 и Михаила (Десницкого)54, наставления американского проповедника Д.Л. Муди55, «Путешествие пилигрима в Небесную страну» и «Духовную войну» — аллегорические произведения Дж. Баньяна, английского писателя и протестантского проповедника XVII в.56 Аллегории Дж. Баньяна, переведенные к середине XIX в. «чуть ли не на все европейские языки», рассматривались В.А. Пашковым как «признанные всем христианским миром одни из лучших изложений практического христианского благочестия»57. Пристальное внимание русские редстокисты уделяли разъяснению библейских текстов и нравоучительным беседам58.

Наряду с религиозно-назидательными выпускались и художественные произведения, адресованные как взрослым, так и детям. Общество издало множество рассказов59 и три сборника религиозных

52 [Пашков В.А.]. Застигнутые врасплох. СПб.; [Варшава], 1880; [Горинович Н.Е.]. Он любит меня. Варшава, [1880]; и др.

53 О вере во Христа: Из соч. Св. Тихона. 12-е изд. СПб., 1878; Нравственно-духовные назидания: Из творений Св. Тихона. 9-е изд. СПб., 1881; О конце добрых дел: Из творений Св. Тихона. 9-е изд. СПб., 1881; О пьянстве: Из сочинений Св. Тихона, еп. Воронежского. 3-е изд. [СПб., 1884]; и др.

54 Из бесед покойного преосвященного Михаила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, т. VII, отд. XIX, о том, могли ли закон, пророки и жертвы спасти человека? и для чего они установлены и даны были от Бога? [СПб., 1880].

55 [Муди Д.Л.]. Что вы думаете о Христе? [СПб., 1882].

56 Буньян Дж. Путешествие пилигрима. — Духовная война / Пер. с англ. Ю.Д. З[асецкой]. СПб., 1878; Путешествие пилигрима в Небесную страну и Духовная война: Аллегорический рассказ Джона Буньяна, с объяснениями и 105 картинами / Пер. с англ. Ю.Д. З[асецкой]. 2-е изд., испр. СПб., 1881.

57 Пашков В.А. Письмо К.П. Победоносцеву (26.Ш. / 7.ГУ. 1885). — РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 63. Л. 51. Схожую оценку произведений Дж. Баньяна см.: Описание редких российских книг: [В V ч.] / Сост. А. Бурцев. Ч. IV. СПб., 1897. С. 197.

58 «Бог есть любовь»: (1 Иоан. 4,8). [СПб., 1877]; «Иисус Назорей идет». [СПб., 1878]; Дружеские беседы. СПб., 1880; Мытарь и фарисей. СПб., 1881; Нееман, военачальник сирийский, и его чудесное исцеление в Иордане. СПб., 1881; «Это я! Не бойтесь». СПб., 1881; Беседа у смертного одра. СПб., 1882; «Встревожился Иерусалим»: (Матф. 2,2). СПб., 1883; и др.

59 Маша, или Чудный сон: (Истинный рассказ). 2-е изд. СПб., 1879; Благодатное дитя: Американский рассказ. Варшава, 1879; Встреча со старушкой: Рассказ путешественника. Варшава, [1880]; Два брата: Рассказ. Варшава, [1880]; Лиза, бедная певица, или Немощное божие — сильнее человека. СПб., 1881; На лесопильне, или Свети день воскресный. СПб., 1881; и др.

стихотворений: «Любимые стихи», «Приношение православным христианам» и «Радостные песни Сиона»60.

Среди художественных произведений, изданных Обществом поощрения духовно-нравственного чтения, выделяются повести и рассказы для детей английской писательницы Хесбы Стреттон (1832-1911). Сара Смит, взявшая себе псевдоним Хесба Стреттон, дебютировала в литературе в 1859 г., когда ее небольшой рассказ без ведома автора был опубликован в журнале «Домашнее чтение», выходившем под редакцией Ч. Диккенса61. Известность ей принесла повесть «Первая молитва джессики» о пробуждении религиозного чувства у маленькой девочки. Опубликованная в 1866 г. в журнале «Воскресенье дома»62, она в скором времени была переведена на многие европейские языки.

В России повесть «Первая молитва Джессики» впервые вышла в свет в 1869 г. и дважды переиздавалась в 1870-1871 гг. И.-Г.-Г. Блисс-мером. В 1873 г. писательница и переводчица E.H. Ахматова опубликовала роман Х. Стреттон «Дилемма доктора» в журнале «Собрание иностранных романов, повестей и рассказов», а затем выпустила его отдельное издание тиражом 500 экз.63 Однако роман «Дилемма Доктора» не был замечен русским обществом. Пик интереса к творчеству английской писательницы пришелся на 1877-1880 гг., когда ее произведения стало издавать и переиздавать Общество поощрения духовно-нравственного чтения64. Особый отдел Ученого комитета Министерства народного просвещения разрешил использовать повести Х. Стреттон для комплектации библиотек городских училищ и народных школ65.

60 Любимые стихи. СПб., 1878; Приношение православным христианам. 5-е изд. СПб., 1878; Любимые стихи. [2-е изд.]. СПб., 1880; Любимые стихи. [3-е изд.]. СПб., 1882; Радостные песни Сиона. СПб., 1882.

61 [Smith S.]. The Lucky Leg // Household Words. Vol. XIX. 19.III. 1859. № 469. P. 374-380.

62 [Stretton H.]. Jessicas First Prayer // Sunday at Home. Vol. XIII. 7.VII. 1866. № 636. P. 431-432; 14.VII. 1866. № 637. P. 447-448; 21.VII. 1866. № 638. P. 463-464; 28.VII. 1866. № 639. P. 476-477.

63 Третье прибавление к систематической росписи книгам, продающимся в книжных магазинах И.И. Глазунова. С. 801.

64 Маленькая Мэг и ее дети. СПб., 1877; Стреттон Г. Одиноки в целом Лондоне. СПб., 1877; Пропавшая девочка. СПб., 1877; Стреттон Г. Сироты. СПб., 1877; Стреттон Г. Улица богомольцев. СПб., 1877; Царские слуги. С 8 картинками. СПб., 1877; Первая молитва Джессики. СПб., 1878; Стреттон Г. Как был завоеван Яблоневый двор, как одолели разбойничье гнездо. Варшава, 1880; и др.

65 ЖМНП. 1874. Ч. CLXXIV. Отд. I. С. 133; 1882. Ч. CCXXI. Отд. I. С. 72.

» Ю-й. ] НРШОЖЕШЕ КЪ ЖУРНАЛУ „ВСЕШРНАЛ ИЛЛЮСТГАЦ1Я" № 712. [ Ц'ЬПА 25 К011.

Приложение к журналу «Всемирная иллюстрация». Подпись под рисунком на обложке: Бесплатная раздача книжек «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения» в зале II группы

В Петербурге книги, брошюры и литографированные листы Общества поощрения духовно-нравственного чтения печатались в типографиях В.С. Балашева, Е.А. Благосветловой, А.И. Поповицкого и Ф.Г. Елеонского, А. Круга, А.И. Траншеля, А. Якобсона, Второго отделения собственной его императорского величества канцелярии, Департамента уделов, Академии наук и Министерства внутренних дел, в Варшаве — в типографии С. Оргельбранда сыновей. На протяжении нескольких лет русские редстокисты оказывали финансовую поддержку петербургскому книгопродавцу И.-Г.-Г. Блиссмеру66.

Тиражи книг и брошюр общества, по данным В.И. Межова, варьировались от 1 000 до 100 000 экз. Так, например, в 1878 г. общество выпустило аллегорические произведения Дж. Баньяна в количестве 1 050 экз., а в 1881 г. переиздало их тиражом 1 000 экз. В 1880 г. в Петербурге наставление «Подумай о будущей жизни» было издано тиражом 25 000 экз., а поучение «Взирай на Иисуса» в Варшаве — тиражом в 100 000 экз.

Значительные средства редстокисты тратили на издание литографированных листов. Только в 1877 г. типография Академии наук напечатала 20 000 экз. листа «Истинное человеков зерцало, в коем ясно видеть можно свойство человека». Большими тиражами выпускались и художественные произведения. Так, например, тираж изданного в Варшаве в 1882 г. рассказа «Благодатное дитя» составлял 10 000 экз., 50 000 экз. — тираж рассказа «Разговор двух матросов после бури», выпущенного в Петербурге в 1881 г. В 1882 г. Общество поощрения духовно-нравственного чтения опубликовало тиражом 5 000 экз. сборник стихотворений «Радостные песни Сиона» и тиражом 12 000 экз. в третий раз переиздало сборник «Любимые стихи». При републикации тиражи многих книг и брошюр значительно увеличивались. Например, в 1878 г. брошюра «"Так, Господи!": (Матф. 15, 27)» была издана тиражом 1 200 экз., а в 1882 г. ее переиздали в количестве 10 100 экз. Повесть Х. Стреттон «Маленькая Мэг и ее дети» вышла в Петербурге тиражом 2 200 экз., а в 1880 г. она была републикована в Варшаве в количестве 15 000 экз.67 По тиражам книги, брошюры и литографированные листы Общества поощрения духовно-нравственного чтения вполне были сопоставимы с продукцией лубочных издателей, выходившей, как правило,

66 Лесков Н.С. Откуда заимствован сюжет пьесы графа Л.Н. Толстого «Первый винокур» // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М., 1958. С. 132.

67 Третье прибавление к систематической росписи книгам, продающимся в книжных магазинах И.И. Глазунова. С. 78, 83, 153, 815; Четвертое прибавление к систематической росписи книгам, продающимся в книжных магазинах И.И. Глазунова. СПб., 1884. С. 33, 36, 37, 69, 78, 318.

в количестве от 6 000 до 80 000 экз., и значительно превосходили издания многих светских и церковных обществ, выпускавших книги для народа тиражами от 1 000 до 6 000 экз.68 Стоит отметить, что информация о тиражах многих изданий отсутствует, а потому невозможно сказать, какое количество печатной продукции в общей сложности выпустило общество.

Следуя примеру лорда Редстока, русские аристократы принимали активное участие в распространении духовно-нравственной литературы. «Однажды, — вспоминала княжна С.П. Ливен о В.А. Пашкове, — узнав, что эскадрон Кавалергардского полка, в котором он некогда был полковником, должен был пройти мимо его дома, по набережной Невы, Василий Александрович вышел ему навстречу с большим количеством Евангелий и, обратившись к командиру эскадрона, попросил его разрешения раздать их солдатам, на что тот дал свое согласие. Солдаты спешились, и каждый получил по Новому Завету»69. 1 августа 1878 г. в Петергофе во время праздника, организованного комитетом Красного креста под председательством Евгении Максимилиановны, принцессы Ольденбургской, великосветские дамы продавали «по самым баснословно-дешевым ценам» Евангелия и религиозно-нравственные брошюры70. Русские редстокисты, уезжая летом из Петербурга в свои имения, покупали в «очень большом количестве» антиалкогольные литографированные листы и назидательные брошюры и раздавали их грамотным крестьянам71.

В Петербурге книги и брошюры Общества поощрения духовно-нравственного чтения продавались в магазинах А.Ф. Базунова, И.-Г.-Г. Блиссмера и И.И. Глазунова. Большими партиями они рассылались из Петербурга в отдаленные уголки страны и распространялись книгоношами в городах и селах Астраханской, Нижегородской, Олонецкой, Самарской, Саратовской, Таврической, Тамбовской, Тверской и других губерний. Особое внимание уделялось ярмаркам. «Мы думали, — писал М.М. Корф, — что именно там, где люди так суетятся о земном, полезно предложить им подумать о будущей

68 Пругавин А.С. Указ. соч. С. 289.

69 Духовное пробуждение в России. С. 27.

70 Дочь Евы. Светские отголоски // Модный магазин. 15.УШ. 1878. № 16. С. 253-254.

71 А.И. Брошюры, изданные петербургским обществом «поощрения духовно-нравственного чтения» // Тульские епархиальные ведомости. 1.У1. 1880. № 11. С. 369; Лесков Н.С. Откуда заимствован сюжет пьесы графа Л.Н. Толстого «Первый винокур». С. 132-133.

жизни и обратить их сердечны очи на небесное-непреходящее»72. В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве, книгоношами общества было бесплатно роздано более 1 200 000 экз. разных брошюр73.

Все издания Общества поощрения духовно-нравственного чтения призывали людей верить в Иисуса Христа и стремиться к единению с ним через молитву и чтение Священного Писания74. Они, как справедливо заметил канадский исследователь Э. Эйе, «не пропагандировали никакого конкретного вероучения и не выступали против какой-либо церковной доктрины»75. Но это не помешало духовной власти обвинить общество в распространении идей, чуждых православию. 24 мая 1884 г. император Александр III распорядился закрыть Общество поощрения духовно-нравственного чтения76. М.М. Корф и В.А. Пашков были высланы из России. В Петербурге полиция наложила арест на несколько сот тысяч книг и брошюр, изданных обществом. 20 августа 1884 г. Синод признал брошюры, выпущенные Обществом поощрения духовно-нравственного чтения, «вредными по своему направлению и противными православному христианскому учению», и распорядился изъять их из обращения в народе. Епархиальным преосвященным предписывалось следить, чтобы брошюры общества не распространялись в народе, а духовно-цензурным комитетам запрещалось одобрять их переиздание без особого разрешения Синода77. Военное министерство выпустило приказ об изъятии брошюр общества «из обращения между нижними чинами»78. В июле 1885 г. Главное управление по делам печати запретило переиздавать книги, брошюры и литографированные

72 Письмо М.М. Корфа К.П. Победоносцеву (31.VII. 1880). — РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 165. Л. 1.

73 Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб.; М., 1882. С. 254. В письме товарищу министра внутренних дел, заведующему полицией, генерал-лейтенанту П.В. Оржевскому в ноябре 1884 г. В.А. Пашков утверждал, что во время выставки 1882 г. в Москве было роздано не менее 1 300 000 экз. брошюр (Коррадо Ш. Указ. соч. С. 141.).

74 Андерсон В. Пашковщина // Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПб., [1908]. С. 439.

75 Heier E. Op. cit. P. 119.

76 Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. IV. СПб., 1887. С. 319.

77 Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 18671900 гг. / Собрал А. Завьялов. 2-е изд. СПб., 1901. С. 192-194.

78 Полисадов Гр. Голос из народа о книгах для народного чтения // Нижегородские епархиальные ведомости. 1.VI. 1893. № 11. С. 279.

листы Общества поощрения духовно-нравственного чтения и распространять их79. По распоряжению Синода в конце 1886 г. был закрыт журнал «Русский рабочий»80, а в 1887 г. Министерство народного просвещения распорядилось изъять из всех ведомственных библиотек запрещенные издания81.

Несмотря на запрет, в конце XIX — начале XX в. книги и брошюры Общества поощрения духовно-нравственного чтения были хорошо известны читающей публике. Образованные люди, как светские, так и церковные, относились к ним скептически. Они критиковали русских редстокистов за публикацию «безграмотного рифмоплетства», за плохую адаптацию сюжетов к русской действительности и за отсутствие в произведениях «жизненной правды»82. «Невинным, но и не полезным вздором» называл литературную продукцию общества Н.С. Лесков, а Л.Н. Толстой рассматривал ее как «образец совершенной бесполезности»83. Церковные публицисты ругали книги и брошюры общества за «протестантские тенденции». Одни из них,

79 [Распоряжение Главного управления по делам печати о переиздании книг и брошюр Общества поощрения духовно-нравственного чтения] // Неделя. 21.У1. 1885. № 29. Стб. 1032.

80 Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. С. 234-235.

81 Каталог книг для употребления в низших училищах ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1887. С. [95].

82 Победоносцев К.П. Всеподданнейшая записка обер-прокурора Святейшего Синода императору Александру II (май 1880). Л. 1об.; Как был завоеван Яблоневый двор, как одолели разбойничье гнездо. Гесбы Стреттон. [Варшава, 1880] // Воспитание и обучение. 1880. № 6-7. С. 227; Василевский И. (Буква). Великосветское сектантство // Живописное обозрение. Т. I. 17.У. 1880. № 20. С. 371; Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения: [В 3-х т.]. [Т. 1]. СПб., 1884. С. 222; Т. 2. СПб., 1889. С. 304; Терлецкий Г. Указ. соч. С. 37; Го-ломбиевский А. Указ. соч. С. 174.

83 Лесков Н.С. Великосветский раскол. С. 167; Толстой Л.Н. [Речь о народных изданиях]. С. 524. При этом необходимо отметить, что Н.С. Лесков был близко знаком с М.Г. Пейкер и считал ее «сильно убежденной христианкой», «умной и образованной женщиной, каких немного» (ЛесковН.С. [Некролог М.Г. Пейкер] // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 10. С. 585-586). В конце 70-х гг. XIX в. он помогал ей редактировать журнал «Русский рабочий» и помещал в нем свои материалы. А Л.Н. Толстой в 1885-1886 гг. использовал русское переложение рождественского рассказа «Отец Мартин» французского проповедника и писателя Р. Сайяна, опубликованное пашков-цами (Дядя Мартын // Русский рабочий. 1884. № 1. С. 3-6), для работы над рассказом «Где любовь — там и Бог» (Грузинский А.Е. Источники рассказа Л.Н. Толстого «Где любовь — там и Бог» // Голос минувшего. 1913. № 3. С. 52-63), сюжет же литографированного листа «Первый винокур», выпущенного И.-Г.-Г. Блиссмером, писатель взял за основу для рассказа «Как чертенок краюшку выкупал» и комедии «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (Лесков Н.С. Откуда заимствован сюжет пьесы графа Л.Н. Толстого «Первый винокур». С. 132-133).

полностью отвергая протестантизм, считали деятельность Общества поощрения духовно-нравственного чтения вредной и требовали оградить русский народ от влияния пагубной литературы84; другие полагали, что издания общества могут привить простым людям любовь к чтению Священного Писания и укрепить в них искреннюю веру, а «оттенок протестантских воззрений, усматриваемый в некоторых брошюрах <...>, в действительности не так опасен, как может <кому-то> представляться»85.

Иным было отношение к изданиям Общества поощрения духовно-нравственного чтения у крестьян и фабричных рабочих. Не замечая «безграмотного рифмоплетства», они часто читали и пели «Любимые стихи» и «Радостные песни Сиона»86. На юге России христиане-евангелики с интересом изучали произведения Дж. Баньяна87. А знаменитый харьковский педагог Х.Д. Алчевская отмечала, что дети, подростки и малограмотные взрослые «с величайшим интересом и сочувствием» читали и слушали произведения Х. Стреттон, и рекомендовала использовать их в народных и школьных библиотеках, уверяя, что английская писательница обладает «даром проникать в душу читателя и будить в ней участие и сострадание»88. В 1893 г. издательство М.М. Ледерле выпустило повесть Х. Стреттон «Первая молитва Джессики» в переводе А.Д. Михайловой и с рисунками барона М.П. Клодта89. Новое издание было одобрено критиками и пользовалось популярностью у детей90. На рубеже веков книги и брошюры Общества поощрения духовно-нравственного чтения можно было найти в Москве и Петербурге, в Малороссии и на Кавказе, на

84 Скворцов Д. Указ. соч. С. 39.

85 А.И. Брошюры, изданные петербургским обществом «поощрения духовно-нравственного чтения». С. 377; Коллекция брошюр, найденная у штундистов. С. 7.

86 Кальнев М. История сектантских молитвенных песнопений и разбор их содержания. Одесса, 1909. С. 10; Старинин И.И. Записки библейского книгоноши // Голос минувшего. 1914. № 11. С. 169.

87 Записка из дел канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода о вредной для православной церкви деятельности Общества поощрения духовно-нравственного чтения и учредителя сего общества отставного полковника Пашкова. Л. 23.

88 Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. [Т. 1]. С. 222-223, 261-262; Т. 2. С. 5, 304-305.

89 Первая молитва Джессики: Рассказ для детей. СПб., 1893.

90 Издания М. Ледерле и К° // Северный вестник. 1893. № 9. Отд. II. С. 79-82; Систематический обзор русской народно-учебной литературы: [В 3 вып.]. 2-е изд. [Вып. 1]. СПб., 1895. С. 326; Курнин С.В. Что читать детям? Пособие при изучении детской литературы. М., 1900. С. 94; Каталог библиотеки Ю.В. Волковой в Ялте: Отдел книг для детей и юношества. СПб., 1903. С. 29.

Урале и в Сибири, «в самых далеких и захолустных уголках» страны91. В 1906-1913 гг. многие из них были переизданы в Петербурге, Ростове-на-Дону и Гальбштадте Таврической губернии92.

References

Corrado Sh. Filosofiya sluzheniya polkovnika Pashkova [The Philosophy of Ministry of (Colonel Pashkov]. Saint-Petersburg: Bibliya dla vsekh,2005. 224 p.

Fedorov V.A. Pravoslavnaya Cerkov' i gosudarstvo [Orthodox Church and the State] // Ocherki russkciy kul' tury XIX v. [ Essays on Russmn culture of the 19th c.]. In 6 vols. Vol. 2. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universit4ta, 2000, pp. 265-32290.

Heier E. Religious Schism in theRussianAristocracy, 1860-1965- Radstockism and Pashkovism. The Hague: Martinus Nijhoff, 1970. lc9 p.

Savinskry S.N. Istoriya evangelskikh hristian-baptistov Ukrainy, Rossii I Be-lorussii (1867-1917) [History of Evangelical Christians Baptists of Ukraine, Russia and Belorussia (1867-1917)]. Saint-Petersburg: Bibliya dla vsekh, 1999. 424 p.

Поступила в редакцию 21 марта 2018 г.

91 Пругавин А.С. Алчущие и жаждущие правды // Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху: Очерки современного сектантства. СПб., 1882. С. 153; Список паш-ковских брошюр, получивших широкое распространение в народе // Симбирские епархиальные ведомости. 15.X. 1895. № 20. С. 302-305.

92 См. напр.: Взирай на Иисуса. Гальбштадт, 1906; [Пашков В.А.]. Застигнутые врасплох. Гальбштадт, 1906; Пастух и овцы. Гальбштадт, 1906; [Горинович Н.Е.]. Он любит меня. Гальбштадт, [1907]; Рай и ад: Извлечение из соч. Спурджона. Ростов-на-Дону, 1907; Убеди их войти: Проповедь Спурджона. Ростов-на-Дону, 1907; Буньян Дж. Путешествие пилигрима в Небесную страну: Аллегорический рассказ / Пер. с англ. Ю.Д. З[асецкой]. 3-е изд. СПб., 1908; На лесопильне, или Свети день воскресный. Гальбштадт, 1909; Буньян Дж. Духовная война / Пер. с англ. Ю.Д. З[асецкой]. 3-е изд. СПб., [1910]; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.