ИЗБРАННЫЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С.А. ФЕДОТКИНА12, О.В. МУЗАЛЕВА1, Э.В. ХУГАЕВА1
1 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия;
2 Медицинский колледж ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Россия.
//////////////////ш^^^
I УДК 614.2:330.131.5:004.9 DOI: 10.21045/2782-1676-2024-4-3-39-46
^ Аннотация
^ Введение. Социологические опросы являются надежным источником получения информации о качестве предостав-^ ляемой медицинской помощи. Оценка субъективных мнений всех участников лечебно-профилактического процесса об ^ организации оказания медицинской помощи позволяет своевременно провести необходимую корректировку объема ^ и качества предоставляемых медицинских услуг. Изучение субъективных оценок медицинского персонала о качестве ^ предоставляемой медицинской помощи определяет ее эффективность и требует дополнительного исследования. Цель ^ исследования: изучить мнения медицинских работников, оценить влияние возможных факторов на ответы респон-^ дентов, в связи с включением дистанционного мониторирования артериального давления в их функциональные обязан-^ ности. Материалы и методы. Исследование было проведено на базе двух городских поликлиник города Санкт-^ Петербурга № 19 и № 91. Материалами послужили данные социологического опроса медицинских работников, принявших ^ участие в организации оказания медицинской помощи с применением дистанционного мониторирования артериально-^ го давления пациентам диспансерной группы наблюдения кардиологического профиля в период с 2018 по 2022 гг. ^ Результаты. Проведен анализ влияния некоторых факторов на ответы респондентов, в связи с включением дистан-^ ционного мониторирования артериального давления в их функциональные обязанности. Заключение. Обработка ^ данных показала, что, в целом, это привело к повышению удовлетворенности медицинских работников различными ^ аспектами профессиональной деятельности, связанными с коммуникативными процессами в коллективе - улучшением взаимопонимания с коллегами и руководством и уменьшением количества конфликтов с пациентами. По факторам организации и оплате труда были отмечены значительные ресурсы для определения направлений по их решению. ^ Ключевые слова: дистанционное мониторирование артериального давления, организация оказания медицинской по-^ мощи, «Школа дистанционного мониторирования артериального давления», пациенты с артериальной гипертензией, трудоспособный возраст, перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников, партисипативное взаимодействие.
^ Для цитирования: Федоткина С.А., Музалева О.В., Хугаева Э.В. Избранные подходы изучения социальной эффективности при организации оказания медицинской помощи с применением дистанционных технологий. Общественное I здоровье. 2024; 3(4):39-46, DOI: 10.21045/2782-1676-2024-4-3-39-46 ^ Контактная информация: Хугаева Эльза Валерьевна, e-mail: hugaeva_elza@vail.ru ^ Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки. ^ Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
^ Статья поступила в редакцию: 14.12.2023. Статья принята к печати: 19.02.2024. Дата публикации: 25.09.2024.
| UDC 614.2:330.131.5:004.9 DOI: 10.21045/2782-1676-2024-4-3-39-46
| SELECTED APPROACHES TO THE STUDY OF SOCIAL EFFICIENCY IN THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE WITH THE USE
OF REMOTE TECHNOLOGIES I S.A. Fedotkina1'2, O.V. Muzaleva1, E.V. Khugaeva1
I 1 Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St. Petersburg, Russia; ^ 2 College of Medicine Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia. I Abstract
^ Introduction. Sociological surveys are a reliable source of information about the quality of medical care provided. Assessing the ^ subjective opinions of all participants in the treatment and preventive process about the organization of medical care allows for
© С.А. Федоткина, О.В. Музалева, Э.В. Хугаева, 2024 г.
^ timely adjustments to the volume and quality of medical services provided. The study of subjective assessments of medical per-^ sonnel about the quality of medical care provided determines its effectiveness and requires additional research. The purpose of ^ the study is to study the opinions of medical workers, assess the influence of possible factors on the responses of respondents, in ^ connection with the inclusion of remote blood pressure monitoring in their functional responsibilities. Materials and methods. ^ Study was conducted on the basis of two city clinics of St. Petersburg No. 19 and 91. The materials were data from a sociological ^ survey of medical workers who took part in organizing the provision of medical care using remote blood pressure monitoring to ^ patients of the cardiology follow-up group in the period from 2018 to 2022. Results. An analysis was carried out of the influ-^ ence of some factors on the respondents' answers in connection with the inclusion of remote blood pressure monitoring in their ^ functional responsibilities. Conclusion. Data processing showed that, in general, this led to an increase in the satisfaction of ^ medical workers with various aspects of professional activity related to communication processes in the team - improved mutual ^ understanding with colleagues and management and a decrease in the number of conflicts with patients. Regarding factors of ^ labor organization and remuneration, significant resources were noted to determine directions for their solution.
^ Keywords: remote monitoring of blood pressure, organization of medical care, «School of remote monitoring of blood pres-^ sure», patients with hypertension, working age, redistribution of functional responsibilities of medical workers, participatory interaction.
^ For citation: Fedotkina S.A., Muzaleva O.V., Khugaeva E.V. Selected approaches to the study of social efficiency in the ^ organization of medical care with the use of remote technologies. Public health. 2024; 3(4):39-46, DOI: 10.21045/ | 2782-1676-2024-4-3-39-46
^ For correspondence: Elza V. Khugaeva, e-mail: hugaeva_elza@vail.ru ^ Funding: The study had no sponsorship.
^ Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interests.
Аннотации на испанском и французском языках приводятся в конце статьи.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из ключевых направлений развития системы здравоохранения на всех уровнях - это обеспечение высокого качества медицинской помощи. Однако объективная оценка этого показателя представляет определенные сложности, поскольку он зависит от множества факторов, каждый из которых вносит незначительный вклад на уровне статистической погрешности. Несмотря на это, в совокупности эти факторы оказывают значительное влияние и в значительной степени определяют объективную и субъективную оценку системы здравоохранения.
В последнее время все больше внимания уделяется развитию и расширению функций среднего медицинского персонала, а также более активному его участию в оказании медицинской помощи [1, 2, 12, 13, 14, 15, 18]. Важно строго определить выполняемые функции и возложить четкую ответственность на каждого сотрудника, включая средний медицинский персонал, и обеспечить эффективное взаимодействие между ними и другими членами команды в здравоохранении [12, 17, 16, 18].
Проведение социологических опросов является наиболее информативным методом изучения субъективных мнений всех участников лечебно-профилактического процесса об организации оказания медицинской помощи
и позволяет провести необходимые улучшения [5, 6, 8, 9, 11].
Ранее выполненные исследования [1, 2, 3, 4, 5, 6] выявили сильную взаимосвязь между субъективной оценкой медицинским персоналом качества предоставляемой медицинской помощи и ее эффективностью. Однако характер этой взаимосвязи и факторы, влияющие на субъективную оценку качества медицинской помощи, остаются недостаточно исследованными.
К тому же, нельзя утверждать, что субъективная оценка качества медицинской помощи полностью изучена. Кроме половозрастных и инфраструктурных факторов, а также географии удаленности медицинской организации и транспортной доступности, требуются исследования о влиянии уровня медицинской организации и объема предоставляемых медицинских услуг [7, 8, 9, 10, 11].
Наше исследование определялось необходимостью обеспечения доступности и улучшения качества медицинской помощи пациентам кардиологического профиля [18, 19, 20, 21]. Это сопряжено с рациональным использованием, в первую очередь, кадровых и технических ресурсов, а также с активным использованием информационных систем и элементов бережливого производства [4-6, 9-13].
Цель исследования: изучить мнения медицинских работников, оценить влияние возможных факторов на ответы респондентов, в связи
с включением дистанционного мониторирова-ния артериального давления в их функциональные обязанности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалами послужили данные социологического опроса медицинских работников, принявших участие в организации оказания медицинской помощи с применением дистанционного мониторирования артериального давления (ДМАД) пациентам диспансерной группы наблюдения кардиологического профиля в период с 2018 по 2022 гг. Научное исследование было организовано сотрудниками кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова на базе двух городских поликлиник города Санкт-Петербурга №19 и № 91.
Для реализации цели исследования проводилась обработка данных методом факторного анализа. Предлагаемая методика обработки включала в себя два этапа. На первом этапе к результатам анкетирования применили метод факторного анализа, позволяющий выделить агрегатные переменные, влияющие на ответы респондентов. В рассматриваемом примере в качестве исходных данных для факторного анализа выступала таблица с данными, включающими в себя ответы респондентов. На втором этапе проводился анализ взаимосвязи выделенных факторов с дополнительными переменными, позволяющий получить представление о том, какие значения факторных переменных наиболее ярко выражены по тому или иному критерию, и проверить гипотезу о независимости признаков.
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием персонального компьютера под управлением операционной системы Microsoft Windows 7, программного обеспечения Microsoft Excel 2013, стандартного пакета прикладной программы StatSoft Statistica 10.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос медицинских работников проводился при помощи специально разработанной структурированной анкеты. Она состояла из 14 ранжированных множественных вопросов. Было опрошено 107 медицинских работников
первичного звена здравоохранения, из них 25,0% мужчин и 75,0% женщин, средний возраст которых составил 42,1 и 41,8 лет соответственно. Медицинский стаж у мужчин составил 15,0±7,2 лет, а у женщин - 11,0±5,4. Выборку представили ответы на вопросы, полученные до и после дистанционного мониторирования артериального давления от 32 медицинских сестер и 68 врачей.
Результаты опроса медработников относительно профилактического консультирования и применения дистанционного мониторирова-ния артериального давления показал, что 54,4% врачей считали, что применение дистанционного мониторирования артериального давления существенно облегчило их работу, а 33,8% врачей высказались нейтрально по данному вопросу. Остальные 11,8% врачей сочли дистанционное мониторирование артериального давления пациентов действием, затрудняющим их работу.
Большинство медицинских сестер (53,1%) отметили дистанционное мониторирование артериального давления пациентов, как облегчающее их работу, 15,6% не смогли определиться с ответом, а треть (31,3%) медсестер высказали негативное мнение по этому вопросу.
Зарегистрирован удельный вес врачей (47,1%) и медицинских сестер (46,9%) с положительным мнением о пользе краткого профилактического консультирования пациентов в рамках диспансерного наблюдения.
Удельный вес врачей и медицинских сестер, которые затруднились ответить на вопрос о пользе краткого профилактического консультирования, также оказался достаточно высоким - 63,2%.
Против проведения краткого профилактического консультирования высказались 14,7% врачей и 28,1% медицинских сестер, что влияет в некоторой степени на эффективность применения метода дистанционного монито-рирования артериального давления пациентов и требует детального выявления причин такого негативного отношения.
Таким образом, большинство медицинских работников признали, что применение дистанционного мониторирования артериального давления и проведение краткого профилактического консультирования пациентов значительно облегчили и улучшили их работу. Следует признать, что достаточно высок процент респондентов (особенно со средним медицинским образованием), не согласных с проведением
дистанционного мониторирования артериального давления, что возможно потребует определенных организационных, обучающих, экономических мероприятий от руководителей медицинской организации.
Представляло значительный интерес изменение удовлетворенности / неудовлетворенности медицинского персонала своей деятельностью до и после дистанционного мониторирования (табл. 1).
По результатам исследования, было установлено, что удовлетворенность работников своей деятельностью в целом после применения ДМАД возросла на 3,0%, приблизительно в равных долях и врачей (2,9%), и медицинских сестер (3,1%), за счет уменьшения группы негативно относившихся к данному методу, а по группе медицинских сестер еще дополнительно за счет
лиц, с неопределенным ответом («затрудняюсь ответить»).
Уровень удовлетворенности работников по критерию «Взаимопонимание с коллегами» в среднем увеличился на 33,9%; в основном за счет группы врачей на 67,7%, а по группе медицинских сестер остался на прежнем уровне -0,1% и показатель неудовлетворенности в этой группе вырос на 6,1%, возможно за счет увеличения объема работы.
Взаимопонимание с руководством являлось одним из важнейших факторов, влияющим на уровень удовлетворенности. По данному вопросу зарегистрирована положительная динамика удовлетворенности после внедрения ДМАД (рост на 7,5%) в целом у 46,0% респондентов, причем больше среди медицинских сестер, чем у врачей (9,4% и 5,8% соответственно).
Таблица 1
Динамика показателей по причинам удовлетворенности / неудовлетворенности медицинских работников своей деятельностью до/после применения дистанционного мониторирования артериального давления
Критерии: Мед. работники После применения ДМАД До применения ДМАД Динамика роста (убыли)
Удовл (%) Не удовл (%) Удовл (%) Не удовл (%) Удовл (%) Не удовл (%)
Взаимопонимание с коллегами врач 80,9 13,2 13,2 73,5 67,7 -60,3
м/с 43,8 34,3 43,7 28,2 0,1 6,1
Всего среднее: 62,4 23,6 28,5 50,9 33,9 -27,3
Взаимопонимание с руководством врач 52,9 25,0 47 ,1 26,5 5,8 -1,5
м/с 28,2 59,3 18,8 65,6 9,4 -6,3
Всего среднее: 40,5 42,1 33,0 46,0 7,50 -3,90
Отсутствие конфликтных ситуаций с пациентами врач 57,4 19,1 22,1 47 35,3 -27,9
м/с 46,8 34,4 40,6 34,4 6,2 0
Всего среднее: 52,1 26,7 31,3 41,2 20,80 -14,50
Нагрузка трудовой деятельностью врач 20,8 75,7 19,1 70,6 1,7 5,1
м/с 9,4 90,6 9,4 87,5 0 3,1
Всего среднее: 13,4 83,1 15,8 77,5 -2,4 5,6
Оплата труда врач 33,8 47,1 26,5 48,5 7,3 -1,4
м/с 46,8 46,8 12,5 75 34,3 -28,2
Всего среднее: 40,3 46,9 19,6 61,6 20,7 -14,7
Возможность обучения и самосовершенствования во время работы врач 30,9 55,9 27,9 57,4 3,0 -1,5
м/с 25 59,4 18,8 62,5 6,2 -3,1
Всего среднее: 27,9 57,7 23,4 59,9 4,50 -2,20
Удовлетворенность своей деятельностью в целом врач 77,9 20,6 75 23,5 2,9 -2,9
м/с 78,1 18,8 75 25 3,1 -6,2
Всего среднее: 78 19,7 75 24 3,0 -4,3
Источник: материалы собственного социологического опроса медицинских работников до/после применения дистанционного мониторирования артериального давления пациентов с 2018 по 2022 гг.
Анализ мнений персонала «Не довольны взаимоотношениями с руководством» показал снижение на 3,9% в целом (у врачей - 1,5%, у медицинских сестер - 6,3%), что свидетельствует о положительной реакции персонала со средним медицинским образованием на управленческие решения.
Конфликтные ситуации с пациентами вызывали значительную неудовлетворенность работой у медицинских работников. После применения ДМАД снижение удельного веса неудовлетворенных анкетируемых зарегистрировано в 14,5% случаев, причем в большей степени у врачей (на 27,9%), и отсутствие динамики у медицинских сестер (0,0%), а снижение конфликтных ситуаций определило рост удовлетворенности деятельностью в целом на 20,8% у всех респондентов (на 35,3% у врачей и 6,2% у медицинских сестер соответственно).
Показатель удовлетворенности рабочей нагрузкой показал отрицательную динамику (снижение на 2,4%), причем рост (на 5,6% в целом) удельного веса медицинских работников недовольных нагрузкой после применения ДМАД произошел в основном за счет врачей (5,1%). Возможно, использование эти результатов будет полезным для определения направлений по организации труда медицинских работников.
Показатель неудовлетворенности низким уровнем оплаты труда в целом снизился на 14,8%, но все равно остался на высоком уровне - 46,9%.
Прирост удовлетворенности по критерию оценки о возможности обучения и самосовершенствования в рабочее время показал прирост на 4,5%, однако уровень неудовлетворенности этим критерием в целом остался по-прежнему высоким (57,7%).
Таким образом, применение дистанционного мониторирования артериального давления с учетом перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников в амбулаторных условиях привело к повышению уровня удовлетворенности медицинских работников в различных аспектах на 73,8%. Наибольший прирост удовлетворенности отмечается по коммуникативным критериям - взаимопонимание с коллегами и руководством, снижение конфликтных ситуаций с пациентами. В меньшей степени - по возможности обучения и самосовершенствования в рабочее время и уровнем оплаты труда. По организации труда медицинских работников выявлены значительные резервы для определения направлений по их решению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение мнений медицинских работников проводилось как подведение итогов применения дистанционного мониторирования артериального давления. Оно осуществлялось в амбулаторных условиях и основывалось на перераспределении функциональных обязанностей медицинских работников и партисипатив-ном взаимодействии с пациентами.
Социологический опрос был направлен на изучение удовлетворенности медицинских работников и оценку влияния некоторых факторов на ответы респондентов, в связи с включением дистанционного мониторирования артериального давления в их функциональные обязанности.
Обработка данных показала, что, в целом, это привело к повышению удовлетворенности медицинских работников различными аспектами профессиональной деятельности, связанными с коммуникативными процессами в коллективе - улучшением взаимопонимания с коллегами и руководством и уменьшением количества конфликтов с пациентами.
По этим критериям был наибольший прирост удовлетворенности медицинских работников, что говорит об их значимости для респондентов. Заинтересованность респондентов в повышении своей квалификации, совместно с выполнением своих основных функциональных обязанностей, дополнительно подтверждает целесообразность использования структурно-функциональной технологии с применением дистанционного монито-рирования артериального давления пациентам в амбулаторных условиях.
Негативная оценка респондентов двух взаимосвязанных критериев «Нагрузка трудовой деятельностью» и «Оплата труда» свидетельствует об имеющихся административных резервах у органов исполнительной власти. Возможно, полученные результаты нашего исследования будут полезны для определения направлений по организации труда медицинских работников.
Таким образом, современный подход к перераспределению функциональных обязанностей между врачами, медицинскими сестрами и специально обученными медицинскими ассистентами, в связи с использованием технологии организации оказания медицинской помощи с применением дистанционного мониториро-вания артериального давления положительно отразился на профессиональной деятельности медицинских работников, что свидетельствует о социальной эффективности его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. ПрохоренкоН.Ф., ГапоноваЕ.А., ПетрачковИ.В., УлумбековаГ.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // ОР-ГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШО-УЗ. - 2019. - Т. 5 - №4. - С. 20-42. DOI: 10.24411/24 11-8621-2019-14002.
2. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Методические рекомендации. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/560498624 (Дата обращения: 05.11.2023).
3. Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад. [Электронный ресурс]. - URL: https://ethics.cdto.ranepa.ru/3_1 (Дата обращения: 05.11.2023).
4. Карайланов М. Г., Музалева О. В., Голева Е. С. [и др.] Оценка социальной эффективности использования медицинских информационных систем персоналом медицинских организаций // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - №9 (135). - URL: https://research-journal.org/archive/9-1 35-2023-september/10.23670/IRJ.2023.1 35.48 (Дата обращения: 05.11.2023). - DOI: 10.23670/IRJ. 2023.135.48.
5. Черкасов С.Н., КостиковаА.Ю. Удовлетворенность врачей государственных медицинских учреждений // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №4 (58). - URL: https://research-journal.org/archive/4-58-2017-april/udovletvorennost-vrachej-gosudarstvennyx-medicinskix-uchrezhdenij (Дата обращения: 05.11.2023). - doi: 10.23670/ IRJ.2017.58.1 00.
6. МунтянИ.А., КарасеваЛ.А. Анализ факторов, влияющих на степень удовлетворенности трудом медицинского персонала. // Медсестра. - 2021. - 5. [Электронный ресурс] - URL: https://doi.org/10.33920/ med-05-2105-04 (Дата обращения: 05.11.2023).
7. АманбековА.А., КасиевН.К. Удовлетворенность специалистов сестринского дела профессиональной деятельностью // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2021. - №6. - С. 72-77.
8. ДанильченкоЯ.В., КарасьД.В., ПопсуйкоА.Н., Артамонова Г.В. Удовлетворенность медицинского персонала - удовлетворенность пациента качеством помощи: есть ли связь? // Социальные аспекты здоровья населения. [Электронный ресурс]. http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1163/30/lang,ru/ (Дата обращения: 05.11.2023). DOI: 10.21045/2071-50212020-66-3-2.
9. ФедоткинаС.А., Ахминеева А.Х., КарайлановМ.Г. Лучшие практики применения телемедицинских технологий в российской федерации и за рубежом. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. -2023. - Т. 15. - №3. - С. 295-312.
10. КарайлановМ.Г., Ужох-Бажноков О.А. Организация профилактических мероприятий с применением цифровых технологий. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения,
обучения. Вестник ВШОУЗ. - 2023. - Т. 9. - №3 (33). -С. 138-139.
11. МузалеваО.В., ГолеваЕ.С., ПчелкинА.А. Применение методов анкетирования для оценки эффективности использования медицинских информационных систем в медицинских организациях. // В сборнике: Эффективное управление и контроль в здравоохранении. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Т. Русева, А.Х. Ахми-неевой. Санкт-Петербург. - 2022. - С. 40-43.
12. ДрапкинаО.М. Организационные решения по перераспределению функций между работниками медицинской организации. Функционал немедицинского персонала. [Электронный ресурс] - URL: https:// mednet.ru/images/materials/news/5_drapkina.pdf (Дата обращения: 05.11.2023).
13. КалининскаяА.А., ЛазаревА.В., ШляферС.И., Баль-замоваЛ.А. Кадровое обеспечение первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации. // Менеджер здравоохранения. - № 6-2022. С. 62-68.
14. Куценко О.С. Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации // Молодой ученый. - 2016. - №9 (113). - С. 628630. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/113/29181/ (Дата обращения: 05.11.2023).
15. ВечоркоВ.В. Распределение рабочего времени медицинских сестер, работающих на амбулаторном приеме с врачом-терапевтом, в поликлинике города Москвы. // Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. DOI: 10.21045/2071-5021-2017-54-2-4.
16. ОкуловМ.В., ЕмельяновА.О., ПенюгинаЕ.Н., Золотарев П.Н., ДоготР.А. Кадры как важная составляющая доступности первичной медико-санитарной помощи взрослому населению крупного города. // Медицина и организация здравоохранения. - 2022. - Т. 7. -№1. - С. 28-35.
17. Федоткина С.А., Хугаева Э.В. Анализ факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у лиц трудоспособного возраста. // Социальные аспекты здоровья населения. - 2022. - Т. 68. - № 6.
18. ФедоткинаС.А., ХугаеваЭ.В. Информированность населения о кардиоваскулярных факторах развития заболеваний как результат применения популяцион-ной стратегии. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2023. - Т. 15. - №2. - С. 178-194.
19. ФедоткинаС.А., ХугаеваЭ.В. Причины и частота встречаемости осложнений факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди трудоспособного населения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. - 2022. -Т. 17. - № 4. - С. 281-294.
20. ИоновМ.В., ЗвартауН.Э., КонрадиА.О., ШляхтоЕ.В. Телемониторинг артериального давления и дистанционное консультирование пациентов с артериальной гипертензией: «за» и «против». // Российский кардиологический журнал. - 2020. - Т. 25. - №10. -С. 240-248.
REFERENCES
1. ProkhorenkoN.F., GaponovaE.A., PetrachkovI.V., Ulum-bekova G.E. Ensuring accessibility and quality of primary health care // ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of the Higher School of Economics. - 2019. - Vol. 5. -No. 4. - P. 20-42. DOI: 10.24411/2411 -8621 -2019-14002. (in Russian).
2. A new model of a medical organization providing primary health care. Methodological recommendations. [Electronic resource] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/560498624 (accessed: 05.11.2023). (in Russian).
3. Ethics and «digital»: ethical problems of digital technologies. Analytical report. [electronic resource]. - URL: https://ethics.cdto.ranepa.ru/3_1 (Accessed: 05.11.2023) (in Russian).
4. Karaylanov M. G., Muzaleva O. V., Goleva E. S. [et al.] Evaluation of the social effectiveness of the use of medical information systems by personnel of medical organizations // International Research Journal. - 2023. - №9 (135). - URL: https://research-journal.org/archive/9-132023septem-ber/10.23670/IRJ.2023.135.48 (accessed 05.11.2023). -DOI: 10.23670/IRJ.2023.135.48. (in Russian).
5. Cherkasov S.N., KostikovaA.Y. Satisfaction of doctors of state medical institutions // International Research Journal. - 2017. - №4 (58). - URL: https:// research-journal.org/archive/4-58-2017-april/udovlet-vorennost-vrachej-gosudarstvennyx-medicinskix-uchre-zhdenij(Accessed: 05.11.2023). - doi: 10.23670/ IRJ.2017.58.100. (in Russian).
6. Muntyanl.A., KarasevaL.A. Analysis of factors affecting the degree of satisfaction with the work of medical personnel. // № 2021-5. [Electronic resource] - URL: https://doi.org/10.33920/med-05-2105-04 (Accessed: 05.11.2023). (in Russian).
7. AmanbekovA.A., Kasiyev N.K. Satisfaction of nursing specialists with professional activity // Nauchnoe oboz-renie. Medical sciences. - 2021. - No. 6. - P. 72-77. (in Russian).
8. Danilchenko Ya.V., KarasD.V., PopsuikoA.N., Artamono-va G.V. Satisfaction of medical personnel - patient satisfaction with the quality of care: is there a connection? // Social aspects of public health. [electronic resource]. http://vestnik.mednet.ru/content/viewZ1163/30/lang,ru/ (Accessed: 05.11.2023). DOI: 10.21045/2071 -5021 -202066-3-2. (in Russian).
9. FedotkinaS.A., AkhmineevaA.H., KaraylanovM.G. Best practices of telemedicine technologies application in the Russian Federation and abroad. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2023. - Vol. 15. - No. 3. -P 295-312. (in Russian).
10. KaraylanovM.G., Uzhoh-Bazhnokov O.A. Organization of preventive events with the use of digital technologies. // ORGZDRAV: news, opinions, training. Vestnik VSHOUZ. 2023. Vol. 9. No. 3 (33). P 138-139. (in Russian).
11. MuzalevaO.V., GolevaE.S., PchelkinA.A. Application of questionnaire methods to assess the effectiveness of the use of medical information systems in medical organizations. // In the collection: Effective management and control in healthcare. Materials of the All-Russian Scientific and practical Conference. Edited by I.T. Rusev, A. H. Akhmineeva. St.Petersburg. - 2022. - P. 40-43. (in Russian).
12. Drapkina O.M. Organizational decisions on the redistribution of functions between employees of a medical organization. The functionality of non-medical personnel. [Electronic resource] - URL: https://mednet.ru/images/ materials/news/5_drapkina.pdf (Accessed: 05.11.2023). (in Russian).
13. KalininskayaA.A., LazarevA.V., ShlyaferS.I., Balzamo-va L.A. Staffing of primary health care in the Russian Federation. // Health Care Manager. No. 6-2022. P 62-68. (in Russian).
14. Kutsenko, O.S. Methodical approach to the evaluation of the effectiveness of the medical organization // Young scientist. - 2016. - №9 (113). - P 628-630. [electronic resource]. URL: https://moluch.ru/archive/113/29181 / (Accessed: 05.11.2023). (in Russian).
15. VechorkoV.V. Distribution of working hours of nurses working on an outpatient appointment with a general practitioner in a polyclinic in Moscow. // Social aspects of public health. 2017. DOI: 10.21045/2071-50212017-54-2-4.
16. Okulov M. V., Emelyanov A. O., Penyugina E. N., Zolotarev P. N., Dogot R.A. Personnel as an important component of accessibility of primary health care to the adult population of a large city. // Medicine and Healthcare organization. - 2022. Vol. 7. - No. 1. - P 28-35. (in Russian).
17. Fedotkina S.A., Khugaeva E. V. Analysis of risk factors for the development of cardiovascular diseases in people of working age. // Social aspects of public health. - 2022. -Vol. 68. - No. 6. (in Russian).
18. FedotkinaS.A., KhugaevaE.V. Awareness of the population about cardiovascular factors of disease development as a result of population strategy application. // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2023. Vol. 15. - No. 2. - P 178-194. (in Russian).
19. FedotkinaS.A., KhugaevaE.V. Causes and frequency of complications of risk factors for the development of cardiovascular diseases among the able-bodied population. // Bulletin of St. Petersburg University. Medicine. -2022. Vol. 17. - No. 4. - P. 281-294. (in Russian).
20. lonov M. V., Zvartau N. E., Konradi A. O., Shlyakhto E. V. Tele-monitoring of arterial pressure and remote counseling of patients with arterial hypertension: «pros» and «cons». // Russian Journal of Cardiology. - 2020. - Vol. 25. -No. 10. - P. 240-248. (in Russian).
ES FR
^ Enfoques seleccionados para estudiar la eficiencia social en la
^ organización de la prestación de atención médica utilizando
^ tecnologías remotas
| S.A. Fedotkina, O.V. Muzaleva, E.V. Khugaeva
| Anotación
^ Introducción. Las encuestas sociológicas son una fuente confiable
^ de información sobre la calidad de la atención médica brindada. La
^ evaluación de las opiniones subjetivas de todos los participantes
^ en el proceso terapéutico y preventivo sobre la organización de la
^ atención médica permite realizar ajustes oportunos en el volumen
^ y la calidad de los servicios médicos prestados. El estudio de las
^ evaluaciones subjetivas del personal médico sobre la calidad de
^ la atención médica brindada determina su efectividad y requiere
^ investigación adicional. Objetivo del estudio: estudiar las opinio-
^ nes de los trabajadores médicos, evaluar la influencia de posibles
^ factores en las respuestas de los encuestados en relación con la
^ inclusión del control a distancia de la presión arterial en sus res-
^ ponsabilidades funcionales.
^ Materiales y métodos. El estudio se llevó a cabo en dos clínicas
^ de la ciudad de San Petersburgo No. 19 y 91. Los materiales fueron
^ datos de una encuesta sociológica de trabajadores médicos que
^ participaron en la organización de la prestación de atención médica
^ mediante el control a distancia de la presión arterial a pacientes de
^ el grupo de seguimiento de cardiología en el periodo 2018 a 2022.
^ Resultados. Se realizó un análisis de la influencia de algunos
^ factores en las respuestas de los encuestados en relación con la
^ inclusión de la monitorización a distancia de la presión arterial en
^ sus responsabilidades funcionales. Conclusión. El procesamiento
^ de datos mostró que, en general, esto condujo a un aumento en la
^ satisfacción de los trabajadores médicos con diversos aspectos de
^ la actividad profesional relacionados con los procesos de comuni-
^ cación en el equipo: una mejor comprensión mutua con los colegas
^ y la gerencia y una disminución en el número de conflictos con los
^ pacientes. En cuanto a los factores organizativos y remunerativos,
^ se observaron importantes recursos para determinar orientaciones
^ para su solución.
^ Palabras clave: monitoreo remoto de la presión arterial, organi-
^ zación de la atención médica, "Escuela de Monitoreo Remoto de la
^ Presión Arterial", pacientes con hipertensión arterial, edad laboral,
^ redistribución de responsabilidades funcionales de los trabajadores
^ médicos, interacción participativa.
^ Approches sélectionnées pour étudier l'efficacité sociale dans
^ l'organisation de la fourniture de soins médicaux à l'aide de
^ technologies à distance
| S.A. Fedotkina, O.V. Muzaleva, E.V. Khugaeva
| Annotation
^ Introduction. Les enquêtes sociologiques constituent une source
^ fiable d'informations sur la qualité des soins médicaux prodigués.
^ L'évaluation des opinions subjectives de tous les participants au
^ processus de traitement et de prévention sur l'organisation des soins
^ médicaux permet d'ajuster en temps opportun le volume et la qualité
^ des services médicaux fournis. L'étude des évaluations subjectives
^ du personnel médical sur la qualité des soins médicaux prodigués
^ détermine son efficacité et nécessite des recherches supplémentaires.
^ Objectif de l'étude: étudier les avis du personnel médical, évaluer
^ l'influence de facteurs possibles sur les réponses des répondants
^ en lien avec l'inclusion de la surveillance à distance de la tension
artérielle dans leurs responsabilités fonctionnelles.
^ Matériels et méthodes. L'étude a été menée sur la base de deux
^ cliniques municipales de Saint-Pétersbourg № 19 et 91. Les docu-
^ ments étaient des données d'une enquête sociologique auprès du
^ personnel médical qui a participé à l'organisation de la fourniture
^ de soins médicaux utilisant la surveillance à distance de la pression
^ artérielle aux patients de le groupe de suivi en cardiologie sur la
| période 2018 à 2022.
^ Résultats. Une analyse a été réalisée sur l'influence de certains
^ facteurs sur les réponses des répondants en lien avec l'inclusion de
^ la surveillance à distance de la tension artérielle dans leurs respon-
^ sabilités fonctionnelles.
^ Conclusion. Le traitement des données a montré qu'en général, cela
^ entraînait une augmentation de la satisfaction du personnel médical à
^ l'égard de divers aspects de l'activité professionnelle liés aux processus
^ de communication au sein de l'équipe - une meilleure compréhension
^ mutuelle avec les collègues et la direction et une diminution du nombre
^ de conflits avec les patients. Concernant les facteurs organisationnels
^ et de rémunération, des ressources importantes ont été constatées
^ pour déterminer les orientations de leur solution.
^ Mots clés: télésurveillance de la tension artérielle, organisation des
^ soins médicaux, "École de télésurveillance de la pression artérielle",
^ patients souffrant d'hypertension artérielle, âge de travailler, redis-
^ tribution des responsabilités fonctionnelles du personnel médical,
^ interaction participative.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTORS
Федоткина Светлана Александровна - доцент, доктор медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации; Медицинский колледж ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург, Россия.
Svetlana A. Fedotkina - Associate Professor, Grand PhD in Medical sciences, associate professor of the department of healthcare organization and public health of the Military Medical Academy named after CM. Kirov; College of Medicine Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.
E-mail: safedotkina@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3077-443X
Музалева Ольга Владимировна - доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Olga V. Muzaleva - Associate Professor, PhD in Medical sciences, associate professor of the department of healthcare organization and public health of the Military Medical Academy named after CM. Kirov, St. Petersburg, Russia. E-mail: ovmuzal@gmail.com, ORCID: 0009-0006-0569-9289
Хугаева Эльза Валерьевна - преподаватель среднего профессионального образования ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская
академия имени С.М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Elza V. Khugaeva - Teacher of secondary vocational education at the Military Medical Academy named after CM. Kirov, St. Petersburg,
Russia.
E-mail: hugaeva_elza@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5816-2510
//////////////////////^^^^