Научная статья на тему 'Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства'

Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательная система / право на представительство / избирательные права / представительный характер законодательной власти / партийная система / избирательные правоотношения / избирательные органы / избирательные округа. / electoral system / right to representation / electoral rights / representative character of legislative power / party system / electoral legal relations / electoral bodies / electoral districts.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Сергеевна Назарова, Евгений Николаевич Хазов

Анализируются важные аспекты избирательной системы как элемента конституционного механизма народного представительства; подвергаются исследованию факторы, влияющие на содержательную характеристику избирательной системы, при этом акцент делается, в том числе, на анализ влияния партийной системы на избирательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Сергеевна Назарова, Евгений Николаевич Хазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTORAL SYSTEM AS AN ELEMENT OF THE CONSTITUTIONAL MECHANISM OF THE INSTITUTE OF PEOPLE’S REPRESENTATION

The article analyzes the important aspects of the electoral system as an element of the constitutional mechanism of people’s representation; the factors affecting the content of the electoral system are studied, with the emphasis on the analysis of the influence of the party system on the electoral system.

Текст научной работы на тему «Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10137 © И.С. Назарова, Е.Н. Хазов, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ИНСТИТУТА НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Ирина Сергеевна Назарова,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного),

кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1) E-mail: irina-nazarova@inbox.ru; Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация: Анализируются важные аспекты избирательной системы как элемента конституционного механизма народного представительства; подвергаются исследованию факторы, влияющие на содержательную характеристику избирательной системы, при этом акцент делается, в том числе, на анализ влияния партийной системы на избирательную систему.

Ключевые слова: избирательная система, право на представительство, избирательные права, представительный характер законодательной власти, партийная система, избирательные правоотношения, избирательные органы, избирательные округа.

THE ELECTORAL SYSTEM AS AN ELEMENT OF THE CONSTITUTIONAL MECHANISM OF THE INSTITUTE OF PEOPLE'S REPRESENTATION

Irina S. Nazarova,

Head of the Department of constitutional and administrative law of the faculty (command),

Candidate of Law, Associate Professor

St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (198206, St. Petersburg, ul. L. Pilyutova, d. 1);

Evgeniy N. Khazov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Law, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article analyzes the important aspects of the electoral system as an element of the constitutional mechanism of people's representation; the factors affecting the content of the electoral system are studied, with the emphasis on the analysis of the influence of the party system on the electoral system.

Keywords: electoral system, right to representation, electoral rights, representative character of legislative power, party system, electoral legal relations, electoral bodies, electoral districts.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Назарова И.С., Хазов Е.Н. Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):73-6.

В процессе анализа избирательной системы в контексте ее влияния на функционирование механизма института народного представительства актуальное значение приобретает определение сущности самой избирательной системы и выявление факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние [1]. Представляется, что исследование избирательной системы должно опираться на комплексный подход к формулировке дефиниции. Избирательная система предстает, во-первых, как совокупность всех правоотношений, складывающихся в ходе организации и проведения выборов;

во-вторых, в качестве предпосылки, создающей необходимые условия для обеспечения эффективности функционирования института народного представительства; в-третьих, как способ установления итогов голосования избирателей и их трансформации в результаты выборов.

Посредством прямых выборов формируются составы всех нижних палат парламентов, а иногда и верхних. Избирательная система, применяемая в том или ином государстве, оказывает прямое воздействие на представительный характер законодательной власти парламента. При этом избирате-

льная система определяет характер и степень представительности парламента [2].

На сущность избирательной системы важнейшее влияние оказывает, в том числе, и партийная система. В странах с пока еще невыраженным конституционным развитием, неустойчивыми конституционными обычаями, это воздействие со стороны партийной системы на избирательную систему может даже приобретать превалирующий характер [3].

Конституирование состава представительного органа, его легитимная сущность, партийный состав в большей степени обусловлены типологией и содержанием избирательных систем, которые используются в практике конкретных стран [11, с. 135].

В процессе исследования природы, выявления типа избирательной системы, важно выделить те специфические признаки, которые позволят отнести избирательную систему к тому или иному ее виду, более четко отразить ее соответствие установленным международным стандартам в данной области [20, с. 36—39].

Важное значение имеет состав избирательной организации, уровень ее легитимности, и, как следствие, способы формирования избирательных органов, их правовой статус, свидетельствующие о возможности их идентификации с «избирательной властью», степень имплементации в нее определенных ассоциаций избирателей. Избирательные отношения являются результатом укоренившихся способов поведения субъектов избирательного процесса, их культуры, специфики применяемого им инструментария. Поэтому избирательные системы отличаются специфическими, принадлежащими только им конкретными моделями, характером избирательного поведения и избирательной культуры, особенностями избирательных технологий. Соответственно, избирательная система идентифицируется как сложная конституционная конструкция, многоаспектное политико-правовое образование, обуславливающее порядок организации и проведения выборов в стране [10, с. 179].

Для исследования избирательной системы важное значение имеет не столько само по себе избирательное законодательство, но и его характерные черты, в том числе, особенности норм, составляющих «партийное» право [7, с. 13]. Речь идет также

о юридической силе правовых актов о выборах, наличие консолидированных актов в данном направлении, в частности, избирательных кодексов, технико-юридическая специфика формирования избирательно-правовых норм и, конечно же, способ их действия, согласованность с принципом нормативной определенности; стабильность или динамичное развитие законодательства о выборах, кроме того, и все остальное, что непосредственно обусловлено вопросами реализации избирательных прав граждан.

Типологическая специфика избирательной системы состоит также в особенностях создания избирательной инфраструктуры, включающей в себя методы «нарезки» избирательных округов, используемые способы их формирования; применяемая законодательством государства методология образования избирательных органов и наделения их статусом в контексте концепции народного суверенитета [8, с. 25].

Сущностной особенностью избирательной системы является совокупность способов применения избирательных процедур, а также механизмов осуществления избирательного процесса, которые установились в конституционной практике страны.

Определяющим признаком, который выполняет роль сущностно-содержательной характеристики, отражающей в концентрированном виде избирательную систему, служит «электоральная формула» (формула, посредством которой формируется избирательная система) [10, с. 58].

Думается, что указанная формула обусловлена многими факторами, такими как: устойчивость системы правления, структура партийной системы, уровень избирательной культуры граждан, стабильность существующих политических и партийных институтов.

Очевидно, что конструкция представительности парламента не может оставаться неизменной, она эволюционирует вместе с развивающейся конституционной практикой.

Исследование отечественной конституционной доктрины позволяет выделить важнейшие направления усиления представительного характера российского парламента. К ним целесообразно отнести нижеперечисленные тенденции. Учреждение нового образа правления, опирающегося на сбалансированное сочетание двух постоянно конкурирующих

российских традиций и начал: эффективной сильной верховной власти и народовластия. Появление новой практики постоянного взаимодействия Президента и парламента. Механизмы ответственности Президента и Правительства, парламентского контроля. Актуальным, как представляется, является изучение конституционно-правового опыта зарубежных стран и, в частности, технико-юридических способов формирования представительного характера парламента.

Однако в государствоведческой литературе достаточно распространенной является версия о все-сильности исполнительной власти и слабости власти законодательной и парламента как институциональной ее составной части. В качестве примера часто ссылаются на Конституцию Франции 1958 г., которая действительно на момент ее принятия существенно ограничивала возможности общенационального парламента [11, с. 198].

С течением времени соотношение властных полномочий между исполнительной и законодательной властями изменялось в пользу последней. Новейшие изменения, внесенные в Конституцию Франции, сторонники «слабого» парламента этой страны не учитывают, между тем как они довольно значительные.

Представляется, что одной из значимых характеристик избирательной системы является законодательно признанный способ распределения вакантных депутатских мандатов. В последнее время данная проблема стала чрезвычайно актуальной, в том числе для Российской Федерации. Многократно возникающие в этой связи избирательные споры разрешались, в том числе, с участием Конституционного Суда. Понятно, что важно не только само по себе разрешение такого рода споров, но разрешение их в контексте соотнесения с представительным характером законодательного органа власти. Представляет в этой связи интерес изучение сложившихся в различных странах моделей (схем) распределения вакантных мандатов. Так, в Японии вакантные мандаты в Палате представителей (нижняя палата японского парламента) применительно к избираемым депутатам по пропорциональной избирательной системе распределяются следующим образом: ставшие вакантными мандаты замещаются по принципу очередности размещения депутатов в списке

кандидатов политической партии вне зависимости от числа голосов избирателей, полученных при проведении голосования в соответствующих 11 многомандатных избирательных округах. В то же время при замещении вакантных мандатов при проведении голосования за кандидатов, которые баллотировались в рамках так называемых матрешечных избирательных округов (300 одномандатных округах), число действительных голосов избирателей, поданных за кандидата, должно быть не менее 1/10 всех действительных голосов избирателей. Подобная практика может быть применима и в Российской Федерации, причем как на региональном, так и на федеральном уровне, учитывая то обстоятельство, что депутаты Государственной Думы седьмого созыва будут избираться по смешанной избирательной системе [9, с. 68].

Вместе с тем, характерологической особенностью избирательной системы является способ определения результатов голосования, отражающий, пусть и в завершающий, но вместе с тем, принципиально важный этап выборов, тип и вид избирательной системы [13]. Понятно также, что способ определения результатов голосования оказывается зависимым от типа и вида избирательной системы и даже от особенностей сложившейся в стране партийной системы [14].

Выступая механизмом воспроизводства властных публично-правовых институтов, избирательная система органично связана с существующей системой власти, отражая взаимосвязь порядка (способа) проведения в стране на различных уровнях власти выборов и сложившейся социальной структуры общества, его партийной системы. Избирательная система тем самым является «продуктом» публично-правовой власти, ее инструментом. В то же время, формирование избирательной системы, ее применение в отдельно взятой стране в той или иной мере подчинено существующим международным избирательным стандартам. Существующий в стране политический (государственный) режим вынужден эти стандарты учитывать [15].

Устройство избирательной системы характеризует все, что так или иначе связано с проведением выборов в отдельно взятой стране: способ назначения выборов, особенности формирования избирательной инфраструктуры (систему избирательных

органов, порядок их формирования, объем полномочий, связь с государственной властью и др. [17]; способы «нарезания» избирательных округов и формирования избирательных участков; систему учета и регистрации избирателей), способы выдвижения кандидатов, партийных списков и их регистрации; порядок проведения предвыборной агитации, информирования избирателей, финансирования избирательной кампании, порядок голосования, дизайн избирательных бюллетеней; способы подсчета голосов, подведения итогов голосования и проводимых выборов; механизмы защиты избирательных прав граждан и разрешения избирательных споров и множество других аспектов реализации гражданами избирательных прав, особенности применяемых избирательных процедур [18].

Используемый в государстве вид избирательной системы обуславливает выбор методологии, методики и технологии подсчета голосов[19, с. 6.]. Избирательная система в рассматриваемом значении есть целый институт конституционного права, возможно, даже подотрасль, представленная совокупностью правовых норм, устанавливающих, каким образом итоги голосования избирателей преобразуются в результаты выборов [20, с. 36—39].

Избирательная система предстает в системе народного представительства в различных ипостасях, имеет важнейшие сущностные аспекты, подвергается непосредственному влиянию со стороны многих факторов, решающее воздействие на нее оказывает, в том числе, партийная система, что способствует повышению уровня представительности законодательной власти.

Литература

1. Актуальные проблемы конституционного права России / (2-е изд., перераб. и доп.) [Эбзеев Б.С. и др.]. М., 2019. .

2. Система органов государственной власти России: учебное пособие / [Габричидзе Б.Н. и др.]. М., 2015.

3. Правоведение. / (4-е изд., перераб. и доп.) [Маилян С.С. и др.]. М., 2019.

4. Авакъян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2009. № 6.

5. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С.А. Ава-

кьян. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

6. Алескеров Ф.Т., Платонов В.В. Системы пропорционального представительства и индексы представительности парламента. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

7. Астафичев П.А. Право граждан на представительство в органах публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3.

8. Васильев В.И. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах / В.И. Васильев, Л.Е. Помазан-ский // Журнал российского права. 2010. № 8.

9. Дмитриева Т.Б. Российское парламентское право М., 2015.

10. Колюшин Е.И. Избирательное право в системе публичного права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1.

11. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.

12. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для студентов юрид. вузов и фак. М.: Волтерс Клувер, 2006.

13. Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право: учебно-методическое пособие / [Воробьев В.Ф. и др.]. М., 2017.

14. Конституционное право России: учебник (9-е изд., перераб. и доп.) / [Лучин В.О. и др.]. М., 2018.

15. Конституционное право России: учебно-методическое пособие / [Хазов Е.Н. и др.]. М., 2017.

16. Выборы Президента Российской Федерации: учебное пособие / [Харламов С.О. и др.]. М., 2018.

17. Избирательное право / (2-е изд., перераб. и доп.) [Эбзеев Б.С. и др.]. М., 2015.

18. Актуальные проблемы избирательного права: учебник / [Эбзеев Б.С. и др.]. М., 2017.

19. Бельский В.Ю., Хазов Е.Н., Артамош-кин М.Н. Роль полиции в обеспечении избирательных прав граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации. Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2018. № 7.

20. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовые проблемы соблюдения международных избирательных стандартов в национальном избирательном праве. Международный журнал конституционного и государственного права. 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.