© 2007 г. С.Ш. Махмудова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ВЫБОРЫ В I ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (в современном понимании этого термина) - Государственная дума - было созвано лишь в 1906 г. и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Во всех четырех созывах преобладающее большинство составляли депутаты - представители трех социальных слоев - местного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Дворянство имело, например, почти полувековой опыт работы в земстве. Интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях. Крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной думы в России начала ХХ в. являлась фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.
По поводу ее открытия В. Струве писал: «До сих пор страна жила помыслами о Думе, надеждами на нее, верой в нее. Теперь Дума должна жить верой и помыслами страны, в них черпая и смысл своего существования и силы для выполнения своего призвания. Вопреки всем злым силам старого строя Дума восстает перед нами как воплощение новой народной России. Создавая Думу, ведя за нее борьбу, русский народ и все народы, связанные с ним общей политической судьбой, сплачивались в духовное целое, сознающее себя самоопределяющейся и властной силой, складывались в нации» [1].
Восстановление полной и объективной картины борьбы парламентариев от Северного Кавказа в Государственной думе сохраняет актуальность для историографии.
Проблема деятельности депутатов от Северного Кавказа в I - IV Государственных думах представляется в настоящее время актуальной по ряду причин. Первые попытки становления российского парламентаризма пришлись на начало ХХ в., отмеченное крайней социальной нестабильностью: три революции, повлекшие за собой кровопролитную гражданскую войну. Вопрос о земле являлся одной из главных причин - это именно та проблема, которая решалась в стенах государственной думы I - IV созывов.
Степень актуальности настоящего исследования усиливается также тем, что налицо прямая связь процессов прошлого с современностью. Пересмотр принципов социально-экономического развития, острое идейное противостояние, межнациональные и социальные конфликты снова стали реальностью для сегодняшнего Северного Кавказа, как и России в целом. Разумеется, всякие исторические аналоги условны, но историческое сходство форм и содержания этих процессов требует к себе серьезного внимания и научного анализа.
Рассмотрим некоторые аспекты формирования Государственной думы.
Правительство намеревалось предложить 1-й Думе регулирование вопросов аренды, расширение переселений, признание надельных земель собственностью их владельцев и установление порядка выхода крестьян из общины. Эти направления были одобрены Николаем II, они предвосхищали будущую аграрную программу Столыпина.
Первое положение о выборах в Государственную думу было подписано императором 6 августа 1905 г. Оно устанавливало порядок выборов в так называемую бу-лыгинскую Думу. Этот избирательный закон стал одной из причин ее бойкота, а в дальнейшем и краха. Второй избирательный закон был установлен совокупностью нескольких правовых актов, последовавших за Манифестом 17 октября 1905 г., в том числе и актом, принятым в декабре 1905 г., а также рядом статей Положения от 6 августа 1905 г. [2]. В соответствии с ними, избирательными округами по выборам в Государственную думу становились губернии и области. Кроме того, отдельными округами стали крупнейшие города.
Общие правила выборов в Государственную думу по России предусматривали проведение их по 7 губерниям и областным округам и 26 городам. В Положении о выборах было отмечено: «Выборы в Государственную думу от губерний царства Польского, областей Уральской и Тургайской, губерний и областей: Сибирской, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил» [3].
Избрание выборщиков, которые затем в губернском избирательном собрании должны были выбирать членов Думы, проектировалось отдельно по 4 куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух курий была установлена двухступенчатая подача голосов, для рабочей - трехступенчатая, для крестьян - четырехступенчатая. Один голос избирателя землевладельческой курии равнялся 2 голосам избирателя городской курии, 15 - крестьянской и 45 - рабочей. Весь порядок выборов был построен на предоставлении дворянству исключительного положения в Думе [4]. Кроме этих курий в Закавказье (за исключением Черноморской губернии) была создана еще одна - по национальному признаку - курия русских избирателей.
В курии землевладельцев избиратели делились на две категории: землевладельцы, имеющие право непосредственного личного участия в съезде для выбора выборщиков, и имеющие право личного участия в них не непосредственно, а через особо избранных уполномоченных.
Выборы на этих предварительных съездах, в состав которых по спискам входило менее 500 мелких землевладельцев, происходили закрытой подачей го-
лосов (шарами). А выборы тех, в состав которых по спискам входило более 500 избирателей, происходили закрытой подачей голосов (записками). Крестьянская курия избиралась по следующему принципу: каждое село, аул или колония, за исключением Батумской и Карской областей, избирали на каждые 10 дворов по одному выборному. Поселения, имеющие менее 10 дворов, выбирали одного выборного.
Выборные нескольких селений созывались в один участковый сход под представительством старшины. Такие сходы избирали по 2 уполномоченных каждый. Казачьи многолюдные станицы, а также участки, состоящие из соединения малолюдных станиц, выбирали по одному уполномоченному каждая [5, с. 5].
Для проведения выборов членов Государственной думы вся страна была разделена на округа, в том числе Кавказ - на 6 избирательных округов. На Северном Кавказе же отдельные округа составляли Кубанская, Терская область с Черноморской губернией, Дагестанская область с Закатальским округом. Депутатов должно было избирать собрание выборщиков следующим порядком:
1. В Кубанской области с Черноморской губернией избиралось 100 выборщиков, из них от крестьян - 10, от казачьих станиц - 45, от землевладельцев - 31, от горожан - 14 [5, с. 15].
2. В Терской области избиралось 49 выборщиков, из них 10 - от крестьянства, 15 - от казачьих станиц, 18 землевладельцев и 6 горожан.
3. В Дагестанской области и Закатальском округе всего избиралось 33 выборщика, из них 24 - от крестьян, 4 землевладельца и 5 горожан [6, с. 60]. Из приведенных данных мы видим, что удельный вес крестьян из общего количества выборщиков был больше всего по Дагестанскому округу.
Скорее всего, это объяснялось условиями выборов в городскую и крестьянскую курии, а главное тем, что подавляющее большинство населения в крае составляли крестьяне. В курию горожан попадали только лица, владеющие не менее года недвижимым имуществом, предприятием, квартирой и получающие на государственной службе содержание или пенсию. Естественно, в эту категорию жителей всего трех городов Дагестана попадало гораздо меньше, чем сельских жителей.
Тем более что малоземелье создавало в крае большую концентрацию горцев, чем в других областях Кавказа. А это давало дополнительное число выборщиков, так как по положению «каждое село, аул или колония, за исключением Батумской и Карской областей, выбирает на каждые 10 дворов по одному выборному. Поселения, имеющие менее 10 дворов выбирают одного выборного» [6, с. 5].
Для проведения выборов в Думу Закатальский округ был присоединен к Дагестанской области, образуя один избирательный округ, Черноморская губерния объединилась с Кубанской областью. В каждом уезде или округе образовывались три избирательных съезда: а) землевладельцев; б) горских избирателей и в) уполномоченных от участковых сходов или от сходов сельских округов; в отделах Кубанской области, а также в тех отделах Терской области, где имелись казачьи станицы, -
особый избирательный съезд уполномоченных от казачьих станиц.
В Терской и Кубанской областях было два уровня избирательного собрания: одно - выборщиков от съезда уполномоченных от казачьих станиц, а другое - от прочих съездов. Каждое из собраний выбирало членов Думы.
Выборы в I Государственную думу явились одним из средств борьбы царизма с нарастающим революционным движением. Новый закон предоставлял избирательные права главным образом представителям имущих классов. В правилах выборов уполномоченных края говорилось, что «участие в избрании выборщиков в губернские избирательные собрания представляется рабочим тех губерний, городов и предприятий фабрично-заводской и горнозаводской промышленности, в коих общее число рабочих мужского пола не менее пятидесяти [7, с. 189]. На Северном Кавказе преобладали в основном мелкие предприятия, поэтому рабочие края не получили избирательных прав.
В Дагестанской области избирательная кампания в I Государственную думу фактически провалилась. Население ряда округов оказалось под влиянием социал-демократов. Большевики, как известно, объявили бойкот Думе, выступили против участия в выборах, разоблачая их реакционную сущность.
Меньшевики придерживались несколько иной тактики: участвовать в выборах, используя их для революционной агитации, и только на последней ступени -областном съезде выборщиков - бойкотировать их. Иногда они даже заключали блоки с кадетами. Так, армавирские меньшевики выступали с призывом голосовать за кадетов. «В крайнем случае, - говорилось в их обращении, - голосуйте за тех кандидатов, которые стоят не правее конституционалистов-демократов» [7, с. 190].
В ряде округов почти все население отказалось от избрания выборщиков уже на первой ступени. В Дагестане, например, такой тактики придерживались все села Гунибского и Андийского округов. Не состоялись выборы в ряде областей Кубанской и Черноморской губерний. Кубанские большевики в своей листовке назвали выборы «позорной комедией» [8, с. 457]. Бойкотировали выборы большевики Новороссийска, Ставрополя, Темир-Хан-Шуры, Владикавказа.
На Северном Кавказе из-за ограниченности времени партийные организации провести своих кандидатов в Думу не успели. Но избирательная кампания использовалась ими в революционных целях. Например, на предвыборных собраниях в апреле и мае руководители Темир-Хан-Шуринской социал-демократической организации М. Дахадаев, Д. Коркмасов, П. Ковалев выступали с разоблачением выборов, требовали демократических свобод, конфискации помещичьих земель.
Под лозунгами бойкота Думы социал-демократы проводили митинги во многих областях Северного Кавказа. Так, кубанские большевики в специальной листовке, разоблачая реакционный характер проводимых выборов, писали: «Взрывом глубокого негодования ответим мы на призыв царского правительства принять участие в выборах. Мы должны громко заявить, что не примем уча-
стия в этой позорной комедии выборов в Государственную Думу...» [8, с. 458]. В Дагестане распространялись листовки Бакинской большевистской группы с призывом к вооруженному восстанию, бойкоту Думы и с требованием созыва Учредительного собрания. Ставропольский комитет партии большевиков вынес резолюцию об использовании предстоящих выборных собраний для агитации против участия в выборах в Думу. Как доносили губернские власти, здесь произошли вооруженные столкновения с агитаторами.
Предвыборная кампания на Северном Кавказе проходила в обстановке массовых репрессий, при сохранявшемся в крае военном положении. «Военное положение. аресты и следствия по делу о декабрьской забастовке на железной дороге... все это не дает развития предвыборной деятельности» [8, с. 458].
Еще только месяц назад кавказский наместник в своих официальных донесениях уверенно сообщал, что Кавказ «вполне замирен». Он даже спрашивал, не находят ли нужным в Петербурге отозвать его. Но тон последних телеграмм постепенно менялся. Наместник рисует положение на Кавказе в самых мрачных красках и объясняет это двумя обстоятельствами: недостаточностью войск и неудовлетворительной работой кавказской полиции. В ответ военное Министерство сообщило, что «не находит, однако, возможным прислать на Кавказ не то что просимой наместником дивизии, но даже и бригады. Что касается улучшения деятельности кавказской полиции, то в высших сферах снова была рассмотрена записка, представленная по этому вопросу генералом Ширинкиным, причем, решено было усилить численный состав кавказской полиции, но далеко не в таких широких размерах, как на этом настаивает генерал Ширинкин» [9]. Его обращение еще раз свидетельствует о размахе революционного движения в крае, для которого избирательная кампания являлась своего рода катализатором.
Бороться с оппозицией и усмирять последние революционные беспорядки выпало новому премьер-министру П.А. Столыпину. Будучи консерватором, он направил свою деятельность на решение трех основных вопросов: подавление волнений, контроль за выборами в Думу и аграрный вопрос.
Таким образом, выборы в городах состоялись, но при очень низкой явке избирателей. Число избирателей, не принявших участия в выборах, было значительным: в Грозном - 30 %; во Владикавказе - более 50; в Дагестане выборы в Думу не состоялись. В Терской области в Думу было избрано 3 депутата, из них 2 - от 504 тыс. чел. казачьего и остального населения и 1 депутат (Т. Эльдерханов) - от чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев и других горцев, насчитывавших 539 тыс. чел. [8, с. 458]. Таким образом, представительство местных, коренных народов области по сравнению с другим населением области было сокращено более чем в
Дагестанский государственный педагогический институт
два раза. Ни один из горских народов не имел своего отдельного депутата в Думе.
В Государственную думу первого созыва намечалось избрать 524 чел. Ко дню открытия Думы 27 апреля 1907 г. в Петербурге съехалось 440 депутатов, в июле уже было 449. По партийным спискам, имеющимся в архивах России, они распределялись следующим образом: кадеты - 182; члены национальных партий - 60; левые - 47; прогрессисты - 36; октябристы -26; правые - 8; демократические реформаторы - 4; члены торгово-промышленной партии - 2; беспартийные - 83 [10].
В списке избранных депутатов I Государственной думы от Северного Кавказа и Дона - 24 чел., из них -12 от Войска Донского; по 4 - от Ставропольской и Кубанской губерний; 3 - от Терской области и 1 - от Ростова-на-Дону.
Анализ партийности депутатов несколько затруднен ввиду расплывчатости формулировок в документах, но все же позволяет сделать определенные выводы: большинство избранных - 11 чел. - кадеты, 6 -беспартийных, 3 - трудовика, 1 - октябрист, 3 - умеренные прогрессисты.
Таким образом, формирование Государственной думы I созыва было первым опытом составления избирательного законодательства, формирования избирательной системы и выборов. Опыт деятельности Госдумы последующих созывов свидетельствует о превращении ее в важнейший представительно-законодательный орган, высшей государственной власти современной Российской Федерации.
Литература
1. Струве В. Народ и Дума // Дума. 1906. № 1. 27 апр.
2. Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х - ХХ вв. М., 1994. Т. 9. С. 58-64.
3. Положение о выборах в Государственную думу. СПб., 1906. С. 3.
4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. М., 1999. С. 228.
5. Избирательный закон в Государственную думу по Кавказу. Баку, 1912. С. 5.
6. Первая Государственная дума. Правила о выборах. СПб., 1905. С. 60.
7. Шигабудинов М.Ш. Борьба рабочих Северного Кавказа накануне и в период революции 1905 - 1907 гг. Махачкала, 1964. С. 189.
8. История народов Северного Кавказа / Под ред. А. Л. Нарочницкого. М., 1988.
9. Дума. 1906. № 33. 19 июня.
10. Сидельников С.М. Образование и деятельность I Государственной думы. М., 1962. С. 23.
17 мая 2007 г.