СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке Рлеюронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. -2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. №1. ID 27 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Шарафутдинова Рузиля Талгатовна
преподаватель, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж малого бизнеса и предпринимательства», г. Казань
гы2Иуа-1971 @шаИ. ги
УДК 811.512.145
ИЗАФЕТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
Статья посвящена анализу именных словосочетаний - изафетных конструкций - в татарском языке. Изафет, как определительно-притяжательная конструкция, представлена тремя типами: сочетанием имен существительных в именительном падеже; сочетанием существительного-определения в именительном падеже и существительного - определяемого с аффиксом принадлежности третьего лица.
Ключевые слова: изафет, именные словосочетания, категория принадлежности, имя существительное, татарский язык.
В татарском языке активно функционируют именные словосочетания. Вопрос о природе этих словосочетаний обсуждается в татарском языкознании издавна (М. З. Закиев (1963), Д. Г. Тумашева (1964), В. Н. Хангильдин (1954), Ф. А. Ганиев (1985), З. М. Валиуллина (1993) и др.). В грамматиках татарского языка XIX века имя существительное рассматривается в составе имен, описываются общие и морфологические категории (И. И. Хальфин, М. И Иванов, И. Гиганов, А. Троянский и др.).
Имени существительному свойственна грамматическая категория принадлежности. Аффиксы принадлежности 1 и 2 лица выражают отношение предмета к определенному лицу. Формы 3 лица выражают отношение к лицу, например: аныц дэфтэре "его тетрадь" или предмету йортныц ишеге "дверь дома".
Аффиксы принадлежности III лица стали предметом дискуссии ученых языковедов. Так, Д. Г. Тумашева пишет о наличии связи именного
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке Рлеюронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. -2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. №1. ID 27 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
существительного в категории принадлежности с существительным в притяжательном падеже. Отношение может устанавливаться между компонентами. Первое существительное употребляется в именительном падеже, а второе существительное является предметом обладателя, например: баланыц уенчыгы "игрушка ребенка", этинец сэгате "часы отца" [8, с.62].
Имена существительные в категории принадлежности III лица могут вступить в синтаксическую связь с местоимением или именем существительным, например: аныц китабы "его книга", апаныц китабы "книга сестры".
Исследователи Ш. Рамазанов и Х. Хисматуллина рассматривают примеры, когда имя существительное в категории принадлежности может отдельно употребляться в предложении, например: Эхмэтнец язуы яхшы, свйлэве яхшы тугел. "У Ахмата правописание хорошее, а речь не очень" [7, с. 70].
Известный ученый М. З. Закиев делит именные словосочетания на следующие группы:
1. имя, оформленное аффиксом принадлежности, с предшествующем ему именем в родительном падеже, например: малайныц атасы "отец мальчика", агачныц ботагы "ветка дерева".
2. имя с аффиксом принадлежности, с предшествующем ему именем в основном падеже. Например: халык рухы "дух народа", шэhэр бакчасы "городской сад", печэк кибэне "стог сена" [5, с. 66].
М. З. Закиев рассматривает татарские именные словосочетания на примере турецкого изафета. [4, с. 169]. Термин «изафет» заимствован тюркологами из арабского языкознания, где им обозначались определительно -притяжательные конструкции. Изафет, как грамматическое явление татарского языка, начинает рассматриваться в учебной литературе с 2000 года (Ф. С. Сафиуллина, К. С. Фатхуллова «Учебник татарского языка для 10 класса», 2000, 2005, 2006, 2012).
Так, изафет - это такая определительная группа, в которой определяемое, будучи всегда выраженным именем существительным, выявляется с точки зрения его принадлежности к другому предмету или различных форм отношения к нему. Изафет служит для выражения особого вида словосочетания-сочетания имен существительных, а также субстантивированных прилагательных, числительных и некоторых местоимений.
В татарском языке, как и в турецком, различают три вида изафета:
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке Рлекгронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. -2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. №1. ID 27 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
I тип - сочетание «имя существительное + имя прилагательное» в именительном падеже, например: агач йорт "деревянный дом", квмеш йвзек "серебряное колечко";
II тип - существительное-определение употребляется в именительном падеже, а другое существительное принимает аффикс принадлежности 3 лица, например: бала киеме "детская одежда", урам башы "начало улицы";
III тип - существительное-определение ставится в родительном падеже, а существительное-определяемое оформлено аффиксом принадлежности, например: этинец машинасы "машина отца", вйнец тушэме "потолок дома".
З. М. Валиуллина считает, что с помощью аффиксов принадлежности III лица образуются изафетные словосочетания II и III типов, например: колхоз рэисе "председатель колхоза", баланыц уенчыгы "игрушка ребенка" [1, с.35].
Сочетания I типа изафета (например: тимер капка "железные ворота", алтын алка "золотая сережка" и т.п.) трактуются исследователями по -разному. Так, Р. Х. Залакова объясняет это как «конкретизацию одного предмета через другой, например: кун итэк "кожаная юбка", каравылчы бабай "дед-охранник" [6, с. 130]. По мнению Ф. А. Ганиева, существительные обозначающие материал переходят в прилагательные, например: бэрхет тубэтэй "бархатная тюбетейка", тукыма кием "тканевая одежда", мэрмэр баскыч "мраморная лестница", квмеш кашык "серебряная ложка" и т.д. Первый компонент таких словосочетаний выражают признак и в любом контексте отвечают на вопрос не нэрсэ? "что?", а нинди? "какой?", например: квмеш кашык не «нэрсэ кашык», а «нинди кашык» [2, с. 50].
Относительно II типа изафета, т.е. употребления существительного-определения в именительном падеже и существительного-определяемого с аффиксом принадлежности третьего лица, Р. Х. Залакова считает, что здесь важным условием для средства связи является обязательное соседство: халык щырлары "народные песни", урман хущалыгы "лесное хозяйство", Кытай студенты "китайский студент", яз башы "начало весны", Кремль сэгате "Кремлевские часы". Сочетания типа: авыл халкы "сельские жители", куян туны "заячья шуба" не выражает отношений принадлежности, а характеризуют предмет по определенному постоянному признаку [6, с. 129-130]. Ф. М. Хисамова полагает, что, когда существительное в категории принадлежности определяет другое существительное, образуется изафет II типа, например: укучы китабы "книга ученика ", студент дэфтэре " тетрадь студента" [9, с.102].
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке Рлекгронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. -2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. №1. ID 27 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
По мнению Р. К.Гариповой, изафет III типа (Казанныц урамнары "улицы Казани", Татарстанныц башкаласы "столица Татарстана") представляет собой сочетание двух существительных, оба его члена при этом сохраняют значение предметности. Первый член имеет форму родительного падежа, у второго есть притяжательный аффикс, например: океанныц влеше "часть океана" [3 ^742].
Таким образом, изафет в зависимости от смысла сочетающихся имен существительных может обозначать предметность, конкретизацию, владение, отношение, принадлежность.
Список использованных источников
1. Валиуллина З. М. Имя существительное. Татарская грамматика Т. II. Морфология. Казань : Тат. кн. изд-во, 1993. 397 с.
2. Ганиев Ф. А. Конверсия в татарском языке. Казань : Тат. кн.изд-во, 1985. 112 с.
3. Гарипова Р. К. Особенности процессов категоризации в разноструктурных языках // Вестник Башкирского университета 2016. Т. 21. №2 3. С. 739-742 с.
4. Закиев М. З. Синтаксический строй татарского языка. Казань : Изд-во Казанского университета,1963. 464 с.
5. Закиев М. З. Татарская грамматика. Т. III Синтаксис (на татарском языке). М. : Инсан; Казань : Фикер,1999. 512 с.
6. Залакова Р. Х. Изафетные определения в татарском языке // Актуальные вопросы татарского языкознания. Вып.2 Казань : Фикер, 2003. С. 128-132.
7. Рамазанов Ш., Хисматуллин Х. Татар теле грамматикасы 1нче кисэк. Фонетика hэм морфология. Тулы булмаган урта hэм урта мэктэплэр очен дэреслек Беренче басма. Казан : Таткнигоиздат Укыту педагогик эдэбият секторы, 1940. 204 б.
8. Тумашева Д. Г. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясе. Казан : Казан университеты нэшр., 1964. 299 б.
9. Хисамова Ф. М. Татар теле морфологиясе: югары уку йортлары очен д-лек. 2 нче басма. Казан : Татар.кит. нэшр., 2015. 335 б.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Шарафутдинова Р. Т. Изафетные конструкции в татарском языке Рлектронный ресурс] / Р. Т. Шарафутдинова // Современный мусульманский мир : электрон. журнал. -2018. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.
Современный мусульманский мир. 2018. №1. ID 27 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Sharafutdinova Ruzilya
teacher of English, State Autonomous Professional Educational Institution College of small business and entrepreneurship, Kazan
IZAFET-CONSTRUCTIONS IN THE TATAR LANGUAGE
The article deals with the analysis of noun Izafet constructions in Tatar. Izafet as a possessive construction is of three types: a noun-noun collocation in nominative case; a noun in nominative case with a noun modified by a possessive affix; a noun in genitive case with a noun modified by a possessive affix.
Key words: izafet, noun collocations, possessive category, Tatar.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018
© Шарафутдинова Р. Т., 2018
Учредитель и издатель журнала:
Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1
wAVi.ane<>aitr»ei. tu
ПАГГНЁР ИЗДАТЕЛЬСТВО
тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: redactor@anopartner. ru О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.islamjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.