Научная статья на тему 'ИЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПТИЧЬЕГО ДВОРА'

ИЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПТИЧЬЕГО ДВОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франс Снейдерс / птичий двор / петух / пеструшка / Берлинская картинная галерея / пейзаж / гравюра / Frans Snyders / poultry Yard / Rooster / Pied / Berlin Painting Gallery / Landscape / Engraving

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья посвящена анализу картины Франса Снейдерса «Битва петухов» из Большого собрания изящных искусств ASG. В публикации приводится её аналог из Берлинской картинной галереи, на основании которого композиция из собрания ASG датируется 1615 годом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the Article is devoted to the Analysis of the Painting by Frans Snyders «The Battle of the Roosters» from the ASG great Collection of fine Arts. The Publication contains its Analogue from the Berlin Painting Gallery, on the basis of which the Composition from the ASG collection dates back to 1615.

Текст научной работы на тему «ИЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПТИЧЬЕГО ДВОРА»

ИЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ ПТИЧЬЕГО ДВОРА

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу картины Франса Снейдерса «Битва петухов» из Большого собрания изящных искусств ASG. В публикации приводится её аналог из Берлинской картинной галереи, на основании которого композиция из собрания ASG датируется 1615 годом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Франс Снейдерс, птичий двор, петух, пеструшка, Берлинская картинная галерея, пейзаж, гравюра.

ABSTRACT: the Article is devoted to the Analysis of the Painting by Frans Snyders «The Battle of the Roosters» from the ASG great Collection of fine Arts. The Publication contains its Analogue from the Berlin Painting Gallery, on the basis of which the Composition from the ASG collection dates back to 1615.

KEYWORDS: Frans Snyders, poultry Yard, Rooster, Pied, Berlin Painting Gallery, Landscape, Engraving.

Ещё одной авторской картиной Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств АБС является «Битва петухов». Работа написана на четырёх дубовых досках, расположенных

Снейдерс, Франс Битва петухов Фландрия, 1615 год Дерево, масло. 89*110,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-2824

по горизонтали. В собрание ASG она поступила с французского аукциона Estimations-Drouot летом 2012 года, атрибутированная членом Французской ассоциации профессиональных экспертов произведений искусства (Syndicat Français des Experts Professionnels) Патрисом Дюбуа.

На переднем плане слева изображены два сцепившихся петуха, клюющих друг друга. Тот, что справа, подлетел и впился когтями в грудь противника. Он эффектно расправил крылья и хвост. Справа - курица пеструшка, поднявшая левую ногу. На заднем плане - небо, затянутое облаками, а справа - дом с крестьянкой на пороге, дающей корм курицам. В левой части - пейзаж с деревьями, водоёмом и шпилем костёла вдалеке.

Снейдерс часто обращался к теме стычек на птичьих дворах. Впервые она появилась ещё в натюрморте 1614 года из Чикагского института искусств - «Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке». Здесь схлестнувшиеся петухи изображены по центру в нижней части.

Интересно, что петухи у Снейдерса не всегда боролись только друг с другом, но, например, и с индюками, как на картине из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Здесь петух противостоит большому индюку. Наблюдает сцену курица у левой кромки. Фоном, как и в композиции

Снейдерс, Франс

Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке 1614 год

Холст, масло. 212*308 см Чикагский институт искусств

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Натюрморт с дичью, фруктами и овощами на рынке» с изображением петухов в нижсней части по центру Чикагский институт искусств

Снейдерс, Франс

Битва петухов

1650 - 1657 годы

Холст, масло. 88,5*118,5 см

Государственный Эрмитаж,

бург

Санкт-Петер-

Снейдерс, Франс

Битва петухов в курятнике

1600 -1657 годы

Холст, масло. 99*144 см

Национальный музей Прадо, Мадрид

из Большого собрания изящных искусств АБС, служат деревья и облачное небо.

В Национальном музее Прадо (Мадрид) хранятся два полотна с изображениями петушиных схваток. В одном случае действие происходит в курятнике. На переднем плане изображены два петуха-неприятеля друг против друга. На заднем - курица, которая аналогичным образом, как и на картине из собрания АБС, подняла ногу над кормушкой.

На другой картине из Прадо птицы написаны на открытом птичьем дворе. У правой кромки - та же пеструшка, что и в работе из собрания АБС.

Ещё одной близкой деталью являются изображения одинаковых домов, хотя и в разных ракурсах. В композиции из испанского музея дом расположен слева в глубине, на картине из собрания АБС - справа. Стены этих домов имеют тёплый песочный оттенок, а крыши - характерный волнообразный выступ-козырёк над входом.

Ещё более близкой картине Снейдерса из собрания АБС является работа «Битва петухов» 1615 года Берлинской картинной галереи. Обе композиции написаны на дереве. На картине из Берлинской галереи слева изображены те же петухи, в тех же позах и ракурсах, что и в работе из

^ 1 (33) 2021

Снейдерс, Франс

Битва петухов

1600 - 1657 годы

Холст, масло. 158*200 см

Национальный музей Прадо, Мадрид

собрания ASG. Однако её правая часть отличается. В композиции из Берлинского музея изменён окрас курицы, следящей за боем, а также появилась ещё одна птица, клюющая колос пшеницы. Снейдерс изобразил лишь её голову и переднюю часть туловища. Кроме этого переработано и изображение дома в правой части. В берлинской работе мы видим его лишь частично в отдалении. В данном случае живописец отказывается от изображения входа в дом и крестьянки на пороге. Так же здесь отсутствует водоём и шпиль костёла слева на заднем плане.

В частной галерее «Agnews Gallery» в Лондоне есть ещё одна работа Снейдерса, близкая данным. Она также изображает битву петухов, однако в зеркальном отражении к картинам из Большого собрания изящных искусств ASG и Берлинской картинной галереи. Атакующий петух здесь написан слева и выглядит он ещё более воинственным, чем в вышерассмотренных композициях. Правая часть картины Снейдерса из частной коллекции Англии аналогична работе из собрания ASG - в обоих случаях изображена пеструшка, стоящая на одной ноге.

В Муниципальном музее Хелмонда находится идентичная работа «Битва петухов», авторство которой сегодня вызывает споры. Ранее

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением дома в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-2824

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением дома в левой части Национальный музей Прадо, Мадрид

Снейдерс, Франс Битва петухов 1615 год

Дерево, масло. 71*120 см Берлинская картинная галерея

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением петухов в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-2824

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением петухов в левой части Берлинская картинная галерея

Снейдерс, Франс Битва петухов Дерево, масло. 54*123 см Галерея «Agnews Gallery», Лондон

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением курицы в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-2824

Фрагмент картины Франса Снейдерса «Битва петухов» с изображением курицы в правой части

Галерея «Agnews Gallery», Лондон

она приписывалась нидерландскому анималисту Мельхиору де Хондекутеру (около 1636 - 1695). Сегодня специалисты музея атрибутируют её авторством Снейдерса [1]. Композиционно она наиболее близка работе из Берлинской галереи. На основании этого эксперты атрибутируют её

также 1615 годом. Однако здесь в правой части написана ещё одна курица. Притом уровень исполнения работы значительно уступает картине Снейдерса из Берлина, что ставит под вопрос определение авторства самим живописцем, а не его кругом или даже последователем.

^ 1 (33) 2021

Снейдерс, Франс Битва петухов 1615 год

Холст, масло. 117*149 см Муниципальный музей, Хелмонд

Снейдерс, Франс

Петушиный бой на птичьем дворе Перо, коричневые чернила, чёрный мел 20*29 см 29 января 2014 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 10

$ 17,500 (эстимейт $ 8,000 - 12,000)

Снейдерс использовал образ дерущихся петухов и в графике. В частности, на подписном рисунке, проходившем на аукционе Sotheby's в 2014 году, они изображены в правой части. Рисунок этот является подготовительным эскизом к картине «Петушиный бой на птичьем дворе» 1630 - 1650- годов из музея Бурк-ан-Бреса [2].

Что касается гравюр на тему петушиных боев, то нами не было выявлено эстампов с картины Снейдерса из собрания ASG. В XIX веке Уильям Френч (около 1815 - 1898) изготовил гравюру с картины из Берлинской галереи, которая затем была широко растиражирована. Френч несколько изменил рисунок деревьев и фермы на заднем плане, а также отказался от изображения летящей птицы в левом верхнем углу с картины Снейдерса.

В атрибуции картины Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG эксперт Патрис Дюбуа не приводит её датировку. Но поскольку композиция явно близка работе из Берлинской галереи, то мы также датируем картину из собрания ASG 1615 годом. Таким образом картина «Битва петухов» была написана мастером в зрелый период творчества.

Френч, Уильям

Гравюра с картины Франса Снейдерса«Битва петухов» из Берлинской картинной галереи 14*17 см [3]

Ссылки:

1. Vrij naar Frans Snijders [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkd.nl/nl/explore/images/55797 - Дата доступа: 12.01.2021.

2. Frans Snyders. A cock fight in a poultry yard [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sothebys.com/de/ auctions/ecatalogue/lot.10.html/2014/old-master-drawings-n09101- Дата доступа: 12.01.2021.

3. Der Hahnenkampf. Cocks-Fighting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.abebooks.com/art-prints/ Hahnenkampf-Cocks-Fighting-SNYDERS-FRANS-illus-date/22836102410/bd - Дата доступа: 13.01.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.