Научная статья на тему 'Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника'

Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / EDUCATIONAL MODULE / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / STUDENT / LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна

В статье предлагается ознакомиться с опытом разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника, прошедших апробацию в МГГУ имени М. А. Шолохова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the practice of development educational-methodical complexes of educational modules on basis of competence models of graduating student

In the article is offered to acquaint with the experience of development educational-methodical complexes of educational modules on basis of competence models of graduating student, which received the approval at Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника»

УДК 371.671

Е. Е. Дурнева

ИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКА

В статье предлагается ознакомиться с опытом разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника, прошедших апробацию в МГГУ имени М. А. Шолохова.

In the article is offered to acquaint with the experience of development educational-methodical complexes of educational modules on basis of competence models of graduating student, which received the approval at Sholokhov Moscow State University for the Humanities.

Ключевые слова: образовательный модуль, учебно-методический комплекс, основная образовательная программа, студент, преподаватель.

Keywords: educational module, educational-methodical complex, basic educational program, student, lecturer.

Процесс разработки программных учебно-методических комплексов (УМК) образовательных модулей предполагает создание пакета учебно-методической и нормативной документации, средств обучения и контроля, а также прочих образовательных ресурсов, необходимых для полноценного обучения. Состав УМК включает структурные компоненты для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам/модулям.

В основу формирования УМК как части основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и магистратуры, в практику учебной деятельности МГГУ имени М. А. Шолохова были положены процессы построения компетентностных моделей выпускника (КМВ) и разработки банка контрольных и учебных заданий (БКУЗ) по направлениям подготовки [1].

В нашем исследовании особое место отведено разработке компонентов компетентностных моделей выпускника (КМВ), которая представляет собой упорядоченную по группам и кластерам систему компетенций, требований к уровню их формирования и средств оценки уровня сформирован-ности профессиональных компетенций. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией о результатах обучения, качестве овладения знаниями,

© Дурнева Е. Е., 2012 30

умениями необходимы разнообразные средства контроля. Мы в своем исследовании ориентируемся на выявление диагностических средств оценки уровня сформированности компетенций с помощью разработанного экспериментальной группой, сформированной в университете, банка контрольных и учебных заданий (БКУЗ) по направлениям подготовки.

На практике УМК модуля разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающим освоение модуля в соответствии с учебным планом по направлению подготовки.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющие студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Компетентностная модель выпускника - это формализованная цель освоения ООП, которая представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым судят о степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемым ему рынком труда, сложившимися социальными условиями обеспечения личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами; 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) перечня обоснованных (валидных, достаточно точных и надежных) измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности [2].

В соответствии с контекстным подходом к обучению, реализуемым в нашем университете, при разработке ООП и отдельных образовательных модулей важно придерживаться вектора перехода типа учебной деятельности студента от академической через квазипрофессиональную к учебно-профессиональной деятельности.

Учебная деятельность академического типа -форма организации деятельности студентов, целью и предметом которой является усвоение передаваемой преподавателем учебной информации, как это происходит на классической информационной лекции. Преподаватель использует здесь семиотическую обучающую модель. Однако уже на проблемной лекции или семинаре-дискуссии намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности; моделируются действия специалистов, обсуждающих теоретичес-

Е. Е. Дурнева. Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей.

кие, противоречивые по своей сути, вопросы и проблемы [3].

Квазипрофессиональная деятельность - деятельность студентов, отражающая в модельных аудиторных условиях и на языке наук цели, условия, содержание и пространственно-временную динамику (технологии) производства, отношения занятых в нем людей, как происходит, например, в деловой игре или других игровых формах контекстного обучения. Преподаватель организует такую деятельность студентов посредством имитационных обучающих моделей [4].

Учебно-профессиональная деятельность - форма организации образовательной деятельности студента, при которой он выполняет реальные производственные (юридическая, педагогическая, психологическая и другие практики) либо исследовательские функции (УИРС, НИРС, курсовая работа, подготовка и защита выпускной квалификационной работы и др.). Оставаясь учебной, деятельность студентов по своим целям, содержанию, формам и технологиям оказывается фактически профессиональной деятельностью, а полученные ранее знания выступают ее ориентировочной основой. На этом этапе завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную, которая организуется преподавателем с помощью социальной обучающей модели [5].

Основой для формирования общеобразовательного модуля (ОМ) является техническое задание, составленное рабочей группой по формированию ООП в контекстно-компетентностном формате.

В техническом задании для разработки каждого ОМ указывается объем модуля в зачетных единицах; период изучения модуля (курс, семестр); взаимосвязь данного модуля с другими модулями ООП (предшествующие и последующие модули); групповая принадлежность модуля (общекультурный/профессиональный); кластерная принадлежность модуля (мировоззренческий/нормативный/ инструментальный); компетенции, на формирование которых направлен данный модуль; профессиональные задачи, на решение которых направлен данный модуль; требования к средствам и формам освоения ОМ; процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы.

Исходя из количества зачетных единиц, указанных в учебном плане, определяется объем (в часах) образовательного модуля, часы при этом разделяют на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу (стандартно 1 кредит составляет 36 часов, которые делятся на аудиторную и самостоятельною работу по очной форме обучения в соотношении примерно 50%/50%).

При разработке ОМ в первую очередь определяются цели и задачи модуля, исходя из компетенций, на формирование которых направлен мо-

дуль, а также из профессиональных задач, которые должен научиться решать студент в рамках данного модуля.

Компетенции и профессиональные задачи также являются определяющим фактором при отборе содержания модуля. При этом необходимо обращать внимание на то, что содержание не должно быть избыточным. Количество материала, который студент получает в готовом виде, должно быть минимальным (особенно если речь идет о модулях, направленных на формирование инструментальных компетенций). Формы учебной работы должны быть направлены на самостоятельное получение студентами новых знаний, формулирование собственных выводов, выявление связей. Приоритетными являются формы обучения контекстного типа.

При отборе содержания и выборе контрольных и учебных заданий необходимо учитывать кластерную принадлежность модуля. Так, для модулей, направленных на формирование инструментальных компетенций, определяющим является перечень профессиональных задач, к решению которых готовится студент в рамках данного модуля. Для модулей мировоззренческого кластера профессиональные задачи являются не единственной основой для формирования содержания; здесь важно отразить контекст науки, т. е. раскрыть те области знания, которые являются базой для решения профессиональных задач.

Формы и средства освоения ОМ выбираются в соответствии с кластерной принадлежностью формируемых компетенций. Так, компетенции мировоззренческого кластера диктуют большее количество академических форм работы, а компетенции инструментального - увеличение количества практико-ориентированных форм учебной работы.

Формирование компетенций и подготовка к решению профессиональных задач в рамках каждой темы должны осуществляться посредством разных форм обучения: лекций, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы.

Компетенции мировоззренческого кластера и соответствующие им учебные и контрольные задания должны быть в первую очередь отражены посредством лекционного материала, а также семинарских занятий. Формирование компетенций инструментального кластера, безусловно, также базируется на лекционном материале, но по большей части осуществляется в рамках практических занятий и самостоятельной работы.

Увеличение практической составляющей (уменьшение теоретической), а также переход от академической формы деятельности в рамках модуля через квазипрофессиональную к учебно-профессиональной идет в соответствии с кластерной принадлежностью модуля: от мировоззренческой через нормативную к инструментальной. Модулям

мировоззренческого кластера соответствует 70% деятельности академического типа; нормативного кластера - 50%, инструментального - 30%.

По всем формам учебной работы в рамках модуля (как аудиторной, так и самостоятельной) разрабатываются методические рекомендации для преподавателей и студентов, описываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм организации занятий (кейсы, деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, тренинги, проекты и т. д.), планируются встречи с работодателями, специалистами, выпускниками, реализовавшими себя в рамках специальности.

В результате формируется пакет документов -учебно-методический комплекс модуля. К УМК прикладываются электронные и печатные пособия для студентов и преподавателей.

Обеспечение учебно-методическим комплексом учебного процесса в вузе помогает студентам усвоить новый материал, а преподавателям - дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит повысить эффективность учебного процесса.

Примечания

1. Дурнева Е. Е., Нечаев В. Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М. А. Шолохова: учеб. пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010.

2. Там же.

3. Концепция современного гуманитарного образования. URL: http://www.mgopu.ru

4. Там же.

5. Там же.

УДК 378.147

Б. С. Сарсекеев

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ КНИЖНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

В статье обсуждаются результаты изучения проблем школьного учебника истории, подготовки и апробации авторского книжного учебно-методического комплекса (УМК) по истории Казахстана для учащихся 6-го класса.

In the article the author considers the results of the studying the problem of a school text-book in history, preparation and approbation of the author's educational-methodical complex (EMC) in books on the History of Kazakhstan for pupils of the 6th grade.

Ключевые слова: учебник, учебно-методический комплекс.

Keywords: text-book, educational-methodical complex.

По проблемам школьного учебника имеется достаточное количество литературы, что позволяет говорить о сформированное™ в педагогике определенного научного фонда исследования. Выбор данной тематики связан с необходимостью формирования ключевых компетенций школьника, обозначенных в Государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан [1].

Конечной целью исследования была разработка книжного учебно-методического комплекса, смысл которого состоит в предоставлении учащимся возможности создавать свою образовательную продукцию, обеспечить развитие их способности к самоорганизации, сознательной учебно-познавательной деятельности.

Для получения более полной информации об учебниках истории в диагностическую программу были включены следующие направления работы:

- исследование общественного мнения о школьных учебниках;

- изучение мнений учителей, преподающих по учебникам истории;

- анализ мнений учащихся;

- анализ школьных и вузовских учебников и учебных пособий по истории;

- разработка концепции школьного учебника истории Казахстана;

- подготовка программы, учебника и УМК для 6-го класса к курсу истории древнего Казахстана;

- опытно-экспериментальная работа по авторскому УМК.

Подробнее остановимся на некоторых результатах исследования.

© Сарсекеев Б. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.