Научная статья на тему 'Из педагогического наследия М. В. Ломоносова'

Из педагогического наследия М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Лариса Владимировна

К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, великого русского ученого и просветителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из педагогического наследия М. В. Ломоносова»

13

Па:

МЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, великого русского ученого и просветителя

И

Л. В. Смирнова

3 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711-1765) - человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, педагог, оказавший огромное влияние на развитие отечественной педагогики и становление системы общего и профессионального образования.

Мечтая о воспитании «просвещенного юношества», приученного «к правильному образу мышления и к добрым нравам» и способного «отправлять служение», М. В. Ломоносов считал, что ничто на земле выше и благороднее дано быть не может,

как учение. «Толь великую приносит учение пользу, - отмечал он, -толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!» [7. С. 87-88]. А цель учения, по его мнению, состоит в научном образовании, ибо наука - «есть вождь к познанию правды, просвещение разума...» [4. С. 57]. Отсюда вывод, который стал для М. В. Ломоносова руководством к действию, - необходимо незамедлительно создавать в России широкую сеть научных и образовательных учреждений, способных воспитать просвещенных, «полных доброй надежды сынов отечеству».

Важнейшим событием в истории отечественного образования и педа-

14.

Историко-педагогический журнал № 2, 2011

гогической науки стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета, который стал общенациональным культурно-образовательным центром. В процессе подготовки к созданию Московского университета, М. В. Ломоносову удалось добиться открытия двух университетских гимназий (дворянской и разночинской), которые, по замыслу М. В. Ломоносова, должны были строить свою работу в соответствии с предлагаемым им проектом регламента [6. С. 443—461]. Создание проекта регламента этих учреждений, стало, пожалуй, самым большим вкладом М. В. Ломоносова в развитие отечественной общеобразовательной школы и педагогической мысли.

В проекте регламента декларированы некоторые дидактические идеи, которые могли бы быть использованы учителями в качестве источника педагогического познания. К таким идеям относятся:

— обеспечение преемственности, последовательности, поэтапности и дозированности обучения;

— индивидуализация обучения, поиск и выявление одаренных детей с тем, чтобы открыть для них путь в науку, создать оптимальные возможности для самореализации в научно-творческой деятельности;

— использование в учебном процессе разнообразных дидактических методов и средств обучения.

В «Проект регламента московских гимназий» М. В. Ломоносов заложил

рекомендации по формированию содержания образования, составлению графика учебного процесса и расписания занятий [6. С. 450—451], указал на то, что арифметику, геометрию и географию следовало преподавать на русском языке, тогда как философии первые основания — на латинском.

Важную дидактическую информацию содержит глава 6 «О книгах, по которым обучать в школах», которая устанавливает определенную последовательность в изучении предметов.

При формировании образовательной программы регламент предписывал учитывать мнение родителей [6. С. 445] и соблюдать меру («паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство»

[6. С. 450]).

В 1758 г. М. В. Ломоносову было поручено руководство учебными заведениями Академии наук, в связи с чем он составляет проект регламента Академической гимназии, который по сравнению с проектом регламента московских гимназий 1755 г. более прогрессивен и наиболее полно отражает педагогические взгляды автора.

В соответствии с проектом регламента 1758 г. Академическая гимназия была разделена на три класса: высший, средний и низший, однако пребывание ученика в каждом из этих классов не ограничивалось никакими календарными сроками. По мысли М. В. Ломоносова, гимназист не должен был переводиться из одного класса

Памятные даты истории образования и педагогики.... 15

в другой, пока не усвоит в совершенстве всего того, что требовалось, а для этого, как видно из документов, одного учебного года не хватало. Следует отметить, что в регламенте 1758 г. не указано, в каком возрасте ученики могут быть приняты в гимназию: число желающих получить гимназическое образование было так мало, что в отношении возраста не устанавливалось никаких ограничительных норм. В гимназию, наряду с детьми шести-семи, иногда даже и четырех-пяти лет, принимались и взрослые юноши шестнадцати-во-семнадцати лет, а в некоторых, правда, редких случаях допускались и зрелые люди двадцати четырех, двадцати шести и даже двадцати девяти лет [1. С.872]. Междутемправильная организация учебного процесса не мыслилась М. В. Ломоносовым без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Своеобразие и особая ценность регламента 1758 г. состоит в том, что в нем содержится специальная глава, определяющая обязанности учителей и некоторые правила их работы. В частности, М. В. Ломоносов в своих методических рекомендациях по организации обучения предлагал учителям:

— «доводить свои лекции до конца, не прерывая экзаменами и переводами ни заучивания школьниками текстов наизусть, ни своих объяснений по учебникам и по авторам и не прекращая этого раньше срока»;

— «перед началом каждого полугодия распределять время и рассчитывать время так, чтобы и не переобре-

менять учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий»;

— «в начале каждого урока спрашивать гимназистов, знают ли они заданное, принесли ли с собой приготовленные уроки и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему ... Причем каждый должен быть готов к тому, что его непременно спросят и ему нужно будет отвечать»;

— если после объяснения урока остается время, «учителя должны задавать гимназистам, смотря по особенностям класса, короткие задания с тем, чтобы они выполняли таковые в их присутствии.»;

— «учитель должен присматриваться к способностям учеников и знать их успехи, чтобы понимать, чего он может ожидать требовать от каждого»;

— в начальных (низших) классах «больше налегать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами; в средних нужно объяснять более легкие правила, в высших — более трудные»;

— с учениками «поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит ... ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому ...»;

— «учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся» [5.

С. 513—515].

Одним из первых в истории русской школы М. В. Ломоносов применил в Академической гимназии классно-урочную систему обучения: уста-

16.

Историко-педагогический журнал, № 2, 2011

новил разделение учащихся на классы, определил порядок перевода учащихся из класса в класс, систему одновременного изучения нескольких циклов предметов учащимися каждого класса и двухчасовые уроки, проводимые по расписанию.

Таким образом, разрабатывая проект регламента Академической гимназии, М. В. Ломоносов обнаруживает основательные познания в области дидактики, в частности, он хорошо представляет себе структуру урока, который, по его мнению, непременно включает в себя проверку выполнения домашнего задания, повторение материала, изученного ранее, объяснение и закрепление нового материала, индивидуальный учет и оценивание количества и качества труда учащихся. Рекомендации М. В. Ломоносова в том случае, если они могли попасть в руки желающему работать успешно учителю, становились ценным пособием для его педагогического самообразования.

М. В. Ломоносов занимает особое место в истории отечественного просвещения: на протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и универси-

тета, внедряя классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, создавал фундаментальные методические учебные пособия.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. он не противопоставлял воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нем. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назовут новым периодом русской образованности.

Вместе с тем, педагогическое наследие Михаила Васильевича Ломоносова является малоизвестным в широкой учительской и научной среде. При этом необходимо отметить, что перестройка высшего и среднего образования в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики в России.

Памятные даты истории образования и педагогики.. .....17

Примечания

1. Блок Г. П., Кулябко Е. С., Суслова Е. Н. Примечания. Организация учебного дела // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. IX. М. - Л. : АН СССР, 1955. С. 872.

2. Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века : учеб.е пособие. Вологда : Изд-во Вологодский государственный педагогический институт, 1990. 93 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

4. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т.VII. М.-Л. : АН СССР, 1955. С. 57.

5. Ломоносов М. В. Проект регламента академической гимназии // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. IX. М. - Л. : АН СССР, 1955. С. 477-523.

6. Ломоносов М. В. Проект регламента московских гимназий // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. IX. М.-Л. : АН СССР, 1955. С. 443-461.

7. Ломоносов М. В. Слово о пользе химии, в Публичном Собрании Императорской АН сентября 6 дня 1751 года говоренное Михайлой Ломоносовым // История педагогики в России : Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М. : Академия, 1999. С. 87-88. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.