Научная статья на тему 'Из опыта целевой подготовки специалистов для предприятий высоких технологий'

Из опыта целевой подготовки специалистов для предприятий высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / УНИВЕРСИТЕТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / TARGET TRAINING / UNIVERSITY / EMPLOYER / YOUNG PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов И. Я., Прончатов-рубцов Н. В.

Проанализирован опыт Нижегородского госуниверситета по подготовке молодых специалистов для предприятий высоких технологий. Показано, что комплексный организационно-методический подход должен стать стимулом дальнейшего развития партнерства вуза и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of target training of professionals for high-technology enterprises

The experience of N.I. Lobachevsky State University in target training of young professionals for high-technology enterprises is analyzed. It is shown that an integrated methodological and organizational approach must provide a stimulus for further development of university-employer partnerships.

Текст научной работы на тему «Из опыта целевой подготовки специалистов для предприятий высоких технологий»

И.Я. ОРЛОВ, профессор Н.В. ПРОНЧАТОВ-РУБЦОВ,

доцент

Из опыта целевой подготовки специалистов для предприятий высоких технологий

Проанализирован опыт Нижегородского госуниверситета по подготовке молодых специалистов для предприятий высоких технологий. Показано, что комплексный организационно-методический подход должен стать стимулом дальнейшего развития партнерства вуза и работодателей.

Ключевые слова: целевая подготовка, университет, работодатель, молодой специалист.

Высокоразвитая промышленность и наука Нижегородского региона нуждаются в пополнении молодыми специалистами высокого уровня подготовки. Причем современные требования заключаются не только в необходимости приобретения выпускниками фундаментальных знаний, но и учета конкретных научных и технических задач предприятий высоких технологий, в том числе раннего включения специалиста в трудовую деятельность на конкретном рабочем месте.

Решению этой проблемы во многом посвящена принятая в 2007 г. «Политика ННГУ в области качества образования». Одна из позиций этого документа - расширение взаимодействия с основными работодателями, привлечение их к определению содержания и форм образовательного процесса и к м.атериаль-но-технтескому обеспечению образовательной деятельности [1].

У Нижегородского госуниверситета налажены связи с академическими и отраслевыми организациями области. Так, в 2000 г. создан Нижегородский объединенный научный центр университета и институтов РАН (ОУНЦ), включающий ННГУ и четыре академических института РАН [2]. Однако в современных условиях становится актуальным дальнейшее развитие хорошо себя зарекомендовавших форм взаимодействия универси-

тета и предприятий и внедрение новых, включающих в том числе обеспечение прямой и обратной связи с научными учреждениями, систему мониторинга качества образования и продвижения выпускников на предприятиях. Целесообразно более широкое привлечение ведущих специалистов к чтению специальных курсов лекций, к руководству курсовыми, дипломными работами и диссертациями магистров, развитие системы совместной (целевой) аспирантуры, организация интенсивной производственной практики на предприятиях. Важной задачей является обеспечение материальных условий для новых образовательных технологий.

В настоящей работе проанализирован опыт подготовки молодых специалистов на примере взаимодействия

ННГУ с Российским федеральным ядерным центром (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров), Нижегородским научно-исследовательским институтом радиотехники (ННИИРТ), ФГуП Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова (НИИ-ИС), ОАО «Завод им. Г.И. Петровского», Научно-исследовательским радиофизическим институтом (НИРФИ) и ОАО «Научно-производственное объединение“Эркон”».

Для привлечения лучших выпускников для работы на этих предприятиях разработана система целевой подготовки молодых специалистов, действующая в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными между ННГУ им. Н.И. Лобачевского и конкретной организацией. Основная задача заключается в приближении процесса обучения к месту будущей работы выпускника.

Выделим ряд конкретных этапов при реализации данной программы.

• На встрече с ведущими представителями предприятия, организованной в рамках цикла лекций «Введение в специальность», студенты второго курса знакомятся с особенностями, условиями работы и перспективами кадрового роста.

• По результатам встречи на третьем курсе создается группа целевой подготовки, состоящая из студентов, желающих проходить обучение по специализированному учебному плану.

• На базе учебного плана структурного подразделения ННГУ формируется план целевой подготовки с корректировкой предприятием обучения по специализациям.

Сохраняя фундаментальность образования, данная система позволяет приблизить специализацию к задачам организации. В соответствии с учебным планом целевой подготовки студенты, специализирующиеся в этих

группах, проходят на базе предприя-тий-заказчиков специальный лабораторный практикум, научно-исследовательскую и дипломную практики, выполняют курсовые и дипломные работы, причем руководство осуществляется как представителем предприятия, так и преподавателем кафедры. Такой подход обеспечивает высокий научный уровень работы, выполняемой при решении конкретной актуальной задачи заказчика. Начиная уже с третьего курса студенты этих групп входят в трудовой коллектив предприятия, что облегчает их адаптацию к производству по окончании вуза.

С целью контроля и координации хода подготовки специалистов на предприятиях два раза в год проводятся научно-технические советы с приглашением руководителей целевой подготовки от кафедр ННГУ.

Отметим, что в отличие от подготовки по специализации, традиционно выполняемой преподавателями одной кафедры, в подготовке, к примеру, для ННИИРТ участвуют преподаватели четырех кафедр, в подготовке для ОАО

«Завод им. Г.И. Петровского» - двух кафедр и сотрудники ИПФ РАН. Объединение потенциала кафедр позволяет более полно учесть пожелания пред-приятий-заказчиков по индивидуализации обучения и расширению спектра специальных дисциплин, входящих в учебный план.

В табл. 1 приведены данные по целевой подготовке в 2007/2008 учебном году на предприятиях ННИИРТ и ОАО «Завод им. Г.И. Петровского». Такая форма взаимодействия с предприяти-

ями позволяет также создать основу для подготовки специалистов высокой квалификации - магистров и кандидатов наук. Так, в 2007 г. в ННИИРТ защищены две магистерские и одна кандидатская диссертация, ряд студентов получили степень бакалавра и поступили в магистратуру. Отметим, что тематика их научных исследований сформулирована в рамках задач, стоящих перед предприятием-заказчиком.

Другая форма взаимодействия вуза и предприятия, объединяющая научные исследования и учебный процесс, используется в соответствии с соглашениями ННГУ с НИРФИ и ОАО «Научно-производственное объединение “Эркон”». Она не требует изменения учебного плана, а предполагает использование лабораторных установок пред-приятий-заказчиков как для обучения, так и для проведения на них совместных научно-технических работ.

В частности, соглашениями предусмотрены следующие пункты:

• взаимодействие по эффективному использованию материально-технической базы участников для удовлет-

ворения потребностей образовательного процесса и научных исследований, самостоятельно осуществляемых каждым из участников;

• разработка и применение в учебном процессе дистанционных технологий, тесто-тренинговых систем, тренажеров, имитационных и игровых форм обучения при реализации образовательных программ различных уровней;

• приобретение в процессе обучения в ННГУ знаний фундаментальных

основ комплекса исследуемых физических явлений, навыков исследовательской работы на крупных экспериментальных установках мирового класса, опыта компьютерного обеспечения радиофизических исследований, включая автоматизацию эксперимента;

• выполнение совместных исследований, разработок, создание и реализация перспективных проектов и программ в сферах образовательной и научной деятельности;

• организация совместных семинаров, конференций, тренингов, других мероприятий, в которых заинтересованы участники;

• обмен кадрами из числа профессорско-преподавательского состава для проведения отдельных курсов и других мероприятий в рамках учебного процесса, самостоятельно осуществляемого каждым из участников.

С 2006 г. действует договор о целевой подготовке молодых специалистов с высшим образованием для РФЯЦ-ВНИИЭФ по специальностям: «Радиофизика и электроника»; «Фундаментальная радиофизика и физическая

Таблица 1

Предприятие Количество студентов

3-й курс 4-й курс 5-й курс Всего

ННИИРТ 11 7 5 23

ОАО «Завод им. Г.И. Петровского» 4 5 3 12

электроника»; «Информационные системы и технологии»; «Физика»; «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы»; «Нанотехнологии в электронике »; «Химическая технология монокристаллов, материалов и изделий электронной техники»; «Химия»; «Прикладная математика и информатика»; «Математика»; «Механика»; «Прикладная информатика». По согласованию с РФЯЦ-ВНИИЭФ также осуществляется целевая подготовка по магистерским образовательным программам в области физики, химии, математики, механики, информационных технологий и по индивидуальным образовательным программам, допускающим обучение на стыке нескольких специальностей.

Работы по целевой подготовке кадров для РФЯЦ-ВНИИЭФ в рамках данного договора осуществляются на базе пяти факультетов ННГУ: радиофизического, физического, химического, механико-математического и факультета вычислительной математики и кибернетики.

Учитывая широкий диапазон специальностей и структурных подразделений, создан Совет сотрудничества по вопросам целевой подготовки кадров для РФЯЦ-ВНИИЭФ в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, сопредседателями которого являются: со стороны ННГУ - проректор по научной работе, со стороны РФЯЦ ВНИИЭФ - заместитель директора по кадрам и социальным вопросам. С целью координации работ, осуществляемых различными структурными подразделениями ННГУ, создается Центр целевой подготовки кадров для РФЯЦ-ВНИИЭФ

в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, который представляет собой подразделение ННГУ в структуре, подчиненной проректору ННГУ по научной работе.

Государственная важность подготовки специалистов для Федерального ядерного центра обусловливает следующую особенность взаимоотношений РФЯц-ВНИИЭФ и ННГУ. Университет учитывает интересы ядерного центра по целевой подготовке кадров в соглашениях с администрацией Нижегородской области, предусматривающих выделение целевых бюджетных мест для поступления на факультеты ННГУ по ежегодным заявкам РФЯЦ-ВНИИ-ЭФ. В соответствии с указанными соглашениями исполнитель ежегодно выделяет в плане приема бюджетные места для целевого набора по направлениям, запрашиваемым РФЯЦ-ВНИ-ИЭФ, и обеспечивает зачисление на указанные целевые места выпускников школ г. Сарова в соответствии с количеством мест и правилами приема в университет на соответствующий год.

Распределение по факультетам студентов из г. Сарова, обучающихся в ННГУ на бюджетных местах в соответствии с соглашением, представлено в табл. 2.

С целью повышения эффективности и качества целевой подготовки кадров для РФЯЦ-ВНИИЭФ университет применяет следующие специальные методы и формы:

• направление учащихся ННГУ для выполнения заданий преддипломной практики и дипломных работ в подразделения РФЯЦ-ВНИИЭФ под руководств ом высококвалифицированных специалистов центра;

Таблица 2

Факультет Радиофизический факультет Механико- математический факультет ВМК Химический факультет

Количество студентов 21 36 29 18

• выполнение курсовых работ, заданий преддипломной практики и дипломных работ по тематике, согласованной с РФЯЦ-ВНИИЭФ, в подразделениях ННГУ под руководством высококвалифицированных специалистов ННГУ или институтов РАН, являющихся участниками объединенного Учебно-научного центра ННГУ и институтов РАН;

• подготовка учащихся к выполнению курсовых и дипломных работ по тематике РФЯЦ-ВНИИЭФ в форме спецкурса или лабораторного практикума (по специальному или общему

курсу) с отчетностью в форме экзамена или зачета, включая факультативные формы обучения;

• развитие у студентов навыков коллективной работы по тематике РФЯЦ-ВНИИЭФ путем их привлечения к научно-исследовательским проектам по тематике заказчика, а также к работам по созданию и развитию учебнометодического и научно-методического обеспечения целевой подготовки под руководством высококвалифицированных специалистов ННГУ и/или РФЯЦ-ВНИИЭФ.

К чтению специальных курсов, проТаблица 3

Фамилия, имя, отчество Должность, ученая степень, звание Тема лекции

Абрамович С.Н. Г.н.с., д.ф.-м.н., заслуженный деятель науки РФ Ядерные физические исследования и использование ядерно-физических методов в прикладных целях

Будников В.И. Зам. начальника научно-исследовательского отделения ИТМФ РФЯЦ-ВНИИЭФ Некоторые подходы к численному исследованию задач газовой динамики

Гаранин С.Г. Директор института лазернофизических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ, д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН Исследования по термоядерному синтезу на мощных лазерных установках

Колесов В.Ф. Начальник научно-теоретического отдела, д.ф.-м.н., заслуженный деятель науки РФ. Импульсные ядерные реакторы

Мартынов А. П. Начальник лаборатории КБ РФЯЦ-ВИИИЭФ, д.ф.-м.н. Криптографические методы защиты информации

Постников А.Ю. Начальник лаборатории отделения РФЯЦ-ВНИИЭФ, к.т.н., (выпускник ННГУ) Особенности (проблемы) самораспростра-няющегося высокотемпературного синтеза

Потехин А.Л. М.н.с. ИТМФ (выпускник ННГУ) Методы обработки результатов численного моделирования физических процессов

Раевский В. А. Зам. директора института экспериментальной газодинамики и физики взрыва по НИР РФЯЦ-ВНИИЭФ Экспериментальная физика взрывов

Сапронов И. С. Математик научно-исследовательского отделения ИТМФ Методы решения актуальных задач математического моделирования на параллельных ЭВМ

Селемир В.Д. Зам. научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ - директор НТЦ физики высоких плотностей энергии, д.ф.-м.н. Физика высоких плотностей энергии

Чернышев А.К. Зам. научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ, д.ф.-м.н. Стратегическая стабильность в мире в XXI веке и новое поколение России

ведению лабораторных работ и рецензированию дипломных работ ежегодно привлекаются высококвалифицированные специалисты РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Для примера в табл. 3 приведен список лекций ведущих ученых и специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ для студентов и сотрудников ННГУ в 2007/ 2008 уч. г.

ННГУ совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ обеспечивает проведение агитационноразъяснительной и профориентационной работы со школьниками г. Сарова для их привлечения к участию в региональных предметных олимпиадах.

Для поощрения успехов в учебной деятельности студентам, участвующим в мероприятиях целевой подготовки и заключившим контракт «Студент-РФЯЦ ВНИИЭФ-ННГУ», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 №942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», по представлению Совета сотрудничества по вопросам целевой подготовки кадров для РФЯЦ-ВНИИЭФ в ННГУ им. Н.И. Лобачевского назначаются дополнительные целевые именные стипендии. Количество и размер стипендий устанавливаются ежегодно по результатам конкурсного отбора.

Необходимо отметить, что целевая подготовка не ограничивается выпуском дипломированных специалистов для предприятий. Существенная часть выпускников поступает в магистратуру ННГУ. Так, из целевой группы ННИ-ИРТ в 2008 г. в магистратуру поступили четыре бакалавра, в 2009 г. - пять бакалавров. Тематика магистерских работ определяется предприятиями, а руководство совместно осуществляется ведущими специалистами предприятия и профессорами университета. Дальнейшее повышение квалификации выпускников ННГУ, работающих на

предприятиях, проводится и в аспирантуре ННГУ. Так, по тематике предприятий аспирантами и соискателями ННГУ в 2006-2008 гг. защищено три диссертации в НИИИС, две диссертации в ННИИРТ.

Особое внимание в настоящее время уделяется переподготовке специалистов предприятий, входящих в систему сетевой интеграции ННГУ. Возможности университета существенно расширились в результате выполнения в 2006-2007 гг. инновационной образовательной программы в рамках национального проекта «Образование». Оснащение лабораторий факультетов уникальными приборами нового поколения позволяет достичь нового материально-технического уровня лабораторного практикума, развивать современные экспериментальные методы исследований и внедрять их в научную работу студентов, т.е. создать условия для образования на основе научных исследований [3].

Так, в 2007-2009 гг. на базе созданного Регионального учебного центра технологий National Instruments проведена переподготовка специалистов НИИИС и ННИИРТ по базовому учебному циклу «Основные принципы создания виртуальных приборов и автоматизации физического эксперимента на базе LabVIEW».

Примером схемы, обеспечивающей поддержку научной активности молодежи и создающей дополнительные возможности ее участия в актуальных научных разработках, стал традиционный конкурс научных работ аспирантов, ведущих исследования по приоритетным направлениям науки, технологии и техники в рамках совместных исследовательских проектов Нижегородского объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН и предприятий передовых технологий. Этот конкурс был инициирован благо-

даря участию ННГУ в национальном проекте «Образование»

(ИОП «Образовательно-научный центр “Информаци-онно-телекоммуника-ционные системы: физические основы и математическое обеспечение”»). Впервые он проведен в 2006 г., а в дальнейшем стал традиционным. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 30 аспирантов естественно-научных специальностей. На основании тщательной экспертизы документов (учитываются баллы, набранные при проведении последней аттестации аспирантов, а также экспертные оценки качества заявок на грант) на первом этапе формируется ранговое распределение аспирантов по количеству баллов. Второй тур проводится в форме научной конференции (допускается до 20 участников). В жюри конкурса наряду с профессорами ННГУ включаются представители нижегородских институтов РАН и ведущих НИИ. Баллы, набранные конкурсантами за качество презентации своей работы, суммируются с оценками первого тура, и в результате выявляются десять победителей конкурса. Отметим, что к настоящему времени из числа победителей конкурсов 2006-2007 гг. восемь аспирантов уже успешно защитили кандидатские диссертации.

Анализ опыта ННГУ по целевой

подготовке кадров для предприятий высоких технологий показывает, что только комплексный организационнометодический подход является действенным инструментом непрерывного повышения качества подготовки молодых специалистов и стимулом дальнейшего развития партнерства вуза и работодателей.

Литература

1. Стронгин Р., Петров А., Грудзинский А.

Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета) // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 3-9.

2. Стронгин Р., Гурбатов С, Петров А. Ин-

теграция как путь повышения качества и востребованности образования // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 15-28.

3. См.: Гурбатов С. Инновационная образо-

вательная программа ННГУ // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 25-32.

ORLOV I, PRONCHATOV-RUBTSOV N. THE EXPERIENCE OF TARGET TRAINING OF PROFESSIONALS FOR HIGH-TECHNOLOGY ENTERPRISES

The experience of N.I. Lobachevsky State University in target training of young professionals for high-technology enterprises is analyzed. It is shown that an integrated methodological and organizational approach must provide a stimulus for further development of university-employer partnerships.

Keywords: target training, university, employer, young professional.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.