Из опыта создания электронного учебного пособия по курсу «современные средства оценивания результатов обучения»
Камалеева Алсу Рауфовна к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет 420021, г. Казань, ул. Татарстан 2., 8(843)292-62-81, Kamaleyeva_Kazan@mail. ru
Аннотация
Перехода к непрерывному образованию каждого члена российского общества предполагает информатизацию общества с использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе и электронных учебных пособий как один из способов подачи учебного материала совместно с традиционными учебниками для активизации учебной деятельности обучаемых.
Transition to continuous formation of each member of the Russian society assumes information of a society from use of modern information and telecommunication technologies, including electronic manuals as one of ways of giving of a teaching material together with traditional textbooks for activization of educational activity of trainees.
Ключевые слова
информационные технологии в обучении, электронное учебное пособие.
An information technology in training, the electronic manual
Система образования в России вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием, новым концептуальным подходом к разработке и использованию технологий обучения.
Информатизация образования, является составной частью глобального процесса информатизации общества и определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации.
Основными свойствами информационных технологий является:
• оперативность передачи информации любого объема и вида на любые расстояния;
• хранение информации в памяти компьютера, благодаря этому её можно редактировать и обработать;
• благодаря всемирной сети Internet есть доступ к различным источникам информации;
• можно найти ответ на любой интересующий вопрос;
• возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерные аудио и видеоконференций.
Информационные технологии, также являются одним из наиболее удобных и проверенных способов дистанционного обучения в целях самообразования. Особенно в тех случаях, когда обучаемый:
• не имеет возможности выехать к месту учебы (из-за болезни, территориальным особенностям и т.д.);
• желает получить дополнительное образование путем самообразования.
Нельзя не отметить и то, что использование электронных учебных пособий (ЭУП) открывает преподавателю новые возможности для реализации своего творческого потенциала, так как позволяет:
• проводить практические занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
• быстро и эффективно контролировать знания обучаемых с помощью компьютера, задавать содержание и уровень сложности контрольных мероприятий;
• индивидуализировать работу, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Электронные учебные пособия создают базу для образования по-новому. Создав централизованный фонд, доступ к которому свободен по сети Internet, и накапливая базу электронных учебных пособий, можно будет перейти к систематическому компьютерному образованию по любой форме дистанционного образования. Тогда каждый преподаватель сможет произвести выбор одного или несколько мультимедийных учебных пособий, которые он желал бы использовать в своей работе.
Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность учебного материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учащихся к обучению.
На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий. Это будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс и делают его более интересным и привлекательным.
Электронные учебные пособия применимы и для стандартной формы обучения, как прекрасный иллюстративный материал. В связи с этим, все меньше остается преподавателей, отрицающих пользу новых информационных технологий. Образование меняется и качественно. Степень восприятия теперь определяется не только качеством электронного учебника, но и способностью обучающегося учиться.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала в электронных учебных пособиях, взаимосвязь различных компонентов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для обучаемых, так и для обучающих.
При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология - мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Структура пособия определяется тем, что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой. Должны быть учтены последовательности изучаемого
материала: теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации и материалы для дополнительного образования.
Любое ЭУП должно включать в себя следующие обязательные компоненты:
• средства изучения теоретических основ дисциплины;
• средства поддержки практических занятий;
• средства контроля знаний;
• средства взаимодействия между учителем и учащимися;
• методические рекомендации по изучению дисциплины;
• средства управления процессом изучения дисциплины.
При этом ЭУП должно отвечать следующим требованиям:
• четкая структуризация предметного материала;
• наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
• компактность представленного информационного материала;
• графическое оформление и наличие иллюстративного материала;
• включение промежуточного и текущего контроля знаний.
Учитывая вышеуказанные компоненты, было создано электронное учебное пособие по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения» (ССОРО).
Качественное оценивание результатов обучения на современном этапе развития образования является актуальной проблемой. Возникает необходимость контроля знаний в бурно развивающемся обществе, из-за этого основное внимание в электронном учебном пособии по курсу «ССОРО» уделяется программированной проверке знаний учащихся и использованию тестов в учебном процессе. Важно отметить тот факт, что тестирование на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных способов проверки знаний и применяется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и ЕГЭ.
Одним из условий правильного и качественного определения уровня образования учащихся является методически верное составление тестов учителями. Тесты должны содержать различные типы заданий. Время выполнения теста должно быть оптимальным с учетом возраста тестируемого.
Основной целью электронного учебного пособия по курсу «ССОРО» является обучение учителей и их помощников основным методам создания оптимальных и качественных тестов с учетом современных требований к оцениванию результатов обучения. В этом заключается актуальность и востребованность использования данного электронного учебного пособия.
В проекте содержится курс лекций по «ССОРО» и дополнительный материал для использования при подготовке к семинарам и экзамену по курсу: словарь терминов, блоки самоконтроля и методические рекомендации по созданию тестов с использованием возможностей программы МуТеБ! 3у.
Теоретическая часть электронного учебного пособия содержит семь лекций, отражающие содержание всего курса «ССОРО» (внешний вид электронного учебного пособия представлен на рис. 1):
• «Качество образования»
• «История развития системы тестирования в России и за рубежом»
• «Педагогические тесты. Термины и определения»
• «Психолого-педагогические аспекты тестирования»
• «Общие подходы к разработке тестов»
• «Единый государственный экзамен (ЕГЭ)»
• «Портфолио».
Рис.1
Исходя из названия лекций, видно, что данное пособие содержит полезную и полную информацию об оценке качества образования на современном этапе развития российского образования.
В блоке «Семинарские занятия» содержится информация об основных способах оценивания качества образования и об общих подходах к разработке тестов. Соответственно, данный блок состоит из пяти частей:
• «Оценка знаний школьников»
• «Устный способ проверки успеваемости»
• «Письменный способ проверки успеваемости»
• «Способы программированной проверки знаний»
• «Общие подходы к разработке тестов»
В предложенных занятиях в краткой форме содержится обобщающий материал по современным средствам оценивания результатов обучения, которое способствует
закреплению и дополнению необходимых на современном этапе знаний, полученных в ходе изучения лекций (внешний вид блока занятий по тестированию с помощью программы MyTest3 представлен на рис. 2).
Рис. 2
Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
В блоке «Тестирование» содержится информация о применении программы МуТеБ! (версия 3), и рассматриваются общие подходы по разработке тестов с помощью предложенной тестовой оболочки:
• «Общая информация о программе МуТеБ!»
• «Модули программы MyTest»
• «Установка и настройка»
• «Примеры создания теста по физике»
Несомненно, благодаря программе MyTest3 пользователь может создать красочные и многообразные тесты и применить их в различных этапах учебно-воспитательного процесса Основными достоинствами программы MyTest3 являются: • Возможность создание различных типов тестовых заданий:
o одиночный выбор Например: импульс - это произведение:
o множественный выбор Например: векторными величинами являются:
1) перемещение,
2) ускорение,
3) путь,
4) угловая скорость
o указание порядка
Например: укажите порядок следования значения энергии по возрастанию. 1) 56 Дж, 2) 12 КДж, 3) 52 мкДж, 4) 19 калорий. Ответ: 2.
o сопоставление
Например: сопоставите единицы измерения с их физическими величинами. Единицы измерения
1. м/с а. путь
2. м б. скорость
3. кг в. сила
4. Н с. масса
o указание истинности и ложности Например: Верно ли, что при увеличении расстояния между двумя телами их взаимное притяжение: 1. увеличивается, 2. уменьшается 3. не изменяется. Ответы: 1 -нет, 2 - да, 3 - нет.
o ручной ввод числа o ручной ввод текста Например: произведение скорости тела и массы называется..?
Ответ: импульс.
o часть изображения Например, дается изображение строительного подъемного крана и задается вопрос: Какие части подъемного крана двигаются поступательно? В ответ указывается изображенный груз или трос.
• возможность контроля сложности тестовых заданий;
• возможность самостоятельного задания уровня и системы оценивания;
• ограничение времени проведения теста в целом или отдельных его частей;
• возможность проведения теста в обучающем, штрафном и свободном режиме;
• возможность настройки порядка следования вопросов и вариантов ответа;
• возможность проведения сетевого тестирования с помощью журнала тестирования MyTest3;
• возможность сохранения результатов тестирования в зашифрованном виде. Таким образом, возможность контроля прохождения теста с помощью ЭВМ делает
программу MyTest3 универсальным средством дистанционного тестирования. Благодаря этому, при наличии компьютера и выхода в Internet, можно производить тестирование, не выходя из дома, а обучающий с помощью журнала тестирования MyTest3 сможет получить данные через сеть и ознакомиться с результатами теста.
Стоит отметить, что при прохождении тестирования в обучающем режиме, после выбора ответа, независимо от того, был правильно выбран ответ или нет, обучаемый будет иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает ему глубже осмыслить изучаемый материал. Также, в конце теста предлагается
подробно ознакомиться с результатами теста и выводится подробная информация в виде диаграмм. _
Результаты тестирования (Иванов Иван Иваномич 8А) 1
Вопросы: Всего заданий в тесте: 8 /^В^Ч Всего заданий задано: 8 Я Из них правильно: 7 \ | / Результативность: 87,5%. Набрано баллов: 7,0 из 8 возможных. ^^Н Ваш результат: 87,5%. Щ 1 1
Ваша оценка: 5
|[ ✓ ОК
Рис. 3
Реализация средств контроля знаний была осуществлена в блоках самоконтроля, с помощью которых обучающий может проконтролировать полученные знания в ходе изучения курса «ССОРО». Для этого он использует уже привычную программу МуТеБ13 и получает объективные сведения об успешности прохождения обучения.
Блоки самоконтроля расположены в конце курса лекий по «ССОРО», семинарских занятий и занятий по тестированию с помощью программы МуТеБ13. Тесты блоков самоконтроля содержат в себе 10-12 вопросов, время выполнения которых 15 минут (внешний вид блока самоконтроля по курсу лекций «ССОРО» представлен на рис. 4).
Рис. 4.
Одним из основных достоинств электронного учебного пособия по курсу «ССОРО» является наличие в нем словаря терминов.
Данный словарь носит информационный характер и способствует увеличению соответствующей данному курсу лексики. Доступ к нему может быть осуществлен непосредственно через оболочку электронного пособия или через специальные ссылки, которые расположены внутри текста курсов лекций и семинарских занятий. Удобство использования словаря в том, что учащийся в любой момент может открыть ссылку на неизвестное слова и, получив информацию о нем, вернуться обратно к изучению материала.
Полезным является то, что электронное пособие содержит в себе множество ссылок, которые помогают пользователю легко ориентироваться в новом для него содержании и получить необходимую информацию быстро и эффективно (внешний вид словаря терминов представлен на рис.5).
Рис. 5
Данное электронное учебное пособие по курсу «ССОРО» создано с помощью языка программирования Microsoft Visual Studio 2008 C#, связанный с языком гипертекстовой разметки HTML. Благодаря этому оно представляет собой программу, которая помогает пользователю легко ориентироваться, найти нужную информацию, глубоко изучить материал, ознакомиться подробно с интересующими или необходимыми темами. Представленный богатый материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую и практическую информацию во всем ее многообразии и системности.
Данное пособие создано в режиме обучения с проверкой. Оно отвечает всем требованиям, предъявляемым к электронным учебным пособиям: структурированности, удобству в обращении, наглядности изложенного материала. Для удовлетворения всем требованиям при создании пособия были использованы гипертекстовые технологии. Электронное учебное пособия разработано с помощью HTML - языка разметки, удобного в изменении содержания файлов с расширением HTML и создания гиперссылок. В проекте содержится курс лекций по «ССОРО» и дополнительный материал для использования при подготовке к семинарам и экзамену по курсу: словарь терминов, методические рекомендации по созданию тестов.
Таким образом, созданное электронное учебное пособие по курсу «ССОРО» отражает основное научное содержание данной учебной дисциплины, дополняющее учебник, помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе и контекстный текст), поиск которого в обычном учебнике затруднен, существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.
Выводы
При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно - логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.
Очевидно, электронные учебные пособия и любые другие средства являются альтернативой деятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения обучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей.
Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный и личностный характер, и важно создать условия для развития способностей личности учиться и самоутверждаться.
В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникой интеллектуальной работы, порождающей творчество.
Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.
Литература
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2007.-192 с.
2. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс/ Бент Б. Андресен, Катя Ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Дрофа, 2007. - 224с.
3. Проблемы исследования и преподавания дисциплин физико-математического цикла в вузе и школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции -Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008 - 208с.
4. Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: Изд-во РХТУ, 2007.- 114 с.
5. Пугачев А.А. Теория и практика создания электронных учебников // Вестник Вост.-Сиб. Института МВД России. 2000, № 3. - с. 59-65.
6. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.