Научная статья на тему 'Из опыта составления программы повышения квалификации учителей'

Из опыта составления программы повышения квалификации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНГЛИЙСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / НАПИСАНИЕ ЭССЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / TEACHERS' ADVANCED TRAINING PROGRAM / UNIFIED STATE EXAMINATION (USE) IN ENGLISH / DEVELOPING SKILLS OF WRITING PROPER ACADEMIC ENGLISH / CREATING ESSAYS / FEDERAL/NATIONAL EDUCATION STANDARDS (GEF) UP-TO-DATE REQUIREMENTS / UNIVERSAL LEARNING ABILITIES/SKILLS DEVELOPING / ACTIVE-LEARNER APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаева Ольга Михайловна, Дудникова Гульнара Маратовна

В настоящей статье обсуждаются принципы и алгоритм составления программ повышения квалификации учителей английского языка по теме «Подготовка учащихся к написанию эссе в письменной части Единого Государственного Экзамена» (модуль вариативной части повышения квалификации). Подчеркивается, что востребованность результатов данной программы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; а именно необходимостью внедрения в практику образовательных учреждений инновационных образовательных моделей деятельностного типа. Называются причины необходимости развития навыков английской письменной речи у российских школьников, главными из которых являются формирование универсальных учебных действий, подготовка к письменному заданию ЕГЭ по иностранному языку, который с 2022 года по окончании школы станет обязательным. Кроме того, анализ современных УМК по английскому языку показывает, что большинство пособий не дают возможности учащимся системно и в полной мере освоить этот важный навык. Авторы представили свою поэтапную разработку, включающую определение: 1) результатов деятельности, показателей оценки результатов, форм и методов контроля; 2) практического опыта, знаний и умений, приобретенных обучающимся. Также детально описывается структура и содержание, условия реализации программы, контроль и оценка результатов освоения модуля повышения квалификации. Заключая обсуждение проблемы, авторы выражают надежду, что представленные в статье сведения могут также оказаться полезным при написании других предметных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адаева Ольга Михайловна, Дудникова Гульнара Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHARING THE EXPERIENCE OF TEACHERS’ ADVANCED TRAINING PROGRAM DESIGNING

The article deals with the problem of teachers’ advanced training program designing viewed through the prism of GEF (Federal/National Education Standards) up-to-date requirements. The principles and procedure of drawing up the program “Teaching Students to Write an Essay as a Task of USE (the variational part module of teachers’ advanced training courses)” are presented. It is highlighted that the program meets the GEF demands of introducing the active-learner approach methods of teaching into secondary school. Special emphasis is paid to the importance of developing students’ writing skills in English, in general, and, in particular, teaching them how to logically and correctly write an essay. The authors state that while expressing their ideas in a written form, the leaners develop the so called ‘УУД’ (universal learning abilities/skills); at the same time they are studying for the Unified State Examination (USE). English/or a foreign language studied will be included in basic school subjects to be mandatory taken at this standardized test in 2022. Further, the authors give a step-by-step description of how they designed the teachers’ advanced training program in teaching schoolchildren writing essays in English and hope that the algorithm might be of great help for other subjects’ program writers.

Текст научной работы на тему «Из опыта составления программы повышения квалификации учителей»

педагогические науки

Адаева Ольга Михайловна, Дудникова Гульнара Маратовна ИЗ ОПЫТА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ...

УДК 372.8

ИЗ ОПЫТА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

© 2017

Адаева Ольга Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык и методика преподавания иностранных языков» Дудникова Гульнара Маратовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык и методика преподавания иностранных языков» Самарский государственный социально-педагогический университет ( 443099, Россия, Самара, улица Максима Горького, 65/6, e-mail:dudnick@mail.ru)

Аннотация. В настоящей статье обсуждаются принципы и алгоритм составления программ повышения квалификации учителей английского языка по теме «Подготовка учащихся к написанию эссе в письменной части Единого Государственного Экзамена» (модуль вариативной части повышения квалификации). Подчеркивается, что востребованность результатов данной программы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; а именно необходимостью внедрения в практику образовательных учреждений инновационных образовательных моделей деятельностного типа. Называются причины необходимости развития навыков английской письменной речи у российских школьников, главными из которых являются - формирование универсальных учебных действий, подготовка к письменному заданию ЕГЭ по иностранному языку, который с 2022 года по окончании школы станет обязательным. Кроме того, анализ современных УМК по английскому языку показывает, что большинство пособий не дают возможности учащимся системно и в полной мере освоить этот важный навык. Авторы представили свою поэтапную разработку, включающую определение: 1) результатов деятельности, показателей оценки результатов, форм и методов контроля; 2) практического опыта, знаний и умений, приобретенных обучающимся. Также детально описывается структура и содержание, условия реализации программы, контроль и оценка результатов освоения модуля повышения квалификации. Заключая обсуждение проблемы, авторы выражают надежду, что представленные в статье сведения могут также оказаться полезным при написании других предметных программ.

Ключевые слова: программа повышения квалификации учителей; Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку; развитие навыка английской письменной речи; написание эссе; современные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); формирование универсальных учебных действий (УУД); деятельностный подход

SHARING THE EXPERIENCE OF TEACHERS' ADVANCED TRAINING PROGRAM DESIGNING

© 2017

Adaeva Olga Mikhailovna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of the English language and methods of foreign languages teaching Dudnikova Gul'nara Maratovna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of the English language and methods of foreign languages teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maksima Gorkogo street, 65/67, e-mail: e-mail: dudnick@mail.ru)

Abstract. The article deals with the problem of teachers' advanced training program designing viewed through the prism of GEF (Federal/National Education Standards) up-to-date requirements. The principles and procedure of drawing up the program "Teaching Students to Write an Essay as a Task of USE (the variational part module of teachers' advanced training courses)" are presented. It is highlighted that the program meets the GEF demands of introducing the active-learner approach methods of teaching into secondary school. Special emphasis is paid to the importance of developing students' writing skills in English, in general, and, in particular, teaching them how to logically and correctly write an essay. The authors state that while expressing their ideas in a written form, the leaners develop the so called 'УУД' (universal learning abilities/skills); at the same time they are studying for the Unified State Examination (USE). English/or a foreign language studied will be included in basic school subjects to be mandatory taken at this standardized test in 2022. Further, the authors give a step-by-step description of how they designed the teachers' advanced training program in teaching schoolchildren writing essays in English and hope that the algorithm might be of great help for other subjects' program writers.

Keywords: teachers' advanced training program; Unified State Examination (USE) in English; developing skills of writing proper academic English; creating essays; Federal/National Education Standards (GEF) up-to-date requirements; universal learning abilities/skills developing; active-learner approach

В настоящее время, в связи с переходом общеобразовательных учреждений России на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) [1, 2], возрастает роль изучения письменной речи в рамках школьного предмета «Иностранный язык» [3]. Во-первых, развитие навыков письма является неотъемлемым компонентом образования, участвующим в формировании универсальных учебных действий (УУД) [4]. Более того, с 2022 года ЕГЭ по иностранному языку по окончании школы станет обязательным [5]; при этом, письменная часть данного экзамена включает логичное и грамотное написание эссе. С другой стороны, анализ современных УМК по английскому языку показывает, что пособия не дают возможности учащимся системно и в полной мере освоить этот важный навык; поэтому учителям приходится самостоятельно изучать методическую литературу по вопросу и вводить на уроках дополнительный материал по данной тематике. Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности теоретических исследований и практических разработок в области обучения английской письменной речи в школе.

Цель авторов настоящей статьи - поделиться опытом составления программы повышения квалификации учителей школ; при этом, заявленной темой проекта является «Подготовка учащихся к написанию эссе в письменной части Единого государственного экзамена» (модуль вариативной части повышения квалификации) по именному образовательному чеку. Востребованность результатов программы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а именно необходимостью внедрения в практику образовательных учреждений инновационных образовательных моделей деятельностного типа [6], направленных на формирование навыков письменной речи. Выбор данный темы был сделан неслучайно, поскольку авторы публикации также являются создателями учебных пособий по избранной проблематике, одному из которых в 2015 году был присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров МО РФ и рекомендован для внедрения в образовательный процесс с целью совершенствования навыков письменной речи обучающихся [7, 8].

Adaeva Olga Mikhailovna, Dudnikova Gul'nara Maratovna pedagogical

SHARING THE EXPERIENCE OF TEACHERS' ADVANCED ... sciences

По структуре и уровню сложности ЕГЭ по английскому языку схож с международным экзаменом FCE. Это значит, что для успешной сдачи ученик должен иметь уровень Upper-Intermediate (выше среднего) [9, 10]. Что касается требований ФГОС СОО к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка, то ученики должны достичь порогового уровня владения иностранным языком, позволяющим выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; сформировать умения написания текстов по различным темам и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров [11].

Проверить сформированность названных навыков и умений призвано, в том числе, и задание письменной части ЕГЭ - создание эссе. Последнее представляет значительную трудность для российских учащихся, поскольку такого рода тексты в англоязычной письменной культуре строятся по определенным принципам и имеют определенную структуру. По этой причине процесс подготовки школьников к написанию эссе - тщательный и поэтапный, и предполагает наличие четко структурированной системы упражнений «деятельностного» плана. Задания должны отличаться вариативностью и приглашать студентов к размышлению, а также к совместному и/или индивидуальному поиску наиболее эффективных решений [См. примеры упражнений в № 8 списка литературы].

Далее подробно рассмотрим принципы и алгоритм составления программы повышения квалификации учителей.

Первым шагом в работе над модулем стало определение результатов деятельности, которые должны быть прозрачны и понятны слушателям; обозначение основных показателей оценки результатов, а также форм и методов контроля. Приведем их в нижеследующей таблице:

Результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля

Результат 1: Создает эссе-мнение (рассуждение). — коммуникативная задача (содержание письменного высказывания)решена в соответствии с заданием — организация текста р еша ет коммуникативную задачу —языковое оформление текста (лексика, грамматика, орфография и пункту ация) соответствует уровню В1 Общеевропейской системы оценки знания иностранных языков Экспертная оценка продуктов практической деятельности

Результат 2: Оценивает эссе-мнение и аргументирует (письменно) свою оценку согласно каждому из предъявляемых критериев. — оценивает решение коммуникативной задачи (содержание письменного заданием и объясняет свою оценку исходя из заданных критериев — оценивает соответствие организации текста поставленной коммуникативной задаче и объясняет свою оценку — оценивает соответствие языкового оформления эссе (лексика, грамматика, орфография ипункгуация) поставленнойв задании коммуникативной задаче и объясняет свою оценку -не использует избыточные критерии оценивания эссе Экспертная оценка продуктов

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов повышения квалификации.

На следующем этапе работы предстояло определить, каким практическим опытом, знаниями и умениями должен обладать слушатель. Так, с целью формирования перечисленных результатов обучающийся в ходе освоения программы модуля должен:

иметь практический опыт:_

- написания различных типов абзаца по предложенной коммуникативной задаче;

- написания эссе-мнения (рассуждения) по предложенной коммуникативной задаче;

- оценивания эссе-мнения (рассуждения) и аргументации оценки согласно предъявляемым критериям;

уметь:

- анализировать, сообщать и описывать, характеризовать, рассуждать, сравнивать и сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию;

- решать комплексные коммуникативные задачи, применяя трехэтапную модель порождения письменных высказываний (pre-writing, writing, editing);

- определять тему, главную идею абзаца; писать тематическое предложение, развивать его с помощью примеров и деталей;

- структурировать абзац и эссе, выделяя в нем вступительную, развивающую заключительную части;

- организовывать идеи внутри абзаца согласно базовым типам риторической организации текста: индукция, дедукция, сравнение/контраст, проблема-решение, причина-следствие;

- использовать лексические средства связи, соответствующие коммуникативному типу абзаца;

- определять/различать разные типы риторической организации абзаца и разные типы эссе;

- писать эссе-рассуждение, с учетом отличительных особенностей и логики его построения;

- критически оценивать (редактировать) продукт письменной речи;

- использовать лексические единицы и грамматические структуры в заданных речевых ситуациях, которые соответствуют уровню B1 Общеевропейской системы оценки знания иностранных языков;

- оформлять абзац и эссе согласно правилам английской орфографии и пунктуации;

знать:

- структуру/композицию абзаца как базовой единицы письменного текста;

- основные понятия построения письменного высказывания: тема, тематическое предложение, главная идея, примеры и детали;

- базовые типы логической организации идей внутри письменного текста: индукция, дедукция;

- основные характеристики правильно построенного текста: единство, цельность, связность;

- лексические средства, маркирующие связь между предложениями и абзацами [12, с.120-129];

- типы абзацев: описание, повествование, процесс, сравнение/контраст, проблема-решение, причина-следствие, рассуждение;

- структуру/композицию эссе как одного из жанров письменной речи;

- типы эссе: описательное, повествовательное, аргу-ментативное, объяснительное и как подвид последнего - эссе-рассуждение;

- отличительные черты, структуру и логику построения эссе-рассуждения;

- основные техники планирования содержания письменного текста: мозговой штурм, группировка, построения графика/составление семантической карты, конспектирование, «свободное» письмо;

- способы/методы (само)контроля и (само)оценки письменного текста: планирование, конструирование, написание черновика, корректировка/корректура, редактирование, рецензирование/отзыв;

- основные коммуникативные грамматические структуры;

- правила орфографии и пунктуационного оформления англоязычной академической письменной речи [13 с.32-96, 14 с.51-96];

Обязательным разделом программы повышения квалификации является «Структура и содержание модуля повышения квалификации». В первой части раздела Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Адаева Ольга Михайловна, Дудникова Гульнара Маратовна ИЗ ОПЫТА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ...

«Учебно-тематический план модуля» приводятся наименования тем, выделяемые на темы часы (аудиторная и самостоятельная работа). Во второй части «Содержание обучения по модулю» расписывается содержание материала. Приведем предлагаемый материал.

Тема 1. Письмо как сложный интерактивный процесс. Абзац как базовая единица письменного текста: его основные характеристики, виды, структура/композиция; типы логической организации идей.

Содержание

Письменная речь как продуктивный вид деятельности, направленный на порождение речевого сообщения в письменной форме.

Практические занятия

1. Определение целей разных видов письма.

2. Определение темы, тематического предложения, главной идеи письменного текста.

3. Оценка абзаца с точки зрения его единства, цельности, связности.

4. Определение риторической организации абзаца.

Самостоятельная работа при изучении темы 1

1. Написание абзацев разных типов.

2. Анализ абзацев с точки зрения их единства, цельности, связности

Тема 2. Эссе как один из жанров продуктивной письменной речи: его типы эссе, отличительные черты, структура и логика построения эссе-мнения (рассуждения)

Содержание

Эссе как жанр продуктивной письменной речи

Практические занятия

1. Освоение структуры эссе. Определение различных структурных компонентов эссе и их функций.

2. Определение различных видов эссе, их отличительных черт. Освоение цели, задач и особенностей (языковых и речевых) эссе рассуждения.

3. Написание эффективного заголовка, начального и заключительного абзацев эссе.

4. Анализ модельного эссе с точки зрения его структуры, речевых и языковых особенностей. Освоение техник (само)редактирования и (само)оценки эссе, критериев оценивания.

5. Выполнение заданий на правильное пунктуирова-ние англоязычной академической речи.

Самостоятельная работа при изучении темы 2

1. Написание эссе-мнения (рассуждения) на предложенные темы.

2. Оценивание эссе-мнения (рассуждения) и аргументации оценки согласно предъявляемым критериям.

Следующим необходимым элементом программы является раздел «Условия реализации программы модуля повышения квалификации», где прописываются требования к материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения и общие требования к организации образовательного процесса. Стоит отметить, что содержание модуля имеют ярко выраженную практическую направленность и включает тренинги, ориентированные на формирование у педагогов навыков конструирования и оценки учебных заданий, предполагающих активную познавательную и исследовательскую деятельность.

Организация освоения модуля строится на основе преимущественно практических занятий и самостоятельного выполнения работы. Практические задания должны завершаться выработкой алгоритма, принципов, правил осуществления тех операций, которые отрабатывались в их рамках. Рекомендуется организация аудиторной работы в форме погружения и рефлексии. Самостоятельная работа обучающихся может быть организована на их рабочем месте в рамках выполнения их профессиональных функций. Самостоятельная работа обучающихся завершается предъявлением продуктов практической деятельности.

Завершающим программу является раздел «Контроль

и оценка результатов освоения модуля повышения квалификации». Здесь подчеркивается, что образовательное учреждение, реализующее программу модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и получения ими опыта практической деятельности и итогового контроля сформированности конечных результатов (дополнительных профессиональных компетенций, аспектов профессиональных компетенций). При этом, текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения на основе оценивания результатов практических работ обучающихся. Итоговый контроль проводится по результатам экспертной оценки созданного обучающимися продукта письменной речи (эссе-рассуждение) и самостоятельного оценивания обучающимися предложенного эссе-рассуждения. В этой связи также, важно подчеркнуть два момента: во-первых, порядок перевода оценочных баллов в оценочное суждение определяется в оценочных средствах; формы и методы текущего и итогового контроля, критерии оценивания доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Таким образом, представленный в данной статье опыт, принципы и алгоритм составления программы повышения квалификации учителей английского языка по аспекту обучения письменной речи представляются важными как в теоретическом, так и в практическом плане. Прежде всего, авторы при разработке данной программы руководствовались современными требованиями ФГОС; а именно была поставлена и выполнена цель - внедрить в учебный процесс деятельностный метод. Кроме того, приведенные сведения могут оказаться полезным и при написании других предметных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования второго поколения // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации: М., 2011-2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 11.08.2017).

2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/докумен-ты/543 (дата обращения: 11.08.2017).

3. Обучение письму: учебное пособие («Серия обучения иностранным языкам», №14) / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

4. Асмолов А.Г. (ред.), Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. (Стандарты второго поколения).

5. Официальный информационный портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ege. edu.ru (дата обращения: 18.08.2017).

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. Вып. 2. - 2009. - С. 7-14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 18.08.2017).

7. Сучкова С.А., Дудникова Г.М., Адаева О.М. Учимся писать: учебное пособие по развитию навыков письменной речи (учебное пособие на английском языке). - Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - 71 с.

8. Сучкова С.А., Дудникова Г.М., Адаева О.М. Учись писать с нами: учебное пособие по развитию навыков письменной речи (на английском языке). - издание 3-е, испр., доп. - Самара: ООО «Офорт», 2015. - 150 с. (Гриф Министерства образования и науки РФ)

Adaeva Olga Mikhailovna, Dudnikova Gul'nara Maratovna SHARING THE EXPERIENCE OF TEACHERS' ADVANCED .

pedagogical sciences

9. Cambridge English First: (FCE) - экзамен на знание английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cambridgeenglish.org.rU/exams/ (дата обращения: 18.08.2017).

10. Федеральный институт педагогических измерений: М., 2004-2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru . (Дата обращения: 25.08. 2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования второго поколения // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации: М., 2011-2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 18.08.2017).

12. Дудникова Г.М. Развернутое произведение речи как предмет прагмалингвистического описания (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Гульнара Маратовна Дудникова. - Самара, 2002. - 200 с.

13. Арапиева Л. У. Теория практика системы знаков препинания в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Любовь Умарбековна Арапиева.- М., 1985. - 177 с.

14. Адаева О. М. Семантика и метасемиотика знаков препинания горизонтальной стратификации английской речи: дис. ... канд.филол.наук: 10.02.04 / Ольга Михайловна Адаева. - Самара, 2003. - 187 с.

Статья поступила в редакцию 03.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

230

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.