Научная статья на тему 'Из опыта разработки профессионального стандарта'

Из опыта разработки профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна

В статье рассматривается проблема несоответствия требований профессиональных и образовательных стандартов в России, что приводит к снижению уровня и качества трудоустройства выпускников вузов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения декларируют необходимость учета требований работодателей при формировании и реализации основных образовательных программ. Ключом к решению указанной проблемы и путем выполнения требований государства является разработка компетентностных моделей выпускника, основанных на контекстно-компетентностном подходе и функциональном анализе области будущей профессиональной деятельности. В статье представлена процедурная схема разработки профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурнева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL STANDARTS DEVELOPMENT

The problem of inconsistency between requirements of professional and educational standards in Russia is considered in the article, which leads to a decrease in level and quality of job placement of graduates. Federal state educational standards of higher professional education of third generation declare the necessity of taking into account the employers’ requirements in building and realization of general educational programs. The key to solve this problem according to the implementation of the government’s requirements is the development of competence models of the graduate student, based on context-competence approach and functional analysis of the field of future professional activity. The article presents the procedural scheme of professional standards development.

Текст научной работы на тему «Из опыта разработки профессионального стандарта»

УДК 378

Е.Е. Дурнева ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема несоответствия требований профессиональных и образовательных стандартов в России, что приводит к снижению уровня и качества трудоустройства выпускников вузов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения декларируют необходимость учета требований работодателей при формировании и реализации основных образовательных программ. Ключом к решению указанной проблемы и путем выполнения требований государства является разработка компетентностных моделей выпускника, основанных на контекстно-компетентностном подходе и функциональном анализе области будущей профессиональной деятельности. В статье представлена процедурная схема разработки профессионального стандарта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, компетентностная модель выпускника, требования работодателей.

E. Durneva FROM THE EXPERIENCE

OF PROFESSIONAL STANDARTS DEVELOPMENT

Abstract. The problem of inconsistency between requirements of professional and educational standards in Russia is considered in the article, which leads to a decrease in level and quality of job placement of graduates. Federal state educational standards of higher professional education of third generation declare the necessity of taking into account the employers' requirements in building and realization of general educational programs. The key to solve this problem according to the implementation of the government's requirements is the development of competence models of the graduate student, based on context-competence approach and functional analysis of the field of future professional activity. The article presents the procedural scheme of professional standards development.

Keywords: professional standard, federal state educational standards of higher professional education of third generation, graduate student's competence model, employer's requirements.

На сегодняшний день компетентностный подход является одним из важнейших системообразующих положений обновления содержания образования. Переход на компетентностноориентированные образовательные стандарты, использование в практике высшей школы подобного подхода способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

Параллельно с обновлением образовательных программ сегодня в России идет процесс формирования требований профессиональных сообществ к специалистам - так называемых рамок квалификаций.

Квалификация - официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте). [3].

© Е.Е. Дурнева, 2014

Национальная система квалификаций - это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения, включающая:

- перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций, в котором профессии сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации;

- профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;

- процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;

- национальную рамку квалификаций;

- институциональные, организационные и методические механизмы разработки и реализации национальной или региональной политики в области квалификаций;

- каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения;

- систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта) [3].

Рамка квалификаций - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Это основа системы квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и определяется взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении. Различаются транснациональные, национальные и отраслевые рамки квалификаций [3].

Очевидно, что требования к результатам подготовки выпускника и требования к специалисту, претендующему на трудоустройство, должны в значительной степени пересекаться, но в силу того, что процессы разработки образовательных и профессиональных стандартов на практике не взаимосвязаны, возникает проблема отсутствия согласования между указанными документами.

Первым этапом в преодолении пропасти между требованиями образовательных стандартов и требованиями рынка труда является всесторонний учет интересов работодателей при формировании компетентностных моделей выпускников (далее КМВ) по каждому направлению подготовки.

В основные требования работодателей входят: эффективное участие выпускника в осуществлении трудовых функций и должностных обязанностей; проявление развитых универсальных компетенций, таких как инициативность, ответственность, коммуникативные качества, высокий уровень сформированности профессиональных компетенций и т. п.

Компетентностная модель выпускника по сути представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим о степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемым ему рынком труда, сложившимся социальными условиями обеспечения личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами; 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) измерительных инструментов (валидных, достаточно точных и надежных), которые используются для оценки данной компетенции и выявления уровня ее сформированности [2].

КМВ занимает промежуточное место между требованиями потребителей и основной образовательной программой (далее ООП). Необходимость же создания КМВ обусловлена тем, что требования потребителей к результатам ООП в настоящее время не имеет четких формулировок. Они меняются с течением времени, а также в зависимости от специфики отрасли или региона. Однако для проектирования адекватной ООП требуется высокая степень определенности требований к результатам подготовки выпускников вузов.

Таким образом, КМВ представляет собой формализованную модель требований потребителей к данным результатам, т.е. она формируется по результатам анализа требований потребителей к результатам профессионального образования.

Одним из источников построения КМВ может и должен служить профессиональный стандарт, соответствующий направлению подготовки. При этом необходимо отметить ряд возникающих сложностей: 1. В России разработаны далеко не все профессиональные стандарты, 2. Разрабатываемые стандарты должны всесторонне охватывать требования работодателей. В связи с этим процедура разработки стандарта имеет огромное значение.

Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Однако при всем существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно - профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности. Именно эти параметры и являются значимыми для сферы профессионального образования [5].

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к содержанию и качеству труда и условиям его осуществления, а также уровень квалификации работника, и требования к профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

Отправной точкой формирования стандарта является анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии. Анализ проводится в форме опроса представителей той области профессиональной деятельности, для которой разрабатываются профессиональные стандарты [5].

Исходя из назначения профессиональных стандартов, как механизма саморегулирования рынка труда и средства обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли в целом, опросы проводятся на предприятиях различных типов, размеров и форм собственности, ориентированных на развитие, техническую модернизацию и обучение персонала.

Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также уровень качества их выполнения.

В 2013 г. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ, начал разработку профессионального стандарта специалиста по охране прав детей. Разработка профессионального стандарта проходила в несколько этапов:

1. Подготовка проекта профессионального стандарта.

2. Проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта.

3. Доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаниями и предложениями.

4. Сопровождение проекта профессионального стандарта при его рассмотрении Экспертным советом по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Каждый из четырех основных этапов было решено разбить на несколько логических ступеней для более четкого понимания и эффективного решения поставленной задачи. При подготовке проекта профессионального стандарта в первую очередь была сформирована экспертная группа, в которую вошли руководители и специалисты-эксперты в области охраны прав детей. Затем был проведен анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности, была сформирована репрезентативная выборка организаций, проведен опрос работников организаций в форме анкетирования, в котором приняли участие более 150 специалистов и представителей работодателей из различных субъектов Российской Федерации.

Анкета содержала функциональную карту профессиональной деятельности (составленную на первом этапе исследования). Участникам опроса было предложено оценить степень значимости каждой из трудовых функций, а также, в случае необходимости, добавить недостающие трудовые функции. С целью разграничения квалификационных уровней участникам было предложено оценить каждую из трудовых функций по ряду параметров:

1. Степень вероятности осуществления функции в нестандартных и внештатных ситуациях.

2. Степень сложности выполняемой функции.

3. Степень многообразия действий, выполняемых в рамках функции.

4. Уровень личной ответственности и самостоятельности.

5. Степень необходимости решения проблем.

6. Степень необходимости взаимодействия с коллегами.

7. Степень ответственности за организацию и качество работы других работников.

8. Уровень ответственности за распределение ресурсов.

9. Степень ответственности за обучение других сотрудников.

Заключительная часть анкеты была направлена на выявление необходимых для

специалиста умений и знаний.

По результатам анкетирования был сформирован проект профессионального стандарта специалиста по охране прав детей.

При анализе полученных данных и рекомендаций от специалистов-экспертов в данной области был сформулирован перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций для данного вида профессиональной деятельности. В обобщенные трудовые функции были включены такие функции, как: 1) обеспечение и защита прав и законных интересов детей; 2) выявление детей, нуждающихся в помощи государства, содействие оказанию помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; 3) правовое просвещение детей и родителей по вопросам охраны прав несовершеннолетних; 4) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, принятых на воспитание; и 5) делопроизводство.

Для указанных выше обобщенных трудовых функций были выделены соответствующие им трудовые функции: 1) обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками; обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних;

обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних; 2) выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов; подготовка материалов для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства; содействие оказанию помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации; 3) проведение работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; правовое консультирование детей и родителей; организация и проведение мероприятий по правовому просвещению несовершеннолетних; 4) ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание; осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи; оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам связанным с охраной прав детей; подготовка обращений, актов и других документов в органы государственной власти; ведение в установленном порядке документации, хранение всех материалов до передачи в архив, несение персональной ответственности за сохранность документов по охране детства.

С целью организации профессионально-общественного обсуждения были проведены следующие виды работ:

- размещение проекта на официальном сайте университета;

- проведение всероссийской интернет-конференция для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- размещение информации о разработке проекта профессионального стандарта в СМИ;

- сбор, анализ и систематизация замечаний, полученных в процессе общественного и профессионального обсуждения проекта.

По результатам общественного обсуждения проект стандарта был доработан с учетом замечаний заинтересованных сторон и направлен в Министерство труда и социальной защиты РФ.

В результате общественного обсуждения и рекомендаций Экспертного совета при Министерстве труда и социальной защиты профессиональный стандарт был откорректирован.

Итоговый вариант стандарта содержит две обобщенные трудовые функции:

1. Профилактика нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних. Включает трудовые функции:

- Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства.

- Проведение работы по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

- Проведение консультирования и организация мероприятий по правовому просвещению несовершеннолетних и родителей.

2. Защита прав и законных интересов детей, восстановление положения, существовавшего до нарушения и/или пресечение действий, нарушающих права детей.

Включает трудовые функции:

- Защита личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи и помещенных под надзор в соответствующие организации.

- Защита имущественных прав несовершеннолетних, в том числе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи и помещенных под надзор в соответствующие организации.

- Организация и ведение работы с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

- Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, процедуру разработки профессионального стандарта можно представить в следующем виде:

Формирование экспертной группы -

Проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности

Формирование репрезентативной выборки организаций Проведение опроса работников организаций

I Юдготовка проекта профессионального стандарта -

Проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального

стандарта -

Доработка и согласование проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными

в ходе профессионально-общественного обсуждения замечаниями и предложениями

-

Сопровождение проекта профессионального стандарта при его рассмотрении Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России

Хотелось бы отметить, что, несмотря на многоступенчатую и многоуровневую схему разработки профессионального стандарта, данная работа позволяет систематизировать сам подход к созданию профессионального стандарта в любой отрасли и может быть использована специалистами любого профиля.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О.Г. Ларинова. - М.: Логос, 2011. - 334 с.

2. Дурнева Е.Е. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. М.А. Шолохова: учеб. пособие / Е.Е. Дурнева, В. Д. Нечаев. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 109 с.

3. Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М.: РИО ТК им. А Н. Коняева, 2009. - 115 с.

4. Нечаев В. Д. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: метод. рекомендации / В.Д. Нечаев, Е.Г. Замолоцких, Е.Е. Дурнева. - М.: РиЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. - 39 с.

5. Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: методическое пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. -М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.