Научная статья на тему 'Из опыта работы учителя-логопеда в социальной сфере'

Из опыта работы учителя-логопеда в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
573
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗОРФОГРАФИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ЧУВСТВО ЯЗЫКА / ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметова Инсия Наильевна

Многие школьники с трудом осваивают навык грамотного письма. Дизорфография (патологическая безграмотность) это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ахметова Инсия Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы учителя-логопеда в социальной сфере»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Ахметова И.Н.

Ахметова Инсия Наильевна - учитель-логопед первой категории, Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Выборгского района Ленинградской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Добро пожаловать!»,

г. Светогорск

Аннотация: многие школьники с трудом осваивают навык грамотного письма. Дизорфография (патологическая безграмотность) - это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ключевые слова: дизорфография, методика обучения русскому языку, морфологический закон, орфографическая зоркость, чувство языка, этимологический анализ.

Я работаю учителем-логопедом в Комплексном центре социального обслуживания населения на отделении для детей-инвалидов. У нас обслуживаются дети в возрасте от 3 до 18 лет, большинство из них школьники с диагнозами ОНР, ЗПР, СДВГ, дислерсия, дисграфия. В ходе диагностики почти у всех ребят выявляется дизорфография, как основной диагноз или сопутствующий. Школьники с трудом осваивают навык грамотного письма, не применяют правила на письме: как слышу, так и пишу, демонстрируют ужайший кругозор, с трудом подбирают проверочные слова. Но, как показывает практика, дизорфографией страдают не только дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями, но и ребята с сохранным интеллектом.

Беседуя со школьниками, я часто задавала себе вопрос, почему русские дети не любят родной язык, почему, даже корифеи в своих работах, указывают на тот факт, что для русского человека родной язык является трудным, а его изучение трудоёмким. Школьники открыто заявляют о нелюбви к данной учебной дисциплине, а сами уроки характеризуют как сплошное занудство.

Проблемами возникновения дизорфографии занимались А.Н. Корнев, И.В. Прищепова, О.И. Азова, Л.Г. Парамонова, все они сходятся во мнении, что причинами патологической безграмотности являются:

- несформированность ряда неречевых психических функций: операции словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память;

- неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий;

- отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей;

- у детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове, и т.д. [5].

Хочется отметить, что и в самой системе преподавания русского языка в школе кроются причины нелюбви к родному языку у детей и порождения безграмотности:

- это, прежде всего, неверно выбранная методика преподавания русского языка - учителем даётся материал, потом дети выполняют домашнюю работу, потом проверочный диктант или что-то для проверки знаний по изучаемому материалу. Таким образом, интересный предмет русский язык становится очень неинтересным и сухим, а форма обучения: я вам что-то рассказала, а вы мне отдали обратную связь, не эффективной.

- традиционная методика преподавания русского языка предполагает наличие алгоритма как писать то или иное слово (например, в выборе написаний личных окончаний глаголов необходимо совершить несколько мыслительных операций, чтобы прийти к правильному ответу). Так вот, дети с минимальными проблемами внимания, памяти, мотивации не в состоянии удержать эту программу действий. И если они ещё как-то справляются с упражнениями: вставь пропущенную букву, то в диктанте всё начинает «плыть», т.к. необходимо работать с десятками орфограмм и у детей нет просто времени анализировать и выполнять все эти шаги.

- это неправильный, ненаучный подход, так как в русском языке нет словарных слов, нет слов - исключений, нет того, что выделяется в рамку и написано: ЗАПОМНИ! Если знать происхождение слова, то орфография сразу повышается (малина - маленькие зёрнышки их которых она состоит, медведь - ведает где мёд, колокольчик - всё круглое). К ненаучным данным отношу изучение транскрипции во 2-3 классах. Чему учат в начальной школе: например, слово обороноспособность -первый звук [А]! - разве это правильно? Это абсолютно не соответствует науке. Если вспомнить редукцию - у каждого человека своё [А], своё [С], множество фонем, и их невозможно отобразить на письме, поэтому фонемный метод не подходит к русскому языку, как, например, в английском, где слово собирается побуквенно. В русском языке действует морфологический закон, у нас совершенно по-другому рождаются слова, поэтому школьникам надо очень хорошо знать состав слова [6].

Изучение русского языка в школе начинается с транскрипции, а мы, логопеды, потом исправляем дисграфию (слов яблоко пишут йаблоко и т.д.). В средней школе, когда уже сформированы орфографическая зоркость и языковое чутьё, можно ввести транскрипцию и в 4-5 классах начинать изучать русский язык, как науку [4].

- ещё одна причина дизорфографии - это классно-урочная система, которая отбивает вообще желание учиться, т.к. детям вообще тяжело сидеть по 45 минут несколько часов (6-7 часов). На уроках должен хорошо работать мозг. Мозг школьников ещё растёт, ещё идёт формирование ЦНС, поэтому, для развития мозгу требуется кислород. Дети от обездвиживания начинают зевать, ёрзать, крутиться, ронять предметы, «рыться» в портфеле - с помощью такого поведения школьники и добывают себе необходимый кислород! Если вытащить детей из-за парт, то сразу повысится эффективность работ!

Как же сделать, чтобы изучение русского языка было интересным и эффективным для детей с любыми образовательными возможностями? В своей работе я долгое время преломляла труды И.В. Прищеповой, О.И. Азовай, Л.Г. Парамоновой, но со временем поняла, что большинство работ по коррекции дизорфографии по сути сводятся к дублированию работы учителя в школе. Ко мне в Центр школьники приходят уже во второй половине дня, после спортивных секций, и репетиторов, мотивация к занятиям на нулевом уровне! Реабилитационный срок варьируется от трёх до шести месяцев работы. За такой короткий временной период невозможно достичь положительной динамики в преодолении нарушений письменной речи. Я искала механизм, который помог бы у ребят вызвать интерес к предложенной мною деятельности, сформировать самостоятельность и самоконтроль, а мне - получить в работе яркие результаты.

Заинтересовавшись методикой Н.А. Зайцева «Русский для всех» и опробовав её в работе, я поняла, этот материал является единственным «спасательным кругом» для ребят с различными психофизическими нарушениями, у которых в школьном возрасте нарушение письма и чтения выступают на первый план. У этой категории детей русский язык не в чести, что вполне объяснимо. Год за годом они корпят над правилами и не могут применить их на письме, ходят по репетиторам, которые просто дублируют работу учителя, скучают и зевают.

Цель моей работы - развитие орфографической зоркости.

Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:

1. Развить умение распознавать орфограммы и проверять их;

2. Сформировать умение работать со словом и употреблять слова в устной и письменной речи;

3. Создать условия для формирования чувства успеха в учении, желания и готовности решать всё более трудные задачи.

В чём суть методики - мы учим детей к стратегии и поиску нужной информации. Многие учителя жалуются на то, что дети с нарушениями письменной речи нередко выполняют не те задания, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться. Так вот методика Н. Зайцева позволяет сформировать у ребят самостоятельность, умение рассуждать, строить доводы.

Основа методики Н. Зайцева - это наглядность.

Таблично-матричная подача информации в десятки раз увеличивает скорость запоминания, в отличие от учебников. Автор расположил курс русского языка от 1 до 6 класса (а это база всей школьной программы) на 45 таблицах, удобных и понятных для использования. Эти таблицы можно назвать навигатором по русскому языку. С помощью знаков, цвета, размера, расположения, знаков препинания и вспомогательных символов ученики учат язык через постижение логики законов языка, а не через натаскивание или бездумное зазубривания. Учащийся получает чёткие инструкции (алгоритмы) о том, как работают эти таблицы и в скором времени способен начать строить высказывания с опорой на них.

Каждый ребёнок хочет учиться при соблюдении нескольких принципов:

1) ему интересно,

2) ему это нужно,

3) он получает удовлетворение от процесса.

Изучение таблиц построено исключительно в игровой форме, даже для девятиклассников. Мотивация у детей поддерживается (а в нашем случае -реанимируется) только за счет завуалирования учебной задачи.

37

Активная форма занятия приятно удивляет ребят, а для коррекции это важнейший элемент - только в движении мозг хорошо питается кислородом и начинает трудиться.

Весь учебный процесс по методу Н. Зайцева состоит из множества последовательных игр, результат которых виден сразу. Ребенок мгновенно видит результаты своего труда, в следствие чего он понимает для чего он учится. Создаётся ситуация успеха, которая подталкивает ребёнка на новые достижения.

Все это в совокупности приводит к таким результатам через пару-тройку месяцев занятий: ребенка, как минимум, не тошнит от занятий русским языком, а как правило, вызывает интерес и кучу вопросов. Повышается его грамотность за счет формирования орфографической зоркости и чувства языка, в головке упорядочивается материал, исчезает страх при письме диктантов, улучшается почерк.

Лексический материал для работы с таблицами обширнейший: тут и пословицы, поговорки, крылатые выражения, юмористические тексты, глубокие стихи, красивые отрывки из классики, загадки. Ребята часто демонстрируют страшно бедный словарный запас и ужайший кругозор, поэтому работа над словарем идет постоянно. Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения [7].

Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии, так как интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность учащихся. Применение исторического комментария убеждает младших школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на её положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии ставится на научную основу.

На моих занятиях нет скучающих глаз, грустных лиц. Дети раскованы, свободны, у них нет страха в ожидании вызова к доске, они работают активно и с удовольствием, потому что моё внимание сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже очень маленьких. На занятиях царит атмосфера непринужденности, доброты и уважения друг к другу.

Всё начинается с детства. И от нас, учителей, зависит, чтобы к каждому ребёнку пришел успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека.

Список литературы

1. Азова О.И. Развитие орфографических навыков у младших школьников с ОНР (IV уровень). /Азова О.И. // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. Москва-Воронеж, 2003.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987.

3. Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М.: Изд. МПСИ, 2003.

4. Статья Л.А. Ясюковой «Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников». [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: https://child-psy.livejournal.com/ (дата обращения: 15.09.2017).

5. Статья «История изучения дизорфографии». [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: https://infopedia.su/9x5e0.html/ (дата обращения: 15.09.2017).

6. Рабочие записи семинара С.Л. Рябцевой «Секреты русского языка». [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: trinitas.ru>/ (дата обращения: 10.09.2017).

7. Статья «Развитие орфографической зоркости». [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: elenapanteleeva.ucoz.ru>/ (дата обращения: 10.09.2017).

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Афонина А.Ю.

Афонина Анна Юрьевна - магистр, направление: специальное (дефектологическое) образование, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается концепция создания научно -популярного издания для родителей детей с особенностями в развитии. Создание подобных ресурсов способно помочь родителям увидеть возможности социализации ребенка, преодолеть трудности в процессе воспитания и обучения, а также успешно реализовать инклюзивные процессы в сфере образования. Статья также призвана помочь специальным педагогам и психологам в разработке программ и рекомендаций для родителей.

Ключевые слова: инклюзия, обучение, воспитание, родители, социализация.

Концепция создания научно-популярного издания для родителей детей с особыми образовательными потребностями

Научно-популярное издание в среде издательской деятельности представляет собой материал, непосредственно связанный с наукой. Как правило, это результаты научных исследований, представляющие собой ценность для определенной группы людей, так как любое издание подразумевает наличие целевой аудитории, для которой оно издается.

Тематика научно-популярных изданий должна определяться потребностями и задачами общества, а центральной составляющей такого издания будет ее научность. Одним из значимых критериев будет также доступность, которая будет достигнута путем последовательности и конкретности материала; существуют приемы, способные повысить доступность материала читателю, например, путем сравнения сложных научных явлений с уже ранее знакомыми ему [1]. Несмотря на то, что наука требует подтверждения с помощью статистики и цифровых данных, в научно -популярном издании такая составляющая может быть опущена, потому что цель научно-популярного материала заключена в том, чтобы наиболее понятно изложить информацию для целевой аудитории, состав которой может сильно варьироваться по возрастным и образовательным показателям. Значения терминов также подлежат объяснению, уточнению и подтверждению примерами. Автор, по своему желанию или в сотрудничестве с издательством, может добавлять иллюстрации, дополняющие информацию самого текста, однако, следует помнить о соблюдении авторских прав иллюстратора, если автор не создает иллюстрации самостоятельно.

Целевая аудитория нашей темы - это родители детей с ограниченными возможностями здоровья, следовательно, научные знания издания будут включать в себя исследования специальной педагогики и психологии, а также других смежных наук. Прежде всего, потенциальный автор должен понять потребности своей целевой аудитории, например, путем использования таких методов как анкетирование или беседа. Если автор не владеет методами психологии, то в его интересах изучить эту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.