Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВУЗЕ (ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ)'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВУЗЕ (ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИСКУССТВО / ОНЛАЙН И ОФФЛАЙН-ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вольгушев Антон Евгеньевич

Опыт работы в дистанционном формате вскрыл немало проблем, затрагивающих обе стороны образовательного процесса в вузе. Специфика художественно-педагогических дисциплин такова, что опираясь исключительно на цифровые и интернет - технологии, наработанные годами методы и приемы передачи знаний, консультирования и адекватного оценивания учебно-творческих работ студентов, утрачиваются. Осознавая необходимость использования ЭОС (электронная образовательная среда) вуза, МООК (массовые открытые онлайн-курсы) преподавателей вузов и разрабатывая собственные, педагог художник не должен отказываться от любой возможности личного общения с учащимися, если он действительно заинтересован в их качественной подготовке. Автор полагает, что сохранить уровень профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-художников, возможно лишь при условии достижения разумного баланса дистанционных и традиционных методов в вузовском обучении. Если же ставить задачи совершенствования подготовки бакалавров и специалистов, повышения ее качества, то решение здесь однозначно: свести онлайн обучение к необходимому и достаточному минимуму. Ведь молодого специалиста традиционно ждут в школе, к нему предъявляются требования не только знать и уметь, но и обладать широким спектром технологических, интеллектуальных и воспитательных качеств современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вольгушев Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM EXPERIENCE IN TEACHING FINE ARTS AT THE UNIVERSITY (REMOTE FORMAT)

The experience of working in a distance format revealed many problems affecting both sides of the educational process at the university. The specificity of artistic and pedagogical disciplines is such that, relying solely on digital and Internet technologies, methods and techniques of transferring knowledge, consulting and adequate assessment of educational and creative works of students, developed over the years, are lost. Realizing the need to use the EOS (electronic educational environment) of the university, MOOCs (massive open online courses) of university teachers and developing their own, the teacher artist should not give up any opportunity of personal communication with students, if he is really interested in their high-quality training. The author believes that maintaining the level of professional training of students, future pedagogues-artists, is possible only if a reasonable balance of distance and traditional methods in university education is achieved. If we set the task of improving the training of bachelors and specialists, improving its quality, then the solution here is unambiguous: to reduce online education to the necessary and sufficient minimum. After all, a young specialist is traditionally expected at school; he is required not only to know and be able to, but also to possess a wide range of technological, intellectual and educational qualities of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВУЗЕ (ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ)»

Педагогика

УДК 76026

кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич

Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ВУЗЕ

(ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ)

Аннотация. Опыт работы в дистанционном формате вскрыл немало проблем, затрагивающих обе стороны образовательного процесса в вузе. Специфика художественно-педагогических дисциплин такова, что опираясь исключительно на цифровые и интернет - технологии, наработанные годами методы и приемы передачи знаний, консультирования и адекватного оценивания учебно-творческих работ студентов, утрачиваются. Осознавая необходимость использования ЭОС (электронная образовательная среда) вуза, МООК (массовые открытые онлайн-курсы) преподавателей вузов и разрабатывая собственные, педагог художник не должен отказываться от любой возможности личного общения с учащимися, если он действительно заинтересован в их качественной подготовке. Автор полагает, что сохранить уровень профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-художников, возможно лишь при условии достижения разумного баланса дистанционных и традиционных методов в вузовском обучении. Если же ставить задачи совершенствования подготовки бакалавров и специалистов, повышения ее качества, то решение здесь однозначно: свести онлайн обучение к необходимому и достаточному минимуму. Ведь молодого специалиста традиционно ждут в школе, к нему предъявляются требования не только знать и уметь, но и обладать широким спектром технологических, интеллектуальных и воспитательных качеств современного педагога.

Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, онлайн обучение, электронная образовательная среда, искусство, онлайн и оффлайн-формат обучения, коммуникабельность.

Annotation. The experience of working in a distance format revealed many problems affecting both sides of the educational process at the university. The specificity of artistic and pedagogical disciplines is such that, relying solely on digital and Internet technologies, methods and techniques of transferring knowledge, consulting and adequate assessment of educational and creative works of students, developed over the years, are lost. Realizing the need to use the EOS (electronic educational environment) of the university, MOOCs (massive open online courses) of university teachers and developing their own, the teacher artist should not give up any opportunity of personal communication with students, if he is really interested in their high-quality training. The author believes that maintaining the level of professional training of students, future pedagogues-artists, is possible only if a reasonable balance of distance and traditional methods in university education is achieved. If we set the task of improving the training of bachelors and specialists, improving its quality, then the solution here is unambiguous: to reduce online education to the necessary and sufficient minimum. After all, a young specialist is traditionally expected at school; he is required not only to know and be able to, but also to possess a wide range of technological, intellectual and educational qualities of a modern teacher.

Keywords: art and pedagogical education, online learning, electronic educational environment, art, online and offline-teaching format, communication skills.

Введение. Актуальность поднимаемой здесь проблемы не может вызывать сомнений. И хотя общество (в том числе школы, колледжи и вузы) готовилось к изменениям, связанным с все возрастающей ролью цифровизации, мало кто предвидел столь быстрый и тотальный поворот к ней. Электронная образовательная среда стала рабочим инструментом педагога не сегодня, освободив его во многом от бумажной отчетности, по-своему организовала учёт и контроль учебного процесса, упростила возможность контактов преподавателя со студентами и студентов между собой. Тем не менее, самоизоляция заставила окунуться в интернет пространство всех, независимо от их готовности и желания, базовых возможностей и способностей. Получив годовой опыт работы «на удалёнке», теперь любой педагог способен делать выводы: о целесообразности, своевременности и эффективности действий, предпринятых им и, что важнее, их перспективности.

Изложение основного материала статьи. Характеризуя возможности дистанционного обучения, А.А. Андреев и В.И. Солдаткин утверждают, что «система дистанционного обучения должна ориентироваться на обеспечение населения различных регионов России возможностью получения современного образования» [1, с. 5]. Очевидно, что, несмотря на пандемию, «образовательная миссия вуза не изменилась и не изменится в будущем... Преподаватели разрабатывают онлайн-курсы, встраивают эти курсы в свои дисциплины, в ходе регулярного общения со студентами формируют их вовлеченность в образовательный процесс. Вовлеченность мы понимаем как включенность учащегося в эффективные образовательные практики» [2, с. 122] . Исходя из вышесказанного, следует закономерный вывод: система дистанционного обучения обеспечивает для всех возможность доступа к современному образованию, вовлекая учащихся в эффективные образовательные практики. Если первая его часть очевидна, то вторую нельзя признать справедливой, поскольку понятия «эффективность» и «образование», по мнению автора, противоречат друг другу в сфере гуманитарной и художественной.

Для художественного и художественно-педагогического образования проблема новых учащихся в новых условиях становится не просто актуальной. Вопрос о дистанционном художественном образовании взрослых детей - будущих студентов - становится весьма острым. Можно предположить, что те из них, кто действительно любит рисовать и желает развивать свои способности, могут без особого труда убедить членов приемной комиссии количеством и качеством своих работ, демонстрируя их через экран монитора. Находясь в режиме ВКС (видеоконференцсвязи) подтвердить аутентичность своих этюдов или рисунков нетрудно. Однако во все времена институт был призван не только давать знания и умения по рисунку, живописи или скульптуре. Не только данные компетенции отличают подготовку бакалавров художественно-педагогического направления от обучения в художественной студии или школе искусств. Даже такая учебная дисциплина как «История искусств», передаваемая лишь средствами интернета и кино не способна формировать важнейшие компетенции без преподавателя, поскольку разъясняет не столько факты, понятия,

имена и шедевры, а способствует развитию логического мышления, формирует такие эстетические взаимосвязи, от которых меняется сознание студента.

«Художественно-образное отражение действительности в произведениях искусства справедливо вызывает пристальное внимание к проблеме стиля, к анализу изобразительных средств», - значится в пояснительной записке Программы дисциплин предметной подготовки по специальности «Изобразительное искусство и черчение» [3, с. 14]. Становится очевидным, что подобные задачи учебной дисциплины выходит далеко за пределы традиционного (обыденного) представления об истории живописи или архитектуры. Передать, объяснить, показать на примерах и закрепить понимание многих явлений культуры может только преподаватель. Особенно в искусстве, которое сегодня, приходится признать, отодвинуто на обочину общественной жизни.

В искусстве важен результат, или, иначе говоря, чтобы творческая работа стала художественным произведением, она должна отвечать следующим профессиональным критериям: мастерство, уникальность, художественный вкус и др. С критерием «уникальность» понятно: способности, талант - категории вполне объективные. Остальные качества формируются годами в процессе обучения и практики. Очевидно, всякое обучение, в том числе обучение изобразительному искусству, предполагает контроль его хода и результатов. В художественной среде и художественных учебных заведениях эту функцию несут выставки, экскурсионные семинары и просмотры, возможные лишь в оффлайн-формате.

У дистанционного обучения немало достоинств, которые однако не способны на должном уровне контролировать даже учебные работы студентов, которые выкладывают их оптом и, как правило, без всяких комментариев (когда выполнено, как долго делалась работа, каковы размеры, техника и т.д). Электронная образовательная среда лишь фиксирует факт подачи таких работ, причем истинные её особенности (колорит, цветовая гамма, контрасты) в силу объективных обстоятельств остаются неведомы педагогу. Оценить, насколько грамотно и талантливо выполнено учебное задание, может лишь профессионал или экспертная группа. Опыт участия в работе кафедры изобразительного искусства в режиме видеоконференции дает понять, что объективная удаленная оценка вряд ли возможна. Это касается только заслушивания подготовленных выступлений студентов или магистрантов, т.е. оценивание теоретической части их аттестационных работ (курсовые, ВКР, магистерские диссертации). Данный вид связи предоставляет возможность заслушивать, отвечать на вопросы, обмениваться мнениями. Однако увидеть и, тем более, объективно оценить пояснительную записку, понять степень осведомленности и самостоятельности учащегося по теме исследования проблематично.

Надо помнить и о том, что живописное полотно или графическая серия - это не репродукция, отобранная в интернете, а результат длительных поисков, находок и разочарований, ошибок и открытий в вопросах узко профессионального свойства - замысел, композиция, технология, подбор красок, бумаги, оформление. В конечном счете, курсовая или дипломная работа на художественно-педагогическом факультете - это реальное изделие, вещь, имеющая вес и размеры, которую надо не только увидеть, но и присмотреться, потрогать и т.д. В противном случае оценка студенческой работы будет необъективна и, возможно, обидна для автора и его научного руководителя, вложивших свой труд, время, душевные силы.

Необходимо иметь в виду, что у всякого прогресса есть и побочный эффект, связанный с особенностями использования его достижений. Технические возможности сетей, немалая стоимость оборудования (компьютер и комплектующие), качество передаваемого контента (изображения и видеосвязь) - всё это ставит учащихся в разные исходные условия, препятствует (или помогает) им учиться в нормальном режиме.

Художественное образование изначально базируется на синтезе теоретических и практических компетенций. Учебные дисциплины, такие как живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, ведут своё начало от ремёсел Средневековья, цеховых объединений. Их суть не изменилась и в XXI веке. В современной художественной среде термин «технология» традиционно понимается как «изготовление чего-то с помощью чего-то». Понятия «технология акварельной живописи», «технология подготовки стены под фреску», «технология офорта на меди» становятся доступными лишь в мастерской, при непосредственном контакте с педагогом-мастером. Трудно представить себе ситуацию, когда бы студент освоил бы лессировочную технику или создал шкалу травления офорта, увидев мастер-класс в сети интернет. Распространенные сегодня онлайн-курсы и виртуальные студии по обучению и развитию изобразительных способностей способны лишь заинтересовать зрителя, дают возможность опробовать материалы, приёмы и технологии. Их задача, предложить ученику некоторый навык, хорошо освоенный мастером. При этом о готовности следовать указанным путем или соответствии запросам учащегося речи не идёт. Один из феноменов искусства состоит в том, что разные художники, работая над одной и той же темой (или заданием), абсолютно не связанные между собой, способны прийти к одному - отличному - результату.

В поисках объективности автор обратился к студентам выпускного курса, будущим педагогам изобразительного искусства, с заданием осмыслить нынешнюю ситуацию в виде небольшого эссе. Некоторые размышления приводятся ниже.

Урангина Д.: Современное образование дает широкие возможности развития дистанционного обучения. А предмет «изобразительное искусство» является одним из предметов, наиболее пригодных для экспериментов, так как опирается на творчество, а не на точные науки. Так сегодня на просторах интернета можно найти бесчисленное количество курсов, посвященных обучению рисованию и художественному проектированию (дизайну). Успешность прохождения данных курсов обеспечивается их простотой и умелой форме подачи. Однако не все курсы, точнее, не все так называемые «преподаватели курсов» отвечают требованиям, предъявляемых педагогу. Речь о том, что такая форма подачи материала позволяет заниматься творчеством людям с абсолютно любым уровнем подготовки, и оно не требует посещения специальных занятий для поступления на курсы. В этом, несомненно, плюс дистанционного обучения. Минусы дистанционного образования диктуются такими методами и принципами обучения как: индивидуальный подход, метод групповой и коллективной работы, принцип наглядности и прочности усвоения знания, умения и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности. Все они опираются на большую работу со стороны преподавателя, не только как источника знаний, но и как объекта контроля и формирования учебной мотивации. Творческая активность целиком и полностью зависит от мотивации учащихся, и ее результаты всегда показывают, насколько учащемуся интересна тема. Так педагог, посредством наблюдения за обучающимися, может выявить основные периоды спада и подъема мотивации следя за живой реакцией

ученика. А, следовательно, в дальнейшем может применить полученный опыт для разработки лучшей формы занятия.

Зябликова Е: Я вижу такие минусы в дистанционном обучении:

- Не развивается коммуникабельность, то есть студент не может обмениваться опытом и знаниями со сверстниками, а так же не может перенять их от педагога.

- Видео или аудиосвязь позволяет общаться лишь небольшой отрезок времени, при этом с учетом того, что педагогу необходимо выдать определенное количество материала в ограниченный срок времени, поэтому на индивидуальную работу со студентом остается не так много времени. Так же в традиционной форме обучения учащийся может обратиться за советом к педагогу в свободное от пары время, что дистанционное лишает. Конечно, немаловажно отсутствие общения и между студентами, в изобразительном искусстве нормально перенимать навыки и опыт друг друга, анализ чужих ошибок, сравнение своих работ с чужими и т.д.

- Недостаток практических знаний. При такой форме обучения отсутствует контроль за практической работой, а так же отсутствуют практические занятия. Для изобразительного искусства это необходимо, все мы знаем как важно для студентов правильно оформленные постановки, умение их не срисовывать с фотографии, а строить, изучая форму.

Губенко Кс.: Важный элемент «оффлайн-обучения» - именно личное общение. Очевидный минус, в дистанционном обучении изобразительному искусству - нет взаимодействия между учеником, педагогом и учебной постановкой. Практически невозможно поставить руку для нанесения линии или мазка особым образом удалённо, педагогу сложно разглядеть нюансы формы и цвета, изображенные учеником через фото и видеосвязь. Нет мгновенного контроля за выполнением творческой работы, нельзя проследить как, например, ученик ведет линию, кладет краску на бумагу, нет возможности корректировать этот процесс, есть только результат на фото. Также при дистанционной форме обучения едва ли можно использовать групповые формы работы, в которых также существует своя необходимость.

Новачук А.: Вообще, обучение - это, на мой взгляд, именно личный обмен опытом, а не просто формальная передача знаний, включающий в себя социализацию, развитие навыков общения, личностный подход, и даже эмоциональный контакт. Учиться изобразительному искусству сидя у компьютера (по большей части) - то же самое, что путешествовать по картинной галерее онлайн: так восприятие становится поверхностным, ты можешь увидеть произведение, но почувствовать и прочувствовать его полностью не в силах. А ведь именно это чувственное, эмоциональное восприятие мира так важно для людей творческих.

Таким образом, сегодня можно выделить различные аспекты проблемы, связанные с дистанционным обучением изобразительному искусству в вузе.

Как любое явление его важно рассматривать в диалектическом единстве положительного (1) и негативного (2):

1. Возможность интернет-общения студента с преподавателем в любое время, не ограниченное учебным расписанием; возможность для преподавателя иметь объективную картину учебной деятельности студента, благодаря сохраненным файлам его работ; возможность транслировать лекции по художественным дисциплинам как в режиме ВКС, так и в записи.

2. Отсутствие взаимодействия между учеником, педагогом и учебной постановкой; отсутствие возможности «поставить глаз» и «набить руку» для нанесения линии или мазка; студенты лишаются возможности участия в реальных выставках, заменяя их виртуальными; обучение по фотографии или «с экрана» препятствует тому, что принято называть академической школой, в основе которой лежит изучение объемной формы и ее изображение; на индивидуальную работу со студентом в онлайн-формате остается очень мало времени, отчего учебный процесс затягивается.

Автор выражает уверенность в том, что, несмотря на вызовы нашего времени, гармонизация online и offline-форматов в обучении позволит сохранить традиции отечественного искусства и художественно-педагогического образования, столь необходимые в современной России.

Выводы. Дистанционное образование можно сравнить с лифтом, который кроме скорости доставки и лёгкости в транспортировке ничего не меняет в жизни человека, оставляя ему лишь освобождённое время. Погружение в данный процесс, несомненно, обогащает профессиональный арсенал всякого преподавателя, который тоже учится. Со временем многие операции в электронной образовательной среде доводятся до автоматизма. В информационных технологиях педагог со стажем при должной мотивации многое понимает не хуже своих студентов. Тем не менее, «ничто не заменит той университетской, институтской среды, которая формирует классных врачей, классных инженеров, классных педагогов», - так высказался М.В. Мишустин, Председатель Правительства РФ. В этой связи сохраняется уверенность, что в деятельности образовательных учреждений кардинальных изменений не произойдет. Ведь «простого созерцания мира, привычного узнавания предметов мало для создания образа. Мало этого и для полного, глубокого постижения искусства... Автор берет свое вдохновение из воздуха - культуры, жизни, бытия, любви, трагедии и надежды - и превращает в произведение искусства» [4, с. 19]. Без Учителя, стоящего рядом, эта высокая задача недостижима.

Литература:

1. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Попова Е.Е., Агапов А.И. Подрыв традиционной системы образования в цифровую эпоху. - Ялта, сб-к науч. трудов «Проблемы современного педагогического образования», Вып. 69 (4). - 2020. - С. 122.

3. Изобразительное искусство и черчение. Серия «Педагогический университет», Программы дисциплин предметной подготовки, История искусства, - М.: «Флинта», «Наука», 2000. - С. 14-15.

4. Черемушкин В.Г. Гравюра. Уч. Пособие для вузов. - М.: Логос, 2012. - 240 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.