Научная статья на тему 'Из опыта профессионально-ориентированного обучения иностранному языку'

Из опыта профессионально-ориентированного обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫЕ ТЕКСТЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / МОДЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова Лариса Алфатовна

В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения английскому языку, являющаяся сегодня наиболее актуальной в системе СПО. Четко определена цель обучения будущих специалистов в сфере услуг, отражены формы, методы, способы, приемы по организации профильного обучения на занятиях иностранного языка с учетом специфики будущей профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамитова Лариса Алфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта профессионально-ориентированного обучения иностранному языку»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

Из опыта профессионально-ориентированного обучения иностранному языку

Иностранный язык как дисциплина занимает важное место в формировании образованного человека и высококвалифицированного специалиста. Современный этап развития СПО определяет цель обучения иностранному языку как овладение навыками профессионально-ориентированного общения.

ХАМИТОВА Лариса Алфатовна,

преподаватель иностранных языков Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения английскому языку, являющаяся сегодня наиболее актуальной в системе СПО. Четко определена цель обучения будущих специалистов в сфере услуг, отражены формы, методы, способы, приемы по организации профильного обучения на занятиях иностранного языка с учетом специфики будущей профессии

Ключевые слова:

профессионально-ориентированное обучение, положительная мотивация, основные компоненты обучения, профессионально-направленные тексты, творческие проекты, модельные фразы

Задача учебных заведений среднего профессионального образования заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов. Одной из составляющих конкурентоспособности является владение иностранным языком, прежде всего английским.

Современные информационно-коммуникативные технологии связаны со всемирной сетью Интернет, международное общение невозможно без знания английского языка. Английский язык востребован, актуален, и подавляющее большинство видов деятельности современного человека не обходится без его знания. Таким образом, обучение иностранным языкам становится профессионально-ориентированным, то есть основанным на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, что диктуется особенностями будущей профессии или специальности.

Три этапа подготовки

Курс профильного обучения на материале английского языка, бесспорно, расширяет кругозор студентов, обогащает их словарный запас, стимулирует к высказыванию своего мнения относительно обсуждаемой проблемы. Однако в условиях профессионального образования иностранный язык как дисциплина рассматривается студентами как побочный, поскольку они ориентированы на получение знаний по специальности и поэтому недооценивают значимость его изучения. Между тем современное общество требует многогранного специалиста с высоким практическим потенциалом, владеющего разнообразными навыками, которые позволяют повысить качество его профессиональной деятельности. Владение разговорной речью, деловым стилем языка, умение работать со специальной литературой, осуществлять деловую переписку —

все это раскрывает профессиональный потенциал будущего специалиста.

Современный ФГОС языковой подготовки студентов технических специальностей включает три основных этапа:

- общеязыковая подготовка — ознакомление, закрепление и повторение учебного материала в объеме средней школы. Важным моментом в учебном процессе является определение пробелов в знаниях студентов, а также причин их неуспеваемости;

- развивающий курс — изучение и практическое овладение основными видами речевой деятельности — монологической и диалогической. Охватывает лексику страноведческого характера и профессиональной направленности. Продолжается изучение лексико-грамма-тических структур, основ технического перевода;

- профессионально-коммуникативная подготовка по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» сочетает первый и второй этапы и включает в себя закрепление навыков общения с использованием знаний профессиональной лексики.

Готовность студентов к профессиональному общению зависит от методичной модели формирования профессионально-ориентированной компетенции. Одного только понимания текста и извлечения информации недостаточно. Студенты должны научиться передавать информацию, уметь отвечать на поставленные вопросы. Цель обучения на основе профессионально-ориентированных текстов — не только научить понимать эти тексты, но и уметь создавать собственную речь, без чего невозможно реальное общение. Применение на занятиях таких педагогических технологий, как метод развития мышления через чтение и письмо, делает процесс обучения более эффективным, позволяет со-

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

здать эмоциональную атмосферу в совместной деятельности, научить студентов формулировать свои мысли, приводить аргументы в пользу своего высказывания.

Как повысить мотивацию

Мотивация студента должна быть направлена на успешность в изучении иностранного языка как на один из факторов профессионально-ориентированного обучения. Не секрет, что в ссузах процент студентов-первокурсников с высокой мотивацией невысок. Часто проблемы при изучении иностранных языков связаны с неуверенностью студента в себе или боязнью дать неправильный ответ. Недостаточный изначальный уровень знаний студентов по иностранному языку, а также сниженный уровень мотивации к изучению усложняют учебный процесс.

Положительной мотивации можно достичь за счет основных компонентов содержания обучения английскому языку:

- тщательно отобранного языкового материала (грамматика, фонетика, лексический минимум) и речевого материала (образцы речевых высказываний, модельные фразы, тексты, диалоги);

- навыков оперирования отобранным языковым материалом.

На своих занятиях я практикую чтение специальных и страноведческих текстов, газетных и журнальных статей, перевод профессионально-направленных текстов, выполнение различных видов упражнений, ситуативных и подготовленных диалогов.

Пример. Ролевая игра «Обслуживание гостя»

Игра предполагает диалог между официантом и гостями, которые стараются как можно больше узнать о блюдах и услугах предприятия общественного питания. Студент (представитель предприятия) описывает характеристики и состав блюд, знакомит посетителя с особенностями национальной кухни. Другой студент (посетитель) старается получить как можно больше информации о блюдах и ценах.

При проведении игры студенты выступают в ролях официанта, метрдотеля, посетителя. В процессе коммуникации монологические высказывания игры переходит в диалог и обмен мнениями. При составлении диалогов используются тексты и материалы профессионально-тематической направленности: «Моя будущая профессия», «Сервировка стола», «Составление меню», «Мой рацион», «Безопасность пищи».

Для успешного изучения английского языка и повышения мотивации большую роль играют активные формы обучения: презентации, деловые игры, творческие задания, а также выполнение упражнений из разработанной мною «Рабочей тетради». Кроме того, студентов стимулируют различные виды самостоятельной работы: кроссворды

по профессиональной лексике, оформление стенгазет, подготовка и защита рефератов, методические рекомендации, включающие упражнения-тренажеры.

Все это, вызывая интерес у студентов, побуждает их совершенствовать свои знания по дисциплине, что в дальнейшем положительно влияет на уровень подготовки специалиста.

Учитывая специфику будущей профессии

С внедрением ФГОС появилась необходимость разработать методические рекомендации по созданию творческих проектов по иностранному языку для студентов по специальности «Организация обслуживания в общественном питании», которые включают следующие задания:

- разработка меню;

- перевод рецептур блюд;

- написание рефератов пищи», «Мой рацион»;

- создание презентации по теме «Праздничные блюда».

В силу специфики профессионального образовательного учреждения в своей работе я делаю акцент на разработке активных форм обучения студентов специальной профессиональной лексике и модельным фразам — в увеличенном объеме даю ту тему, которая соответствует конкретной профессии. Но простое заучивание специальной лексики и модельных фраз не вызывает у учащихся интереса и малоэффективно по результатам. Нужно формировать способности иноязычного общения в конкретных профессиональных деловых ситуациях. Для этого мною разработан дидактический материал по обучению специальной лексике по каждой профессии. Например, в группе товароведов большое внимание уделяю темам: «Названия промышленных и продовольственных товаров», «Название отделов магазина», «Правила торговли и покупки».

Хотелось бы отметить, что при изучении специальных тем учащиеся охотно идут на контакт. Им интересно узнать то, что характерно для их профессии, особенно в странах изучаемого языка.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку позволяет переходить на новые формы осознания иностранной речи и ее закономерностей, способствует воспитанию речевой культуры у студентов как будущих специалистов в сфере услуг.

Обучение иностранным языкам становится профессионально-ориентированным — основанным на учете потребностей студентов в соответствии с особенностями будущей профессии

«Безопасность

Цель обучения на основе профессионально-ориентированных текстов — не только научить студентов понимать эти тексты, но и уметь создавать собственную речь, без чего невозможно реальное общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.