Научная статья на тему 'Из опыта применения инновационных педагогических технологий для формирования предварительных естественных представлений о физических явлениях у воспитанников дошкольных учреждений'

Из опыта применения инновационных педагогических технологий для формирования предварительных естественных представлений о физических явлениях у воспитанников дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИАГРАММА / ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маматохунов Ёркинбек Адбураимжонович, Каххаров Жамшидбек Иброхимович, Умрзакова Мухтарам Олимжоновна, Рахматуллина Руфина Рафаильевна

В данной статье рассматриваются вопросы о внедрении иностранных инновационных педагогических технологий в дошкольное образование, позволяющих каждому ребёнку с раннего возраста увидеть не сложность науки, а связь её с окружающим миром. Именно, с детства формируются основные понятия о явлениях, предметах, взаимосвязи между человеком и природой, которые в дальнейшем будут закреплены уже в школьной программе по физике. Наши экспериментальные данные показывают, что применение новых методик дало положительные результаты, их использование стало необходимостью современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта применения инновационных педагогических технологий для формирования предварительных естественных представлений о физических явлениях у воспитанников дошкольных учреждений»

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

** 1 2 3

Маматохунов Е.А. , Каххаров Ж.И. , Умрзакова М.О. , Рахматуллина Р.Р.4

1Маматохунов Ёркинбек Адбураимжонович - старший преподаватель;

,2Каххаров Жамшидбек Иброхимович - преподаватель;

3Умрзакова Мухтарам Олимжоновна - преподаватель; 4Рахматуллина Руфина Рафаильевна - студент,

физико-математический факультет, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы о внедрении иностранных инновационных педагогических технологий в дошкольное образование, позволяющих каждому ребёнку с раннего возраста увидеть не сложность науки, а связь её с окружающим миром. Именно, с детства формируются основные понятия о явлениях, предметах, взаимосвязи между человеком и природой, которые в дальнейшем будут закреплены уже в школьной программе по физике. Наши экспериментальные данные показывают, что применение новых методик дало положительные результаты, их использование стало необходимостью современности.

Ключевые слова: энергия, движение, эксперимент, диаграмма, инновация, технология, инновационные педагогические технологии.

XXI век - век информационных технологий. Любой вопрос можно забить в вООвЬЕ, и он вам найдёт миллион ответов. Сейчас этот вопрос очень актуален. Как говорит наш Президент: «Книги не сдадут своих позиций» [1]. Невозможно переоценить роль книги в воспитании образованного и интеллектуально развитого поколения. Через чтение передаются знания и информация, обогащается духовный мир человека [2-5].

Почему-то все дети, когда слышат слово «физика» или «физические явления», меняются в лице, начинают что-то быстро вспоминать про электричество. На самом деле всё, что их окружает: воздух, деревья, солнце - и есть физика. Просто об этих явлениях очень мало информации.

Указом Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2017 года за номером УП-3261 «О развитии дошкольного образования и внесение в базовую структуру новых методик». На основе этого закона предлагаем внести дополнения в занятия при обучении дошкольных групп детских садов. Сравнивая некоторые зарубежные стандарты образования, в голову приходит одна мысль: «А чем мы хуже них?» и поэтому в этой статье попробуем предложить новые методы обучения детей с элементарной физикой.

В качестве эксперимента мы взяли дошкольное учреждение № 39 г. Асака, где по месячному плану расписаны все занятия недели. Нас интересовали те занятия, с которыми мы могли связать какие-нибудь физические явления или оптику.

Возьмем к примеру, старшую группу этого сада. В группе 30 детей. Комнаты большие, приспособлены к свободным играм детей. Каждый день у них проходят занятия по 3 раза в день не более 25 минут. А также 3 раза в неделю проводятся занятия английского и русского языков. В группе много игрушек: лего, мозаика, дидактическое

лото, различные обучающие плакаты, а также уголок музыки, математики и кукольный театр. В группе имеется телевизор для просмотра обучающего материала. Один раз в месяц выходят на экскурсию за пределы своего сада.

В понедельник - занятие «Ознакомление с окружающим миром». Они выходят во двор, гуляют, рассматривают всё то, что их окружает. Мы бы хотели, чтобы на этих занятиях дети получали информацию о временах года, о солнце, о звёздах, о Земле, о радуге, о дожде, ветре, энергии солнца, космосе и других физических явлениях. К примеру, о временах года можно начать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона. Почему наступают 4 времени года: весна, лето, осень и зима. Смена времён года - это неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца. Мало того, что Земля вращается вокруг Солнца, она ещё вращается вокруг своей оси под углом 23,5 градуса. В результате получается наклон. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена на Полярную звезду. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на Землю под углом, то они греют земную поверхность слабее. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие - здесь наступает лето, а в Северном - зима. Два раза в год происходит равноденствие, это когда день равен ночи: 23 сентября и 21 марта. На Крайнем Севере в Антарктике всегда стоит зима. Стоит полярная ночь. Летом туда приходит солнце, и там оно светит день и ночь. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла [7. 1].

Солнце - единственная звезда, которой мы обязаны появлением жизни на нашей планете. Если сравнивать с Землёй она в 100 раз больше. Это можно представить так: если Земля - маленькая бусинка, то Солнце - огромный мяч. Солнце появилось более 4 миллиарда лет назад. Солнце направляет свои лучи на Землю, этим самым обогревая её. Земля, нагреваясь, питает деревья, цветы и всё живое энергией [8]. Ведь энергия - это движение жизни, человеку энергия даёт возможность ходить, дышать, работать и наслаждаться жизнью; животным - плавать, летать, кормить своих детёнышей и продолжать род. Можно выучить с детьми названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Например, можно показать плакаты с этими планетами.

Можно рассказать про агрегатные состояния веществ: жидкое, твердое и газообразное, взяв, к примеру, обычную воду. Вода зимой замерзает при температуре 00С, когда температура выше нуля, вода начинает таять и превращается в жидкость, а когда температура жаркая, вода в лужах испаряется и превращается в пар.

Что такое радуга? Радугу можно наблюдать только перед дождем или после дождя, и только в том случае, если одновременно с дождём сквозь тучи пробивается солнце. Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А если на улице нет дождя, мы можем взять, обычные мыльные пузыри. И каждая капелька работает, как призма. Она разлагает белый свет Солнца на семь цветов. Цвета расположены в определённом порядке. Такая последовательность называется спектром. Радуга есть огромный изогнутый спектр. На земле радуга выглядит как дуга - часть окружности. Вы можете увидеть радугу только тогда, когда Солнце стоит за Вами. Первым, кто объяснил природу радуги, был Аристотель. Можно легко запомнить цвета радуги: Каждый Охотник, Желает Знать, Где Сидит Фазан. Начальная буква слова и есть начало цвета.

Есть много книг, описывающих физические явления, только нужно немного терпения для того, чтобы донести до ребёнка всю информацию, заинтересовать его, и, кто знает, может из него вырастет какой-нибудь учёный.

Во вторник проходит занятие «Конструирование». На этом занятии они при помощи «Лего» строят разные дома, фигуры. Мы бы хотели связать это занятие с механикой, чтобы воспитательница объяснила, что тяжёлый груз легче поднять вместе с другом, чем одному, потому что вместо одной силы будут действовать уже две силы. А если тянуть трос, привязанный к предмету с одной стороны, и его

14

тянет человек с большим весом, а с другой стороны, человек весом поменьше. Кто перетянет? Конечно, в итоге победит тот, вес которого тяжелее. Это сила тяги. Ещё один пример: почему, когда мы тащим по полу или по столу предмет, образуется скрип или скрежет. Это из-за силы трения, которое противоположно направлению силы тяги.

Занятия по английскому языку очень важны для ребёнка. Например, в Корее проводится обучение английского языка с 2-х - 3-х лет. Считается, что чем раньше ребёнок начнёт учить иностранный язык, тем больше языков он усвоит. Но у нас другой подход. Да, иностранный язык нужен, но зачем так рано. Ребёнок в 2 года ещё толком не говорит, а тут ещё и английский язык надо изучать. По нашим стандартам, знакомство с иностранными языками начинается с 5-ти лет. Знания английского и русского алфавита дают нам возможность, например, узнать точки, отмеченные английскими буквами при объяснении преломления предмета в воде. Для этого нам нужно знать начальную и конечную точку предмета, которую мы обозначаем буквами латинского алфавита. А русский язык для того, чтобы свободно общаться со своими сверстниками: ведь в сад ходят дети разных национальностей.

На занятиях по математике мы также можем использовать нашу любимую радугу, для того чтобы посчитать, сколько у неё цветов. Можем также научить детей различать цвета и выявить «дальтонизм» у ребёнка на ранней стадии.

На экскурсиях мы предлагаем рассказать о природе. Например, «Откуда берётся дождь?». Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озёр, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень лёгкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться: капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются - сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать своё парение в небе, они падают на землю - идёт дождь [6. 44 с.].

Мы провели несколько экспериментов с детьми. В группе 30 детей. Я спросил, что они знают о преломлении предмета в воде. Ответили 6 человек. Потом мы провели опыт. Взяли прозрачную чашку с водой, положили в неё карандаш и дети увидели, что карандаш, как будто поломался, а сверху, как будто изогнулся в том месте, когда карандаш начинает входить в воду. Они так радовались, просили показать ещё раз. Мы провели ещё один опыт. В обычный затемнённый стакан кинули монетку, а камеру направили так, чтобы монетку нам не было видно, затем налили воду, вот было их удивление, когда монетка появилась перед глазами. Столько счастья и радости! Потом уже при повторной беседе более двадцати детей поднимали руки и хотели всё это продемонстрировать сами.

При помощи проектора на экране можно показывать различные фильмы о физических явлениях в природе.

Исполняя Указ Президента, как применение в жизнь иностранных передовых педагогических технологий, выяснилась необходимость рассмотреть все проблемы дошкольных образовательных учреждений и найти для них решение.

В этой статье мы рассмотрели некоторые варианты для решения этих проблем и применения их в действии.

Дети всего - 30

■ Дообъяснения -б После объяснения - 20

■ Не участвовали - 4

Рис. 1. Диаграмма

В средней области диаграммы показаны данные - 6 детей, которые знали, что такое преломление света. Наибольшей областью обозначены 20 детей, которые после эксперимента поняли, что такое преломление. А самая меньшая часть диаграммы показывает 4 ребёнка, кто не участвовал в эксперименте (диаг. № 1).

1. УП-3261 «О развитии дошкольного образования и внесение в базовую структуру новых методик». 9 сентября 2017 года. Тошкент.

2. Зиямухамедов Б., Зиямухамедова С. «Новая педагогическая технология». Т. Изд. мед. лит.,2002. 118 с.

3. Омонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети». М. 1986. 32 с.

4. Омонашвили Ш.А. «Как живёте, дети?». М. 1986. 175 с. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. 150 с.

5. Муржалилова С.С., Грошева И.В., Девятова С.В. «Olamni o'rganish» -«Познаём мир». Ташкент, 2016. 59, 44 с.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http/priшda-dlya-detey/ (дата обращения: 14.12.2018).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: lfly.ru solntse-dlya-detey/ (дата обращения: 14.12.2018).

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.