Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ С НАСТАВНИКАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ С НАСТАВНИКАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая образовательная среда / цифровой наставник / учителя сельских и малокомплектных школ / digital educational environment / digital mentor / teachers of rural and small-scale schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Фатхулова Дина Раульевна, Худайдатов Фанис Фуатович

В статье описывается опыт Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им.М. Акмуллы в области подготовки и работы с наставниками в цифровой образовательной среде для учителей сельских и малокомплектных школ. Работа проводилась в рамках государственного задания Министерства Просвещения в области цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Фатхулова Дина Раульевна, Худайдатов Фанис Фуатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF PREPARING AND SUPPORTING WORK WITH MENTORS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RURAL SCHOOL

The article describes the experience of the Research Institute of Education Development Strategy of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla in the field of training and working with mentors in a digital educational environment for teachers of rural and small-scale schools. The work was carried out as part of the state task of the Ministry of Education in the field of digitalization.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ С НАСТАВНИКАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.2

1 2 Ирма Рашитовна Тагариева, Дина Раульевна Фатхулова, Фанис Фуатович

Худайдатов

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия МОБУ

гимназия с. Кармаскалы Республики Башкортостан 1irma_levina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1648720X 2dina fdr@mail.ru, https://0000-0002-5566-1864 school-3-kar@mail.ru

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ С НАСТАВНИКАМИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье описывается опыт Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им.М. Акмуллы в области подготовки и работы с наставниками в цифровой образовательной среде для учителей сельских и малокомплектных школ. Работа проводилась в рамках государственного задания Министерства Просвещения в области цифровизации.

Ключевые слова: Цифровая образовательная среда, цифровой наставник, учителя сельских и малокомплектных школ

1 2 Irma Rashitovna Tagarieva, Fatkhulova Dina Raulievna, Fanis Fuatovich

Khudaidatov3

1 2

, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia 3gymnasium of Karmaskaly village of the Republic of Bashkortostan 1irma_levina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1648720X 2dinafdr@mail.ru, https://0000-0002-5566-1864 school-3-kar@mail.ru

FROM THE EXPERIENCE OF PREPARING AND SUPPORTING WORK WITH MENTORS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A

RURAL SCHOOL

Abstract. The article describes the experience of the Research Institute of Education Development Strategy of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla in the field of training and working with mentors in a digital educational environment for teachers of rural and small-scale schools. The work was carried out as part of the state task of the Ministry of Education in the field of digitalization.

Keywords: digital educational environment, digital mentor, teachers of rural and small-scale schools

Проблема подготовки и сопровождения деятельности наставников на сегодняшний день не только не имеет готового решения, но даже не достигла уровня согласованного отношения к ней в коллегиальном поле представителей профессионально педагогического сообщества. С одной стороны, в той части, которая составляет анализ и описание наставничества как явления в социально-педагогическом и научно-педагогическом его понимании, она представляется нам относительно знакомой, имеющей историю собственного развития, вполне поддающейся инновационному преобразованию. С другой

стороны, речь идет о цифровом наставничестве важной инновационной составляющей работы всех школ сегодня.

В настоящее время система образования претерпевает большие изменения. Меняется классическая методологическая база преподавания, что ведет к появлению новых форм и технологий обучения, и обусловлено активным применением цифровых и интернет технологий в школе. Сельская школа в условиях модернизации образовательной сферы столкнулась с целым комплексом трудноразрешимых проблем, обусловленных спецификой сельского социума, социально-экономическим укладом жизни села, изменением ценностных ориентиров, приоритетов и недостаточностью современных образовательных ресурсов. Изменения коснулись и области цифровой образовательной среды школы. Многие исследователи отмечают, что «прослеживается прямая зависимости цифровой компетентности учителя и многих аспектов образовательного процесса- мотивации учения, современности и научности содержания преподавания, эффективности коммуникации и др»

[1, с. 24].

В связи с этим появились и проблемы освоения цифровых и интернет технологий учителями, поэтому и сегодня появляется потребность в цифровом наставнике, который бы постоянно присутствовал рядом или онлайн и оказывал консультативную помощь по любому вопросу цифровой образовательной среды, особенно в сельской школе.

«В целом образовательная система страны пока не обладает большим опытом исследования наставничества среди сельских учителей в области цифровой образовательной среды» [2, с.460].

В ходе реализации проекта по выполнения Государственного задания Министерства Просвещения была собрана информация и проведен опрос учителей сельских и малокомплектных школ в рамках тематики проекта. Результаты опроса отражены в итоговых отчетах наставников, содержащих сведения о педагоге-наставнике и сведения об учителях школ Республики Башкортостан (фамилия, имя, отчество; уровень образования с указанием учебного заведения, годом окончания и специальностью; место работы, должность, квалификационная категория; учебная нагрузка с указание классов, в которых работает учитель).

Целью работы с наставниками было создание организационно-методических условий для успешного освоения современных цифровых и интернет технологий учителями сельских и малокомплектных школ Республики Башкортостан в условиях современной школы и организация помощи в профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Среди приоритетных задач проекта можно выделить следующие:

1) оказание методической помощи учителю в области цифровых и интернет технологий;

2) определение уровня профессиональной готовности сельского учителя к работе в цифровой образовательной среде;

3) выявление затруднений в педагогической практике и оказание методической помощи;

4) создание условий для развития профессиональных навыков в области цифровых и интернет технологий, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания в области 1Т технологий;

5) развитие потребности у учителя сельской школы к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

В работу наставников проекта входили нижеперечисленные виды работ:

- изучение нормативно-правовой документации в области цифровых и интернет технологий;

- диагностика затруднений и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;

- планирование работы и анализ прохождения курсов сельскими учителями;

- проведение организационного и итогового вебинаров с закрепленной группой сельских учителей;

- методическая помощь учителям в повышении эффективности прохождения курсов повышения квалификации;

- проведение онлайн консультаций с сельскими учителями (по запросу);

- предоставление результатов анкетирования с закрепленной группой сельских учителей (таблица прохождения модулей КПК выполнение итогового задания);

- создание группы в WhatsApp для координации работы с сельскими учителями и методического сопровождения КПК;

- сопровождение обучения сельских учителей в Телеграмм канале, содержащем методические рекомендации по всем разделам курса для взаимодействия членов ВТК проекта с наставниками и сельскими учителями;

- формулировка результатов о проделанной работе в виде письменного отчета с предоставлением скриншотов и таблиц.

То есть, в работу каждого наставника входило: сопровождение и мониторинг закрепленной за ним группы сельских учителей для координации прохождения курса повышения квалификации; проведение организационного и итогового вебинаров; индивидуальное консультирование сельских учителей по вопросам цифровых ресурсов в созданной наставником группе WhatsApp.

По результатам анализа итоговых отчетов наставников были выявлены проблемы и трудности, с которыми сталкивались сельские учителя при прохождении курса, а именно:

- в закрепленной за наставником группе из 40 учителей разный уровень подготовки в области цифровых технологий;

- в группе имеются слушатели с плохой работой сети Интернет в месте проживания и работы;

- практически у каждого слушателя имеется два номера телефона, что затрудняет координацию с наставником;

- практически все слушатели отметили, что не видят необходимости использовать Телеграмм-канал.

В качестве ожидаемых результатов по проекту с участием наставников были определены такие как усиление уверенности педагогов в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;- повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе; создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций профессионального роста; получение учителями- наставниками необходимых компетенций для профессиональной реализации, а также стимула и ресурсов для комфортного становления и последующего развития в своей образовательной организации.

В целом, по итогам работы наставников можно отметить высокую заинтересованность сельских учителей в повышении квалификации, сопровождаемом наставником, консультирующем учителей по всем техническим и методическим вопросам, удобство общения и оперативность решения затруднений учителей в ходе прохождения обучения. Также работа наставников выявила следующие преимуществ и возможности и прохождении курсов повышения квалификации учителями сельских и малокомплектных школ, которые имеют существенные отличия в силу удаленности и ряда особенностей в техническом оснащении школ и качества доступа к сети Интернет среди которых:

- преобразование педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации преподавателей в области ИКТ (обучение в индивидуальном режиме);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный,

экологичный);

- сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями;

- непрерывное консультирование методическое сопровождение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Амирова Л.А., Левина И.Р., Фатхулова Д.Р. Цифровая компетентность сельского учителя как фактор качества образования / Л. А. Амирова, И. Р. Левина, Д. Р. Фатхулова // Современное педагогическое образование. 2021. №12. С. 24-28.

2. Тагариева И.Р., Шакурова Ш.Р. Реализация программы наставничества для учителей сельских и малокомплектных школ республики башкортостан в целях формирования профессиональных компетенций в области IT// Бизнес. Образование. Право. 2022. №4 (61). С. 458-463.

REFERENCES

1. Amirova L.A., Levina I.R., Fatxulova D.R. Cifrovaya kompetentnosf sel'skogo uchitelya kak faktor kachestva obrazovaniya / L.A. Amirova, I.R. Levina, D. R. Fatxulova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021. № 12. S. 24-28.

2. Tagarieva I.R., Shakurova Sh.R. Realizaciya programmy' nastavnichestva dlya uchitelej sel'skix i malokomplektny'x shkol respubliki bashkortostan v celyax formirovaniya professional'ny'x kompetencij v oblasti IT// Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022. № 4 (61). S. 458463.

Информация об авторах

И.Р. Тагариева - доктор педагогических наук, доцент;

Д.Р. Фатхулова - кандидат филологических наук, доцент.

Information about the authors

I.R. Tagarieva - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

D.R. Fathulova - Candidate of Philological Sciences, associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.