Известия Тульского государственного университета Естественные науки. 2012. Вып. 2. С. 264-270
Биология =
УДК 630.26(091):477.53
Из опыта лесомелиоративных работ в Полтавской губернии (конец XIX — нач. ХХ ст.): деятельность лесовода В. М. Борткевича
Т. П. Гармаш
Аннотация. Статья обращена к историческим корням практического решения проблемы охраны лесов, обозначает некоторые вопросы лесомелиоративных работ в Полтавской губернии. Раскрыта роль лесовода Виктора Михайловича Борткевича в восстановлении и сохранении лесного массива региона; актуализирована общественная деятельность ученого.
Ключевые слова: подвижные пески, лесомелиоративные работы, песчано-овражные партии.
Введение
К началу 90-х годов XIX столетия Россия обладала значительным опытом степного лесоразведения. Однако это большое дело тогда еще не имело прочных научных основ. Лесоводы экспериментальным путём стремились на практике найти наиболее рациональные способы посадок, преодолевая многочисленные препятствия, которые оказывала им степная природа. Ситуация существенно изменилась после образования в 1889-1892 годах «Песчано-овражных партий», когда в царской России были учтены основные песчаные массивы и глубокие овраги в южных губерниях страны. К руководству «Песчано-овражных партий» были приглашены опытные и широко известные лесоводы — В. Я. Гурский, М. М. Пятницкий,
В. М. Борткевич и др. [1]. Для руководства «Песчано-овражными партиями» в масштабе губерний были организованы округа: Волынско-Подольский, Киевский, Таврийско-Екатеринославский, Харьковско-Полтавский, Херсонский и др. В штате каждой из таких партий имелось по 3-4 лесовода и гидротехника. Руководство «Песчано-овражных партий» стало поддерживать тесные связи с сельскими и земскими работниками. Лесоводы имели большой авторитет в вопросах закрепления оврагов и расширения защитных насаждений на овражно-балочных землях [1].
Основной результат
О необходимости проведения лесомелиоративных работ в Полтавской губернии свидетельствует статистика: в 1865 году сады занимали 303 кв. версты *, то есть одну сто сорок четвертую часть территории губернии, пески - 570 кв. верст — одну семьдесят шестую. Большая часть этого пространства приходилась на 3 уезда: Переяславский (130 кв. верст), Золотоношский, Миргородский, далее отмечены Кобелякский, Кременчугский, Зеньковский, Полтавский и Гадячский [2]. Расширение пахотного поля происходило за счет уничтожения лесов и степей. Сравним два описания. В 1850 году территория губернии характеризуется как такова, где «нескончаемые степи, богатые цветущими травами, аромат которых памятный всем посетителям» [3, с.62]. К началу XX ст. распашка степи приобрела негативный характер: «. . . абсолютно уничтожает, и преимущественно
навсегда, степную растительность ...» [4, с.37]. В 1859 году площадь лесов составляла 7,75% от общей, в 1900 — 5,5%, в 1909 — 4%, на перспективу прогнозы были об уменьшении показателя до 1,7%. Губернское земство пыталось убедить в ошибочности расширения площадей под поля за счет уничтожения лесов, обосновывая прибыльность лесного хозяйства [5].
Больше значение для Полтавской губернии приобретало расширение земельных площадей путем закрепления подвижных песков. Вопрос борьбы с песками впервые был поднят на XXVIII очередном Миргородском уездном земском собрании в 1891 году, где обратили внимание на увеличение в уезде площадей под песками, опустошительное действие которых усиливалось вырубкой леса, разрушением закрепленных песков выпасом скота. В 1891 году губернская управа вышла с докладом XXX очередному губернскому земскому собранию; основой решения вопроса закрепления песков определили действенное участие сельских обществ и частные инициативы. В 1893 году вопрос борьбы с песками рассматривало Полтавское сельскохозяйственное общество [6].
Под конец XIX ст. Полтавская губерния характеризуется как регион «наиболее развитого земледелия» и одновременно малоземельный [7, с.1].
Плановые работы по укреплению и облесению песков в губернии начались в 1900 году под руководством младшего таксатора Пятницкого. В шести уездах осуществили посадку на площади 609 десятин (606 дес. засадили шелюгой, 3 — сосной). В 1902 году посадки провели в 10 уездах [8].
Новый этап борьбы с песками начинается в 1903 году, связан он с приездом в Полтаву на должность лесовода Виктора Михайловича Борткевича [9]. К этому времени в губернии завершаются работы по учету песков. Площадь в 81922 дес. на 20% составляли подвижные пески. На каждые 100 дес. общей площади губернии приходилось 2,48 дес. песков [8].
* Верста — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям, что соответствует нынешним 1 066,8 метрам
Результаты первых лет мелиоративных работ в Полтавской губернии поданы В. Борткевичем в брошюре «Краткий очерк работ по укреплению песков Полтавской губернии», вышедшей в 1908 году [8].
В. М. Борткевич пропагандировал опыт работы по укреплению песков. При его содействии в 1908 г. выходит брошюра А. Мицюка «Про шски Полтавщини та 1х задобрювання» (на украинском языке), в предисловии автор отметил цель издания: поделиться опытом работы и способствовать практической реализации идеи разведения леса на песках; здесь же автор благодарит заведующего естественно-историческим музеем Полтавского губернского земства М. А. Олеховского и таксатора В. М. Борткевича за помощь в издании [10]. Запись раскрывает общественную позицию В. М. Борткевича: возможными средствами содействовать охране
наибольшего богатства губернии — почвы, а также прослеживается сотрудничество с естественно-историческим музеем Полтавы, которое станет явным позже.
В. М. Борткевич не только разрабатывает организационные формы и технические приемы мелиорации песков, но и регулярно выступает в печати. Уходу за посадками сосны на песках он посвящает две статьи в журнале «Хуторянин» [11, 12]. Подводя результаты посадок в 1900-1903 годах, ученый-практик советовал не проводить расчистку в молодых посадках без указаний специалистов-лесоводов, которые проводили их бесплатно по заявкам хозяев. Вторая статья содержит подробные указания по уходу за высаженными на песках соснами, материал сопровождается детальными иллюстрациями. Показательной является статья «К вопросу о гибели лесов». Она ориентирует на охрану природы, рациональное использование природных богатств: «ибо природа не только «приходит на спасение» ...она и мстит» [13, с. 1216]. К сожалению, эти слова стали пророческими: современное население отдельных регионов страдает через наводнения, которые являются прямым следствием безответственного истребления лесного массива.
На страницах журнала «Хуторянин» В. М. Борткевич демонстрирует активную позицию относительно возрождения лесов в связи с жестокой их эксплуатацией в годы Первой мировой войны [14, 15]. Он призывает не ожидать завершения военных действий, а срочно начать восстановление лесного хозяйства губернии [14]. В. М. Борткевич призывал ухаживать за молодыми насаждениями как природными, так и искусственно высаженными, в которых усматривал будущее наших лесов [15]. В последней статье болезненное авторское сравнение дерева с человеком: «. . . ведь деревца с помощью листвы берут пищу из воздуха. Таким образом, этими прочистками как бы «обрубают у деревьев руки», без которых они, как люди-калеки обречены на голодание... » [15, с.84].
Одной из тем научных исследований В. М. Борткевича была проблема образования оврагов и борьбы с ними. Разрушение поверхности почвы через разрастание оврагов негативно сказывалось на экономической жизни
губернии. Особенно этот процесс усиливается в последней трети XIX ст. По данным профессоров А. В. Гурова и В. В. Докучаева, которые обследовали Полтавскую губернию, нигде в пределах Европейской России не встречался в такой мере пересеченный и в результате образования оврагов измененный рельеф, разнообразные формы размыва. Наиболее проблемной определена северо-восточная часть [16]. Обострение проблемы обеспечения сельского населения землей в начале XX века Полтавское губернское земство признавало прямым результатом уничтожения лесов, расположенных на склонах, что вело к образованию оврагов, перерезавших земли таким образом, что владелец лишался возможности пользоваться ими [17]. Потоки воды разрушали почву, унося с полей ценные её слои. Признавая наличие оврагов типичной чертой степных районов, В. М. Борткевич отстаивал активные действия против природного бедствия: запрещение вырубки лесов на крутых склонах; распахивать такие склоны и др. [18].
Со дня своего образования «Песчано-овражные партии» находились в подчинении лесного департамента, разрабатывая проекты закрепления оврагов и сыпучих песков и организуя закрепительные работы на средства местных земельных органов и населения. При выполнении этих проектов использовали местный строительный материал (хворост, солому, порубочные остатки, жерди, бревна, камни и т.п.). В. М. Борткевичем рекомендовано в верховьях действующих оврагов (в 7-15 м перед вершиной) устраивать водозадерживающие валы для перехвата основного потока вешних и ливневых вод и отвода большей их части от вершины эрозионного образования на менее опасные приовражные участки, поросшие травянистой растительностью [1]. С целью вовлечения разрушенных оврагов и склонов в сельскохозяйственное производство В. М. Борткевич разработал технологию планировки и террасирования пораженных оврагами склонов с отводом поступающего стока по нагорным канавам [19].
Детальную информацию о работах по облесению территории Полтавской губернии содержит статья В. М. Борткевича «Двадцатилетний опыт» [20]. Работа носит итоговый характер.
Исследованные материалы свидетельствуют об активной общественной деятельности В. М. Борткевича. К начатому журналом «Хуторянин» циклу «Беседы по естествознанию» относим статью «Об изучении ливней»; сам ученый отметил: «. . . описывать ливни. . . как известное явление природы» [21, с.24]. Наряду с этим определялись проблемы практического ведения хозяйства, которые ориентировали на исследование влияния ливней на смывы почвы.
В Полтаве сложилась система сельскохозяйственных курсов: губернских, уездных, сельских. На сельскохозяйственных курсах, которые проходили в Полтаве с 17 января по 27 февраля 1913 года, заведующим земским музеем Н. Ф. Николаевым были прочитаны 4 лекции о природе Полтавской губернии. Участники также слушали доклады В. М. Борткевича об укреплении песков и оврагов [22]. На Втором съезде лесных хозяев и
лесоводов прозвучал общий доклад Н. Ф. Николаева и В. М. Борткевича «Об учреждении в Полтаве ботанического сада» [23]. Идея устройства в Полтаве ботанического сада возникла еще в 1908-1909 годах во время благоустройства Петровского парка. С целью усиления эстетического начала, научного и учебного потенциала сада директор музея М. А. Олеховский обратился за советом к известному ботанику Андрею Николаевичу Краснову. В письме, датированном 19 апреля 1909 года, А. Н. Краснов за образец рекомендовал план Ботанического сада Xарьковского ветеринарного института и считал целесообразным «введение в него элементов Полтавской флоры», в частности воссоздание участков Диканьского леса. Главными тогда выдвигались мотивы образовательного и частично научного характера: представить в парке растения, характерные для Полтавской губернии (целинная степь, первозданный лес, болото), которые с развитием цивилизации быстро исчезают или изменяются [23]. Для убеждения на съезде в 1913 году выдвигался факт недостаточного уже к тому времени представления современников о природе нашей страны и возможном ее превращении через несколько десятков лет на вечную загадку для грядущих поколений. При интенсивной деятельности по землеустройству разрушение остатков первозданной природы происходило особенно быстрыми темпами, и принятие экстренных мер по охране природы рассматривалось необходимым. Большую надежду Н. Николаев, В. Борткевич возлагали на поддержку губернским земским собранием необходимости охраны объектов природы и поручение губернской управе принять меры по созданию заповедных участков, в первую очередь заповедных целинной степи, векового леса и болота. Ботанический сад в Полтаве должен был стать филиалом этих заповедных территорий; его роль в изучении природы края высоко оценивалась, ведь каждый местный житель имел возможность увидеть растительные сообщества и отдельные растения, то есть изучать природу, что тесно связывалось с понятием истинного патриотизма. Здесь же много растений, которые представляли реликтовую флору региона (воронец, ковыль, степной тюльпан, степной гиацинт и др.), могли быть защищенными от окончательного уничтожения. Таким образом, научно-просветительская деятельность ботанического сада определялась: «1) в сохранении исчезающих растительных форм и сообществ, 2) в популяризации сведений о родной природе» [23, с.118].
Результатом деятельности В. М. Борткевича в Полтавской губернии стали тысячи гектаров сосновых культур на подвижных песках и сотни укрепленных оврагов. Именно в Полтавской губернии В. М. Борткевич впервые в Российской империи в производственных условиях посадки испытал различные виды сосны: треххвойную американскую, сосну Банкса, австрийскую и др. [9].
В годы революции и гражданской войны было уничтожено многое из ранее сделанного государством для мелиорации песков. Сохранившиеся в региональной прессе работы В. М. Борткевича свидетельствуют об
огромной работе ученого в экспериментальных поисках лучшего состава и оптимальных технологий создания лесных насаждений; можно ознакомиться с его научными выводами, которые служили теоретической основой для практических действий.
Список литературы
1. Агапонов Н.Н., Бойко Г.Е. Опыт лесомелиоративных работ «Песчано-овражных партий» в южных районах Царской России и его преемственность для Украины // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Биология, химия. 2010. Т.23(62). №4. С.3-12.
2. Бодянский П. Памятная книжка Полтавской губернии за 1865 год. Полтава, 1865. 470 с.
3. Маркевич Н. О пчеловодстве в Полтавской губернии // Неофициальная часть Полтавских губернских ведомостей. 1850. №7. С.62.
4. Природа Полтавской губернии. Оттиск из Полтавского Аграрного календаря. Полтава, 1908. 41 с.
5. Кенге Г.И. Состояние лесов Полтавской губернии. Полтава: Электрическая типо-литография «Дохмань», 1909. 23 с.
6. Экономическая и сельскохозяйственная деятельность Полтавского Земства // Приложение к журналу «Хуторянин». Полтава: Типо-Литография Губернского Правления, 1901. №2. С.42-60.
7. Доклад управы о малоземельи Полтавской губернии и об организации переселенческого дела. Полтава: типография И. Фришберга и С. Зорохович, 1906. 12 с.
8. Борткевич В.М. Краткий очерк работ по укреплению песков Полтавской губернии. Полтава: Электрическая типография Ф.Ф. Шиндлера, 1908. 16 с.
9. Гурский А.В. Потери науки. В.М. Борткевич // Советская ботаника. 1946. №1. С.69-70.
10. Мицюк О. Про шски Полтавщини та !х задобрювання. Полтава: Друкарня Ф. Шщдлера, 1908. 32 с.
11. Борткевич В. Об уходе за сосновыми посадками на песках // Хуторянин. 1913. №43. С.1115.
12. Борткевич В. Об уходе за сосновыми посадками на песках // Хуторянин. 1913. №50. С.1343-1346.
13. Борткевич В. К вопросу о гибели лесов // Хуторянин. 1910. №30-31. С.1215-1217.
14. Борткевич В. Лес и война // Хуторянин. 1916. №32-33. С.607-609.
15. Борткевич В. Лес и война // Хуторянин. 1916. № 5. С.83-85.
16. Экономическая и сельскохозяйственная деятельность Полтавского Земства. Доклады Экономическому Совету // Приложение к журналу «Хуторянин» Полтава: Типо-Литография Губернского Правления, 1901. №6. С.81-98.
17. Экономическая и сельскохозяйственная деятельность Полтавского Земства // Приложение к журналу «Хуторянин» Полтава: Типо-Литография Губернского Правления, 1902. № 10. 74 с.
18. Борткевич В. Об обследовании оврагов в Полтавской губернии // Хуторянин. 1911. №48. С.1285-1287.
19. Борткевич В. Простейший способ укрепления оврагов. Доклад 2-му Южно-русскому мелиорационному съезду в Киеве в январе 1912 г. СПб., 1912. 11 с.
20. Борткевич В. Двадцатилетний опыт // Хозяйство Полтавщины. 1924. №14.
С.46-52.
21. Борткевич В. Об изучении ливней // Хуторянин. 1914. №2. С.23-25.
22. Зимние сельскохозяйственные курсы Полтавского общества сельского хозяйства // Хуторянин. 1914. №10. С.302-306.
23. Второй съезд лесовладельцев и лесоводов при Полтавском обществе сельского хозяйства. 18-21 декабря 1913 года. Полтава: Электрич. Тип. Г. И. Маркевича, 1914. 142 с.
Гармаш Татьяна Петровна ([email protected]), к.с/х.н., доцент, кафедра экологии, Полтавский национальный технический университет им. Ю. Кондратюка.
From the experience of timber-redomation works in Poltava province (the end of the XIX — beginning of the ХХ century): activity of V. M. Bortkevich the specialist in forestry
T. P. Harmash
Abstract. The article is turned to the historical roots of practical decision of guard’s of the forests, designates some questions of forest melioration works in Poltava province. The role of specialist in forestry Victor Mikhaylovich Bortkevich is exposed in renewal and saving forest array of region; public activity of the scientist has been updated.
Keywords: movable sands, forest melioration works, sandy-ravine parties.
Harmash Tatiana ([email protected]), candidate of agricultural sciences, associate professor, department of the ecology, Kondratyuk Poltava National Technical University.
Поступила 05.03.2012