Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ'

ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА / СПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕНТР / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоров А.В.

В статье на примерах государств участников олимпийского движения рассмотрены существующие в различных странах мира технологии управления спортом, а также организационная структура подготовки резервного спорта созданной для населения желающих заниматься спортивной деятельностью, повышать уровень своих физических возможностей и достижений, демонстрируя обществу социальную значимость физической культуры и спорта. Полученные результаты позволят не только интенсифицировать процесс выявления и подготовки талантливой спортивной молодёжи, но и в полной мере использовать имеющиеся резервы для достижения максимально возможного конечного результата на Олимпийских играх и других соревнованиях высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF STATES PARTIES OF THE OLYMPIC MOVEMENT IN TRAINING HIGH-LEVEL ATHLETES

In the article, on the examples of the states participating in the Olympic movement, the technologies of sports management that exist in various countries of the world, as well as the organizational structure of training reserve sports created for the population who want to engage in sports activities, increase the level of their physical capabilities and achievements, demonstrating the general - to the social significance of physical culture and sports. The results obtained will allow not only to intensify the process of identifying and training talented sports youth, but also to fully use the available reserves to achieve the highest possible final result at the Olympic Games and other high-level competitions.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»

послеродовой восстановительной деятельности женщин с помощью современных методик физической реабилитации. Наиболее популярными и действенными формами организации физического воспитания для данной категории женщин признаны оздоровительные технологии, многопрофильность которых помогает решить обширный спектр оздоровительных (профилактику образования и уменьшение послеродовых осложнений и расстройств, нормализацию активности желудочно-кишечного тракта и органов малого таза, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нормализацию метаболических процессов в организме, укрепление мышц живота и стимуляцию нервных процессов), психологических (возрастание самооценки личности и уверенности в себе, устойчивости к стрессовым ситуациям, уменьшение показателей психоастении, развитие умений контролировать эмоции и чувства, способности сохранять внутреннее спокойствие) и социальных задач (адекватность осознания собственного общественного статуса).

ЛИТЕРАТУРА

1. Матюхова Ж.М. Рекреационные мероприятия в период беременности и послеродовой период / Ж.М. Матюхова // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры : сб. матер. V Междунар. студ. научно-практ. конф. - 2016. - С. 153-157.

2. Тхакумачева Ю.Б. Физкультурно-оздоровительные системы в постродовой реабилитации женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тхакумачева Юлия Борисовна - Майкоп, 2012. - 25 с.

3. Средства оздоровительной физической культуры в постродовой психофизической реабилитации женщин / Ю.Б. Тхакумачева Ю.Д. Ушко, И.С. Козлов, Е.В. Золотцева, А.К. Тутаришев // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Казань : КГТУ им. А.Н. Туполева, 2017. - С. 539-548.

REFERENCES

1. Matyukhova, Zh.M. (2016), "Recreational activities during pregnancy and the puerperium", Actual problems of recreational and adaptive physical culture, collection of materials of the V International Student Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, April 29, 2016, pp. 153-157.

2. Tkhakumacheva, Yu.B. (2012), Physical culture and recreational systems in the puerperium rehabilitation of women, dissertation, Maykop.

3. Tkhakumacheva, Yu.B, Ushko Yu.D., Kozlov I.S., Zolottseva E.V., Tutarishev A.K. (2017), "Means of recreational physical culture in puerperium psychophysical rehabilitation of women", Physical education and student sports through the eyes of students, Materials of the III All-Russian Scientific and Methodological Conference with International Participation, Kazan, December 1-2, 2017, pp. 539-548.

Контактная информация: grets-irina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2023

УДК 796.09

ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Александр Владимирович Григоров, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Белорусской ССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Республика Беларусь

Аннотация

В статье на примерах государств участников олимпийского движения рассмотрены существующие в различных странах мира технологии управления спортом, а также организационная структура подготовки резервного спорта созданной для населения желающих заниматься спортивной деятельностью, повышать уровень своих физических возможностей и достижений, демонстрируя

обществу социальную значимость физической культуры и спорта. Полученные результаты позволят не только интенсифицировать процесс выявления и подготовки талантливой спортивной молодёжи, но и в полной мере использовать имеющиеся резервы для достижения максимально возможного конечного результата на Олимпийских играх и других соревнованиях высокого уровня.

Ключевые слова: инновационные технологии, система, спорт, управление, центр, структура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p83-87

FROM THE EXPERIENCE OF STATES PARTIES OF THE OLYMPIC MOVEMENT IN TRAINING HIGH-LEVEL ATHLETES

Alexander Vladimirovich Grigorov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored Coach of the Byelorussian SSR, Honored Worker of Physical Culture and Sports of the Republic of Belarus, Belarusian State Agrarian Technical University, Minsk, Republic of Belarus

Abstract

In the article, on the examples of the states participating in the Olympic movement, the technologies of sports management that exist in various countries of the world, as well as the organizational structure of training reserve sports created for the population who want to engage in sports activities, increase the level of their physical capabilities and achievements, demonstrating the general - to the social significance of physical culture and sports. The results obtained will allow not only to intensify the process of identifying and training talented sports youth, but also to fully use the available reserves to achieve the highest possible final result at the Olympic Games and other high-level competitions.

Keywords: innovative technologies, system, sport, management, center, structure.

ВВЕДЕНИЕ

Несомненно, повышение эффективности управления спортом высших достижений и олимпийским резервом, может быть достигнута только путем системного рассмотрения объективных (оптимальная структура управления спортом, соответствующая сложившимся социально-экономическим условиям) факторов, тесно связанных с результатами научных исследований в широком спектре дисциплин. Очевидно, что спорт как социальный институт и как специфическая сфера деятельности постоянно претерпевает глубокие качественные, количественные и структурные изменения, вызванные, в конечном счете, новыми социально-экономическими условиями. Они существенно изменяют характер деятельности в спорте и выявляют целый ряд социологических, психологических, социально-психологических, организационных и других проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Успешное выполнение задач, поставленных Президентом Республики Беларусь, Президентом Национального Олимпийского комитета А.Г. Лукашенко неразрывно связано с совершенствованием управления всей сферы физического воспитания и спорта. В этом направлении накоплен достаточный опыт современных инновационных технологий, которые направлены на повышение качества управления спортом. Большое значение здесь имеет совершенствование организационной структуры спорта, актуализация его нормативно-правовой базы, совершенствование методов и техники планирования, своевременное принятие актуальных управленческих решений повышения организованности и регламентирования в управленческой деятельности, внедрение рационального стиля, норм руководящей работы и т. д. [1, 2, 3].

В период построения модели подготовки спортивных резервов в Беларуси и спортсменов высокой квалификации активно использовался многолетний научно-обоснованный опыт построения организационной структуры, функционировавшей в своё время системы бывшего Советского Союза. В складывающихся социально-экономических и организационных условиях активно использовался опыт бывшей Германской Демократической

Республики, создавшей наиболее эффективную систему государственного регулирования развитием спорта, в рациональном использовании людских, финансовых, научных, медицинских, кадровых и других ресурсов. В результате в Республики Беларусь была выстроена многоуровневая система, обеспечивающая подготовку резервного спорта: ДЮСШ -СДЮШОР - ЦОР - ЦОП - УОР в которой, с охватом около 200 тысяч юношей и девушек совместно с органами государственного управления, Министерствами, ведомствами, общественными формированиями решалась наиважнейшая социальная задача - подготовка физически образованной, здоровой, морально-устойчивой готовой к высокопроизводительному труду нации.

Вертикаль подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва включает 469 организаций. Подготовку спортивного резерва спортсменов высокого уровня в специализированных учебно-спортивных учреждениях осуществляют 8494 тренера-преподавателя в том числе 5859 штатных [2, 3].

Сегодня правительством Республики Беларусь внедряется в жизнь модель социально ориентированной рыночной экономики с практической реализацией государственного механизма регулирования, в том числе в сфере физической культуры и спорта. В этой связи можно сделать вывод о необходимости совершенствования самой системы управления спортом с использованием накопленного опыта и современных управленческих технологий.

Опыт стран лидеров олимпийского движения в подготовке квалифицированных спортсменов свидетельствует о развитии зарубежных центров спортивной подготовки и спортивной науки, в том числе на базе высших учебных заведений эффективного использования созданной учебно-спортивной базы, имеющегося кадрового потенциала, ресурсов при условии значительного укрепления всех составляющих со стороны государства [4, 5].

Именно такие центры внесли существенный вклад в подготовку спортсменов Великобритании, Австрии, Франции, Республики Корея, Китая, Японии и других государств.

В КНР - взятый курс на укрепление науки, развитие и внедрение новейших технологий в спорте отвечал общий стратегии развития страны: «Восстановления Китая - через науку и образования». С тех пор эта система прошла интенсивный путь организационного, материально-технического, научно-методического, кадрового, медицинского, информационного развития и в настоящее время по своим масштабам и комплектности не имеет равных в мире.

При создании центров на базе высших учебных заведений учитывались, прежде всего, имеющиеся традиции, климатические условия, контингент студентов, кадровый состав преподавателей, имеющаяся учебно-спортивная база, и с учётом этого определялись приоритетные виды спорта и перспективы развития.

Важнейшим направлением социальной поддержки спортсменов в учреждениях являлись государственная гарантия получения полноценного образования и определения карьеры после окончания занятий спортом [6, 7].

Во Франции законодательство предусматривает льготные условия допуска спортсменов высокого класса, имеющих статус национальной надежды на получение государственных рабочих мест, возможность обучения и работы по индивидуальному графику, поддержку предпринимательской инициативы спортсменов, помощь государства в их трудоустройстве и профессиональном перепрофилировании.

Следует отметить, что большинство наиболее успешно работающих центров образованных на базе ВУЗов обеспечило органичную взаимосвязь подготовки спортсменов с получением профильного образования и в конечном итоге формирования духовно и морально зрелых личностей способных проводить в жизнь государственную политику по обеспечению эффективной деятельности социальной сферы и экономики государств.

Важнейшую роль в достижениях канадских спортсменов на Олимпийских играх последнего десятилетия сыграли созданные в этой стране спортивные тренировочные

центры, объединившие в единую систему множество организаций, занятых подготовкой квалифицированных спортсменов и представлением им различных услуг спортивно-педагогического, медицинского, научного и организационного характера [8, 9, 10].

Создание и развитие этих центров, наряду с реализацией программы «Взойди на пьедестал», стало решающим фактором успеха канадских атлетов на XXI зимних Олимпийских играх 2010 года, а также в очередной раз наглядно продемонстрировано, что без наличия подобных центров нельзя рассчитывать на стабильные успехи национальных команд на Олимпийских играх.

ВЫВОД

Учитывая изложенное, становиться понятным, что создание подобным зарубежным аналогом, центров спортивной подготовки, в том числе на базе высших учебных учреждений, станут заметным шагом в укреплении функционирующей системы подготовки спортивных резервов, а также наиболее полно будут отвечать интересам единой государственной политики в подготовке квалифицированных спортсменов, способствовать, повышению эффективности использования материальных ресурсов, тренерских кадров, создадут дополнительные условия для спортивного совершенствования на общей методологической и организационной основе. Абсолютно очевидно, что спорт, как и всякая система производства, не может развиваться без внешних технологических заимствований, разрушающих устаревшие стереотипы оценки качества и результатов своей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры и спорта / Л.И. Лубы-шева. - Москва : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

2. Кобринский М.Е., Организационная структура и пути оптимизации управления спортивными резервами и спортом высших достижений: методические рекомендации / М.Е. Кобринский, А.В. Григоров, , М.М. Еншин. - Минск : БГУФК, 2016. - 64 с.

3. Кобринский М.Е. Организационно-управленческие основы научно-методического обеспечения спорта: методические рекомендации / М.Е. Кобринский, А.В. Григоров, М.М. Еншин. -Минск : БГУФК, 2016. - 78 с.

4. Бауэр В.Г. Современная система подготовки спортивного резерва России и пути ее совершенствования / В.Г.Бауэр // Спорт: экономика, право, управление. - 2004. - № 3. - С. 11-16.

5. Нельга Н.А. Физкультурная наука Беларуси / Н.А. Нельга - 2-е изд., доп. - Минск: [б. и.], 2004. - 120 с.

6. Дрюков В.А. Научно-методические и медицинское обеспечение подготовки спортсменов Украины к XXIX Олимпийским играм 2008 года в Пекине / В.А. Дрюков, Т.Е. Мистулова // Актуальные проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва к участию в XXIX Олимпийских играх 2008 года в Пекине (КНР): материалы Междунар. науч. конф., Минск, 1-2 июня 2006 года. - Минск, 2006. - С. 9-13.

7. Португалов С.Н. Пекин-2008: концептуальный подход к проблеме подготовки высококвалифицированных спортсменов / С.Н. Португалов, Б.Н. Шустин //Актуальные проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва к участию в XXIX Олимпийских играх 2008г. в Пекине (КНР): материалы Междунар. науч. конф., Минск, 1-2 июня 2006 года. - Минск, 2006. - С. 6-9.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: история развития и современное состояние / В.Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 1999. - Спец. вып. - С. 3-33.

9. Пядухов Ю. Система обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации / Ю. Пядухов [и др.] // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - Спец. вып. - С. 64-71.

10. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 32-33.

REFERENCES

1. Lubysheva, L.I. (1992), The concept of the formation of physical culture and sports, Moscow.

2. Kobrinsky, M.E., Grigorov, A.V. and Enshin, M.M. (2016), Socio-organizational structure and ways to optimize the management of sports reserves and sports of higher achievements, Minsk.

3. Kobrinsky, M.E., Grigorov, A.V., Enshin, M.M. (2016), Organizational and managerial bases of scientific and methodological support of sports, Minsk.

4. Bauer, V.G. (2004), "The modern system of training the sports reserve of Russia and ways to improve it", Sports: economics, law, management, No. 3, .pp. 11-16.

5. Nelga, N.A. (2004), Physical culture science of Belarus, Minsk.

6. Dryukov, V.A. (2006), "Scientific, methodological and medical support for the preparation of Ukrainian athletes for the XXIX Olympic Games 2008 in Beijing", Actual problems of high-performance sports and preparation of the sports reserve for participation in the XXIX Olympic Games of2008 in Beijing (China): proceedings of the International Scientific Conference, Minsk, June 1-2, 2006, Minsk, pp. 9-13.

7. Portugalov, S.N. and Shustin B.N. (2006), "Beijing-2008: a conceptual approach to the problem of training highly qualified athletes", Actual problems of high-performance sports and preparation of the sports reserve for participation in the XXIX Olympic Games of 2008 in Beijing (China): proceedings of the International Scientific Conference, Minsk, June 1-2, 2006, Minsk, pp. 6-9.

8. Platonov, V.N. (1999), "General theory of athletes' training in Olympic sports: history of development and current state", Science in Olympic sports, Special issue, pp. 3-33.

9. Pyadukhov, Yu. (2000), "The system of ensuring the training of highly qualified athletes", Science in Olympic sports, Special issue, pp. 64-71.

10. Balsevich, V.K. (2001), "Outlines of a new strategy for training Olympic-class athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 32-33.

Контактная информация: gav.fvs@bsatu.by

Статья поступила в редакцию 01.04.2023

УДК 796.012:797.21

К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СКОРОСТНОГО ПОВОРОТА В

ПЛАВАНИИ

Татьяна Васильевна Давыдова, старший преподаватель, Лидия Ивановна Егоруш-кина, старший преподаватель, Светлана Олеговна Кондратьева, старший преподаватель, Владимир Николаевич Томилов, доктор педагогических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева, Самара

Аннотация

Поворот при плавании в бассейне в техническом отношении носит весьма специфический характер и существенно влияет на итоговый спортивный результат при использовании любого способа плавания. Двигательный навык, необходимый для выполнения поворота, в силу индивидуальных особенностей пловца может повлиять на выбор специализации в плавании, что требует совершенствования методики начального обучения и определяет в целом актуальность исследований, проводимых в этом направлении. Целью данного исследования явилось на основании характерных показателей техники исполнения поворота сформулировать доступные критерии оценки качества его исполнения. Представлены результаты экспериментов, в которых принимали участие группа начального обучения плаванию и группа специализации по плаванию. Эксперименты проводились на дистанции 50 м в 25-метровом бассейне. При этом фиксировались временные характеристики отдельных фаз поворота на участке 5-метровой линии от стенки бассейна. Анализ полученных данных свидетельствует, что, несмотря на различия в способах плавания, двигательная структура поворота в целом носит устойчивый характер, что отражается в ритме его исполнения. В то же время наблюдаются достоверные различия отдельных характеристик этой структуры для разных стилей и разной степени подготовленности пловцов. Результаты исследования приводят к выводам о целесообразности выбора определенной последовательности обучения разным стилям плавания.

Ключевые слова: способы плавания, поворот, координация движений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p87-90

TO THE METHODOLOGY OF TEACHING THE TECHNIQUE OF HIGH-SPEED

TURNING IN SWIMMING

Tatyana Vasilievna Davidova, the senior teacher, Lidia Ivanovna Egorushkina, the senior teacher, Svetlana Olegovna Kondratyeva, the senior teacher, Vladimir Nikolaevich Tomilov,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.