МИДиС: ИННОВАЦИОННЫМ ВЗГЛЯД
НА ОБРАЗОВАНИЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-93-102
УДК 378.14 ББК 74.480.2
Н.А. Попова, Л.Н. Дегтеренко (Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ИЗ ОПЫТА АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИКОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫБОРА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ ВОРЛДСКИЛЛС
к
о
J 2 го
т ^
ю о го ср о ю _0 m X к
m
о
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования профес сиональной компетентности. Устанавливается взаимосвязь между профессиональ ной поликомпетентностью, внедрением в образовательный процесс ФГОС ВО+ + + и | стандартов Ворлдскилс, запросами работодателей и формированием индивидуальной образовательной траектории обучающихся образовательных организаций высшего образования. Представлен конкретный практический опыт первого этапа апробации ^ | технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса». Выделены перспективы дальнейшей работы по формированию профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс.
Ключевые слова: профессиональная поликомпетентность, индивидуальная образо- § Ц вательная траектория, стандарты Ворлдскиллс, образовательные программы, hard skills, soft skills, демонстрационный экзамен.
Б " о 5
<u о
н ч:
<и ш
а ср
2 °
о m
* Я
с Р
_0 го
N.A. Popova, L.N. Degterenko
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
FROM THE EXPERIENCE OF TESTING A TECHNOLOGY OF FORMING THE POLICOMPETENCE IN THE CONDITIONS WHEN STUDENTS CHOOSE LEARNING PATH AS WORLDSSKILLS STANDARDS ARE INTRODUCED
Theoretical and methodological aspects of forming professional competence are discussed. Connection between professional policompetence, introduction of FSES HE +++ and WorldSkills standards, employers' requirements and formation of personal learning
<u
■е- £
о ш
ГО
ср
Я g
а. Е
s <u
5 го
6 H
s X
Е £
° s
СЦ U-
0 го
1 m
X О
<U m
H го
s CP
s ^
IT О
го
Ю о
S 1
m ^
ГО го
го -Ь
H 5
path in higher schools is established. Concrete practical experiences of the first stage of testing the technology of forming professional policompetence in the conditions when students choose individual learning path when WorldSkills standards are introduced and practices of the resulting demo exams at the International Institute of Design and Service are presented. Prospects of further work on forming professional policompetence in the conditions when students choose individual learning path when WorldSkills standards are incorporated in the educational process are identified.
Keywords: professional policompetence, individual learning path, WorldSkills standards, educational programs, hard skills, soft skills, demo exam.
X
<D
<D t <D
4 i
ro m о с
0
IZ
<
1
В настоящее время на рынке труда отмечается тенденция к усложнению многих видов профессиональной деятельности, а работодатели зачастую требуют от работника не какой-то одной сформированной профессиональной компетенции, а разных по своему содержанию профессиональных компетенций. В связи и этим у современного выпускника вуза, обладающего разным набором компетенций, появляется больше возможностей при трудоустройстве, профессиональном карьерном росте, а в современной науке даже появился соответствующий термин - «полипрофессиональная компетентность», под которой в широком смысле подразумевается владение совокупностью компетенций.
В определении понятия «компетентность» мы согласимся с Э.Ф. Зеером, рассматривающим профессиональную компетентность как «интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности» [11].
Термин «поликомпетентность» (греч. poly - много, множество, лат. compe-tentia - согласованность, соразмерность частей целого) относительно новый в педагогической науке.
О.А. Никитенко трактует поликомпетентность как «способность к многогранности, многосторонности, выполнению разных действий (видов работ) одним средством (сотрудником)»[18].
Е.Н. Богданов, А.В. Посохова утверждают, что сложные виды профессиональной деятельности требуют
формирования пространства компетент-ностей, которое исследователи и называют «полипрофессиональной компетентностью» [3]. К перечню таких видов деятельности относится собственно профессиональная, управленческая, предпринимательская деятельность, экономическая, правовая, психологическая и т.д. Анализируя черты проявления поликомпетентности как «полипрофессионализма деятельности» и «полипрофессионализма личности», Е.Н. Богданов, А.В. Посохова предполагают, что понятия необходимо рассматривать в единой системе.
Н.В. Гарашкина понимает под «поликомпетентностью» «показатель качества подготовки и интегральный показатель ресурсов среды, обеспечивающий способность решать образовательные и профессиональные проблемы личности и социума» [5, с. 37].
Теории поликомпетентности близка в содержательном аспекте концепция профессионального овладения личностью комплексом hard- (набор умений и навыков, которые определяют профессионализм отдельного специалиста [4]) и softskills (личностные качества, умения и навыки [22]).
Современные исследователи А.И. Иво-нина, О.Л. Чуланова и Ю.М. Давлетшина в в своих исследованиях дают детальную содержательную и структурную характеристику hard- и softskills, указывают на их тесную взаимосвязь, востребованность формирования этих качеств у выпускников со стороны работодателей [13].
Актуальность проблемы формирования поликомпетентности у обучающихся образовательных организаций высшего
и среднего профессионального образования требует от системы образования в настоящее время как разработки новых теоретических концепций, так и практической трансформации образовательного процесса.
Отметим, что в связи с вступлением в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС 3++) профессиональные компетенции выпускников напрямую связаны с имеющимися профессиональными стандартами, то есть узко ориентированы на определенные профессиональные сферы и профессии. Таким образом, ком-петентностный профиль выпускника бакалавра резко сужается и специализируется. Однако вместе с тем в новых ФГОС 3++ имеется новый тип компетенций -«универсальные компетенции», которые направлены на формирование профессиональной поликомпетентности, или навыков 21 века и сформулированы как навыки soft skills, необходимые для любого профессионала. Разрешить данное противоречие поможет, на наш взгляд, внедрение в образовательный процесс стандартов Ворлдскиллс и практика проведения по ним демонстрационных экзаменов, представляющих собой механизм и инструмент оценки профессиональных, универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников. Проблема внедрения в образовательный процесс демонстрационных экзаменов по стандартам Ворлдскиллс в последнее время достаточно широко освещается в научных исследованиях Смолиной О.А. [21], Камашевой А.А. [14], Башановой К.А., Громовой Т.А., Селюн Е.В. [2], Кан-дыба О.В., Барашок И.В., Кушнаревой И.Ю. [15], Кондратенко Е.В., Глизериной Н.Д. [8]), Л.Н. Дегтеренко, В.С. Банниковым, А.Н. Банниковой [9], Э.Р. Гайнее-вым [5], Е.М. Громовой, Д.И. Беркутовой, Т.А. Горшковой [8].
Как показывает проведенный нами анализ, проблема формирования индивидуальной образовательной траектории достаточно широко представлена в педа-
гогическои науке в последнее десятилетие, а именно исследованиями Забирова Р.В., Мухаметзянова Ф.Г., Вафинаа В.Р. [10; 17], СамерхановоИ Э.К., ИмжаровоИ З.У [20], Рулиной Т.К., Сафиной Л.Г. [19], Гаспарян С.П. [7], Бабенко Н.Л. [1], Шевченко Г.И. [23] и др.
Однако проблема формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов в научной педагогической литературе в настоящее время не представлена.
В ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» апробация технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов реализуется в рамках темы научно-исследовательской работы «Инновационное проектирование образовательных систем».
На первом этапе работы над темой и в результате анализа научно-теоретической литературы, опыта работы образовательных организаций, собственного опыта образовательной деятельности и результатов участия обучающихся нашего института в региональных, национальных, европейских и международных чемпионатов Ворлдскиллс мы пришли к выводу, что вместо узкоспециализированного набора компетенций за время обучения в институте выпускников необходимо обеспечить дополнительными компетенциями, которые расширяют и углубляют тот спектр профессиональных компетенций, который предусматривает получение образования по их основной профессиональной образовательной программе. Дополнительных компетенций может быть 2-3 в зависимости от программы высшего образования и ее специфики, а также от требований рынка труда и работодателей.
к
о
J 2 го
т ^
ю о го
о ю _0 ш
X к
S
ш
о ц
о
Б "
s ¡=
ф О
н ч:
<и Ш
а ü.
2 о
о со
* я
с О
_0 го
го
-& I о ш
о
го ш
о ^
а. 5
s <u
S го ..
о ь
'5
° <S
U-
0 го
1 ш
X О
Ф п
н го
S ^
s ^
IT О
го
Ю о
S 1
ГО (0
го
Так мы подходим к необходимости интеграции в содержание образования бакалавров стандартов Ворлдскиллс Россия (компетенций по стандартам Ворлдскиллс), которые уже доказали свою состоятельность и эффективность на мировом уровне, их ориентацию на те изменения и потребности, которые происходят на современном мировом рынке труда.
Далее была проведена работа по анализу и оценке профессиональных ком-
петенций выпускников и определению дефицитов - необходимых компетенций, которые не предусмотрены профстан-дартом и программой бакалавриата. Затем была разработана модель внедрения стандартов Ворлдскиллс в программы бакалавриата в виде матрицы, которая определяет последовательность освоения компетенций по годам обучения. Приведем пример такой матрицы по программе бакалавриата 09.03.03 Прикладная информатика (табл. 1).
Таблица 1. Компетенции Ворлдскиллс по программе высшего образования (уровень бакалавриата) 09.03.03 Прикладная информатика
Программы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
высшего образования I сем. II сем. III сем. IV сем. V сем. VI сем. VII сем. VIII сем.
09.03.03 WS1 Разра- WS1 Раз- WS2 Про- WS2 Про- WS2 Про- WS3
Прикладная ботка компью- работка граммные граммные граммные Разра-
информатика терных игр и компью- решения решения решения ботка
мультимедий- терных игр для биз- для биз- для биз- мобиль-
ных приложе- и мульти- неса неса неса ных при-
ний медийных (ДЭ 50- (ДЭ ложений
(ДЭ 50-70%) приложе- 70%) 100%) (ДЭ
ний 70%-
(ДЭ 100%) 100%)
В содержание основной профессиональной образовательной программы включен перечень лабораторных и практических занятий, разработанных в соответствии с требованиями стандартов
Ворлдскиллс и направленных на углубление и расширение профессиональных компетенция выпускника направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (табл. 2).
Таблица 2. Перечень тем планируемых лабораторных и практических занятий
I
ф
а. ф
ь
ф
ч ±
го со о с
0
С
<
Наименование компетенции Перечень тем планируемых лабораторных и практических занятий
Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений «Построение игровой сцены, создание объектов»; «Подготовка анимации»; «Программирование игровой механики: взаимодействие игровых объектов между собой, взаимодействие пользователя с игровыми элементами»; «Разработка алгоритмов логики и стратегии»; «Разработка пользовательского интерфейса, обеспечивающего необходимый функционал для общения игрока с проектом»; «Тестирование и отладка игры, рефакторинг кода»; «Балансировка игрового процесса».
Наименование компетенции
Перечень тем планируемых лабораторных и практических занятий
Программные решения для бизнеса
«Методология проектирования баз данных»; «Принципы построения хранилищ данных, необходимых для бизнес-аналитики»; «Анализ исходных файлов данных»; «Импорт исходных данных разного формата»; «Приведение исходных файлов данных к виду, подходящему для импорта»;
«Моделирование и анализ использования диаграммы прецедентов»;
«Структурное моделирование и анализ объектов»; «Моделирование и анализ классов»; «Инструменты и методы моделирования диаграмм сущностей и связей»;
«Проектирование информационной системы на основе диаграммы состояний»;
«Интеграция библиотек и фреймворков в программные решения»._
Разработка мобильных приложений
«Проектирование мобильного приложения при помощи макета приложения и переходов»; «Проектирование мобильного приложения при помощи схемы класса, схемы последовательности, схемы состояния, схемы деятельности»; «Проектирование человеко-машинного интерфейса мобильных приложений»;
«Проектирование системы безопасности и средств управления»;
«Проектирования многоуровневого мобильного приложения»;
«Современные технологии для разработки мобильных приложений»;
«Технологии работы с базами данных при создании мобильных приложений»;
«Технологии работы с различными протоколами обмена данными»;
«Построение приложений со сложной логикой переходов»;
«Работа со встроенными устройствами для получения данных»;
«Отладка мобильных приложений и устранение ошибок».
Планируется, что данный перечень компетенций обучающийся должен освоить в обязательном порядке.
В представленной модели практическая подготовка студентов начинается сразу с первого курса, чего не было в образовательных программах, до вне-
дрения нескольких компетенций Ворлд-скиллс в программы бакалавриата. Необходимость таких изменений была обусловлена тем, что после первого курса студенты должны пойти на практику (учебную или ознакомительную), для этого они должны обладать определен-
Ф т
Н го
^ О
го
Ю о
а. _П
£ ^
ГО (0
го
I
<u <u t <u 4
JZ ^
ro m о с
0
IZ
<
1
ными компетенциями, чтобы быть интересными работодателю и в практической деятельности проявить полученные за первый год обучения компетенции. В конце первого года обучения студенты сдают промежуточную аттестацию - демонстрационный экзамен на уровень 5070% выполнения конкурсного задания Ворлдскиллс Россия.
В середине второго года обучения все студенты проходят демонстрационный экзамен по этой же компетенции на уровень 100% выполнения конкурсного задания, а затем приступают осваивать вторую компетенцию. На третьем году обучения студенты проходят промежуточную аттестацию на 50-70% выполнения конкурсного задания после первого семестра и на 100% в конце учебного года. Это основная модель освоения компетенций, которая варьируется в зависимости от направления подготовки.
Формирование индивидуальной образовательной траектории обеспечивается выбором соответствующих элективных курсов. Их тематика определяется либо опять же набором компетенций по стандартам Ворлдскиллс, либо собственными интересами обучающегося. Все курсы имеют практикоориентированный характер, проводятся в течение 1-2 курса в 1 и 2 семестрах. Каждый обучающийся может набрать количество и тематику курсов исходя из собственных потребностей и возможностей.
Кроме того, обучающийся по своему желанию может освоить в процессе обучения программы дополнительного профессионального образования, реализуемые в Институте.
Анализ работы по технологии формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях внедрения стандартов Ворлдскиллс и практики проведения по ним демонстрационных экзаменов показал, что необходима серьезная аналитическая работа, организуемая совместно с работодателями по определению и формулированию профессиональных компетенций, кото-
рые будут сопряжены как с профессиональными стандартами, так и со стандартами Ворлдскиллс. Помимо этого, в связи с тем, что в программы бакалавриата будут внедрены 2-3 дополнительные компетенции, необходима серьезная деятельность по обновлению содержания учебных дисциплин, программ практик, совершенствование системы текущей и промежуточной аттестации, обновление фондов оценочных средств (контрольно-измерительных материалов) для дисциплин (модулей), практик, в содержание которых интегрированы стандарты Ворлдскиллс по соответствующим программе компетенциям. Библиографический список:
1. Бабенко Н.Л. Реализация индивидуальных образовательных траекторий как условие развития социально-личностной компетентности в образовательном процессе вуза // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы. Материалы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Р-н/Д: РГМУ, 2016. С. 12-22.
2. Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО // Решет-невские чтения. - 2017. - Т. 2. - № 21. С. 663-664.
3. Богданов Е.Н., Посохова А.В. Идеи полипрофессионализма в психолого-акмеологических исследованиях // Прикладная юридическая психология. -2015. - №3. С. 10-16.
4. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. С. 71-77.
5. Гайнеев Э.Р. Межвузовские чемпионаты WorldSkills - новое направление соревнований // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2017. - № 11. С. 26-31.
6. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации. - Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004. - 228 с.
7. Гаспарян С.П. Проблема выбора индивидуальных образовательных траекторий студентами технических вузов в условиях международной образовательной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.М. Дорожкина, А. Федорова. - Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 10-15.
8. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Подготовка современной молодежи к планированию профессиональной карьеры: монография. -Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 170 с.
9. Дегтеренко Л.Н., Банников В.С., Банникова А.Н. Технология проведения демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills на примере профессиональной компетенции «Дизайн интерьера» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - №4. С. 129-139.
10. Забиров Р.В., Мухаметзянов Ф.Г., Ва-фина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и субъектный образовательный маршрут студента - будущего бакалавра // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации. Материалы XV Мужвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). - Чебоксары: ООО «Интерактив плюс», 2015. С. 231-235.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: уч. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
12. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Дав-летшина Ю.М. Современные направ-
ления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. - 2017. - №1. С. 90.
13. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлет-шина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2017. -№1. - Режим доступа: http://naukove-denie.ru/PDF/90EVN117.pdf
14. Камашева А.А. Опыт организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Web-дизайн и разработка» // Восточно-Европейский научный вестник. - 2017. - № 4 (12). С. 4-7.
15. Кандыба О.В., Барашок И.В., Куш-нарева И.Ю. Вузовские чемпионаты по стандартам WorldSkills Russia как средство развития компетенций бакалавра по направлению «Туризм» // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. -№ 4. С. 223-241.
16. Кондратенко Е.В., Глизерина Н.Д. Подготовка учителей начальных классов с учетом стандартов World-Skills Russia // Туныктышо. Учитель. - 2018. - № 4. С. 31-33.
17. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2015. С. 81-85.
18. Никитенко О.А. Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения
к
о
J 2 го
т ^
ю о го а о ю _0 ш X к
S
ш
о ц
о
Б "
S ¡=
ф О
н ч:
<и Ш
¡Z а.
2 °
о со
* я
с О
_0 го
а го
-& I
о ш
а о
го ш
о ^ а. 5
S ф
S Го а а О ь
-& '5
° ф U-
0 Го
1 ш X О Ф п н го
S ^
s ^
IT О
го
Ю о
S 1
а -О
£ ^
ГО (О
го
магистрантов технических направлений // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2013. - №2. С. 31-38.
19. Рулина Т.К., Сафина Л.Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий, предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия (реинжиниринг образовательных услуг) // Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей VI Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения к.п.н., заведующего кафедрой химии Гавриила Андреевича Зданчука. Самарский государственный социально-педагогический университет. -Самара: СГСПУ, 2016. С. 156-159.
20. Самерханова Э.К., Имжарова З.У Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета. -2016. - № 1-1 (13). С. 27.
21. Смолина О.А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами «WorldSkills» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. -2017. - Т. 12. - № 6. С. 87-91.
22. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 27-36.
23. Шевченко Г.И. Потенциал образовательной электронной среды для управления и проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе. Материалы I Международной научно-методической конференции. - Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. С. 224-227.
Поступила 19.11.2019
Об авторах:
Попова Наталья Аркадьевна, проректор по учебно-проектной работе ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Дегтеренко Людмила Николаевна, проректор по научной работе ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Челябинск, Россия), кандидат исторических наук, [email protected]
Для цитирования: Попова Н.А., Дегтеренко Л.Н. Из опыта апробации технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обу-g чающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов & Ворлдскиллс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. -t № 4. С. 93-102. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-93-102
<u
^ References:
g 1. Babenko N.L. Realization of individual learning paths as a condition of developing
§ the social personal competence in the educational process at higher school // Problemy
c nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii: sostoyanie i perspektivy. -
i Rostov-on Don: RGMU, 2016. - P. 12-22. [in Russian]
2. Bashanova K.A., Gromova T.A., Selyun E.V. Introduction of WorldSkills standards exam in the college educational process // Reshetnevskie chteniya. - 2017. - Vol. 2. -№ 21. P. 663-664. [in Russian]
3. Bogdanov E.N., Posokhova A.V. Ideas of poliprofessionalism in psychological and acmeological studies // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. - 2015. - №3. P. 10-16. [in Russian]
4. Vishnevskiy P.N. Method of modeling problem situations // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 12. P. 71-77. [in Russian]
5. Gaineev E.R. Inter-university WorldSkills championships - new contest trend // Supplement to the journal «Professionalnoe obrazovanie. Stoliysa». - 2017. - № 11. P. 26-31. [in Russian]
6. Garashkina N.V. Projecting social education at higher school: conception, model, realization technology. - Tambov: Tamb. gos. un-tu im. G.R. Derzhavina, 2004. - 228 p. [in Russian] *
7. Gasparyan S.P. The problem of choosing individual learning paths by the students in the i conditions of international education // Innovatsii v professionalnom i professionalno- ^ pedagogicheskom obrazovanii. - Yekaterinburg: RGPPU, 2015. - P. 10-15. [in Russian] ?
8. Gromova E.M., Berkutova D.I., Gorshkova T.A. Preparation of contemporary young people o to planning professional careers. - Ulyanovsk: UlGPU, 2013. - P. 170 . [in Russian]
9. Degterenko L.N., Bannikov V.S., Bannikova A.N. Technology of demo exams under WorldSkills standards by the example of «Interior Design» professional competence // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - №4. P. 129-139. [in Russian] |
10. Zabirov R.V., Mukhametzyanov F.G., Vafina V.R. Individual learning path and subjective 5
ro a о Ю
_D
m
educational path of the student - future Bachelor. Obshshestvo, gosudarstvo, lichnost: modernizatsiya sistemy vzaimootnoshenii v Rossii v usloviyakh globalizatsii. -Cheboksary: OOO «Interaktiv plus», 2015. - P. 231-235. [in Russian]
11. Zeer E.F. Psychology of professions. - M.: Akademicheskii Proekt: Yekaterinburg: £ [3 Delovaya kniga, 2003. - 336 p. [in Russian] g °
12. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Modern trends of theoretical and | g methodological developments in management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of workers // Vestnik evraziiskoi nauki. - 2017. - №1. P. 90. [in Russian]
13. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Modern trends of theoretical and
Б "
S Ê
ÍE i
<u о
с;
о а
с
_0 го
S <D
methodological developments in management: the role of soft-skills and hard skills § ||
in professional and career development of workers [Electronic resource] // Internet g m journal «NAUKOVEDENIE». - 2017. - №1. - Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf [in Russian] 14. Kamasheva A.A. Experience in organizing and conducting demo exam under o |
ro
a
WorldSkills standards in the competence «Web-design and development» // Vostochno- 1 ro
Nauka Kasnoyarya. - 2017. - Vol. 6. - № 4. Р. 223-241. [in Russian] | g
Evropeiskiy vestnik. - 2017. - № 4 (12). P. 4-7. [in Russian] °
15. Kandyba O.V., Barashok I.V., Kushnareva I.Yu. Higher school WorldSkills standards championships as a means to develop Bachelor competences in «Tourism» program //
16. Kondratenko E.V., Glizerina N.D. Training of primary school teachers taking into ^ £ consideration WorldSkills Russia standards // Tunyktysho. Uchitel. - 2018. - № 4. P. 31-33. §■ °
[in Russian]
Ю о
a _Û
17. Mukhametzyanova F.G., Zabirov R.V., Vafina V.R. Individual learning path and ro Hi individual learning route of the student as a factor of efficient training of Bachelors at higher school. Modernizatsiya obrazovaniya: problem i perspectivy. - Ryazan: RGU im. S.A. Esenina, 2015. - P. 81-85. [in Russian]
ГО
H Eï
18. Nikitenko O.A. Projecting as a tool to achieve policompetence in training Master degree students of technical programs // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. -
2013. - №2. P. 31-38. [in Russian]
19. Rulina T.K., Safina L.G. Projecting individual learning paths implying academic mobility of higher school students in networking conditions (reengineering of educational services). Modernizatsiya estsvennonauchnogo obrazovaniya: metodika prepodavaniya i prakticheskoe primenenie. - Samara: SGSPU, 2016. - P. 156-159. [in Russian]
20. Samerkhanova E.K., Imzharova Z.U. Variability of the main educational programs as a mechanism to realize individual learning paths of students // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2016. - № 1-1 (13). P. 27. [in Russian]
21. Smolina O.A. Specifics of final assessment of the graduates of professional educational organizations in accordance with international WorldSkills standards // Uchenye zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - Vol. 12. - № 6. P. 87-91. [in Russian]
22. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Professional tolerance as teacher's «soft-skills» // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - № 3. P. 27-36. [in Russian]
23. Shevchenko G.I. Potential of educational electronic environment for management and projecting student's individual learning path. Proektirovanie obrazovatelnykh traektorii studentov v vuze. - Stavropol: Severo-Kavkazskii fedralnyi universitet,
2014. - P. 224-227. [in Russian]
About the authors:
Popova Natalya Arkadievna, Vice-Rector for Academic Work and Projecting, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
Degterenko Lyudmila Nikolaevna, Vice-Rector for Science and Research, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of History, [email protected]
For citation: Popova N.A., Degterenko L.N. From the experience of testing a technology of forming the policompetence in the conditions when students choose learning path as WorldsSkills standards are introduced // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 93-102. DOI: 10.7442/2071-9620-201911-4-93-102
X
<D
<U t <u 4
I ^
(0 m о с
0
IZ
<
1