Научная статья на тему 'Из новых поступлений в НТБ университета (Черненко Т. С. )'

Из новых поступлений в НТБ университета (Черненко Т. С. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
75
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из новых поступлений в НТБ университета (Черненко Т. С. )»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Из новых поступлений в научно-техническую библиотеку университета Рубрику ведет зав. справочно-библиографическим отделом НТБ КузГТУ Т. С. Черненко

Кравченко, А. Ф. История и методология науки и техники /отв. ред. И. Г. Неизвестный. - Новосибирск. : Изд-во СО РАН, 2005 .- 359 с.

Автор книги - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физики полупроводников СО РАН, профессор Новосибирского государственного технического университета. Известный ученый, прекрасный лектор и популяризатор науки, имеющий 50-летний стаж преподавательской и популяризаторской деятельности. Его яркие лекции и выступления, отражающие новейшие достижения науки, слушали студенты и сотрудники многих университетов нашей страны и за рубежом. Он - автор ряда оригинальных учебных программ, учебников и учебных пособий, по которым учится современная молодежь, интересующаяся физикой твердого тела и полупроводниковой электроникой.

В данном учебном пособии рассмотрены методологические вопросы и история развития науки и техники с древнейших времен по настоящее время. Основное внимание уделяется естественным наукам и, главным образом, физике.

В первой главе обсуждаются специфика научной деятельности, критерии научного знания, структура научного знания, методы и средства научного познания, основные методологические принципы. Рассматриваются научные традиции, научные революции, их природа и необходимость; прогресс, который они несут. Обсуждаются идеалы научного знания, фундаментальные научные открытия, функции науки, этос науки. Анализируются принципы экспериментального исследования, требования к экспериментальному воздействию, к регистрирующей и измерительной аппаратуре, план и условия

эксперимента, интерпретация результатов. Приводятся факты биографии крупнейших естествоиспытателей и обсуждаются их научные достижения, направленные на становление и развитие методологии науки и техники.

Вторая глава посвящена рассмотрению эволюции Вселенной. Обсуждаются природа всемирного тяготения, общая теория относительности Эйнштейна, модель горячей Вселенной, формирование космических тел, рождение звезд, звездная эволюция, белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры, многообразие галактик. Рассматривается биологическая картина мира: эволюция живой природы, теория Дарвина, законы наследственности, концепция происхождения жизни, развитие жизни на Земле, происхождение человека.

В третьей главе дается описание основных периодов в истории развития физики; анализируются основные достижения и открытия, совершенные в эти периоды. Особое внимание уделяется классической физике и теории относительности, квантовой механике и её интерпретации, физике атомного ядра и элементарных частиц.

В четвертой главе приводится летопись техники, рассматривается неизбежность её возникновения, схема развития орудий производства, роль науки в развитии техники. Подробно излагается история наиболее важных для развития человечества технических изобретений и открытий: паровой машины, книгопечатания, средств для рисования и письма, вычислительной техники, создания советской атомной бомбы.

Пятая глава посвящена истории зарождения и развития электроники. Освещаются первый ее этап - вакуумной электроники ( создание радио и телевидения), и второй - этап твердотельной электроники: микроэлектроника (интегральные микросхемы, электронные вычислительные машины, бортовые системы и др.).

В конце каждой главы даны вопросы для повторения.

В шестой главе собраны наиболее известные жизненные эпизоды, мысли и фразы, связанные с именами великих естествоиспытателей. Автору хотелось немного раскрыть, с одной стороны, их внутренний мир, их стиль жизни и творчества, а с другой стороны, через их мировоззрение представить ту среду, то общество, в котором они трудились

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, интересующихся историей науки и техники.

Маньков, В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире : учеб. пособие. - СПб. : Политехника, 2005. - 551 с. - (Серия «Безопасность жизни и деятельности»).

Книга написана автором в связи с введением учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т. е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему. Учитывая сложные взаимодействия современного мира с его расширившимся спектром опасностей, напрашивается вывод, что

безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина должна охватывать все стороны жизни и деятельности не только отдельного человека, но и группы людей, объединенных совместной деятельностью. В интересах общества и отдельного индивидуума необходимо стремиться к широкой постановке проблем безопасности, лишенной ведомственной и профессиональной ограниченности. Особое внимание должно быть уделено подготовке специалистов всех профилей по безопасности жизнедеятельности.

Первая глава книги посвящена системообразующим основам безопасности жизнедеятельности. При этом впервые рассмотрение вопросов безопасности жизни и деятельности начато с системы национальной безопасности РФ, безопасности военной службы в Вооруженных Силах и влияния социально-политического состояния общества на человека. Уделено внимание также проблеме анализа безопасности с использованием показателя риска, экспертизе и критериям безопасности

Во второй главе рассмотрены глобальные опасности и мировые угрозы: источники и причинно-следственные связи опасностей; классификация глобальных опасностей, угрожающих жизнедеятельности в масштабе Земли; внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России, т. к. они оказывают воздействие практически на все виды безопасности.

В третьей главе проведен анализ литосферных опасностей: землетрясений, оползней, снежных лавин, селей и обвалов. Изложены вопросы прогнозирования, оценивания возможных воздействий на конкретные объекты и кратко представлены меры по предотвращению опасных последствий.

Четвертая глава посвящена гидросферным опасностям: наводнениям и цунами. Приведены их описания, статистические данные по происшедшим наводнениям и цунами. Рассмотрены способы прогнозирования их последствий, меры по уменьшению ущерба от наводнений, мероприятия по частичной защите от цунами.

В пятой главе приведено описание атмосферных опасностей: ураганов, торнадо, пыльных бурь, гроз. Изложены возможные их последствия, степени повреждения.

В шестой главе освещаются опасности социальной сферы. Рассмотрены вооруженные конфликты и войны современной эпохи как явления, создающие угрозу безопасности людей и природной среде, и их истоки, а также опасности и конфликты повседневной жизни. Учитывая современное развитие средств массовой информации, вычислительных и телекоммуникационных систем, через которые можно влиять на психику человека, особое внимание уделено психоинформационным опасностям.

Седьмая глава в общем виде представляет техносферные опасности и меры по защите от них.

В восьмой главе рассмотрены опасности при чрезвычайных ситуациях, приведена классификация чрезвычайных ситуаций, подробно описаны стихийные бедствия и техногенные чрезвычайные ситуации. Такие знания необходимы для проведения профилактической работы по снижению опасности возникновения чрезвычайных ситуаций

Девятая глава посвящена ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Рассмотрена Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её задачи, состав привлекаемых сил и средств и порядок функционирования; вопросы, касающиеся разведки районов аварий и стихийных бедствий и проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В начале книги приведены список условных сокращений и краткий словарь терминов.

Книга предназначена для студентов технических вузов. Может быть использована аспирантами и преподавателями.

Сафронов, Э. А. Транспортные системы городов и регионов : учеб. пособие. - М. : Изд-во АСВ, 2005. - 270 с.

Транспортная система города и региона входит в общую систему жизнеобеспечения территорий и имеет инфраструктурное значение. Наряду с системами энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации города транспортная система создает необходимые условия для эффективной работы всех отраслей народного хозяйства. Эффект этих систем заключен в продуктивности обслуживаемых отраслей хозяйства, что необходимо учитывать при экономической оценке.

В предлагаемой книге раскрываются роль транспортных систем городов и регионов в жизнедеятельности общества, влияние транспортного каркаса на формирование расселения, закономерности движения ГТП и качество транспортного обслуживания, социально-экономическое значение ГПТ. Излагаются новые методы прогнозирования транспортного спроса населения, обоснования уровня развития транспортных систем и их комплексной оценки. Рассматривается роль скоростного транспорта в решении основных аспектов развития городов. Приводятся методы оценки эффективности транспортных систем в современных условиях, дается обоснование приоритетных направлений развития транспортных систем. Освещаются методы совершенствования систем ГПТ. Особое внимание уделяется обоснованию развития скоростных видов транспорта. Подчеркивается, что дальнейшее развитие транспортной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с установками Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России до 2010 г.» и с учетом требований рыночной экономики, экологии, безопасности движения. В заключительной главе вносятся предложения по совершенствованию нормативной базы развития транспортных систем в новых условиях.

Учебное пособие представляет интерес для студентов, обучающихся по специальностям «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)», «Организация и безопасность движения» направления подготовки дипломированных специалистов «Организация перевозок и управление на транспорте» и по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». Может быть полезно аспирантам и преподавателям.

Шилин, А. А. Освоение подземного пространства (зарождение и развитие) : учеб. пособие. - М. : Изд-во МГГУ, 2005. - 305 с.

Автор - доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство подземных сооружений и шахт» Московского государственного горного университета, член-корреспондент РАЕН, генеральный директор ЗАО «Триада-Холдинг».

А. А. Шилин имеет 32-летний опыт научной и преподавательской работы в вузе, 20-летний производственный стаж, связанный с обследованием, проектированием, ремонтом, реконструкцией и реставрацией более 1000 заглубленных и подземных сооружений различного назначения, а также памятников истории и архитектуры.

Автор, являясь специалистом в области проектирования, ремонта и реконструкции различных сооружений, в том числе подземных, не получил архитектурного образования. Программой обучения горных инженеров-строителей этот предмет не предусмотрен. Однако жизненный опыт показывает, что отсутствие знаний об истории архитектуры и ее основах у специалистов, работающих над созданием и эксплуатацией различных типов современных подземных и заглубленных сооружений, приводит к совершению ими элементарных ошибок, простить которые можно только людям каменного века.

Оценка опыта развития человечества , накопленного в результате возведения и использования различных построек, чрезвычайно полезна для современных инженеров не только при строительстве новых,, но и при ремонте, а тем более при реконструкции и реставрации старых сооружений.

Автор, много лет читающий лекции по ремонту и реконструкции различных сооружений, попытался собрать, изучить и проанализировать историю создания подземных и заглубленных объектов различного назначения, особенности конструкций и опыт производства работ, приобретенный человечеством на пути своего доиндустриаль-ного развития. Значительное место в книге отведено формированию гражданской и культовой архитектуры различных стран и регионов (Египта, Ассирии, Крита, Фригии, Финикии, Сирии, Абиссинии и др.), объемнопланировочным решениям и конструкциям, условиям и технологии строительства, а также эксплуатации сооружений; общим подходам, выработанным производителями работ при освоении подземного пространства. Приведены факторы, оказавшие наибольшее влияние на долговечность проектных и строительных работ. Даны различные архитектурные и строительные решения, описаны их особенности и общие черты.

По ряду причин автор практически не рассматривает в пособии историю развития горного дела, хотя она тесным образом связана с подземными строительными работами, но представляет чрезвычайно важное и интересное самостоятельное значение.

Книга написана популярным языком, приведено много примеров, фактов, иллюстраций (143 рисунка, 14 фотографий). Пособие может быть полезно студентам вузов, обучающимся по основным образовательным программам магистров «Строительство шахт и подземных сооружений» и «Сооружение подземного пространства городов» направления подготовки бакалавров и магистров «Горное дело», а также аспирантам и преподавателям.

Издано в КузГТУ (май - 2006 г.)

№ пп Авторы / составители Название издания Объем (уч.-изд. л.) Тираж

117 Е. В. Александрович Т.А. Круковская А. В. Шаров Теория бухгалтерского учета. Часть 2 :Учебное пособие 7,50 430

118 В.Н. Пузырев Безопасность ведения горных работ и горно-спасательное дело : Курс лекций 7,00 640

119 Ю.В. Аксенкова Т.И. Костюк Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: МУ к курсовой работе для спец. 230500 всех форм обучения 0,40 306

120 С.В. Лащинина Атлас структур легированных сталей : МУ к лабораторным работам по курсу "Материаловедение" для студентов механических специальностей 1,00 456

121 М. Е. Корягин Транспортная задача : МУ к практическим занятиям по курсу "Экономико-математические методы в организации транспортных процессов" для спец. 240100.01 (заочн.) 2,00 206

122 В. Ф. Колесников М.А. Тюленев Графики режима горных работ и календарные графики горных работ карьеров : МУ к лабораторной работе по курсу "Технология и комплексная механизация открытых горных работ" для спец. 090500 1,30 406

"1

А. А. Шылмн ОСВОЕНИЕ

ПОДЗЕМНОГО

ПРОСТРАНСТВА

(зарождение и ріипитиг)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.