Научная статья на тему 'Из научного палестиноведческого наследия Александра Васильевича Назаренко'

Из научного палестиноведческого наследия Александра Васильевича Назаренко Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паломничество / Святая земля / Европа / Византия / монашество / былинный эпос / Pilgrimage / Holy Land / Europa / Bysantium / Monasticism / Epic

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рождественская Милена Всеволодовна

В статье представлен анализ научного наследия известного российского историка Александра Васильевича Назаренко (1948–2022), который внес значительный вклад в изучение исторических, культурных и политических связей Древней Руси с Европой и Ближним Востоком. Отмечается, что в общем объеме его наследия исследования в области палестиноведения хотя и не столь обширны, но имеют важное значение для понимания этих связей. Подчеркивается уникальный стиль и подход Назаренко к анализу источников, тем более что он опирался на широкий круг материалов, которые до него не были введены в научный оборот. Он обращался к летописным, агиографическим, правовым и лингвистическим данным, привлекал западноевропейские, древнерусские, восточные и скандинавские источники. Назаренко использовал различные методы в своих исследованиях, помимо текстологического анализа использовал сравнительное изучение разных культур и религий, а также использовал эпиграфические и археологические материалы. Для более полного и глубокого понимания исследуемых проблем он широко применял разные области знания, такие как история, филология, источниковедение и текстология. Назаренко также исследовал паломничество в Святую Землю как историческое, литературное, социальное и культурное явление и внес существенный вклад в понимание роли паломничества в связях Руси с Палестиной, исследуя различные аспекты этого явления, такие как его социальный состав, организация и влияние на религиозную жизнь. После работ Назаренко перспективы палестиноведения значительно расширились. Его исследования открыли новые горизонты, они стимулировали интерес к изучению древнерусского паломничества и заложили основу для дальнейшего развития в этой области, включая использование новых методов и новых источников, а также расширение междисциплинарных исследований. В статье отмечается также активная роль Назаренко в научных дискуссиях и участие в различных проектах, связанных с изучением Святой земли, — в проведении российских и международных научных и церковно-научных конференций, издании новых работ и архивных материалов по истории Святой земли, канонических связей Русской церкви с патриархатами Востока, русско-палестинских духовных и культурных контактов, заседаниях научной секции Императорского православного палестинского общества, просветительских проектах и научных поездках в страны Ближнего Востока, такие как Ливан, Сирия, Израиль, Палестина, Египет и Греция. Все это позволило Назаренко получить непосредственный доступ к историческим и культурным объектам, а также взаимодействовать с представителями различных научных и культурных сообществ. Поездки дали новый импульс научным изысканиям, подтвердили его концепцию тесных русско-европейско-византийских связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рождественская Милена Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the scientific heritage of Alexander Vasilyevich Nazarenko

The article presents an analysis of the scientific heritage of the famous Russian historian Alexander Vasilyevich Nazarenko (1948-2022), who made a significant contribution to the study of historical, cultural and political ties of Ancient Russia with Europe and the Middle East. It is noted that in the total volume of his legacy, research in the field of Palestine studies, although not so extensive, is important for understanding these connections. Nazarenko’s unique style and approach to the analysis of sources is emphasized, especially since he relied on a wide range of materials that had not been introduced into scientific circulation before him. He turned to chronicle, hagiographic, legal and linguistic data, and drew on Western European, Ancient Russian, Eastern and Scandinavian sources. Nazarenko used various methods in his research, in addition to textual analysis, he used a comparative study of different cultures and religions, and also used epigraphic and archaeological materials. For a more complete and in-depth understanding of the problems under study, he widely applied various fields of knowledge, such as history, philology, source studies and textual studies. Nazarenko also researched pilgrimage to the Holy Land as a historical, literary, social and cultural phenomenon and made a significant contribution to understanding the role of pilgrimage in Russia’s relations with Palestine, exploring various aspects of this phenomenon, such as its social composition, organization and influence on religious life. After Nazarenko’s work, the prospects of Palestine studies have expanded significantly. His research opened new horizons, it stimulated interest in the study of Ancient Russian pilgrimage and laid the foundation for further development in this field, including the use of new methods and new sources, as well as the expansion of interdisciplinary research. The article also notes Nazarenko’s active role in scientific discussions and participation in various projects related to the study of the Holy Land – Russian and international scientific and church scientific conferences, publication of new works and archival materials on the history of the Holy Land, canonical relations of the Russian Church with the Patriarchates of the East, Russian-Palestinian spiritual and cultural contacts, meetings of the Scientific Section of the Imperial Orthodox Palestinian Society, educational projects and scientific trips to the countries of the Middle East, such as Lebanon, Syria, Israel, Palestine, Egypt and Greece. All this allowed Nazarenko to gain direct access to historical and cultural sites, as well as interact with representatives of various scientific and cultural communities. The trips gave a new impetus to scientific research, confirmed his concept of close Russian-European-Byzantine ties.

Текст научной работы на тему «Из научного палестиноведческого наследия Александра Васильевича Назаренко»

Из научного палестиноведческого наследия Александра Васильевича Назаренко

В статье представлен анализ научного наследия известного российского историка Александра Васильевича Назаренко (1948-2022), который внес значительный вклад в изучение исторических, культурных и политических связей Древней Руси с Европой и Ближним Востоком. Отмечается, что в общем объеме его наследия исследования в области палестиноведения хотя и не столь обширны, но имеют важное значение для понимания этих связей. Подчеркивается уникальный стиль и подход Назаренко к анализу источников, тем более что он опирался на широкий круг материалов, которые до него не были введены в научный оборот. Он обращался к летописным, агиографическим, правовым и лингвистическим данным, привлекал западноевропейские, древнерусские, восточные и скандинавские источники. Назаренко использовал различные методы в своих исследованиях, помимо текстологического анализа использовал сравнительное изучение разных культур и религий, а также использовал эпиграфические и археологические материалы. Для более полного и глубокого понимания исследуемых проблем он широко применял разные области знания, такие как история, филология, источниковедение и текстология. Назаренко также исследовал паломничество в Святую Землю как историческое, литературное, социальное и культурное явление и внес существенный вклад в понимание роли паломничества в связях Руси с Палестиной, исследуя различные аспекты этого явления, такие как его социальный состав, организация и влияние на религиозную жизнь. После работ Назаренко перспективы палестиноведения значительно расширились. Его исследования открыли новые горизонты, они стимулировали интерес к изучению древнерусского паломничества и заложили основу для дальнейшего развития в этой области, включая использование новых методов и новых источников, а также расширение междисциплинарных исследований. В статье отмечается также активная роль Назаренко в научных дискуссиях и участие в различных проектах, связанных с изучением Святой земли, — в проведении российских и международных научных и церковно-научных конференций, издании новых работ и архивных материалов по истории Святой земли, канонических связей Русской церкви с патриархатами Востока, русско-палестинских духовных и культурных контактов, заседаниях научной секции Императорского православного палестинского общества, просветительских проектах и научных поездках в страны Ближнего Востока, такие как Ливан, Сирия, Израиль, Палестина, Египет и Греция. Все это позволило Назаренко получить непосредственный доступ к историческим и культурным объектам, а также взаимодействовать с представителями различных научных и культурных сообществ. Поездки дали новый импульс научным изысканиям, подтвердили его концепцию тесных русско-европейско-византийских связей.

Ключевые слова: паломничество, Святая земля, Европа, Византия, монашество, былинный эпос.

Для цитирования: Рождественская М.В. Из научного палестиноведческого наследия Александра Васильевича Назаренко // Христианство на Ближнем Востоке. 2024. Т. 8. № 3. С. 93-101. Б01: 10.24412/2587-9316-2024-0160

Исследование выполнено в соответствии с госзаданием Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в рамках Программы фундаментальных исследований по направлению «Россия и Ближний Восток: исторические, политические и культурные контакты и взаимосвязи» в 2024 г.

Рождественская Милена Всеволодовна

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4 E-mail: milena.rozh@gmail.com

Milena V. Rozhdestvenskaia

Doctor of Philological Sciences, Leading Researcher, Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences

Address: 199034, St. Petersburg, emb. Makarova, 4 E-mail: milena.rozh@gmail.com

From the scientific heritage of Alexander Vasilyevich Nazarenko

The article presents an analysis of the scientific heritage of the famous Russian historian Alexander Vasilyevich Nazarenko (1948-2022), who made a significant contribution to the study of historical, cultural and political ties of Ancient Russia with Europe and the Middle East. It is noted that in the total volume of his legacy, research in the field of Palestine studies, although not so extensive, is important for understanding these connections. Nazarenko's unique style and approach to the analysis of sources is emphasized, especially since he relied on a wide range of materials that had not been introduced into scientific circulation before him. He turned to chronicle, hagiographic, legal and linguistic data, and drew on Western European, Ancient Russian, Eastern and Scandinavian sources. Nazarenko used various methods in his research, in addition to textual analysis, he used a comparative study of different cultures and religions, and also used epigraphic and archaeological materials. For a more complete and in-depth understanding of the problems under study, he widely applied various fields of knowledge, such as history, philology, source studies and textual studies. Nazarenko also researched pilgrimage to the Holy Land as a historical, literary, social and cultural phenomenon and made a significant contribution to understanding the role of pilgrimage in Russia's relations with Palestine, exploring various aspects of this phenomenon, such as its social composition, organization and influence on religious life. After Nazarenko's work, the prospects of Palestine studies have expanded significantly. His research opened new horizons, it stimulated interest in the study of Ancient Russian pilgrimage and laid the foundation for further development in this field, including the use of new methods and new sources, as well as the expansion of interdisciplinary research. The article also notes Nazarenko's active role in scientific discussions and participation in various projects related to the study of the Holy Land - Russian and international scientific and church scientific conferences, publication of new works and archival materials on the history of the Holy Land, canonical relations of the Russian Church with the Patriarchates of the East, Russian-Palestinian spiritual and cultural contacts, meetings of the Scientific Section of the Imperial Orthodox Palestinian Society, educational projects and scientific trips to the countries of the Middle East, such as Lebanon, Syria, Israel, Palestine, Egypt and Greece. All this allowed Nazarenko to gain direct access to historical and cultural sites, as well as interact with representatives of various scientific and cultural communities. The trips gave a new impetus to scientific research, confirmed his concept of close Russian-European-Byzantine ties.

Keywords: Pilgrimage, Holy Land, Europa, Bysantium, Monasticism, Epic.

For citation: Rozhdestvenskaia M.V. From the scientific heritage of Alexander Vasilyevich Nazarenko. Christianity in the Middle East, 2024, vol. 8, no. 3, pp. 93-101. DOI: 10.24412/2587-9316-2024-0160

The study was carried out in accordance with the state assignment of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences within the framework of the Fundamental Research Program in the direction of «Russia and the Middle East: Historical, Political and Cultural Contacts and Interrelations» in 2024.

Историк, источниковед, текстолог, филолог, выдающийся специалист в области истории и источниковедения Древней Руси, Византии, средневековой Европы, Русской церкви и отечественной культуры, доктор исторических наук Александр Васильевич Назаренко (16.01.1948-19.01.2022) был не только главным научным сотрудником одновременно Института российской истории РАН и Института всеобщей истории РАН, руководителем Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН, но многие годы возглавлял научную секцию Международной общественной организации «Императорское православное палестинское общество» (ИППО) и научный совет РАН «Роль религий в истории». Назаренко был координатором нескольких экспертных советов РГНФ и РФФИ, в том числе совместного научного конкурса ИППО и РФФИ «Россия и Ближний Восток: исторические, политические, археологические и культурные контакты и связи», членом редколлегий журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», ежегодников «Православный палестинский сборник» и «Религии мира», входил в редакционный совет и был автором многих статей в «Православной энциклопедии» и т. д.

Неоценима его роль в организации, укреплении и развитии научно-исследовательской деятельности ИППО. Александр Васильевич много сделал не только как ученый, но и как участник различных акций общества, просветительских проектов и научных поездок в страны Ближнего Востока, в Ливан, Сирию, Израиль, Палестину, Египет, Грецию (Святая гора Афон). С этой деятельностью связаны и его палестиноведческие исследования.

В общем объеме научного наследия А.В. Назаренко работы по палестиноведению по сравнению с его собственно историческим и источниковедческим изучением истории Древней Руси и германского мира могут показаться скромными, но они были очень весомы. Его выступления на научных заседаниях и конференциях, участие в дискуссиях по разным вопросам работы общества придавали обсуждениям самый высокий научный уровень. Обладая широчайшей эрудицией не только в исторической науке, но и во всей гуманитарной сфере знаний, А.В. Назаренко приобрел заслуженный авторитет в разных областях русской, но и европейской культуры.

Ему был присущ собственный научный стиль, что нечасто встречается в академической среде. Он умел соединить строгость научного подхода к описываемому событию или явлению с эмоциональным, личностным их восприятием. В одной из последних своих монографий, посвященной князю Владимиру Святославичу, крестителю Руси, задаваясь вопросом, что такое Россия, и отвечая на него, А.В. Назаренко писал: «В конечном замысле Россия — таинственно метаисто-рична < ...> у начала этой тайны — тот, кто дал ей первотолчок, сам — загадка, сам — тайна: святой равноапостольный князь Владимир, «отец всея Руси», по вдохновенному слову церковной ему службы» [Назаренко (а), 2020. С. 5-6].

Но и в строго научных исследованиях А.В. Назаренко мы также можем заметить его особый взгляд на анализируемый источник и почувствовать особую интонацию его рассуждений. Автор вовлекает в них читателя, и равнодушным не остается никто. А.В. Назаренко вел полемику с оппонентами предельно корректно, никогда в своих работах не задевая личные амбиции критиков. И еще одну черту А.В. Назаренко хочется отметить — уважение к предшественникам, опора на их труды, даже при несогласии с отдельными положениями или выводами. К сожалению, это необходимое свойство научной этики встречается сейчас не у всех.

Тема паломничества в работах А.В. Назаренко

Возвращаясь к палестиноведческим трудам, отметим, что таковых у А.В. Назаренко не так уж много, но каждый из них представляет собой важный вклад в науку. Некоторые работы посвящены теме паломничества. Уже в ранней статье «Русь и Святая Земля в эпоху крестовых походов» [Назаренко, 1999; 2001] автор рассматривает отношения Руси и Палестины в широком историческом контексте, что в дальнейшем будет отличать все работы А.В. Назаренко как историка. В 2003 году он публикует статью, связанную уже непосредственно с паломнической темой, под названием «Крест «Иерусалимский»?, «Новгородский»?, «Хильдесхаймский»? К истории одной древнерусской паломнической реликвии» [Назаренко, 2003].

Теме паломничества был посвящен также ряд докладов А.В. Назаренко на общецерковных научных конференциях осенью 2004 года (Москва). Через два года в сборнике, посвященном юбилею известного отечественного ученого, члена-корреспондента РАН, председателя ИППО в 20032007 годах Я.Н. Щапова, выходит статья А.В. Назаренко «Древнерусский паломник» [Назаренко (а), 2005]. В том же 2005 году появляется статья «У истоков русского паломничества (исторические, богословские, дисциплинарные и правовые аспекты» [Назаренко (Ь), 2005], а в 2006 году — статья «К истории православного паломничества» для журнала «Православный паломник» [Назаренко, 2006]. Последние две статьи в уточненном и объединенном виде были представлены автором в сборнике его работ, подготовленных к своему 60-летию: «Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования)» [Назаренко,2009].Важно, что и одна из последних статей А.В.Назарен-

ко, написанная им совместно с В.М. Гуминским для «Православной энциклопедии», также была посвящена паломничеству [Назаренко, 2019].

Кроме того, отдельные комментарии и заметки по истории церковных и политических связей Руси с Константинополем, Иерусалимом и Палестинской землей, а также с латинским Западом мы находим в одном из главных трудов А.В. Назаренко «Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI-XII веков» [Назаренко, 2001], за который он был награжден Макариевской премией в 2001 году. В этой монографии автор показал масштаб международных путей между Европой и Русью, основываясь на мельчайших, часто не замечаемых другими историками фактах и включая их в сложную картину внешней политики Древнерусского государства.

Будучи германистом и латинистом по университетскому (МГУ) образованию и знатоком древнейшей и средневековой истории стран Западной и Восточной Европы, А.В. Назаренко ввел в научный оборот и исследовал ряд неизвестных ранее и не привлекаемых к изучению христианского Востока латиноязычных европейских источников, тем самым расширив знания об этих контактах, через Русь связав Запад с христианским Востоком. Так, например, в статье «Древнерусские паломничества на Запад» [Назаренко (b), 2020], опираясь на собственный вывод, сделанный им еще в 2005 году о том, что именно в XII в. в эпоху крестовых походов русские ходили в Святую землю особенно часто, А.В. Назаренко отметил, что они впервые встретились там с западным христианством [Назаренко (b), 2020. С. 78]. Он показал, что между православными и западными паломниками отсутствовало недоверие и враждебность, и привел пример из Жития преп. Ефро-синии Полоцкой, когда Ефросиния просит разрешения латинского патриарха Михаила пройти в Иерусалим через Золотые ворота, через которые некогда въехал Христос на осляти, обрекая себя на смерть [Назаренко (b), 2020. С. 9]. Особое место в данном случае А.В. Назаренко отводит новгородским паломникам. Существование в Новгороде с 1090 гг. Готского, а позже Немецкого торговых дворов, как пишет ученый, были определенным итогом предшествующего развития связей между Западной Европой и Русью.

А.В. Назаренко ввел в тему паломничества к христианским святым местам эпиграфический материал, который оставляли русские путешественники в странах Европы. Доказательством этого суждения А.В. Назаренко считает важный эпиграфический источник — граффито на стене церкви французского городка Пон, датируемое 1160-1180 гг., сообщающее о некоем новгородце Иване Завидовиче, путешествовавшем с паломнической целью к гробнице святого Иакова Компостельского. Граффито было опубликовано А.М. Гординым и Т.В. Рождественской [Гордин, Рождественская, 2016]. К этому факту А.В. Назаренко добавил сведения еще об одной кириллической надписи из древнего провансальского аббатства святого Эгидия, датируемой второй половиной XII — серединой XIII в. При этом автор развертывает увлекательную картину политической и географической ситуации этих мест. Он подробно пишет об истории возникновения этого монастыря в VIII в., где были захоронены мощи святого Эгидия, покровителя калек, о том, что с XI в. монастырь становится центром паломничества странников из европейских стран, которые были соседями Руси [Назаренко (b), 2020. С. 82].

Отдельный сюжет рассмотрен автором в связи с епископом Годехардом (960-1038), почитавшимся в саксонском Хильдесхайме. Одно из чудес, как указывает А.В. Назаренко, было связано с паломниками из Руси, которые шли к монастырю, посвященному святому епископу. Это сообщение дало повод ученому для небольшого источниковедческого очерка внутри статьи. В контекст паломнической темы автор включил кроме русских надписей-граффити на стенах европейских храмов и материал металлических нашивных святоникольских иконок из Новгорода, найденных в итальянском Бари.

В круг западноевропейских источников о связях Руси и Святой земли А.В. Назаренко ввел не рассматриваемые ранее сведения о посещении Иерусалима и Гроба Господня русскими княгинями. Помимо княгини Евфросинии Полоцкой в 1160 гг., о паломничестве которой известно из ее жития, а также из научной литературы, ученый обнаружил важные сведения в латинском источнике «Слово о святом Пантелеимоне», составленном кельнским проповедником первой трети XII в. Рупертом из Дойца, о княгине Гиде Гаральдовне, первой жене великого князя Владимира Мономаха, которая отправилась в паломническое путешествие в Святую землю и нашла там свое упокоение [Назаренко, 2001. С. 585-656]. Как обычно, конкретное событие А.В. Назаренко рассматривает в контексте исторической ситуации данного времени и с разбором сложных династических связей.

Еще один важный факт с достаточной убедительностью был рассмотрен А.В. Назаренко на примере текстов двух булл римского папы Гонория III об имущественных правах греческого монастыря св.Феодосия Киновиарха. Основываясь на источниковедческом анализе текстов папских булл венгерским историком Д. Дьёрффи, исследователь обратил внимание на список с перечис-

лением прав и земельных владений лавры в Палестине и на Кипре. Он заметил, что в этом списке обнаруживается значительный вклад галицких князей, особенно воска, который поставлялся туда регулярно в большом количестве (почти центнер) и, скорее всего, был нужен для изготовления поминальных свечей. Такой вклад, по мнению А.В. Назаренко, мог быть связан с поминанием кого-то из родственников князей Ростиславичей, чья кончина застала их в Святой земле, а именно в лавре св. Феодосия. Скрупулезно анализируя родственные связи между галицкими, венгерскими князьями, особенно по женской линии, А.В. Назаренко делает весьма убедительный вывод о захоронении в лавре св. Феодосия кого-либо из этих женщин. Он полагает, что это могла быть Евфросиния Мстиславна, супруга венгерского короля Гезы II. Автор называет эту находку «уникальным документальным свидетельством о регулярных связях Руси со Святой Землей в XII столетии» [Назаренко, 2012. С. 93].

Наконец, стоит упомянуть и о небольшой статье А.В. Назаренко о сопоставлении двух Елизавет — святой Елизаветы Тюрингенской (1207-1231) и преподобномученицы Елисаветы (великой княгини Елизаветы Федоровны, председателе ИППО в 1905-1917 гг.) [Назаренко, 2007. С. 110-119]. Описывая одну из ценнейших рукописей, латинскую Псалтирь IX в., которая принадлежала польке Гертруде, супруге Киевского князя Изяслава Ярославича, одного из сыновей великого князя Ярослава Мудрого, А.В. Назаренко отмечает убранство Псалтири, ее миниатюры византийской работы с изображением представителей русского княжеского дома. В рукописи добавлен молитвенник на латинском языке, по которому молилась Гертруда, а впоследствии Елизавета Тюрин-генская, оказавшаяся, как показал автор через сложные династические связи, отдаленным «предком» великой княгини Елизаветы Федоровны. Елизавета Тюрингенская была прародительницей рода дармштадских ландграфов. Со стороны матери, дочери венгерского короля Белы III и одновременно сестры киевского князя Изяслава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, Елизавета Тюрингенская была связана с родом древнерусских князей. Духовное родство двух Елизавет А.В. Назаренко убедительно подкрепил реальным родством, опираясь на исследованные им западноевропейские источники.

Совместные труды с Н.Н. Лисовым

Для историков-палестиноведов сотрудничество с А.В. Назаренко оказалось весьма плодотворным, поскольку, несмотря на основательность ряда работ его предшественников, исследователя столь широкого историко-филологического и источниковедческого масштаба явно не хватало. Одна из работ А.В. Назаренко, написанная им совместно с Н.Н. Лисовым (1946-2019), известным историком-палестиноведом, как любил говорить сам ученый, его соработником, опубликована, а точнее, реопубликована в первом номере журнала «Христианство на Ближнем Востоке» за 2020 г. [Лисовой, Назаренко, 2020]. Это развернутый сценарий научно-просветительского фильма «Апостолам равная» о святой равноапостольной княгине Ольге, состоящий из восемнадцати эпизодов, который был подготовлен еще в 2005 г.

Приведем эти эпизоды, на наш взгляд удачно демонстрирующие сочетание научного и художественного подходов к материалу:

1. В дальнюю дорогу; 10. Царственные игры (Цирк);

2. Псковитянка; 11. Чудеса Царьграда;

3. Месть конунгини; 12. Крещение;

4. Реформа; 13. Переговоры на высшем уровне;

5. Выбор веры; 14. Возвращение на Родину;

6. Из варяг в греки; 15. Строительница;

7. Языческие жертвы и христианские молитвы 16. Поиск на Запад; (остров Георгия); 17. Мать и сын;

8. Прибытие; 18. Смерть и бессмертие.

9. День первый. О Божественной литургии;

Приведенные эпизоды в сценарии фильма о княгине Ольге разворачиваются на фоне европейской истории.

Работая в рамках деятельности Императорского православного палестинского общества, А.В. Назаренко не только выступал как академический ученый, но и не чуждался научно-просветительского направления. Не меньшей эрудицией и глубиной знаний в этой области обладал и историк Русской православной церкви и Святой земли Н.Н. Лисовой, но именно А.В. Назаренко он привлек к работе в ИППО, в широких исторических знаниях которого нуждался. В аннотации к публикации сценария 2020 г. говорится о том, что сценарий фильма о святой равноапостольной княгине Ольге был завершен Н.Н. Лисовым не позднее 6 апреля 2005 г. В основу сценария был положен текст,опубликованный Н.Н.Лисовым с использованием материалов его ближайшего друга д. и. н. Александра Васильевича Назаренко, представленных в 2007 г. в альманахе «Клиония». В сценарии авторы реконструируют саму эпоху и конкретные события жизни св. равноап. княгини

Ольги, особенно подробно время, проведенное ею в Константинополе [Лисовой, Назаренко, 2020. С. 131]. Этот материал был разработан А.В. Назаренко.

Интересно, что именно Александру Васильевичу принадлежит идея о новой датировке константинопольского крещения княгини Ольги — 957 г.. Историк основывался на точных датах и днях недели двух визитов, записанных в «Книге о церемониях» императора Константина Багрянородного. С этим предложением согласно большинство современных ученых.

Паломничество как историко-культурное явление

В палестиноведческих штудиях других исследователей внимание сосредоточивалось на фактах, свидетельствующих о возможных контактах Руси и Святой земли. Но только А.В. Наза-ренко впервые в отечественной науке представил последовательный разбор конкретных западноевропейских и древнерусских источников по этой теме, исследовал их комплексно и прокомментировал в упомянутом выше его фундаментальном труде «Древняя Русь на международных путях».

Одним из важных наблюдений автора по теме взаимоотношений Руси и Святой земли было указание на возможность истолкования исторических сведений древнерусскими книжниками с точки зрения устной фольклорной традиции. В одной из работ А.В. Назаренко прокомментировал летописный текст под 986 г. о выборе князем Владимиром Святославичем христианской веры и крещении, показав, как соединяются в средневековых и более поздних источниках история и мифология.

«В представлении потомков Владимир святой никак не мог разминуться со Святой землей. Две святости — новая и исконная — обязаны были встретиться, воссоединиться по закону симпатического притяжения, дабы родилось то, что со временем получит название Святой Руси. Святая земля и Святая Русь сольются в сознании русских людей до неразличимости в единое пространство православия, так что в русских духовных стихах именно по Святой Руси станет разъезжать святой Егорий и по ней будет скитаться Богоматерь во время Страстей Господних» [Назаренко (b), 2005; 2011. С. 20-21].

В работах А.В. Назаренко о паломничестве как историческом, литературном, социальном и культурном явлении данные западноевропейских, древнерусских, восточных, скандинавских источников выстраиваются в общую широкую историческую панораму. Он ставит вопросы о количественном размахе паломничеств на Руси, об их социальном составе, о конкретных местах, куда шли паломники, а также о том, как организовывалось паломническое движение [Назаренко, 2009. С. 284]. К фактам, свидетельствующим об интенсивности древнерусского паломничества, помимо средневековых русских «хождений» в Святую землю, переводных апокрифических описаний путешествий к раю, духовных стихов, эпиграфических данных А.Н. Назаренко добавил русский былинный эпос, в частности известную былину «Сорок калик со каликою» о паломниках, отправившихся «ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложи-тися, Во Ердань-реке искупатися, Нетленною ризой утеретися» [Евгеньева, Путилов, 1997]. Былинный «эпический образ паломника», как показал ученый, мог иметь под собой реальные черты некой ватаги во главе со своим предводителем — атаманом. Понятно, что церковную власть такой полуразбойничий образ благочестивого странника не вполне удовлетворял [Назаренко, 2009. С. 288]. Автор приводит постановления русских церковных иерархов, которые стремились перевести паломническое движение в план монашеской аскетической жизни. А.В. Назаренко соглашается с теми исследователями, которые объединяли в богословском плане паломничество и монашество [там же]. Он упоминает общую для монаха и паломника «чуждость миру», ссылаясь на тот факт, что в богословское оправдание монашества и паломничества приводятся обычно одни и те же тексты Священного Писания.

Говоря о паломничестве как историко-культурном явлении, А.В. Назаренко обращается к терминологическому аспекту темы, разрабатываемой им в своих разных публикациях. Основываясь на западноевропейских латинских источниках, он напоминает читателю, что в Европе странствующее монашество и паломничество одинаково называлось peregrinatio1. Он разбирает и древнерусскую терминологию, которая, по его мнению, не обнаруживает связи с греческой почвой, и пишет о том, что история происхождения древнерусского слова паломникъ довольно загадочна [Назаренко, 2001. С. 619]. По его наблюдениям, слово это есть только в русском и белорусском языках. В XIV главе монографии «Древняя Русь на международных путях» автор приводит подробное отдельное эссе о лингвистическом аспекте слов «паломник», «поклонник», «странник». На широком летописном, агиографическом, правовом, лингвистическом материале ученый приходит к выводу о том, что ср.-лат. palmarius проникает в древнерусский язык в XII в., вероятнее

1 От лат. «путешествие, странствие».

всего,как он считает, ближе к середине столетия [там же.С. 626]. Таким образом,по А.В.Назаренко, древнерусский язык — это единственный славянский язык, заимствовавший латинский термин для обозначения паломника, причем как раз в XII в., когда паломническое движение в Святую землю резко активизировалось после захвата Иерусалима крестоносцами Первого Крестового похода летом 1099 г. и образования латинского Иерусалимского королевства. Речь у автора статьи идет о слове живого разговорного,а не книжного языка. Это наблюдение позволило А.В. Назаренко сделать вывод о том, что паломничество русских людей в Святую землю не было столь уж редким явлением, что оно носило достаточно массовый характер [там же. С. 626-627].

Русское слово поклонньникъ, считает А.В. Назаренко, можно было бы рассматривать как заимствование-кальку с греческого проскюнитес. Но оно засвидетельствовано, пишет он, только поздними текстами. В ранних же памятниках мы находим исключительно термин страньникъ / стороньникъ, а с XII в. — паломьникъ, возникшее из латинского palmarius. В результате ученый приходит к выводу о том, что заимствование латинского термина palmarius не только в книжный, но и в живой разговорный древнерусский язык свидетельствует о непосредственных контактах русских православных людей, ходивших в конце XII в. в Палестину, с латинским христианским миром [Назаренко, 2009. С. 297].

В этом отношении оказывается принципиально важной статья А.В. Назаренко «Русские в Святой Земле» 2011 г., кратко суммирующая итоги многолетних наблюдений над выявленными и проанализированными автором источниками [Назаренко, 2011]. И это еще одно свидетельство позиции Руси на международных путях, отмеченное ученым. Свои рассуждения о близости паломничества и монашества он основывает на изучении древнерусского литературного и исторического материала со свойственной ему источниковедческой тщательностью. В качестве примера он обращается к считающемуся апокрифическим «Сказанию отца нашего Агапия» по списку Успенского сборника рубежа XII-XIII вв. [Котков, 1971]2. Это «Сказание...», или, иначе, «Хождение старца Агапия в рай», сохранилось в греческой и в обширной русской рукописной традиции вплоть до списков начала XX в., среди которых можно выделить несколько редакций и вариантов текста. Краткий текст вошел в древнерусские Прологи. В «Сказании отца нашего Агапия» рассказывается о том, как старец Агапий, прожив в монастыре около 17 лет и будучи игуменом, уходит из монастыря, однажды на молитве задавшись вопросом о том, зачем люди покидают свои дома, имущество и следуют за Господом. Некий голос свыше велит ему покинуть монастырь, передав свое игуменство другому. Все дальнейшее повествование и есть ответ на вопрос старца Агапия. Его прощание с монастырской братией и просьба избрать нового настоятеля описываются в рамках житийной монашеской традиции. Но как только старец по высшему повелению выходит за монастырские ворота, все его дальнейшие действия описаны в основном уже по сказочной модели. В данном случае житийную и сказочную модель объединяет мотив чуда.

Это неожиданная встреча с корабельщиками, приглашающими Агапия в лодку, где он сразу погружается в сон, а когда пробуждается, то оказывается на прекрасном острове, переплыв огромную водную преграду — границу между земной реальной жизнью и жизнью небесной.

Это его удивление и восхищение чудесным садом, где поют разноцветные и разноголосые птицы и где деревья украшают обильные плоды.

Это встреча Агапия в цветущем саду возле маленькой дверцы в высокой стене с пророком Ильей, как то было предсказано неким высоким пришельцем в светлых одеждах, сопровождаемым двенадцатью спутниками. Пророк Илья проводит старца в еще более прекрасное, не поддающееся описанию место, посреди которого протекает река молочного цвета, сладкая на вкус.

Это не убывающий при откусывании свежий хлеб и сияющий неугасимый свет.

Красоты острова, куда привел Агапия пророк Илья, описаны в «Сказании.» с использованием приемов описания райского места, райского сада. Но все эти «сказочные» эпизоды прочитываются символически с точки зрения христианского смысла. Единственное, что явно связывает повествование с христианской идеей, — это ответ Агапия на вопрос о цели его пути, что путь его — путь Господень. И каждый раз поворот судьбы Агапия сопровождается молитвой. А.В. Наза-ренко указал на противопоставление монастырского «сидения» странничеству, которое, как он писал, понято как бесприютное перемещение в пространстве. Таким образом, путь Господень, по которому следует Агапий, ведет старца не в монастырь, а из монастыря [Назаренко, 2009. С. 290]. Однако замечу, что в конце «Сказания об отце нашем Агапии» во всех сохранившихся редакциях герой все же возвращается к отшельничеству, пусть не в монастыре, но в маленькой уединенной пещере, где и находит свой последний приют. Так он вновь предпочитает странничеству монашеское «сидение».

2 В настоящее время коллективом ученых, возглавляемых д.ф.н. В.Б. Крысько (ИРЯ РАН), ведется работа по подготовке нового издания Успенского сборника, и в частности лингво-текстологического анализа «Сказания отца нашего Агапия» с учетом его полной рукописной традиции.

А.В. Назаренко в своих работах о паломничествах опровергает бытующее среди исследователей мнение, что история православного паломничества начинается с открытия Святой земли в первой половине IV в. царицей Еленой. Однако в Церковной истории Евсевия Кесарийского, есть свидетельства о более раннем посещении Святой земли, напоминает он и приводит тому конкретные примеры — о Сардском епископе Мелитоне, который в конце II в. отправился туда, чтобы уточнить правильный состав ветхозаветного канона, тем самым подтверждая, на наш взгляд, тот факт, что апокрифические библейские тексты были уже тогда весьма распространенным явлением, требующим отбора. Исследователь привел также пример из начала III в. о епископе Александре, совершившем путешествие в Иерусалим «ради молитвы». А.В. Назаренко подчеркивает слово «молитва», которое для многих паломников, посещающих святые места, было целью не только убедиться в реальности библейской истории и своими ногами исходить землю святых пророков, но в основном целью сугубо молитвенного общения с Богом и святыми [Назаренко, 2009. С. 293].

Наконец, еще одно важное положение палестиноведческо-паломнических статей А.В. На-заренко заключается в том, что Русь уже в первые века своей истории усвоила византийскую бо-гословско-аскетическую проблематику паломничества, при этом древнерусская литературная традиция после появления «Хождения игумена Даниила в Святую Землю» в начале XII в. стала активно развиваться с XIV столетия. В этом отношении оказывается принципиально важной упомянутая нами статья А.В. Назаренко «Русские в Святой Земле». Она опровергает общее представление о непременных византийских образцах для древнерусского жанра «хождений» домонгольского и более позднего времени. Эта литература в период своего становления, считал А.В. На-заренко, уже была вполне самостоятельным явлением, не выказывая признаков ученичества. Он назвал литературу «хождений» соработницами и сестрами византийских Церкви и литературы [Назаренко, 2009. С. 295]. Это замечание очень в духе и мыслей, и научных взглядов А.В. Назаренко, умеющего отдавать должное другим культурам, связанным разными нитями со средневековой Русью, и одновременно видеть и показать самостоятельность отечественного исторического и культурного развития. В этом, на наш взгляд, сказались его тщательные занятия историей средневековой Европы, взгляд ученого-германиста и широта гуманитарного видения мира.

Заключение

А.В. Назаренко не был лишь исследователем-теоретиком путешествий русских паломников в Землю обетованную. Ему удалось и самому совершить такие путешествия на Ближний Восток благодаря деятельности ИППО. Осенью 1997 г. автору этих строк посчастливилось вместе с Наза-ренко, Н.Н. Лисовым, известным арабистом Д.В. Микульским и другими учеными участвовать в поездке на Международный симпозиум «Россия и Христианский Восток», организованный ИППО и МИД России в Ливане. Симпозиум проходил в православном монастыре Баламанд XII в., где теперь размещается один из гуманитарных факультетов Ливанского университета. Впоследствии мы также вместе участвовали в большой Международной конференции «Россия и Святая Земля» в Иерусалиме в 2005 г. Доклады, прочитанные Назаренко на этих форумах, нашли отражение в ряде статей, указанных выше. Взгляд Назаренко на, казалось бы, достаточно разработанную в отечественной историографии тему «Россия и Святая Земля», «Россия и Палестина» намного расширил наши представления о международных и межкультурных связях Руси, христианского Востока и особенно европейского Запада, поставив средневековую Русь в центр узловых проблем европейской истории и подняв их изучение на самый высокий уровень отечественной науки.

Литература

Гордин А.М., Рождественская Т.В. «Ида ко святому Иякову»: древнерусское граффито XII в. из Аквитании // Slovene. 2016. Т. 5. № 1. С. 126-147.

Евгеньева А.П., Путилов Б.Н. [составители] Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.: Наука, 1977. 487 с.

Котков С.И. [ред.] Успенский сборник XII-XIII вв. М.: Наука, 1971. Лл. 287 г — 292 г.

Лисовой Н.Н., Назаренко А.В. Апостолам равная (фильм о святой великой княгине Ольге) // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 1. С. 131-148.

Назаренко А.В. Русь и Святая Земля в эпоху крестовых походов // Богословские труды. 1999. № 35. С. 179-196.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI-XII веков. М.: Языки русской культуры, 2001. 781 с.

Назаренко А.В. Крест «иерусалимский»?, «новгородский»?, «хильдесхаймский»? (К истории одной древнерусской паломнической реликвии) // Православный паломник. 2003. № 6 (13). С. 54-58.

Назаренко А.В. (а) Древнерусский паломникъ // От Древней Руси к Новой России: Юбилейный сборник, посвященный члену-корр. РАН Я.Н.Щапову / РАН. Институт российской истории. Отв.ред. А.Н. Сахаров. М.: Паломнический центр Московского Патриархата. М., 2005. С. 139-149.

Назаренко А.В. (b) У истоков русского паломничества (исторические, богословские, дисциплинарные и правовые аспекты // Первая общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность», Москва. 27 ноября 2004 г.: Сб. материалов. М., 2005. С. 65-74.

Назаренко А.В. К истории православного паломничества // Православный паломник. 2006. № 4 (29). С. 16-19.

Назаренко А.В. Святая Елизавета Тюрингенская и преподобномученица Елисавета (великая княгиня Елизавета Федоровна) // Великий князь Сергий Александрович (1857-1905) в истории русского государства и культуры: Материалы церковно-научной конференции, посвященной 100-летию со дня трагической гибели великого князя Сергия Александровича. Москва, 17-18 февраля 2005 г. Отв. ред. А.В. Назаренко. М., 2007. С. 110-119.

Назаренко А.В. К истории православного паломничества // Православное паломничество: традиции и современность. II-я Общецерковная конференция, Москва, 28-29 ноября 2005 г. М., 2009. С. 32-37.

Назаренко А.В. Русь и Святая Земля в домонгольское время (XI — первая треть XIII в.) // Русская Палестина: Россия в Святой Земле. Под ред. Е.И. Зеленева. СПб.: Изд. дом СПб. Гос. Унив. , 2010. С. 220-227.

Назаренко А.В. Русские люди в Святой Земле // Русская история. М., 2011. № 3 (17). С. 20-23.

Назаренко А.В. Русские княгини в Иерусалиме XI-XII вв. // Императорское Православное Палестинское Общество. К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. Москва, 10 ноября 2011 года. М.: Индрик, 2012. С 87-98.

Назаренко А.В., Гуминский В.М. Паломничество // Православная Энциклопедия. 2019. Т. 54. С. 338-358.

Назаренко А.В. (а) Князь Владимир Великий. Креститель, строитель, небесный охранитель Руси. Опыт общедоступного научного изложения. М.: Квадрига, 2020. 166 с.

Назаренко А.В. (b) Древнерусские паломничества на Запад // Церковь в истории России. Сб. 13.: К 90-летию члена-корр. РАН Я.Н. Щапова. М., 2020. С. 77-96.

References

Gordin A.M., Rozhdestvenskaya T.V. 'When Going to Saint James': An Old Russian Graffito from the 12th Century in Aquitania. Slovene, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 126-147.

Evgenieva A.P., Putilov B.N. [compilers] Ancient Russian poems collected by Kirsha Danilov. Moscow, 1977, 487 p.

Kotkov S.I. [ed.] Assumption collection of the XII-XIII centuries. Moscow, 1971, ll. 287r-292r.

Lisovoy N.N., Nazarenko A.V. Equal to the apostles (a film about Holy Princess Olga). Christianity in the Middle East, 2020, no. 1, pp. 131-148.

Nazarenko A.V. Rus' and the Holy Land in the era of the Crusades. Theological works, 1999, vol. 35, pp. 179-196.

Nazarenko A.V. Ancient Rus' on international routes. Interdisciplinary essays on cultural, trade, and political relations of the 11th-12th centuries. Moscow, 2001, 781 p.

Nazarenko A.V. Cross "Jerusalem"?, "Novgorod"?, "Hildesheim"? (On the history of an ancient Russian pilgrimage relic). Orthodox Pilgrim. Moscow, 2003, no. 6 (13), pp. 54-58.

Nazarenko A.V. Ancient Russian pilgrim. From Ancient Rus' to New Russia. Moscow, 2005, pp. 139-149.

Nazarenko A.V.At the origins of Russian pilgrimage (historical, theological, disciplinary and legal aspects.Orthodox pilgrimage: traditions and modernity. Materials of the First Church Conference on November 27, 2004. Moscow, 2005, pp. 65-74.

Nazarenko A.V. On the history of Orthodox pilgrimage. Orthodox Pilgrim, 2006, no. 4 (29), pp. 16-19.

Nazarenko A.V. Saint Elizabeth of Thuringia and Martyrs Elizabeth (Grand Duchess Elizabeth Feodorovna). Grand Duke Sergiy Alexandrovich (1857-1905) in the history of the Russian state and culture. Moscow, 2007, pp. 110-119.

Nazarenko A.V. On the history of Orthodox pilgrimage. Orthodox pilgrimage: Traditions and modernity. II-th General Church Conference, Moscow, November 28-29, 2005, Moscow, 2009, pp. 32-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nazarenko A.V. Rus and the Holy Land in the pre-Mongol period (XI — the first third of the XIII century). Russian Palestine: Russia in the Holy Land. St. Petersburg, 2010, pp. 220-227.

Nazarenko A.V. Russian people in the Holy Land. Russian History. Moscow, 2011, no. 3 (17), pp. 20-23.

Nazarenko A.V. Russian princesses in Jerusalem of the XI-XII centuries. Imperial Orthodox Palestine Society. On the 130th anniversary of its foundation. November 10, 2011. Moscow, 2012, pp. 87-98.

Nazarenko A.V., Guminsky V.M. Pilgrimage. Orthodox Encyclopedia, 2019, vol. 54, pp. 338-358.

Nazarenko A.V. Prince Vladimir the Great. Baptist, builder, heavenly guardian of Rus'. Experience of publicly accessible scientific presentation. Moscow, 2020, 166 p.

Nazarenko A.V. Old Russian pilgrimages to the West. Church in the history of Russia. Moscow, 2020, vol. 13, pp. 77-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.