2005
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 9. Вып. 3
ЖУРНАЛИСТИКА
Е.В. Медведева
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА М.Я. РАППОПОРТА: ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ ПЕРЕПИСКИ
Для исследователя, изучающего историю культуры, важную, если не основную, часть составляет работа с документами. Порой архивные материалы - единственный источник, содержащий информацию, не нашедшую освещения в научной литературе. Это относится как к определенным событиям и явлениям, так и к конкретным личностям. В последнем случае ценным источником для исследователя становятся письма, которые дают возможность воссоздать, с одной стороны, личностный и творческий портрет человека, с другой - получить ценный фактический материал.
Занимаясь изучением журнала «Музыкальный и театральный вестник», я столкнулась с тем, что о создателе и редакторе этого издания М.Я. Раппопорте нет сколько-нибудь подробной и систематизированной информации. Краткие, в пять-шесть предложений упоминания в нескольких справочных изданиях - вот, пожалуй, и все. Его портрет приходится составлять как мозаику, по мельчайшим фрагментам, рассеянным по немногим доступным документам. Часть из них хранится в РГИА - это официальные бумаги. Некоторую информацию можно почерпнуть из периодики прошлого времени. И, безусловно, драгоценнейший материал содержит эпистолярное наследие Раппопорта, хранящееся в архиве Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК).
В рукописном отделе музея личный фонд М.Я. Раппопорта представляет одну из наиболее ранних групп хранящихся там писем, их временной диапазон обозначен 1840-1880 гг. Основой фонда стала коллекция автографов музыкальных и театральных деятелей Р. Раппопорта, сына Маврикия Якимовича. Он дополнил и систематизировал информацию, собранную в свое время отцом. Часть этих писем была опубликована представителем следующего поколения фамилии - внуком В.Р. Раппопортом, в 1912 г. в двух книжках «Библиотеки театра и искусства» (приложение к журналу «Театр и искусство»).
Фонд весьма обширен (121 ед. хр.): он включает разнообразный круг адресантов. Большая часть из них - музыканты, многие с мировым именем. Среди них композиторы A.C. Даргомыжский, А.Н. Верстовский, Д. Мейербер, оперные и балетные артисты Д.М. Леонова, Э.Тамберлик, Э. Кальцолари, Ф. Черитта, пианист А. Контский, скрипач Ю.Венявский и др. Преобладающий язык - французский, но есть несколько писем на польском, немецком и итальянском. Часть из них личного характера: они демонстрируют теплые, дружеские отношения между корреспондентами (особенно это касается писем итальянских певцов). Встречается немало коротких сообщений с просьбами, о на-
© Е.В. Медведева, 2005
значении встреч, визитные карточки буквально с одной-двумя фразами. С кем-то из своих адресантов Раппопорт переписывался постоянно, от кого-то получал единичные послания. Разнообразен круг тем и обсуждаемых вопросов.
Нередко адресанты обращались к Маврикию Якимовичу, зная его отзывчивость, с различными просьбами. Так, известный пианист Антон Контский, некогда бывший сотрудником «Музыкального и театрального вестника» и близкий знакомый Раппопорта, в 1870-е годы часто писал ему из Варшавы, рассчитывая на помощь и поддержку давнего друга в размещении в печати информации о своих концертах и в организации выступлений его дочери Ванды Контской в Москве и Петербурге. Подобного рода просьбы мы встречаем в письмах разных лет, полученных от многих корреспондентов из Берлина, Парижа, Лондона, Петербурга.
Подтверждение тому, что Раппопорт всегда, по мере своих возможностей, старался помогать друзьям и просто знакомым, их письма, в которых мы находим немало благодарственных слов Раппопорту-журналисту, театральному деятелю, чиновнику и просто человеку. Композитор А. Ф. Львов в письме от 12 ноября 1863 г. выражает признательность Раппопорту за его отзыв: «Милостивый государь Маврикий Якимович! Вчера только прочел я статью в газете "Сын Отечества", касательно представления моей оперы "Ундина", и не нахожу слов как благодарить вас за снисходительное суждение об этом произведении и о самом концерте. Дай Бог, чтобы оправдались ваши лестные слова».1 И таких писем было достаточно.
Особую признательность высказывали Маврикию Якимовичу артисты за хорошие, конструктивные отзывы об их выступлениях. Недаром спустя годы в некрологе в журнале «Новь» будет сказано: «Раппопорт страстно любил театр и особенно оперу, среди артистов которой он пользовался уважением. Своей правдивой критикой и разумными указаниями он оказал многим из них немалые услуги».2
Теперь пора перейти непосредственно к описанию писем. Боолыпая часть фонда принадлежит перу зарубежных адресантов, писем русских авторов значительно меньше. Из последних я обработала 31 письмо, каждое из которых имеет первостепенное значение для моего исследования. Особенно важны те письма, которые касаются «Музыкального и театрального вестника». Они являются важными документами для изучения истории этого журнала и помогают составить некоторое представление о Раппопорте как о редакторе, показывают, как складывались его взаимоотношения с сотрудниками. Здесь находятся сведения о гонорарах, обсуждение готовящихся или уже опубликованных статей и другая интересная информация. Для нас важна каждая, самая мельчайшая деталь и пока что письма - единственный источник, дающий возможность узнать об определенных сторонах внутренней журнальной «кухни» «Вестника».
Ровно половина писем написана А.Н. Серовым - главным идейным вдохновителем музыкального отдела «Вестника». Сохранились и два небольших послания от К.И. Званцова, еще одного сотрудника журнала, с весьма и весьма ценными сведениями. Здесь и несколько писем от Ф.М. Толстого, постоянного оппонента Серова. Правда, они относятся к тому времени, когда «Вестник» уже перестал существовать. Одно письмо А.Д. Улыбышева, единственное из отечественных, написанное на французском языке. Несколько трогательных писем композитора А.Н. Верстовского, А.Ф. Львова, известного музыкального критика Г. А. Лароша. Наиболее важные из этих писем и будут рассмотрены в данной статье.
Первый номер «Музыкального и театрального вестника» увидел свет в январе 1856 г. Надо сказать, что середина XIX столетия была временем, когда, задумывая специ-
альный музыкальный журнал, сложно было рассчитывать на большую прибыль не только в России, но даже в просвещенной Германии, где уровень развития музыкальной культуры в целом был несравненно выше. Если Раппопорт издавал журнал первый год самостоятельно, то с 1857 г. его издателем становится Ф.М. Стелловский. Но даже участие такого крупного издателя не избавило «Вестник» от постоянных трудностей. Коллектив редакции держался в большей степени на энтузиазме, чем на материальной заинтересованности.
О сложном финансовом положении свидетельствуют письма к редактору А.Н. Серова, для которого на тот момент литературная работа являлась единственным источником дохода. Так, в письме от 24 декабря 1857 г. он пишет: «Очень благодарен (за 20 р.) -а то, не знаете, право, как я бедствовал! Все, что получил на днях за другие работы, отдал семье, а сам остался решительно без копейки! Когда мы с вами выберемся из этого анафемского положения ,..»3 В письме, написанном год спустя, 28 января 1858 г., читаем о том же: «Благодарю Вас, Маврикий Якимович, очень и очень за аккуратную присылку гонорария 26 р. 50 к. Это было мне приятно тем более, что Вы не могли еще получить моего письма, отправленного к Вам сегодня через типографию об этом же самом».4 Сотрудники верили в авторитет Раппопорта, в его силы, талант и организаторские способности. А он старался делать все возможное, чтобы гонорары выплачивались полностью и в срок.
Неоценимы сведения об истории создания статей, подготовке их к публикации. В письме от 24 декабря 1857 г. Серов интересуется у редактора судьбой своей рукописи: «Пойдет ли статья о Луизе Миллер? Она невелика (только презлая). Досталось Верди и его либреттисту. Хорошо, если бы пропустили у Гедеонова!»5 И у Гедеонова пропустили, несмотря на то, что статья вышла весьма ругательная. Критик разнес в пух и прах и музыку Верди и тексты Каммарано, досталось всем, в том числе и публике, которая ходит в театр «людей посмотреть и себя показать», а до эстетических требований ей и вовсе дела нет.
В письме от 28 января 1858 г. Серов сообщает Раппопорту о том, что едет в таможню получать большой пакет от Листа из Веймара. Можно предположить, что в этом пакете были статьи немецкого музыканта об операх Вагнера, которые спустя два месяца появились на страницах «Вестника».
Много материала для исследования содержится в письме от 4 апреля (год не указан). В. Раппопорт в своем комментарии к письму датировал его 1856 г. Однако у меня есть основания поставить это под сомнение. Проведя необходимый анализ, я пришла к выводу, что письмо было написано в 1858 г. Вот несколько фактов, доказывающих это предположение.
Письмо начинается словами: «Очень жаль, Маврикий Якимович, что рамки нашего журнала так крайне тесны! Мне больно за статью Листа. В таком коротком отзыве он не имеет никакого интереса - c'est moins qu'un préambule6 - тогда как сюжет оперы "Тан-гейзер" заинтересовал бы многих, как нечто романтическое и романическое».7 В 1856 г. в «Вестнике» было опубликовано несколько статей композитора, посвященных разбору творчества Мейербера, Мендельсона и Бетховена. В этих статьях упоминались Вагнер и его реформа, но об опере «Тангейзер» было рассказано на страницах журнала лишь в 1858 г. (№ 14 и 16). Далее читаем в письме следующую фразу: «А какой-нибудь "весельчак" считает своих подписчиков тысячами!»8 Вероятнее всего, здесь имеется в виду юмористический журнал «Весельчак» О.И. Сенковского. По «Библиографии русской периодической печати» Н.М. Лисовского удалось установить, что этот журнал начал
выходить лишь в 1858 г., одноименного издания, датированного более ранними годами, в указателе не встречается.
И еще один важный момент. А.Н. Серов пишет: «Г. меломану-болвану в "Сыне Отечества", наверное, статьи Листа будут скучны и непонятны, но виноваты ли мы в этом? Отвечать этому ослу публично я не стану (кроме мимоходной заметки в одном из наших NN)...»9 Известно, что после 1852 г. издание «Сын Отечества» свое существование прекратило и возобновилось лишь с 8 апреля 1856 г., а письмо датировано 4 апреля. Нападки на Серова мы находим в «Сыне Отечества» намного позже, в статье «Отчет о концертном сезоне», опубликованной в 1858 г. (N 13) и подписанной Меломаном (мело-ман-болван). Серов был человеком не того темперамента, чтобы не сделать ответного хода, как пообещал. Через год, в 1859, он все-таки «выстрелил» по обидчику статьей, написанной в форме драматической сценки «Нейтралитет в музыкальной критике»,10 вызвавшей острую полемику, в которую, помимо самих зачинщиков, были вовлечены и другие музыкальные рецензенты.
Таким образом, не приводя здесь всех доказательств (это отдельная тема), даже по указанным фактам можно уверенно склоняться к версии о написании письма не в 1856, а в 1858 г.
Надо сказать, что Серов очень любил жанр полемики и часто прибегал к нему в своей критической практике. Однако приемы, которыми он иногда пользовался, высказывания, которые позволял себе в адрес оппонентов и театральной публики, порой служили плохую службу молодому «Вестнику». Так, в письме от 8 октября 1858 г. А.Д. Улыбышев, выражая дружеское расположение к Раппопорту и его «Вестнику», пишет: «Я предвидел с самого начала все затруднения, с которыми Вам придется бороться в Вашем предприятии, они так велики, что обескуражили бы человека, менее смелого и энергичного, чем Вы, но именно эта смелость и эта вера возбудили во мне симпатии к Вам ...» Однако в конце он предупреждает Раппопорта: «... я заявляю Вам, что Серов, несмотря на все его гадости и низости, еще самый полезный из Ваших сотрудников, но, к несчастью, он придает Вашему журналу направление, которое - я сильно опасаюсь -приведет Ваше дело к гибели».11 Еще в первый год выхода «Вестника» Улыбышев публично выступил против Серова на страницах журнала. Почтенного критика возмутили комментарии Серова к статье Виардо о рукописи «Дон Жуана», где он оспаривал мнение Россини о Моцарте как абсолютном гении. Улыбышев писал, что мнение Серова нуждается в уточнении. Он увидел в рассуждениях критика о Бетховене и Мейербере влияние «немецкой новейшей критики» и обвинил его в «многословии, резкости суждений и непоколебимой самоуверенности».
Это обращение Улыбышева было снабжено предисловием редактора. М.Раппопорт писал: «Редакция "Музыкального и театрального вестника" считает долгом известить читателей, что она приняла за правило раз и навсегда печатать на своих страницах все стоящие внимания статьи pro и contra мнений своих сотрудников. Так как авторитет г. Улыбышева в музыкальном отношении известен и мы дорожим им, то и не замедлим поместить его возражения против г. Серова в нашем журнале».12
Раппопорту как редактору нередко приходилось защищать в печати своего любимого сотрудника от негодующих оппонентов. Он ценил Серова, часто прислушивался к его мнению и многое ему позволял. Тем не менее при необходимости он умел добиться своего. Это видно из короткой переписки между ним, К.И.Званцовым и Серовым за 1858 г. Званцов был протеже Серова и в начале своей карьеры в качестве музыкального писате-
ля он пытался ему подражать и нередко «приправлял» статьи ругательными интонациями, где надо и где не надо.
Так, в «Вестнике» планировалось опубликовать биографию А.Н. Верстовского, написать было поручено Званцову. Тот, решив покритиковать творчество композитора-дилетанта, очевидно, несколько перегнул. Раппопорт в своем письме попросил его смягчить некоторые фразы: «Добрейший Константин Иванович, "Аскольдова могила" все-таки и теперь приятное явление, в особенности, когда нет ничего лучшего - а нельзя же все давать "Жизнь за Царя". Но, вероятно, я бы не коснулся ваших убеждений, если бы не знал, что отзыв подобный огорчит Верстовского ... и, главное, если бы не то, что именно теперь Александр Ник. Серов и я собираемся навестить его в Москве ... эта уступка для меня ... я прошу, а не требую - ведь все можно выразить иначе, - я уверен, что в этом случае и Алекс. Ник. согласится со мной».13 Званцов делает приписку на письме: «Сделайте одолжение, Александр Николаевич, спасите мои шуточки о Верстовском от миролюбивых поползновений почтенного нашего Редактора!»14 и пересылает его Серову. На что тот отвечает: «Нахожу требования Ваши против Редакции (??) весьма основательными», и советует передать свой ответ «милостивцу Маврикию Якимовичу»15, подписавшись в конце «Министр музыкального просвещения». В записке Серов просил Раппопорта «напечатать слова К.И. в неприкосновенности». Но редактор остался непреклонен, и биография композитора вышла без каких-либо колкостей и резких замечаний.
Читая письма Серова, Улыбышева, Званцова, Толстого, Верстовского, с удивлением отмечаешь, что эти, настолько разные люди, не питающие друг к другу больших симпатий, о чем свидетельствуют многие факты, нередко допускавшие в печатной, да наверняка и в устной, форме нелестные взаимные высказывания, в одном были единодушны -в добром, искреннем отношении к Раппопорту, что и подтверждается хранящимися в архиве письмами.
Исследованные нами рукописные документы и собранная в других источниках информация позволили составить реальное, зримое представление о личности Раппопорта как редактора и как человека. Правда, для полной ясности не хватает еще многого. В частности, пока не удалось отыскать письма, написанные им самим (кроме одного, найденного в этом фонде), которые позволили бы узнать его мысли и суждения, высказанные в личном общении. Но и существующие документы дают представление о М.Я. Раппопорте как о человеке деятельном, широко эрудированном. Ему была присуща дипломатичность и, при всей его уравновешенности и мягкости характера, он всегда умел настоять на своем. Ему часто удавалось разрешить конфликт, не задев ни одну из сторон. Со многими из своих друзей он на протяжении всей жизни поддерживал приятельские отношения.
Несомненно, положительные стороны его натуры сыграли немалую роль и в том, что «Музыкальный и театральный вестник» продержался на печатном рынке пять лет. Создание этого журнала стало одной из главных вех в его творческой биографии. Следует признать, что «Вестник» занимал важное место в деле развития музыкальной культуры в российском обществе, в популяризации русских композиторов и артистов. И очень бы хотелось, чтобы имя Маврикия Якимовича Раппопорта, не кануло в лету, а напротив, наши современники открыли бы для себя эту замечательную и многогранную личность.
1 ГЦММК. Ф. 75. Оп. 46 б. Л. 1.
2 Новь. 1884. Кн. 3. С. 201.
3 ГЦММК. Ф. 75. Оп. 85. 2 д. Л. 1.
4 Там же. 5 б. Л. 1.
5 Там же. 2 д. Л. 2.
6 Это предисловие (франц.). 7ГЦММК. Оп. 85 с. Л. 1.
8 Там же. Л. 5.
9 Там же. Л. 1-2.
10 Серов А.Н. Нейтралитет в музыкальной критике (Сцена для домашних спектаклей) // Музыкальный и театральный вестник. 1859. № 16. 26 апреля. С. 158-162.
11 Раппопорт В.Р. Из переписки музыкальных и театральных деятелей // Библиотека театра и искусства. 1912. Кн. 1.С. 47-48.
12 Письмо к редакции А. Улыбышева // Музыкальный и театральный вестник. 1856 г. № 14. 1 апреля. С. 260.
13 ГЦММК. Ф. 75. Оп. 6 б. Л. 1.
14 Там же. Л. 1.
15 Там же. Л. 2.
Статья поступила в редакцию 30 июня 2005 г.