Л.В. МУРСКИХ, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ливенского филиала Госуниверситета УНПК Тел.: 8 (4862) 3-29-20,89051653078; [email protected]
ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ОРЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
В статье рассматривается краткая история государственных, духовного и частных женских средних учебных заведений города Орла во второй половине XIX - начале XX в. Дается сравнительная характеристика их задач, численного, сословного, конфессионального состава учениц, правил приема, учебных планов, платы за обучение, преподавательского состава.
Ключевые слова: женское образование, гимназии, епархиальное училище, институт благородных девиц.
Во второй половине Х1Х века на территории Орловской губернии шел процесс складывания женских средних учебных заведений. Нормативной базой для их учреждения явились «Устав женских учебных заведений ведомства императрицы Марии» (1855 г.), «Устав епархиальных женских училищ» (1868 г.), «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» (1870 г.).
Первым по времени возникновения женским средним учебным заведением в городе Орле был Александринский институт благородных девиц (открыт в 1865 г.). С 1870 г. начала действовать Николаевская женская гимназия (преобразована из женского Николаевского училища 1-го разряда, учрежденного в 1863 г.). В 1875 г. открыло свои двери Орловское епархиальное женское училище (преобразовано из трехклассного женского училища, действовавшего с 1868 г.). В Орловской губернии в основном создавались частные женские гимназии. В 1880 г. была открыта гимназия М.В. Гит-терман (преобразована из частного женского пансиона, действовавшего с 1877 г.), в 1905 г. - гимназия М. А. Аблецовой и А. А. Байковской (возникла на базе школы кройки и шитья женского платья, действовавшей с 1893 г.), в 1915 г. - гимназия Ю.В. Лихаревой (преобразована в том же году из прогимназии З. М. Зайцевой), в 1917 г. - гимназия Г.И. Зейтц (ведет свое начало от женского училища первого разряда, открытого в 1913 г.).
Учебные заведения подчинялись разным ведомствам, имели разные источники финансирования и задачи воспитания. Так, Александринский институт благородных девиц являлся закрытым учебным заведением, состоял в ведомстве императрицы Марии, находился на казенном содержании и был предназначен для обучения и воспитания девиц дворянского происхождения. Епархиальное женское училище являлось учебно-воспитательным учреждением для образования дочерей духовенства, состояло в ведении Священного Синода, существовало на средства епархии. Гимназии (как казенные, так и частные) находились в ведомстве Министерства народного просвещения, содержалась: казенные - за счет платы за обучение и государственных субсидий, частные - исключительно за счет платы за обучение. Гимназии являлись открытыми учебными заведениями, предназначенными для всех сословий и вероисповеданий.
Правила приема учениц в гимназии (частные и правительственные) и епархиальное училище были практически одинаковым. Возраст учениц определялся от 8 до 18
© Л.В. Мурских
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
лет в зависимости от класса. Девочки, поступавшие в первый класс, должны были знать об-щеупотребляемые молитвы, уметь читать и писать по-русски, выполнять четыре арифметических действия над числами от 1 до 100. Девицы, принимавшиеся в последующие классы, должны были иметь соответствующие классу возраст и знания. В приготовительный класс гимназий дети принимались без экзаменов. В институт благородных девиц казенные воспитанницы принимались в возрасте от 10,5 до 12,5 года, возраст своекоштных пансионерок колебался от 8 до 13,5 года. Поступавшие в институт должны были писать и читать по-русски и на одном из иностранных языков.
Самая большая численность учащихся была в епархиальном училище (максимальное число учениц - 664 в 1912-1913 уч. году), на втором месте находилась гимназия М. А. Аблецовой и А. А. Байковской (в 1917 году здесь обучались 592 девочки), в гимназии М.В. Гиттерман численность учениц в 1917 году составила 465, в институте благородных девиц самый большой состав учениц был в 1889 году - 203 ученицы [1].
По сословному составу наиболее однородным было епархиальное училище, где обучались преимущественно дочери духовенства Орловской епархии (80-90%). В 1901-1902 учебном году ино-сословные ученицы составили здесь всего 7,5%. В гимназиях сословный состав учениц был более разнообразным. Так, в гимназии М.В. Гиттерман основное число учениц составляли дочери дворян и чиновников (50-60 %), представительницы городского сословия (купцы и мещане) - 30-40 %, духовенства - 1-4%, сельского сословия - 2-16%, иностранки - 2-3%. В Николаевской гимназии большая часть учениц была представлена дочерьми чиновников - 30-35%, городское сословие составляло 25-30%, дочери дворян - 20%, военных - 10%, духовенства - 2-3%, крестьян - 2-5%, иностранцев - 2-3%. В гимназии М.А. Аблецовой и А.А. Байковской основная масса учениц относилась к городскому сословию (40-62%), представительницы дворянского сословия составляли от 13,9 до 30%, жительницы села - от 8 до 33%, дочери духовенства - 0,7-3%, иностранцев - в среднем 9,2%. В институте благородных девиц большую часть учениц составляли дочери дворян. Также обучаться здесь могли дети русских купцов и иностранцев, занимавшихся промыслами в России,
и лица всех других сословий, «не обложенных подушным окладом» [2].
Подавляющее большинство учениц во всех средних женских учебных заведениях составляли представительницы православного вероисповедания, их число колебалось от 70 до 90%. В институте и гимназиях обучались представительницы католического, лютеранского и иудейского вероисповеданий. Наибольшее число католичек было в гимназии М.В. Гиттерман (от 2 до 7%), в Николаевской гимназии они составляли от 2 до 5%, в гимназии М.А. Аблецовой и А.А. Байковской - 1-2%. Лютеранок больше всего насчитывалось в Николаевской гимназии (от 4 до 8%), в гимназии М.В. Гиттерман они составляли от 2 до 7%, в гимназии М.А. Аблецовой и А.А. Байковской - от 1 до 4,5%. Девочек-иудеек было больше в гимназии М.В. Гиттерман (от 4 до 12%) и в гимназии М.А. Аблецовой и А.А. Байковской (от 7 до 12%), в Николаевской гимназии их число колебалось от 2 до 7% [3].
Дольше других учились гимназистки, поскольку они обучались в девяти классах: 1 приготовительном, 7 основных и успевавщие на «4» и «5» -в 8 дополнительном (педагогическом). Воспитанницы епархиального училища получали знания в 7 классах: 6 основных и в 7 педагогическом. Курс обучения в институте благородных девиц был семилетним. Выпускницы института получали свидетельство на звание домашних наставниц по окончании семи классов, не подвергаясь дополнительным испытаниям. Гимназисткам присваивалось звание домашних учительниц или наставниц только после окончания 8-го педагогического класса. Воспитанницы епархиального училища после окончания педагогического класса имели право на звание домашней учительницы тех предметов, по ко -торым имели хорошие успехи.
Во всех женских средних учебных заведениях можно было получить знания по всему циклу общеобразовательных дисциплин. Обязательным во всех учебных заведениях было изучение Закона Божьего, русского языка и словесности, математики, географии, истории, физики, рукоделия и чистописания. К необязательным предметам относились французский и немецкий языки, педагогика, рисование, музыка, танцы. Однако определенная сословная направленность учебных заведений и особые задачи воспитания вносили некоторые коррективы в учебные планы. Так, в учебных про-
граммах института благородных девиц особое место уделялось тому, что считалось необходимым для светской жизни, - изучению языков (немецкого и французского), овладению танцами, музыкой, пением. В гимназиях дополнительно преподавались английский и латинский языки, гимнастика, гигиена. В гимназии М.А. Аблецовой и А. А. Байковской ученицы осваивали бухгалтерию, товароведение, припасоведение. В епархиальном училище наиболее углубленно изучались Закон Божий и русский язык, церковное пение и музыка, но отсутствовали такие предметы, как геометрия, танцы и рисование. Из-за нехватки средств преподавание иностранных языков было нерегулярным, а затем и вовсе было прекращено. Урокам рисования здесь предпочитали иконописание. Особое внимание обращалось на исполнение ученицами христианских обязанностей, обучение основам ведения домашнего хозяйства и различным рукоделиям.
Плата за обучение существовала во всех средних женских учебных заведениях. Самой высокой она была в институте благородных девиц - 350 рублей в год. Дочери бедных дворян обучались бесплатно, за казенный счет, но их число было ограничено до 50 учениц. В гимназиях бесплатно обучавшихся девочек практически не было. Более высокой плата за обучение была в гимназии М.В. Гиттерман (в 1914-1915 учебном году она колебалась от 60 до 1 20 рублей в год в зависимости от класса), в гимназии М.А. Аблецовой и А. А. Байковской в том же году плата за обучение колебалась от 50 до 100 рублей в год. В правительственной Николаевской гимназии плата за обучение в 1895 году менялась от 14 до 46 рублей. Бесплатным обучение было только в епархиальном женском училище. За обучение платили лишь иносословные ученицы (от 60 до 75 рублей в год), но их было немного [4].
Количество учителей в учебных заведениях было разным. Наибольшее их число было в гимназии М.А. Аблецовой и А. А. Байковской, в 1917 г. -50 человек. В других учебных заведениях их число колебалось от 20 до 30 человек. Основную часть преподавательского коллектива составляли мужчины. Многие из них работали по совместительству. В гимназиях и институте благородных девиц практически все преподаватели-мужчины имели высшее образование. Среди них были выпускники Московского, Петербургского, Харьковского
университетов, Московской и Киевской духовных академий, Петербургской академии художеств, Санкт-Петербургской консерватории. Среди преподавателей были получившие образование за границей. Например, в гимназии М.В. Гиттерман учитель французского языка Г.И. Зейтц был родом из Швейцарии, где и получил образование. В епархиальном училище соотношение мужчин-преподава-телей с высшим и средним образованием было приблизительно одинаковым. Женская половина преподавательского состава в массе своей имела среднее образование. Высшее образование среди женщин было редкостью. Пожалуй, единственный случай, когда учительница естественной истории и географии А.Н. Голубева, преподававшая в гимназии М.В. Гиттерман в 1914 году, являлась выпускницей Петроградских высших женских курсов. Среди педагогов было немало тех, чей труд был отмечен высокими чинами, орденами и медалями.
Жалование преподавателей гимназий было дифференцированным. Его размер зависел от образования преподавателей, класса (в старшем классе уроки стоили дороже), преподаваемой дисциплины (преподавание обязательных дисциплин оплачивалось дороже). Кроме того, женщины получали меньше, чем мужчины. Более высоко оплачивался труд преподавателей гимназии М.В. Гиттер-ман - от 40 до 1 00 руб. за годовой урок, в гимназии А.М. Аблецовой и А. А. Байковской - от 30 до 75 руб., в Николаевской гимназии - от 30 до 60 руб. Жалование преподавателей епархиального училища в 1900 - 1901 учебном году составляло 50 руб. за годовой урок. Такую плату получали преподаватели как с высшим, так и средним образованием. Преподаватели института в 1867-1868 учебном году получали по 50 рублей в год за каждый урок в неделю. Преподавание музыки, рукоделия и необязательных предметов по всем учебным заведениям колебалось от 10 до 40 руб. за годовой урок [5].
Средние женские учебные заведения сыграли огромную роль в культурной жизни города и всей Орловской губернии. В них получали образование и воспитание девушки из разных сословий и уездов губернии. Образованные жены и матери умело вели домашнее хозяйство, хранили традиции, заботилась о достойном воспитании своих детей. Педагогическая специализация этих учебных заведений предоставляла женщине возможность заниматься профессиональной деятельностью. Их
выпускницы успешно трудились учителями и наставницами в средних учебных заведениях города и губернии. Некоторые содержали частные женские гимназии. Существование женских сред-
них учебных заведений и их педагогическая специализация позволили укомплектовать кадрами уездную систему земских и церковных школ Орловской губернии.
Библиографический список
1. ОЕВ (Орловские епархиальные ведомости). 1914. № 7. 16 февраля. Офиц. отд. С. 84. ГАОО (Государственный архив Орловской области). Ф. 492. Оп. 1. Д. 95. Л. 28. Ф. 493. Оп. 1. Д. 190. Л.1. Обзор Орловской губернии за 1889 г. Ведомость № 8.
2. Подсчеты наши по: ОЕВ. 1902. N2 47. 24 января. Офиц. отд. С. 6. ГАОО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1. Л. 45 об. - 49. Ф. 492. Оп. 1. Д. 9. Л. 10. Д. 20. Л. 7. Д. 26. Л. 131. Д. 35. Л. 12. Д. 43. Л. 146. Д. 50. Л. 188. Д. 67. Л. 85. Д. 74. Л. 2. Д. 83. Л. 2. Д. 89. Л. 2. Д. 95. Л. 163. Ф. 493. Оп. 1. Д. 23. Л. 29. Д. 53. Л. 22. Д. 81. Л. 71. Д. 110. Л. 12. Д. 120. Л. 3. ОГВ (Орловские губернские ведомости). 1866. № 8. 19 февраля. Часть офиц. С. 64.
3. Подсчеты наши по: ГАОО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1. Л. 45 об. - 49. Ф. 492. Оп. 1. Д. 9. Л. 10. Д. 20. Л. 7. Д. 26. Л. 131. Д. 35. Л. 12. Д. 43. Л. 146. Д. 50. Л. 188. Д. 67. Л. 85. Д. 74. Л. 2. Д. 83. Л. 2. Д. 89. Л. 2. Д. 95. Л. 163. Ф. 493. Д. 23. Л. 29. Д. 53. Л. 22. Д. 81. Л. 71. Д. 110. Л. 12. Д. 120. Л. 3.
4. Адрес-календарь Орловской губернии. - Орел, 1888. - С. 118. - ГАОО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 168. Л. 16 об. Ф. 492. Оп. 1. Д. 83. Л. 97. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1. Л. 29 об. ОЕВ. 1915. №2 4. 25 апреля. Офиц. отд. С. 51.
5. ГАОО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 119. Л. 25. Ф. 492. Оп. 1. Д. 20. Л. 47. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1. Л. 31. ОЕВ. 1901. №2 49. 9 декабря. Офиц. отд. С. 2143. ОГВ. 1869. №2 5. 1 февраля. Часть неофиц. С. 37.
L.V. MURSKIH
FROM THE HISTORY OF WOMEN’S SECONDARY EDUCATION IN THE TOWN ORYOL IN THE END OF THE 19-TH AND IN THE BEGINNING OF THE 20-TH CENTURIES
The brief history of state, spiritual and private secondary educational establishments for women in the town Oryol in the end of the 19-th and in the beginning of the 20-th centuries is considered. The comparative characteristics of their aims, the number of students, the estate and confessional complement of students, principles of enrolment, curriculum, tuition charge and teaching staff are given in this paper.
Key words: women’s (female) education, gymnasiums, eparchial school, institution for noble girls.