Научная статья на тему 'Из истории высшего образования в Казани: преподавание истории средних веков в Казанской Духовной академии'

Из истории высшего образования в Казани: преподавание истории средних веков в Казанской Духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЕВИСТИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / КУРСОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ / MEDIEVISTIKA / TEACHING / THEOLOGICAL ACADEMY / COURSE MAKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамматов Ш. С.

Статья посвящена преподаванию истории средних веков в Духовной академии в дореволюционное время. Материалы Казанской Духовной академии позволяют проследить специфику развития и преподавания медиевистики в этом высшем учебном заведении, влияние уставов академий на материал преподавания, а также организацию научной работы студентов. Автором использованы архивные протоколы заседаний Совета академии, курсовые сочинения студентов, а также материалы журнала «Православный собеседник», выпускаемого в Казани в период 1855-1917 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to teaching of history of Middle ages in the Theologial academy in pre-revolution time. Materials of the Kazan Theologial academy allow to trace the specific of development and teaching of medievistika in this higher educational establishment, influence of regulations of academies on material of teaching, and also organization of the scientifical studies of students. An author uses the archived protocols of council-boards academy, course works of students, and also materials of the magazine the «Orthodox interlocutor», produced in Kazan in the period of 1855-1917.

Текст научной работы на тему «Из истории высшего образования в Казани: преподавание истории средних веков в Казанской Духовной академии»

Ш. С. Хамматов

ИЗ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ: ПРЕПОДАВАНИЕ

ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Ключевые слова: медиевистика, преподавание, Духовная академия, курсовые сочинения. medievistika, teaching, Theological academy, course making.

Статья посвящена преподаванию истории средних веков в Духовной академии в дореволюционное время. Материалы Казанской Духовной академии позволяют проследить специфику развития и преподавания медиевистики в этом высшем учебном заведении, влияние уставов академий на материал преподавания, а также организацию научной работы студентов. Автором использованы архивные протоколы заседаний Совета академии, курсовые сочинения студентов, а также материалы журнала «Православный собеседник», выпускаемого в Казани в период 1855-1917 гг.

The article is devoted to teaching of history of Middle ages in the Theologial academy in pre-revolution time. Materials of the Kazan Theologial academy allow to trace the specific of development and teaching of medievistika in this higher educational establishment, influence of regulations of academies on material of teaching, and also organization of the scientifical studies of students. An author uses the archived protocols of council-boards academy, course works of students, and also materials of the magazine the «Orthodox interlocutor», produced in Kazan in the period of 1855-1917.

Открытие в Казани Духовной Академии, известной в литературе как новая, состоялось осенью 1842 г. Хотя, в период 1797-1818 гг. существовала академия, преобразованная по указу Павла I из семинарии, именующаяся в дореволюционной литературе старой. Но уровень преподавания в ней не поднимался выше семинарского, и свое название она носила лишь номинально [1]. Казанской Духовной академии еще до ее открытия было предположено дать преимущественно миссионерский характер.

В числе предметов, предусмотренных программой, была и гражданская общая история, в которую входили и средние века. Она преподавалась в соответствии с действовавшим здесь уставом 1814 г. Но здесь имелась некоторая специфика. В лекциях давалась политическая история, как и было положено. Но в некоторых предметах можно обнаружить части культурной истории: определенные периоды средних веков имелись в общей церковной истории, патрологии, истории философии, каноническом праве, а также обличительном богословии, где рассматривались вопросы западных исповеданий. Разумеется, церковному направлению отдавалось большее предпочтение.

Сначала лекционные курсы читали преподаватели, прибывшие из Петербургской и Московской духовных академий. Первоначально составление обстоятельного конспекта для преподавания всеобщей истории, древней, средней и новой, равно и русской гражданской, было поручено профессору философии И. Смирнову, но он отказался [2]. Вместо не-

го приехал воспитанник Московской духовной академии П.Ю. Палимпсестов - основоположник преподавания всеобщей истории.1

Преподавание в Духовной Академии всеобщей гражданской истории было возложено после П.Ю. Палимпсестова на И.П. Гвоздева. Как писал в своем очерке К.Н. Харлам-пович, история была его любимым предметом. И.П. Гвоздев преподавал общую гражданскую историю в течение 25 лет, до самой своей смерти в 1873 г.2

Вероятно, были определенные трудности, поскольку иначе не объяснить существование 2 кафедр общей гражданской истории древней и новой после введения устава 1869 г. Согласно последнему, все предметы, состоявшие в программе преподавания Академии, были распределены по трем отделениям: богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому. Студенты могли по свободному выбору специализироваться по одному из них. Этим обеспечивалась лучшая подготовка ученых. Согласно отчетам о состоянии академии, И.П. Гвоздев занял кафедру общей гражданской истории (древней), кафедра же новой истории оставалась вакантной, пока на нее в 1871/72 учебном году не был избран со званием приват-доцента специально подготовленный студент Василий Зефиров.3 Средневековая история, вероятно, содержалась и в общей гражданской истории древней и новой, поскольку в отчете за 1871/72 учебный год указано, что И. Гвоздев на 2 курсе прочел «о преобразовании Римской империи христианством и учреждениях Константина Великого, о ее разделении на Западную и Восточную, падение первой. Образование новых европейских государств и их истории до крестовых походов» [3]. В. Зефиров в 1872/73 году на 2 курсе читал историю Европы при Людовике XIV, а на 3 курсе - в период Реформации. Он отдавал предпочтение периоду истории европейских народов в период от Возрождения до XVIII в. (до Вестфальского мира или до конца правления Людовика Х^)4 .

В число специальных предметов, изучаемых на церковно-историческом отделении, входили также общая церковная история древняя и новая, которые содержали материал истории средневековья. Первоначально лекции по древней церковной истории читал один из старейших преподавателей академии, прибывший еще в первые годы после ее открытия, профессор Н.П. Соколов. После его выхода в отставку был приглашен воспитанник Киевской академии С.А. Терновский (по его просьбе). С.А. Терновский несколько изменил порядок лекций: Средневековья касался курс, читаемый на 2 и 3 курсах - история христи-

1 При открытии Казанской духовной академии было решено назначить 6 профессоров и 8 бакалавров, но так как первоначально открылось только низшее отделение, были учреждены 4 профессорских кафедры: богословских наук. Философии, словесности, математики и физики и бакалаврские: философии, математики, истории всеобщей и русской и греческого языка (НА РТ.Ф. 10. Оп. 1. Д. 853 а. Л. 11).

2 По словам К.Н. Харламповича, «Скромность помешала И.П. Гвоздеву публиковаться. За всю жизнь он издал в «Православном собеседнике лишь очерк, посвященный 25-летию Духовной академии». Помимо Лоренца, подходившего по программе, профессор И.П. Гвоздев использовал и другие труды: Гердера, Грота, Гизо, Ранке. В 60-х годах начал привлекать Вебера; Бокль ему не нравился «за претензии и парадоксы своего труда» (Харлампович, К.Н. Очерк о Казанской Духовной Академии (новой) / К.Н. Харлампович// Православная богословская энциклопедия. Т. VIII. - СПб., 1907.- Стб. 729).

3 До этого соискателем на кафедру общей гражданской истории (новой) в конце 1870/71 учебного года прибыл учитель 2-й гимназии А. Никольский, но почему-то отказавшийся от кафедры (Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1870/71 учебный год // Православный собеседник. - 1872. - Декабрь. - С. 274).

4 Впрочем, и в своих научных трудах они не проявляли усиленного интереса к средневековью. К примеру, В. Зефиров в 1872/73 году защитил диссертацию pro venia legendi на тему: Диоклетиан и его политическая деятельность (Отчет... за 1875/76 учебный год // Православный собеседник. - 1876. - Октябрь-ноябрь. - С. 23).

анской церкви в греко-папском мире от Константина до К в.5 Кафедра новой церковной истории была вакантна с начала введения в действие устава 1869 года. В виду этого Советом академии в 1870 г. в качестве и.о. доцента допустил ее выпускника Ф.А. Курганов [4]. Программа их лекций не менялась в течение нескольких лет.

В 1884 г. был принят новый устав духовных академий. Специализация по отделениям была признана нецелесообразной и упразднена, число преподавателей сокращалось, исторические кафедры, разделенные прежним уставом, объединялись, ликвидировался институт приват-доцентуры, как не оправдавший себя, вместо него в качестве профессорских стипендиатов оставлялись наиболее талантливые студенты [5]. Изменения коснулись и программы лекций. Общая церковная история древняя была упразднена. Кафедры гражданской истории древней и новой были сохранены. В. Зефиров с начала еще 80-х годов стал читать лекции по истории средних веков: 2 курс - со времени падения Западной Римской империи до Карла Великого; 3 - от падения Каролингов до конца крестовых походов. После введения нового устава он читал на 1,2,3 курсах В. Зефиров был уволен по прошению в 1887 г.

В группу специальных - исторических - предметов, которые не были в числе обязательных подобно истории церкви до 1054 г., также входил предмет «История и разбор западных вероисповеданий, который до 1884 г. назывался «Сравнительное богословие», а до 1869 г. - «Обличительное богословие». Эта дисциплина, посвященная римско-

католической церкви, ее догматическим, богослужебным, обрядным особенностям сравнительно с восточной церковью и протестантскими сектами, изучалась на 3 курсе. Лекции по этому предмету читал профессор Н.Я. Беляев [6]. Конечно же, история и разбор западных вероисповеданий, учитывая специфику этого предмета, лишь отчасти может быть отнесен к изучающим средние века. Однако содержащийся в нем материал интересен при изучении духовной и религиозной культуры Средневековья.

С 1890/91 учебного года новую гражданскую историю читал доцент, магистр богословия С. А. Предтеченский. От предшественников его отличало то, что его магистерская была посвящена средневековой тематике «Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в.». Кроме того, будучи в 1889-1890 гг. профессорским стипендиатом, он предпринял детальное изучение первой части новой гражданской истории -средних веков. В целях ближайшего знакомства с преподаванием гражданской истории, его характером С. Предтеченскому рекомендовалось послушать несколько месяцев лекции профессора Н. А. Осокина. «Насколько известно, он охотно допускает Предтеченского в свою аудиторию, обязательно предлагает ему и свое ученое руководство», - писал Д. Беликов, составивший инструкцию [7]. Результатом этого явился его отчет о проделанной работе «Общий очерк истории средних веков».

А. Г. Суприянович в своем исследовании писала, что историческая наука в духовных академиях внедрялась долго. В Санкт-Петербурге сложилась научная церковноисторическая школа, но она имела филологический уклон и специализировалась главным образом на переводах и разборах древних текстов и потом она более специализировалась на подготовке чиновников для церкви и государства. В большей мере наука прижилась в

5 По учебному плану история церковная (древняя) делилась: 1) от начала христианской церкви до обращения Константина Великого к христианству; 2) от Константина Великого до Мухаммеда; 3) от 7 в. до 1054 г.; история церковная (новая): об отделении западной церкви от восточной; общий характер эпохи от 1054 по 1433 и отношение к предыдущей. В церковной истории (новой) нас интересует период с 1054 до 1453 гг., читаемый на 2 курсе (там же. 1875. Декабрь. С. 22).

Московской духовной академии, где сложилась историческая школа, известная не только в России, но и за рубежом [8]. Казанская духовная академия, несмотря на миссионерский характер, не оставалась в стороне от научной деятельности.

Отражением научной работы академии является «Православный собеседник» -журнал, издаваемый с 1855 г. В 50-60-е годы на его страницах публиковались статьи, касающиеся отдельных вопросов по истории церкви. Как правило, они посвящались внешнему состоянию восточной православной церкви в разные периоды истории, например, во время владычества латинян в Византийской империи или во владениях мусульман от Магомета до крестовых походов [9]; отношениям как к церквям славянских народов: болгарской, сербской или хорватской, несколько статей посвящено англиканской церкви; а также историческим церковным деятелям, таким как св. Иларий Пуатевенский или папа Формоз.

В 70-е годы в связи с либеральным уставом 1869 г. расширяется круг исследований, появились сочинения о ересях, об исламе, жизни пророка Мухаммеда. Статьи уже не анонимны. Немалое количество статей посвящено католицизму, лютеранству, их обрядности, символике, некоторых сторонах учений вышло из-под пера М.Я. Беляева. К этой же группе можно отнести статью Ф. Курганова «Немецкий католицизм». Курганову принадлежит также опубликованная речь, произнесенная на торжественном акте «Борьба Бонифация VIII с королем Филиппом IV». Пелагианству посвящены две статьи: «Пелагианский принцип в римском католичестве» Н.Я. Беляева и «Антропологические воззрения Августина в связи с учением Пелагианства» Д.В. Гусева. Последнему также принадлежит статья «Чистилище у средневековых римско-католических богословов». Серия статей об исламе, Мухаммеде, нравах, обычаях и верованиях арабов доисламского периода была написана Н. Ильиным. Кроме них были опубликованы английские переводные статьи «Библия и Коран» и «Характер и влияние ислама». Церковной архитектуре были посвящены статьи

Н.Ф. Красносельцева.

Наиболее крупными исследованиями, созданными учеными Казанской Духовной академии, являются «Христианство у готов» Д. Беликова, «Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца первых веков» С. Предтеченского, «Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством» А. Потехина. Представляет труд профессора Е. Будрина «Антитринитарии XVI века». Выпуск 1 был посвящен Мигелю Серве-ту и его времени; выпуск 2 - Фаусту Социну. Этому исследованию предшествовали публикации «Мигель Сервет и его время», «Антитринитарии XVI века», "Антитринитарное движение в Граубиндене и Женеве в XVI веке». Кроме того, Е. Будрин написал статью о религиозном состоянии Италии в эпоху Возрождения.

Большим подспорьем в изучении преподавания в Духовной академии является комплекс курсовых студенческих сочинений, которые полагалось сдать в последний год учебы (что-то вроде нынешнего дипломной работы). Темы, как правило, были теоретическими и держались до середины 50-х годов, когда при усилении научных средств академическое образование стало получать фактическое, в частности, историческое направление. По средневековой тематике проходят «Рассуждение о Вселенских соборах вообще» Н. Иль-минского, «История иконоборства» М. Ушинского (выпуск 1846 г.) и «История монашества от первых времен христианства до начала 7 в.» иеродиакона Вениамина Благонравова (выпуск 1850 г.). Впоследствии в области богословских и философских наук преобладали темы исторического и критического характера. Большей популярностью пользовалось догматическое и нравственное богословие, большее количество работ в это время написано по его тематике, затем шла литургика, гомилетика, патрология, миссионерство. Работы по истории есть, - их довольно большое количество - в основном по общей церковной.

После введения устава 1869 г. на 1 месте по количеству работ находилось церковно-практическое, потом церковно-историческое отделение и богословское на 3 месте. Студенты 3 курса к 1 апреля подавали сочинения на степень кандидата. Темы давались как из богословских, так и из светских предметов равно как и имевшие отношение к современной действительности. Но Синод быстро пресек эти вольности, и с 1875 г. темы сочинений имели строго богословский характер. Из предметов, по количеству сочинений, особой популярностью пользовались патрология после библейской археологии на богословском отделении, общая церковная история после русской на церковно-историческом, каноническое право после гомилетики на церковно-практическом.

Средневековая тематика присутствовала в сочинениях, разумеется, с уклоном в церковную историю. Сочинения по общей церковной истории до 90-х годов Х!Х в. занимали лидирующее положение. Если в 50-е годы обращение к средневековью было не столь частым, то в 60-е наблюдается рост интереса к этому периоду. Главным образом это темы, рассматривающие и критикующие католичество; некоторые из них посвящены институтам папства, монашества. В 80-х годах заметно увеличилось число работ по сравнительному богословию, где, помимо католичества, теперь затрагивались лютеранство и протестантизм, их догматы и обрядность. Среди них курсовые сочинения будущих профессоров академии А. Потехина о пуританизме и С. Предтеченского о влиянии папского престола на дела западных церквей впоследствии переработанных их в серьезные труды. Имеются сочинения студентов по каноническому праву.

В 90-х преобладают работы по истории и разбору западных вероучений. Они в основном посвящены католицизму: развитию папской системы в IX-XIII вв.; происхождению инквизиции; учению о браке в сравнении с православным. Заметен тот факт, что в 90х годах Х!Х века по сравнению с 70-80 гг. уменьшается интерес к средневековой тематике. Вероятно, это связано с тем, что духовная цензура строго следила за тематикой научных трудов, в том числе курсовых сочинений. К примеру, в 1899 г. Синод санкционировал «Правила для рассмотрения сочинений, представленных на соискание ученых богословских степеней». Молодым магистрантам запрещалось писать о еретиках, их сочинениях и реформах, хвалить католиков, протестантов, раскольников, рекомендовалось меньше иметь дело с иностранными богословскими книгами. Разработка указанных проблем признавалась несоответствующей духу и достоинству православной церкви. Такие же требования предъявлялись и студентам.

В 1910 году был утвержден новый устав православных духовных академий, который был направлен на усиление влияния церкви: все предметы, имевшие светский характер, должны были служить как бы приложением к церковным наукам. Гражданская история попала в их число6. Разделение на древнюю и новую было позже убрано. В связи с новым уставом в программу были внесены коррективы. Они касались роли церкви в средневековье. В целом программа не подверглась кардинальным изменениям. Каждое важное

6 В объяснительной записке к уставу говорилось следующее: Гражданская история в кругу академических наук не имеет самостоятельного значения, но только вспомогательное. Посему постановка и преподавание этой науки должны быть в Академиях иные, чем в университетах. Поэтому преподавателю надлежит ограничиться обозрением жизни европейских народов со времени распространения христианства и обратить особое внимание на развитие цивилизации европейских народов под влиянием начал христианского учения (НА РТ. Ф.10. Оп. 1. Д. 11004. Л. 12-13).

событие рассматривалось в связи с религией, и социальная сторона на этот раз была представлена скромнее, чем в предыдущей. Был усилен религиозный элемент [10].

Следует заметить, что принятие устава 1910 г. совпало с процессом религиознофилософского возрождения в обществе. Современник так характеризовал умонастроения этого периода: «Это был глубокий перелом в русской культуре в сравнении с господствующим духом секуляризма ХК столетия. Выдающиеся лица из профессуры, литературы, публицистики круто разорвали с тем материализмом, позитивизмом, рационализма, и от философского агностицизма повернули к положительному утверждению христианского мировоззрения и даже прямому участию в разработке текущих практических вопросов реформ в русской Церкви» [11].

Гражданская история преподавалась в Духовной академии еще год после введения устава. В 1911/12 учебном году в числе предметов она уже не значилась. Историю древнего мира стали преподавать в связи с библейской, а для средневековой и новой истории -места не нашлось. С. А. Предтеченский перешел на кафедру литургики [12]. Научная работа в Казанской Духовной академии в области трудов и статей по средневековью пребывало в описываемый период в относительном покое. Крупных работ, подобных тем, которые вышли во второй половине XIX века, уже не наблюдалось. В «Православном Собеседнике» встречаются статьи по истории реформации: «Из истории богословских учений в Англии в XVI веке» А. Потехина, «Школа ричлианского богословия в Лютеранстве», «Духовные суды в Англии в XVI веке», «Римская курия в борьбе с Максом Саксонским», «Богословское образование в англиканской церкви» В. А. Керенского «Лютеранское учение по Шмалькальденским членам (критический очерк)» И. В. Боркова, «Орден иезуитов, его происхождение, устройство и деятельность» А. Верещагина. Некоторые статьи появились к юбилею - 1600-летию со дня принятия Миланского эдикта. В основном они были посвящены императору Константину: «Император Константин Великий» Ф. Курганова, «Миланский эдикт Константина Великого» Ф. Успенского, «Литература о святом Константине» В. Керенского, «Константин Великий, святой, равноапостольный» А. Касторского. Ф. А. Курганов позже написал труд, который не успел выйти отдельной книгой: «Император Константин Великий, святой, равноапостольный». Есть также упоминание о напечатанной актовой речи С.А. Предтеченского: “Парижский университет в средние века” [13].

О снижении интереса студентов к средневековью говорит тематика курсовых сочинений. По-прежнему лидирующее положение в начале XX века занимала история и разбор западных вероисповеданий. Затрагивались, главным образом, вопросы лютеранской и англиканской церкви: «О законности англиканской иерархии» С. Дьячкова, “Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства” Н. Терентьева. В. Трофимов написал работу по истории одного из католических соборов - Тридентского. А. Урусова интересовал вопрос, как была отражена православная церковь в западной символической литературе. Интересной работой по средневековью является курсовое сочинение П. Яковлева «Взаимные отношения церкви и государства во Франкском королевстве в период царствования государей Меровингского дома» [14]. Не стихал интерес к Августину, по нему было написано две работы по патрологии: «Древний языческий мир в изображении Августина» В. Лопатина, «Ученик Августина о государстве» М. Доброславина, и по нравственному богословию: «Процесс нравственного возрождения по книге Августина «СопГевБЮпев» в связи с фактами его собственной жизни» М. Преображенского. В 1910-х годах количество работ по средневековой тематике, еще больше уменьшилось. Большая часть из них по-прежнему относилась к бывшей истории и разбору западных исследований, одна из них была посвящена иезуитам: «Орден иезуитов, его происхождение, устрой-

ство и деятельность» И. Верещагина. Остальные были посвящены протестантству: «Реформаторская вероисповедная система по символическим книгам реформатства» М. Шан-гина, «Лютеранская вероисповедная система по последованию Филиппа Меланхтона» И. Витоля, «Этика Лютера перед судом подлинного христианства» В. Меньшикова. Сохранились две работы по церковной истории: «Лев III, очерк жизни и деятельности» А. Кедрина, «Монастырские школы в средние века и их значение в истории образования» Р. Лебедева. Обе относятся к 1918 г., когда был ослаблен надзор Синода за тематикой в связи с известными событиями. Однако впоследствии, вплоть до закрытия академии в 1919 г., студенты не брали темы по истории средних веков.

Литература

1. Вишленкова, Е.А. Религиозная политика в России (I четверть XIX в.): дис. ... докт. ист. наук/ Е.А. Вишленкова. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1998. - С. 366.

2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 10. Оп.1. Д. 113. Л. 102.

3. Отчет... за 1872/73 учебный год // Православный собеседник. - 1873. - Декабрь. - С. 287.

4. НАРТ. Ф.977. Оп.619. Д.15. Л. 292 об.

5. Суприянович, А.Г. Христианизация Западной Европы в отечественной историографии середины ХГХ - начала ХХ века: дис. .канд. ист. наук / А.Г. Суприянович. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1995. - С. 46.

6. Православный собеседник. - 1885. - Ноябрь. - С. 25.

7. Православный собеседник. - 1885. - Ноябрь. - С. 264.

8. Суприянович, А.Г. Христианизация Западной Европы в отечественной историографии середины ХГХ - начала ХХ века: дис. .канд. ист. наук / А.Г. Суприянович. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1995. - С. 24.

9. Православный собеседник. - 1865. - Февраль. - С. 40, 81.

10. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11019. Л. 25-29.

11. Бычков, С.П. Смена установок русского церковного историописания в начале ХХ века (на примере творчества А.В. Карташева) / С.П. Бычков // Культура исторической памяти: материалы научной конф., Петрозаводск, 19-22 сент., 2001.- Петрозаводск, 2002. -С. 162-168.

12. Отчет Казанской Духовной академии за 1911-1912 акад. г. // Православный собеседник. -1912. - Декабрь. - С. 18.

13. Отчет за 1901/02 акад. г. // Православный собеседник. - 1903. - Январь. - С. 50.

14. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 884. Л. 229.

© Ш. С. Хамматов - канд. ист. наук, ст. препод. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ, 73_8ЬашіЮ8@шаі1.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.