Научная статья на тему 'Из истории возникновения первых русских православных приходов в Новой Зеландии'

Из истории возникновения первых русских православных приходов в Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКИЕ / NEW ZEALAND / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудникова Елена Викторовна

Восстанавливается малоизвестная страница в жизни восточной ветви русского зарубежья, связанная с историей возникновения первых приходов Русской православной церкви в Новой Зеландии после окончания Второй мировой войны. Описываются предшествующие этому события, рассказывается о деятельности русских священников и членов приходов, дается оценка роли православия в поддержании культурной идентичности русскоязычных мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the first Russian orthodox parishes’ organization in New Zealand

The little-known page in the life of east branch of Russian émigré related to the genesis of appearing of Russian Orthodox Church in New Zealand after the end of World War II has been reconstructed. The events precedent to it are described, the activities of Russian priests and parish members are treated of, the role of Orthodoxy in supporting cultural identity of Russian migrants is given.

Текст научной работы на тему «Из истории возникновения первых русских православных приходов в Новой Зеландии»

Исторические персоналии

Вестник ДВО РАН. 2013. № 4

УДК 281.93 (931) Е.В. РУДНИКОВА

Из истории возникновения

первых русских православных приходов

в Новой Зеландии

Восстанавливается малоизвестная страница в жизни восточной ветви русского зарубежья, связанная с историей возникновения первых приходов Русской православной церкви в Новой Зеландии после окончания Второй мировой войны. Описываются предшествующие этому события, рассказывается о деятельности русских священников и членов приходов, дается оценка роли православия в поддержании культурной идентичности русскоязычных мигрантов.

Ключевые слова: Новая Зеландия, Русская православная церковь, русские.

History of the first Russian orthodox parishes' organization in New Zealand. E.V. RUDNIKOVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).

The little-known page in the life of east branch of Russian émigré related to the genesis of appearing of Russian Orthodox Church in New Zealand after the end of World War II has been reconstructed. The events precedent to it are described, the activities of Russian priests and parish members are treated of, the role of Orthodoxy in supporting cultural identity of Russian migrants is given.

Key words: New Zealand, Russian Orthodox Church, Russian immigrants.

Новая Зеландия, или Аотеароа - на языке маори, доевропейского населения страны, является островным государством в юго-западной части Тихого океана. По территории она сопоставима с Италией, Японией, Великобританией. Численность постоянного населения составляет около 4,5 млн чел., большинство из которых проживает на двух самых крупных островах - Северном и Южном. Самый большой город страны - Окленд с населением около 1,5 млн чел., примерно по 400 тыс. чел. проживают в городах Крайст-чёрче и Веллингтоне - столице Новой Зеландии.

Несмотря на географическую удаленность Новой Зеландии, выходцы из Российской империи здесь появились уже в середине XIX в. В документах того времени сохранились сведения о некоем Джоне Андерсоне, прибывшем сюда 7 декабря 1845 г. Он являлся уроженцем Смоленска и ранее носил имя Ивана Андреевича Золотеравского. Через три десятилетия численность рожденных в России, по данным национальной переписи 1874 г., составляла уже 109, а в 1901 г. - 387 чел. По архивным спискам иностранцев, подавших заявление на получение британского гражданства до 1917 г., видно, что к этому времени численность выходцев из России составляла уже не менее 1 тыс. чел. (National Archives of New Zealand, C 320 264, No. IA 1 183; No. IA 52/26). Таким образом, можно говорить о том, что история русской колонии в Новой Зеландии началась почти одновременно с историей этой страны.

До середины ХХ столетия русскоязычные мигранты входили в состав приходов Греческой православной церкви. В конце XIX в. в г. Данидин (Южный остров) выходцы из Сирии и Ливана основали православную общину, а церковь Святого Михаила,

РУДНИКОВА Елена Викторовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: elena.rudnikova@mail.ru

построенная на их средства и освященная в 1911 г., стала первым православным храмом во всей Австралазии. В этой церкви в 1910-1911 гг. провел несколько богослужений русский священник Николай Манович (Зайцев) (1872-1925). В Новую Зеландию он прибыл в 1909 г. из Австралии, куда в том же году въехал из Канады. Судя по сохранившейся информации, главной целью Мановича был поиск подходящих для переселения его земляков свободных земель в этом регионе.

Сразу по прибытии в Веллингтон Н. Манович посетил сирийскую и греческую общины, после чего по их просьбе утром первого воскресенья ноября 1909 г. в школьном помещении англиканской церкви Святого Петра провел первое в истории Новой Зеландии православное богослужение. Служба шла на греческом, арабском и английском языках. 10 ноября того же года в Окленде в англиканской церкви Святого Мэтью Н. Манович провел первую православную службу и на русском языке. После этого он отправился в Данидин, где принял самое деятельное участие в организации строительства Михайловского храма. Вскоре прихожане случайно узнали, что их пастырь не имеет официальных полномочий и не признается ни Русской, ни Греческой православной церковью. Н. Мано-вич, он же о. Николас, не смог переубедить их в обратном и был вынужден вернуться в Австралию. Там в 1911 г. он провел первую в истории этой страны православную службу на русском языке [1, с. 1-3; 2, с. 6-7; 3; 5, р. 26-27].

Свои православные церкви у русских появились только после Второй мировой войны, почти одновременно в городах Окленд, Веллингтон и Крайстчёрч. Они строились на средства и силами эмигрантов из России, прибывших в Новую Зеландию в период с 1949 по 1951 г. в статусе перемещенных лиц из Европы и беженцев из Китая. Это были представители всех предыдущих волн эмиграции из России. Сначала беженцы направлялись в сортировочный лагерь Пахиатуа на Северном острове, откуда их расселяли по всей стране. Так появились новые русские общины в городах Крайстчёрч, Веллингтон, Окленд и Данидин.

Основой сближения переселенных семей был не только русский язык, но и общая православная вера. Многие из них познакомились между собой еще в европейских лагерях или во время морского путешествия в Новую Зеландию. Православные верующие обратились в Австралийско-Новозеландскую епархию зарубежной Русской православной церкви с просьбой о назначении им постоянного священника. И уже 5 сентября 1950 г. в Веллингтон из Австралии прибыл о. Алексей (Алексей Гаврилович Годяев).

А.Г. Годяев (1900-1989) родился в Вятской губернии в семье священника. До Октябрьской революции он учился в духовной семинарии, потом, после расправы большевиков с его родителями, бежал из России. До выезда в Австралию в 1949 г. жил в Мюнхене, где окончил политехнический институт, затем - в Париже, Милане, а с 1936 г. и до самого отъезда - в Белграде. В Австралию А.Г. Годяев вместе с женой и дочерью попал в составе перемещенных из европейских послевоенных лагерей лиц. О назначении в Новую Зеландию он сам просил первого главу Австралийско-Новозеландской епархии Феодора Рафальского. Возможно, это было связано с его желанием зарабатывать на жизнь своей прошлой светской специальностью химика-технолога. Для постоянного места проживания он выбрал небольшой городок Вайканае, расположенный недалеко от столичного Веллингтона, который в то время был одним из центров становления знаменитого новозеландского сыроделия. Считается, что А.Г. Годяев внес значительный вклад в его развитие в 1960-1970-е годы, его имя упоминается в истории этой отрасли в Новой Зеландии [5, р. 106-109].

Появление русского православного священника и его первая литургия были доброжелательно восприняты новозеландцами. Через неделю после прибытия о. Алексей провел первое собрание русской православной общины в Веллингтоне. Новый приход состоял преимущественно из постреволюционных эмигрантов и бывших советских граждан, разными путями оказавшихся в послевоенных европейских лагерях. Небольшая группа

беженцев прибыла из Китая. Постоянным помощником о. Алексея, сопровождавшим его в поездках по стране в течение 30 лет, был З.З. Зе-леневич, бывший солист Донского казачьего хора атамана Платова. Был избран приходской совет из 7 человек. В него вошли М.А. Кобаров и М.И. Бендзи (староста и его помощник), Е.А. Пельтцер (секретарь), З.З. Зеленевич, С.Е. Яблонская, И.А. Плешко и Н.К. Миненков. На первом же собрании было принято обращение к архиепископу с просьбой оставить о. Алексея в качестве постоянного настоятеля веллингтонского прихода.

Через 10 дней А.Г. Годяев отправился в Окленд, где 1 октября 1950 г. он также организовал собрание местной православной общины, на котором присутствовало 24 чел. В избранный на собрании приходской совет вошли Н.А. Друякин и И.Г. Голубев (староста и его помощник), М.Д. Мигунова, С.К. Сенотрусов и Н.И. Дуброва. По предложению о. Алексея почетным членом совета был избран барон А.С. Тецнер - последний не состоявшийся из-за Февральской революции 1917 г. царский губернатор Тверской области. В конце октября о. Алексей сообщил главе епархии архиерею Феодору Рафальскому о состоянии дел в русских православных общинах и своих планах по преобразованию их в церковные приходы. После этого он получил формальное назначение на службу как постоянный настоятель православного прихода в Веллингтоне с полномочиями по организации и развитию приходов в других городах Новой Зеландии [5, р. 382-383].

21 ноября 1950 г. о. Алексей направился в Крайстчёрч, где с 1949 г. уже существовала русская православная община из числа бывших ди-пи (от англ. «displaced person» - перемещенное лицо), организованная благодаря деятельности одного из них - Евгения Павловича Пахомова. В воспоминаниях многих эмигрантов, входивших в состав этой общины, именно Пахомов, а не о. Алексей считается первым русским священником в Новой Зеландии [5, р. 108] (личный архив автора, 2011 г.). До появления русского православного храма в Крайстчёрче в доме Пахомова регулярно проходили богослужения. Был даже хор из трех человек - самого Пахомова, его дочери и прихожанки Марии Сенаторской. После приезда о. Алексея численность прихода стала расти, в том числе за счет постоянного присутствия на службах сербов и греков. Дом Пахомова уже не вмещал всех прихожан, поэтому в 1951 г. было принято решение об аренде гаража в городском районе Опава и переоборудовании его под церковь, названной в честь святителя Николая Чудотворца. Современное здание церкви было заложено в 1962 г. и освящено в 1963 г.

По выходным дням о. Алексей служил в Веллингтоне, 1 раз в 2 месяца ездил за 600 км в Окленд и 2 раза в год посещал Крайстчёрч, расположенный в 500 км от столицы. Ему приходилось посещать и более отдаленные места в стране, куда судьба занесла бывших россиян. В 1965 г. он выступил даже в роли руководителя собрания русских религиозных беженцев-старообрядцев из Китая, осевших в самом дальнем конце страны -

А.Г. Годяев в день прибытия в г. Веллингтон, 15 сентября 1950 г. (фото из: Father Godyaew. Negatives of the Evening Post newspaper. Ref: 114/192/08-G. Alexander Turnbull Library, Wellington, New Zealand)

в провинции Сауфленд [4]. После его кончины у русской колонии не было постоянного священника до середины 1990-х годов. Роль своего постоянного священника для жизни русской колонии была очень велика, поскольку посещение церкви и участие в деятельности приходов в те годы были практически единственным способом сохранения и поддержания культурной и этнической идентичности русских.

Численный рост русской колонии, социальный состав послевоенных мигрантов и наличие постоянного священника сделали Русскую православную церковь настоящим центром общей культурной памяти. В 1951 г. началось строительство Воскресенского храма в Окленде. Земельный участок для церкви был передан в дар русской православной общине дочерью А.С. Тецнера Ольгой. Храм был построен силами прихожан и освящен о. Алексеем в 1953 г. В Веллингтоне будущие прихожане трижды выкупали для проведения религиозных служб уже построенные здания. В первый раз православная община арендовала дом в центре города на Пири-стрит. Его помещения были перестроены и расширены, комнаты на втором этаже сдавались внаем, здесь же проводились платные концерты. Позднее на средства приходов и пожертвования здание было выкуплено, и с 1955 г. здесь начались регулярные богослужения. По этому адресу церковь просуществовала 40 лет. В 1995 г. дом был продан и взамен него куплено другое здание на Уэб-стрит. Но там службы проводились всего 5 лет - приходу пришлось вновь продать здание. Причиной стала его слабая сейсмическая устойчивость, выявленная при проверках мэрией. Требовались серьезные вложения в его укрепление, на что у прихода не было средств. В настоящее время храм Христа Спасителя размещается далеко от центра города, в районе Мирамар на Дарлингтон-роуд, и занимает помещение, ранее принадлежащее пресвитерианской церкви. Здание было переоборудовано и обустроено прихожанами согласно православным нормам.

Внешне - и в прошлом, и сегодня - русские православные храмы в Новой Зеландии представляют собой простые объекты с минимумом традиционных архитектурных деталей. На некоторых имеется маленький купол с православным крестом, на других - только крест. Все они располагаются в жилых зонах, и только невысокий забор отделяет их территорию от соседних домов. По своим размерам храмы небольшие, не больше часовни по российским меркам. В Окленде в послевоенный период службы проводились в среднем 1 раз в 2 месяца и приход состоял из 20-30 семей, поэтому небольшие храмы вполне удовлетворяли потребности верующих. В настоящее время с появлением большого количества постсоветских мигрантов ситуация изменилась: если на обычные службы в церковь приходит от 10 до 20 чел., то по религиозным праздникам, особенно на Пасху или Рождество, число присутствующих может достигать нескольких сотен. В таких случаях заранее арендуется другое помещение или служба проходит на прихрамовой территории.

Внутреннее убранство церквей составляет гордость их приходов. Многие иконы и предметы церковной утвари являются семейными реликвиями, переданными первыми прихожанами в дар храмам.

Богослужения велись на церковнославянском языке. Священник облачался в традиционные одеяния, соответствовавшие православным канонам. В отсутствие священника службы проводились самими прихожанами.

О. Алексей в 1980-е годы (фото из архива Храма Христа Спасителя в Веллингтоне)

Храм Воскресения Христова в г. Окленд (Новая Зеландия). Фото автора

Таким образом, первым русским православным священником в Новой Зеландии фактически был Н. Манович, хотя Русская православная церковь считала его самозванцем. После его отъезда у русскоязычных эмигрантов почти четыре десятилетия не было ни своих приходов, ни своих священников. Ситуация изменилась только после войны, с прибытием в страну новых российских мигрантов. По их просьбе Австралийско-Новозеландская епархия Русской православной церкви за рубежом направила в Новую Зеландию А.Г. Годяева, ставшего первым постоянным священником русской церкви в этой стране. Всего за 3 месяца под его руководством здесь были созданы три новых русских православных прихода. Православная вера и сам институт церкви были главными консолидирующими факторами для малочисленной и разрозненной русской колонии. Как и в других странах, послевоенные русскоязычные мигранты в Новой Зеландии активно участвовали в деятельности православных приходов и строительстве русских церквей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говор Е.В. По следам Николая Мановича // Австралиада. Сидней, 1997. № 13. С. 1-3.

2. Говор Е.В. Священник-социалист или самозванец-доносчик: к биографии Николая Мановича // Австралиада. Сидней, 1998. № 16. С. 6-7.

3. Рудникова Е.В. Русская православная церковь в истории русской диаспоры в Новой Зеландии // Россия и АТР. 2013. № 4. В печати.

4. Рудникова Е.В. Русские староверы в Новой Зеландии // Восток (Oriens). 2013. № 2. В печати.

5. Protopopov M.A. The Russian Orthodox Presence in Australia. Fitzroy: Australian Catholic Univ., 2005. 443 p. -http://dlibrary.acu.edu.au/digitalthesis/public/adt-acuvp87/09042006/02whole/pdf (дата обращения: 31.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.