Научная статья на тему 'Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ'

Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1069
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА / ФИЛАРЕТОВСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / МАРИИНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ / WOMEN'S RELIGIOUS EDUCATION / DIOCESAN WOMEN'S COLLEGE / PHILARET'S DIOCESAN WOMEN'S COLLEGE / MARIINSKY DIOCESAN WOMEN'S COLLEGE / MOSCOW METROPOLITAN FILARET (DROZDOV)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якименко Вера Владимировна

Статья посвящена истории возникновения в Москве епархиальных женских училищ. Рассмотрена роль митрополита Филарета (Дроздова) в организации первого московского епархиального училища в 1865 г. в Харитоньевском переулке, а также обстоятельства возникновения в 1871 г. второго епархиального женского училища Мариинского. Дан анализ учебных программ, организации жизни, особенностей этих двух училищ, показана их роль в развитии духовного и шире женского образования в Москве и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the beginning of the first Moscow eparchial women's schools

The article is about the history of Moscow diocesan women's colleges. It studies the participation of Moscow Metropolitan Filaret (Drozdov) in organizing of the first eparchial school in 1865 in Haritonevskiy lane as well as the circumstances of the nascence of the second diocesan women's school named the Mariinsky in 1871 year. It gives the analysis of the educational programmes, organization of life, special characteristics of these two schools. It also shows their role in the development of spiritual education which can be described as women's education in Moscow and in Russia.

Текст научной работы на тему «Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ»

В.В. Якименко

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВЫХ МОСКОВСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ

Статья посвящена истории возникновения в Москве епархиальных женских училищ. Рассмотрена роль митрополита Филарета (Дроздова) в организации первого московского епархиального училища в 1865 г. в Харитоньевском переулке, а также обстоятельства возникновения в 1871 г. второго епархиального женского училища - Мариинского. Дан анализ учебных программ, организации жизни, особенностей этих двух училищ, показана их роль в развитии духовного и шире - женского образования в Москве и России.

Ключевые слова: женское духовное образование, епархиальные женские училища, Филаретовское епархиальное женское училище, Мари-инское епархиальное женское училище, митрополит Московский Филарет (Дроздов), церковно-приходские школы при епархиальных училищах.

Период либеральных реформ 1860-х годов серьезно затронул и область образования. В очередной раз российская общественность задается вопросом о назначении женщины в семье, обществе и государстве. К середине XIX в. стало распространяться общественное мнение о необходимости развития женского образования, основанного на религиозно-нравственном воспитании и отвечающего потребностям современной жизни. Женские учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, куда входили женские гимназии и институты благородных девиц, не имели аналогов в Европе по организации учебно-воспитательного процесса и уровню получаемого образования, но в них могли обучаться преимущественно представительницы высших сословий.

Если в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах Российской империи дочери обеспеченных священнослужителей

© Якименко В.В., 2012

и церковнослужителей могли обучаться в вышеназванных казенных учебных заведениях или получать домашнее образование, то в уездных городах и тем более в селах такая возможность практически исключалась. Зачастую неграмотные жены священников по нравам ничем не отличались от крестьянок, и о каком-то просвещении народа со стороны матушек говорить не приходилось. Современники отмечали слишком заметную интеллектуальную разницу между воспитанниками семинарий и их женами, в лучшем случае получившими домашнее образование. Изначально и сами представители духовенства скептически отнеслись к возможности своих дочерей получать какое-либо образование, но вскоре в связи с либеральными процессами в обществе пришло осознание того, «что каждая мать, тем более мать будущих пастырей и учителей народа, должна быть женщиной развитой, образованной в духе православия и русской народности»1.

Возникновение нового типа учебных заведений - епархиальных женских училищ, произошло по инициативе дочери императора Николая I, великой княжны Ольги Николаевны, ставшей впоследствии королевой Вюртембергской2 (после отъезда Ольги Николаевны за рубеж эти духовные женские училища взяла под свое покровительство ее мать императрица Александра Федоровна). 18 августа 1843 г. в Царском Селе открылось первое епархиальное женское училище в России для представительниц духовного сословия, где девицы стали получать соответствующее их классу образование. До выхода императорского Устава 1868 г. первое епархиальное женское училище послужило образцом для всех остальных заведений подобного типа. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем писал, что общие основы вновь создаваемых епархиальных женских училищ должны быть ориентированы на Устав первого Царскосельского духовного женского училища, и что он сам брал его за основу для составления устава Тамбовского епархиального женского училища3.

В конце 1850-х годов стали создаваться комитеты для решения вопросов по открытию епархиальных женских училищ для представительниц духовного сословия. Новые женские духовные учебные заведения ставили перед собой цель - дать образование и воспитание дочерям духовенства, чтобы они могли быть «достойными супругами служителей алтаря Господня и попечительными матерями, которые взращивали бы детей своих в правилах благочестия и добронравия»4.

20 сентября 1868 г. императором Александром II был утвержден Устав епархиальных женских училищ с расширенной программой преподавания общеобразовательных предметов. Цель данного типа

духовных женских училищ - «воспитание девиц в правилах благочестия по учению православной церкви и в русском народном духе, с тем, чтобы воспитанницы могли впоследствии иметь благотворное влияние на окружающую среду строгою нравственною жизнью и деятельным исполнением семейных обязанностей»5.

Московские епархиальные женские училища являлись одними из самых крупных заведений подобного рода в России. В среднем в каждом из них обучалось 300-450 учениц. Для сравнения: в 1889 г. в России функционировали 44 епархиальных женских училища с 13 тыс. учащихся, в каждом училище обучалось около 230 воспитанниц. К 1900 г. в России уже действовали 56 епархиальных женских училищ. По внутренней организации учебно-воспитательного процесса московские духовные училища для женщин принадлежали к типу полузакрытых учебных заведений среднего звена. Епархиальные женские училища открывались с разрешения Святейшего Синода и по ходатайству епархиальных архиереев. В Москве первоначально были организованы два епархиальных женских училища, каждое из которых имеет свою историю.

Московские епархиальные женские училища были организованы по инициативе московских митрополитов Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Вениаминова). Находясь в ведении Священного Синода, эти женские учебные заведения подчинялись епархиальному архиерею, местному духовенству и Совету училища6. Обратимся к обстоятельствам возникновения каждого из училищ. В 1832 г. в Москве в Армянском переулке (сегодня дом № 11) было открыто Женское воспитательное отделение при Горихвостовском доме призрения бедных из духовного сословия. В Отделении воспитывалось около 50 сирот 7-16 лет, которые обучались чтению, письму, катехизису, Священной истории, русской грамматике, словесности, арифметике, всеобщей истории, географии, церковному пению и рукоделию. В учебно-воспитательном процессе участвовали священник Отделения, учителя из приходского духовенства, надзирательницы и смотритель дома из членов епархиального попечительства. Именно об этом учебном Отделении в 1857 г. писал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), рассуждая о женском духовном образовании: «воспитание направлено к тому, чтобы дать девицам религиозно-нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению»7.

15 ноября 1865 г. Воспитательное отделение для девиц из духовного сословия по инициативе митрополита Филарета было преобразовано в женское духовное училище. В этом же году учебное заведение было переведено в специально выстроенное для него здание в

Малом Харитоньевском переулке, дом 5 (бывшее владение Чудова монастыря). В центральной части главного корпуса была устроена домовая церковь в честь святого праведного Филарета Милостивого. Святитель Филарет изначально задумал организовать из приюта духовную школу и для этого утвердил «Начертание правил для Дома воспитания бедных девиц духовного звания, состоящего под ведением духовного Попечительства». По этому проекту «цель сего учреждения состоит в том, чтобы беднейшие сироты, девицы духовного звания получали соответственное их званию и полу воспитание и образование религиозное, нравственное и хозяйственное...»8. Для этого в шести отделениях, а впоследствии в классах училища изучались следующие предметы: чтение, письмо, катехизис, Священная история, учение о богослужении, краткая история Вселенской церкви, краткая русская история, русская и славянская грамматика, арифметика, география, краткая теория словесности, история русской литературы, черчение, рисование узоров для рукоделия и церковное пение. В старших классах преподавались естественная история, понятия о воспитании детей и христианские наставления, впоследствии физика, алгебра, геометрия и космография, а с 1867 г. по определению Святейшего Синода была введена педагогика. Преобразовавшись в училище, Женское воспитательное отделение из низшей ступени женского духовного образования эволюционировало в среднюю.

Экстраординарное собрание, состоящее из членов Попечительского Совета училища и старших представителей московского духовенства, избирало смотрителя, духовника, эконома и главную надзирательницу училища. С выходом «Начертания правил для Дома воспитания бедных духовного звания» в среде духовенства вставал вопрос об организации училища по Уставу женских гимназий для увеличения числа воспитанниц за счет приходящих дочерей священнослужителей и церковнослужителей9. Но митрополит Филарет отрицательно высказался по этому вопросу, желая сохранить самобытный дух училищ. Тем не менее, во многом благодаря стараниям протоиерея П.И. Капустина воспитанницы Филаретовско-го училища стали получать образование, ориентированное на курс женской гимназии по светским предметам.

1 декабря 1875 г. уже при содействии митрополита Московского и Коломенского Иннокентия в Филаретовском училище произошли преобразования, и оно стало ориентироваться на общероссийский Устав епархиальных женских училищ, утвержденный в 1868 г. императором Александром II. В связи с изменениями в Московском Филаретовском епархиальном женском училище была учреждена комиссия в составе протоиерея П.И. Капусти-

на, священника Д.И. Кастальского, Г.П. Смирнова-Платонова, С.С. Владимирского, Р.А. Ржаницина, В.П. Рождественского, А.И. Любимова, Е.М. Лавровского10.

С расширением учебного заведения усовершенствовались и расширились программы курсов по церковным предметам. Закон Божий был главным предметом и изучался основательно, на него полагалось 25 учебных часов в неделю. В учебную программу входили: Священная история Ветхого Завета и Нового Завета, пространный катехизис, объяснение богослужения, история Вселенской и Русской церквей, чтение новозаветных книг по-славянски (Евангелие в I—III классах, Деяния и Послания апостольские в ^—У классах), с объяснительным переводом на русский язык и практическим ознакомлением с церковно-славянским языком и его грамматикой. Одним из методов обучения было заучивание наизусть и объяснение псалмов, канонов и разных церковных песнопений11.

Из светских предметов изучались: русский язык и русская словесность, арифметика и общая геометрия, всеобщая и русская география, всеобщая и русская гражданская история, общая физика, педагогика и чистописание. По Новому Уставу необязательными предметами были новейшие языки, музыка, рисование. Но несмотря на это, в 1868 г. в программу преподавания Московского Филаре-товского епархиального женского училища вошли новые предметы: французский язык и музыка (фортепиано). Во внеклассное время занимались домашним рукоделием, кройкой, шитьем, вязанием и ведением хозяйства12. Физическое воспитание ограничивалось прогулками и играми на свежем воздухе. О небрежении к этой стороне жизни девиц архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) писал, что физическая сторона в учебно-воспитательном процессе должна быть «как можно полнее, совершеннее, безболезненнее; ибо то будущие матери, от которых рождение детей и питание их потребует свежих, не изношенных книгами сил»13. Учебные пособия по предметам утверждались Учебным комитетом Святейшего Синода.

Большое внимание уделялось церковному пению, которое изучалось по 12 учебных часов в неделю. Воспитанницы пели в училищных храмах «по партесным нотам, и по Обиходу, изданному Святейшим Синодом, обыкновенно на два больших хора из избранных голосов...»14. Самые способные воспитанницы становились регентами в церковно-приходских школах. В 1886 г. Святейший Синод рекомендовал уделять особое внимание церковному пению, так как многие из выпускниц училищ становились сельскими учительницами, которым необходимо умение регентовать. В 1888 г. по распоряжению Святейшего Синода в епархиальных женских училищах

вводится обучение шитью, починке церковных облачений и других «принадлежностей церковной ризницы, каковы: облачения на престол, жертвенник, аналогии, церковные завесы...»15. В нескольких училищах было введено преподавание иконописи, что также являлось особенностью епархиальных женских училищ.

Постепенно в учебные программы училищ включали занятия по педагогике и дидактике. При училищах открывались церков-но-приходские, образцовые и воскресные школы, где воспитанницы проходили практику, после чего могли стать учительницами в церковно-приходских и других школах16 или воспитательницами в тех же епархиальных училищах, в обязанности которых входило наблюдение за религиозно-нравственным развитием девиц. По Уставу епархиальных женских училищ им отводилась особая роль: «воспитательница должна была внушать воспитанницам глубочайшее благоговение к истинам христианской религии и ко всем уставам и обрядам церкви, <...> всеми нравственными мерами стараться противодействовать распространению между девицами притворного благочестия и ложной набожности»17.

Филаретовское училище было шестиклассным и так как изначально создавалось для сирот, то продолжало находиться в ведении Московского Попечительства о бедных духовного звания. В 1868 г. здесь обучались безвозмездно 111 девиц из сирот духовного сословия, из них 75 дочерей священников, а остальные были выходцами из других сословий уездов Московской епархии. В училище также обучались 75 приходящих воспитанниц.

Впоследствии состав учащихся Филаретовского епархиального женского училища стал более разнообразным. В 1902-1903 учебном году в училище обучались 631 человек, из них 583 - из духовного сословия; 490 девиц жили в общежитии Училища, 141 - были приходящими ученицами; 183 человека находилось на полном содержании, 272 - на половинном, 35 имели стипендию; из них 78 человек окончили полный курс обучения и получили аттестат об окончании.

Московское Филаретовское епархиальное женское училище регулярно финансировалось Московским Попечительством о бедных духовного звания, храмами Московской епархии18, епархиальным духовенством19, монастырями, в частности, Давидовой пустынью (Серпуховский уезд Московской губернии). Столичное и сельское духовенство Московской епархии и представители других сословий вносили плату за обучение своих детей. Хотя большинство учащихся были представительницами духовного сословия Московской епархии, здесь также могли обучаться девочки и из других епархий, как из духовного сословия, так и дворянского, купеческого, мещанского и крестьянского происхождения.

Возникновение другого московского епархиального женского училища — Мариинского (выделено автором. — В. Я), связано с деятельностью Братства святой равноапостольной Марии Магдалины, учрежденного московским духовенством 11 апреля 1871 г. для оказания помощи в образовании и воспитании представительницам духовного сословия Московской епархии. Братство возглавлял митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, в его состав также входили: наместник Чудова монастыря архимандрит Вениамин, священник Ризоположенской церкви В.П. Рождественский, священник В.И. Романовский, ректор Московской духовной семинарии протоиерей Н.В. Благоразумов и многие другие20. Братство сначала организовало стипендии в женской учительской семинарии П.И. Чепелевской для бедных девиц духовного сословия. Но для поступления в семинарию нужно было иметь предварительную подготовку, поэтому по проектам, утвержденным Духовным Ведомством и Министерством народного просвещения, были открыты три подготовительных училища: Юрьевецкое, Ризположенское и Николо-Ваганьковское. В течение 1884—1885 гг. трехклассное Риз-положенское училище, располагавшееся в здании бывшей церков-но-приходской школы при храме Ризположения на Донской улице, было преобразовано в шестиклассное московское Мариинское епархиальное женское училище с образцовой церковно-приходской школой при нем. В 1885 г. училище переместилось в специально купленное и перестроенное для него здание на улице Большая Ордынка, дом 22. В 1886 г. в помещении третьего этажа училища была устроена и освящена домовая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Мариинское епархиальное женское училище находилось под покровительством императрицы Марии Федоровны. В 1906—1907 учебном году в училище обучалось 293 воспитанницы, из них 265 человек из духовного сословия, 29 — инославных; 213 жили в общежитии, 81 — были приходящими, 40 — на полном епархиальном содержании, 77 — пользовались пособием, 46 — были стипендиантками; из них 52 — окончили полный курс обучения.

Пансионерки Мариинского епархиального женского училища полностью содержались на средства Попечительства о бедных духовного звания, а также получали стипендии от свечного завода (учрежденного в память пребывания на московской кафедре митрополита Киевского Иоанникия), от московского Алексеевского женского монастыря21, а также именные стипендии от училища, других попечительств и частных лиц. На содержание училища вносили добровольные пожертвования обер-прокурор Святейшего Синода, московские митрополиты, управляющие монастырями, церковные

старосты, профессора Московской духовной академии, священнослужители и купцы22.

Преподаватели епархиальных женских училищ утверждались епархиальным архиереем по представлению Училищного Совета. Это были как духовные, так и светские лица, имеющие аттестат о высшем или среднем образовании, учительницы же проходили предварительное испытание на Совете училища. Выпускники духовных академий зачислялись в епархиальные женские училища в счет обязательной службы по духовно-учебному ведомству23. Как правило, учителей приглашали из местных духовных семинарий или гимназий, так как плата за труд была небольшой, и преподавание только в епархиальных женских училищах не давало никаких служебных льгот и пенсий.

Что касается организации учебно-воспитательного процесса в училищах, то в каждом классе (имеется в виду год обучения) было в среднем 45 человек. В одном учебном классе занимались от 9 до 13 человек. Распорядок дня был следующий: в 7.00 - подъем, 8.00 - утреннее правило в училищной церкви, далее чай, с 8.30 до 13.00 - классные занятия, после каждых двух уроков - перемена до 15 минут. С 13.00 до 14.30 был обед, после которого воспитанницы занимались рукоделием и чтением рекомендованных наставниками книг. Далее следовало внеклассное время: отдых и прогулка в училищном саду, уроки музыки и практические занятия по дидактике для учениц VI класса; с 17.30 до 20.30 - вечерние занятия, после -чай, вечернее правило в церкви и в 21.30 - сон. Таким образом, в среднем 8 часов воспитанницы занимались умственными и физическими занятиями, 6 часов уделялось на молитву, отдых, прогулку, принятие пищи и до 10 часов на сон.

Как и в других духовных учебных заведениях воспитанницы говели, исповедывались и причащались три раза в год: перед праздником Рождества Христова; на первой и последней неделе Великого поста. Посещение всенощных бдений и литургий в воскресные и праздничные дни было обязательным, также как и литургии Преждеосвящен-ных даров по средам и пятницам во время Великого поста, занятия в эти дни не отменялись, а сокращались. Учебный год обычно длился со 2 августа по 15 июня, летние каникулы продолжались всего 6 недель. В июне проходили выпускные экзамены по всем предметам, на которых присутствовал епархиальный архиерей.

Личный состав служащих Филаретовского епархиального женского училища включал председателя Совета училища, четырех его членов, начальницу училища и инспектора классов, входивших в Совет, а также преподавателей, преподавательниц, старших и младших воспитательниц и помощниц воспитательниц.

В московских епархиальных женских училищах преподавали по учебным руководствам, одобренным Учебным комитетом при Святейшем Синоде или Учебным комитетом при Министерстве народного просвещения, а весь учебно-воспитательный процесс был ориентирован и согласован с Уставом епархиальных женских училищ 1868 г., циркулярными разъяснениями по духовно-учебному ведомству и предписаниям к Указу Святейшего Синода от 18 июня 1893 г. за № 275424. Теоретическое изучение предметов совмещалось с практическими занятиями: «участие в церковном пении и чтении было поставлено в органическую связь с изучением церковного богослужения, чтение житий святых служило средством для укрепления в душах учащихся изучаемых сведений из второй части православного катехизиса, а чтение священного писания Нового Завета по-славянски, производившееся законоучителями, служило средством 1) для ознакомления с церковно-богослужебным языком 2) для основательного ознакомления с евангельской историей и христианским учением»25.

Согласно Указу Святейшего Синода от 18 июня 1893 г. воспитанницы V-VI классов проходили практику в образцовых церков-но-приходских школах, созданных при училищах, и изучали методы преподавания предметов в начальных учебных заведениях. Так в 1886 г. Николо-Пыжевская образцовая двухклассная церковноприходская школа была основана стараниями настоятеля церкви святителя Николая Чудотворца в Пыжах священника К. Орлова и по инициативе Совета Мариинского епархиального женского училища26. Со временем число учащихся в ней возросло от 20 до 120 человек, и при поступлении в школу существовал конкурс -два человека на место. После успешного окончания школы девочки получали свидетельство об окончании курса. Прошедшие полный курс обучения и вышедшие из III отделения школы, поступали в I и II классы Мариинского епархиального женского училища. Данная школа существовала на благотворительные средства.

Образцовая женская одноклассная церковно-приходская школа при Московском Филаретовском епархиальном женском училище была открыта 12 октября 1894 г.; в ней преподавали выпускницы училища. Учащиеся школы делились на три отделения, где обучались дети духовенства, купечества, мещан, крестьян. В образцовых церковно-приходских школах наблюдался высокий уровень преподавания, здесь приобретали практические методы преподавания будущие выпускницы, что давало им возможность получить диплом учительниц начальных церковных школ. Таким образом, низшая и высшая ступени женского духовного образования плодотворно взаимодействовали между собой.

Учительницы, получившие образование в Филаретовском и Мариинском епархиальных женских училищах, будучи преподавателями, получали хорошие отзывы в церковно-приходских школах Московской епархии. В Москве образованные дочери духовенства имели возможность заниматься частными уроками или преподавать в учебных заведениях, для них это часто являлось единственным источником самостоятельного дохода. Также при Филаретовском училище находился приют для 12 девочек — сирот 9—10 лет, основанный и содержащийся С.С. Аксаковой на проценты с пожертвованного ею капитала. Воспитанницы приюта поступали в данное епархиальное женское училище.

Женские духовные школы среднего звена, к которым относились епархиальные женские училища, были созданы для получения представительницами духовного сословия систематического образования, не уступающего по уровню светскому женскому образованию. В целом женские церковные учебные заведения вывели на новый уровень не только женское образование, они расширили сферу деятельности женщины, дали ей возможность получать не просто духовное образование, но и применять его в практической и трудовой деятельности: преподавать в начальных школах и училищах, повышая свой образовательный и профессиональный уровень. Получение образования дочерьми духовенства давало им возможность занять хорошее положение в своем сословии или выйти из него. Можно говорить о формировании в России средней ступени женского духовного образования к концу XIX — началу XX в. Московские епархиальные женские училища заняли достойное место в системе женского духовного образования Российской империи.

Примечания

1 Сергиевский Н. Женское духовное образование в России в связи со светским в их прошедшем и настоящем // Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1894. № 1. С. 24, 33.

2 Об училищах девиц духовного звания. М., 1866. С. 3—5.

3 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника // Собрание писем. Вып. ¡—ГУ. М., 2000. Т. 1. С. 17.

4 Семенов Д. Епархиальные женские училища за первое 50-летие их существования // Русская школа. 1893. № 9—10. С. 31.

5 Там же. № 11. С. 29.

6 Устав епархиального женского училища. Пенза, 1880. С. 4.

7 Об училищах девиц духовного звания. С. 10.

Московское Филаретовское епархиальное женское училище. Историческое изложение его судьбы в пятидесятилетний период 1831-1882 гг. М., 1883. С. 37-38.

Капустин П., прот. Несколько слов о Московском Филаретовском училище девиц - сирот духовного звания. М., 1873. С. 7. Устав епархиального женского училища. С. 112. Об училищах девиц духовного звания. С. 116. Устав епархиального женского училища. С. 45-46.

Никольский С. Взгляд Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, по вопросу о школьном образовании девиц духовного звания // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. 1888. № 8. С. 220.

14 Семенов Д. Епархиальные женские училища за первое 50-летие их существования // Русская школа. 1893. № 11. С. 40.

15 Там же. С. 41. Об училищах девиц духовного звания. С. 119. Устав епархиального женского училища. С. 25.

ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы). Ф. 203. Оп. 699. Д. 601. Л. 116.

Там же. Л. 1а.

Отчет состоящих под августейшим Императорского Величества государыни императрицы Марии Федоровны покровительством братства св. равноапостольной Марии Магдалины и Мариинского епархиального женского училища за 1906-1907 отчетный год. М., 1908. С. 3-4. ЦИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 71. Л. 1. Там же. Ф. 203. Оп. 701. Д. 398. Л. 2. Устав епархиального женского училища. С. 38.

Отчет о состоянии Московского Филаретовского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1902-1903 учебный год. М., 1904. С. 15. 25 Там же. С. 18.

Николо-Пыжевская двухклассная церковно-приходская школа и устройство для нее нового дома // Московские церковные ведомости. 1892. № 48. С. 732-733.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.