ИЗ ИСТОРИИ ТУРЕЦКОГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Гор Оганесян *
Отношения Грузии с кочевыми племенами тюрок-сельджуков складывались со времени их вторжения в страны Передней Азии (сер. Х1в.). Эти отношения развивались с различной интенсивностью, в зависимости от времени и конкретных исторических условий. За короткое время тюрки-сельджуки, завладев огромными территориями от Средней Азии до Ирана, под предводительством султана Алп-Арслана (1063-1072гг.) в 1064 и 1068 гг. вторглись в Грузию и оттуда в Армению [1, р. 620, 622; 2, с. 30]. После поражения византийского императора Романа IV Диогена в 1071г. в битве при Маназкерте (Армения) армяне и грузины оказались одни лицом к лицу с государством сельджуков. К 1081г. большая часть Грузии (Иверия) была завоевана тюрками-сельджуками. Правителям Грузии не оставалось ничего другого, как просить мира с условием выплаты ежегодной дани, что и произошло в 1083г. [3]. Отношения с тюрками-сельджуками были непростыми и в целом носили характер противоборства.
В условиях начавшихся с конца X^. крестовых походов и распада единого государства Сельджукидов на ряд независимых княжеств-эмиратов, ведших частые междоусобные войны, Грузия начала проводить активную политику в регионе. С 1099г. она перестала платить дань тюркам-сельджукам [4, էջ 53]. Благодаря совместной с армянами борьбе против этих захватчиков со времен Давида Ш Строителя (1089-1125гг.), а также в конце XI^. – начале XII^. [5, էջ 161] при царствовании царицы Тамары (1184-1213гг.) грузинское государство усилилось. В укреплении государства Тамаре помогали главные военачальники – амирспасалар и атабек Грузии, представители армянского рода Захарян – братья Закарэ и Иванэ, которые в сложной внешнеполитической обстановке сумели не раз нанести поражение сельджукам. Благодаря возглавленным ими успешным военным действиям в освобожденной северо-восточной части Арме-
Аспирант Российско-Армянского (Славянского) университета.
85
Г Оганесян
<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.
нии была восстановлена независимая армянская государственность [6, էջ 129130; 7, с. 141], просуществовавшая до татаро-монгольских завоеваний.
С середины Х111в. Грузия также была завоевана монголами и включена в состав Золотой орды, а затем и в государство Ильханов. Монгольское влияние с 30-40гг. Х1Ув. в Грузии ослабло и грузинский царь Георгий VI проводил активную внешнюю политику.
Турецко-грузинское противостояние возобновилось с вторжением тур-ков-османов в Имеретию и разрушением ее столицы Кутаиси в 1510г. [8, с. 17]. Грузинские царства и княжества из-за отсутствия единения потерпели поражение, признав вассальную зависимость от Османской империи. Дальнейшая история региона складывалась в контексте персидско-турецких войн и завоеваний Сефевидской Персии и Османской империи. В целом, в XVI-XVIIвв. турецко-грузинские отношения выражались в формате турецкоперсидского противостояния.
В конце XVII^. все больший интерес к турецко-грузинским отношениям начинает проявлять Российская империя, как видно из Арт. 23 «Кючук-Кайнарджийского договора» 1774г., заключенного между Россией и Османской империей [9]. 21 декабря 1782г. Картли-Кахетинский царь Ираклий II официально обратился к императрице Российской империи Екатерине II с просьбой взять его царство под покровительство империи [10]. Договор был подписан 24 июля 1783г. в русской военной крепости на Северном Кавказе в Георгиевске [11]. Заключение «Георгиевского трактата» еще более ухудшило внешнеполитическое положение страны, что стало поводом для новых разорений [12]. Сложившаяся на Кавказе сложная ситуация привела к тому, что 18 апреля 1800г. император России Павел I, а затем 12 сентября 1801г. и его наследник Александр I подписали манифест об упразднении Картли-Кахетинского царства и вхождении Восточной Грузии в состав Российской империи [13]. В 1803г. Мегрельское княжество приняло российское подданство. В 1804г. между Имеретинским царством и Россией был заключен «Элазнаурский трактат», по которому это царство перешло к России в качестве ассоциированного государства. В 1810г. император Александр I подписал манифест о присоединении Абхазского княжества к российской империи. В том же году под покровительство России перешло Гурийское княжество1.
30 октября 1918г. между побежденной Турцией, Англией и Францией было заключено «Мудросское перемирие»1 2, по условиям которого Турция покину-
1 См. Справка: Россия и Грузия-история взаимоотношений. 14.08.2008. Хронология контактов на протяжении шести веков. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3560679,00.html.
2 См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мудросское _перемирие.
86
<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.
Г. Оганесян
ла оккупированные в Закавказье территории. В декабре 1918г. Аджарию заняли английские войска. Оккупационный режим англичан продлился до июля 1920г. Вследствие прогрузинской ориентации местных политических деятелей во главе с Мемед-бегом Абашидзе 31 августа 1919г. в Батуми состоялся съезд представителей грузинских мусульман, которые выдвинули требование о присоединении Аджарии к Грузии [13].
Еще в декабре 1918г. протурецким «Национальным советом ЮгоЗападной кавказской территории» в Карсе была провозглашена «Юго-Западная Кавказская демократическая республика», за спиной которой стояла Турция. Благодаря силам Антанты 10 апреля 1919г. эту республику удалось ликвидировать. Ее правительство было арестовано, а исконно армянская Карсская область была передана Республике Армения1, что решало вопрос о принадлежности Карсской области, которую Грузия стремилась безосновательно включить в свой состав.
В конце февраля 1921г. в связи с наступлением Красной армии в направлении Батуми грузинское правительство, надеясь использовать возможность военного столкновения между турецкой и Красной армиями в своих целях, 7 марта достигло устного соглашения с командующим турецкими войсками северо-восточного направления. Турецкие войска могли войти в город, сохранив при этом контроль над гражданской администрацией за грузинскими властями. На следующий день турецкие войска вошли в город, что привело к кризису в отношениях Турции и Советской России. В ответ на ноту протеста Советской России турецкая сторона ответила, что турецкая армия лишь обеспечивает безопасность местного мусульманского населения, которой угрожает советская военная операция1 2. После состоявшихся в Москве (16 марта) переговоров между представителями Советской России и Турции Батуми переходил к Грузии, а 17 марта в результате перемирия, подписанного в Кутаиси министром обороны Грузии Г.Лордкипанидзе и представителем советской стороны А.Енукидзе, Красной армии позволялось занять Батуми3. Таким образом, грузинское правительство во избежание окончательно утраты Батуми решило город советскому правительству, тем самым включив его в состав Грузии.
С советизацией Грузии (16 февраля 1921г.) турецко-грузинские отношения стали рассматриваться в контексте турецко-советских отношений. Так, вопрос о статусе Аджарии был решен в рамках турецко-советского договора, подписанного в Москве 16 марта 1921г. и подтвержденного «Карсским договором»,
1 См. Ьир://ги.‘тк1ре^а.ог^'‘тк1/Юго-Западная_Кавказская_демократическая_республика.Ь1т.
2 См. http.:www.Советско-грузинская_война.htm.
3 См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Грузинская_Демократическая_Республика.
87
Г Оганесян
<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.
подписанным 13 октября того же года: Турция не предъявляла претензий на Аджарию в случае, если Аджарии будет предоставлена автономия. Форма автономии в договоре конкретно не указывалась. Следуя условию договора, в июле 1921г. специальным декретом была создана Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика. Высшим органом власти в Аджарии был объявлен Аджарский меджлис, пользовавшийся правами Ревкома [13].
Дальнейшие турецко-грузинские отношения укладывались в рамки турецко-советских отношений. Собственно турецко-грузинские отношения возобновились в декабре 1991г., уже после распада СССР, в связи с признанием Турцией Грузии в качестве независимого государства.
Таким образом, исторический обзор турецко-грузинских отношений демонстрирует их довольно сложную и подчас противоречивую природу. В целом, можно констатировать, что, несмотря на свою неоднозначную оценку, исторически сложившиеся грузино-турецкие отношения продолжают играть важную роль в дальнейшем развитии взаимосвязей между Турцией и Грузией, которые уже на современном этапе проходят в новом стратегическом русле.
Отметим, что для непосредственного влияния на процесс формирования доверия между государствами и во избежание одностороннего негативного и неконструктивного взгляда, представляя ретроспекцию турецко-грузинских отношений, необходимо учесть также и историю напрямую вовлеченных в эти отношения народов и стран.
Сентябрь, 2010.
Источники и литература
1. The Cambridge Medieval History, vol. IV, The Byzantine Empire, part I, Byzantium and Its Neighbors, Ch. XIV Armenia and Georgia, Cambridge, 1966.
2. Райс Т. Т., Сельджуки-кочевники – завоеватели Малой Азии» М., 2004.
3. История Грузии. http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Грузии.
4. Մարգարյաե Հ.Գ., Հյուսիսային Հայաստանի Եվ Վրաստանի ԺԲ դարի պատմության մի քանի հարցեր. Երևան, 1980.
5. Հովհաննիսյան Աջ., Դրվագներ հա] ազատագրական մտքի պատմության. Երևան, 1959.
6. Ուլուբաբյան Բ. Ա, Խաչենի իշխանությունը X-XVI դարերում. Երևան, 1975.
7. История армянского народа (под. ред. М.Г.Нерсесяна). Ер., 1980.
8. Гаджиев КС., Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2003.
9. Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774). http://ru.wikisource.org/wiki/ Кючук-Кайнарджийский_мирный_договор_(1774).
88
<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.
Г. Оганесян
10. Скаков А, Россия и Грузия между дружбой и враждой. http://his.1september.ru/ article.php?ID=200302101.
11. Вачнадзе М, Гурули В., Бахтадзе М, История Грузии. http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Vachn/index.php.
12. Չռբաեյաե Պ., Հայ-Ռուս-Վրացական փոխհարաբերությունները ԺԸ դարի երկրորդ կեսին. Ս.Էջմիածին: Մայր Աթոռ Ս. էջմիածին Հրատարակչություն, 2006, էջ 459.
13. Вачнадзе М, Гурули В, Бахтадзе М, История Грузии с древнейших времен до наших дней.
http://fictionbook.ru/author/vachnadze_merab/istoriya_gruzii_s_drevneyishih_vremen
_do/read_online.html?page=1.
FROM THE HISTORY OF TURKISH-GEORGIAN RELATIONS
Gor Hovhannisyan
Resume
Retrospective view of the relations between Turkey and Georgia reveals their complicated and very often discrepant nature. Generally, it can be stated that historically, Turkish-Georgian relations, despite their mixed assessment, still remain the forming aspect of the further development of the relations between Turkey and Georgia, which in the modern stage are passing on within the strategic framework.
While presenting the retrospection of the Turkish-Georgian relations, it is also necessary to take into consideration the history of the peoples and countries which were directly involved in those relations and not to try to present them in a onesided negative and non-constructive plane.
89