Научная статья на тему 'Из истории торговых связей среднеазиатских ханств с Россией'

Из истории торговых связей среднеазиатских ханств с Россией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1275
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОРЕНБУРГ / СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ХАНСТВА / БУХАРЦЫ / ХИВИНЦЫ / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ КУПЦЫ / ЯРМАРКИ / ТОРГОВЫЕ КАРАВАНЫ / RUSSIA / ORENBURG / CENTRAL ASIAN KHANATE / BUKHARA / KHIVA PEOPLE / TRADE RELATIONS / CENTRAL ASIAN MERCHANTS / FAIRS / TRADE CARAVANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марозиков Акмалжон Абдурашитович

В статье на основе анализа широкого круга источников рассмотрено развитие торговых связей между Среднеазиатскими ханствами и Россией, которые значительно усилились с ХVI века и влияли на политические отношения между странами. Российское правительство разрешало среднеазиатским купцам торговать только на трех ярмарках: Ирбитской, Коренной и Нижегородской. Однако оренбургские правители делали все, чтобы торговлю со среднеазиатскими купцами сосредоточить непосредственно в Оренбурге. Исследование вопроса показало, что русско-среднеазиатская торговля, успешно развиваясь, приносила российской казне значительные доходы, а также благотворно влияла на экономическое развитие среднеазиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории торговых связей среднеазиатских ханств с Россией»

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ХАНСТВ

С РОССИЕЙ

Марозиков А.А. Email: Marozikov17132@scientifictext.ru

Марозиков Акмалжон Абдурашитович — аспирант, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье на основе анализа широкого круга источников рассмотрено развитие торговых связей между Среднеазиатскими ханствами и Россией, которые значительно усилились с XVI века и влияли на политические отношения между странами. Российское правительство разрешало среднеазиатским купцам торговать только на трех ярмарках: Ирбитской, Коренной и Нижегородской. Однако оренбургские правители делали все, чтобы торговлю со среднеазиатскими купцами сосредоточить непосредственно в Оренбурге. Исследование вопроса показало, что русско-среднеазиатская торговля, успешно развиваясь, приносила российской казне значительные доходы, а также благотворно влияла на экономическое развитие среднеазиатского региона.

Ключевые слова: Россия, Оренбург, среднеазиатские ханства, бухарцы, хивинцы, торговые отношения, среднеазиатские купцы, ярмарки, торговые караваны.

FROM THE HISTORY OF TRADING RELATIONS OF THE MID-ASIAN

KHANATES WITH RUSSIA Marozikov А.А.

Marozikov Akmaljon Abdurashitovich - Post-Graduate Student, DEPARTMENT HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER M. ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, based on an analysis of a wide range of sources, the development of trade relations between the Central Asian khanates and Russia, which have increased significantly since the sixteenth century and influenced political relations between the countries, is considered. The Russian government allowed the Central Asian merchants to trade only at three fairs: Irbit, Korenna and Nizhny Novgorod. However, the Orenburg rulers did their best to concentrate trade with the Central Asian merchants directly in Orenburg. The study of the issue showed that the Russian-Central Asian trade, successfully developing, brought considerable revenues to the Russian treasury, and also had a beneficial effect on the economic development of the Central Asian region.

Keywords: Russia, Orenburg, Central Asian Khanate, Bukhara, Khiva people, trade relations, Central Asian merchants, fairs, trade caravans.

УДК 930

Политические, торговые и культурные контакты между Россией и Средней Азией усиливаются в XVI в. Важным моментом в их развитии и укреплении явилось присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств, а затем и Сибири, которое намного сократило расстояние, разделявшее Россию и среднеазиатские города. В результате завоевательных походов, предпринятых Иваном Грозным в XVI в., Россия полностью овладела - Волгой, позволяющей значительно увеличить торговлю со Средней Азией и установить с ней более тесные торговые и дипломатические связи. Торговля с ней в это и последующие столетия, для экономического развития Русского государства имела несравненно большее значение, чем его торговля со странами Запада [1, с. 5].

Торговля со Средней Азией способствовала развитию русского ремесла, на продукцию которого был высокий спрос на восточных рынках. Из Московского государства в Среднюю Азию, вывозили сибирскую пушнину, рыбий зуб (моржовые клыки), деревянную посуду. В Хиве и Бухаре очень ценились охотничьи птицы - соколы и кречеты. Большую нужду испытывали в ханствах в металлах и металлических изделиях. Особенно большой спрос был на доспехи и панцири [2, с. 436]. Торговля с Россией имела очень большое значение для народнохозяйственных интересов среднеазиатских ханств. В Бухаре из русской меди выделывали посуду и чеканили мелкую монету, из железа изготовляли сельскохозяйственные орудия, использование которых содействовали общему улучшению техники сельского

хозяйства. Для Хивы русский рынок также имел первостепенное значение. Хива становилась поставщиком хлопка-сырца, базы, шелковых и полушелковых тканей, кожи и кожевенных товаров и других изделий местного производства. Однако русские купцы опасались грабежей и сами в Хиву ездили очень редко. Торговля по-прежнему находилась в руках мусульманских купцов. Из среды местных купцов выделялась экономически мощная группа, которая вкладывала свои капиталы в торговлю с Россией.

В XVI в. в Средней Азии на месте Тимуридского, а затем и Шейбанидского государств складываются Хивинское ханство и Бухарский эмират, которые стремились к установлению тесных торговых связей с Русским государством. Основным предметом вывоза из Средней Азии в этот период был текстиль: всевозможные сорта бумажных тканей (зендени, бязь, кумачи, пестрядь, миткаль, выбойки и др.). Кроме текстиля в русских и сибирских городах пользовались спросом бухарский сафьян, ковры и оружие, особенно бухарские луки. Важным предметом вывоза из Средней Азии являлся ревень [3]. Таким образом, торговые связи Московского государства со среднеазиатскими ханствами в то время отвечали насущным потребностям обеих сторон.

Взаимные торговые интересы определяли и политические отношения между Русским правительством и среднеазиатскими ханствами. В течение Х'УП в. бухарские и хивинские посольства 16 раз посещали Москву и русские пограничные города, а русские посольства за то же время 9 раз побывали в Средней Азии [4, с. 406]. Послы прибывали, как правило, с торговыми караванами. Сами послы, особенно бухарские, пользовались своими поездками для провоза товаров и выгодной реализации их в российских городах.

Основной задачей дипломатических посольств с обеих сторон в тот период являлось заключение торговых договоров и забота о том, чтобы, как отмечалось: «меж нами был путь чист и не заперт» [5, с. 438]. Русские цари поддерживали с ханствами мирные взаимоотношения.

Заметные изменения в отношении России к среднеазиатским ханствам наблюдается в период правления Петра Первого, который придавал русско-среднеазиатским связям большое значение. Целый ряд мероприятий был задуман Петром с целью укрепления влияния России в среднеазиатских ханствах.

В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве со второй половины XVII в. начинается время внутренных смут и частой смены ханов.

«Воспользовавшись междоусобной борьбой в ханствах, Петр, - как отмечает В.В. Бартольд, - уже не сносился с ханами, как равный с равными. Хивинский хан был признан русским подданным, и в этом смысле были составлены грамоты к хану Шах-Ниязу (1700 г.) и к хану Араб - Мухаммеду (1703 г.)...» [6, с. 392-393].

Петр «стремился овладеть знаменитым золотым рудником Василькара около Ургенча и построить несколько крепостей на Амударье, чтобы обеспечить русской торговле легкое и надежное сообщение со Средней Азией и Индией. Говорят, что Петр Великий, - отмечает Е.К. Мейендорф, - даже предложил бухарскому хану подчиниться России, чтобы избавить его, таким образом, от беспокойств, доставлявшийся хану неповиновением его народов» [7, с. 122]. Однако не о покое Бухары заботился Петр, в этом предложении его крылась давнишняя мечта завладеть богатой страной и открыть путь в Индию.

Петр понимал, что путь к овладению Средней Азией лежит через казахскую степь. По его приказу была возведена Иртышская укрепленная линия протяжением в 900 км с 5 крепостями. Но этого было недостаточно, поэтому в 1718 году Петр высказал мысль о постройке крепости на пограничной с казахской степью реке Яик (Урал), куда, по его мнению, купцы могли приходить со своими караванами. Однако смерть Петра помешала выполнению задуманного [8].

Укрепление южных границ России и строительство здесь города Оренбург было вызвано целым ряда причин, среди которых основными были стремление русского правительства к установлению и развитию экономических и дипломатических связей со Средней Азией.

В 1735 г. под руководством И.К. Кириллова был построен Оренбург при устье Ори [9, с. 535].

Ещё в проекте основания города Оренбурга с особой силой подчеркивалась необходимость установления торговых отношений со Средней Азией, в частности с Ташкентом, Туркестаном, Ходжентом.

11 апреля 1736 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны на имя И.К. Кириллова, согласно которому он должен был всячески стараться привлекать в Оренбург купцов из Ташкента и других городов Средней Азии.

В апреле 1737 года, после смерти И.К. Кириллова, начальником «Известной экспедиции», переименованной затем в Оренбургскую комиссию, был назначен В. Н. Татищев. Он

продолжил политику своего предшественника. Для развития торговли он приказал построить в Оренбурге Меновой двор и открыть ярмарку, на которой среднеазиатские купцы охотно приобретали сукна, пушнину и краски [10, с. 675].

От этой торговли впервые в казну стали поступать пошлины, и торговля оказалась настолько выгодной для государства, что возникла необходимость составления нового торгового устава и тарифа. До этого она осуществлялась по указу, подписанному императрицей Анной Иоанновной 10 августа 1739 г. Новый устав был утвержден 1 декабря 1755 г., по которому «хивинским и бухарским купцам позволено было, заплатив пошлины за ввезенные в Оренбург товары, провести их во внутренние города России, уплатив дополнительно проезжую пошлину на 10 копеек с рубля ефимками и продать оные в Москве, или где выгоднее для себя найдут». Однако из-за этого «неожиданно проистекли самые вредные... последствия, писал князь Г. Гагарин в докладной записке, направленной в Сенат, - ибо азиатцы, применяясь к торговле нашей, возымели сильное желание непосредственно торговать внутри России», предпочитая при этом ввозить алмазы и драгоценные камни, с которых пошлину не брали. В связи с этим был издан указ от 18 марта 1763 г., на основании которого азиатским купцам запрещалось ездить во внутренние города России, им разрешалось торговать только на трех ярмарках: Ирбитской, Коренной и Нижегородской. Однако оренбургские правители делали все, чтобы торговлю со среднеазиатскими купцами сосредоточить непосредственно в Оренбурге. Они добились постановления Коммерц-коллегии от 13 мая 1763 г., в котором предлагалось «умножить коммерцию с азиатцами» именно со стороны Оренбурга, «а особливо мену товаров на монеты - золото в слитках и серебро» [11, с. 17].

В 1742 г. Оренбургскую комиссию возглавил И.И. Неплюев. В этом же году был подписан указ о строительстве города на новом месте. Город был заложен 19 апреля 1743 г., что считается датой основания Оренбурга.

Оренбург быстро рос. Особое внимание И. И. Неплюев обращал на привлечение в край купцов. В Оренбурге производилась торговля со среднеазиатскими купцами [12, с. 209]. Это способствовало быстрому росту населения слободы. В Сеитовском посаде охотно селились и выходцы из Средней Азии, приезжавшие в Россию торговать. В 1804 году в слободе насчитывалось 20 дворов среднеазиатских поселенцев [11, с. 23].

Выходцы из Средней Азии, обосновавшиеся в Сеитовской слободе Оренбурга, переносили сюда быт и традиции, своего народа, пытались разводить привычные им сельскохозяйственные культуры. Так, из семян, привезенных из Бухары, они хотели выращивать хлопок. Но из этой затеи ничего не вышло из-за климатических условий Оренбургского края. Зато росли прекрасные дыни и тыквы.

Среднеазиатские купцы селились не только в Сеитовском посаде Оренбурга, много бухарцев, например, обосновалось в Орской крепости, где они скупали поступающие из Хивы и Бухары товары и затем перепродавали или обменивали их в казахских жузах.

Среднеазиатские купцы проживали и в самом Оренбурге. По данным Оренбургского городничества по состоянию на 14 апреля 1808 г. здесь обосновались 75 семей. Они вели крупную оптовую торговлю.

Русско-среднеазиатская торговля, успешно развиваясь, приносила казне значительные доходы и, в свою очередь, благотворно влияла на экономическое развитие края.

Показателем роста оборотов по внутренней торговле в первую очередь являлось увеличение оборотов по ярмарочной торговле. Нижегородская ярмарка, перенесенная в 1817 г. Из-под стен Макарьевского монастыря на Волге в Нижний Новгород, становится «всероссийским торжищем». На Нижегородскую ярмарку съезжались купцы со всех купцов России, а также из Средней Азии и Ирана, производились закупки и для Западной Европы [12, с. 214].

К концу XVIII в. окончательно сложились основные торговые пути, соединившие в дальнейшем Россию с узбекскими ханствами. Наряду со старым путем по Волге, Каспийскому морю и Мангышлаку к Хиве (а отсюда в Бухару и даже иногда к Коканду) установился второй путь, который, начинаясь от г. Оренбург или Троицка, шел через Ташкент на Бухару и в Коканд. Часть товаров из России, не доходя до Ташкента, направлялась в Бухару через Казалинск. Третий путь, начинаясь от Семипалатинска или Петропавловска, пересекал Казахскую степь, прохода вдоль реки Сары-су на Ташкент. Кроме перечисленных основных путей, имелся и ряд менее важных вариантов. В последние десятилетия перед завоеванием главенствующая роль среди всех упомянутых торговых путей из России в Среднюю Азию принадлежала пути из Оренбурга на Ташкент.

Список литературы / References

1. ФехнерМ.В. Торговля Русского государства со странами Востока в XVI в. М., 1956. С. 5.

2. История Узбекской ССР. Т.1. Кн. 1. Ташкент, 1955. С. 436.

3. Современный Энциклопедический словарь. Изд. Большая Российская Энциклопедия, 1997. С. 1041. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.novsu.ru/ (дата обращения: 09.11.2018).

4. ЧулошниковА. Торговля Московского государства со Средней Азией в XVI - XVII вв. в кн.: Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. Вып. 3. Ч. 1. Л., 1932. С. 406-410.

5. История Узбекской ССР. Т. 1, Кн. 1. Т. С. 438.

6. БартольдВ.В. История изучения Востока в Европе и России. Соч., Т. IX. M. С. 392-393.

7. МейендорфЕ.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975. С. 122.

8. Юферова Н.С. Причины образования и этапы заселения Иртышского десятиверстного пространства (XVIII в. - первая пол. XIX в.) // Известия алтайского государственного университета. 2, 2017. С. 159.

9. Кобзева О.П. Роль Оренбурга в установлении торговых и дипломатических связей со среднеазиатскими ханствами и в попытках возрождения Великого Шелкового пути // Культура Оренбургского края: история и современность. Научно-образовательный и культурно-просветительский альманах. Оренбург, 2013. С. 535.

10. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем составе до 1758 года. Том третий. Казань, 1897. С. 675.

11. Михалева Г.А. Торговые и посольские связи России со среднеазиатскими ханствами через Оренбург. Т., 1982. С. 17.

12. История народов Узбекистана. Том. 2. Ташкент. Изд. АН УзССР, 1947. С. 209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.