Научная статья на тему 'Из истории святых мест Мордовской земли'

Из истории святых мест Мордовской земли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАСТЫРЬ / СВЯТОЕ МЕСТО / СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ / ПАЛОМНИКИ / МОРДВА / РУССКИЕ / КРЕСТЬЯНЕ / ЯЗЫЧЕСТВО / МИССИОНЕРСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕГЕНДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

Статья посвящена истории одного из святых мест Мордовской земли Спасо-Преображенской пустыни, называемой в простонародье Старцев угол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE HOLY PLACES OF THE MORDOVIA

Article is devoted to the history of one of the holy places of the Mordovia, called in common Elders angle.

Текст научной работы на тему «Из истории святых мест Мордовской земли»

1.2. ИЗ ИСТОРИИ СВЯТЫХ МЕСТ МОРДОВСКОЙ ЗЕМЛИ

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»

kaf_dor@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена истории одного из святых мест Мордовской земли - Спасо-Преображенской пустыни, называемой в простонародье Старцев угол

Ключевые слова: православие, монастырь, святое место, святые источники, паломники, мордва, русские, крестьяне, язычество, миссионерско-просветительская деятельность, легенды

FROM THE HISTORY OF THE HOLY PLACES OF THE

MORDOVIA

Mokshina Elena N. doctor of the historical sciences, professor of the Russian history department of Place of employment: the Mordovian State University

kaf_dor@mail.ru

Abstract: Article is devoted to the history of one of the holy places of the Mordovia, called in common Elders angle

Keywords: orthodoxy, monastery, a holy place, sacred springs, pilgrims, mordvinians, russians, peasants, paganism, missionary outreach, legends

Одним из святых мест Мордовской земли является Спасо-Преображенская пустынь, в простонародье называемая Старцев угол. Расположена она на границе между Большеигнатовским районом Республики Мордовия и Сеченовским районом Нижегородской области. Паломники не только из близлежащих селений, но и со всей России приезжают сюда, чтобы помолиться, приобщиться к святому месту, исцелиться от душевных и телесных недугов. С давних времен Старцев угол овеян тайнами и легендами, передаваемыми из поколения в поколение.

Известность это место начало приобретать с эпохи Иоанна IV Грозного. Исторические предания рассказывают, что во время похода на Казань государю здесь в видении явился святитель Спиридон Тримифунтский1, предсказавший ему победу в войне и указавший устроить тут обитель, что позднее и было сделано. Уже с XVII в. в этом месте начали селиться монахи-отшельники, отсюда пошло и второе название - Старцев угол.

С именем Иоанна IV Грозного и его походом на Казань в здешних краях связано еще немало преданий. Так, к примеру, эрзя-мордовские села Чукалы, Андреевка, Качаево и Игнатово, расположенные в окрестностях Старцева угла, свои названия получили по антропонимам их основателей. По легенде, во времена Ивана Грозного здесь жили братья Чукай, Андрей, Игнат, Качай и Кизай. В одной избе жили, четверо женатыми были, а младший Кизай - холостым. Тесно им

1 Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский) чудотворец родился в конце III в. на острове Кипр. На Руси он с древности являлся одним из наиболее почитаемых святых.

было в одной избе. Однажды, когда мимо их двора проходило царское войско, братьев попросили дать проводника, пообещав от царя щедрую награду. Братья послали Кизая с наказом просить жалованную грамоту на землю. Кизай оказался хорошим проводником и довел войско до самой Казани. Царь Иван Грозный спросил у него: «Что хочешь за службу?». Он попросил жалованную грамоту на землю для братьев, а себе новую красивую одежду. Царь все дал. Вернувшись домой, Кизай отдал грамоту братьям и те стали строиться на своих землях. А Казай ходил от одного брата к другому и хвалился своим кафтаном и сапожками. Где старшие братья построились, там села выросли, их именами названные. А имя Кизая вошло в эрзя-мордовскую поговорку. Того, кто не любит работать и ходит по селу без дела стали называть красивым Кизаем2.

Официальное начало Спасо-Преображенской мужской пустыни было положено между 16411645 гг. грамотой патриарха Иосифа3. Обитель стала строиться по инициативе алатырского воеводы Бажена Игнатьева сына Топорнина в лесу на берегу речки Вячки над оврагом. Топорнин собрал около сорока человек монахов, для которых был построен первый деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1652 г. он же направил патриарху Иосифу челобитную с просьбой разрешить строительство ещё одной церкви, во имя Спиридона епископа Тримифунт-

2 Легенды и предания мордвы / Сост. Л. В. Седова. Саранск, 1982. С. 66-67.

3 Иосиф - пятый патриарх Московский и вся Руси (1642-1652), преемник Иоасафа I и предшественник Никона.

ского. Для придания братству экономической самостоятельности, благочестивый воевода передал монастырю часть собственных земель и лесных угодий в его округе, доставшихся за службу. В голодные худородные годы монастырь нередко помогал крестьянам окрестности хлебом, потому что хозяйство было крепким, монахи сами выкорчевывали лес, возделывали поля.

Вся история обители была наполнена тяжелыми испытаниями. Много раз монастырь горел, в огне погибали здания, иконы, религиозные книги и документы, часто грабили пустынь разбойники. Некоторые достоверные сведения об этом сохранились. Так, к примеру, в 169З г. при игумене Иринархе злоумышленники украли в обители двух лошадей, в следующем году нежданные гости побили старца Савватия и пытками получили у него всю монастырскую казну - 65 рублей. Через месяц воры снова побывали в монастыре и увели последнюю лошадь. В 1701 г. при очередном пожаре сгорели обе церкви и кельи. «Добрые люди», воспользовавшись суматохой, унесли шкатулку, в которой было 50 рублей. С большим трудом старцы восстановили одну церковь, но в 1706 г. их вновь ограбили: унесли из храма деньги, две иконы, очистили келью игумена Кариона, а самого настоятеля пытали огнем, били, перетирали веревками. Чудом игумен остался в живых.

В 1685 г. братскую общину возглавил иеромонах Никифор. С 1692 по 1702 гг. настоятелем был игумен Иринарх, оставивший после себя разоренное хозяйство. Далее пять лет настоятелем являлся Карион. В 1711 г. наместником стал Михаил, утвержденный епархиальным начальством как строитель пустыни. Сменил его очень интересный человек - иеромонах Авраамий. В 1714 г. он принял постриг в Княгининском монастыре, получил иеромонашеский сан и вскоре попал в поле зрения знаменитого миссионера - нижегородского епископа Питирима4. В 1719 г. Питирим назначил иеромонаха Авраамия в Старцев угол, поручив ему активнее заниматься распространением православной веры среди языческой мордвы и бороться с раскольниками, которых в то время было немало в здешних краях5. Авраамий оправдал возложенные на него надежды, по его поручению монахи часто посещали окрестные эрзя-мордовские и русские сёла с проповедью слова Божия. Архиепископ Питирим, в свою очередь, желая любой ценой сохранить этот мисси-онерско-просветительский центр в гуще языческого населения, помогал настоятелю монастыря деньгами. Так, к 1722 г. Авраамию удалось восстановить Спасо-Преображенскую пустынь, по-

4 Питирим, епископ Нижегородский (годы жизни ок. 1665-1738), ревностный миссионер и борец с раскольниками.

5 Мокшина Е. Н. Старообрядчество среди мордвы // Актуальные

проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013. С. 24-28.

ставить монахам новые кельи взамен обветшалых.

Затем обителью руководили монах Корнилий Уланов, казначей Митрофан и белый поп Моисей Ермелев. В это время Спиридоновская церковь вновь горела. Восстановили ее лишь через полтора десятилетия. Однако в 1759 г. она сгорела ещё раз. В 1743 г. в Преображенскую пустынь в качестве строителя прибыл иеромонах Макарий, в миру Матвей Гаврилов, крестьянин расположенного неподалеку от Старцева угла русского села Киржеманы.

С 1753 по 1755 гг. настоятелем монастыря являлся иеромонах Мартиниан, его сменили иеромонахи Иосиф и Феофилакт, которым пришлось встречать ревизоров, фактически приговоривших пустынь к исчезновению. В 1764 г. секуляризаци-онная комиссия упразднила пустынь. Однако она вскоре вновь возродилась, но ненадолго. По навету о том, что здесь якобы тайно постригли то ли беглого крепостного, то ли рекрута, монастырь закрыли окончательно. Монахи, а их в то время оставалось всего шесть человек, перешли в Алатырский Свято-Троицкий монастырь, а обитель осталась пустой. Ее храмы стали считаться «на погосте», т.е. приходскими для нескольких окрестных деревень. Так они использовались какое-то время, а потом закрылись совсем. Преображенский храм в 1838 г. был разобран и перевезен в село Чадаевку, где был восстановлен с большими изменениями (сейчас он находится в полуразрушенном состоянии). Погост Старцев угол тогда же уничтожили. Спиридоновская церковь как кладбищенская простояла до 1878 года. Затем была продана на дрова из-за ветхости, чтобы отапливать церковь в соседнем селе. Однако получилось так, что и после этого она стояла еще вплоть до 1930-х годов. Из обители Старцев угол превратился в скит, который время от времени то пустел, то вновь возрождался. Таинственные монахи, жившие под землей и в пещерах, порождали множество легенд, бытовавших среди местных крестьян, чей интерес к пустыни не ослабевал.

Даже в советские годы, когда государство вело непримиримую борьбу с религией, это место не пустовало. К примеру, в документах НКВД за 1930 г. попадались запросы об иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов и не могли найти. А он скрывался на краю старцеугловского кладбища. Люди знали об этом, но не выдавали. До сих пор иеромонаха Михаила здесь вспоминают как подвижника православия6. Тропинки, ведущие к этим святыням, не зарастают и сейчас. Православные бывают здесь круглый год. По их рассказам, после посещения Старцева угла человек

6 Рукописный альбом «Старцев угол» (местные предания и воспоминания старожилов).

исцеляется и физически, и духовно7...

Старцевоугловские колодцы почитаются как святые источники: Чудотворца Спиридона (Спи-ридоновский), Николая Чудотворца (Никольский), Спасов (Спасский), Всех Святых. Вода из этих источников помогает при общем недомогании, переутомлении, слабости. Сюда приводят детей, которые часто болеют и отстают в физическом развитии. Самый старый из них - Спиридонов-ский, рядом с ним до сих пор сохранился почти сгнивший уже крест Святого Спиридона. С этим источником связано следующее предание. Во время казанского похода царя Иоанна IV Грозного встретил князь Игнат Мордовский. Встретил ласково, напоил, накормил, по владениям своим провел и до их границы довёл. Принято было в мордовском народе провожать дорогих гостей до источников, там и прощаться. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника не увидел. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошел к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок свиток и говорит: «Мир тебе царь Иван! На великое дело идёшь. Божье тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмешь Казань». С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный посох, из-под посоха забил ключ. Все обрадовались хорошему предзнаменованию, а старец незаметно исчез. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Устремилось войско Ивана Грозного Казань брать. Но по дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он по-гречески написан. Велел царь грека Максима к нему позвать, чтобы свиток прочесть. Позвали, прочел Максим следующее: «Казань ты возьмешь. Если будет на то воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм. А ежели поусердствуешь, то и обитель поставь». И подпись: святитель Спиридон Тримифунтский - чудотворец. Очень удивился царь. Взяли Казань и домой в Москву пошли другим путем. Но про встречу свою со святителем Спиридоном Иван Грозный не забыл. Из Москвы послал он монахов на том месте монастырь строить. Всем необходимым снабдил и велел им день и ночь молитву богу возносить, святителя Спиридона поминать. Так на мордовских землях и возник этот монастырь.

А на пригорке, вблизи источника Чудотворца Спасителя, была построена церковь во имя святого Спиридона Тримифунтского. Во время татарского набега храм по просьбам богомольцев-монахов, согласно легенде, ушел под землю. С этого времени началась иная жизнь монастыря -пещерная. Ни храм, ни люди не погибли. Поныне, по рассказам многих очевидцев, в том потаенном месте нередко слышны то колокольный звон, то

7 Все о Мордовии: энциклопедический справочник. Саранск, 2005. С. 211.

монашеское пение, то столп света озаряет ночную тьму... В настоящее время на месте некогда стоявшей Спиридоновской церкви возвышается мраморной крест с соответствующей надписью. Неподалеку от креста находится холм, место, где по преданию в будущем и должна появиться ушедшая под землю церковь. Местным жителям кажется, что холм с каждым годом становится выше. И у них создается впечатление, что купол церкви хочет пробить землю. Самому холму приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг него, читая при этом про себя молитву Богородицу пятьдесят раз за один круг.

Уникальными объектами Старцева угла являются также три камня у колодца Николая Чудотворца. На самом большом из них, приглядевшись, можно увидеть ровные ложбинки - отпечатки ног, какие мог оставить человек, долго стоявший на коленях в молитве. Сколько же старцев неистово молились здесь так, что каменная твердь уподобилась воску под их ногами?! И какой же силы должна была быть их молитва.

По воспоминаниям местных жителей, в 1923 г. на деревянном кресте у Спиридоновского источника явилась икона «Успения Пресвятой Богородицы». Написана она была одним из «подземных» монахов в 1918 г., а во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. была снята с церковной ризы. Год спустя верующие вновь обрели её. Сейчас икона находится в Михайло-Архангельском храме мордовского с. Большое Игнатово, временами она мироточит. От этой иконы было явлено немало чудес, она глубоко почитается всей округой.

Источник Николая Чудотворца питает свои воды из священного колодца подземного храма Святого Иоанна Предтечи. Своё название источник получил потому, что в день святителя Николая Чудотворца здесь было знамение. В 1930-е гг. над колодцем стояла часовня и купальня со святым камнем. В начале 1960-х гг. часовня была сожжена, а купальня разорена, камень сохранился. Православные с верой и благоговением вступают на этот камень, чтобы омыть своё тело с надеждой на исцеление своих недугов. По преданию камень сомкнулся, чтобы удержать воду, которая должна наполнить пещеры, вследствие чего явить собой дверь пещерного храма. Это будет знак от старцев-затворников о времени покаяния.

Старая Спасская часовня стоит уже более восьмидесяти лет, претерпев множество поруганий, она сохранилась до нашего времени. В ней много икон, многие из которых - подарки прихожан. Здесь же находится и найденный старый крест с купола разрушенной церкви. Сам Спасский источник не замерзает даже в самые лютые морозы. Своё название он получил от главного престольного праведника этой пустыни. Преда-

ние гласит, что вскоре после явления на Суре Николая Чудотворца на Николиной горе степняки подошли к селу Горки. Братия монастыря, узнав о нападении врагов, вышла на этот источник служить молебен о спасении. Как только враги вступили на монастырское поле, в тот же час явилась Пречистая Богородица, держа в своих руках амфор, окруженная небесным воинством8. Все присутствующие, видя явление, пали на колени, уповая о заступничестве воинов небесных. Враги ушли и с той поры набеги прекратились.

По документам последний храм Старцева угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX в., чтобы отапливать церковь в соседнем селе. А получилось так, что, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова храм простоял вплоть до 1930-х годов. По рассказам настоятеля боль-шеигнатовского храма иерея Александр Никитина, местные старики хорошо помнили этот Спиридонов храм. Помнили они и двух схимников -старцев Михаилов, которые после революции ушли в затвор. Жили они в пещерках, за ними долго охотились, но собака никогда не брала след. Монахи уходили по воде, а вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа.

Много разных легенд и поверий вокруг этого святого места. В Большом Игнатове жила старица Пелагея, хорошо знавшая Митрополита Ма-нуила (Лемешевского)9 и Митрополита Иоанна (Снычева)10. Она вспоминала, что в годы, когда Владыка Мануил управлял епархией в Чувашии, они часто бывали в Старцевом углу. Доезжали до Алатыря, а оттуда добирались с несколькими верными людьми в Старцев угол, под видом печников, переодевшись в простых мужиков. Некоторые алатырские старожилы об этом еще хорошо помнят. Владыка Иоанн рассказывал своей духовной дочери, что однажды Владыка Мануил оставил его в часовне, поставленной на месте Спиридонова храма. Он уснул, а когда проснулся, владыки Мануила не было, он только утром пришел. Владыка Иоанн вышел из часовни и увидел, что на каждой могиле монастырского кладбища горели свечи. А когда подошел поближе, то свечей не увидел.

8 Большое Игнатово: очерки. Саранск, 2000. С. 46.

9 Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский, 1884-1968) - епископ Русской правосллавной церкви, митрополит Куйбышевский и Сызранский, церковный историк. Много лет провел в тюрьмах, в том числе в 1924-1928 в Соловецком лагере, в 1949-1955 в Потьминских лагерях Мордовии. С 1955 по 1960 гг. управлял Чебоксарско-Чувашской епархией, а с 1960 г. - Куйбышевской и Сызранской епархией. Его духовным чадом был митрополит Иоанн (Снычев). Многие верующие почитали владыку Мануила как святого, известно о шестнадцати чудесах, связанных с его именем.

10 Митрополит Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычев, 1927-

1995) - епископ Русской правосллавной церкви, с 1990 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, мыслитель и богослов. Долгое время служил в разных епархиях Поволжья, в том числе управлял епархиями Куйбышевской и Сызранской, Ульяновской, Чебоксарско-Чувашской, Уфимской.

По рассказам местных жителей, как-то еще до революции верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочку у Спиридонова колодца, смотрела на Святую горку и задумалась: правда ли то, что рассказывают об этом месте, выйдет ли церковь оттуда или там и нет ничего. Так люди придумали... «Я вот на базаре была - за одну цену шерсть купила, а пока до дома дошла, спросили почем брала - два рубля прибавила. Так, может, и тут - что-то когда-то было, а уж напридумывали невесть что...». Вдруг видит, горка раскрылась и оттуда выезжает как бы на лошади Ангел. Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила, но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены, и рядом с ней оказался старец. Взял ее за руку и увел с собой внутрь горки. Три дня она там пропадала, а кто говорил - семь. Ей самой показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Видела там старцев, стояла на службе. И там она приняла схимнический постриг, а восприемницей схимонахини Веры стала известная в этих краях подвижница схимонахиня Маргарита (Никитина), которую и поныне кто зовет Игнатовской, а кто по месту упокоения - Ар-датовской11. Ей дорога в пещеры, в подземную церковь тоже была хорошо известна. Матушка Вера запретила ей рассказывать о том, что была в пещере. Уже перед самой смертью она открылась. А тогда ее после пострига, в схимнической одежде, вывели - и усадили на то же место, с которого она была взята. Сидит и не знает, сон это или явь. И слышит изумленное: «Груша, это ты?! Где же ты была, мы тебя столько дней тут ищем! Дети не знают, куда ты подевалась... » Стала она рассказывать, что была взята в подземную церковь, не поверили. Только матушка Маргарита рядом стояла и тихонько улыбалась, ничего не говоря.

Схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом углу. Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были построены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался как храм на погосте, матушки приходили сюда на службу, а для полунощницы собирались в часовне, священника при храме не было. В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и самую память о Старцевом углу,

11 Схимонахиня Маргарита (Никитина) по национальности мордовка жила в с. Малое Игнатово, основанном переселенцами из с. Большое Игнатово. Она уже с детства была необычным ребенком и ее побаивались. Отличалась большой набожностью и прозорливостью. После смерти старца Филарета Ичалковского вся округа стала ходить за советом и помощью к ней, как к его преемнице. Умерла она 30 сентября 1969 г. в возрасте более девяносто лет, а кто говорил и более ста, захоронена на старом кладбище г. Ардатова.

кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в с. Сеченово Нижегородской области, к которому по административному делению относился Старцев угол, искать правду. Но шла она на страдания. Прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Пришла она и в каких ее только грехах не обвинили. Затем расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди выкопали и спасли...

Несколько лет назад воду из трех чудотворных источников Старцева угла брали на экспертизу. Что интересно: колодцы в одной местности, на одном уровне расположены, а вода в источниках по составу разная. Но самое удивительное произошло по дороге, пока везли банки с водой на экспертизу. Пять человек было в машине, и все они стали свидетелями чуда. На банках были наклеены этикетки из обычной белой бумаги, и на них карандашом написано, из какого источника взята та или иная вода. И вдруг на этикетках один за другим проявились лики: на банке с водой из источника Спиридона Тримифунтского - образ Святителя Спиридона, на другой банке - Святителя Николая, а на воде из источника Божией Матери появились сразу два изображения: Господа и Его Пречистой Матери. Всю дорогу эти лики были видны.

Так называемый колодец с мертвой водой появился после Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов. Вода в нем стоячая, наполнит ямку и никуда не уходит. Из уст в уста передаётся рассказ об исцелении схимонахиней Маргаритой полумертвой девочки Марии водой из этого колодца. А дело было так. После войны одна девочка, приехавшая в с. Сеченово на лето к бабушке, играла с подружками, набегалась, прилегла на навозную кучу и уснула. Подружки разошлись, а она все спит. В ухо ей заползли личинки, и девочка заболела. Врачи не могли определить, что с ней случилось, решили, что это менингит. Болезнь лечению не поддалась, и девочка умерла. Родителям в Сергач дали телеграмму, чтобы они приехали и забрали мертвое дитя. В горьком отчаянии, в смятении дедушка с бабушкой поехали с мертвой девочкой на руках к матушке Маргарите. Был Ильин день, и они нашли матушку в Старцевом углу, по пути к часовне. Положили девочку к ее ногам и заплакали: «Матушка, помолись!...» Она сокрушенно ответила, что теперь уж ничего не поделаешь, вот если бы раньше к ней девочку привезли, когда она только заболела... «А теперь уж что - я только помолиться и могу...» Воздела руки к небу и стала молиться. И Господь услышал ее молитву. Вдруг возле ее ног из-под земли пробился ручеек, матушка взяла из него воду и смешала с землей, эту грязь влила в ухо девочке и перевернула ее вниз лицом. Из уха полезли черви. И тут девочка очнулась, ожила.

Свидетельницей этого чуда была женщина из Горок. У нее корова болела. Хозяйка набрала оттуда бидон грязи и принесла домой, намазала вымя корове - и из вымени тоже пошли черви с кровью, с гноем. После того, как все это вышло, уже утром корова стала доиться, выздоровела. Тогда эта женщина, вооружившись лопатой, пошла в Старцев угол и выкопала на том месте колодец. Но на следующий день, 4 августа, матушка Маргарита пришла в Старцев угол. Увидев колодец, она сказала, что отсюда воду брать нельзя, если только для скотины. «Господь дал нам здесь три источника, - сказала она, - а этот источник от меня грешной и не для нас». После исцеления девочки местные жители стали брать из колодца воду. Схимонахиня Маргарита велела его закопать. Его закапывали, а местные жители вновь раскапывали, брали из него воду и исце-лялись12. Тогда матушка сказала: «Бог явит вам четвертый колодец», так и вышло.

В 1999 г. в ночь после Троицы несколько монахинь из Казани молились в Старцевом углу. Это было, когда туда привезли мраморный крест в память явления Святителя Спиридона Трими-фунтского царю Иоанну Грозному и князю Игнатию Мордовскому. Монахини читали акафисты Божией Матери Святителям Спиридону и Николаю Чудотворцу. И вот в третьем часу ночи разразилась страшная гроза. Отец Александр проснулся среди ночи и хотел искать машину, чтобы вывезти людей, оставшихся в Старцевом углу после освящения креста, а уж утром вместе с прихожанами вновь вернуться туда. Но ничего у него с машиной не получилось. Утром после молебна приехали в Старцев Угол, там все были живы. Паломницы рассказали батюшке следующее: «Мы когда молились, вдруг увидели столп света, и взгляды невольно тянулись к нему. Одна послушница попросила у матушки благословения пойти и посмотреть, что это там так светит. А матушка говорит: «Стой, где стоишь. Не надо отвлекаться от молитвы». Закончили акафист Святителю Николаю, пропели величание и пошли в часовню. Вдруг увидели на полпути между часовней и источниками, недалеко от запрещенного колодца, над почвой струйку воды». Оказывается, ночью в том месте, где они видели столп света, ударила молния и пробила дерн, откуда и пошла водица. Хорошая чистая вода в каком-то шаге от того колодца, из которого воду брать не велят. Его откопали, сделали сруб и решили освятить в честь Всех Святых.

Несмотря на то, что источники находятся рядом друг с другом, состав воды в каждом из них строго индивидуален: по минерализации она разная. Ее отличает лишь одно общее качество - она очень благоприятно влияет на организм человека, отлично усваивается, так как в ее составе присутствуют йод, кремний, коллоидное серебро.

12 cofe.ru > Благовест > article. asp...

Основываясь на анализах воды, в России есть только три места с аналогичным ее составом. Примечательно, что промышленная разработка воды невозможна, ибо при углублении источников состав воды изменяется.

Попив святой воды из источников, постояв на Святом камне, Святой горке у мраморного креста словно заряжаешься энергией. А если провести там ещё и ночь... Для этого, чтобы не смущать приезжающих паломников, лучше спуститься еще немного пониже, вдоль южного берега оврага, хотя бы метров на восемьдесят-сто, место для стоянки автомашин там найти можно. От стоянки легко можно дойти до родников, купели, полюбоваться вечерними видами и закатом.

Поток верующих в Старцев угол не прекращается. И это не только люди старшего и среднего поколений, но и дети, молодежь. Их не пугают ни большие расстояния, ни отсутствие дороги. А доехать сюда можно с двух сторон: от села Горки (Большеигнатовского района Республики Мордовия) и от села Булдаково (Сеченовского района Нижегородской области). Ежегодно на второй день после Троицы - Духов день здесь крестным ходом проносят чудотворную икону Успения Бо-жией Матери. Паломников в этот день бывает особенно много.

В наше непростое время народ нуждается в вере, духовности. Такие святыни как Старцев угол делают мир лучше, добрее, помогают людям, заставляют их задумываться о своих поступках. Вполне возможно, что в будущем в этом намоленном месте вновь возродится монастырь и работу в этом направлении уже ведет Ардатов-ская и Атяшевская епархия Мордовской митрополии. Уже составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы и строители начали возводить первое монастырское зда-

ние13.

вест > article.asp...; ardatovmordovia. bezformata.ru/...;nj.wikipedia.org/wiki/...

Reference list:

1. Big Ignatovo: essays / Comp. T. S. Bargova. - Saransk, 2000.

2. All of Mordovia: encyclopedic reference. - Saransk, 2005.

3. Legends Mordovians / Comp. L. V. Sedova. - Saransk, 1982.

4. Mokshina E. N. Old believers among Mordovians // Actual problems of history and ethnography of the Mordovian people. - Saransk, 2013. P. 24-28.

5. Handwritten album «Elders Corner» (local traditions and memories of the old-timers) / Central District Library Big -Ignatovskoye area.

6. sechenovo.omsu-nnov.rui?d=10002; e-mordovia.ru /combo/view/91; palomni-ki.su/piligrimages/2010/04/7502.htm; zdra-vamir.ru/index.php?ltemid=37; cofe.ru > Благовест > article.asp. ; ardatovmordovia.bezformata. ru/. ; ru.wikipedia.org/wiki/.

Список литературы:

1. Большое Игнатово: очерки / Сост. Т. С. Барго-ва. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000.

2. Все о Мордовии: энциклопедический справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.

3. Легенды и предания мордвы / Сост. Л. В. Седова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.

4. Мокшина Е. Н. Старообрядчество среди мордвы // Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск, 2013. С. 24-28.

5. Рукописный альбом «Старцев угол» (местные предания и воспоминания старожилов) / Центральная районная библиотека Больше-Игнатовского района.

6. 8есИепоуо.от8и-ппоу.ги^=10002; е-mordovia.ru/ сотЬо/у1еш/91; palomniki.su/piligrimages/2010/04/7502.htm; zdravamir.ru/index.php?ltemid=37; со1е.ги > Благо-

13 ardatovmordovia.bezformata.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.