Научная статья на тему 'Из истории строительства железной дороги Свияжск — Ульяновск'

Из истории строительства железной дороги Свияжск — Ульяновск Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории строительства железной дороги Свияжск — Ульяновск»

С первых же дней войны Казанская и Горьковская магистрали оказались в числе важнейших дорог, соединяющих центральные дороги с Уралом и Сибирью. Казанская железная дорога, несмотря на все трудности военного времени в годы Великой Отечественной войны, продолжала свое планомерное развитие. Были проведены большие работы по усилению технической вооруженности дороги. На участке Юдино — Бирюли на протяжении 40 км была построена автоблокировка, на важнейших участках дороги сделан капитальный ремонт пути, построен ряд разъездов, на многих раздельных пунктах удлинен путь.

К началу 1943 г. был построен участок Свияжск — Сельдь протяженностью 201,4 км. Над техническим проектом железнодорожной линии Свияжск — Ульяновск работали заместитель начальника ГУЛЖДС* НКВД СССР и начальник Бампроек-та инженер Ф. А. Гвоздевский, начальник Свияжской экспедиции, инже-

* Главное управление лагерей железнодорожного строительства.

нер Н. И. Маккавеев, главный инженер Свияжской экспедиции А. В. Федоров.

В технический проект входили следующие объекты: 1) основная линия Свияжск — Киндяковка протяженностью 201, 358 км; 2) ветвь пост Секер-ка — ст. Юрты 2,935 км; 3) ветвь от поста Свияга на восток 0,736 км.

Государственный комитет обороны постановлением от 15 февраля 1942 г. № 1286/сс поручил Народному комиссариату внутренних дел производство изысканий на составление проекта и строительство железной дороги линии Свияжск — Ульяновск. По приказу наркома Л. П. Берии от 22 февраля 1942 г. (№ 00373), распоряжением заместителя начальника ГУЛЖДС НКВД СССР и начальника Бампроекта тов. Ф. А. Гвоздевского была организована Свияжская экспедиция Бампро-екта ГУЛЖДС НКВД, которой было поручено проектирование линии Сви-яжск — Ульяновск. Строительство новой железной дороги должно было вести Управление строительства Волж-лага ГУЛЖДС НКВД СССР1.

«

Правительством страны ставилась задача открыть движение в декабре 1942 г. Это означало, что 201,4 км путей необходимо было построить за 10 месяцев.

Выполнение задания к установленному сроку было возможно только при одновременном производстве изыскательских, проектных и строительных работ, полной их согласованности и строгом соблюдении графика. В первой половине сентября 1942 г. все основные строительные работы по разработанным Свияжской экспедицией рабочим проектам были закончены, и по получении рельсов сквозное движение было открыто 27 сентября 1942 г.

В целях ускорения строительства применялась «Инструкция по проектированию и строительству железнодорожных линий и сооружений в условиях военного времени», утвержденная заместителем Наркома путей сообщения И. Д. Гоцеридзе 12 апреля 1942 г.

Район проектируемой железнодорожной линии в административном отношении входил в состав территорий ТАССР и Куйбышевской области. В район тяготения проектируемой железнодорожной линии входили: западные районы Татарской АССР, города Буинск, Тетюши и поселок городского типа Камское Устье, незначительная часть Чувашской АССР и северные районы Куйбышевской области2.

Впервые создаваемый в рассматриваемых регионах прямой мериди-альный путь открывал возможность значительного сокращения пробега грузов, разгружал сильно загруженное Балашевское направление и линию Зеленый Дол — Канаш — Красный Узел — Рузаевка — Пенза. Железнодорожная линия Свияжск — Ульяновск связывала районы правой Волги, Татарской, Чувашской АССР и Куйбышевской области железнодорожной связью.

Район тяготения железнодорожной линии характеризовался как хлебопроизводящий с зерновым направлением. Его промышленность состояла главным образом из предприятий сельскохозяйственного назначения. В районе

тяготения проектировщиками были зарегистрированы залежи полезных ископаемых, фосфоритов и др.

Дистанция строилась в кратчайшие строки. Согласно воспоминаниям современников, документам и историческим исследованиям, прокладка дороги Свияжск — Ульяновск осуществлялась мобилизованными немцами и местными колхозниками.

Расселяли колхозников, отбывающих трудовую повинность отдельно от мобилизованных немцев3. Подготовительная работа райвоенкоматов (оповещение, медицинское освидетельствование и зачисление в рабочие колонны) проводилась до 10 марта 1942 г. С 10 по 15 марта 1942 г. должно было пройти формирование рабочих отрядов и колонн, после чего они отправлялись к местам назначения. Уклонявшиеся от мобилизации подвергались аресту и заключению в исправительно-трудовые лагеря. Решение об освобождении от мобилизации специалистов принимали начальник местного управления НКВД совместно с военным комиссаром в индивидуальном порядке и только при крайней необходимости. Каждая республика, область или край, где проходила мобилизация, направляли в центральный аппарат НКВД списки освобожденных от мобилизации с указанием причин. В трудовую армию было мобилизовано около 40,9 тысяч немцев. Из Куйбышевской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Чкалов-ской и Ярославской областей, а также Марийской, Мордовской, Татарской, Удмуртской и Чувашской автономных республик мобилизованные немцы численностью 20 тысяч человек были направлены в специально созданный Волжский исправительно-трудовой лагерь (Волжлаг) НКВД, который осуществлял строительство железной дороги Свияжск — Ульяновск.

В июне 1942 г. постановлением ГКО была проведена дополнительная мобилизация в рабочую колонну Волжского лагеря НКВД. На строительство железной дороги Свияжск — Ульяновск было направлено еще 4 487 мобилизованных немцев4.

XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Типы пассажирских зданий. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. - Буинск, 1942. - С. 92-93.

Зарисовка здания пассажирского вокзала станции Буа. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. Буинск, 1942. - С. 92-93.

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

СВИЯЖСК — УЛЬЯНОВСК

Перед всеми начальниками и секретарями парторганизаций стройот-делений Волголага НКВД специальной директивой была поставлена задача сохранения рабочего фонда и его работоспособности5. Устанавливались три нерабочих дня для всех рабочих, единые нормы выработки, в дни отдыха запрещалось устраивать «субботники» и «воскресники». Нельзя было выводить людей на работы на открытом воздухе при температуре воздуха ниже 35 градусов, а при температуре 25 градусов, через каждый час работы предоставлять 10 минут для обогрева, соответственно уменьшив норму выработки. Горячую пищу в обязательном порядке во всех колоннах должны были подавать три раза в сутки.

Для обеспечения эксплуатации железнодорожной линии строились вокзалы. Для разъездов первой очереди строились здания разъездов без коммерческих операций, для станций Куб-ня, Цильна и Сельдь — здания разъезда с коммерческими операциями с не-

большим пассажирским залом. Для станции Буа, расположенной близ самого крупного населенного пункта по всей линии г. Буинска — пассажирский вокзал на 50 человек с буфетным киоском и комнатой для пассажиров с детьми общей площадью 63, 6 кв. м. Ввиде исключения, для здания станции Буа, было предусмотрено внешнее архитектурное оформление на основе национальных мотивов Татарской рес-публики6.

Представляем подборку архивных документов, раскрывающих имена руководителей, рядовых участников строительства железнодорожной линии Свияжск — Ульяновск. Подробный анализ идентичных документов позволит историкам восстановить поименно многих участников специального строительства. Каждый участвовавший в строительстве специального и стратегически важного объекта — железной дороги Свияжск — Ульяновск достоин уважения. Это был массовый подвиг самоотверженности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. - Буинск, 1942. - С. 2.

2. Там же. - С. 3.

3. ЦГА ИПД РТ, ф. 37, оп. 1, д. 2, л. 32.

4. Герман А. А., Курочкин А. Н. Немцы СССР в «Трудовой армии» (1941-1945). - М., 1998. - С. 60.

5. ЦГА ИПД РТ, ф. 37, оп. 1, д. 15, л. 7-8 об.

6. Технический проект ж. д. линии... - С. 92.

№ 1. Характеристика на трудмобилизованного колхозника Г. Ишмеева

1942 г.

Ишмеев Гильмуждин, 1884 года рождения, б[ес]п[артийный], из колхоза «Алга» Че-ремшанского С[ельского] совета Кайбицкого района, работает на 38 колонне 2-го отделения Волжлага с 23/111-42 г. и по настоящее время в качестве возчика, к работе относится очень хорошо, выполняет план земляных работ на 150-200 %, своим хорошим отношением к труду показывает пример другим колхозникам. Административных] взысканий не имеет, среди колхозников пользуется авторитетом.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).

Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 21.

XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

№ 2. Характеристика на трудмобилизованного инспектора к[ультурно]-в[оспитательной] ч[асти] Г. З. Хисматулина

Хисматулин Газис Зиннатуллович, 1904 года рождения, член ВКП (б) с 1929 г., по национальности татарин, образование высшее, уроженец Татарской АССР, Нурлатского района, д. Такаево. Работал во II отделении с мая месяца 1942 года в качестве инспектора к[ультурно]-в[оспитательной] ч[асти], с работой справлялся хорошо, мобилизовал колхозников на борьбу за выполнение плана.

Адм[инистративных] взысканий не имеет, дисциплинирован, политически хорошо грамотен, среди колхозников пользовался большим авторитетом. Колонна, где находился тов. Хисматулин Г. З., на «хорошо» выполняла работу по зам[ене] полотна.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).

Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 22.

№ 3. Характеристика на рабочего возчика колонны № 38 2-го отделения Волжлага трудмобилизованного Т. Хисамова

1942 г.

Хисамов Тухамежджан, 1881 года рождения, из колхоза «Ирек» Бакарчинского с[ельского] совета Кайбицкого района, работающий во 2 отделении с 19/111-1942 г. и по настоящее время землекопом. Адм[инистративных] взысканий не имеет, к своей работе относится добросовестно, план выполняет до 200 %. Своим хорошим отношением к труду показывает пример и другим колхозникам.

Тов. Хисамов Т. принимает активное участие в общественной жизни колхоза.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).

Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 23.

№ 4. Характеристика на нач[альни]ка 2-го отделения Волжлага НКВД

Ф. Н. Задерякина

1942 г.

Задерякин Федор Николаевич, 1891 г. рождения, уроженец Сумской области, с. Уви-товое, украинец, из кр[естья]н, служащий, образование низшее, работает на строительстве 2-го отделения с 1-го июля 1942 г. В лагерях работает с 1933 г. Выполняет обязанности начальника 43 колонны, в которой работу поставил на должную высоту. В течение двух месяцев работал заместителем] прораба земляных работ. Колонна выполнила план на 105 % и отсыпала 60 тыс. кубометров земли на 5 километрах в течение 2-х месяцев. Все земляные работы выполнены на «хорошо».

Тов. Задерякин адм[инистративным] взысканиям не подвергался, честный, аккуратный работник, работает, не считаясь со временем, заботлив и внимателен к рабочим. Пользуется авторитетом среди подчиненных. Принимает активное участие в общественной жизни колонны. Инициативен, принимает активное участие в соц[иалистическом] соревновании.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).

Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 24.

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

СВИЯЖСК — УЛЬЯНОВСК

№ 5. Партийно-производственная характеристика на А. А. Барешкина

Барешкин Арсентий Алексеевич, 1915 года рождения, член ВЛКСМ с 1931 г., кандидат ВКП (б) с января 1942 г., уроженец Вяземского района Смоленской области, русский, по социальному положению — служащий, соц[иальное] происхождение из рабочих. В лагерях ГУЛЖДС работает с сентября 1942 г.

Во втором отделении работает с 7 мая 1942 г. и по настоящее время в качестве начальника колонны. За весь период в лагерях тов. Барешкин Арсентий Алексеевич показал себя в практической работе с положительной стороны, дисциплинированный, политически хорошо подготовленный и морально устойчивый.

Тов. Барешкин Арсентий Алексеевич систематически работает над собой в области политической подготовки, закончил изучение краткого курса истории ВКП (б) и перешел к изучению первоисточников марксизма-ленинизма.

Тов. Барешкин обладает хорошим качеством организаторской работы и его колонна, где он начальником, систематически перевыполняет план производственных работ, качество работы хорошее. За 4 месяца работы колонна тов[арища] Барешкина отсыпала земляного полотна на двух участках в количестве 5 километров, кроме того, колонна приняла полностью верхнее строение на 32 километра, разгрузила и отправила на объекты работы. Хорошо справилась колонна с баллассировкой пути, за короткий период забаллас-сировала 32 километра.

Тов. Барешкин Арсентий Алексеевич принимает активное участие в общественной жизни колонны и отделения. Администрация и партийная организация считает, что тов. Барешкин вполне подготовлен и справится с работой помощника начальника политотдела по комсомолу, на что и выдана данная характеристика.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Секретарь парторганизации 2-го отделения Волжлага НКВД Улесков.

№ 6. Характеристика на начальника группы искусственных] сооружений] с[троительного]о[тделения] В. И. Алимова

Алимов Василий Ильич, 1910 года рождения, член ВКП (б) с 1941 г., русский, образование высшее — окончил строительный мелиоративный институт.

Во 2-ом отделении Волжлага НКВД работает с 7/У-1942 г. В лагерях с 1937 года.

Тов. Алимов В. И. как руководитель гр[уппы] искусственных] с[ооружений] с[троительного] о[тделения] проявил себя исключительно с положительной стороны, имеет хорошие организаторские качества в работе, сумел за короткий период времени организовать одновременную работу по строительству] искусственных] с[ооружений] с[троительного] о[тделения] на ряде объектов строительства мостов и выполнил таковые в срок.

Тов. Алимов адм[инистративных] взысканий не имеет, дисциплинирован, политически хорошо грамотен, морально устойчив, активное участие принимает в общественной жизни отделения.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Секретарь парторганизации 2-го отделения Волжлага НКВД Улесков.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 32.

1942 г.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 1.

XX ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2010

№ 7. Характеристика на начальника связи 2-го отделения Волжлага НКВД СССР А. Е. Миленького

Миленький Александр Ефремович, 1899 года рождения, б[ес]п[артийный], украинец, уроженец Винницкой области, местечко Шпиково, из кр[естья]н, служащий, образование низшее, на строительстве работает с 17-го мая 1942 г. В лагерях НКВД с 1930 г. Адм[инистративным] взысканиям не подвергался. Честный, добросовестный работник. Построил 35 км столбовой линии связи в минимально короткий срок с оценкой на «хорошо». Обеспечил в сжатый срок постройку поездной связи. Работает, не считаясь со временем, каждое задание выполняет аккуратно и добросовестно. Внимателен, пользуется авторитетом среди рабочих, инициативен. Принимает активное участие в общественной жизни части. Участвует в социалистическом] соревновании.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков.

Председатель месткома Кильпе.

Бухмин Степан Ильич, 1883 года рождения, б[ес]п[артийный], уроженец Ивановской области, д. Ивановка, русский, из рабочих, образование низшее, административным] взысканиям не подвергался.

Честный, аккуратный, добросовестный работник. С начала строительства работает десятником земработ, все работы сдавал только на «отлично». С окончанием укладки работает дор[ожным] мастером первого околотка. Весь околоток 10 километров пути тов. Бухмин привел в отличное состояние, по которому смогут проходить поезда без ограничения скорости, трудолюбивый, хорошо знает дело, обучает кадры по содержанию пути, пользуется авторитетом среди рабочих, принимает активное участие в общественной жизни отделения.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.

Начальник работ Медведев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков.

Председатель месткома Кильпе.

№ 9. Характеристика на начальника э[лектро]м[ехани]ч[еского] [отдела] 2-го отделения Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР А. А. Соколова

1942 г.

Соколов Александр Александрович, 1906 года рождения, б[ес]п[артийный], уроженец Саратовской области, с. Калуга, русский, из кр[есть]ян, служащий, образование высшее — инженер, механик. Окончил Волжский сельскохозяйственный институт. Адм[инистративным] взысканиям не подвергался, честный, добросовестный работник. Обеспечил хорошую и бесперебойную работу механизации в отделении, что обеспечило досрочную забивку свай на мостах, укладку бетона и бесперебойное освещение ночных работ в отделении. Дисциплинирован, пользуется авторитетом среди рабочих, принимает активное участие в общественной жизни отделения.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 4.

№ 8. Характеристика на дорожного мастера 2-го отделения Волжлага НКВД СССР С. И. Бухмина

1942 г.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 5.

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬ

Начальник 2-го отделения Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР Савицкий. Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков. Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 6.

№ 10. Список мобилизованных немцев, работающих в 2-м отделении Волжлага НКВД ГУЛЖДС СССР, представленных к Правительственной награде за хорошие производственные] показатели] на колонне

1942 г.

1. Шнор Яков Яковлевич, 1899 года рождения, б[ес]п[артийный], по национальности немец, образование низшее. Краткая характеристика: работает в 31 колонне с самого начала организации отд[еле]ния, систематически перевыполняет план выработки на 200-250 %. Дисциплинирован, в быту ведет себя хорошо.

2. Лупп Густав. Работает на 32 колонне, административных] взысканий не имеет, норму выработки выполняет на 250 %. В быту ведет себя хорошо, пользуется авторитетом среди рабочих.

3. Гильдебрант Георгий Яковлевич, 1907 года рождения, б[ес]п[артийный], должность прораб, образование среднее. Работает прорабом колонны № 40/12, с работой справляется хорошо. Колонна занимает первое место в отд[еле]нии. Добросовестный, инициативный работник, принимает активное участие в жизни колонны.

4. Шмидт Яков Леонтьевич, с 1916 года рождения, б[ес]п[артийный], национальность — немец, образование низшее. Работает в 34 колонне, кузнец, норму выработки выполняет на 300 %, инициативный, добросовестный работник, дисциплинированный, пользуется авторитетом среди рабочих. Принимает активное участие в общественной жизни колонны.

5. Шнайдер Петр Петрович, 1905 года рождения, член ВКП (б) (№ 0342836*), должность бригадир, национальность — немец, образование низшее. Работает в 35 колонне в качестве бригадира, с самого начала существования кол[онны] систематически перевыполняет норму выработки.

Тов. Шнайдер является секретарем парторганизации. Является инициативным и активным работником колонны.

6. Нидергауз Лев Георгиевич, 1910 года рождения, б[ес]п[артийный], должность — бригадир, национальность — немец, образование высшее. Работает в 34 колонне. Норму выработки выполняет на 200 %. Дисциплинированный, адм[инистративных] взысканий не имеет.

7. Веппер Иван Иванович, 1912 года рождения, член ВЛКСМ, должность — бригадир, национальность — немец, образование низшее. Работает в колонне № 35 добросовестный, энергичный работник. Норму выработки выполняет на 250 %, инициативный, в быту ведет [себя] хорошо.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД Савицкий.

Начальник работ Медведев.

Секретарь парторганизации Волжлага НКВД Улесков.

Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 33-33 об.

Публикацию подготовили Гульназ Латыпова, соискатель Института истории им. Ш. Марджани АН РТ,

Ильгиз Нигматуллин, краевед

* Номер партийного билета.

./^ХХ ВЕК: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.