124
2014. Вып. 2
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 316.3 И.В. Евдошенко
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗЕМСТВА В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ
Необходимость образования особых органов местного хозяйственно-распорядительного управления возникла одновременно с разработкой положений об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое получило силу закона. Указом в тот же день оно вводилось в действие в 33 губерниях. «Положение» 1864 г. закрепляло всесословную систему земских учреждений. Земские учреждения разделялись на земские уездные и уездные управы. Земские губернские учреждения состояли из губернских собраний и губернских управ. Уездное земское собрание состояло из уездных земских гласных, избиравшихся на три года и так называемых членов по должности - представителей удельного ведомства и ведомства земледелия; депутата от духовного ведомства; городского головы губернского, уездного города; председателя и членов уездной земской управы. Председательствовал на заседаниях уездного земского собрания уездный предводитель дворянства.
Одной из задач реформы виделось «по возможности полное и последовательное развитие начала местного самоуправления». Такая постановка дела вполне соответствовала тем воззрениям, которые в то время если не господствовали, то были значительно распространены в обществе.
Земская реформа должна была удовлетворить два требования: 1) стремление улучшить местное хозяйственное управление и 2) дать выход запросу на самоуправление, заявленному общественным мнением. Земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы, не создала низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений - волостного земства. Но всё же земствам удалось внести немалый вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и образования. Рассматривается правовая природа возникновения и становления земских учреждений на территории Удмуртии.
Ключевые слова: земства, Вятская губерния, уезд, гласные, учреждения, экономика, сословия, хозяйственные вопросы, управа.
Всесословное земское самоуправление было создано на основе утверждённого 1 января 1864 г. «Положения о губернских и уездных учреждениях» (далее - Положение) [1].
Если говорить о земских учреждениях в Вятской губернии, то здесь необходимо отметить, что к числу первых они не относились, а начали создаваться спустя три с лишним года после принятия закона. Организационные земские собрания состоялись только зимой 1867 г. [2].
В соответствии с Положением председателями уездных земских собраний должны были быть уездные предводители дворянства. Однако из-за малочисленности в Удмуртии дворян постоянно возникали трудности в подборе членов земских собраний гласных. В итоге состав земских учреждений вынужденно складывался из представителей других сословий.
На состав и деятельность земских учреждений в нашем крае существенное влияние оказывали также аграрно-промышленный характер экономики, слабое развитие частного землевладения, высокий процент крестьян в сословной структуре населения, распространение, наряду с официальным православием, мусульманства, старообрядчества и язычества. В итоге в четырех «удмуртских» уездах - Сарапульском, Глазовском, Малмыжском и Елабужском, по определению самих же земцев, земство носило более «мужицкий» характер, чем во многих других регионах России.
В первых уездных земских собраниях нашего края самую большую группу гласных составляли крестьяне - 47 %, на втором месте купцы - 17 %, затем чиновники - 12,4 %, священники - 10 %, военные - 5,6 %.
Тогда как в целом по России в уездных земских собраниях самую большую группу гласных составляли, прежде всего, дворяне - 42 %, затем крестьяне - 38 %, купцы - 10 %, духовенство - 6,5 %.
Первыми председателями уездных земских управ Удмуртии были чиновники и купцы. Председателем Глазовской уездной земской управы был избран коллежский секретарь П.И. Колотов, Мал-мыжской - купец второй гильдии Н.Е. Родыгин, Сарапульской - купец второй гильдии Н.А. Мошкин, Елабужской - коллежский секретарь А.Т. Дернов [3].
В Центральном государственном архиве УР хранятся журналы всех четырех уездных земских собраний за 1877-1913 гг., а также архивные фонды Глазовской и Сарапульской уездных земских управ, содержащие документы за 1867-1918 гг. [4]. Это протоколы сессий земских собраний и заседаний земских управ, сметы доходов и расходов земств, отчеты и доклады о деятельности земских управ по различным вопросам и т.д. Изучение этих документов позволяет получить интересную информацию о конкретной сфере деятельности земств, определявшейся хозяйственными вопросами локального значения - устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Из истории становления земства в Вятской губернии
125
2014. Вып. 2
школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле, промышленности, взаимное страхование, местное продовольственное дело, ветеринарная служба, санитарное состояние населенных пунктов [5], постройка церквей, содержание тюрем и т.д. При этом, как свидетельствуют документы, роль идейного вдохновителя и организатора земской преобразовательной деятельности принадлежала не крестьянскому большинству, а образованным представителям привилегированных сословий - чиновничества, интеллигенции, купечества.
Положенный в основу земского самоуправления принцип самофинансирования выразился в появлении у земских собраний права обложения населения налогами и самостоятельного распоряжения этими средствами. Таким образом, состояние земских бюджетов напрямую зависело от уровня экономического развития уезда: одним из самых богатых земств в нашем крае было Сарапульское, самым бедным - Глазовское [6. С. 31].
С первых дней земские учреждения Удмуртии начали активную преобразовательную работу и стали настоящей школой общественной инициативы. Одной из ведущих сфер их деятельности была культура в характерном для того времени широком её понимании.
Архивные документы свидетельствуют о том, что на уездных земских собраниях широко обсуждались вопросы развития народного образования, просвещения, здравоохранения, агрономии, учреждения почты, устройства дорог и т. д. Но, пожалуй, самыми успешными сферами деятельности земств стали народное образование и просвещение.
В одном из докладов Глазовской земской управы очередному земскому собранию школа рассматривалась как «главное средство к поднятию духовного, гражданского и экономического развития населения», а основной целью просвещения ставилось «нравственное развитие народа, сопровождаемое повсеместным распространением полезных сведений и знаний».
В 1867 г. четырьмя уездными земствами - Сарапульским, Глазовским, Малмыжским, Елабуж-ским - было принято из ведения Министерства государственных имуществ 55 училищ. С 1868 г. земства взяли на себя большую часть расходов по содержанию начальных учебных заведений и начали деятельную работу по открытию новых школ и училищ. При учебных заведениях, рассчитанных на несколько селений, устраивались общежития для крестьянских детей.
В 1915 г. в нашем крае насчитывалось уже 1 118 начальных училищ, подведомственных уездным училищным советам, в которых обучалось около 74 тыс. чел. По отношению к числу детей школьного возраста учащиеся составляли 66 %, в Сарапульском уезде - более 80 %, в то время как в целом по России школу посещали только 51 % детей в возрасте от 8 до 11 лет [6. С. 23].
11 февраля 1873 г. на средства Сарапульского уездного земства открылось первое на территории Удмуртии реальное училище [7]. К концу XIX в. были организованы Парзинская и Асановская низшие сельскохозяйственные школы, Ижевская ремесленная школа [8], Воткинское среднетехническое училище, ремесленные мастерские в Сарапуле, Шаркане, Большой Пурге, Ижевском заводе и других населенных пунктах, что способствовало развитию профессионального образования и распространению ремесел и промыслов [9].
На заседаниях земских управ регулярно рассматривался вопрос о создании при школах и училищах библиотек с необходимым набором книг. Уездные библиотеки комплектовались книгами, журналами, газетами. Глазовское земство обратилось к губернским властям с просьбой об открытии школ для удмуртов и о необходимости обучения детей на их родном языке. При поддержке земства был подготовлен и издан учителем Бахтинской средней школы Н.Н. Блиновым букварь «Лыдзон» для удмуртских детей.
Участие земств в подготовке учительских кадров выразилось в содействии созданию педагогических учебных заведений и организации педагогических курсов. К началу 1911 г. в земских школах четырех уездов работали 1 146 учителей, около 35 % из них имели специальное педагогическое или светское образование. В самом начале своей деятельности губернскому земству впервые в истории края удалось провести два губернских съезда учителей - в 1869 и 1871 гг.
За полувековой период своего существования земства заняли ведущее место и в системе охраны здоровья населения нашего края. Уже в 70-е гг. XIX в. были заложены основные принципы организации земской медицины, руководствуясь которыми земства активно расширяли сеть медицинских учреждений, вырабатывали формы взаимодействия с врачами, развивали санитарно-профилактические мероприятия.
К 1913 г. в четырех уездах земствами было открыто 37 медицинских участков, действовало 36 больниц и приемных покоев, 8 аптек и 2 аптечных склада - в Сарапуле и Глазове, Елабужским земством организовано санаторно-курортное лечение в Варзи-Ятчинской грязелечебнице.
Квалифицированная медицинская помощь стала доступна широким массам населения. Если в 1869 г. спрос на медицинские услуги в Удмуртии составлял всего 2 чел. на 1000 жителей, то в 1913 г. уже 750 чел. Это способствовало снижению уровня смертности населения [6. С. 27].
126
И.В. Евдошенко
2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Также большое внимание земствами уделялось вопросу подготовки квалифицированных медицинских кадров. Получила распространение практика направления земских стипендиатов в медицинские учебные заведения, ближайшие из которых находились в Казани. Обучение среднего медицинского персонала уездные земства организовывали самостоятельно. Так, в 1867 г. Сарапульское земское собрание открыло трехгодичные фельдшерские курсы при уездной больнице.
Еще одним направлением деятельности уездных земств были мероприятия по развитию и интенсификации сельского хозяйства. Поставленные задачи решались путем распространения специальной литературы, организации чтений и бесед, демонстрации улучшенных сельскохозяйственных орудий и семян.
Заслугами земств Удмуртии стали также учреждение земского музея, земской почты, проведение телеграфных линий Ижевск-Сарапул, Сарапул-Воткинск, Глазов-Дебесы, осушение болот в Сарапульском уезде, являвшихся источником заболеваний лихорадкой. Большой вклад в изучение экономического состояния региона внесли земские статистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПСЗРИ. TXXXIX. № 40457.
2. ЦГА УР. Ф. 246. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.
3. Местное самоуправление: от земств до муниципальных образований: материалы науч.-практ. конф., с. Малая Пурга, 9 апреля 2009 г. Ижевск, 2009. 108 с.
4. ЦГА УР. Фонд Научно-справочной библиотеки.
5. ЦГА УР. Ф. 114. Оп. 1. Д. 30. Л. 10-11.
6. Субботина А.М. Земство в Удмуртии (1867-1918 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2000. С. 31.
7. ЦГА УР. Р-1539. Оп. 2. Д. 268. Л. 215.
8. ЦГА УР. Р-1660. Оп. 1. Д. 104.
9. Удмуртская Республика. Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2000. С. 335.
Поступила в редакцию 16.12.13
I. V. Evdoshenko
HISTORY OF FORMATION OF ZEMSTVO IN VYATSKY PROVINCE
The necessity to form special bodies of local economic-administrative management arose simultaneously with working out of regulations concerning peasants leaving serf dependence. On January 1st, 1864 «Regulations on Provincial and District Zemsky Institutions» which got the force of the law were enacted. By the decree of the same day the regulations were instituted in 33 provinces. The regulations of 1864 fixed the all-estate system of zemsky institutions. The zemstvos (elective district councils) were divided into zemsky district institutions and district executive boards (uyezd uprava). The zemstvos in provincies (Guberniyas) included provincial representative councils (gubernskoye sobranye) and provincial executive boards (gubernskaya uprava). A district representative council (uyezdnoye zemskoye sobranye) consisted of district zemsky representatives (uyezdnye zemsky glasnye) who were elected for the period of three years, and so-called «members holding positions» who were representatives of the district (uyezd) and the agriculture departments; a deputy from the religious department; provincial or district city heads; the chairman and members of the district zem-sky executive boards. The leader of district nobility acted as a chairman at the meetings of the district representative council (uyezdnoye zemskoye sobranye).
One of reform tasks was to start «the development of local governments which would be as complete and progressive as possible». This statement corresponded to the views which maybe did not become dominant at that time but were certainly widespread in the society.
The zemsky reform was to have met two requirements: 1) to improve local economic management and 2) satisfy a want of self-management declared by public opinion. The zemsky reform has neither generated the harmonious and centralized system nor created the lowest link which could have completed the system of zemsky institutions, namely, a volost zem-stvo (volost - a small rural district in old Russia). But nevertheless zemstvos managed to make a considerable contribution into the development of local economy, industry, communication facilities, public health system and educational system. The article also considers the legal nature of emergence and formation of zemsky institutions in the territory of Udmurtiya.
Keywords: zemstvos, Vyatsky province, district, uyezd, glasnye, economy, estates, economic questions, uprava.
Евдошенко Ираида Владимировна EvdoshenkoI.V.,
кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st.,1/4