Научная статья на тему 'Из истории становления системы основных понятий английской философии'

Из истории становления системы основных понятий английской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЭВОЛЮЦИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадманов Курбан Бадриддинович, Садуллаев Денис Бахтиерович

В статье сделана попытка авторской трактовки проблемы особенностей становления и развития английской философии Возрождения (XYI XYII вв.) в аспекте категориально-понятийном с точки зрения философии языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории становления системы основных понятий английской философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1 2 Шадманов К.Б. , Садуллаев Д.Б.

1Шадманов Курбан Бадриддинович - доктор философских наук, профессор;

2Садуллаев Денис Бахтиерович - ассистент, кафедра английского языка, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье сделана попытка авторской трактовки проблемы особенностей становления и развития английской философии Возрождения - ХУП вв.) в аспекте категориально-понятийном с точки зрения философии языка. Ключевые слова: система, эволюция, Возрождение, становление, концепция.

Как известно, философия исходит из признания движения и развития внешнего мира и человеческого мышления как результата действующих здесь внешних и внутренних противоречий. Это положение в полной мере относится и к языку, поскольку язык есть непосредственная действительность мысли. Между тем, многие проблемы, связанные с развитием и движением языковой системы, до сих пор остаются нерешенными. Слабо изучен масштаб и характер изменений понятий в системе языка вообще, совсем не изучен внутренний механизм эволюции философской терминологической системы английского языка. Исследований, посвященных этой серьезной проблеме, буквально единицы, поскольку изменения, происходящие в течение сравнительно короткого времени, обнаружить значительно труднее, нежели другие. Они минимальны по объему, протекают быстро и по этой причине практически неразличимы. В то время как при сопоставлении нескольких временных срезов, разделенных столетиями, гораздо легче обнаруживаются существенные квалификативно-квонтативные изменения. Следовательно, обращение к малоисследованной области динамических явлений, наблюдаемых в становлении системы понятий философии в данный момент, представляется весьма актуальным, в частности, с точки зрения философии языка. Принцип историзма, признание того факта, что история философии тесно и органически связана с историей производства, культуры, науки, техники, с историей общественных мировоззрений, определяет еще один аспект актуальности статьи. А потому основной целью настоящей статьи является анализ механизма «входа» идей и концепций в сеть категориальных структур философского концептуального аппарата.

Любой философский текст есть внутренне диалогичная структура, ибо содержит в себе как явные, так и имплицитные апелляции к оппоненту одним автором, направлен против взглядов других, опирается на известные факты и положения или подвергает их сомнению. Не случайно, стремясь добиться максимальной выразительности и уменьшить вероятность неадекватного восприятия, философы излагают полученные ими в результате рассуждений идеи, констатации, спекуляции в виде внутреннего диалога с воображаемым собеседником. Что касается конкретно философии периода эпохи позднего Возрождения (конец XVI -нач.XYП века), то она «приобретала характер принципиально асистематический, она тяготела к форме диалога. Она была публицистически активной и развертывалась как толкование тех или иных обыденно настоятельных проблем» [1, с. 82]. Сталкивая различные точки зрения, они стремятся таким образом стимулировать возникновение нового знания у этого «собеседника». Образцы текстов, построенных таким образом мыслителями эпохи Возрождения, можно обнаружить на всех отдельных этапах периода исследования. Причем их авторы являются не только философами, но и часто естествоиспытателями, учеными-экспериментаторами, писателями, поэтами,

государственными деятелями. С помощью такой «диалоговой» модели становилось возможным легче решить проблему усвоения нового знания. «На переломных этапах история философии и достигает вершин постижения мира и оказывается в состоянии драматической разорванности с миром и с самой собою. Противоречивость ее состояния становится нестерпимо острой, когда разлом в самодвижении социума, переход его от одного качественного состояния в другое совмещается по времени с разломом в культуре народа, отказом от недавно чтимых духовных ценностей и мучительным формированием новых» [2, с. 4].

Английские философы периода, критикуя современную им действительность, именно в этой связи развивали свои концепции, обосновывая то ли справедливость своей критики, то ли свой социальный идеал, то ли какие-то иные вопросы. Другой особенностью философских трудов периода является огромное внимание мыслителей к проблематике простейших достоверностей, их стремление к тому, чтобы «уединенно, в кабинетной тиши, допускающей лишь ученую переписку, дотошно исследовать вопрос о первооснованиях знания» [2, с. 82; 3, а 63].

Каждый пеpиод истоpии, имея свои особенности, имеет и свою, характерную для него, философию. При этом специфические черты времени проявляются и в своеобразии интерпретации традиционных философских вопросов, и в постановке новых проблем и даже в самом стиле философствования. Особенностью этого периода является и то, что философия данного времени была тесно сплетена с наукой, искусством, литературой, с политической жизнью общества. Она пульсирует не только в трудах профессиональных философов, но и в многочисленных философских работах, вышедших из-под пера представителей различных специальностей (Э. Спенсер, Т. Раллей, Т. Элиот, У. Шекспир, Т. Нэш, Дж. Донн и др.), ибо философия всегда говорит языком культуры. Реальная противоречивость социальной действительности, многочисленные познавательные, практические и идеологические противоречия реальной жизни находят свое яркое выражение в философском сознании эпохи. А благодаря великим открытиям Н. Коперника (1473-1523), И. Кеплера (1571-1630), Г. Галилея (1584-1642), возникает новое экспериментальное естествознание, быстро развиваются новые отрасли. В итоге, неожиданными становятся результаты, прозорливо дерзкими - предположения и догадки, что приводит к острой потребности в философском анализе полученных знаний, которые, в свою очередь, коренным образом меняют картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских программ. Одновременно, интерес к философии и человеку как активному, творческому индивиду смещается в сторону общества, социума: ключевым становится вопрос о месте и роли человека в обществе, о его правах, отношения власти, о его месте в государственной системе [4].

Научный труд периода исследования по своему характеру выступает как труд всеобщий. Учитывая организующую и ориентирующую функции науки (и философии) по отношению ко всем видам практики и познания, можно сказать, что сфера производства и функционирования философского знания есть некоторая ось сечения всей культуры. Идеалы научного знания, выражаемые в тех особых способах объединения, доказательства, типах организации, которые отличают каждую теорию, своими корнями уходят в культурное развитие эпохи и, по замечанию В.С. Стенина, «во многом определены сложившимися на каждом историческом этапе развития общества формами духовного производства» [5, с. 295]. Чтобы превратиться в канон для реально представляющих науку людей, новые принципы объяснения должны были быть приняты не только кругом ученых, но и войти неотъемлемым образом характеризуя облик этой науки в широкой общественной аудитории. Только таким способом новый идеал науки мог продемонстрировать свое мировоззренческое преимущество и тем самым успешно конкурировать с укоренившимися старыми представлениями.

Историческое познание по своему характеру во многом близко художественному способу отражения мира: в нем, так же как в различных формах искусства, воспроизводятся

41

наиболее характерные особенности исторических эпох. При анализе форм исторического познания человек сталкивается с особенно серьезными трудностями, поскольку интерференцию прошлого и настоящего, объективного и субъективного всегда пытается исследовать живой, реальный человек, принадлежащий к другой эпохе и со своей спецификой отношений и связей. Но без этого сочетания историческое познание невозможно, однако оно обязывает к особой осторожности и тонкости анализа, чтобы уберечься от сухого описания фактов, внутренне не заинтересованного и потому лишенного мысли, и от Харибды политики, опрокинутой в прошлое.

Следует отметить, что интерес к английскому национальному языку, к его истории и, шире, к истории английской национальной культуры, почти не наблюдается в Англии в течение средних веков и позже Характерно, что Болтон В.Ф. (Bolton W.F.) и Таккер С.И. (Tucker S.I.) - авторы в высшей степени авторитетных хрестоматий, посвященных изучению англичанами своего родного языка, приводят свидетельства, отноcящиеся не ранее, чем к концу XV века или началу XVII века (См.: Bolton W.F. The English Language Essays and American men of letters, 1490-1839. Cambridge Univ. Press 1966; Tucker S.I. English examined. Two centuries of comment on the mother tongue. Cambridge, 1961). Лишь во второй половине XVI века-первой половине XVII века в Англии возникает серьезный интерес к родному языку, его истории и к истории древней национальной литературы. Именно в этот период начинается интенсивное изучение истории английского языка, в частности его этимологии, которые, однако, сводились к поискам этимона в классических языках. Первые попытки обратить внимание на историю своего родного языка наблюдаются в Англии со второй половины XVI в.: появляется первая книга с текстами на древнеанглийском языке «Доказательство древности церкви в Англии» (1567), первый этимологический словарь английского языка Дж. Миншу (1617) "Ductor in linguas", словарь древнеанглийского языка Уильямса Сомнера "Dietionarium Saxonico-Latino-Anglicum" (1659), грамматика древнеанглийского языка Дж. Хикеса "Institutiones grammaticae Anglo-Saxonical et Moeso-Gothicae" (1689).

Успехи экспериментальных наук свидетельствовали о плодотворности новых методов накопления наблюдений и их рациональной обработки. Новые веяния в науке и общественной жизни находили свое отражение в философских трудах, для которых характерным было критическое отношение к схоластике, стремление сконцентрировать научные интересы на природе и человеке, апелляция к опыту как источнику знаний [6, с. 13]. Формированию нового мировоззрения дали импульс большие социально-экономические и технические сдвиги (Дж. Гильберт, Т. Гарриот, Д. Непер, У. Гарвей и др.), происходившие в жизни Европы. Расширение и обогащение практики ее народов породили необходимость соответствующей перестройки теоретических представлений, пересмотра методов и задач познания. Стоящие на почве новой науки, они связывали свои конкретные научные исследования с попытками выработки нового научного метода и новой, противостоящей схоластике, картины мира [7, с. 121]. В XVI веке, особенно во второй половине века, возникает натурфилософия (Б. Телезио), определяющая движение философской мысли на заключительном этапе Возрождения: рассмотрение природы, исходя из ее «собственных начал», независимо от вне- и сверхприродного вмешательства -основа ее метода [7, с.234]. А пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно являет собой высший результат развития философской мысли эпохи Возрождения [7, с. 277].

Список литературы

1. Соловьев Э.В. Философия или псевдофилософия?/ Философское сознание: драматизм

обновления. М.: Наука. 1991. С. 71-93.

2. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Наука. 1991. 453 c.

3. Кудряшев А.Ф. Соотношение онтологии и гносеологии / Философия в

глобализирующемся мире. Вып. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 63-68.

4. Из истории политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М.: Наука. 1989. 448 с.

5. Стенин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. 320 с.

6. Михаленко Ю.П. Ф. Бэкон и его учение. М.: Наука. 1975. 264 с.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

8. ШведовЮ.Т. Вильям Шекспир. Исследование. М.: Изд-во МГУ, 1977. 390 с.

9. ЯрцеваВ.Н. Развитие национального литературного англ. языка. М.: Наука, 1969. 286 с.

10. Savory Th.H. The Language of Stierce: its growth, сИагасег and usage. London, 1977. 246 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.